Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Отношение студенческой молодежи к неформальной занятости (Новосибирский Государственный Технический Университет)

Работа №133059

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социология

Объем работы80
Год сдачи2023
Стоимость2000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
74
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Объект исследования – студенты НГТУ 1-4 курсов, обучающиеся очно по программам бакалавриата и магистратуры.
Есть приложения.

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования отношения студенческой молодежи к неформальной занятости 7
1.1. Основные подходы к исследованию явления неформальной занятости….. 7
1.2. Проблема неформальной занятости в России: причины, формы, последствия. 19
1.3. Неформальная занятость российской студенческой молодежи: обзор исследований 31
Глава 2. Социологическое исследование отношения студенческой молодежи к неформальной занятости: на примере учащихся НГТУ 38
2.1. Методологические основы исследования 38
2.2. Анализ результатов исследования отношения студенческой молодежи к неформальной занятости 41
Заключение 56
Список использованных источников 59
Приложение 1 64
Приложение 2 68
Приложение 3 73
Приложение 4 80

Актуальность темы исследования. Общество представляет собой сложную динамическую систему, которая подвержена постоянным изменениям, развитию. Изменяются и социальные институты, одним из которых является рынок труда и трудовая занятость. Последние десятилетия повсюду в мире характеризовались изменением форм занятости в пользу увеличения доли ее неформальной составляющей. По данным Международной организации труда за 2022 год, неформальной занятостью охвачены почти 40% всех наемных работников в мире . Россия не является исключением в плане существования этого феномена. Данные Росстата о занятости во втором квартале 2022 года говорят, что число работников неформального сектора составляет 13,4 млн человек, или 18,7% всех занятых в РФ . Структура российского рынка труда становится все более дифференцированной в связи с возрастающим динамизмом изменений как в экономике, так и на политической арене. Это приводит к расширению масштабов нестандартной, неустойчивой занятости, проявляющейся в том числе в практиках неформальной занятости.
Социально-демографическая группа молодежи имеет высокий уровень социальной мобильности, что проявляется в том числе и в динамичности их поведения в сфере образования и на рынке труда. Такая ситуация вызвана в первую очередь изменчивостью социальной и экономической ситуации в стране. Основным видом занятости у студентов, по определению, является обучение, то есть это их первичная занятость. Однако в силу упомянутых выше социально-экономических изменений студентам также приходится подрабатывать, что определяется уже как вторичная занятость.
Естественно, что наличие вторичной занятости в виде работы или подработки имеет ряд преимуществ для студентов: получение навыков трудовой деятельности и работы в коллективе, улучшение своих личностных индивидуальных качеств, возможность материальной поддержки родителей и так далее.
Однако, зачастую, студенты устраиваются на работу неофициально, тем самым попадая в неформальный сектор занятости, что влечет за собой ряд проблем. Последние заключаются в том, что студенты, трудоустраиваясь неофициально, получают опыт работы, но официального стажа, который нужен при устройстве на престижную (высокооплачиваемую) работу, не накапливают. Также в случае нахождения в неформальной занятости нет никакой уверенности в условиях и оплате труда, так как нет трудового договора. Так как с этими проблемами может столкнуться каждый студент, то имеется необходимость в просвещении по данному вопросу. В связи с этим возникает потребность в изучении особенностей и специфики неформальной занятости молодежи в России, а также в изучении отношения к неформальной занятости среди студентов.
Степень разработанности темы исследования. Понятие «неформальная занятость» является междисциплинарным, поскольку включено в предметную область не только социологии, но и экономических наук. Социологические подходы к анализу неформальной занятости представлены О.В. Синявской, С.Ю. Барсуковой, Е.Я. Варшавской, Т.И. Заславской и другими. Экономические аспекты неформальной занятости рассматривают В.Е. Гимпельсон, Т.Л. Горбачева, С.А. Савинцева, Р.М. Нуриев и другие.
Рассмотрением структуры и функций молодежной неформальной занятости занимаются такие авторы, как: Н.П. Касаткина, Н.В. Шумкова, Т.В. Блинова, М.С. Солодкая и другие.
Проблемы вторичной занятости студентов и ее влияния на учебу и карьеру рассматриваются в работах М.А. Малиновской, Д.Л. Константиновского, Т.М. Зайцевой, М.В. Мазуниной, В.Р. Цылева и других.
Объект исследования – неформальная занятость российской студенческой молодежи.
Предмет исследования – отношение студенческой молодежи к неформальной занятости и факторы, его формирующие.
Гипотеза-основание – отношение студенческой молодежи к неформальной занятости характеризуется как скорее положительное, вследствие возможности иметь дополнительный заработок, совмещать работу с учебой, несмотря на риски, связанные с отсутствием социальных гарантий.
Цель работы – изучение особенностей отношения студентов к неформальной занятости в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить основные подходы к исследованию явления неформальной занятости.
2. Рассмотреть явление неформальной занятости в России, его основные причины, формы и последствия.
3. Провести аналитический обзор современных исследований, посвященных изучению особенностей и факторов распространения молодежной неформальный занятости на российском рынке труда.
4. Исследовать представление студентов НГТУ о неформальной занятости, а также выявить их отношение к личному участию в неформальном секторе экономики.
Теоретико-методологическую основу составили работы Д.Р. Ахмадеева, С.Ю. Барсуковой, С.В. Ворониной, В.Е. Гимпельсона, Р.М. Нуреева, Д.В. Некипеловой, М.И. Глинской, Е.П. Федоровой, А.В. Яковлевой и других.
В работе используются следующие методы: теоретический анализ и синтез, сравнение, обобщение; эмпирический метод исследования – анкетирование; вторичный анализ данных, интерпретация.
Информационно-эмпирическую базу исследования составляют данные социологических исследований, посвященных изучению предпринимательства в целом, и изучению студенческого предпринимательства.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате выполнения выпускной квалификационной работы были изучены теоретические аспекты исследования отношения студенческой молодежи к неформальной занятости. Выделены два основных подхода к исследованию неформальной занятости: структурный, который четко разграничивает экономику на формальный и неформальный секторы, и институциональный, рассматривающий соблюдение государственных норм в отношении определенного рабочего места. Даны определения ключевых понятий исследования, в частности, под неформальной занятостью понимается трудовая деятельность, осуществляемая без официального оформления трудовых отношений или без регистрации факта самостоятельного обеспечения работой.
Рассмотрены основные причины распространения неформальной занятости в России, главными из которых являются последствия перехода от централизованной экономики к смешанной и низкий уровень доверия граждан к социальной защите от государства. В структуре трудовых отношений неформальная занятость может быть представлена в виде трех форм: неформальные трудовые отношения при формальной занятости, неформальная занятость в чистом виде и смешанная форма занятости. Основными положительными эффектами неформальной занятости являются повышение реальных доходов населения и сокращение фактической безработицы. Отрицательное влияние неформальной занятости сопряжено с отсутствием социальных гарантий и контроля за соблюдением условий труда, ухудшением здоровья сотрудников и сокращением налоговых поступлений.
Также проведен аналитический обзор исследований, посвященных изучению особенностей и факторов распространения неформальной занятости молодежи на региональном рынке труда. Большинство из них отмечает, что основными факторами распространения данного явления среди молодежи являются малая их осведомленность насчет своих трудовых прав, неопределенность перспектив в формальном секторе и нежелание отдавать часть своего дохода в виде налога на государственные нужды.
На основе имеющейся теоретической базы была выполнена прикладная часть исследования: разработана программа исследования и в соответствии с ней проведен опрос студентов НГТУ по выданной им анкете для изучения отношения студенческой молодежи к неформальной занятости, факторов, его формирующих, а также опыта неофициального трудоустройства. По окончании исследования был выполнен анализ полученных данных, итогом которого стало описание и интерпретация полученных результатов по проведенному исследованию. Заявленная гипотеза-основание о положительном отношении студенческой молодежи к неформальной занятости подтвердилась. Это было выяснено вследствие подтверждения гипотез-следствий.
Было установлено, что 61% опрошенных студентов периодически трудятся неофициально, чаще всего выбирая такие сферы как торговля, информационные технологии, образование и досуг. Основными мотивами участия студентов в неформальной занятости являются потребность в заработке, простота устройства на работу и отсутствие других возможностей трудоустройства. Из факторов, наиболее повлиявших на отношение студентов к неформальной занятости, можно выделить частоту их личного участия в ней, а также уровень приобретенных профессиональных навыков. При этом факультет обучения не влияет на длительность и частоту неофициальных подработок, а курс обучения имеет некоторое влияние: больше всего занятых неформально на первом курсе, меньше всего – на втором. Анализ изменения успеваемости студентов в вузе подтвердил гипотезу о том, что успеваемость снижается у тех учащихся, работающих неформально, кто тратит на подработку более половины рабочей недели. Главными преимуществами неформального трудоустройства в представлении студенческой молодежи являются возможность совмещения работы и учебы, получения дополнительного заработка, а также отсутствие строгого рабочего графика. Среди главных недостатков неформальной занятости студенты видят отсутствие официального стажа работы, социальных гарантий и нестабильность заработка. В результате исследования дальнейших планов студентов было выяснено, что превалирующее большинство из них допускают дальнейшее участие в неформальной занятости, несмотря на риски, связанные с отсутствием социальных гарантий и стабильного заработка.
Таким образом, в результате выполнения выпускной квалификационной работы цель была достигнута, все задачи решены в полном объеме. Проведенное социологическое исследование позволяет оценить отношение студентов НГТУ к неформальной занятости и может быть использовано при дальнейших исследованиях в данной области.



1. Амутнов А.И. Правовые аспекты неформальной занятости населения в России // Концепт. 2015. №12.
2. Ахмадеев Д.Р. Эволюция теоретических подходов к изучению неформальной занятости // УЭкС. 2014. №8 (68).
3. Барсукова С.Ю. Неформальная экономика: экономико-социологический анализ [Текст] / С.Ю. Барсукова; Гос. ун-т — Высшая школа экономики. — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2004. — 448 с.
4. Варшавская Е.Я. Занятость в неформальном секторе как феномен современного российского рынка труда // Вестник КузГТУ. – 2006. – № 3. – С. 123–128.
5. Воронина С.В. Оценка факторов, влияющих на масштаб занятости в неформальном секторе экономики / С.В. Воронина // Экономика и предпринимательство. – 2015 – № 11-1 (64). – С. 181–185.
6. Гимпельсон В.Е., Капелюшникова Р.И. В тени регулирования: неформальность на российском рынке труда [Текст]: моногр. / под ред. В.Е. Гимпельсона, Р.И. Капелюшникова; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. – 535 с.
7. Глинская М.И. Анализ распространения неформальной занятости в России: причины, формы и сферы сосредоточения // Вестник РЭА им. Г. В. Плеханова. 2018. №4 (100).
8. Гуньченкова А.С. Взаимосвязь уровня неформальной занятости и доступа к ресурсам // Экономика труда. – 2019. – Том 6. – № 3. – С. 1219-1228.
9. Елисеева Е.С. Отношение городской молодежи к неформальной занятости (на примере молодежи города Белгорода) // Скиф. 2022. №6 (70).
10. Илюхин А. А. Проблемы адаптации молодёжи на рынке труда / А. А. Илюхин, С. В. Илюхина И. В. Соловьёв // Интерактивная наука. - 2017. -№ 1 (11). - С. 174–175.
11. Капелюшников Р.И. Неформальная занятость в России: что говорят альтернативные определения? / Р. И. Капелюшников // Журнал Новой экономической ассоциации. – 2013. – № 4(20). – С. 52-83.
12. Касаткина Н.П., Сосина И.Е., Шумкова Н.В. Классика студенческой подработки: масштаб и факторы занятости репетиторством // Огарёв-Online. 2019. №9 (130).
13. Касаткина Н.П., Шумкова Н.В. Структура и функции молодежной самозанятости в регионе // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2019. №4.
14. Конобевцев Ф.Д. Неформальная занятость в России и направления ее государственно-общественного регулирования // Вестник ГУУ. 2012. №1.
15. Копытов А.А. Занятость в неформальном секторе экономики: содержание, тенденции изменения, регулирование: атореф. дис. кан. экон. наук: 08.00.05 / Копытов Александр Александрович. – Воронеж., 2008. – 20 с.
16. Кубишин, Е. С. Методологические подходы к исследованию неформального рынка труда в России // Fortus: экономические и политические исследования, №3 (9), 2020.
17. Латов Ю.В. Теневая экономика: Учебное пособие для вузов. / Ю.В. Латов, С.Н Ковалев // М.: Норма. – 2006. – 336 с.
18. Маслюкова Е.В., Мокроусова Д.И., Покусаенко М.А. Прекаризация занятости молодежи в контексте последствий пандемии covid-19 // RussianJournalofEconomicsandLaw. 2021. №3.
19. Некипелова Д.В. Подходы к регулированию неформальной занятости: теория и практика // ЭКО. 2020. №7 (553).
20. Нуреев Р.М. Классификация неформальной занятости и методы ее оценки / Р. М. Нуреев, Д. Р. Ахмадеев // Terra Economicus – 2015. – Т. 13. – №1. – С. 14-29.
21. Пруель Н.А., Тарандо Е.Е. Отношение к формализации неформально занятых в России (на примере Санкт-Петербурга) // Телескоп. 2021. №2.
22. Пугач В.Ф., Федорова Е.А. Трудоустройство выпускников российских вузов// Высшее образование в России. – 2011. - № 10. – С. 136-147.
23. Рехтина Н.В., Краснова Г.А. Проблемы трудоустройства молодежи в России (по материалам социологического исследования) // Социологический альманах. 2017. №8.
24. Салин В.Н., Нарбут В.В. Неформальная занятость населения России: оценка масштаба и влияния на государственные финансы страны // Финансы: теория и практика. 2017. №6.
25. Санги А., Фрейхе-Родригес С., Пошарац А. Проблема неформальной занятости в России. Причины и варианты решения // Доклад группы всемирного банка, 2019.
26. Сафонов А.Л., Некипелова Д.В. Неформальная занятость: влияние экономического кризиса на формы проявления и экономическую динамику // Международная научно-практическая конференция «История и научное прогнозирование развития трудового права и права социального обеспечения» (Третьи Гусовские чтения): материалы конференции / под общ. ред. Н. Л. Лютова Ф. О. Сулеймановой; сост. Н. Л. Лютов, Ф. О. Сулейманова. — Москва: РГ-Пресс, 2018. — С. 25-36.
27. Синявская О.В. Неформальная занятость в современной России: измерение, масштабы, динамика: монография / О.В.Синявская. – Москва: Изд-во Поматур, 2005. – 56 с.
28. Соколова, М. М. Анализ занятости в неформальном секторе России / М. М. Соколова. – Текст: электронный // Наука без границ. – 2021. – № 9 (61). – С. 33-38.
29. Сото Э. де. Иной путь. Невидимая революция в третьем мире. М.: Catallaxy, 1995. – 158 с.
30. Федорова Е.П., Яковлева А.В. Неформальная занятость в России: тенденции, причины // Экономика и экологический менеджмент. 2014. №2.
31. Шпилина Т.М., Дятлова О.В. Молодежная неформальная занятость как современная проблема российского рынка труда // УЭкС. 2015. №5 (77).
32. Яркова Т.А., Михайлова Н.К. Занятость студентов на рынке труда: "старые" или новые тенденции? // Экономика труда. 2019. №1.
33. Boeke J.N. Economics and economic policy of dual societies as exemplified by Indonesia. New York, International Secretariat. Institute of Pacific Relations, 1953. – 324 p.
34. Chersi E. The Informal Economy in Latin America // Cato Journal. – 1997. – Vol. 17 – № 1. – pp. 99 – 108.
35. Feige E. L. How big is the irregular economy? // Challenge. 1979. – Vol. 22. – № 5, pp. 5-13.
36. Fields G. Labour Market Modeling and the Urban Informal Sector: Theory and Evidence / ed. by D. Turnham, B. Salomé, A. Schwarz // The Informal Sector Revisited. Paris: OECD. – 1990. – pp. 49 – 69.
37. Geertz C. Peddlers and princes: Social change and economic modernization in two Indonesian towns. Chicago: University of Chicago Press, 1963. – 162 p.
38. Grossman G. The "Second Economy" of the USSR // Problems of Communism. 1977. – Vol. 26. – № 5, pp. 25–40.
39. Gutmann P. The Subterranean Economy // Financial Analysis Journal. – 1977. – Vol.33. – № 6, pp. 26–27.
40. Hart, J. K. Informal income opportunities and urban employment in Ghana // Journal of Modern African Studies. – 1973. – Vol. 11, № 1. – pp. 61-89.
41. Международная организация труда. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.ilo.org/moscow/lang--ru/index.htm (дата обращения: 05.01.2023).
42. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 05.01.2023).
43. Рабочая сила, занятость и безработица в России 2022. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13211 (дата обращения: 05.01.2023).
44. Неофициальная работа // Трудовой консультант. Журнал о трудовых правах и зарплате [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://trudinspection.ru/alone-article/трудовые-отношения/neoficialnaya-rabota/ (дата обращения 19.05.2023).
45. Рынок труда: основные понятия и термины. Финам. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.finam.ru/dictionary/wordf0056B/?page=1 (дата обращения: 19.05.2023).

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ