Введение ....................................................................................................................... 3
Степень изученности проблематики ...................................................................... 5
Структура работы ..................................................................................................... 7
Материалы исследования и методология .............................................................. 8
Проблемы методологии ......................................................................................... 12
Глава 1. Теоретическая база исследования ............................................................ 14
Этнос........................................................................................................................ 14
Стереотипы ............................................................................................................. 16
Глава 2. История межэтнических отношений в Нигерии ..................................... 19
2.1. Контакты в доколониальное время ............................................................... 19
2.2. Изменения в структуре общества в колониальное время ........................... 21
2.3. Миграция в Нигерии ....................................................................................... 25
2.4. Современная этническая политика в Нигерии ............................................ 28
Глава 3. Стереотипы о хауса .................................................................................... 31
3.1. Общая информация об этносе ....................................................................... 31
3.2. Различие этнонимов хауса и фулани. Этноним «хауса» ............................. 31
3.3. Подгруппы внутри этноса хауса .................................................................... 34
3.4. Стереотипы внутри этноса хауса .................................................................. 36
3.5. Стереотипы других этнических групп о хауса ............................................ 38
3.5.1. Экзонимы ................................................................................................... 40
3.5.2. Характеристики, приписываемые хауса ................................................. 41
Глава 4. Стереотипы о йоруба ................................................................................. 47
4.1. Этнос йоруба ................................................................................................... 47
4.2. Стереотипы о йоруба ...................................................................................... 47
4.2.1. Экзонимы ................................................................................................... 49
4.2.2. Черты, приписываемые йоруба ............................................................... 49
Глава 5. Стереотипы о игбо ...................................................................................... 52
5.1. Этнос игбо........................................................................................................ 52
5.2. Стереотипы о игбо .......................................................................................... 52
5.2.1. Экзонимы .................................................................................................. 54
5.2.2. Характеристики, приписываемые игбо .................................................. 54
Глава 6. Стереотипы о тив ........................................................................................ 57
6.1. Этнос тив .......................................................................................................... 57
6.2. Стереотипы о тив ............................................................................................ 58
6.2.1. Экзонимы ...................................................................................................... 60
6.2.2. Характеристики, приписываемые тив .................................................... 60
Заключение ................................................................................................................ 62
Список использованной литературы ....................................................................... 68
Приложение ............................................................................................................... 74
Как известно, Нигерия является одной из самых многонаселённых стран
мира. Кроме того, территория этой страны объединяет множество этнических
групп с численностью от нескольких тысяч и до миллионов человек, говорящих
на различных языках (по разным оценкам, в Нигерии распространены
несколько сотен языков). Самыми многочисленными этническими группами
являются хауса (21%), йоруба (21%) и игбо (18%).
«Европейцы говорят о погоде, а нигерийцы говорят об этносах» - в этой
фразе из книги Питера Энахоро How To Be A Nigerian ярко показана
актуальность тематики межэтнических взаимоотношений для нигерийцев
[Enahoro, 2013]. Изучение этнических стереотипов в Нигерии имеет,
безусловно, огромное значение для понимания тех или иных социально-
политических процессов в стране. Во многом этнические предубеждения
определяют некоторые социальные, политические и экономические
противоречия. В настоящее время актуальность изучения этнических
стереотипов диктуется необходимостью прогнозирования различных
социальных, культурных, политических столкновений, возникающих на
межэтнической основе с целью их разрешения.
Этническое многообразие на территории современной Нигерии
существовало испокон веков. Контакты между соседними этническими
группами, безусловно, были и в доколониальное время. Но, как говорится в
книге Obaro Ikime “Groundwork of Nigerian History”, до распространения
ислама и до колонизации народов, живущих на территории Нигерии, контакты
между ними в большинстве случаев были редки [Ikime, 1980]. С объединением
данных территорий в одну страну они усилились, в частности расширились
торговые связи между народами севера и юга страны. А с появлением средств
массовой информации взаимодействие между представителями различных
этносов (главным образом, между дальними соседями) стало ещё более
активным. Более активной стала и миграция народов по всей территории страны.
Кроме того, если раньше этнические группы имели собственные
отдельные государственные образования (которые либо объединяли одну или
несколько этнических групп, либо как в случае с хауса – представители одной
этнической группы имели несколько государственных образований), то теперь
они должны взаимодействовать в едином, объединённом государстве. Ввиду
этого, возникли новые связи этничности и социальных ролей. То есть,
сложилась некая своего рода иерархия этносов в политической сфере. За
каждым этносом закрепилась определённая роль (сфера деятельности,
государственные посты и т.п.), при этом, нет смешения этих ролей. Эти
процессы стали складываться с приходом англичан1.
Собственно, в связи с усилением коммуникации различных народов, они
стали узнавать большее число этносов, и у них стали складываться некоторые
обобщённые представления об этнических группах, населяющих более дальне
территории Нигерии.
Цель данной работы – выявить существующие в Нигерии этнические
стереотипы и проводите их анализ с целью создания комплексного,
обобщенного образа четырёх крупнейших этносов Нигерии (хауса, йоруба,
игбо и тив).
Для этого мы определили следующие задачи:
1. рассмотреть подробно историю взаимоотношений различных
этнических групп на территории Нигерии;
2. выявить исторические причины, обусловившие характер
межэтнических стереотипов в настоящее время;
3. исследовать теоретический материал по теме этнических стереотипов;
4. собрать и описать различного рода материалы, касающиеся
этнических стереотипов в Нигерии;
5. сделать выводы относительно роли этнических стереотипов в
Нигерии в настоящее время.
Степень изученности проблематики. На тему этнических стереотипов
в Нигерии уже были проведены ряд исследований. В основном этой проблемой
занимались нигерийские авторы. Например, C.G.M. Bakare (1977), W. Ogionwo
(1980); и несколько современных авторов - Chikwe Agbakwuru (2013) и Lanre
Olu-Adeyemi (2017).
В целом, нигерийские авторы использовали уже существующие методы
изучения стереотипов. Один из них – метод Кац и Брейли, разработанный в 30-
е годы двадцатого века. Американские исследователи предложили студентам
Принстонского университета охарактеризовать 10 этнических групп – немцев,
итальянцев, чёрных, ирландцев, англичан, евреев, американцев, китайцев,
японцев и турок, выбрав характеристики из списка, состоявшего из 84 черт.
Далее, участникам предлагалось вернуться к полученным десяти спискам и
выбрать только 5 черт к каждой из этнической групп. Учитывая полученные
результаты, Кац и Брейли выделили 12 чаще всего приписываемых каждому
народу черт [Katz, Braley, 1933]. Данный метод был использован В. Огионво в
статье «Мы и Они: исследование этнических стереотипов в Нигерии»
[Ogionwo, 1980]
Другой метод, который применялся ранее к изучению этнических
стереотипов в Нигерии – это шкала социальной дистанции Богардуса. Данный
метод направлен на выявление степени социально-психологического принятия
людьми друг друга, при этом объектами исследования в данном методе
являются не только этносы, но и профессиональные, религиозные, возрастные
группы и т.п. Шкала социальной дистанции состоит из семи степеней приятия:
принятие как близких родственников посредством брака, принятие как личных
друзей, принятие как соседей, проживающих на той же улице, принятие как
коллег по работе, принятие как граждан одной страны, принятие только как
туристов в стране или предпочтение не видеть в своей стране [Bogardus, 1933].
Этот метод также использовался В. Огионво [Ogionwo, 1980], участниками
исследования были члены шести этнических групп Нигерии (хауса, игбо,
йоруба, ибибио-эфик, эдо и иджо) двух возрастных категорий (от 6 до 14 и от
21 до 60), всего было опрошено 1.743 человека.
Далее, нигерийским исследователем Бакаре был использован метод,
заимствованный у Дж. Э. Гофмана [Hofman, 1970]. Метод заключается в том,
что каждую этническую группу необходимо ранжировать по шкале от 1 до 7 по
двенадцати определениям. Бакаре проводил исследование среди студентов
нескольких нигерийских университетов (Университет Зарии, Университет
Нсукка и Университет Ибадана), было опрошено 135 человек, принадлежавших
к этническим группам хауса, игбо и йоруба [Bakare, 1977].
Помимо перечисленных выше методов исследования, некоторые авторы
использовали собственные методики. К примеру, Агпаквуру использовал
«Анкету этнических предубеждений», созданную группой исследователей в
университете Оверри [Agpakwuru, 2013]. Анкета представляет собой список
черт, количество которых автор не указывает. Участники анкетирования
должны были указать, считают ли они ту или иную черту присущей тому или
иному этносу, выбрав варианты ответа «да» или «нет». Исследование
проводилось среди членов Национального Корпуса Молодых Специалистов в
штате Имо. Члены этой организации – молодёжь с законченным высшим
образованием, принадлежащая к разным этническим группам. Им необходимо в
течение одного года пройти практику в одном из штатов Нигерии,
расположенном далеко от их собственного, среди других народностей2. Всего
исследователем было опрошено 300 человек из трёх этнических групп – хауса-
фулани, игбо и йоруба.
Статья О.А. Оквилагве «Предубеждения как факторы, влияющие на
межличностное общение среди работников государственно публичной
библиотеки Эдо в Бенин-Сити» представляет меньший интерес для нашего
исследования, поскольку в ней речь идёт только двух этнических группах – эдо
и игбо [Okwilagwe, 2011]. Здесь автор также использовал собственную анкету,
состоящую из 17 вопросов, которая была предложена 36 работникам
государственной публичной библиотеки Бенин-Сити. На наш взгляд,
количество опрошенных в данном исследовании не является достаточным,
чтобы делать какие-либо выводы, касающиеся этнических стереотипов в Нигерии.
В целом, можно утверждать, что в нигерийских исследованиях,
посвящённых изучению этнических стереотипов, применяются схожие методы.
Абсолютно во всех упомянутых выше статьях участникам опросов
предлагалось заполнить анкету, в которой уже был задан определённый список
черт. Недостаток данного метода заключается в том, что при нём не
учитывается система ценностей того или иного этноса, и, следовательно, мы не
можем утверждать, является ли отношение одного этноса к другому
позитивным или негативным. Кроме того, исследование не является полным,
если в нём использован ограниченный список черт. Стоит отметить, что все
имеющиеся на данный момент исследования об этнических стереотипах в
Нигерии носят описательный характер и не содержат никаких выводов
касательно практической значимости стереотипов. Кроме того, направленность
стереотипов часто не учитывается, хотя относительно одного этноса у разных
народов и могут быть различные представления. Также зачастую исследователи
описывают стереотипы, касающиеся своей этнической группы, что так же
придаёт работе некоторый оценочный характер.
Структура работы. Работа состоит из введения, шесть глав основной части
и заключения. В основной части последовательно представлены:
1. теория исследования. Здесь мы привели несколько определений
понятия этнос, определение понятия стереотип, перечислили виды,
свойства и функции стереотипов, а также . В этой главе мы опирались
на ряд теоретических исследований, касающихся в целом феномена
стереотип (в т.ч. этнический стереотип).
2. глава об истории межэтнических взаимоотношений в Нигерии. Здесь
представлены основные моменты истории межэтнических
взаимоотношений в Нигерии в доколониальное время, в
колониальную эпоху и с момента независимости. Кроме того, мы дали
краткое описание современной этнической политики в Нигерии.
Исторические связи этнических групп для нас очень важны в данном
исследовании, поскольку они помогут нам понять, на основе чего
могли сложиться те или иные стереотипы народов Нигерии друг о
друге. Не менее важны и современные связи между исследуемыми
этническими группами. Важно отметить, существуют ли
экономические, торговые, политические, религиозные связи между
этносами в настоящее время и какой они имеют характер.
3. анализ этнических стереотипов. Для удобства мы посвятили каждому
из этносов отдельную главу. В начале представлена общая
информация об этносе – численность, информация о языке,
территории, тип культуры (земледельцы, кочевники), традиционные
занятия и религия. Далее – собственно анализ стереотипов: этнонимы,
положительные и отрицательные черты представителей этноса, сфера
деятельности, с которой они ассоциируются. Результаты анализа
представлены в таблицах в конце каждой главы и по каждой из
этнических групп в отдельности.
Материалы исследования и методология. Как было сказано ранее,
целью данной работы является выявление роли, которую играют этнические
стереотипы в повседневной жизни нигерийцев. Для этого мы проанализировали
большое количество различного рода источников, где представлена
информация о различных этнических группах Нигерии, и обобщили
полученные данные.
В целом, все источники, используемые нами при написании работы,
можно разделить на несколько групп: источники по теории стереотипов,
источники по истории Нигерии и материалы о стереотипах в Нигерии.
По всем из этих трёх основных аспектов мы использовали
преимущественно англоязычные источники европейских и нигерийских
авторов, и в меньшей степени русскоязычные.
Что касается теоретического аспекта, то здесь мы опирались на работы
нескольких российских и западных учёных. Мы попытались представить
основные концепции относительно понятий этнос, этничность и стереотип,
указать основные их типы, свойства и функции. Сложность состояла в том, что
по определению многих понятий до сих пор учёные не имеют единой точки
зрения, что мы и отразили в этой работе. Кроме того, существуют различия в
терминологии между западной и российской школами.
По теме истории Нигерии мы рассматривали в основном нигерийских
авторов – Олавале, Эбегбулем, Икечукву, Эмеагвали. По истории этносов в
доколониальное время мы также опирались на «Историю Нигерии в новое и
новейшее время» Зотовой и Следзевского.
В нашем исследовании представлена информация об этнических
стереотипах, касающихся четырёх этнических групп Нигерии – хауса, игбо,
йоруба и тив. Изучение стереотипов более мелких этносов требует отдельного
более обширного исследования.
В качестве материалов непосредственно по стереотипам в Нигерии мы
использовали следующие источники:
1. данные, полученные упомянутыми ранее нигерийскими исследователями.
Их необходимо учитывать, чтобы более подробно описать изучаемый
феномен, поскольку авторы проводили свои исследования в разных
местах, и в разные промежутки времени (в основном это 70е-80-е гг., а
также начало 2000-х гг.), а в качестве информантов принимали участие
представители разных этносов.
2. данные анкетирования, которое мы проводили со студентами и
выпускниками университета Ибадан (г. Ибадан на юго-западе Нигерии).
Анкетирование проводилось на английском языке в электронной форме –
участники получали список из двадцати семи вопросов на электронную
почту. Мы использовали ту же анкету, что и О.Ю. Завьялова в
исследовании «Межэтнические отношения и этностереотипы манинка
Гвинеи», в несколько переработанном варианте (некоторые вопросы
анкеты были исключены) [Завьялова, 2014]. Опрос был анонимным, но по
окончании прохождения анкетирования участники должны были указать
некоторую информацию о себе – пол, возраст и этническую
принадлежность. Всего анкетирование прошли 110 человек, из них 72,7%
мужчины и 27,3% женщины. 50% всех опрошенных принадлежали к
этнической группе йоруба, 27% - к тив, 13% - к ибибио и 10% - к идома.
Возраст опрошенных варьировался от 21 года до 37 лет. Список вопросов
анкеты представлен в приложении. В отличие от нигерийских
исследователей, которые использовали заданный список черт, мы
просили участников опроса самим перечислить те или иные позитивные и
негативные черты членов этнических групп (см. вопросы 7-15). Кроме
того, в нашей анкете присутствуют вопросы, затрагивающие тему
социальных ролей и этничности (см. вопросы 16-23).
3. информация нигерийских интернет-форумов. Всего мы рассмотрели
около десяти различных интернет-обсуждений на английском языке,
откуда нам удалось почерпнуть информацию об информацию об
интересующих нас этносах. В данной работе мы будем опираться только
на недавние записи, которые были сделаны не более 5 лет назад.
4. нигерийские анекдоты. В ходе исследования нам удалось найти 15
анекдотов по этнической тематике. Все они были размещены на
различных онлайн-порталах на английском языке (многие из них на
нигерийском пиджине). Те из них, которые на наш взгляд наиболее
показательно характеризуют тот или иной этнос, мы привели в данной работе.
5. беседа с информантами. Прежде всего, от информантов нам удалось
узнать употребление этнонимов, касающихся этнических групп. Также
материал, полученный в ходе интервью, мы использовали в качестве
подтверждения правильности полученной нами информации. Всего у нас
было четыре информанта из каждой из рассматриваемых этнических
групп – хауса, игбо, йоруба и тив. Все они имеют высшее образование, и
более того, информанты хауса и тив заняты в научной сфере. Интервью
проводились в Германии (где и проживали на момент исследования
информанты) на английском языке.
При рассмотрении материалов, непосредственно касающихся межэтнических
стереотипов в Нигерии, мы обращали внимание на следующие аспекты:
1. Характер стереотипов (положительные или отрицательные).
2. Экзоним этноса, то есть, каким термином представители различных
этносов обозначают друг друга. В каких случаях эндоэтноним и экзоним
совпадают, в каких используются различные понятия. Важно отметить,
существует ли какой-либо дерогативный экзоним (т.е. термин, имеющий
явную отрицательную оценку).
3. Направленность стереотипов. Важно, учитывать то, разнятся ли
стереотипы у разных этносов относительно той или иной этнической
группы, или они идентичны.
4. Религиозная принадлежность представителей этнических групп. То,
какую религию исповедуют члены одной этнической группы, имеет для
нас ключевое значение в данном исследовании, поскольку от этого
напрямую зависит характер стереотипов.
5. Сферы деятельности, с которыми ассоциируется та или иная этническая
группа. Выше уже было сказано о связи социальных ролей и этничности в
современной Нигерии. Как правило, сферы деятельности связаны с
традиционным занятием этноса (торговля, ремёсла, военное дело). Кроме
того некоторые сферы деятельности закреплялись за этносами в
колониальное время, когда британские чиновники назначали местных
нигерийцев-представителей разных этносов на государственные посты.
Преимущество данного исследования заключается именно в комплексном
подходе к изучению стереотипов. В отличие от нигерийских исследователей,
которые ограничивались лишь проведением анкетирования, мы использовали
несколько типов источников.
Нашей же задачей в данном исследовании было обобщить уже имеющийся
материал нигерийских исследователей, дополнить его данными, полученными
нами самими в результате анкетирования и работы с информантами, а также
актуализировать информацию, касающуюся этнических стереотипов в
Нигерии. Использование именно комбинированных методов позволило нам
наиболее полно проанализировать изучаемое явление.
Проблемы методологии. Основной проблемой методологии в нашей работе
была языковая проблема. Это связано с тем, что как для информантов (а также
участников анкетирования и пользователей форумов), так и для нас английский
язык, с которым мы в основном и работали, не является родным. Хотя и при
проведении исследований в двуязычных обществах язык, согласно некоторым
исследованиям, не оказывает существенного влияния на результаты [Gardner,
Kirby, Pablo, Castillo, 1975].
Следует отметить, что многие интернет-источники представлены на
нигерийском пиджине3, однако это не вызвало больших затруднений,
поскольку с базовыми правилами мы знакомы.
Также необходимо учитывать культурные различия – в исследовании
принимали участие представители более десяти этнических групп Нигерии,
каждая из которых имеет свои собственные культурные реалии, отличающиеся
от остальных, и свой собственный язык, причём языки относятся к разным
языковым семьям. То есть, одно и то же слово может быть понято носителями
разных культур по-разному. Наиболее показательный пример – слово intelligent
в английском языке, под которым в африканских странах подразумевается
«образованный, с точки зрения европейской системы образования», в то время
как у нас оно ассоциируется с когнитивными способностями.
Помимо этого, важно принимать во внимание и систему ценностей той или
иной этнической группы. Одно и то же качество может восприниматься в
разных культурах как положительно, так и отрицательно [Routamaa, Brandt, 2008].
Существуют также и множество других факторов, оказывающих влияние на
результаты исследования и то, насколько правдива информация,
представленная в том или ином источнике. Сюда относятся такие простые
факторы, как место проведения опроса или интервью, вид деятельности,
наличие образования, возраст и пол информантов и т.п.
Нашей целью в данной работе было выявление стереотипов о четырёх
крупнейших этносах Нигерии – хауса, игбо, йоруба и тив – и их анализ. Для
этого мы рассмотрели историю взаимоотношения этносов Нигерии. Как нам
удалось выяснить, межэтнические контакты на территории современной
Нигерии осуществлялись испокон веков, однако менялся их характер. Если
раньше преобладали торговые связи, а также осуществлялись военные набеги,
то на настоящий момент произошла смена социальных ролей, также между
этническими группами Нигерии наблюдается конкуренция в борьбе за власть.
Далее, мы рассмотрели различные материалы нигерийских интернет-
форумов, провели анкетирование по теме этнических стереотипов в Нигерии и
интервью с информантами, принадлежащими к различным этническим
группам. Кроме того, мы учитывали данные, полученные нигерийскими
авторами, которые также занимались тематикой этнических стереотипов в
Нигерии. Однако эти данные были довольно обобщённые, и, как мы убедились
в ходе исследования, все эти работы имели один большой недостаток – в них
ответы информантов были ограничены возможными вариантами ответов. В
нашей же работе мы попытались сделать описание стереотипов максимально
полным. Мы учитывали направленность стереотипов, включили в исследование
такие аспекты, как сферы деятельности, ассоциируемые с этносами и экзонимы,
чего не было ни в одном из уже имеющихся по данной тематике исследовании.
Рассмотрим результаты проведённого нами анализа по каждой из
этнических групп отдельно.
По хауса нам, пожалуй, удалось получить наиболее полную картину. В
целом, характеристики хауса у разных этносов были идентичны. Основные
черты, приписываемые хауса – это честность, щедрость, скромность,
искренность, религиозность, сплочённость, консерватизм, негигиеничность,
агрессивность. У других этносов хауса ассоциировались в основном с
политикой, государственными, учреждениями, полицией и армией. Также для
хауса нам удалось найти наибольшее количество экзонимов, при этом все они
дерогативны: aboki, gambari, malam, atsonka. Для описания стереотипов о хауса
мы использовали все перечисленные выше источники.
Этносу йоруба приписывали в основном следующие характеристики:
дружелюбие, уважительность к старшим и к чужакам, образованность,
трудолюбие, хвастливость, лицемерие, наивность, эгоистичность. Также
отмечали особое отношение у йоруба к религии (веру в единство всех религий)
и наличие у них богатой культуры. Йоруба ассоциировались у представителей
других этнических групп со следующими сферами деятельности: образование,
политика, государственные учреждения, медицина. Экзонимы не имеют
никакой негативной окраски: bayarabe, ndi ofe nmanu (досл. тот, у того в супе
слишком много масла).
Если стереотипы о хауса и йоруба содержали примерно одинаковое
количество положительных и отрицательных характеристик, то образ игбо
более негативный. Этносу причисляли следующие черты: трудолюбие,
ориентированность на бизнес, энергичность, любовь к деньгам,
меркантильность, отсутствие единства, стремление к успеху, ненадёжность,
лицемерие. Сферы деятельности, с которыми у других этносов ассоциируются
игбо – это торговля, преступная деятельности и медицина. Для игбо нам
удалось найти как нейтральные (omo ibo), так и дерогативные экзонимы
(ajokuta ma momi (досл. тот, кто ест камни, не запивая водой), nyamiri).
В отличие от хауса, йоруба и игбо, информация о которых содержалась
во всех рассматриваемых нами источниках, при описании стереотипов о тив
мы пользовались только результатами нашего опроса, материалами интеренет-
форумов и информацией, полученной в ходе интервью. Ранее о стереотипах об
этносе тив никто не писал. Основные характеристики тив – это гостеприимство,
дружелюбие, занятие земледелием, хорошие кухня, музыка и танцы,
темперамент, горделивость. Отметим, что большинство этих черт
приписываемы йоруба. В ходе исследования нам удалось получить лишь один
экзоним, который является дерогативным – munci. Экзоним используют
хаусаязычные фульбе.
В целом как образы этнических групп в разных источниках, так и
стереотипы у разных этносов совпадали. Это говорит о том, что в стереотипах
есть некая «доля правды». Об этом свидетельствует также и тот факт, что
стереотипы совпадают с теми, что указаны в работах предыдущих
исследователей 1970-80-х годов.
Этнические стереотипы мы можем разделить на две основные группы:
черты, касающиеся психологических характеристик представителей этноса; и
описание особенностей культуры этноса (обычаи, быт, традиционные занятия).
В ходе нашего исследования мы пришли к выводу, что чем больше
взаимодействие между двумя этносами, тем больше психологических
характеристик и описаний характера присутствует в стереотипах. И наоборот,
если контакты между этносами редки, их стереотипы друг о друге будут
сводиться к описанию каких-либо обычаев, традиций или особенностей быта.
Также среди характеристик, которые указывали представители разных
этносов, были стереотипы действия и образные стереотипы. Стереотипы
действия описывают ту или иную типичную ситуацию, характерную для
этноса, его поведение в какой-либо ситуации. К примеру, «хаусанцы не
заботятся о своих семьях», «тив дают гостям своих жён на время», «йоруба
верят в единство всех религий» и т.д. Образные стереотипы указывают
напрямую на какую-либо черту этноса. Например, «йоруба очень образованы»,
«игбо расчётливы», «хауса религиозны» или «тив гостеприимны».
Что касается экзонимов, их также можно разделить на группы. В первую
очередь, по оценочному характеру все они делятся на дерогативные и
нейтральные. Дерогативные являются уничижительными по отношению к тому
или иному этносу, к ним относятся, например, aboki для хауса и nyamiri для
игбо. Нейтральные же не несут в себе никакой оценочной нагрузки и
обозначают просто представителя той или иной этнической группы. При этом
они отличаются от самоназвания этноса и варианта, принятого в большинстве
других языков. Сюда относятся, например, термины ndi awusa для хауса, omo
ibo для игбо и bayarabe для йоруба.
Далее, все экзонимы можно разделить по происхождению. Некоторые из
них были некогда заимствованы из языка этноса, по отношению к которому
употребляются, при этом коннотация слова изменена, иногда на прямо
противоположную. Сюда относятся aboki и malam для хауса, nyamiri для игбо.
Другие же описывают ту или иную черту представителей этноса и не являются
заимствованиями, например, ajokuta ma momi для игбо, munci для тив, ndi ofe
nmanu для йоруба.
Отметим, что связи между происхождением слова-экзонима (из своего языка или
заимствованное) и его окраской (дерогативное или нейтральное) не прослеживается.
В ходе нашего исследования мы также обнаружили, что в Нигерии
этничность коррелирует с религиозной принадлежностью. Особенно ярко это
прослеживается в стереотипах этносов юга Нигерии о хауса. По сути, все
стереотипы об этой этнической группы связаны с исламом.
Кроме того, каждый из этносов рассматривает представителей других
этнических групп исходя из своих собственных культурных ценностей. Так,
члены этнической группы игбо не давали никакой негативной оценки
верованиям йоруба, и даже напротив, отмечали в качестве положительной
черты тот факт, что йоруба не делают различий между последователями разных
религий. Хауса же наоборот считают это негативной чертой, приписывая
йоруба к многобожникам, что считается самым страшным грехом в исламе.
Несомненно, этнические стереотипы оказывают огромное влияние на
социальную, политическую и экономическую жизнь в Нигерии. Об этом
свидетельствуют и многочисленные столкновения на этнической и религиозной
почве, и объективно существующее противостояние севера и юга, в то числе в
борьбе за политическую власть, и проведение различных политических реформ
как стремление улучшить взаимоотношения между этносами и привить толерантность.
Таким образом, можно считать, что задачи, сформулированные нами в
начале исследования, выполнены и цель достигнута.
Что касается дальнейших перспектив исследования темы, можно
расширить описание стереотипов и задействовать большее количество
этнических групп.
1. Арутюнов С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие // М.:
Наука, 1989. — 247 с.
2. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. // М.: 1983. 414 с.
3. Гумилёв Л. Этногенез и биосфера Земли // М.: Эксмо, 2007.
4. Завьялова О.Ю. Межэтнические отношения и этностереотипы манинка
Гвинеи (по опросам студентов университета города Канкан) //
Африканский сборник. СПб.: МАЭ РАН, 2014. – С. 7-21
5. Следзевский И.В. История Нигерии в новое и новейшее время/ Отв. ред.
И.В. Следзевский, Ю.Н. Зотова. - М.: Наука, 1981.
6. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: практикум: Учебное пособие для
студентов вузов / Т. Г. Стефаненко. — М: Аспект Пресс, 2006.— 208 с
7. Agbakwuru C. Ethnic prejudice and the problem of peaceful co-existence in
Nigeria // European Scientific Journal. 2014. Vol. 9. No5. p. 86-93
8. Allport G.W. The Nature of Prejudice / G.W. Allport - Cambridge, Mass. :
Addison-Wesley Publishing Company, 1954.
9. Argungu D.M. An African Language Experience: Aspects of the Relationship
Between Language and Culture Among the Hausa People of Northern Nigeria
// Partridge Africa, 2017, 194 p.
10.Ayatse F.H. The origin and development of ethnic politics and its impacts on
post-colonial governance in Nigeria / F.H. Ayatse, I.I. Akuva / / European
Scientific Journal, 2013, vol. 9, No3
11.Bakare C.G.M. Metaperceptual Congruence as a Measure of the “Kernel of
Truth” in Nigerian Interethnic Stereotypes // The Journal of Social Psychology,
1977, 102:1, pp. 13-25
12.Bascom W. The Yoruba of Southwestern Nigeria // New York : Holt, Rinehart
& Winston, 1969, 118 p.
13.Bogardus, E. S. A social distance scale. Sociology & Social Research, 1933,
17, 265-271.
14.Bohannan, P. J. & L.. The Tiv of Central Nigeria / P. J. & L. Bohannan. -
London: International African Institute, 1953.
15.Casmir K.C., Ome E., Nwankwo A. Re-Examination of Igbo Values System,
and the Igbo Personality: A Kantian and African Comparative Perspective / K.
C. Casmir, E. Ome, A. Nwankwo // Open Journal of Philosophy. – 2014. –
Vol. 4 – 397-403 p.
...