Анализ сказок на уроках литературного чтения как средство формирования духовно-нравственных ценностей у младших школьников
|
Текст работы имеет шрифт размером 12 пунктов.
ВВЕДЕНИЕ 3-5
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ АНАЛИЗА СКАЗОК НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
1.1.Духовно-нравственные ценности в младшем школьном возрасте 6-8
1.2.Особенности анализа сказок в начальной школе 9-11
1.3.Возможности использования анализа сказок на уроках литературного чтения для формирования духовно-нравственных ценностей у младших школьников 12-13
Выводы по первой главе 14
2. ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АНАЛИЗА СКАЗОК НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
2.1. Диагностика духовно-нравственных ценностей 15-18
2.2. Разработка конспектов уроков по литературному чтению, направленных на формирование духовно-нравственных ценностей у младших школьников посредством анализа сказок 19-26
2.3. Практические рекомендации по анализу сказок на уроках литературного чтения для формирования духовно-нравственных ценностей у младших школьников 27-28
Выводы по второй главе 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30-31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
ВВЕДЕНИЕ 3-5
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ АНАЛИЗА СКАЗОК НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
1.1.Духовно-нравственные ценности в младшем школьном возрасте 6-8
1.2.Особенности анализа сказок в начальной школе 9-11
1.3.Возможности использования анализа сказок на уроках литературного чтения для формирования духовно-нравственных ценностей у младших школьников 12-13
Выводы по первой главе 14
2. ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АНАЛИЗА СКАЗОК НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
2.1. Диагностика духовно-нравственных ценностей 15-18
2.2. Разработка конспектов уроков по литературному чтению, направленных на формирование духовно-нравственных ценностей у младших школьников посредством анализа сказок 19-26
2.3. Практические рекомендации по анализу сказок на уроках литературного чтения для формирования духовно-нравственных ценностей у младших школьников 27-28
Выводы по второй главе 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30-31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
Согласно Конституции Российской Федерации, а также Закону Российской Федерации «Об образовании» система образования является социальным институтом, и призвана обеспечить воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности и уважения.[1, с.23]
Рассмотрим несколько ключевых положений из Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
В Стандарте указаны требования к результатам обучающихся, которые освоили основную образовательную программу начального общего образования, которые же, в свою очередь, являются результатами правильного духовно-нравственного воспитания младших школьников. Личностные результаты, включают в себя способность и готовность учеников к саморазвитию, а также сформированности мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражают индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированности основ гражданской идентичности. [2, с.11].
В пункте десятом, говориться о личностных результатах освоения учениками основной образовательной программы начального общего образования. Личностные результаты должны включать в себя: «…формирование ценностей многонационального российского общества, становление и развитие гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование социально ориентированного взгляда личности на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, религий и культур. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; овладение начальными навыками изменяющемся и развивающемся мире. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей» [2, с.13].
Таким образом, духовно — нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа образования.
Актуальность духовно-нравственного воспитания младших школьников связана, в первую очередь с тем, что наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Психологи установили, что именно младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. В эти годы происходит становление основных личностных механизмов и образований. Это позволяет своевременно заложить духовно-нравственный фундамент развитию личности. Чем раньше будет проводиться духовно-нравственное воспитание школьников, тем больше будет масштаб педагогического результата.[3, с.107]
Литература сегодня и как факт существования духовно-нравственной жизни общества, и как школьный предмет одна из нравственных опорой, питающая духовную жизнь людей. Художественное произведение, в котором раскрываются благородные человеческие чувства и мысли, позволяет подвести ученика к оценке и осмыслению собственных качеств и поступков, к усвоению и закреплению знаний и нравственных норм. Ведомый талантливым писателем, обучающийся проникает в суть явления, включается в атмосферу сопереживания, эмоциональной оценки добра и зла.
Русский поэт В.А.Жуковский писал: «Детям нужны сказки, ведь в лучших своих образцах они нравственны чисты и не оставляют после себя дурного, не нравственного впечатления. Благодаря сказкам у ребенка вырабатывается способность сопереживать, сострадать и сорадоваться, без которой человек не человек. Ибо цель сказочников – «воспитывать в ребенке человечность – эту дивную способность волноваться чужими несчастьями, радоваться радости другого, переживать чужую судьбу как свою». [4, с.226] Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания учащихся. Русский литературный критик В.Г. Белинский видел в сказке глубочайшее воспитательное средство: «В детстве фантазия есть преобладающая способность и сила души, главный ее деятель и первый посредник между духом ребенка и вне его находящимся миром действительности» [5, с. 93].
Анализ сказки позволяет выявить ее несомненный воспитательный потенциал. Являясь эффективным педагогическим средством, сказка способствует реализации основных воспитательных целей, а именно «помощь в процессе социального становления личности, обеспечение его приспособления к существующим социальным условиям и одновременно сохранение своего «Я», развитие индивидуальности».
Таким образом тема исследования: “ Анализ сказок на уроках литературного чтения как средство формирования духовно-нравственных ценностей у младших школьников”.
Цель: изучить особенности формирования духовно-нравственных ценностей у младших школьников посредством анализа сказок на уроках литературного чтения.
Объектом исследования будет являться: формирование духовно-нравственных ценностей у младших школьников.
Предметом исследования будет являться : анализ сказок на уроках литературного чтения как средство формирования духовно-нравственных ценностей.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты формирования духовно-нравственных ценностей у младших школьников посредством анализ сказок на уроках литературного чтения как средство.
2. Подобрать диагностику духовно-нравственных ценностей.
3. Разработать конспекты уроков по литературному чтению, направленные на формирование духовно-нравственных ценностей у младших школьников посредством анализа сказок.
Термины с соответствующими определениями, которые были использованы и легли в основу исследования:
1. Литературоведческий анализ — научное выявление и изучение частей и элементов произведения, а также связей между ними с целью лучшего и более подробного их понимания. (Словарь литературоведческих терминов/Сост.: Л.И. Тимофеев, С.В.Тураев-Москва, 2012г.-374с.)
2. Духовно-нравственные ценности- основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины. (Толковый педагогический словарь. Духовные и нравственные понятия./ Сост.: Маслов Н.В.- Москва, 2015г.- 344с.)
Рассмотрим несколько ключевых положений из Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
В Стандарте указаны требования к результатам обучающихся, которые освоили основную образовательную программу начального общего образования, которые же, в свою очередь, являются результатами правильного духовно-нравственного воспитания младших школьников. Личностные результаты, включают в себя способность и готовность учеников к саморазвитию, а также сформированности мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражают индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированности основ гражданской идентичности. [2, с.11].
В пункте десятом, говориться о личностных результатах освоения учениками основной образовательной программы начального общего образования. Личностные результаты должны включать в себя: «…формирование ценностей многонационального российского общества, становление и развитие гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование социально ориентированного взгляда личности на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, религий и культур. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; овладение начальными навыками изменяющемся и развивающемся мире. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей» [2, с.13].
Таким образом, духовно — нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа образования.
Актуальность духовно-нравственного воспитания младших школьников связана, в первую очередь с тем, что наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Психологи установили, что именно младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. В эти годы происходит становление основных личностных механизмов и образований. Это позволяет своевременно заложить духовно-нравственный фундамент развитию личности. Чем раньше будет проводиться духовно-нравственное воспитание школьников, тем больше будет масштаб педагогического результата.[3, с.107]
Литература сегодня и как факт существования духовно-нравственной жизни общества, и как школьный предмет одна из нравственных опорой, питающая духовную жизнь людей. Художественное произведение, в котором раскрываются благородные человеческие чувства и мысли, позволяет подвести ученика к оценке и осмыслению собственных качеств и поступков, к усвоению и закреплению знаний и нравственных норм. Ведомый талантливым писателем, обучающийся проникает в суть явления, включается в атмосферу сопереживания, эмоциональной оценки добра и зла.
Русский поэт В.А.Жуковский писал: «Детям нужны сказки, ведь в лучших своих образцах они нравственны чисты и не оставляют после себя дурного, не нравственного впечатления. Благодаря сказкам у ребенка вырабатывается способность сопереживать, сострадать и сорадоваться, без которой человек не человек. Ибо цель сказочников – «воспитывать в ребенке человечность – эту дивную способность волноваться чужими несчастьями, радоваться радости другого, переживать чужую судьбу как свою». [4, с.226] Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания учащихся. Русский литературный критик В.Г. Белинский видел в сказке глубочайшее воспитательное средство: «В детстве фантазия есть преобладающая способность и сила души, главный ее деятель и первый посредник между духом ребенка и вне его находящимся миром действительности» [5, с. 93].
Анализ сказки позволяет выявить ее несомненный воспитательный потенциал. Являясь эффективным педагогическим средством, сказка способствует реализации основных воспитательных целей, а именно «помощь в процессе социального становления личности, обеспечение его приспособления к существующим социальным условиям и одновременно сохранение своего «Я», развитие индивидуальности».
Таким образом тема исследования: “ Анализ сказок на уроках литературного чтения как средство формирования духовно-нравственных ценностей у младших школьников”.
Цель: изучить особенности формирования духовно-нравственных ценностей у младших школьников посредством анализа сказок на уроках литературного чтения.
Объектом исследования будет являться: формирование духовно-нравственных ценностей у младших школьников.
Предметом исследования будет являться : анализ сказок на уроках литературного чтения как средство формирования духовно-нравственных ценностей.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты формирования духовно-нравственных ценностей у младших школьников посредством анализ сказок на уроках литературного чтения как средство.
2. Подобрать диагностику духовно-нравственных ценностей.
3. Разработать конспекты уроков по литературному чтению, направленные на формирование духовно-нравственных ценностей у младших школьников посредством анализа сказок.
Термины с соответствующими определениями, которые были использованы и легли в основу исследования:
1. Литературоведческий анализ — научное выявление и изучение частей и элементов произведения, а также связей между ними с целью лучшего и более подробного их понимания. (Словарь литературоведческих терминов/Сост.: Л.И. Тимофеев, С.В.Тураев-Москва, 2012г.-374с.)
2. Духовно-нравственные ценности- основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины. (Толковый педагогический словарь. Духовные и нравственные понятия./ Сост.: Маслов Н.В.- Москва, 2015г.- 344с.)
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для формирования духовно-нравственных ценностей. Формирование духовно-нравственных ценностей предполагает развитие у обучающихся эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, развитие понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, развитие уважительного отношения к иному мнению.
Темой данной курсовой работы является: «Анализ сказок на уроках литературного чтения как средство формирования духовно-нравственных ценностей у младших школьников», а целью данной курсовой работы - изучение особенностей формирования духовно-нравственных ценностей у младших школьников посредством анализа сказок на уроках литературного чтения. Цель была полностью реализована.
В первой главе представлены теоретические аспекты формирования духовно-нравственных ценностей у младших школьников посредством анализа сказок на уроках литературного чтения. В первую очередь было дано толкование понятия «духовно-нравственные ценности». Под «духовно-нравственными ценностями» понимаются основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины.
Нельзя не отметить технологический процесс анализа сказок, который складывается из следующих элементов: тема сказки, с обсуждением оригинальности или заимствованности сюжета, влиянием внешней среды на творчество; анализ героев и образов, с выделением главных и вспомогательных; анализ затруднений, возникающих в ходе рассказа, в которые попадают герои; способы совладания с затруднениями; набор индивидуальных этических стандартов, предписывающих, когда надо сердиться, когда обижаться, чувствовать вину, радоваться или ощущать правоту.
Предмет «Литературное чтение», помимо прямого эффекта обучения - приобретения определенных знаний, умений, навыков, вносит свой вклад в формирование духовно-нравственных ценностей, в том числе обеспечивает усвоение обучающимися основных нравственных ценностей, способствует созданию условий для духовного саморазвития личности каждого ученика, а также дает возможность педагогам формировать у них нравственное поведение.
Организация анализа сказок на уроках литературного чтения позволяет обеспечить учителю эффективность педагогического воздействия на формирование духовно-нравственных ценностей учащихся. Если правильно подобрать алгоритм работы, дидактический и методический материал, учесть особенности сказки, то ученики научатся с помощью анализа сказки открывать новые знания, уважительно относиться друг к другу, дружить, отличать добро и зло, быть терпеливыми и ответственными.
Bo второй главе были рассмотрены прикладные аспекты формирования духовно-нравственных ценностей у младших школьников посредством анализа сказок на уроках литературного чтения. Для этого сначала были предложены диагностики уровня сформированности духовно-нравственных ценностей младших школьников с помощью теста и экспертного листа, которые помогли выявить учеников с низким и средним уровнем сформированности духовно-нравственных ценностей, для которых характерно: ученик имеет представления об основных нормах и правилах поведения, но не всегда может объяснить необходимость следования им; не владеет способами бесконфликтного взаимодействия. После проведения диагностик были разработаны конспекты уроков литературного чтения в рамках УМК «Школа России» с использованием анализа сказок.
В работе представлены практические рекомендации по использованию анализа сказок для формирования духовно-нравственных ценностей у младших школьников. Соблюдение предложенных рекомендаций поможет учителю грамотно применять анализ сказок на уроках литературного чтения с целью формирования духовно-нравственных ценностей у младших школьников.
Таким образом, использование анализа сказок на уроках литературного чтения будет способствовать появлению положительной динамики в формировании духовно-нравственных ценностей у младших школьников, при условии их регулярного использования и корректного содержания.
Темой данной курсовой работы является: «Анализ сказок на уроках литературного чтения как средство формирования духовно-нравственных ценностей у младших школьников», а целью данной курсовой работы - изучение особенностей формирования духовно-нравственных ценностей у младших школьников посредством анализа сказок на уроках литературного чтения. Цель была полностью реализована.
В первой главе представлены теоретические аспекты формирования духовно-нравственных ценностей у младших школьников посредством анализа сказок на уроках литературного чтения. В первую очередь было дано толкование понятия «духовно-нравственные ценности». Под «духовно-нравственными ценностями» понимаются основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины.
Нельзя не отметить технологический процесс анализа сказок, который складывается из следующих элементов: тема сказки, с обсуждением оригинальности или заимствованности сюжета, влиянием внешней среды на творчество; анализ героев и образов, с выделением главных и вспомогательных; анализ затруднений, возникающих в ходе рассказа, в которые попадают герои; способы совладания с затруднениями; набор индивидуальных этических стандартов, предписывающих, когда надо сердиться, когда обижаться, чувствовать вину, радоваться или ощущать правоту.
Предмет «Литературное чтение», помимо прямого эффекта обучения - приобретения определенных знаний, умений, навыков, вносит свой вклад в формирование духовно-нравственных ценностей, в том числе обеспечивает усвоение обучающимися основных нравственных ценностей, способствует созданию условий для духовного саморазвития личности каждого ученика, а также дает возможность педагогам формировать у них нравственное поведение.
Организация анализа сказок на уроках литературного чтения позволяет обеспечить учителю эффективность педагогического воздействия на формирование духовно-нравственных ценностей учащихся. Если правильно подобрать алгоритм работы, дидактический и методический материал, учесть особенности сказки, то ученики научатся с помощью анализа сказки открывать новые знания, уважительно относиться друг к другу, дружить, отличать добро и зло, быть терпеливыми и ответственными.
Bo второй главе были рассмотрены прикладные аспекты формирования духовно-нравственных ценностей у младших школьников посредством анализа сказок на уроках литературного чтения. Для этого сначала были предложены диагностики уровня сформированности духовно-нравственных ценностей младших школьников с помощью теста и экспертного листа, которые помогли выявить учеников с низким и средним уровнем сформированности духовно-нравственных ценностей, для которых характерно: ученик имеет представления об основных нормах и правилах поведения, но не всегда может объяснить необходимость следования им; не владеет способами бесконфликтного взаимодействия. После проведения диагностик были разработаны конспекты уроков литературного чтения в рамках УМК «Школа России» с использованием анализа сказок.
В работе представлены практические рекомендации по использованию анализа сказок для формирования духовно-нравственных ценностей у младших школьников. Соблюдение предложенных рекомендаций поможет учителю грамотно применять анализ сказок на уроках литературного чтения с целью формирования духовно-нравственных ценностей у младших школьников.
Таким образом, использование анализа сказок на уроках литературного чтения будет способствовать появлению положительной динамики в формировании духовно-нравственных ценностей у младших школьников, при условии их регулярного использования и корректного содержания.
Подобные работы
- Развитие нравственных качеств у младших школьников на уроках литературного чтения
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - Воспитание нравственных качеств у младших школьников на уроках литературного чтения
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2018 - ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ РАБОТЫ НАД СКАЗКОЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ И КОММУНИКАТИВНЫХ
УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ
ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ
НАД ЖАНРОМ СКАЗКИ НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2018 - Развитие эстетического вкуса младших школьников на уроках литературного чтения
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ И КОММУНИКАТИВНЫХ
УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2016 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО КОММЕНТИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РУССКОЙ КЛАССИКИ (НА МАТЕРИАЛЕ СКАЗОК А.С. ПУШКИНА)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2018 - Развитие нравственных качеств младших школьников при изучении русских народных сказок
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2022



