Введение
1 Глава.1. Нормативно-правовая основа миграционной политики Европейского союза
1.1.1.1 Проблематика межгосударственного сотрудничества по вопросам урегулирования миграционных процессов в Европейском Союзе.…………………………14
1.2.1.2 Актуальные европейские проекты в области миграционного сотрудничества
2 Глава: 2. Европейский миграционный кризис 2015: сравнительная характеристика стратегий Германии и Франции
2.1.Анализ миграционной политики Франции с точки зрения общеевропейских рекомендаций
2.2. Анализ миграционной политики Федеративной Республики Германии с точки зрения общеевропейских рекомендаций
3 Глава: 3. Влияние Франко-Германского тандема на процесс формирования общеевропейской миграционной политики после 2014 года
3.1.Предпосылки формирования Франко-германского союза в условиях нарастающей проблемы беженцев
3.2.Перспективы сотрудничества Германии и Франции в интеграционных проектах Европейского Союза
Заключение
Список источников и литературы
Европейская миграционная политика является достаточно широкой и многосторонней темой для изучения. В современной литературе существует множество подходов, которые под разным углом рассматривают те или иные аспекты данной политики на территории Европы. Особенную роль в научной среде занимают работы по изучению экстремальных кейсов, связанных с темой перемещения человеческого капитала, а именно ситуации, когда нарушается баланс миграционных потоков. Анализируя исторический контекст, можно прийти к выводу о том, что нарушение баланса в основном происходит в большую сторону, то есть происходит интенсификация иммиграционных потоков из одного региона в другой.
С 2014 года наблюдается ситуация многократного увеличения миграционного потока к странам Европы, что в последствии будет носить название «Европейский миграционный кризис 2015.» Уникальность данного события состоит в том, что данный кризис оказался одним из наиболее масштабных для современной европейской миграционной системы. Результатом столь резкого и беспрецедентного роста числа нуждающихся в международной защите стало значительное расхождение во мнениях между странами-участниками Европейского Союза (ЕС) по поводу способов урегулирования сложившийся кризисной ситуации. При более детальном изучении линии взаимоотношений Брюсселя, Парижа и Берлина возникает пространство для научного обсуждения на тему того, как конкретные страны проявляют свою национальную позицию в процессе формирования европейской политики. В рамках данной работы кризис 2015 года используется в качестве определенного этапа в развитии Европейской миграционной системы. Тема работы связана с изучением позиций Федеративной Республики Германии и Республики Франции в ходе формирования единой Европейской миграционной политики с момента 2014 года. Под «позицией страны» принято считать отношение правительства к той или иной проблематике, которое может быть основано на официальных заявлениях и выступлениях представителей государства, а также участия в переговорном процессе или голосовании на европейском уровне, которое имеет прямое отношение к выбранной теме. Оценка и определение позиции каждой из стран будет производиться на основании отношения государства к проблематике, которая поднимается в ходе обсуждения на европейском уровне. Такие факторы, как ратификация международных договоров, согласие или поддержка тех или иных нормативно-правовых актов, рекомендаций, поправок или иных документов, разработанных Европейскими Институтами, а также действия, которые предпринимает страна по решению данной проблемы, будут приниматься во внимание при составлении и оценки позиции страны.
Актуальность данной темы исследования обусловлена проблематикой государственного участия в реализации общеевропейской миграционной политики в условиях кризиса. Беспрецедентный поток беженцев и нелегальных иммигрантов к территориям ЕС, который достиг своего пика в 2015 году, выявил ряд недостатков и пробелов в политике ЕС по вопросам убежища, внешних границ и миграции. В ответ на эти вызовы Евросоюз разработал полноценную стратегию по проведению реформ, направленных на перестройку своей политики в области предоставления убежища и миграции, основанной на нескольких ключевых компонентах: стимулирование государственной кооперации по вопросам миграции и представления политического убежища, налаживание внешних контактов для реализации процессов по обратной высылке, а также оказание финансовой помощи и поддержки регионам, которые являются странами отправления беженцев. В новых условиях, когда страны в разной степени ощутили на себе последствия увеличения количества беженцев, изучение позиций конкретных государств дает возможность для более детального понимания причин возникновения проблематики государственного влияния на разработку тех или иных инициатив, имеющие общеевропейскую направленность.
Объектом исследования является Европейская миграционная политика с 2014 по 2022 год. Предметом исследования является позиции Федеративной Республики Германии и Республики Франции в рамках формирования европейской миграционной политики.
Целью работы является определение позиций Федеративной Республики Германии и Республики Франции в процессе формировании Европейской миграционной политики в период с 2014–2022 год. Позиция государства представляет собой характеристику, которая отражает в себе отношение правительства страны к Европейским инициативам, программам, нормативным актам и иным документам, которые имеют прямое влияние на формулирование европейской миграционной политики в указанный период.
Для выполнения данной цели были поставлены следующие задачи:
- Изучить нормативно-правовую основу миграционной политики Европейского Союза
- Определить в чем заключается проблематика межгосударственного участия в формировании миграционной политики ЕС.
- Проследить хронологию событий, связанных с формированием миграционной политики в ЕС с 2014 по 2022 годы, а также изучить роли Германии и Франции в данных событиях.
- Дать оценку миграционной политике Германии и Франции с точки зрения общеевропейских рекомендаций.
- Определить внешнеполитические позиции ФРГ и Республики Франции по вопросам миграции и предоставления убежища
- Определить степень влияния Франко-германского тандема в процессе формирования европейской миграционной политики.
Методологическая основа данного диссертационного исследования включает в себя ряд общенаучных и специальных методов. Использование широкого спектра различных методов позволило провести анализ европейской миграционной политики на предмет проблематики государственного участия с использованием нескольких опорных точек, а также дать характеристику позиций двух стран в рамках участия в общеевропейском политическом процессе. В работе были применены несколько специально-научных методов, а именно: сравнительный метод использовался для характеристики позиций двух стран по вопросам иммиграции и политики предоставления убежища, с последующим сравнением на предмет соответствия европейским рекомендациям. Объектом данного метода исследования стали нормативно-правовые документы, программы, рекомендации и поправки, которые были инициированы европейской стороной, а также документы, которые были приняты на национальном уровне двух стран.В работе использовался историко-социологический метод для обозначения хронологических событий европейского миграционного кризиса на протяжении восьми лет с момента 2014 года. Исторический анализ показал, насколько Европейский регион по-разному смотрит на проблематику беженцев, а также каким образом каждая из стран развивала свою миграционную политику еще задолго до возникшей проблемной ситуации. Методом ивент анализа была проработана хронология событий, в которых участвовали Германия и Франция в рамках европейского обсуждения кризиса беженцев. В ходе данной работы был также использован диалектических подход, согласно которому.
Теоретическая основа исследования состоит в использовании системного подхода изучения миграции в контексте социально-экономических, политических, демографических, глобализационных и других факторов. Использование системного подхода для изучения проблематики европейской миграции позволяет объединять во внимании несколько факторов при выдвижении и проверке существующей гипотезы, а также учитывать дополнительные аспекты участия тех или иных акторов в миграционных процесса на территории Европы.
Научная новизна исследования состоит в том, что в работе используется системный подход для изучения роли государств в процессе формирования европейской миграционной системы с использованием статических данных, а также наиболее актуальной источниковой базы, которая позволяет выдвинуть теоретические положения, которые ранее не были известны или зафиксированы на практике.
Источниковую базу исследования можно условно разделить на несколько групп. Первая группа источников включает в себя официальные документы, программы, нормативно-правовые документы, рекомендации и предложения, опубликованные на сайтах Европейской Комиссии, Европейского Парламента, Совета Европейского Союза, а также других официальных источниках Европейского союза. Примером таких документов служит тест договора о функционировании Европейского Союза, договор о Европейском Союзе и другие тексты официальных документов, которые послужили первоисточниками при изучении нормативно-правовой базы миграционной политики Евросоюза. Вторая группа источников включает в себя нормативно-правовую документацию национальных правительств Федеральной Республики Германии и Республики Франции, официальные заявления и интервью поставителей страны и высокопоставленных политиков. Третья группа источников состоит из официальных отчетов статистических ведомств Eurostat, DEstatis, Statista и др., которые были использованы для определения степени миграционной нагрузки по странам ЕС.
При работе над темой использовался широкий спектрлитературы на нескольких языках: русский, английский и немецкий. Литература, оригинальным языком которой является французский, была переведена с помощью автоматических механизмов перевода в сети Интернет. Традиционными отечественными исследователями европейской миграции являются представители РАН Института Европы, среди которых можно выделить Потемкину О. Ю. и ее работу посвященную последствиям миграционного кризиса в ЕС. Среди отечественных германистов были использованы работы Белова В.Б. А также Тимошенковой В.П. по развитию партийно-политического ландшафта в Германии после возникновения кризисного положения. Изучение Франции в контексте миграционного кризиса было возможным благодаря работам Любарт М.К., в которых автор подробно расписала внутренние противоречия во французском обществе, связанных с проблемой беженцев. Францию в формате общеевропейских переговоров рассматривала в своей работе Тищенко К.О.. Арзаканян М.Ц. и Гаврилова С.М. в монографии затронули тему того, как миграционный кризис повлиял на общественное сознание французского общества и к чему это приведет в будущем.
Среди европейских исследователей стоит выделить Пападеметриу Дж. – одного из ведущих представителей института по миграции, в чьих работах можно увидеть обоснованный критицизм Европейской миграционной политики с точки зрения отсутствия межгосударственной кооперации, кризиса солидарности и других причин раскола между странами. Либег Т. и группа авторов в монографии проводят полноценный анализ последних итогов европейской иммиграционной политики с точки зрения интеграции беженцев. Штаубар и Циммерман – два немецких автора, которые также занимаются изучением европейской миграционной политики, но уже с точки зрения движения евроинтеграции. Французский автор Бони М. рассуждает в работе над темой деятельности Мари Ле Пен в условиях, когда Франция старалась удовлетворять требования Брюсселя. Ауоб М. приводит аргументацию к тому, каким образом можно оценивать действия Германии в рамках урегулирования миграционного кризиса на территории ЕС.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, а также списка использованных источников и литературы. Каждая из трех глав разделена на два подпункта. Первая глава посвящена изучению нормативно-правовой базы европейской миграционной политики, а также проблематики межгосударственного сотрудничества в процессе формирования данной политики. Также в рамках первой главы были рассмотрены наиболее актуальные проекты в области миграции, участие в которых принимали страны Германия и Франция. Вторая глава исследования посвящена сравнению миграционных политик двух стран с точки зрения общеевропейских рекомендаций. Заключительная глава сконцентрирована на действиях двух стран в качестве политического объединения в Европе, а также влияния данного объединения на развитие европейской миграционной политики.
Кризис беженцев 2015 года обозначил значительные разногласия между странами-членами ЕС по вопросам выполнения своих обязательств. Годами выстраиваемая система наднационального управления, которая распространилась абсолютно на все сферы деятельности национальных государств, зашла в тупик именно в тот момент, когда фактическое выполнение своих обязательств попросту было проигнорировано определенными странами. В связи с этим темой данного исследования стало изучение позиций Германии и Франции в рамках формирования европейской миграционной политики. Как стало известно, Европейские Институты в неменьшей степени были заинтересованы в урегулировании сложившийся ситуации, но проблематика вопроса обозначилась в ситуации, когда страны заняли разные стороны касательная предложений Европейской Комиссии и Европейского Парламента. Начать стоит с того, что в Европейском Союзе был разработан механизм голосования, которые применялся в большинстве вопросов, связанных с урегулированием возникшего кризиса. Каким образом работало квалифицированное большинство, установленное Лиссабонским договором, если целые группы стран (Вышнеградская четверка) отказывались участвовать в голосования по установлению обязательных квот по размещению беженцев. Все это приводит к выводу о том, что на момент 2014 года в Европейском Союзе существовала неразрешенная проблематика межгосударственного сотрудничества.
С другой стороны, страны Германии и Франции проявили себя как инициаторы европейской кооперации по вопросам беженцев. Каждая из стран имела свои личные интересы, которые транслировались на европейский уровень: для Франции это была тема, связанная с европейской безопасностью, тогда как Германию больше волновал вопрос о применении или пересмотре Дублинского регламента, а также налаживание процесса реадмиссии путем установления внешних контактов. Обе страны в той или иной степени были солидарны с позициями Брюсселя, что подтвердилось в реализации национальных программ. Так или иначе потребовалось больше времени, чтобы большинство стран стало прислушиваться к идеям о введении квот и проектам по интеграции. И Германия, и Франция испытывали внутриполитические сложности по мере развития ситуации, что в некоторой степени сказывалась на их позициях на международной арене. Однако, нельзя отрицать тот факт, что именно Франция и Германия представляют два уникальных кейса о том, какие разные по своему характеру и смыслу могут быть последствия для страны, которая независимо от своих намерений становится целью. Это выражается в разных форматах, но суть остается прежней – серия событий, потрясших населения Германии и Франции сформировали особый запрос на проводимую национальную политику. Это в свою очередь отразилось на лоббировании определенных программ, реализация которых могла быть только при повсеместном одобрении и принятии этих программ другими странами ЕС.
Германия взяла на себя ответственность за сохранение верховенства Европейских ценностей. Ознаменовав политику «открытых дверей», политический капитал Ангелы Меркель немного пошатнулся, но стоит помнить, что кризис беженцев – это далеко не первый серьезный вызов, через которых прошла канцлерин. Действия Германии не во всем можно назвать образцово показательными, но нельзя не отметить тот факт, насколько Германия быстро адаптировала свою инфраструктуру и нормативную базу под реализацию поставленных задач. Несмотря на значительную критику и сложности в партийно-политической сфере, страна смогла стабилизировать ситуацию на границах, заключить внешние сделки и перестроить свой фокус деятельности на рельсы интеграции.
Франция получила наиболее ощутимый удар с точки зрения психологического восприятия данного кризиса. Это несомненно нашло отражение в политике страны, которая также оказывала стремительную поддержку идеям Брюсселя и продолжала двигаться еще дальше в этом направлении, вступая в двусторонние переговоры и контакты с другими странами, которые могли бы помочь в достижении поставленных целей.
Франко-германский тандем начал свою новую историю по спасению европейской идентичности. Действия двух стран имели общую направленность в области межгосударственной кооперации, установлению более серьезного контроля на внешних границах, а также настаивали на распределительных квотах. Так или иначе, но обе страны умели сочетать личные интересы и европейские ценности в своих программах. Такой подход может быть не для каждой страны под силу, ведь для следования европейским программам и рекомендациям необходимо отдавать гораздо больше, чем это делают остальные. В этом пожалуй и заключается позиция Германии и Франции в рамках формирования европейской миграционной политики: обе страны имеют достаточно ресурсов и основании для того, чтобы не просто соответствовать европейским стандартам и ценностям, но и оказывать непосредственное влияние на формулировку этих стандартов и ценностей.
1. Нормативно-правовые акты и иные материалы официальных сайтов.
1.1. Законодательные акты Германии:
1.EU-Dublin-III-Verordnung, 2013/ BundesweiteArbeitsgemeinshaftfurFluchtlinge // URL: www.proasyl.de/wp-content/uploads/2013/06/PRO_ASYL_EU_Asylpaket_Wesentliche_AEnderungen_Juni_2013.pdf
2.Gesetz über die Einreise und den Aufenthalt von AusländernimBundesgebiet (Ausländergesetz — AuslG) vom 9 Juli 1990/ Bundesministerium der Justiz // URL: www.gesetze-im-internet.de/aufenthg_ 2004/ BJNR195010004.html
3.«Deutsche Staatsangehorigkeit. Neuregelung der Optionspflicht», 8. April 2014./Bundesregierung //URL: www.bundesregierung.de/Content/DE/Arti kel/2014/04/2014-04-07-staatsangehoerigkeit.html.
4.Masterplan Migration. MaßnahmenzurOrdnung, Steuerung und Begrenzung der Zuwanderung.
04.07.2018/ Bundesministerium des innern// URL: www.bmi.bund.de/SharedDocs/downloads/DE/veroeffentlichungen/the
men/migration/masterplan-migration.pdf? __blob=publicationFile&v=3
1.2. Международные договоры и документы:
1.Договор о Европейском Союзе/ Право ЕС: Учредительные договоры, диссертации, книги, акты и другая информация// URL: eulaw.ru/treaties/teu/
2.Договор, учреждающий Европейское Сообщество (в редакции Ниццкого договора) /Право ЕС: Учредительные договоры, диссертации, книги, акты и другая информация// URL: eulaw.ru/treaties/teuratom_edit/
3.Договор о функционировании Европейского Союза (новая редакция) / Право ЕС: Учредительные договоры, диссертации, книги, акты и другая информация// URL: eulaw.ru/treaties/tfeu/
4.Хартия Европейского союза об Основных правах/ Право ЕС: Учредительные договоры, диссертации, книги, акты и другая информация// URL: eulaw.ru/treaties/charter/
5.EU Blue Card/ European Migration Law //URL: www.europeanmigrationlaw.eu/en/immigration/260-council-directive-2009-50-ec-blue-card.html
6.European Council, 28-29 June 2018/European Council// URL: www.consilium.europa.eu/en/meetings/european-council/2018/06/28-29/
7.Council directive 2004/81/EC of 29 April 2004 on the residence permit issued to third-country nationals who are victims of trafficking in human beings or who have been the subject of an action to facilitate illegal immigration, who cooperate with the competent authorities// URL:eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32004L0081&from=EN
8.Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social committee and the Committee of the regions. European Agenda on migration // URL: eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=celex%3A52015DC0240
9.Communication from the Commission to the European Parliament towards a reform of the common European asylum system and enhanced legal avenues to Europe // URL: eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?qid=1485252836824&uri=CELEX:52016DC0197
10.Communication from the Commission to the European Parliament, the European Council and the Council Progress report on the Implementation of the European Agenda on Migration /Brussels, 16.10.2019 COM(2019) 481 final // URL:ec.europa.eu/home-affairs/system/files/2019-10/20191016_com-2019-481-report_en.pdf
11.Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social committee and the Committee of the regions. Action plan on Integration and Inclusion 2021-2027// URL:ec.europa.eu/home-affairs/system/files_en?file=2020-11/action_plan_on_integration_and_inclusion_2021-2027.pdf
12.Directive 2011/98/EU of the European Parliament and of the Council of 13 December 2011 on a single application procedure for a single permit for third-country nationals to reside and work in the territory of a Member State and on a common set of rights for third-country workers legally residing in a Member State// URL:eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ALL/?uri=CELEX%3A32011L0098
13.Directive 2011/95/EU of the European Parliament and of the Council of 13 December 2011 on standards for the qualification of third-country nationals or stateless persons as beneficiaries of international protection, for a uniform status for refugees or for persons eligible for subsidiary protection, and for the content of the protection granted (recast) // URL: eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=celex%3A32011L0095
14.Directive 2013/32/EU of the European Parliament and of the Council of 26 June 2013 on common procedures for granting and withdrawing international protection //URL: eur-lex.europa.eu/eli/dir/2013/32/oj
15.Directive 2014/66/EU of the European Parliament and of the Council of 15 May 2014 on the conditions of entry and residence of third-country nationals in the framework of an intra-corporate transfer// URL: eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ALL/?uri=celex%3A32014L0066
16.Directive 2014/36/EU of the European Parliament and of the Council of 26 February 2014 on the conditions of entry and stay of third-country nationals for the purpose of employment as seasonal workers// URL: eur-lex.europa.eu/legal-content/en/ALL/?uri=celex%3A32014L0036
17.Directive (EU) 2016/801 of the European Parliament and of the Council of 11 May 2016 on the conditions of entry and residence of third-country nationals for the purposes of research, studies, training, voluntary service, pupil exchange schemes or educational projects and au pairing// URL: eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX:32016L0801
18.High-Level Conference on the Eastern Mediterranean/Western Balkans/ General Secretariat of the Council/ Route. Luxembourg, 8 October 2015 // URL: data.consilium.europa.eu/doc/document/ST-12876-2015-INIT/en/pdf
19.Long-term EU budget 2021-2027 and recovery package /European Council //URL: www.consilium.europa.eu/en/policies/the-eu-budget/long-term-eu-budget-2021-2027/
20.Regulation (EU) No 604/2013 of the European Parliament and of the Council of 26 June 2013 establishing the criteria and mechanisms for determining the Member State responsible for examining an application for international protection lodged in one of the Member States by a third-country national or a stateless person// URL: eur-lex.europa.eu/eli/reg/2013/604/oj
21.Regulation (EU) No 603/2013 of the European Parliament and of the Council of 26 June 2013 on the establishment of 'Eurodac' for the comparison of fingerprints for the effective application of Regulation (EU) No 604/2013 establishing the criteria and mechanisms for determining the Member State responsible for examining an application for international protection lodged in one of the Member States by a third-country national or a stateless person and on requests for the comparison with Eurodac data by Member States' law enforcement authorities and Europol for law enforcement purposes, and amending Regulation (EU) No 1077/2011 establishing a European Agency for the operational management of large-scale IT systems in the area of freedom, security and justice// URL:https://eur-lex.europa.eu/eli/reg/2013/603/oj
22.The Treaty of Lisbon// URL:eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=LEGISSUM:ai0033
23.Council framework decision of 28 November 2002 on the strengthening of the penal framework to prevent the facilitation of unauthorised entry, transit and residence// URL:eur-lex.europa.eu/legalcontent/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32002F0946&qid=1421139275100&from=EN
2. Материалы официальных сайтов:
2.1. Материалы официальных сайтов Германии:
1."EinneuerAufbruchfürEuropaEineneueDynamikfürDeutschlandEinneuerZusammenhaltfürunserLand" от 7 февраля 2018 KoalitionsvertragzwischenCDU, CSUundSPD. URL: www.zeit.de/politik/deutschland/2018-02/koalitionsvertrag.pdf
2.Hanewinkel, V., Hartmann, L., Migrationspolitik. Monatsrückblick, in: Dossier der Bundeszentrale für politischeBildung. // URL: www.bpb.de/gesellschaft/migration/flucht/285758 /migrationspolitik-januar-2019
2.2. МатериалыофициальныхсайтовФранции:
1.Ce que coûte la crise des réfugiés et la luttecontre le terrorisme à l’Europe (et ce que reçoit la France/ Securiteinterieur/ URL: securiteinterieurefr.blogspot.ru/2016/03/ce-que-coute-la-crise-des-refugies-et.html
2. La France à l’actionface à la crisemigratoire/ Site officiel du gouvernement français// URL :www.gouvernement.fr/la-france-a-l-action-face-a-la-crise-migratoire-2817
3. Rapportannuel 2015 sur les politiquesd'asile et d'immigration / Focus / Actualités / Info-ressources - Immigration, asile, accueil et accompagnement des étrangers en France / Ministère de l'Intérieur //URL: www.immigration.interieur.gouv.fr/Info-ressources/Actualites/Focus/Rapport-annuel-2015-sur-les-politiques-d-asile-et-d-immigration
4.Le droit des étrangers et la réforme de l'asile/ Site officiel du gouvernement français//URL:www.gouvernement.fr/action/le-droit-des-etrangers-et-la-reforme-de-l-asile#:~:text=La%20loi%20relative%20au%20droit,de%20l'asile%20en%20France
5.The EU’s Refugee Crisis/ French Government website// URL: www.strategie.gouv.fr/english-articles/eus-refugee-crisis
6.Un appel à un changement radical de politiquemigratoire en France/ Mediapart // URL:blogs.mediapart. fr/les-invites-de-mediapart/blog/150617/unappel-un-changement-radical-de-politiquemigratoire-en-france.
2.3. Материалы официальных сайтов Европейского союза.
1.Asylum Policy. Official website of European Parliament// URL: www.europarl.europa.eu/factsheets/en/sheet/151/asylum-policy
2.European Agenda on migration //URL: ec.europa.eu/dgs/home-affairs/what-we-do/policies/ european-agenda-migration/background-information/docs/communication_on_the_european_agenda_on_migration_annex_en.pdf
3.Eurostat Statistics Explained: Immigration by citizenship, 2015/ European Council // URL: www.ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php/
4.Refugee facility for Turkey: Member states agree on details of financing 3 February 2016 /European Council//URL: www.consilium.europa.eu/en/press/press-releases/2016/02/03/refugee-facility-for-turkey/
5.What is the EU-Turkey deal?/ International rescue committee 2018// URL: eu.rescue.org/article/what-eu-turkeydeal#:~:text=The%20'EU%2DTurkey%20deal'%20is%20the%20term%20often%20used,Turkey%20to%20the%20Greek%20islands.
6.Valletta Summit on migration /2015 // URL: https://www.consilium.europa.eu/en/meetings/international-summit/2015/11/11-12/
2.4. Материалы официальных сайтов Организации Объединенных Наций.
1.The principle of non-refoulement under international human rights law/ United Nations Human Rights/URL: www.ohchr.org/sites/default/files/Documents/Issues/Migration/GlobalCompactMigration/ThePrincipleNon-RefoulementUnderInternationalHumanRightsLaw.pdf
2.UNHCR. Global trends: forced displacement in 2015/ The UN Refugee Agency 2015//URL: www.unhcr.org/576408cd7.pdf
3. Выступления, блоги, интервью и публикации политиков:
1.Flüchtlingspolitik: "Wirschaffen das"-Statement von Angela Merkel am 31.08.2015/ Youtube // URL:www.youtube.com/watch?v=kDQki0MMFh4
4.Прессрелизы:
1.A new strategic agenda 2019-2024 / 2019 /European Council //URL: www.consilium.europa.eu/en/press/press-releases/2019/06/20/a-new-strategic-agenda-2019-2024/
2.EUNAVFOR Med: EU agrees to start the active phase of the operation against human smugglers and to rename it "Operation Sophia". 28. 09.2015// URL: https://www.consilium.europa.eu/en/press/press-releases/2015/09/28/eunavfor/
3.Refugee Crisis: European Commission reports on progress in implementation of priority actions /14 October 2015 // URL: ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/IP_15_5839
4.EIB: Council approves extra €3.7 billion to address migration issues /European Council // URL: www.consilium.europa.eu/en/press/press-releases/2018/02/27/eib-council-approves-extra-3-7-billion-to-address-migration-issues/
5.G7 summit, Ise-Shima, Japan, 26-27/05/2016 /European Council // URL: www.consilium.europa.eu/en/meetings/international-summit/2016/05/26-27/
6.A fresh start on migration: Building confidence and striking a new balance between responsibility and solidarity/ Press relies/ 23 September 2020 // URL: ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/ip_20_1706
7.Legal migration: Council adopts blue card directive to attract highly-qualified workers / Press relies/ 7 October 2021 // URL: www.consilium.europa.eu/en/press/press-releases/2021/10/07/legal-migration-council-adopts-blue-card-directive-to-attract-highly-qualified-workers/
5.Аналитические данные исследовательских и статистических центров:
1.Международная организация по миграции. Словарь миграции, Vol.2., IML №25, 2011.
2.Bertoncini Y, Piero Gastaldo P. De Geus A, Kosonen M, Niblett R, Santos Silva A, Wolff G. Crise des réfugiés :l’Europe doit agir / « The refugee crisis, a European call for action », Tribune, Institut Jacques Delors 2016//URL: www.euractiv.com/section/global-europe/opinion/the-refugee-crisis-a-european-call-for-action/
3.Fourquet J. « Les Européens face à la crise des migrants »/Note n° 291, Fondation Jean Jaurès, 2015// URL:www.jean-jaures.org/publication/les-europeens-face-a-la-crise-des-migrants-3/?post_id=15783&export_pdf=1
4.Migration 2016: Nettozuwanderungnach Deutschland bei 500 000 Personen // DeStatis //URL: www.destatis.de/DE/Presse/Pressemitteilungen/2018/03/PD18_088_127.html
5.The new EU Agenda on Migration: a comprehensive solution or a set of stopgap measures?/SOLIDAR 2015// URL:www.solidar.org/system/downloads/attachments/000/000/277/original/2015_06_01_together_for_social_europe_factsheet_migration.pdf?1457601315#:~:text=On%2013%20May%202015%20the,of%20migration%20for%202015%2D2020.
6.Migration in Europe - Statistics and Facts/ Statista Research Department, Mar 5, 2020// URL: www.statista.com/topics/4046/migration-in-europe/#dossierKeyfigures
7.Wagner M., Baumgartner P. In search for a vision of the Common European Asylum System (CEAS)/ International center for Migration Policy Development// URL: www.icmpd.org/blog/2019/in-search-for-a-vision-of-the-common-european-asylum-systemeas#:~:text=The%20vision%20of%20establishing%20a,Tampere%20Conclusions%2C%20para%2013).
8.Wirtschaft und Statistik № 12, 2017 // FAZ 9. Aug. 2017/ De statis// URL: www.destatis.de/DE/Methoden/WISTA-Wirtschaft-und-Statistik/_inhalt.html
9.Statistisches Bundesamt Deutschland, 2016// URL: www.destatis.de
6.Периодическая печать и СМИ.
6.1. Статьи периодических изданий Франции:
1.Accueil des refugies: les maires entre bonnevolonte, inquietude et retinence 08.09.2015/ Le Parisien //URL:www.leparisien.fr/politique/interactif-accueil-des-refugies-les-maires-entre-bonne-volonte-inquietude-et-reticence-08-09-2015-5073381.php
2.Boni M. “Marine Le Pen compare la crise des migrants à la chute de l'empireromain” 15.09.2015/ Le Figaro// URL:www.lefigaro.fr/politique/le-scan/citations /2015/09/15/25002-20150915ARTFIG00111- marine-le-pen-compare-la-crise-des-migrants-ala-chute-de-l-empire-romain.php
3.Daech: la France prête à des frappesaériennes en Syrie, pas de troupesau sol 07.09.2015 /Le Parisien // URL:www. leparisien.fr/politique/syrie-hollande-veutvols-de-reconnaissance-contre-daech-pas-detroupes-au-sol-07-09-2015-5069437.php
4.Faye M. “Pour Marine Le Pen, « l’immigrationest un fardeau »” 06.09.2015/ Le Monde// URL: www.lemonde.fr/politique/article/2015/09/07/pour-marine-le-pen-l-immigration-est-un-fardeau_4747421_823448.html
5.Funès N. Rastello C. Accueil des réfugiés: la France esttrèsloin du modèleallemand // L’Obs 14.09.2016 // URL : tempsreel.nouvelobs.com/monde /migrants/20160914.OBS8030/accueil-desrefugies-la-france-est-tres-loin-du-modeleallemand.html/
6.Leconte R., Toureille E., Grasland C. La productionmédiatiqued’une «crisemigratoire»//Socio-anthropologie. 2019. № 40 (1)//URL: hal.archives-ouvertes.fr/hal-03114140/document
6.2. СтатьипериодическихизданийГермании:
1.Die Republikrücktnachrechts./Freitag //URL: www.freitag.de/autoren/benjaminimmanuel-hoff/die-republik-rueckt-nach-rechts
2. Jefferson Chase Germany's migrant transfer centers: What you need to know 01.08.2018. /DW// URL: www.dw.com/en/germanys-migrant-transfer-centers-what-you-need-to-know/a-44541635
6.3. Статьи периодических изданий других государств:
1. Глава ЕК указала на несостоятельность миграционных систем Евросоюза/ Regnum //URL: regnum.ru/news/polit/3119958.html
2. ОлландпообещалЛивану 100 млн. ивоеннуюпомощь / Euronews// URL:ru.euronews. com/ 2016/04/16/french-president-kicks-offmiddle-east-tour-in-lebanon
3.Премьер Франции: миграционный кризис угрожает будущему Европы // ВВС. Русскаяслужба // URL:www.bbc.com/russian/ news/2016/01/160122_valls_on_migration
4.Bacchi U. Migrant crisis: Hungarian PM Viktor Orban propose EU border force to patrol Greek frontier 22.09.2015. / International Business Times// URL: www.ibtimes.co.uk/migrant-crisis-hungarian-pm-viktor-orban-proposes-eu-border-force-patrol-greek-frontier-1520934
5.Sold K, Koepf T. Migration und Sicherheit in EuropassüdlicherNachbarschaft/ Analyse, Deutsche Gesellschaft für AuswärtigePolitik, Analyse N° 1, Januar 2016/ URL: www.ssoar.info/ssoar/bitstream/handle/document/55772/ssoar-2016-sold_et_al-Migration_und_Sicherheit_in_Europas.pdf?sequence=1
6.Marcilly C. Garde A. L’accord UE-Turquie et ses implications, un partenariatincontournablemais sous conditions, Question d’Europe n° 396, Fondation Robert Schuman, 13 juin2016./ URL: www.robert-schuman.eu/fr/doc/questions-d-europe/qe-396-fr.pdf
7.Miles T. EU gets one million migrants in 2015, smugglers seen making $1 billion/2015/ Reuters//URL: www.reuters.com/article/us-europe-migrants-idUSKBN0U50WI20151222
Литература.
1.Монографии:
1.Schimmelfennig F. and SedelmeierU.The Politics of EU Enlargement: Theoretical and Comparative Perspectives’, in Frank Schimmelfennig and Ulrich Sedelmeier (eds) /The Politics of European Union Enlargement: Theoretical Approaches (Routledge)/ URL:cadmus.eui.eu/handle/1814/3521
2.Статьи:
1.Андреев Е.В. Проблемы современного западноевропейского мультикультурализма// Обозреватель. 2014. № 5 // URL: observer.materik.ru/observer/N5_2014/061_074.pdf
2.Белов В.Б. «Большая коалиция» и концепция преодоления миграционного кризиса // Германия. 2015 II. М. 206. // URL: www.instituteofeurope.ru/images/uploads/doklad/328.pdf
3.Белов В.Б. Германия. // Доклады Института Европы № 361. М.: 2019. // URL: instituteofeurope.ru/images/uploads/doklad/361.pdf
4.Белов В.Б. Внутри- и внешнеполитические аспекты миграционного кризиса в Германии // Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. 2018. №4// URL: cyberleninka.ru/article/n/vnutri-i-vneshnepoliticheskie-aspekty-migratsionnogo-krizisa-v-germanii
5.Любарт М.К. Миграционный кризис в Евросоюзе 2015–2016 гг.: этнокультурный аспект. Франция // Исследования по прикладной и неотложной этнологии. № 256. М., ИЭА РАН, 2017
6.Потемкина О. Ю. Разногласия по проблемам миграции сохраняются. Европейский Союз:
факты и комментарии/ Выпуск 92, март-май 2018 г. // URL:www.elibrary.ru/item.asp?id=35396234
7.Тимошенкова Е.П. Особенности партийно-политического развития ФРГ и миграционный кризис 2015–2016 гг. Трансформация партийнополитического ландшафта в странах Евросоюза в условиях кризиса. Ч. I. М., ИЕ РАН, 2017. // URL: instituteofeurope.ru/images/uploads/doklad/343.pdf
8.Ayoub, M.A. Understanding Germany’s response to the 2015 refugee crisis/ Review of Economics and Political Science, Vol.3 2019//URL: www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/REPS-03-2019-0024/full/html
9.Alkopher, Tal Dingott. EU’s Disunited Response to the 2015 Refugee Crisis: A View from the Perspective of the Psychological Theory of DID/ Political Psychology 39, no. 6 2018 //URL: www.jstor.org/stable/45095214.
10.Bauer, Thomas & Kunze, Astrid The Demand for High-Skilled Workers and Immigration Policy. 2004/ Brussels Economic Review. 47 //URL: papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=500902
11.Carrera, Sergio & Guild, Elspeth The French Presidency's European Pact on Immigration and Asylum: Intergovernmentalism vs. Europeanisation? Security vs. Rights?/ SSRN Electronic Journal/ 2008// URL: www.ceps.eu/ceps-publications/french-presidencys-european-pact-immigration-and-asylum-intergovernmentalism-vs/
12.Chetail, V., De Bruycker, P., and Maiani, F. Reforming the Common European Asylum System/Leiden, The Netherlands: Brill Nijhoff. 2014// URL: doi.org/10.1163/9789004308664
13.Collett L. Future EU policy development on immigration and asylum: Understanding the challenge/ MPI Policy Brief Series; 2014, Issue №4// URL: www.migrationpolicy.org/sites/default/files/publications/Post-Stockholm-Collett-FINALWEB.pdf
14.Demesmay C. One Crisis Among Many, Article, Deutsche Gesellschaft für AuswärtigePolitik/Berlin Policy Journal// URL: berlinpolicyjournal.com/author/demesmay/
15.Dražanová, L. , Liebig, T. , Migali, S. , Scipioni, M., Spielvogel G. What are Europeans’ views on integration of immigrants? /JRC Technical Report 2017. //URL: knowledge4policy.ec.europa.eu/sites/default/files/jrc119315_final_draft_14.02.2020_pubsy_final.pdf
16.Estevens, J. Migration crisis in the EU: developing a framework for analysis of national security and defence strategies. CMS 6, 28 (2018)Estevens, J. Migration crisis in the EU: developing a framework for analysis of national security and defence strategies. CMS 6, 28 (2018)//URL:doi.org/10.1186/s40878-018-0093-3
17.Isidro, L., Math, A. Migrants’ Access to Social Protection in France. In: Lafleur, JM., Vintila, D. / Migration and Social Protection in Europe and Beyond (Volume 1) 2020. IMISCOE Research Series. Springer, Cham.
18.Mourlon-Druol E. Rethinking Franco-German relations: a historical perspective. Policy Contribution Issue n˚29 (2017) //URL: www.bruegel.org/wp-content/uploads/2017/11/PC-29-2017.pdf
19.Pisoni, M. The Migration-Development nexus: How does the EU’s Global Approach to Migration and Mobility encourage coherent and favourable approaches towards migration? 2020/ URL: pathforeurope.eu/the-migration-development-nexus-how-does-the-eus-global-approach-to-migration-and-mobility-encourage-coherent-and-favourable-approaches-towards-migration/
20.Schilling T, Rauscher S, Menzel C, Reichenauer S, Müller-Schilling M, Schmid S, Selgrad M. Migrants and Refugees in Europe: Challenges, Experiences and Contributions. Vol.33 2017// URL: www.karger.com/Article/FullText/478763
21.Sola A. The 2015 Refugee Crisis in Germany: Concerns about Immigration and Populism/ The German socio-economic panel study 966-2018// URL: www.diw.de/documents/publikationen/73/diw_01.c.583437.de/diw_sp0966.pdf.
22.Straubhaar, T., Zimmermann, K.F. Towards a European migration policy/ Population Research and Policy Review 12// URL: www.jstor.org/stable/40217599
23. Trofimova O. E. Marin Le Pen ieeimmigratsionnayapolitika. — PrezidentskievyboryvoFrantsii — 2017. Materialykruglogo stola. M., IMEhMO RAN, 2017 Narochnitskaya E. A. Vybory 2017 voFrantsii: bespretsedentnayaprezidentskayakampaniya. — «Perspektivy»// URL: www.perspektivy.info/misl/cenn/vybory_2017_g_vo_francii_besprecedentnaja_prezidentskaja_kamp
24.Van Mol C., de Valk H. Migration and Immigrants in Europe: A Historical and Demographic Perspective/ In: Garcés-Mascareñas B., Penninx R. (eds) Integration Processes and Policies in Europe 2016. IMISCOE Research Series. Springer, Cham// URL:link.springer.com/chapter/10.1007/978-3-319-21674-4_3
26.Weinar, A. EU Cooperation Challenges in External Migration Policy/ Technical Report, EU-US Immigration Systems, 2011/02// URL: cadmus.eui.eu/handle/1814/17756
4.Энциклопедии и справочники:
1.Ray, M.."Paris attacks of 2015." /Encyclopedia Britannica, April 15, 2022 // URL: www.britannica.com/event/Paris-attacks-of-2015