Введение 5
1. Инструментальные методы исследования связи глазодвигательной активности
человека с психической деятельностью 7
1.1. История развития и методы окулографии 7
2. Стили деятельности 16
2.1. Когнитивные стили 17
2.2. Когнитивный стиль «полезависимость - поленезависимость» 19
2.3. Связь между психической деятельностью и движениями глаз 22
3. Гипотезы и задачи исследования 24
3.1. Методика «Включенные фигуры» 26
3.2. Общее описание задания 28
3.3. Обработка результатов 28
4. Инструменты планирования и проведения экспериментального исследования 29
4.1. Обзор используемой аппаратной части 29
4.2. Обзор программного обеспечения 32
4.3. Описание Юзабилити-лаборатории 36
4.4. Калибровка айтрекера 38
4.5. Создание проекта 40
5. Планирование эксперимента 42
5.1. Описание исследования 42
5.2. Сценарий эксперимента 47
5.3. Проведение эксперимента 49
5.4. Анализ результатов 54
Заключение 63
Список использованных источников 65
Приложение
В последние несколько десятилетий развитие технологий привело к появлению глобальной информационной среды. С каждым годом компьютеры играют все большую роль в нашей жизни. В результате эволюции информационных технологий возникло информационное общество. Одним из самых важных открытий было создание глобальной информационной сети Интернет.
Сегодня интернет становится неотъемлемой частью образа жизни большей части населения по всему миру. Такое использование Интернета влечет за собой порождение большого количества данных. Для эффективного взаимодействия с информационной средой сети, необходимо понимать свойства когнитивной системы человека, обладающего индивидуальной психической организацией и собственным спектром когнитивных стилей. Когнитивные стили - это индивидуально-своеобразные способы переработки информации о своем окружении в виде индивидуальных различий в восприятии, анализе, структурировании, категоризации, оценивании происходящего [1]. В психологии определено более 10 различных когнитивных стилей. В данной работе будет рассмотрен когнитивный стиль «полезависимость-поленезависимость».
Стилевые характеристики пронизывают все уровни психической организации и деятельности человека, образуя его индивидные и субъектные свойства. Индивидуальные различия формируют типичные формы деятельности свойственные представителям каждой полярной группы.
Цель данной работы - установить взаимосвязь между индивидуальными когнитивно-стилевыми особенностями полярных представителей
когнитивного стиля «полезависимость-поленезависимость», с их глазодвигательной активностью в процессе решения задач информационного поиска в среде Интернет.
Для решения этой задачи будет проведен ряд экспериментов с использованием теста включенных фигур Г оттшальдта и заданий по поиску на информационных ресурсах в сети Интернет с применением технологии айтрекинга.
Развитие технологий хранения, преобразования и представления данных позволяет пользователям выбирать среди большого количества ресурсов сети Интернет или программного обеспечения необходимые. Это осуществляется с помощью систем пользовательского интерфейса. Человек будет выбирать максимально простой и понятный ему интерфейс на основе присущих ему стилевых особенностей. Изучением повышения эффективности и удобством использования человеко-машинных систем занимается юзабилити [2].
Как же сделать интерфейс понятным, эффективным и удобным для большого числа людей? Очевидно, что единственного, “правильного” способа не существует. Однако изучение поведения различных пользователей компьютера с учетом их личных психологических особенностей помогает создавать все более совершенные интерфейсы.
Задачей дипломного проекта было определение зависимости эффективности поиска информации на информационных ресурсах сети Интернет от полюсов когнитивного стиля «полезависимость - поленезависимость».
Для изучения особенностей индивидуальных способов поиска информации была выбрана окуломоторная деятельность, как один из важнейших элементов исследовательской деятельности.
Затем был проведен литературный обзор, который включил в себя историю окулографии, используемые технологии, программное обеспечение, а также описание юзабилити-лаборатории. Кроме того, обзор включал описания психологических особенностей лиц обладающих полюсами когнитивного стиля «полезависимость - поленезависимость».
На основе анализа литературных источников была выдвинута гипотеза о зависимости показателей когнитивного стиля и эффективности поиска информации на веб-странице, подтвердить или опровергнуть которую должна была серия экспериментов.
Гипотеза заключается в том, что люди, обладающие чертами полезависимости, будут медленнее находить информацию на веб-ресурсах, чаще будут пропускать нужную им информацию. Люди, у которых преобладают черты поленезависимости, будут находить информацию быстрее, точнее и с меньшим количеством переходов.
Подготовка и проведение эксперимента включали в себя этапы:
• Подготовки и адаптации бланкового теста Г оттшальдта, разработку его электронного варианта для определения когнитивного стиля “полезависимость-поленезависимость” под систему айтрекинга TOBII TX-300;
• разработки комплектов задач поиска для исследования субъективных способов реализации поисковых механизмов;
• формирования выборки испытуемых;
• проведения эксперимента в качестве наблюдателя и обработки информации.
Проведение эксперимента стало возможным благодаря предоставленной СПбГПУ юзабилити-лабораторией.
Полученные в ходе эксперимента результаты позволили сделать следующие выводы:
• выявлены типовые модели зрительного поиска полезависимыми и поленезависимыми испытуемыми в тесте Г оттшальдта;
• подтверждена статистическая связь между полюсами когнитивного стиля «полезависимость-поленезависимость» и индивидуальными особенностями зрительного поиска;
• показано, что наличие у респондента полярных черт когнитивного
стиля «полезависимость - поленезависимость» влияет на
субъективный поиск информации на веб-ресурсах;
• эффективность поиска информации не зависит от когнитивного стиля «полезависимость - поленезависимость».
В процессе подготовки дипломного проекта автором настоящей работы были получены навыки работы с системами айтрекинга и их программным обеспечением, обретены навыки формирования фокус-групп и проведения психологического исследования в качестве модератора.
1. Холодная М.А. Когнитивные стили: О природе индивидуального ума. - М.: ПЕРССЭ, 2002.
2. Сергеев С.Ф. Методы тестирования и оптимизации интерфейсов информационных систем: Учебное пособие. - СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2015. - 150 с.
3. Митькин А.А. Электроокулография в инженерно-психологических исследованиях. - М.: Наука, 1974. - 139 с.
4. Барабанщиков В.А., Жегалло А.В. Регистрация и анализ направленности взора человека. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. - 316 с.
5. Климов Е.Л. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. - Казань: КГУ, 1969.
6. Мерлин В.С. Очерки интегрального исследования индивидуальности. - М.,1986.
7. Мерлин В.С., Климов Е.А. Формирование ИСД в процессе обучения // Советская педагогика. - 1967. - № 4. - С. 110-118.
8. Морошкина Н.В., Гершкович В.А. Сознательный контроль в мнемических задачах и задачах научения [Электронный ресурс] // URL: http://www.cogpsy.ru/downloads/articles/moroshkina gershkovich- control.pdf
9. Posner M.I. & Snaider C.R.R. Attention and cognitive control // R.L. Solso (Ed.) Information processing and cognition. Potomac, MD: Erlbaum, 1975.
10. Шкуратова И.П. Когнитивный стиль и общение // Ростов на Дону, 1994. - 156 с.
11. Сергеев С.Ф. , Губанов А.И. Интеллектные симбионты на базе полярных представителей когнитивного стиля “импульсивность-рефлективность” в задачах информационного поиска // Айтрекинг в психологической науке и практике / под ред. В.А. Барабанщикова. - М., 2015. - С. 133— 140.
12. Witkin, H. A., and Asch, S. E. (1948). Studies in space orientation; further experiments on perception of the upright with displaced visual fields. J. Exp. Psychol. 38, 762—782. doi: 10.1037/h0053671
13. Witkin, H.A., Moore, C.A., Goodenough, D.R. & Cox, P.W. (Winter 1977). Field-dependent and field-independent cognitive styles and their educational implications. Review of Educational Research 47(1), 1-64.
14. Witkin, H.A., Oltman, P.K., Raskin, E., & Karp, S. A manual for the embedded figures test. California: Consulting Psychologists Press, 1971.
15. Карелин А.А. Большая энциклопедия психологических тестов. М.: Эксмо, 2007. — 416 с.
16. TOBII TX300 Product description. [Электронный ресурс] // URL: http://www.tobiipro.com/siteassets/tobii-pro/user-manuals/tobii-pro-studio- user-manual.pdf
17. Речинский А.В., Сергеев С.Ф. Разработка пользовательских интерфейсов. Юзабилити-тестирование интерфейсов информационных систем. — СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2012.
18. Инструкция по работе с айтрекером Tobii TX300.