Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТРАДИЦИОНАЛИЗМ И ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ В ПОЛИТИЧЕСКИХ КУЛЬТУРАХ ГОСУДАРСТВ ВОСТОЧНОЙ АФРИКИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КЕНИЯ)

Работа №132808

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

политология

Объем работы115
Год сдачи2018
Стоимость5400 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
29
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТРАДИЦИИ, ТРАДИЦИОНАЛИЗМ И ВЛАСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ 7
1.1. Об истории теоретического осмысления проблемы традиции: «традиция» в западном и отечественном научных дискурсах 7
1.2. Подходы к определению традиционного общества. Традиционализм и неотрадиционализм 23
1.3. Политические отношения, политическая культура, власть и традиция 28
ГЛАВА 2. ВЛАСТЬ ТРАДИЦИИ И ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В ДОКОЛОНИАЛЬНОЙ АФРИКЕ 35
2.1. Особенности властных отношений в традиционных обществах и возрастной принцип социальной организации 35
2.2. Поведенческий аспект власти традиции: магическая идеология, ритуал и символ 47
2.3. Родство и преемственность в традиционных обществах 52
ГЛАВА 3. ТРАДИЦИОНАЛИЗМ В СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ КЕНИИ 60
3.1. О роли возрастного принципа в современной КЕНИИ 61
3.2. «Магическое мышление»: ритуальные практики, символы и политическая власть 67
3.3. Преемственность власти и родство 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 103
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 107

Актуальность темы исследования. Сегодня вопросы, связанные с социально-политической, экономической и культурной эволюцией развивающихся стран по-прежнему являются предметом широкой научной дискуссии, которая вновь обрела популярность в связи с дискредитацией теорий модернизации, постулировавших, что изменения в экономике бывших колониальных африканских стран обязательно должны привести к изменениям в политической и социальной сферах (демократия, массовые формы участия в политике, развитие СМИ и масс-медиа и проч.), и совершенно противоречащей данным теориям действительности, когда заимствованные западные институты и системы права не дали ожидаемых результатов. Это случилось потому, что при слепом копировании западных моделей и переносе их на африканскую «почву» фактор традиционной культуры, пронизывающей все сферы общественной жизни совершенно не учитывался, в то время как именно она является ядром представлений людей о должном поведении в определенных ситуациях, которые подчас просто не вписываются в рамки заимствуемых моделей и законов. Таким образом, при сохранении «прогрессивного западного фасада» за ним обнаруживается совершенно иная реальность, которая диктует свои правила. Последняя - это присущий африканцам традиционализм, сохранение обычно-правовых представлений, которые продолжают оказывать сильное влияние на поведение индивидов в повседневной жизни и в сфере властно-управленческих отношений в частности. Изучение этих элементов традиционного мышления и их проявлений в политических культурах современных государств, таким образом, необходимо, чтобы понимать внутреннюю логику их развития и иметь возможность корректно трактовать события внутриполитической жизни соответствующих стран и их поведения в международных отношениях.
Цели и задачи работы. Цель исследования - выявление, описание и анализ элементов традиционализма в современной Кении. Исходя из цели исследования автором были поставлены следующие задачи:
• изучение подходов к определению терминов «традиция», «традиционное общество», «традиционализм», «неотрадиционализм», «политические отношения», «политическая культура», «власть» в западном и отечественном дискурсах
• изучение проявлений власти традиции в политическом процессе в доколониальных (традиционных) обществах
• выявление особенностей властных отношений в традиционных обществах и изучение их исторической динамики
• выявление элементов традиционализма в современной политической культуре кенийцев
• установление их семантики, роли и особенностей функционирования в контексте современности
Предмет и объект исследования. Предметом изучения являются традиционные представления кенийцев по поводу власти и властно-управленческих отношений, а также их роль в условиях традиционного и современного обществ. Объект изучения - современная политическая культура народов Кении.
Методология работы. Изучение традиции и связанных с ней представлений должно осуществляться на основе комплексного подхода, складывающегося из взаимодополняющих друг друга методов различных наук: социологии, политологии, социально-культурной и политической антропологии, лингвистики. В данной работе были применены следующие методы:
• эмпирические (метод наблюдения; работа с источниками (художественной, исторической и научной литературой, периодическими изданиями, статистическими данными, аудио и видео-материалами и проч.); метод анализа);
• сравнительно-исторический (изучение явлений в исторической перспективе; исследование динамики; сопоставление материалов по различным африканским обществам; сопоставление материалов в различные исторические периоды — в доколониальное время и в современном контексте).
Степень изученности проблемы. Проблема традиции и традиционализма, их влияния на современный политический процесс в странах Африки является недостаточно изученной: исследований, посвященных именно этой теме практически нет. На фоне всей научной литературы по вопросу выделяются работы В. Бочарова, изучавшего традиционные представления о власти и управлении на основе кросс-культурного анализа в различные исторические периоды. Если говорить в целом, то теоретической разработкой концепции традиции и традиционного общества занимались многие западные и отечественные ученые, такие как Г. Спенсер, М. Вебер, Э. Дюркгейм, М. Хальбвакс, Ш. Эйзенштадт, Э. Маркарян, К. Чистов, В. Плахов, В. Ачкасов, В. Бочаров, Н. Гиренко. Отдельные аспекты власти традиции в доколониальных африканских обществах изучены с различной степенью подробности. Проблемой возраста занимались такие западные ученые, как M. Cattell, R. Cohen, N. Foner, L. Simmons. Среди отечественных работ можно выделить исследования К.П. Калиновской и В. Бочарова. Изучению роли ритуала и символа в доколониальной Африке посвящены труды J. Amanze, E. Evans-Pritchard, B. Ray, J. Vansina. Среди исследователей проблем родства и наследования следует отметить Н. Гиренко, С. Meek, J. Vansina, L. Wall. Необходимо заметить, что автору исследования незнакомы работы, которые бы ставили своей целью изучение традиционализма в современной Кении.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы. В первой главе рассмотрены основные подходы в определению понятий «традиция», «традиционное общество», «традиционализм», «политическая культура», «власть», «властные отношения»; показаны различные концепции соотношения «традиции» и «инновации»; рассмотрена разница между «традиционализмом» и «неотрадиционализмом»; установлена роль традиции в политической культуре; выделен компонент психологического принуждения, который составлял основу власти в догосударственных обществах. Во второй главе рассматриваются элементы власти традиции в доколониальных африканских обществах; исследуется роль возрастного принципа социальной организации; изучается поведенческий аспект власти традиции, связанный с т.н. магическим мышлением; рассматривается роль и функции ритуалов и символов; анализируется роль родства и характера преемственности. Третья глава представляет собой уникальный материал, собранный автором из анализа различных источников, в первую очередь, средств массовой информации Кении, и представляющий, каким образом традиционные представления находят отражения в современном общественно-политическом контексте, а также как традиция продолжает регулировать поведение индивидов, групп и коллективов людей сегодня. В заключение приводятся результаты исследования и основные выводы.
Апробация работы. Различные аспекты исследования были представлены на следующих мероприятиях:
• XXIX Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки «Азия и Африка: наследие и современность» (г. Санкт-Петербург, 21-23 июня 2017 г.);
• XII Конгресс антропологов и этнологов России (г. Ижевск, 3-6 июля 2017 г.);
• II Международная студенческая конференция востоковедов и африканистов Ex Oriente Lux (г. Санкт-Петербург, октябрь 2017);
• Научная сессия «Запад и Восток в глобальных трансформациях: история и современность» (Башкирский государственный университет, 10 ноября 2017 г.).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данная работа была посвящена рассмотрению роли традиции в общественно-политическом контексте современных африканских государств. Автору удалось решить все поставленные в ходе исследования задачи.
Во-первых, был изучен теоретический аспект проблемы, рассмотрены ключевые понятия, таких как ««традиция», «традиционное общество», «традиционализм», «неотрадиционализм», «политические отношения», «политическая культура», «власть».
Мы обозначили различные подходы к интерпретации «традиции» в западном и отечественном научных дискурсах и установили, что несмотря на различные трактовки, в целом, можно выделить два основных направления: 1) понимание традиции как архаизма, противостоящего общественному прогрессу и 2) трактовка традиции как неотъемлемой части культуры общества, способной динамично развиваться и адаптироваться к социальным изменениям. Ключевой вывод, следующий из анализа теоретических выкладок западных и отечественных ученых заключается в том, что традиционное общество не должно рассматриваться как синоним отсталого, антипрогрессивного, поскольку, как показывают материалы по современным обществам, элементы традиции оказываются «вживлены» в социальную ткань и демонстрируют свою устойчивость. Потому мы предложили более эффективный, на наш взгляд, подход к изучению традиционных элементов современных государств как неотъемлемой составляющей их политической культуры.
Кроме того, изучив существующую дискуссию вокруг соотношения традиционных и инновационных элементов, мы отметили необходимость учета пространственно-временного контекста, а также обозначили связанную с данными понятиями концепцию традиционализма (сознательного отказа от инноваций и апелляции к традиционным нормам и ценностям) и неотрадиционализма (сознательной культивации, конструирования образованными элитами традиций в условиях измененного социального контекста).
Также мы проанализировали концепцию политической культуры, которая представляется как совокупность не только субъективных, но и объективных форм реализации общественных отношений по поводу власти и управления, изучать которую необходимо не только в синхронном, но и диахронном аспектах. Это важно, поскольку без учета исторического развития политической культуры общества можно упустить из виду те факторы, которые оказывают влияние на политический процесс и всю систему в целом по неформальным каналам, порождая несоответствие между внешней формой и внутренним наполнением политико-правовых институтов. Данный тезис является одним из главных в работе, поскольку среди поставленных задач исследования - выявление упомянутого несоответствия на примере конкретных культур африканских государств.
Во-вторых, были изучены проявления власти традиции в политическом процессе в доколониальных (традиционных) обществах.
Мы взглянули на один из важнейших механизмов социально-управленческого аспекта традиционных обществ, который играет ключевую роль в определении его внутренней социально-политической структуры - возрастной принцип власти традиции. Основное содержание его сводится к утверждению о наличии в обществах данного типа четкой иерархически выстроенной структуры, на вершине которой находятся старшие члены социума. Важно помнить, что возраст - это понятие социальное, он не сводится только в биологическому возрасту индивида, маркируя важнейшие этапы социальной жизни человека, связанные с его продвижением по социальной иерархии, наделением новыми правами и обязанностями (а также статусом) и, соответственно, сопровождающееся снятием ранее действовавших запретов. Возраст выступал как социальный лифт: чем старше был индивид - тем большим авторитетом и властью он наделялся. Высшее место в социальной иерархии занимали предки - умершие члены общества, которые, согласно традиционным представлениям, способны влиять на живых. В обязанности последних входило поддержание культа предков, путем общения с ними и совершения различных подношений.
Как и в случае необходимости закрепления положения индивида в социальной иерархии, так и при общении с предками носители традиционной культуры обращаются к ритуалу - особому действию или последовательности действий, которые нацелены на изменение состояния индивида путем оказания на него воздействия (физического и/или психологического). Кроме того, ритуал тесно связан с традиционными представлениями о магии. Именно через ритуалы осуществлялась «трансляция» магической силы вовне, ее направленное влияние на объекты окружающей действительности. На основе магического мышления возникали представления о возможности целенаправленного воздействия на мир и соответствующих магических практиках - колдовстве, знахарстве и проч., а также «избранных», которые это воздействие осуществляют. Представляется, что понятия традиции и магии объединяет то, что они так или иначе воздействуют на поведение индивидов, групп и коллективов людей в традиционных обществах и поэтому составляют отдельный аспект - поведенческий - того феномена, который мы называем властью традиции.
Наряду с возрастом, одним из важнейших обычно-правовых механизмов регулирования отношений внутри социума является родство. Наличие семейных, родственных, этноплеменных связей, устанавливало различные взаимные обязательства между членами родственных коллективов, и, кроме того, влияло на порядок и процедуру наследования.
В-третьих, был проведен сравнительный анализ особенностей властных отношений в традиционных обществах и на современном этапе.
В-четвертых, удалось выявить элементы традиционализма в современной политической культуре кенийцев и установить их значение, роль и особенности функционирования в контексте современности.
Отвечая на главный вопрос исследования, еще раз подчеркнем, что материалы по современной Кении демонстрируют сохранение характерных для традиционного мышления представлений в сознании носителей данной политической культуры, таких как вера в магию и магические силы, высокий авторитет харизматических лидеров (обращения к колдунам, традиционным целителям и т.д.), вера в огромную силу ритуала и проч. Последние, кстати, в современном контексте обретают новую функцию: наряду с традиционным содержанием ритуал начинает использоваться в целях внутриполитической борьбы.
Отметим и важную роль символов, которые маркируют индивидуальный статус в социальной иерархии, а также выступают в качестве средства консолидации индивидов вокруг общей идеи. Символы также активно используются политическими элитами с целью конструирования желаемых смыслов и внедрения их в общественное сознание с целью проведения в жизнь определенных интересов. Кроме того, символы не только оформляют властные отношения, но и выступают тождественными их содержанию - явление отнюдь не удивительное для Африки и Востока в целом.
В современной политической культуре кенийцев находят отражение и традиционные представления о родстве и преемственности власти. Родство зачастую выступает в качестве того фактора, который призван легитимировать право осуществлять властные функции, занимать высокое положение в социально-политической иерархии, а также обеспечить транзит власти путем подготовки политических преемников. Кроме того, сохраняется влияние родственных, клановых, этноплеменных связей - распространенным явлением являются трайбализм (который может культивироваться «сверху») и непотизм.


1. Аверьянов В.В. Традиция и традиционализм в научной и общественной мысли России (60-90-е годы XX века) // Общественные науки и современность.- 2000, №1, с. 68-77.
2. Ачкасов В.А. Взрывающаяся архаичность: Традиционализм в политической жизни России / Ачкасов В. А.; С.-Петерб. гос. ун-т. Филос. фак. - СПб., 1997.
3. Ачкасов В.А. Россия как разрушающееся традиционное общество // Журнал социологии и социальной антропологии, 2001, т. IV, №1, с. 173.
4. Ачкасов В.А. Трансформация традиций и политическая модернизация: феномен российского традиционализма // Философия и социально-политические ценности консерватизма в общественном сознании России. - Вып. 1. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета.-2004.
5. Ачкасов В.А. Этнополитология: Учебник для бакалавров - 2-е изд, перераб. и доп. // М.: Изд. Юрайт, 2013.
6. Бондырева С.К. Традиции: стабильность и преемственность в жизни общества / Бондырева С.К., Колесов Д.В.: Учеб. пособие. - М.: Изд-во Моск. псих.-соц. инст-та; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004.
7. Бочаров В.В. Антропология возраста. СПб.: СПбГУ, 2001.
8. Бочаров В.В. Антропология права. Статьи, исследования - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2013.
9. Бочаров В.В. Власть и табу: о культурно-психологических истоках традиционализма // Вестник Санкт-Петербургского университета, 2016, Сер. 13., Вып. 3, с. 31-45.
10. Бочаров В.В. Власть. Традиции. Управление. Попытка этноисторического анализа политических культур современных государств Тропической Африки, М.: Наука, 1992.
11. Бочаров В.В. Индивид и власть в Тропической Африке. К проблеме иррационального в политике // Околдованная реальность. Мир африканской ментальности. М.: Наука, 1994. С. 123-140.
12. Бочаров В.В. Неписаный закон: Антропология права. Научное исследование. - 2-е изд. - СПб.: Издательство АИК, 2013.
13. Брайант А. Зулусский народ до прихода европейцев. М.: Изд-во иностранной литературы, 1953.
14. Вебер М. Политика как призвание и профессия. // Вебер М. Избранные произведения: Пер. с немецкого. - М.: Прогресс, 1990.
15. Выготский Л.С., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения. Госиз., 1930.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ