Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Функционирование языковых средств аргументации в коммерческой аудиорекламе

Работа №132937

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

лингвистика

Объем работы112
Год сдачи2023
Стоимость4865 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ АРГУМЕНТАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ АУДИОРЕКЛАМЕ………….…..8
1.1. Проблемы изучения аргументирующей речи………………………………8
1.1.1. Понятие и сущность аргументации …………………………….......…...8
1.1.2. Теории аргументации ……………………………..……………..……..12
1.1.3. Прагматические и лингвистические характеристики аргументирующей речи ……………………………………………………….17
1.1.3.1. Типы аргументации ……………………….………………………..17
1.1.3.2. Структура и правила аргументации ……………………………….21
1.1.3.3. Методы и приемы аргументирования ……………………………..27
1.1.3.4. Языковые особенности аргументирующей речи ………….……...32
1.2. Лингвистические аспекты изучения аудиорекламы………………….…..35
1.2.1. Прагматические особенности аудиорекламы …………........................36
1.2.2. Аудиореклама как речевой жанр……………………………………….40
1.2.3. Особенности восприятия аудиорекламы………………………………43
1.2.3.1. Фоностилистические средства в аудиорекламе…………………..43
1.2.3.2. Психолингвистический аспект воздействия аудиорекламы……..46
ВЫВОДЫ по главе I
ГЛАВА II. ФУНКЦИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ АРГУМЕНТАЦИИ В КОММЕРЧЕСКОЙ АУДИОРЕКЛАМЕ
2.1. Модели композиционного построения сюжетов рекламных роликов…54
2.2. Аргументация в звучащем рекламном тексте …………………………..63
2.2.1. Аргументы в заголовке……………………………………..…………..64
2.2.2. Аргументы в основном рекламном тексте…………………………….71
2.2.3. Аргументы в эхо-фразе…………………………………………………77
2.3. Фоностилистические приемы аргументации в аудиорекламе
ВЫВОДЫ по главе II
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ (рекламные тексты)


Настоящая диссертация посвящена исследованию языковых средств аргументации и их функционирования в коммерческой аудиорекламе.
Отправной точкой зарождения теории аргументации являются труды Аристотеля (IV в. до н.э.). В течение долгого времени интерес к феномену аргументации то усиливался, то, наоборот, ослабевал.
В современном мире необходимость в аргументации чрезвычайно высока. Каждый день мы отстаиваем свою точку зрения на учебных занятиях и экзаменах, при обсуждении деловых вопросов, в научных спорах, в бытовых разговорах, в чатах и комментариях в социальных сетях. Все, так или иначе, в той или иной ситуации, прибегают к языковым средствам аргументации, осуществляя при этом сложную мыслительную деятельность.
Аргументация рассматривалась в различных науках: философии, логике, психологии и особое место занимает в лингвистике.
Большую роль в развитии новой теории аргументации сыграли Х. Перельман и Л. Олбрехт-Титека, С.Е. Тулмин (теория аргументации с позиции логики); Г. А. Брутян (аргументация с философской точки зрения); Р.Х. Джонсон и Д.А. Блэр (теория аргументации в рамках неформальной логики); В.Х. ван Еемерен (аргументация с позиций прагмалингвистики).
На этом основании можно утверждать, что лингвистическая теория аргументации представляет собой одно из ведущих направлений в языкознании.
В данной работе аргументация рассматривается на материале аудиорекламы. На сегодняшний день существуют разнообразные формы рекламы, среди которых важную роль играет аудиореклама. Аудиореклама – одна из активных форм коммуникации, но при этом одна из менее исследованных (по сравнению с другими видами рекламы, например, печатной или теле- и радиорекламой). В коммуникационном пространстве аудиореклама создает особую звуковую среду и особый тип отношений между рекламным текстом и воспринимающим его субъектом. Особый интерес представляют аргументативные языковые средства, которые используются в аудиорекламе.
Все вышесказанное обусловило актуальность и выбор темы настоящего исследования.
Объектом исследования являются рекламные аудиотексты, размещенные в сети Интернет.
Предмет исследования – особенности аргументативной модели рекламных аудиотекстов.
Цель данной работы состоит в определении специфики аргументативных средств в рекламном аудиотексте, в классификации этих средств и в разработке модели аргументирующей речи в коммерческой аудиорекламе.
В соответствии с целью исследования были решены следующие задачи:
1) изучить теоретические основы аргументации:
– рассмотреть понятие и сущностные характеристики аргументации;
– описать типы, структуру и правила аргументации;
– определить методы и приемы, а также особенности аргументирующего текста;
2) рассмотреть аудиорекламу как речевой жанр;
3) проанализировать зависимость типов аргументов от их расположения в рекламном аудиотексте;
4) описать композиционные средства аргументирующей речи;
5) разработать идеальную модель аргументирующей речи в коммерческой аудиорекламе.
Основные методы исследования:
• аналитический;
• сплошная выборка;
• описательный метод;
• метод функционально-семантического анализа;
• метод систематизации;
• метод контекстуального анализа.
Методологическую базу исследования составили:
– работы по теории аргументации (А.Н. Баранов, Г.А. Брутян, И.Н. Гавришина, С.С. Гусев, С.В. Герасимов, А.А. Ивин, Х. Кафтанджиев, С.Г. Оганесян, Н.А. Ощепкова, И.А. Г.И. Рузавин, Стернин, О.М. Смирнова, Т.Н. Савчук, Г. Л. Тульчинский, Н.В. Хоменко, Х. Перельман и Л. Ольбрехтс-Тытека, С. Тулмин, Ф. ван Еемерен и Р.Гроотендорст, Д.А. Блэр и Р.Х. Джонсон);
– труды, посвященные изучению языковых особенностей рекламного текста (Ю.С. Бернадская, Т.Г. Винокур, С.А. Горин, Е А Елина, И.В. Евсеева, А.В Крылова, Э.А. Лазарева, Т.А. Лузгина, Э.А. Медведева, К.В. Новикова, И.А. Славкина, Е.Г. Сомова, И.Б. Сохова, А.С. Старатович, Т.Н. Ушакова,Ф.В. Шенерт)
Положения, выносимые на защиту:
1. Композиционные компоненты аргументации являются специфическими, их последовательность зависит от модели рекламы.
2. Эмоциональная аргументация в большей степени обеспечивает аргументативно-коммуникативную эффективность рекламы, посредством использования языковых средств выразительности.
3. Особое значение в аудиорекламе имеют фонетические приемы, поскольку они обладают звуковым воздействующим потенциалом и влияют на эмоциональное состояние человека.
Материал исследования ‒ 110 рекламных аудиотекстов. Источник материала –интернет-площадка студия аудиорекламы «Прозвучи.RU».
Гипотеза исследования заключается в том, что в современной коммерческой аудиорекламе языковые средства аргументации обращены не столько к здравому смыслу, сколько к эмотивной сфере потребителя; целесообразность принятия тезиса доказывается не только лексико-синтаксическими, но и интонационными средствами.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут расширить представления об особенностях функционирования языковых средств, используемых для аргументации в рекламных аудиотекстах.
Практическая значимость исследования заключается в использовании материалов данной работы в лекционных курсах по аналитическому чтению и культуре русской речи, а также в практическом курсе русского языка как иностранного (С1).
Объем и структура. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и Приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Настоящее диссертационное исследование было посвящено изучению языковых средств аргументации и их функционирования в коммерческой аудиорекламе.
Обобщение теоретического материала позволило нам прийти к выводу, что теория аргументации как наука прошла длительную историю становления и на протяжении этого времени претерпела существенные сдвиги парадигмы исследования в сторону риторики, логики и диалектики. В результате стремительного развития теоретической базы и многолетнего опыта исследований других наук аргументация стала объектом междисциплинарного изучения. Аргументация нашла свое применение в различных науках и особое место заняла в лингвистике.
Цель работы заключалась в том, чтобы определить специфику аргументативных средств в рекламном аудиотексте, классифицировать эти средства и разработать модель аргументирующей речи в коммерческой аудиорекламе.
Корпус проанализированных аудиотекстов позволяет утверждать, что аргументация в звуковом рекламном тексте представляет собой способ речевого воздействия на аудиторию, реализуемого в соответствии с замыслом копирайтеров, в основе которого лежат риторические аргументы. При этом особое значение в коммерческой аудиорекламе отводится эмоционально-психологическим аргументам.
Эмоциональная аргументация в аудиорекламе обращена к чувствам, желаниям, эмоциям, ценностям потребителя, поэтому на первый план здесь будут выходить языковые средства, которые вызывают положительные эмоции по отношению к товару (тропы, фигуры). Рациональная аргументация связана с логикой, где покупатели размышляют о товаре/услуге, исходя из существенных характеристик товара (полезных свойств, практической пользы).
Воздействие звуковой рекламы осуществляется не только на лексическом и синтаксическом уровне, но и фонетическом, где фонетические приемы оптимизируют восприятие аудиотекста, а также способствуют эффективному запоминанию рекламного сообщения.
Таким образом, результаты нашего исследования показали, для того чтобы сделать рекламу убедительной, запоминающейся и привлекающей внимание, используются многообразные языковые средства выразительности и фонетические средства языкового воздействия.
Результаты исследования подтверждают гипотезу о том, что в современной коммерческой аудиорекламе языковые средства аргументации обращены не столько к здравому смыслу, сколько к эмотивной сфере потребителя; целесообразность принятия тезиса доказывается не только лексико-синтаксическими, но и интонационными средствами.



1. Алексеев А. П. Аргументация. Познание. Общение. М.: Изд-во МГУ, 1991. 150 с.
2. АкаткинВ.М, Копылова Н.И. Учебно-методическое пособие по курсу “Введение в литературоведение” [Текст] / В.М. Акаткин, Н.И. Копылова. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 2005. – 52 с.
3. Аристотель. Поэтика. Риторика. [пер. с древнегреческого В. Аппельрота, Н. Платоновой]. СПб.: Азбука-классика, 2010. 346 с.
4. Баранов А. Н. Лингвистическая теория аргументации (когнитивный подход): автореф. дис. … д-ра филол. наук. М., 1990. 47 с.
5. Баранов А. Н. Аргументация как языковой и когнитивный феномен // Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации / [отв. ред. Ф. М.Березин, Е. Ф. Тарасов].М.: Наука, 1990. С. 40−52.
6. Баранов А.Н. Речевое воздействие и аргументация // Семиотика и лингвистика. – М.: Наука, 2000. – 63с.
7. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. 2-е изд. М.: Искусство, 1986. 445 с.
8. Бахтин М. М. Работы 1920-х годов. Киев: NEXT, 1994. 384 с.
9. Бернадская Ю.С. Звук в рекламе. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 135 с.
10. Бове К.Л. Современная реклама. Творчество в составлении рекламных текстов [Текст] / К.Л. Бове, У.Ф. Аренс. – М.: Де Ново, 1995г. – 704 с.
11. Брутян Г.А. Аргументация (Общая характеристика) // Вопросы философии. 1982. Вып. 11. С. 43−52.
12. Брутян Г. А. Аргументация. Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1984. 105 с.
13. Варзонин Ю. Н. Эффективность воздействия / взаимодействия с позиций риторической модели // Тверской лингвистический меридиан. Тверь: Тверск. гос. ун-т,1999. Вып. 2.С. 42–50.
14. Васильев Л.Г.Аргументативные исследования: основы проблемы и современное состояние // Актуальные проблемы лингвистики и методики преподавания иностранных языков. Ижевск: Удмурдск. гос. ун-т,2002. С. 22–44.
15. Васильев Л. Г. Аспекты аргументации. Тверь: Тверск. гос. ун-т, 1992. 42 с.
16. Васильев Л. Г., Ощепкова Н. А. Прагматика аргумента: коммуникативный подход // Тверской лингвистический меридиан.Тверь: Тверск. гос. ун-т, 1999.Вып. 3. С. 43–50.
17. Винокур Т. Г. Говорящий и слушающий: варианты речевого поведения; вступ. ст. Л. П. Крысина. 3-е изд. М.: URSS, 2007. 171 с.
18. Выготский Л.С. Мышление и речь // Психология. М.: Изд-во ЭКСМО -Пресс, 2000. С. 265–509.
19. Гавришина И. Н. Функционально-коммуникативная специфика речевой аргументации: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М.: Моск. гос. ун-т, 1991. 20 с.
20. Горин С. А.Нэплер в свободном полете. Канск, 1997. — URL: http://www.center-nlp.ru/library/ s55/nlp/free_fly.html?current_book_page=all (датаобращения: 28.02.2022 г.)
21. Евсеева И. В., Лузгина Т. А., Славкина И. А., Степанова Ф. В. Современный русский язык: Курс лекций. Красноярск, 2007. 642 с.
22. Еемерен Ф. X., Гроотендорст Р., СнукХенкеманс Ф. Аргументация: Анализ, проверка, представление / Перевод с английского. СПб.: С.-Петербургский гос. ун-т, 2002. 154 с.
23. Еемерен Ф.X. Аргументация. Коммуникация и ошибки / Перевод с английского СПб.: С.-Петербургский гос. ун-т, 1992. - 207 с.
24. ЕлинаЕ. А. Семиотика рекламы: учебное пособие. М.: Дашков и Ко, 2009. 136 с.
25. Зарва М. В. Слово в эфире. О языке и стиле радиопередач произношение в радио- и телевизионной речи: справочное пособие. М.: ФЛИНТА; Наука,2011. 376 с.
26. Ивин А.А. Аргументация в процессах коммуникации. Pro et contra. М.: Проспект, 2017. 382 с
27. Ивин А.А. Логика. М.: Знание, 1997. 240 с.
28. Ивин А. А. Основы теории аргументации. Учебник. М.: Владос, 1997. 352 с.
29. Ивин А. А.Теория и практика аргументации: учебник для бакалавров. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2019. 300 с.
30. Ивин A.A. Риторика: искусство убеждать. Учебное пособие. М., 2002
31. Калашникова С.В. Лингвистические аспекты стилей мышления в аргументативном дискурсе: автореф. дис. … канд. филол. наук. Тверь, 2007. 16 с.
32. Кафтанджиев Х. Тексты печатной рекламы. М.: Смысл, 1995. 73 с.
33. Кирпу С. Д. Обучение устной аргументированной речи на занятиях по иностранному языку в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. № S19. С. 123–128.
34. Крылова А. В.Звук в рекламе: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А. В. Крылова. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. 317 с.
35. Кунаева Н. В.Аргументативный дискурс: основные подходы к изучению и проблемы анализа // Вестник Воронежского государственного университета. Воронеж, 2007. № 2. С. 5–8.
36. Лазарева Э. А. Рекламный дискурс: стратегии и тактики // Лингвистика: Бюллетень Уральского лингвистического общества. Т. 9. Екатеринбург: Уральский федеральный университет, 2003. С. 82–121.
37. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
38. Новикова К.В., Старатович А.С., Медведева Э.А. Интернет-маркетинг и электронная коммерция: учеб.-метод. пособие. Пермь: Перм. гос. нац. исслед. ун-т, 2013. 78 с.
39. Оганесян С.Г. Аргументация, ее предметная область и
возможности: автореф. дис… д-ра филос. наук. Ереван, 1997. 39 с.
40. Ощепкова Н. А. Стратегии и тактики в аргументативном дискурсе: прагмалингвистический анализ убедительности рассуждения (на материале политических дебатов): автореф. дис. … канд. филол. наук. Тверь, 2004. 18 c.
41. Перельман X.,Ольбрехтс-Тытека Л. Новая риторика: трактат об аргументации // Язык и моделирование социального воздействия: Переводы. Сб. статей. Составители В. М. Сергеева и П. Б. Паршина. М. Прогресс, 1987. С. 207–264.
42. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Изд. Питер, 2002. 720 с.
43. Рузавин Г. И.Логика и аргументация: Учеб. пособие для вузов. М.: Культура и спорт, 1997. 348,[2] с.
44. Савчук Т. Н. Аргументация в русско- и белорусскоязычном научно-гуманитарном дискурсе. Минск: БГУ, 2018. 279 с.
45. Смирнова О. М. Риторика и теория аргументации: уч. пос. Ч. 2 Теория аргументации. М.: Изд. центр РГУ нефти и газа (НИУ) им. И. М. Губкина, 2016. 57 с.
46. Соболева М.В. Аудиореклама в коммуникативном пространстве массовой культуры: автореф. дис… д-ра филос. наук. Киров, 2012. 20 с.
47. Сомова Е. Г. «Я увидел это по радио» (Звуковая метафора в радиоречи). Краснодар: Изд-во Кубанского государственного ун-та: КСЭИ, 2002. 181 с.
48. Сохова И. Б. Рекламный заголовок и его функции // Молодой ученый. 2018. № 52 (238). С. 178–179.
49. Стернин И.А. Практическая риторика. учебное пособие для студентов учреждений высшего образования, обучающихся по специальности "Русский язык и литература", направлениям "Педагогическое образование" и "Филология". 8-е изд., стереотип. М.: «Академия», 2014. 268, [1] с.
50. Стернин И.А. Риторика. Воронеж: Изд-во «Кварта», 2002. 224с.
51. Тульчинский Г. Л. Логика и теория аргументации: учебник для вузов / Г. Л. Тульчинский, С. С. Гусев, С. В. Герасимов; под ред. Г. Л. Тульчинского. М.: Изд-во Юрайт, 2021. 233 с.
52. Ухова Л.В.Эффективность ценностной рекламы в социальных сетях // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование, 2011. № 2 (8) 2011. С. 57–64.
53. Ушакова Т.Н. Природные основания речеязыковой способности // Языковое сознание: формирование и функционирование / Отв. ред. Н.В. Уфимцева. М., 1998, с. 7–23.
54. Фанян Н. Ю. Аргументация как лингвопрагматическая структура: автореф. дис. … д-ра филол. наук. Краснодар, 2000. 49 с.
55. Фанян Н.Ю.Аргументативная модель семантического анализа текста/дискурса // Когнитивно-дискурсивные исследования в языке и речи: Коллективная монография. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2017. С. 116–138.
56. Фанян Н.Ю. Многомерность аргументации: проекция на лингвистическую область: монография. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2000. 234 с.
57. Хоменко И. В.Теория и практика аргументации: учебник и практикум для вузов. 3-е изд., испр. и доп. М.: Изд-во Юрайт, 2021. 327 с.
58. Цветков Э. Тайные пружины человеческой психики или как расширить сферу своего влияния, Изд-во: МРЦ МЖК "Центр-2000"
1993. 80 с.
59. Щёнерт В. Грядущая реклама. 2001. 92 с. — URL: https://adindex.ru/files/23503/Вальтер%20Щенерт%20Грядущая%20реклама.pdf (дата обращения: 24.04.2023).
60. Blair J. A. & Johnson R. H. The current state of Informal Logic // Informal Logic. 1987. Vol. 9. № 2/3. Pр. 147–151.
61. Collins Cobuild: Advanced Learner’s Dictionary. GB, 2014. 1968 p.
62. Johnson R. H. & Blair J. A. Informal Logic. 2000. 20(2). Pр. 93–107.
63. PerelmanC., Olbrechts-Tyteca L. The new rhetoric. A Tratise on Argumentation. Notre Dame: University of Notre Dame Press, 1979. 576 p.
64. Perelman C., Olbrechts-Tyteca L.Trattatodell’argomentazione: la nuovaretorica. Torino: Einaudi, 1966. 593 p.
65. Toulmin S. Gliusidell’argomentazione. Torino: Rosenberg&Sellier, 1975. 237 p.
66. Toulmin S. E. The Uses of Argument. Cambridge: Cambridge University Press, 1958. 415 p.
67. van Eemeren, F. H. Speech acts in argumentative discussions. A theoretical model for the analysis of discussions directed towards solving conflicts of opinion / F. H. van Eemeren, R. Grootendorst. Berlin: de Gruyter, 1984. 215 p.
68. van Eemeren F. H., Garssen B., Krabbe E. C. W., SnoeckHenkemans A. F., Verheij B., &Wagemans J. H. M.Handbook of Argumentation Theory. Dordrecht: Springer, 2014. 988 p.
СЛОВАРИ
69. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. Изд. 2-е, стереотип. М.: Сов. энциклопедия, 1969. 607 с.
70. Прохоров А. М. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Норинт, 2004. 1456 с.
71. Ярцева В.Н.Лингвистический энциклопедический словарь [Тест] / В.Н. Ярцева. М.: Изд. «Советская энциклопедия», 1990. 685 с.
ИСТОЧНИКИ
72. Независимая звукозаписывающая компания «СаундСервис». — URL: http: // www. Sound-service.ru


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ