Введение 4
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты темы 8
1.1. Семья: понятийный аппарат 8
1.2. Реклама на телевидении: содержание терминов и понятий 19
1.3. Классификация рекламы 22
1.4. История рекламы 25
Глава 2. Семья и семейные ценности в рекламе на телевидении 30
2.1. Современное состояние института семьи 30
2.2. Трансформация распределения семейных ролей: от традиционной семьи к современной 32
2.3. Ценности в рекламе 39
Глава 3. Семейные ценности в рекламе на российском телевидении: на материалах авторского эмпирического исследования 44
3.1. Программа эмпирического исследования 44
3.2. Методология 48
3.3. Аргументация выбора телеканалов «Домашний» и «Перец» 49
3.4. Анализ и интерпретация полученных данных. 53
3.5. Выводы 69
Заключение 71
Список источников и литературы: 72
Приложения 77
Актуальность исследования продиктована трансформацией представлений о семье и ее роли в современном обществе. На сегодняшний день прослеживается тенденция изменения образа жизни в сторону ее нуклеаризации. Уместно будет отметить, что на данный момент можно наблюдать снижение общего количества браков : в 2014 году – 1225985 (с учетом Республики Крым и г. Севастополь), в 2015 году –1161068, в 2016 году – 985836, в 2017 году – 1049725. Несмотря на то, что в 2017 году ситуация улучшилась, по сравнению с 2016, общая тенденция по-прежнему направлена на снижение данного показателя.
Кроме того, наиболее популярный возраст для вступления в брак (как для мужчин, так и для женщин) – 25-34 года. Так, еще в 2012 году средний возраст невесты составлял – 18-24 года. С 2013 года данный показатель начал смещаться в более старшую категорию, поэтому мы можем отметить тенденцию увеличения среднего возраста вступления в брак.
Также, статистика свидетельствует о тотальном снижении уровня рождаемости в России: в 2017 году уровень рождаемости в России снизился сразу на 10,7%, следует из отчета Росстата. За прошедший год в стране появилось на свет примерно 1,69 млн детей, что на 203 тыс. меньше, чем в 2016 году. Суммарно, 2017 год оказался худшим годом последнего десятилетия, в последний раз меньше новорожденных в России было зафиксировано лишь в 2007 году.
Все это свидетельствует о наличии серьезных проблем в жизнедеятельности российской семьи как социального института.
Мы можем наблюдать, как все аспекты повседневной жизни направляются в русло удобства и комфорта одного конкретно взятого человека. К примеру, в последнее время на рынке недвижимости отмечается рост популярности квартир студийного типа, которые по своей площади и планировке идеально подходят для проживания одного человека. Также можно свидетельствовать о существовании большого количества разнообразных сервисов по предоставлению таких услуг, как доставка еды, уборка квартиры, уход за домашними животными и прочее. Досуговая деятельность, особенно в больших городах, дает широкий диапазон выбора: каждый может выбрать себе не только развлечение по вкусу, а также по количеству людей, принимающих в нем участие. Таким образом, уместно говорить о том, что реализацию многих функции семьи, на данном этапе, могут взять на себя другие социальные институты.
Государство активно принимает участие в решении проблем института семьи. Так, в 2014 году правительством была утверждена долгосрочная концепция семейной политики вплоть до 2025 года: «целями государственной семейной политики являются поддержка, укрепление и защита семьи и ценностей семейной жизни, создание необходимых условий для выполнения семьей ее функций, повышение качества жизни семей и обеспечение прав членов семьи в процессе ее общественного развития» .
В рамках данного вопроса особое внимание стоит уделить влиянию СМИ, которые являются своеобразным «зеркалом» тех процессов и событий, которые происходят в обществе. Особенно ярко это прослеживается в телевизионной рекламе. Реклама уже давно является неотъемлемой частью телевизионной индустрии. Многолетний опыт породил множество приемов и механизмов, которые не просто вынуждают человека купить продукт, но еще и принять образ, который предлагается с этим продуктом. И здесь существует неразрывная связь с ценностями и моделями поведения, которые транслирует телевизионная картинка. Реклама всегда отражает те ценности и идеалы, которые господствуют в обществе. Но с другой стороны, можно сказать, что реклама сама навязывает определенные ценности и стереотипы поведения. Суть кроется в том, что реклама опирается на господствующие в обществе смыслы, но при этом искажая их для собственной выгоды.
Таким образом, данное исследование призвано рассмотреть существующую связь между трансформацией в сфере семьи и тем, насколько адекватно реклама на телевидении отражает этот процесс.
Объект исследования - семья в современном российском обществе.
Предмет -семья и семейные ценности в телевизионной рекламе.
Цель данной работы – выявить и проанализировать образы семьи, содержание семейных ценностей, представленных в современной российской телевизионной рекламе.
Задачи:
1. Характеристика понятийного аппарата темы ВКР.
2. Теоретический анализ трансформации семьи и семейных ценностей в современном российском обществе.
3. Проведение эмпирического социологического исследования содержания семейных ценностей в рекламе на современном российском телевидении.
4. Анализ и интерпретация полученных данных.
Методологическая основа представлена комплексом теоретических концепций и подходов, обусловленных предметом исследования, в том числе концепцией А.Г. Харчева о двуедином статусе семьи и концепцией С.И. Голодо модернизации семьи.
Методы - обще- и частно-научные методы познания:
Анализ теоретических источников, анализ документов, вторичный анализ социологических исследований и контент-анализ.
Структура работы:
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.
В выпускной квалификационной работе рассмотрены теоретико-методологические аспекты понятия «семья», отражены взгляды авторов, изучавших данный вопрос, а также охарактеризовано современное состояние института семьи в целом.
В данной работе представлена характеристика рекламы, с точки зрения ее классификации, выполнения специфических функций, а также истории развития.
В процессе проведения эмпирического исследования были получены выводы относительно семейных ценностей, транслируемых посредством телевизионной рекламы, а также выявлены наиболее популярные образы семьи.
Семейная тематика в рекламе играет важную роль, занимая 20% от общего рекламного потока. Нуклеарная семья – самый популярный тип семьи в рекламе. Ее наиболее встречаемые разновидности, представленные в рекламе – это бездетная семья, а также полная семья с одним ребенком. Среди семейных ценностей преобладают ценности родства, представленные ценностью взаимодействия и взаимопомощи между родственниками.
Рекомендации, на основе проведенного исследования, предполагают чаще использовать в рекламе образ многодетной семьи, для популяризации данного типа семьи среди населения.
Дальнейшее изучение темы может быть связано с исследованием семьи и семейных ценностей не только в рекламе, но и непосредственно в самом телевизионном контенте. Это поможет расширить рамки исследуемого вопроса и получить более обоснованные выводы.
1. О рекламе [федер. закон "от 13.03.2006 N 38-ФЗ] URL: http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-13032006-n-38-fz-o/
2. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683] URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/40391
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. N 1618-р г. Москва// Российская газета. – 2014. – 29 августа. URL: https://rg.ru/2014/08/29/semya-site-dok.html
4. Росстат, URL: http://www.gks.ru/free_doc/2017/demo/edn05-17.htm
5. Росстат,URL:http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/#
6. Федеральная служба государственной статистики URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/#
7. Федеральная служба государственной статистики URL: http://www.gks.ru/free_doc/2017/demo/edn12-17.html
8. Абдурагимова Х.А., Структура и классификация ценностей // Журн. научн. Публикаций аспирантов и докторантов. 2008. № 10.
9. Александров В.А. Черты семейного строя у русского населения Енисейского края XVII – XVIII в. // Сибирский этнографический сборник № 3. 1961. - С. 84
10. Андреева Е.А., Корчемкин С.Е., Сюткина Е.Н., Шмидт А.Н. Место ценностей в образах рекламы, Человеческий капитал - 2017. - № 6 (102)
11. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М., 2000 – С. 93.
12. Антипов К.В. Основы рекламы: Учебник / К. В.. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°»,2009. — С. 143.
13. Антонов А. И. Социология семьи / А. И. Антонов, В. М. Медков. – М., 1999. – С. 66.
14. Антонов А.И. Социология семьи. – М.: ИНФРА, 2009. – С. 77.
15. Антонов А.И. Социология семьи. – М.: МГУ, 2010. – С. 84.
16. Антонов С.Н. Социология рекламы / Социология. Учебник. СПб., 2006. - Гл. 11. С.339 – 355.
17. Багдасарян В. Э. Устойчивость института семьи как фактор национальной безопасности России. URL: http://rusrand.ru/docconf/ustojchivost-instituta-semi-kak-faktor-natsionalnoj-bezopasnosti-rossii
18. Вишневский А.Г. Воспроизводство населения и общество: История, современность и взгляд в будущее. М.: Финансы и статистика, 1982 – С.287.
19. Вишневский А.Г. Эволюция российской семьи // Экология и жизнь .2008. № 7. - С.100.
20. ВЦИОМ определил ценности россиян: карьера на последнем месте// Вести.ru. – 2017. – 7 июня. URL: https://www.vesti.ru/doc.html?id=2896566
21. Галагузова М. А. Социальная педагогика: курс лекций: учебное пособие для вузов / М. А. Галагузова. — М.: Владос, 2006. — С. 165.
22. Гендиректор канала «Че» о том, как из «Перца» сделать канал про трактористов// Lenta.ru. – 2015. – 13 ноября. URL: https://lenta.ru/articles/2015/11/13/oganesyan/
23. Голод С. И. Семья и брак: историко-социологический анализ / С. И. Голод. - СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1998. – С. 82- 91.
24. Данные по аудитории// TVIndexMediaScope Россия. - 2018. – февраль.
25. КиселеваЛ. И., под ред. и с предисл. А. Д. Люблинской. Регистры ремесел и торговли города Парижа, пер., в сб.: Ср. века, в. 10-11, М., 1957- С. 58.
26. Коваленко Э.Э. Использование образа семьи современной российской телевизионной рекламе // Молодежный вестник ИрГТУ. – 2012. - №2.
27. Коллонтай А. Новая женщина // Новая мораль и рабочий класс. М. 1919. С. 3-35.
28. Красова Е.Ю. Социология рекламной деятельности - реклама: история, теория, практика: учебное пособие для студентов вузов. Изд.: Воронежский государственный университет, 2010. –С. 72
29. Курамшев А.В. К трансформации семейных ролей в современном российском обществе.URL: http://www.unn.ru/pages/issues/vestnik/9999-0201_West_ soc_2002_1(2)/16.pdf
30. Михеева А.Р. Брак, семья, родительство: социологические и демографические аспекты: Учеб.пособие / Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2001. – С.74.
31. Николайшвили Г. Г. Социальная реклама: Теория и практика. – М.: Виртуальная галерея, 2006. – С.37.
32. Ноздрина Н.А., Артюшин О.С. Понятие семьи и ее социальные функции URL: conf.sfu-kras.ru/sites/mn2014/pdf/d01/s53/s53_019.pdf
33. Панкова Л.М. Человек и семья: Философский анализ формирования культуры брачно-семейных отношений// Дис. доктора философских наук, - С.-Петербург, 2003. – С.24.
34. Парсонс, Т. О структуре социального действия / Т. Парсонс. 2-е изд. – М.: Академический Проект, 2000. – 880 с.
35. Пряников, П. Тунеядство в СССР // Русская планета. – 2013. – 15 ноября. URL: http://rusplt.ru/society/tuneadstvo.html Просмотрено: 22.02.2018.
36. Размещение рекламы на канале "ЧЕ"//RecoStar. URL: http://www.rekostar.ru/kanal_che.htm
37. Семенова В.В. Бабушки; семейные и социальные функции прародительского поколения // М. 1996. - С. 331.
38. Соловьев Н. Я. Брак и семья сегодня. – Вильнюс, 1977. –164 с.
39. Социологический словарь ИАЦ "SOCIUM"
40. Спенсер Г. Основания социологии. СПб.: Т-во И.Д. Сытина, 1898. Т. 1. Ч. II – 496 с.
41. Стародубов В.И., Суханова Л.П. Репродуктивные проблемы демографического развития. – М.: ИД «Менеджер здравоохранения», 2012. – 320 с.
42. УховаЛ.В. «Формирование ценностей фамилизма средствами рекламы» - 2013.
43. Ученова В.В., Старых Н.В. История рекламы: детство и отрочество. - М., 1994
44. ФеофановО.А. Реклама. Новые технологии в России -СПб.: Питер, 2000. - 384с.
45. Фрейд З. Психоаналитические этюды/Составление Д. И. Донского, В. Ф. Круглянского; Послесл. В. Т. Кондрашенко;— Мн.: ООО «Попурри»,1999., —608 с.
46. Харчев А. Г. Исследование семьи: на пороге нового этапа // Социологические исследования. – 1986. – № 3. – С. 27
47. Харчев А.Г. Социалистическая революция и семья // Социс. 1994. № 6. С. 92.
48. Таланов С. Л. Функции современной семьи: опыт социологического анализа Ярославский педагогический вестник – 2011 – № 4 – Том I. – С. 164.
49. Шадрина, Л. Ю. Теоретические подходы к определению рекламной кампании (технологический подход) / Л. Ю. Шадрина, М. Ю. Матвеев // Universum: общественные науки. — 2014. — Т. 10, № 9.
50. Шнейдер Л. Б. Семейная психология. – М.: Академический проект, 2006. – С. 24.
51. Caldwell J.C. Theory of fertility decline. 1982. –256 с.
52. Larry Elin, Alan Lapides. Designing and producing the television commercial. – 2004.
53. Longman P., Gray D. A Family-Based Social Contract / URL: https://www.newamerica.org/downloads/family_based_social_contract.pdf
54. The haven for honeymooners where everyone gets divorced// The Telegraf. - 2017. - 18 october. https://www.telegraph.co.uk/travel/maps-and-graphics/mapped-countries-with-highest-divorce-rate/