Введение 3
Глава 1. Теоретические основы видеоблогинга 6
1.1. Форматные характеристики 6
1.2. Различия travel-видеоблогов и телевизионной travel-журналистики 11
1.3. Мотивация участия и функции видеоблогов 15
1.4. Тематическое разнообразие travel-видеоблогов 19
1.5. Коммерциализация travel-видеоблогов как важная тенденция в современной блогосфере 23
Глава 2. Оптимальные приёмы создания рейтингового travel-видеоконтента на примере популярных влогов 28
2.1. Факторы, влияющие на рост популярности видеоблога 28
2.1.1. Формирование идеи, поиск концепции 29
2.1.2. Визуальная составляющая видеоблогов 32
2.1.3. Аудиальная составляющая видеоблогов 36
2.2. Анализ популярного travel-видеоблога GoodBye Normals 39
Заключение 47
Список использованных источников и литературы 51
Travel-видеоблогинг (влогинг) - относительно молодое явление в отечественном медиа-пространстве. Оно зародилось в начале «нулевых» в Соединённых Штатах Америки, как разновидность традиционных, текстовых блогов, с той разницей, что во влогах информация представлена в видео формате. В России начало развития видеоблогинга приходится на 2005 год, когда появилась на сегодня самая востребованная площадка по распространению travel-видеоконтента - видеохостинг YouTube. Факт развития блогосферы повлиял на прежний формат телевизионных передач о путешествиях, который значительно трансформировался за последние 20 лет.
В 2006 году журналом «Time» премия «Человек года» была присуждена интернет-пользователю как таковому. Повсеместная популяризация и доступность выхода в интернет, большая вариативность демократичных по цене и приемлемых по качеству различного рода гаджетов давно сформировали новую виртуальную реальность, проникшую во все сферы жизни и видоизменившие журналистику в традиционном её понимании.
Если ещё буквально 20 лет назад генерацией контента о путешествиях и туризме занимались профессиональные телевизионные СМИ, но уже сегодня некоторые travel-видеоблогеры превзошли их по количеству просмотров своего контента, количеству подписчиков, формируемых из числа лояльной аудитории и степени воздействия на общественное мнение и сферу туризма.
Термин “travel-влогер” сейчас невероятно популярен в России. Сегодня он признан обозначать такое специфичное явление, как трансформацию впечатлений в информацию. Итог этой деятельности - появление лайфстайл-ин- формации, которая является не новостной по характеру, а скорее досуговой, посвященной стилю жизни.
Актуальность дипломной работы обусловлена тем, что ежегодная масштабная модернизация глобальной сети Интернет, технических характеристик аппаратуры, необходимой для снятия видеоматериалов в домашних условиях, и постоянное обновление списка платформ, на которых могут реализовать себя travel-влогеры, создаёт почву для того, чтобы видеоблогинг в сфере путешествий стал самым востребованным и развивающимся форматом подачи travel-контента.
Научная новизна дипломной работы заключается в попытке сформулировать основные форматные характеристики travel-влогинга и классифицировать их по тематической направленности.
На различных веб-площадках, пригодных для размещения и распространения видео-контента, таких как видеохостинг YouTube, социальные сети «ВКонтакте» или Instagram, на сегодняшний день представлено огромное количество интернет-дневников, которые публикуют видеосюжеты о путешествиях и туризме, но лишь немногим удаётся заработать достаточно высокий рейтинг и заполучить внушительное число подписчиков. Поэтому основная цель дипломной работы заключается в том, чтобы выявить, какие же факторы влияют на рост популярности travel-видеоблога. Чтобы достигнуть цели исследования, необходимо решить серию задач:
• сформулировать форматные характеристики travel-видеоблога;
• охарактеризовать отличие travel-видеоблогов от телевизионной travel- журналистики;
• обозначить функциональные характеристики видеоблогов в сфере «travel» и выявить, что мотивирует людей становиться полноправными участниками блогосферы;
• классифицировать тематические направления travel-видеоблогов, выявить наиболее востребованный у аудитории тематический блок;
• выявить оптимальные приёмы создания качественного travel- видеоконтента;
• провести анализ контента одного из популярных видеоблогов, посвящённых путешествиям.
Объектом исследования являются видеоблогеры и влоги, посвящённые путешествиям, представленные на самых популярных интернет-платформах.
Предметом исследования являются функционально-тематические характеристики travel-видеоблогинга, мотивации авторов видеоконтента.
В ходе исследования будут использованы такие методы, как метод сопоставительного анализа, анализа контента, интерпретации информации и типологический подходы.
Научно-теоретическую базу для исследования можно разбить на несколько блоков, первый из которых будет посвящён блогингу в общем и видеоблогингу в частности, второй включает в себя авторов, специализирующихся на теме генерации контента о путешествиях. Данное исследование будет базироваться на работах таких теоретиков и историков как Л. Н. Джулай, С.С.Гин- збург, С.А. Белянинов, Л. М. Рошаль, И. Ю. Лапина, И.Н. Блохин, А.М. Згуриди, Н. М. Зоркая, И. Г. Кацева, Е.Г.Константинова, а также на работах теоретиков журналистики, непосредственно посвященные анализу современной тревел-журналистики: Ирины Показаньевой, Елены Петровны Почкай, Т.Г. Редькиной.
Эмпирической базой для исследования видеоблоги, посвящённые путешествиям, размещённые на самых популярных интернет-платформах (видео-хостинг YouTube, социальные сети Instagram и Вконтакте).
Хронологические рамки: 1 год
Структура работы: Дипломная работа носит научно-исследовательский характер и состоит из введения, двух глав, каждая из которых отвечает поставленным перед исследователем задачам, заключения и списка используемой литературы.
Цель дипломной работы заключалась в том, чтобы выявить, какие факторы влияют на рост популярности travel-видеоблога. В процессе нашей исследовательской работы, нам удалось успешно решить ряд задач, выполнение которых было необходимо для достижения изначальной цели. Мы сформулировали основные форматные характеристики «travel-видеоблога» и что пришли к выводу, что «travel-влогер» -это генератор видео-контента о путешествиях и туризме, освещающий посещённые им места «через фильтр личного восприятия автора».
Мы определили, что ценность видеоблогов заключается в том, что они дают неограниченный доступ к материалам любого информационного характера и помогают выстраивать коммуникации между автором контента и его аудиторией или между самими зрителями. Минимальные временные затраты на производство подавляющего количества контента создают ощущение присутствия «здесь и сейчас», когда автор может практически моментально поделиться со своей аудиторией любой видеоинформацией. Видеоблоги стирают пространственные границы и материалы могут быть доступны в любой точке Земли. Важной ценностью вблогов является отсутствие редакторской цензуры и то, что они уравнивают социальный статус коммуникаторов.
Формулируя основные форматные характеристики travel-видеоблогов, мы пришли к выводу, что они подразделяются на общие и информационные и, в зависимости от целей публикации, видеоконтент может быть информационно-справочного, промоционного, познавательно-ориентирующего или проблемно-аналитического характера.
Основными задачами, выполняемыми видео-дневниками о путешествиях, являются: предоставление пользователю новой для него информации, ориентирование зрителей в вопросах планирования будущих поездок, предоставление списка географических, культурных и архитектурных достопримечательностей, помощь в визуализации будущей поездки потребителя контента, а также в планировании путешествия и минимизации возможных рисков. Но главной задачей видеоинформации travel характера является мотивирование зрителей на путешествие.
Структура видеоблога включает в себя три элемента: средства докомму- никативной презентации, сами дневниковые запись и диалогическая часть, подразумевающая текстовую коммуникацию между влогером и его аудиторией и внутри самой аудитории.
Сравнивая travel-видеоблогинг с travel-журналистикой, мы заключили, что основное различие между ними заключается в том, что первая является профессией, а второе скорее интересным хобби, на котором можно зарабатывать. Веб-дневники - это средство персональной информации, в то время как журналисты занимаются производством информации массового характера. Как правило, журналист идентифицирует себя с каким-либо СМИ, когда блогер может быть абсолютно независим. Журналисты работают в рамках определённых жанров, а видеоблогер вполне может сформировать собственный, гибридный жанр, включающий элементы. Журналист обязан предоставлять достоверные факты и несёт ответственность за транслируемую информацию, а блогерские продукты не цензурируются. Блоги интерактивны, что создаёт возможность формирования автором собственного коммуникативного поля с определённой аудиторией.
Основными мотивами, побуждающими людей становиться участниками блогосферы являются является желание самореализоваться, стремление к са- мопредъявлению в виртуальной реальности и получение возможности заработать, монетизируя свой влог.
Основными функциями, которые выполняют видеоблоги, являются коммуникативная функция, функция самопрезентации, которая осуществляется посредством самоописания и самовыражения, функция развлечения, сплочения и удержания связей, рефлексия, восприятие влогов в качестве мемуаров, психотерапевтическая функция и функция продвижения товаров и услуг.
Некоторые исследователи предлагают альтернативную классификацию функций видеоблогов, куда входят информационная, социальная, заключающаяся в формировании общественного мнения, агитационная, интегративная, познавательная и развлекательная функции.
По тематическому разнообразию наиболее популярны влоги, посвящённые кругосветным путешествиям; нишевые блоги, обращающиеся к каким-то конкретным частям света или странам; влоги, посвящённые различным способам передвижения; контент об экстримальном туризме. Тематическая разновидность travel-влога может зависеть от количества людей, принимающих участие в путешествии: влоги, посвящённые индивидуальным поездкам, групповым или семейным.
Одной из важных тенденций развития блогосферы на сегодняшний день является коммерциализация travel-видеоблогов.
В ходе исследования, нам удалось определить факторы, влияющие на рост пользовательской популярности веб-дневника. Мы пришли к выводу, что первостепенным фактором является разработка уникальной авторской концепции, поиск оригинальной идеи. Видеоблог должен выгодно выделяться на фоне остального контента блогосферы, а нетривиальная идея, лежащая в основе авторского проекта, поможет привлечь наибольшее число заинтересованных подписчиков.
Следующими факторами, влияющими на успех видеоболога являются его визуальная и аудиальная составляющие. К первой относится собственно само видео, качество его изображения, особенности съёмки, подбор определённого видеоряда, качество и особенности монтажа и хронология сюжета. К аудиальной составляющей видеоблога относится всё звуковое сопровождение видеоряда: стендап, лайвы, закадровый текст и звуковая аудио-дорога (музыкальное сопровождение, интер-шумы).
Степень популярности видео-контента зависит от выбранного автором спектра тем, увлекательности материала, подбора героев, индивидуальных композиционных слагающих построения сюжета, магнетизм и харизматичность личности автора.
В ходе исследования мы провели анализ достаточно популярного видеоблога Никиты Дёмина GoodBye Normals, который совершил кругосветное путешествие и снимая об этом приключении видео, набрал больше миллиона просмотров на канале видеохостинга YouTube, и получили подтверждение верности наших размышлений относительно вышеперечисленных факторов, влияющих на рост рейтинга видео-контента.
1. Белинская Е. П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология: хрестоматия. - М.: «Аспект Пресс», 2003.
2. Вахед Абдель Трансграничное спутниковое телевидение - его роль в развитии международного туристического бизнеса. - K.: Изд. Казанского федерального университета, 2009.
3. Волохонский В. Л. Механизмы психологии и основания для классификации блогов. Блоги: новая реальность. - СПб.: Изд. Петербургского университета, 2006.
4. Вольнова А.Г. Видеоблогинг - синтез трех начал. - СПб: «БХВ-пресс», 2012.
5. Гермашева Т. М. Блог как новый тип дискурса // Лингвистика в образовательном процессе. - Ростов-на-Дону, 2010.
6. Казаков С.В. Аудиальная культура: сущность, структура, функции [электронная версия книги]
7. Кубатьян Г.С. Тревел-журналистика [электронная версия книги]
8. Маслова В. А. Лингвокультурология: студенческое учебное пособие - М.: Академия, 2004.
9. Попов Антон Блоги. Новая сфера влияния. - М.: Изд. «Манн, Иванов, Фербер», 2009.
10. Рамин Ю.В. Словарь слов и терминов Интернета: Видеоблог. - М., 2013.
11. Сидорова М.Ю. Интернет-лингвистика: русский язык. Межличностное общение. - М.: «1989.ру», 2006.
12. Скотт Дэвид Мирман Новые правила маркетинга и PR.- М.: «Альпина Паблишер», 2011.
13. Фадеева А.А. Видеоблоггинг - следующий шаг в Web 2.0 коммуникации или параллельная вселенная. - Москва, 2012.
14. Шкуратова И.П. Монография об самопредъявлении личности в общении. - Ростов-на-Дону, 2010.
15. Харламенкова Н.Е. Самоутверждение подростка. - М., 2007.
...