Современные технологии антикоррупционной борьбы: российский опыт
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОРРУПЦИИ 9
1.1. Коррупция: дефиниции, виды и функции 9
1.2. Причины и последствия коррупционной деятельности 16
1.3.Нормативная база российского законодательства о противодействии коррупции 20
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ 30
2.1. Инновации и тренды антикоррупционной политики 30
2.2. Риски применения цифровых технологий в антикоррупционной политике 37
2.3. Перспективы борьбы с коррупцией в России 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОРРУПЦИИ 9
1.1. Коррупция: дефиниции, виды и функции 9
1.2. Причины и последствия коррупционной деятельности 16
1.3.Нормативная база российского законодательства о противодействии коррупции 20
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ 30
2.1. Инновации и тренды антикоррупционной политики 30
2.2. Риски применения цифровых технологий в антикоррупционной политике 37
2.3. Перспективы борьбы с коррупцией в России 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Выпускная квалификационная работа «Современные технологии антикоррупционной борьбы: российский опыт» направлена на крупномасштабное и многостороннее исследование механизмов борьбы с коррупцией, различных инноваций в данном направлении, обусловленных становлением цифрового общества и перспектив развития антикоррупционной политики российского государства.
Актуальность данного исследования обусловлена переходом общества от индустриальной модели к информационной, что является важнейшим моментом в истории человечества. На сегодняшний день информационные технологии представляют собой неотъемлемую часть жизни социума. Люди, которые не успевают адаптироваться к всесторонней цифровизации разнообразных процессов, не способны занять престижную должность и построить успешную карьеру, а качество их жизни и бытовой уклад терпят значительные трудности. Примечательно, что вышеизложенный тезис напрямую относится и к области политики, в частности, антикоррупционной политике, совершенствование которой в последние годы происходит именно в цифровом ключе.
Кроме того, российское пространство обладает всеохватывающим характером коррупционных действий, которые на протяжении всей российской истории сопровождают политические, социальные, экономические и прочие процессы жизнедеятельности социума. Коррупция в политической сфере снижает легитимность государственных институтов и негативно отражается на процессах принятия политических решений, в экономической — привносит дисбаланс сил на рынке, образование монополий, затрудняет возможность ведения бизнеса и ухудшает инвестиционный климат государства. Социальная подсистема сталкивается с перераспределением общественных благ в пользу наиболее обеспеченных слоев, ухудшением качества социального обслуживания населения и дискредитации права как инструмента регулирования общественной жизни. Указанные последствия коррупции являются весьма значительными препятствиями для развития государства и улучшения уровня жизни граждан, что свидетельствует о необходимости осуществления комплекса мер по борьбе с рассматриваемым явлением.
Кроме того, особую актуальность тема коррупции приняла в виду пандемии COVID-19, которая привела к крупномасштабным чрезвычайным расходам всех государств в мире, иногда без соблюдения регулярных сдержек и противовесов. Такая скорость вполне объяснима, и без надлежащего контроля она подвергает правительства различным коррупционным рискам, которые могут подорвать эффективность их ответных мер. Напряженность, с которой государственный сектор реагирует на нынешнюю ситуацию, создает огромные возможности для процветания коррупции. Коррупция может привести к воровству, растрате и нецелевому использованию ограниченных ресурсов. Она также может закрепить привилегии и неравенство элит, подрывая институты подотчетности с дальнейшими негативными долгосрочными последствиями.
Таким образом, обращение к теоретическим аспектам существования коррупционной деятельности, а также антикоррупционной политике в России не является дежурным и утратившим актуальность исследовательским решением. Напротив, теоретико-эмпирический анализ становится условием и залогом выстраивания продуманной и взвешенной стратегии антикоррупционной политики российского государства в будущем.
Степень научной разработанности проблемного поля следует рассматривать в рамках следующих положений.
Прежде всего необходимо изучить теоретические вопросы коррупции как явления. В данном направлении работали С. Моррис, Е.Е. Новичкова, А.И. Долгова, Д.А. Липинский, А.И. Варов, Т.Л. Козлов.
Вопросы антикоррупционной политики государства активно рассматривали в своих работах Г.А. Сатаров, И.С. Амиантова, А.И. Землин, Е.Е. Румянцева.
Современные технологии антикоррупционной политики в условиях цифровизации рассматривались в работах А.Г. Кравченко, Д.А. Буровой , Д. Фишера, У. Гилспи, Э. Харшман, А.И. Овчинникова.
Кроме того, стоит отметить, что современные технологии антикоррупционной борьбы неразрывно связаны с феноменом информационного общества. Данный аспект исследовали Д. Белл, З. Бжезинский, Э. Гидденс, Ж. Бодрийяр, Г. Маркузе, М. Маклуэн.
Помимо всего прочего, исследованию современных технологий антикоррупционной борьбы посвящены диссертации Д.С. Агалина, В.Н. Прокуратова.
Объект исследования — современные технологии антикоррупционной борьбы
Предмет исследования — применение современных технологий антикоррупционной борьбы в рамках российского государства
Цель исследования — подробное исследование современных методов антикоррупционной политики в России и оценка перспектив их развития. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Подробно изучить теоретические аспекты коррупции: понятие, виды, функции, причины и последствия;
2. Исследовать основные антикоррупционные мероприятия в российском государстве;
3. Рассмотреть инновационные антикоррупционные мероприятия в условиях цифровизации;
4. Выявить роль информационных технологий в антикоррупционной политике;
5. Определить перспективы развития борьбы с коррупцией в России.
Теоретико-методологическую основу работы составляют правовой и аналитический подходы, а также изучение современных технологий антикоррупционной борьбы. Работа основана на научных трудах юристов, социологов, политологов, а также на изучении нормативно-правовых актов российского законодательства в области антикоррупционной политики. Эмпирическая часть исследования представляет собой кейс-стади новейшей российской разработки в сфере цифрового противодействия коррупции — государственной информационной системы в области противодействия коррупции «Посейдон».
Структура работы включает в себя введение, две главы, состоящие из шести параграфов, заключение и список использованной литературы.
К предполагаемым результатам исследования возможно отнести разработку ряда рекомендаций по проведению антикоррупционных мероприятий в условиях цифровизации.
Актуальность данного исследования обусловлена переходом общества от индустриальной модели к информационной, что является важнейшим моментом в истории человечества. На сегодняшний день информационные технологии представляют собой неотъемлемую часть жизни социума. Люди, которые не успевают адаптироваться к всесторонней цифровизации разнообразных процессов, не способны занять престижную должность и построить успешную карьеру, а качество их жизни и бытовой уклад терпят значительные трудности. Примечательно, что вышеизложенный тезис напрямую относится и к области политики, в частности, антикоррупционной политике, совершенствование которой в последние годы происходит именно в цифровом ключе.
Кроме того, российское пространство обладает всеохватывающим характером коррупционных действий, которые на протяжении всей российской истории сопровождают политические, социальные, экономические и прочие процессы жизнедеятельности социума. Коррупция в политической сфере снижает легитимность государственных институтов и негативно отражается на процессах принятия политических решений, в экономической — привносит дисбаланс сил на рынке, образование монополий, затрудняет возможность ведения бизнеса и ухудшает инвестиционный климат государства. Социальная подсистема сталкивается с перераспределением общественных благ в пользу наиболее обеспеченных слоев, ухудшением качества социального обслуживания населения и дискредитации права как инструмента регулирования общественной жизни. Указанные последствия коррупции являются весьма значительными препятствиями для развития государства и улучшения уровня жизни граждан, что свидетельствует о необходимости осуществления комплекса мер по борьбе с рассматриваемым явлением.
Кроме того, особую актуальность тема коррупции приняла в виду пандемии COVID-19, которая привела к крупномасштабным чрезвычайным расходам всех государств в мире, иногда без соблюдения регулярных сдержек и противовесов. Такая скорость вполне объяснима, и без надлежащего контроля она подвергает правительства различным коррупционным рискам, которые могут подорвать эффективность их ответных мер. Напряженность, с которой государственный сектор реагирует на нынешнюю ситуацию, создает огромные возможности для процветания коррупции. Коррупция может привести к воровству, растрате и нецелевому использованию ограниченных ресурсов. Она также может закрепить привилегии и неравенство элит, подрывая институты подотчетности с дальнейшими негативными долгосрочными последствиями.
Таким образом, обращение к теоретическим аспектам существования коррупционной деятельности, а также антикоррупционной политике в России не является дежурным и утратившим актуальность исследовательским решением. Напротив, теоретико-эмпирический анализ становится условием и залогом выстраивания продуманной и взвешенной стратегии антикоррупционной политики российского государства в будущем.
Степень научной разработанности проблемного поля следует рассматривать в рамках следующих положений.
Прежде всего необходимо изучить теоретические вопросы коррупции как явления. В данном направлении работали С. Моррис, Е.Е. Новичкова, А.И. Долгова, Д.А. Липинский, А.И. Варов, Т.Л. Козлов.
Вопросы антикоррупционной политики государства активно рассматривали в своих работах Г.А. Сатаров, И.С. Амиантова, А.И. Землин, Е.Е. Румянцева.
Современные технологии антикоррупционной политики в условиях цифровизации рассматривались в работах А.Г. Кравченко, Д.А. Буровой , Д. Фишера, У. Гилспи, Э. Харшман, А.И. Овчинникова.
Кроме того, стоит отметить, что современные технологии антикоррупционной борьбы неразрывно связаны с феноменом информационного общества. Данный аспект исследовали Д. Белл, З. Бжезинский, Э. Гидденс, Ж. Бодрийяр, Г. Маркузе, М. Маклуэн.
Помимо всего прочего, исследованию современных технологий антикоррупционной борьбы посвящены диссертации Д.С. Агалина, В.Н. Прокуратова.
Объект исследования — современные технологии антикоррупционной борьбы
Предмет исследования — применение современных технологий антикоррупционной борьбы в рамках российского государства
Цель исследования — подробное исследование современных методов антикоррупционной политики в России и оценка перспектив их развития. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Подробно изучить теоретические аспекты коррупции: понятие, виды, функции, причины и последствия;
2. Исследовать основные антикоррупционные мероприятия в российском государстве;
3. Рассмотреть инновационные антикоррупционные мероприятия в условиях цифровизации;
4. Выявить роль информационных технологий в антикоррупционной политике;
5. Определить перспективы развития борьбы с коррупцией в России.
Теоретико-методологическую основу работы составляют правовой и аналитический подходы, а также изучение современных технологий антикоррупционной борьбы. Работа основана на научных трудах юристов, социологов, политологов, а также на изучении нормативно-правовых актов российского законодательства в области антикоррупционной политики. Эмпирическая часть исследования представляет собой кейс-стади новейшей российской разработки в сфере цифрового противодействия коррупции — государственной информационной системы в области противодействия коррупции «Посейдон».
Структура работы включает в себя введение, две главы, состоящие из шести параграфов, заключение и список использованной литературы.
К предполагаемым результатам исследования возможно отнести разработку ряда рекомендаций по проведению антикоррупционных мероприятий в условиях цифровизации.
В ходе проведенной работы было осуществлено крупномасштабное и многостороннее исследование механизмов борьбы с коррупцией, различных инноваций в данном направлении, обусловленных становлением цифрового общества и перспектив развития антикоррупционной политики российского государства. Было доказано, что становление и развитие сетевого общества существенно изменило традиционный жизненный уклад в абсолютно всех сферах деятельности социума. Информационно-технологическая революция, всесторонняя цифровизация и компьютеризация ничуть не отличаются от пресловутой промышленной революции XVIII-XIX веков в плане собственной значимости и последствий. Более того, она стала своего рода логическим продолжением трансформации, столь бурно действовавшей в рамках Нового времени, поскольку, как известно, общество и его институты находятся в постоянном процессе развития.
Становление цифрового общества существенно упростило общественную жизнь, в частности, жизнь политическую, что выражается в появлении и развитии новых форм государственного управления, совершенствовании системы законодательства и контроля за деятельностью государственных институтов. Более того, цифровизация напрямую отразилась на антикоррупционной политике государств мира, инновационные технологии борьбы с которой за последние несколько лет показали свою высокую эффективность. Современные технологии позволили существенно усовершенствовать борьбу с коррупцией в России благодаря внедрению ряда инноваций, таких как электронная отчетность, мониторинг закупок, цифровые сервисы и системы контроля. Такие технологии позволяют осуществлять мониторинг и контроль более эффективно, определять нарушения и принимать меры для предотвращения коррупционных действий.
Введение эффективных мер, таких как создание специальных антикоррупционных органов, реализация электронных систем контроля в государственных организациях и ужесточение наказания за коррупционные преступления, помогло раскрывать коррупционные проявления гораздо более эффективно и своевременно.
Однако стоит отметить тот факт, что использование современных технологий в антикоррупционной борьбе сопровождается рисками неэффективности информационных технологий в борьбе с коррупцией, если не будет проведено должное обучение и предоставлены необходимые ресурсы для задачи. Также, если информационные технологии будут разработаны недостаточно тщательно и не будут приниматься все меры безопасности, это может заставить эти системы стать открытой дверью для коррумпированных чиновников. Несмотря на это, в целом, информационные технологии представляют прекрасную возможность борьбы с коррупцией, однако, риски связанные с их использованием необходимо учитывать и принимать меры для предотвращения новых форм коррупции.
В подтверждение вышеуказанному тезису в данной выпускной квалификационной работе была изучена новейшая российская разработка в области противодействия коррупции — система «Посейдон». Подобные технологии показали свою высокую эффективность в антикоррупционной политике развитых государств мира, что позволяет сделать вывод о перспективности данного проекта в российском политическом пространстве.
Таким образом, справедливо констатировать, что на сегодняшний день реализация антикоррупционной политики в Российской Федерации является весьма прогрессивной и обладающей большим потенциалом для дальнейшего развития.
Становление цифрового общества существенно упростило общественную жизнь, в частности, жизнь политическую, что выражается в появлении и развитии новых форм государственного управления, совершенствовании системы законодательства и контроля за деятельностью государственных институтов. Более того, цифровизация напрямую отразилась на антикоррупционной политике государств мира, инновационные технологии борьбы с которой за последние несколько лет показали свою высокую эффективность. Современные технологии позволили существенно усовершенствовать борьбу с коррупцией в России благодаря внедрению ряда инноваций, таких как электронная отчетность, мониторинг закупок, цифровые сервисы и системы контроля. Такие технологии позволяют осуществлять мониторинг и контроль более эффективно, определять нарушения и принимать меры для предотвращения коррупционных действий.
Введение эффективных мер, таких как создание специальных антикоррупционных органов, реализация электронных систем контроля в государственных организациях и ужесточение наказания за коррупционные преступления, помогло раскрывать коррупционные проявления гораздо более эффективно и своевременно.
Однако стоит отметить тот факт, что использование современных технологий в антикоррупционной борьбе сопровождается рисками неэффективности информационных технологий в борьбе с коррупцией, если не будет проведено должное обучение и предоставлены необходимые ресурсы для задачи. Также, если информационные технологии будут разработаны недостаточно тщательно и не будут приниматься все меры безопасности, это может заставить эти системы стать открытой дверью для коррумпированных чиновников. Несмотря на это, в целом, информационные технологии представляют прекрасную возможность борьбы с коррупцией, однако, риски связанные с их использованием необходимо учитывать и принимать меры для предотвращения новых форм коррупции.
В подтверждение вышеуказанному тезису в данной выпускной квалификационной работе была изучена новейшая российская разработка в области противодействия коррупции — система «Посейдон». Подобные технологии показали свою высокую эффективность в антикоррупционной политике развитых государств мира, что позволяет сделать вывод о перспективности данного проекта в российском политическом пространстве.
Таким образом, справедливо констатировать, что на сегодняшний день реализация антикоррупционной политики в Российской Федерации является весьма прогрессивной и обладающей большим потенциалом для дальнейшего развития.
Подобные работы
- Антикоррупционная политика
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2019 - Гражданская активность молодёжи как механизм реализации антикоррупционной политики
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Антикоррупционная политика в регионах Приволжского федерального округа: современное состояние и направления совершенствования
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 7150 р. Год сдачи: 2020 - АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА КНР
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2021 - Антикоррупционный комплаенс: зарубежный и российский опыт
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2020 - Интерактивные формы антикоррупционного просвещения молодежи
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Антикоррупционное просвещение молодежи на примере СФУ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



