Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Взаимосвязь ценностных ориентаций личности с построением жизненной перспективы у выпускников детского дома

Работа №119680

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы49
Год сдачи2022
Стоимость4310 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
50
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические анализ проблемы жизненной перспективы и ценностных ориентаций личности юношеского возраста 6
1.1 Характеристика понятия жизненная перспектива личности... 6
1.2 Ценностные ориентации личности, как жизнеопределяющий фактор 10
1.3 Особенности жизненной перспективы и ценностных
ориентаций выпускников детского дома 14
Глава 2 Эмпирическое исследование взаимосвязи жизненной перспективы и ценностных ориентаций выпускников детского дома 20
2.1 Организация и методы исследования 20
2.2 Выявление особенностей жизненной перспективы в контексте
ценностных ориентаций у выпускников детского дома 23
2.3 Рекомендации по оптимизации жизненной перспективы выпускников детского дома в зависимости от ценностных ориентаций личности 34
Заключение 45
Список используемой литературы

Актуальность. В настоящее время в связи с рядом факторов экономического и социального характера проблема сиротства в Российской Федерации остаётся достаточно актуальной. На законодательном уровне принимаются меры по поддержке воспитанников детских домов. Однако, на практике многие выпускники детского дома оказываются психологически не приспособленными к интеграции в социуме, что затрудняет развитие личности в целом и приводит к повторению жизненного плана неблагополучных родителей. Связанно это прежде всего с тем, что у детей, воспитывающихся в детском доме нарушено одно из важных звеньев самосознания - психологическое время личности. Зачастую дети не помнят своего прошлого, не представляют будущего. Иными словами, у детей, воспитывающихся в детских домах, наблюдается отсутствие каких-либо жизненных ориентиров. Чрезвычайно важным фактором формирования личности ребенка-сироты является умение самостоятельно определять жизненные цели, свое место в мире, ценностные ориентации.
Однако психологическим особенностям влияния ценностных ориентаций на построение жизненной перспективы у выпускников детского дома в настоящей момент посвящено недостаточно исследований. В связи с этим проблема исследования: каковы определяющие факторы построения жизненной перспективы у выпускников детского дома?
Гипотеза исследования заключается в том, что между построением жизненной перспективы и ценностными ориентациями существует связь. Подростки, у которых в качестве приоритетных ценности материального аспекта в построении жизненной перспективы строят прогнозы опираясь только на потребность в приобретении, а подростки, у которых приоритетными являются ценности нематериального характера в построении жизненной перспективы видят события, связанные с достижениями личностного, профессионального и творческого характера, тем самым осознают важность самостоятельности, собственной деятельности
Объект исследования: жизненная перспектива.
Предмет исследования: особенности жизненной перспективы выпускников детского дома в контексте их ценностных ориентаций.
Цель исследования: изучение особенностей жизненной перспективы в контексте ценностных ориентаций выпускников детского дома.
Задачи исследования:
- проанализировать литературу по вопросам формирования жизненной перспективы личности в контексте ценностных ориентаций личности;
- выявить критерии и особенности построения жизненной перспективы у выпускников детского дома в контексте их ценностных ориентаций;
- спроектировать модель построения жизненной перспективы у выпускников детского дома;
- проанализировать, обобщить и представить в виде выводов результаты эмпирического исследования.
Методы исследования: тестирование, анкетирование, наблюдение, беседа, корреляционный анализ. В частности использовались методики: «Ценностные ориентации» М. Рокича, тест «оценки жизненной и временной перспективы личности (ЖВПЛ)» В.Г. Грязевой-Добишинской и А.С. Мальцевой, «Тест смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева, футурологический опросник В.Г. Панок.
Этапы исследования:
I этап (сентябрь - декабрь 2021) - выбор темы и обоснование актуальности исследования по выбранной теме, подбор литературных источников.
II этап (январь 2022) - теоретическое исследование взаимосвязи ценностных ориентаций и построения жизненной перспективы у выпускников детского дома, анализ и обобщение результатов теоретического исследования.
III этап (февраль - март 2022) - эмпирическое исследование взаимосвязи ценностных ориентаций и построения жизненной перспективы у выпускников детского дома, проектирование модели построения жизненной перспективы у выпускников детского дома.
Теоретическую основу исследования составили методология системного подхода (Л.С. Выготский, Б.Ф. Ломов, В.П. Кузьмин и др.), теория жизненного пути и психологического времени личности (Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, Е.И. Головаха, А.А. Кроник, С.Л. Рубинштейн и др.), интегральная периодизация общего психического развития (В.И. Слободчиков и др.).
База исследования: ГКУ СО ЦП ДОПР «Созвездие» коррекционный, г.о. Тольятти. Выборку составили 15 воспитанников, 8 юношей и 7 девушек в возрасте 16 лет.
Новизна исследования заключается в том, что обоснована взаимосвязь ценностных ориентаций с построением жизненной перспективы у выпускников детского дома.
Практическая значимость работы заключается в том, что выводы, полученные в результате исследования носят практико-ориентированный характер, а программа коррекции, разработанная на их основе может быть использована в работе с подростками, воспитывающимися в детском доме.
Структура работы - выпускная квалификационная работа состоит из: титульного листа, аннотации, введения, основной части включающей в себя 2 главы: 1 глава Теоретические анализ проблемы жизненной перспективы и ценностных ориентаций личности юношеского возраста и 2 глава Эмпирическое исследование взаимосвязи жизненной перспективы и ценностных ориентаций выпускников детского дома, заключения, списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Построение жизненной перспективы является одним из важнейших направлений в развитии личности подростка, так как согласно исследованиям психологов, таких как Н.Н. Толстых, Л.С. Выготский и др. является сензитивным. Однако, как показали результаты анализа литературы по проблеме исследования, в формировании жизненной перспективы личности важную роль играет социальная ситуация развития. Данная ситуация для воспитанников детских домов такова, что для них характерна неуверенность в себе, низкая самостоятельность, самосознание. Такие дети живут в настоящем.
Согласно результатам теоретического исследования, одним из важнейших условий построения жизненной перспективы являются так же сформированные ценностные ориентации подростка. Как показал анализ существующих исследований, для подростков, находящихся в детских домах характерно преобладание материальных ценностей над всеми остальными. Тем самым, дети говорят о том, что в будущем у них будет машина, квартира и т.д. Иными словами, подростки не видят себя, свою деятельность в будущем.
Данные выводы подтверждаются и результатами эмпирического исследования. Тем не менее, основной задачей работы было изучение взаимосвязи между ценностными ориентациями и построением жизненной перспективы. С этой целью был проведён корреляционный анализ показателей, который подтверждает выдвинутую ранее в исследовании гипотезу.
На основе полученных в ходе исследования данных была разработана программа психолого-коррекционной работы, направленная на формирование у выпускников детского дома модели построения жизненной перспективы личности.



1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. М. : Академия, Раритет, 2012. 316 с.
2. Барабанщиков Б. А. Системная организация и развитие психики // Психологический журнал. 2013. №1. С.28-38.
3. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. 2012. № 5. С. 99-107.
4. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. М., 2012. 2000 терминов.
5. Голуб А. М. Формирование ценностных ориентаций молодёжи в процессе досуговой деятельности // Сацыяльна-педагагичная работа. 2012. № 4. С. 53-57.
6. Григорьева Т. В. Изучение жизненных перспектив у старших подростков // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LIX междунар. студ. науч. -практ. конф. № 11(59).
7. Дивисенко К. С. Динамика ценностей школьников (По материалам
автобиографий и сочинений) // Социологические исследования. 2012. № 8.
С. 118-122.
8. Дубинская В. В. "Мой мир". Курс социально-психологической поддержки учащихся старших класов. М. : СИНТЕГ, 2010. 583 с.
9. Ермоля С. Я. Методологические предпосылки формирования
ценностных ориентаций у подростков // Пазашкольнае выхаванне. 2017. №
9. С. 23-27.
10. Зинченко В. П. Психологический словарь. М. : ООО «Издательство Астрель», 2014. 479 с.
11. Инфантьев П. П. Дети-сироты. Остяки. М. : Книга по Требованию, 2012. 375 с.
12. Комплексная программа по профилактике социального сиротства, реабилитации и коррекции социальных сирот и детей, пострадавших от семейного насилия. М. : Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2013. 480 c.
13. Кирилова Н. А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников // Вопросы психологии. 2012. № 4. С. 28-33.
14. Конюх-Синицина С. А. О ценностях и социальных ориентациях учащихся // Сацыяльна-педагагичная работа. 2013. №3. С.6-10.
15. Корявая С. М. Ценностные предпочтения молодежи // Адукацыя i выхаванне. 2016. № 10. С. 49-54.
16. Кулик Л. А. Семейное воспитание. М. : 2012. 212 с.
17. Леонтьев Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. 2012. № 4. С. 17-28.
18. Леонтьев Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философ. 2006. № 5. С. 15-26.
19. Мамедова Ж. С. Ценностные ориентации личности в контексте временной перспективы // Педагогика. 2016. №6. С. 121 - 132 .
20. Назаров М. М. Массовая коммуникация и общество. М. : Аванти плюс. 2014. 428 с.
21. Реан А. А. Психология человека от рождения до смерти. СПб. : Прайм-Еврознак, 2012. 656 с.
22. Сиротство и беспризорность в России. История и современность. М. : Лики России, 2013. 304 с.
23. Скрипкина Т. П. Психология доверия. М. : Издательский центр «Академия», 2012. 264 с.
24. Сологуб И. Ф. Ценностные ориентации учащихся гимназий // Адукацыя i выхаванне. 2013. № 6. С. 55-58.
25. Титаренко А. И. Структуры нравственного сознания. М., 2014. С. 247.
26. Титаренко Л. Г. Ценностный мир современного общества: гендорный аспект. Минск : БГУ, 205 с.
27. Федоришкин А. Н. Самооценка жизненных ценностей человека // Праблемы выхавання 2016. № 6. С. 9-11.
28. Фернхем А. Личности и социальное поведение. СПб. : Питер, 2012. 368 с.
29. Философский энциклопедический словарь / Ф.Л. Ильечев. М. : Советская энциклопедия, 1989. 1750 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ