Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИДЕИ ЕВРОПЕЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Работа №133606

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

философия

Объем работы73
Год сдачи2017
Стоимость4235 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
53
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Проблема вечного мира в контексте европеизма………………………..7
1.1. Вечный мир как практическое измерение идей гуманизма………………..7
1.2. Вечный мир как реализация идей утилитаризма………………………….20
Глава 2. Европейская идентичность………………………………………………28
2.1. Практика внутренней идентификации……………………………………….28
2.2. Отношение европейцев к Другому
Глава 3. Основные предпосылки европейской интеграции – современная перспектива
3.1. Мультикультурализм и вовлечение Другого………………………………...47
3.2. Европейская общественность и наднациональность
3.3. Европейская коммуникация и гражданское общество
Заключение
Список литературы


Современный мир бросает человечеству все новые и новые вызовы, с которыми оно вынуждено бороться. Достаточно всего лишь открыть сводку новостей, и перед глазами уже появятся заголовки, громко кричащие о проблемах международного терроризма, чрезвычайно сложной экологической ситуации, требующих разрешения экономических кризисах, острых политических и социальных конфликтах… Все эти проблемы, будучи глобальными, требуют, в свою очередь, адекватных, глобальных мер и усилий по их устранению. И здесь, перед лицом множества опасностей и угроз выступает объединенное мировое сообщество, которое только будучи единым способно справиться с этой непростой современной ситуацией, способно сохранить за человечеством возможность спокойной и счастливой жизни.
Важность интеграционных процессов все больше подчеркивается специалистами в настоящее время; все больше международных, региональных организаций создается для объединения стран и народов в единое целое на основании различных объединяющих признаков, для возможностей их эффективного сотрудничества в самых разных сферах и областях. Очевидно, что в современном мире не остается места изолированному, узко-эгоистичному существованию государств – все более естественной выглядит необходимость их интеграции.
Пожалуй, наиболее обсуждаемой на текущий момент региональной интеграционной структурой является Европейское Сообщество. Колоссальный экономический, политический, культурный капитал Европы делает ее важнейшим игроком на международной арене, значимой частью всего международного порядка в целом. Безусловно, памятуя о печальном историческом опыте двух мировых войн XX века, мировое сообщество заинтересовано в поддержании стабильности на европейском континенте, а потому пристально наблюдает за состоянием дел в Европе. Можно сказать, что европейская интеграция – предмет внимания не только самих европейцев, но и всех других континентов.
Интеграционный процесс в Европе имеет почти вековую историю; начиная со времен Лиги Наций европейские государства стремились существовать вместе, решать насущные вопросы континента сообща, осознавали преимущества от подобного способа взаимодействия друг с другом. Возникшее после Второй мировой войны Европейское Экономическое Сообщество успешно трансформировалось из сугубо экономического объединения в более широкий по своему охвату союз, Европейский Союз. Казалось бы, в настоящее время интеграционный процесс развился до такой степени, что в состоянии охватить почти все сферы жизни европейского общества – интеграцию можно наблюдать в политическом, экономическом, правовом, культурном полях. И в каждой из этих областей мы видим эффективное сотрудничество европейских государств, которое, в конечном итоге, идее на пользу всему мировому сообществу.
Однако, несмотря на подобную, на первый взгляд, выгодную для всех кооперацию, в последнее время усиливается тенденция к разобщению союза европейских народов. Очевидно, что единство Европы претерпевает глубокий системный кризис, яркий пример которому процесс выхода Великобритании из состава Европейского Союза. Для того чтобы разобраться в причинах подобного кризиса, а также попытаться выработать определенный порядок его преодоления, представляется разумным обратиться к самому понятию объединенной Европы, к идее европейской интеграции как историко-философскому концепту.
Философия политики и права занимается исследованием понятий, находящихся в тесной связи с конкретикой социальной жизни, неразрывно связанных с текущим, историчным состоянием общества. Принимая во внимание эту самую историчность социума, необходимо отметить постоянную изменчивость содержания понятий, диктуемую непрерывной трансформацией общественных установок, традиций, норм – всего того, что, так или иначе, определяет сами понятия и наше отношение к ним. В этой ситуации, наиболее адекватное исследование политико-правовых феноменов представляется с позиции методологической стратегии «пересборки», предполагающей собирание понятия заново.
В своей работе «Пересборка социального» Б.Латур поясняет данную методологическую стратегию как «возобновление работы по соединению и собиранию» определенного понятия, исходя из его изначальных коннотаций и значимости источника происхождения. Схожую мысль приводит М.Фуко, рассуждая о понимании истории в философии Ницше; критическое понимание истории характеризуется схожим механизмом «пересборки», поскольку оно обращено в прошлое с целью выявления новых смыслов, способных трансформировать настоящее и, в перспективе, будущее. Такое отношение характеризуется возникновением скепсиса по поводу действующих общепринятых смыслов понятий, а также связано с известной степенью риска и опасности, поскольку речь идет о значительных сдвигах в смысловых ориентациях понятийного аппарата . Однако, при всех рискованных моментах, стратегия «пересборки» представляется эффективным средством трансформации будущего через установление адекватного содержания понятия, а, потому, является предпочтительной в тех ситуациях, когда господствующее понимание не справляется с кризисными явлениями социальной жизни.
Принимая во внимание данную методологическую стратегию, нам кажется целесообразным осуществить «пересборку» понятия европейской интеграции, идеи объединенной Европы, придать ей содержание, адекватное проблематичной современной реальности. Иными словами, речь идет о необходимости переосмыслить понятие единой Европы так, чтобы оно оказалось вне кризисных явлений, смогло предстать в некоем «неуязвимом», отвечающем социальным потребностям виде. Для формирования качественно нового понимания европейской интеграции целесообразно обратиться к его философским истокам, определить и проанализировать его историко-философские предпосылки, после чего исследовать их проявление в ситуации современной Европы, в непосредственном, актуальном процессе построения европейского единства в XXI веке.
Итак, целью нашей работы является выявление основных предпосылок идеи европейской интеграции в историко-философском контексте, а также анализ этих предпосылок в современной социально-политической ситуации.
Для достижения этой цели представляется необходимым выполнение следующих задач. Прежде всего, на материале историко-философских сочинений необходимо исследовать идейные основания европейского интеграционного процесса в политико-правовой сфере, связанные с проблемой вечного мира и европеизма. Далее, обратиться к анализу понятия европейской идентичности для исследования возможных оснований интеграции в культурном поле. Наконец, проанализировать выявленные аспекты понимания идеи интеграции в перспективе XXI века, с привлечением современной философской литературы, и дать оценку текущему развитию европейской интеграции на основе полученных выводов.
В ходе нашего исследования мы обращаемся к историко-философской литературе эпохи Просвещения, представленной трудами Ш.И.де Сен-Пьера, У.Пенна, Ж.-Ж.Руссо, И.Канта, И.Бентама, Д.Дидро, Ш.Л.Монтескье, Ж.А.Кондорсе, И.Г.Гердера, а также XIX века – работы К.Краузе, И.Г.Фихте, А.Сен-Симона, Дж.С.Милля. В качестве современного философского комментария мы апеллируем к сочинениям Ю.Хабермаса, М.Хардта и А.Негри, Ж.Деррида, К.Шмитта. Безусловно, в работе отражены как зарубежные, так и отечественные исследования по проблеме европейской интеграции – Э.Гидденс, А.О.Чубарьян, В.Д.Зорькин и др., а также философские сочинения Э.Кассирера, Н.В.Мотрошиловой, Б.В.Маркова и др.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Идея европейской интеграции, без сомнения, находится в поле философского осмысления. Историко-философские предпосылки интеграции в Европе рассматривают процесс объединения с разных точек зрения и не теряют актуальности в наше время. Резюмируем содержание нашей работы.
Итак, мы приступили к анализу идеи европейской интеграции в философских сочинениях Просвещения как эпохи, определившей основные понятия философии политики и права, а также социальной философии, куда можно отнести и вопрос об интеграции. Мы увидели, что идея европейского объединения может пониматься как политическое и правовое единство государств и народов Европы – такое понимание интеграции связано с проблемой вечного мира, широко освещаемой просветителями, а также мыслителями XIX века в контексте европеизма, как целесообразный порядок на европейском континенте.
Вечный мир предстает в двух аспектах. Во-первых, как практическое измерение идей гуманизма, определяющее вектор интеграции на основе гуманистического стремления к прекращению военных конфликтов в Европе и созданию условий для стабильного существования на континенте. Философия предлагает различные формы интеграции, понимаемой в таком аспекте: будь то создание Палаты государств (Пенн), или европейской конфедерации (Сен-Пьер, Руссо), или построение федерализма свободных государств и союза народов (Кант, Фихте). Важно подчеркнуть, что в основе идейного содержания такого подхода лежит нравственное осознание необходимости единства, тесная связь интеграции с правовым порядком. Во-вторых, вечный мир может рассматриваться как реализация идей утилитаризма – в таком ключе единство Европы так же рассматривается как необходимость прекращения войн, однако уже с иной мотивацией – во галву угла ставится стремление достичь наибольшего блага от совместной, эффективной кооперации и обеспечить наиболее полное удовлетворение потребностей и процветание жителей Европы. Здесь звучат идеи прагматизма общеевропейской политики (Бентам), а также создания добровольного союза государств, основанного на международных правовых нормах (Краузе). В целом, можно отметить, что проблема вечного мира задает понимание интеграции в сфере политики и права, отсылает к поиску конкретных наднациональных форм кооперации.
Далее мы рассмотрели второй пласт предпосылок интеграции в поле философской проблематики – связанный с понятием европейской идентичности как результатом самоидентификации европейского человека. Исследовав это понятие в историко-философской перспективе, мы выявили два возможных пути к идентификации европейцев. Первый путь – “изнутри” – поиск уникальных, свойственных исключительно европейской цивилизации ценностей и личностных качеств, существование которых возможно благодаря общности историко-культурного развития Европы. Влияние географии и климата (Сен-Пьер, Гердер), заимствование опыта античных цивилизаций (Гердер), богатейшее культурное наследие Европы (Краузе), культивирование общеевропейской нравственной идеи (Сен-Симон) – все это создает естественный стимул для интеграции Европы. Второй путь – “внешняя” идентификация, формирующаяся в процессе отношения европейцев к Другому, к представителям других цивилизаций, кристаллизация собственно европейских черт на этом основании. Сравнение Европы и Азии как цивилизаций свободы и деспотизма соответственно (Дидро, Монтескье), научное и цивилизационное превосходство Европы в духе европоцентризма (Монтескье, Кондорсе), а также влияние Великих Географических Открытий и развития колониальной экспансии – предпосылки формирования европейского человека как целостного субъекта с присущим ему своеобразием. Таким образом, формирование европейской идентичности задает понимание интеграции как процесса, осуществляемого в культурной сфере.
Далее мы проанализировали выявленные нами предпосылки политико-правовой и культурной интеграции с точки зрения современной философии, а также социальных реалий современного миропорядка. Мы выявили проблематичность интеграции в культурной сфере, диктуемую современными процессами глобализации – в условиях не поддающейся сомнению необходимости диалога с Другим установка на изоляционизм и европоцентризм теряет свою адекватность; формирование европейской идентичности в XXI веке должно происходить при условии включенности в него представителей всех культур. Политическая интеграция так же сталкивается с рядом трудностей, связанных как с усилением бюрократической тенденции в отправлении наднациональной политики, так и с феноменом наднациональности в целом. Первое затруднение должно решаться путем интегрирования европейской общественности в реальный процесс принятия общеевропейских политических решений. Проблема же наднациональности зависит от верного подхода к структуре нации: необходимо “снятие” той логики, при которой национальное конституирует политическое – альтернатива должна сделать политическое независимым от национального. И последнее возможно в правовой сфере – путем укрепления общеевропейского гражданского общества, развития политической публичности, формирования коммуникационной связи возможно создание качественно новой европейской идентичности – идентичности на основе причастности равноправных, практически формальных субъектов к правовому порядку.
Таким образом, проведенный нами анализ позволяет говорить о том, что наиболее успешной стратегией развития европейской интеграции является интеграция в правовом поле, позволяющая разрешить затруднения политической и культурной интеграции. Отметим, что предпосылки формирования правового единства европейцев, по результатам нашего исследования, могут быть обнаружены еще в философии эпохи Просвещения. А это значит, что идеи, высказанные философами несколько столетий назад, не теряют своей актуальности и в наше время. Вот еще одно доказательство важности обращения к философии в поиске решения проблем современного общества.
Хочется верить, что процесс интеграции в Европе, несмотря на все текущие сложности, будет продолжаться и далее. Хочется верить, что важность европейского единства будет в полной мере осознаваться рядовыми гражданами Европы, а идеи философов-интеллектуалов приняты во внимание действующими политическими руководителями и деятелями Европейского Сообщества. Вместе с тем, нужно отдавать себе отчет в том, что единая Европа в своем интеграционном движении не должна замыкаться на самой себе, должна оставаться частью мирового сообщества, способствовать международному интеграционному процессу. Только так, при наличии единства народов всего мира, современная цивилизация может справиться со всеми глобальными вызовами, стоящими перед ней.



1. Андреева И.С. Вековая мечта человечества Вступ. статья. // Трактаты о вечном мире. // Сост. И.С.Андреева и А.В.Гулыга. – СПб: Алетейя, 2003.
2. Бентам И. Введение в основания нравственности и законодательства. – М.: РОССПЭН, 1998.
3. Васильева Г.М. История европейской ментальности: Учебное пособие. – Новосибирск: НГУЭУ, 2011.
4. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. (Серия «Памятники исторической мысли») – М.: Издательство «Наука», 1977.
5. Гидденс Э. Неспокойный и могущественный континент: что ждет Европу в будущем? / Энтони Гидденс; пер. с англ. А.Матвеенко, М.Бендет. – М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2015.
6. Гришин Н.В., Шередега Н.В. Современный взгляд на работу Канта «К вечному миру». // Форум молодых кантоведов. – М.: ИФ РАН, 2005.
7. Гулыга А.В. Гердер и его “Идеи к философии истории человечества”. // Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. (Серия «Памятники исторической мысли») – М.: Издательство «Наука», 1977.
8. Ермошин В.В. Проблема войны и мира в политико-правовых учениях Нового времени. – М.: 1989.
9. Зорькин В.Д. Цивилизация права и развитие России: монография / В.Д.Зорькин. – М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2015.
10. История объединения Европы и теория европейской интеграции. Т.1. // Европа: проблемы интеграции и развития, монография в 2тт. – Нижний Новгород: 2008.
11. Кант И. К вечному миру. // Трактаты о вечном мире. / Сост. И.С.Андреева и А.В.Гулыга. – СПб: Алетейя, 2003.
12. Канунников А.А. Социальное развитие Европы и гражданское общество. // Современная Европа, 2017, №1(73).
13. Кассирер Э. Философия Просвещения - М.: 2004.
14. Кондорсе Ж.А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. – М.: Соцэкономгиз, 1936.
15. Корелин М. Гуманизм. // Энциклопедический словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона. – СПб.: Семеновская типолитография, 1890-1907, Т.IXА (18).
16. Краузе К. Набросок проекта союза европейских государств в качестве основы всеобщего мира и правового средства предотвращения любых посягательств на внутреннюю и внешнюю свободу Европы. // Трактаты о вечном мире. / Сост. И.С.Андреева и А.В.Гулыга. – СПб: Алетейя, 2003.
17. Латур Б. Пересборка социального. Введение в акторно-сетевую теорию. / Пер. с англ. И.Полонской. – М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2014.
18. Марков Б.В. В поисках другого. Вступ. статья. // Хабермас Ю. Вовлечение другого. Очерки политической теории. – СПб: Наука, 2001.
19. Марков Б.В. Другая Европа. // материалы сайта web-кафедры философской антропологии.
URL: http://anthropology.ru/ru/text/markov-bv/drugaya-evropa
(дата обращения: 22.04.2017)
20. Марков Б.В. Путешествие как признание другого // Серия “Symposium”, Конференция “Путь Востока”, Путь Востока: Межкультурная коммуникация., Выпуск 30 / Материалы VI Молодежной научной конференции по проблемам философии, религии, культуры Востока. – СПб: Санкт-Петербургское философское общество, 2003.
21. Милль Дж.С. Утилитаризм. – Ростов-на-Дону: Донской издательский дом, 2013.
22. Монтескье Ш.Л. О духе законов. // Избранные произведения. / Общ. ред. и вступ. статья М.П.Баскина. – М.: Гослитиздат, 1955.
URL: https://ru.wikisource.org/wiki/О_духе_законов_(Монтескьё/Горнфельд) (дата обращения – 12.04.2017)
23. Монтескье Ш.Л. Персидские письма. Размышления о причинах величия и падения римлян. – М.: 2002.
24. Мотрошилова Н.В. Цивилизация и варварство в эпоху глобальных кризисов: 2-е, расширенное и исправленное издание книги «Цивилизация и варварство в современную эпоху». / Н.В.Мотрошилова; Рос. акад. наук, Ин-т философии. – М.: ИФРАН, «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2010.
25. Мотрошилова Н.В. Юрген Хабермас о кризисе Европейского Союза и понятии солидарности (2011-2013гг.). // Вопросы философии, 2013, №10. URL: http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=836
(дата обращения: 15.04.2017).
26. Нестеров А.Г. Проблемы мультикультурализма в отечественной культурологи и политологии. // Современная Европа, 2017, №2 (74).
27. Пенн У. Опыт о настоящем и будущем мире в Европе путем создания европейского конгресса, парламента или палаты государств. // Трактаты о вечном мире. / Сост. И.С.Андреева и А.В.Гулыга. – СПб: Алетейя, 2003.
28. Погребняк А.А. К критике евразийской политической экономии. // Проблемы современной экономики, 2015, №1 (53).
29. Россия и Совет Европы: история, современность и перспективы взаимодействия правовых систем. / Под ред. Барышникова П.С. – М.: Проспект, 2016.
30. Руссо Ж.-Ж. Суждение о вечном мире. // Трактаты о вечном мире. / Сост. И.С.Андреева и А.В.Гулыга. – СПб.: Алетейя, 2003.
31. Саркитов Н. Шарль Луи Монтескье. Вступ. статья. // Монтескье Ш.Л. Персидские письма. Размышления о причинах величия и падения римлян. – М.: 2002.
32. Сен-Пьер Ш.И. Избранные места из проекта вечного мира. // Трактаты о вечном мире. / Сост. И.С.Андреева и А.В.Гулыга. – СПб.: Алетейя, 2003.
33. Сен-Симон А. Труд о всемирном тяготении. Т.1. // Сен-Симон А. Избр. соч. в 2тт. – М.: 1948.
34. Тэвдой-Бурмули А. In varietate Discordia: настоящее и будущее европейского мультикультурализма. // Европейский Союз в XXI веке: время испытаний. / Под ред. О.Ю.Потемкиной (отв. ред.), Н.Ю.Кавешникова, Н.Б.Кондратьевой – М.: Издательство «Весь Мир», 2012.
35. Умнова И. А. Право мира: курс лекций / И. А. Умнова. – М.: 2010.
36. Философия в Энциклопедии Дидро и Даламбера. (Серия «Памятники философской мысли») – М.: Издательство «Наука», 1994.
37. Фихте И.Г. К вечному миру. Философский проект Иммануила Канта. // Трактаты о вечном мире. / Сост. И.С.Андреева и А.В.Гулыга. – СПб: Алетейя, 2003.
38. Фуко М. Ницше, генеалогия и история. // Философия эпохи постмодерна: сборник переводов и рефератов. – Мн: Изд. ООО «Красико-принт», 1996.
39. Хабермас Ю. Авангардистское чутье на релевантное. Роль интеллектуала и дело Европы. // Ах, Европа. Небольшие политические сочинения, XI. / Юрген Хабермас; Пер. с нем. Б.М.Скуратова. – М.: Издательство «Весь Мир», 2012.
40. Хабермас Ю. Ах, Европа. Небольшие политические сочинения, XI. / Юрген Хабермас; Пер. с нем. Б.М.Скуратова. – М.: Издательство «Весь Мир», 2012.
41. Хабермас Ю. Вовлечение другого. Очерки политической теории. / Пер. с нем. Ю.С.Медведева, под ред. Д.В.Скляднева – СПб: Наука, 2001.
42. Хабермас Ю. Европа и ее иммигранты. // Ах, Европа. Небольшие политические сочинения, XI. / Юрген Хабермас; Пер. с нем. Б.М.Скуратова. – М.: Издательство «Весь Мир», 2012.
43. Хабермас Ю. Политика Европы в тупике. Речь в защиту политики постепенной интеграции. // Ах, Европа. Небольшие политические сочинения, XI. / Юрген Хабермас; Пер. с нем. Б.М.Скуратова. – М.: Издательство «Весь Мир», 2012.
44. Хардт М., Негри А. Империя. / Пер. с англ., под ред. Г.В.Каменской, М.С.Фетисова. – М.: Праксис, 2004.
45. Хохлов И.И., Сидорова Е.А. Наднациональность в политике Европейского Союза. – 2-е изд., обновл. и доп. – М.: Международные отношения, 2014.
46. Чубарьян А.О. Европейская идея в истории. Проблемы войны и мира. – М.: Междунар. отношения, 1987.
47. Чубарьян А.О. Российский европеизм. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005.
48. Шмитт К. Номос Земли в праве народов jus publicum europaeum. – СПб: Владимир Даль, 2008.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ