Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И МОДЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

Работа №133712

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы103
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
26
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ ......................................................................................................... 5
Глава 1. Теоретические подходы к изучению экономического поведения .. 9
1.1. Изучение экономического поведения в психологии. ............................ 9
1.2. Психология принятия экономических решений .................................. 24
1.3 Культурно-ценностные ориентации личности ........................................ 31
1.4 Конфликтная теория Яниса и Манна по принятию решений и МОПР 38
Глава 2. Методологические основы эмпирического исследования
ценностных ориентаций и моделей экономического поведения ................. 46
2.1. Программа исследования ....................................................................... 46
2.2. Описание выборки исследования ............................................................ 47
2.3. Процедура проведения и методы исследования ..................................... 48
2.3.1. Опросник исследования ценностей Ш. Шварца (SVS). ..................... 48
2.3.2. Методика моделей экономического поведения .................................. 50
2.3.3. Мельбурнский опросник принятия решений: русскоязычная
адаптация. Корнилова Т.В. .............................................................................. 51
2.3.4. Блок персональных данных ................................................................ 52
2.4. Математико-статистические методы обработки данных .................... 52
Глава 3. Исследование ценностных ориентаций и моделей экономического
поведения ........................................................................................................... 53
3.1. Результаты исследования ....................................................................... 53
3.2. Обсуждение результатов ........................................................................ 66
ВЫВОДЫ........................................................................................................... 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ................................................................................................. 72
ЛИТЕРАТУРА .................................................................................................. 74
ПРИЛОЖЕНИЕ................................................................................................. 83

В настоящее время развивается большое количество прикладных
направлений социальной психологии, в том числе, экономическая психология.
(А.Б. Купрейченко, А.Л. Журавлев, А.Н. Демин, А.Н. Лебедев, А.Л.
Свенцицкий, В.А. Хащенко, В.В. Новиков, В.П. Позняков, И.Е. Задорожнюк,
О.С. Дейнека, Т.В. Фоломеева, Е.В. Шорохова, и др.) Исследования на тему
экономического сознания и экономического поведения становится актуальной
в сфере экономики и психологии. В конце ХХ века исследования показывают
значительное изменение экономического изменения соединена с
преобразованиями социально-экономического характера. На экономическое
сознание значительное влияние имеет культура общества, она меняется
незаметно и медленно в отличии от социально-экономических преобразований.
В США экономическая психология с 90-х годов ХХ века существует как
отдельная отрасль психологии. В Европе – как сфера экономической
психологии. В литературе зарубежной понятие «экономическое сознание»
используется как понятие – «экономическое поведение». Данное понятие
изучается в поведенческой экономике, где говорится о модели «рационального
человека», то есть Homo Economicus. Далее модель Homo Economicus была
признана дефективным, т.е. человеку свойственна ограниченная
рациональность и альтруистическое поведение.
В отечественной психологии она заявлена как одна из ветвей социальной
психологии – направление экономической психологии (О.С. Дейнека, В.В.
Спасенников, И.В. Троицкая, Э.Х. Локшина). В экономической психологии
исследования стали сосредоточиваются на некоторые основные направляния
[Kirchler & Holzl, 2006]: изучается распространенные контексты
экономического поведения – предпринимательское поведение, финансовое
поведение, потребительское поведение, досуговое поведение и поведение на
рынке труда. С желание преодолеть ограничения экономической теории,
изучается альтруистические поведения – кооперация, справедливость,
взаимность, также концепции полезности, выбора и предпочтений.
Следовательно, важны направление исследований экономической социализации.
Ценности и культура имеют темную взаимосвязь с экономическим
развитием общества [Лебедева Н.М., 2007]. В данной работе ведется анализ
связи культуры и ценностей с экономическим поведением. Предположением
является то, что взаимосвязь ценности с поведением человека нуждается в
более подробной эмпирической проверке [Bardi А., & Schwartz, S. H., 2003]. В
литературе тяжело найти данные про те ценности, которые обуславливают
экономическое поведение, и каким образом эти ценности взаимосвязаны с
поведением человека. Также есть альтернативная теория о том, что поведение
зависит в большей степени от ситуации, а не от личностных и ценностных
характеристик [Росс Л., Нисбетт Р., 1999].
Теоретическую значимость данного исследования обуславливает то, что
его можно поместить в более широкий контекст исследований взаимосвязи
уровней сознания человека и его поведения. В качестве практической
значимости исследования следует указать его актуальность
предпринимательскому поведению в социально-экономическом контексте, т.
к. здесь появляется возможность выявить ценности, способствующие
прогрессивному экономическому, и которые, наоборот, препятствуют ему.
Под экономически-прогрессивным поведением мы понимаем такое поведение,
которое способствует экономическому росту и росту благосостояния в
долгосрочной перспективе, а также внедрению и поддержанию инноваций.
Под экономически-регрессивным поведением – поведение, которое ведет к
экономической стагнации в долгосрочной перспективе.
Объект исследования – это ценностная сфера личности, а предметом
исследования является взаимосвязь ценностей и экономического поведения.
Целью исследования является выявление специфики взаимосвязи между
культурными ценностями личности и оценки ситуаций экономического поведения.
Теоретическая гипотеза исследования – наличие взаимосвязи между
ценностями и оценками моделей экономического поведения.
Для осуществления цели исследования, решения поставленных задач и
проверки выдвинутой гипотезы были использованы следующие методики:
1. Методики сценариев экономического поведения», которая
представляет собой короткие поведенческие сценарии (модели
поведения), взятые из реальной жизни.
2. Методика измерения ценностей индивидуального и культурного
уровня (Ш. Шварц, SVS, перевод и адаптация Н.М. Лебедевой);
3. Мельбурнский опросник принятия решений: русскоязычная
адаптация. Корнилова Т.В.
Ш. Шварц определяет культурные ценности как представления,
разделяемые обществом как относительно стабильные, и формирующие
групповые цели и убеждения [98,23]. В данной работе осуществляется анализе
ценностей индивидуального уровня, т. к. этот уровень в большей степени
соответствует целям, задачам и методологии исследования. Ш. Шварц и В.
Билски выявили теорию динамических отношений, они объединили ценности
по соотношению мотивов поведения и подходящих им поступков, выявив
типологию противоречий между ценноcтями [Schwartz S. H., 1992]. Ценности
Самоопределения (Универсализм, Благожелательность) и Ценности
Сохранения (Безопасность, Конформность, Традиция) противоречат
ценностям Самоутверждения (Власть, Достижение, Гедонизм) и ценностям
Открытости изменениям (Стимуляция, Самостоятельность). Исходя из этого,
выводится следующие исследовательские гипотезы:
Ценности Открытости изменениям и Самоутверждения положительно
взаимосвязаны с экономически-прогрессивным поведением.
Исходя из цели исследования и выведенных исследовательских гипотез,
мы выделим следующие основные задачи:
1. Проверить предположение о наличии взаимосвязи ценностей
культуры и оценок поведенческих сценариев, подтвержденной статистически.
2. Определить те ценности, которые являются предикторами экономически-
прогрессивного поведения, заложенного в поведенческих сценариях.
3. Определить взаимосвязь латентные переменных или факторов с
прогрессивным и регрессивным экономическим поведением.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В исследовании была рассмотрена проблема взаимосвязи ценностей
культуры и факторов принятия решений с моделями экономического
поведения. В следствии было обнаружено, что эта взаимосвязь действительно
существует, в обоих случаях, однако проявляется по-разному на различных
измерениях экономического поведения. Были обнаружены определенные
закономерности в этих взаимосвязях и сделаны предположения об их природе.
Были выявлены ценности, которые способствуют и противодействуют
экономически-прогрессивным моделям поведения: экономическая
самостоятельность, экономическая самостоятельность, долговременная
перспектива, экономическая активность, интерес в экономическом поведении,
распределение финансового вознаграждения (по справедливости),
неприемлемость использования кредитов в повседневной жизни,
неподверженности импульсивным покупкам. Также были выявлены факторы
принятия решения, которые способствуют и препятствуют экономически-
прогрессивным моделям поведения.
Методика поведенческих сценариев имеет потенциал для
совершенствования и дальнейшей валидизации. Кроме этого, действительно
возникают некоторые трудности в определении экономически-
прогрессивного и экономически-регрессивного поведения: далеко не все
ситуации можно однозначно отнести к тому или иному типу. Зачастую люди
руководствуются ситуативным выбором наиболее эффективного поведения в
конкретной ситуации, так как действуют в условиях неполной информации.
Достаточно сложно просчитать долгосрочные последствия своего поведения,
однако именно ориентация на долгосрочную или краткосрочную перспективу
и послужила тем, что разграничило экономически-прогрессивное и
экономически-регрессивное поведение соответственно.
В перспективе планируется проведение сравнительного анализа
выявленных взаимосвязей между различными подгруппами выборки
(например, этническими группами, возрастными группами и т. д.). Который
позволит определить, влияют ли значимые различия в ценностях и моделях
поведения различных групп на характер взаимосвязей ценностей и поведения.
Если взаимосвязи ценностей и поведения будут стабильны, несмотря на
указанные различия, то можно будет говорить об их универсальном характере.
Таким образом, дальнейшие исследования в данной области могут привести к
обнаружению важных закономерностей, что позволит лучше понять
экономическое поведение людей и природу социально-экономических процессов.


1. Автономов В.С. Модель человека в экономической науке. – CПб:
Экономическая школа, 1998. – 229 c.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. 338с.
3. Берри Дж., Пуртинга А.Х., Сигалл М.Х., Дасен П.Р. Кросс-культурная
психология. Исследования и применение. Харьков: Гуманитарный
Центр, 2007.
4. Гусева Т.В. Потребительское поведение детей старшего дошкольного
возраста в процессе социализации: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук.
– Ярославль, 2005. – 24 с.
5. Давыдов А.А. Модернизация России, полезный опыт Китая и теория
сложных систем. – М.: РОС, 2010. (URL: http://www. ssarss.ru/files/File/
info/Modernization_Russia.pdf, http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/336568.html)
6. Дейнека О.С. Экономическая психология: Учеб. пособие. – СПб: Изд-во
С.-Петербургского ун-та, 2000. – 160 с.
7. Дёрнер Д. Логика неудачи: стратегическое мышление в сложных
ситуациях. – М.: Смысл, 1997.
8. Дюркгейм Э. Ценностные и реальные суждения. [Электронный ресурс]
// Социологические исследования. 1991. No 2. с.106-114. [Обращение к
документу: 20 мая 2014]. Режим доступа: polbu.ru/dyrkgeim_sociology/ch16_i.html>.
9. Журавлёв А.Л., Позняков В.П. Экономическая психология:
Теоретические проблемы и направления эмпирических исследований.
Психология. Журнал Высшей Школы Экономики. Том 1. No 3. – С. 46–64
10. Журавлева Н.А. Динамика ценностных ориентаций личности в
российском обществе. М.: Издво «Институт психологии РАН», 2006.с
11. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат,
1986. 223с
12. Канеман Д., Словик П., Тверски А. Принятие решений в
неопределённости: Правила и предубеждения / Пер с англ. – Харьков:
Изд-во Институт прикладной психологии Гуманитарный центр, 2005.
13. Карпов А.В.. Психология менеджмента: Учебное пособие. – М.:
Гардарики, 2005.
14. Козелецкий Ю. Психологическая теория решений. – М., 1979.
15. Кон И.С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. 383с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ