Работа сделана на примере МКУ «Ордынского историко-художественного музея» (Новосибирская область).
Проведен анализ данных за 2019-2021 годы.
Есть приложение.
Введение 5
1Теоретические аспекты организации туристско-экскурсионной деятельности 8
1.1 Основные понятия современной туристско-экскурсионной деятельности 8
1.2 Классификация специфика оказания экскурсионных услуг туристам 14
1.3 Этапы разработки и требования к туристско-экскурсионному маршруту23
2 Исследование особенностей туристско-экскурсионной деятельности в Ордынском районе Новосибирской области на примере МКУ «Ордынского историко-художественного музея» и определение возможностей развития. 31
2.1 Краткая характеристика МКУ «Ордынского историко-художественного музея» 31
2.2 Анализ туристско-экскурсионной деятельности МКУ «Ордынского историко-художественного музея» 36
2.3 Мониторинг предложений экскурсионных туров по Новосибирской области 42
2.4 Направления совершенствования туристско-экскурсионной деятельности в Ордынском районе Новосибирской области на примере МКУ «Ордынский историко-художественный музей» 47
Заключение 54
Список использованных источников 56
Приложения 61
Актуальность квалификационной работы обусловлена тем, что из-за сложившиеся в мире ситуации необходимо развивать внутренний туризм, а такжеразвитием туристско-экскурсионной деятельности в Новосибирской области. Ордынский район из-за своего географического положения и исторического событий отлично подходит для развития данного вида туризма.
В наше время условия функционирования предприятий в сферы туризма становятся с каждым годом все труднее для их руководителей. Это происходит не только в силу большого влияния внешних факторов, таких, как политические, экономические и другие, но и в силу постоянно растущего уровня конкуренции. И для компании, которая стремится остаться на рынке и продолжать расти, нужны инструменты, которые будут этому способствовать, поэтому так важно начинать развивать внутренний туризм.
Целью исследования является определение возможностей и направлений развития туристско-экскурсионной деятельности в Новосибирской области на примере Ордынского района.
Для достижения цели исследования необходимо последовательно решить ряд взаимосвязанных задач:
раскрыть понятие «туристско-экскурсионная деятельность»;
обозначить теоретические аспекты туристско-экскурсионной деятельности организации;
дать краткую характеристику МКУ «Ордынского историко- художественного музея»;
проанализировать туристско-экскурсионное обслуживание МКУ«Ордынского историко-художественного музея»;
провестимониторинг предложений экскурсионной туров по Новосибирской области;
усовершенствования туристско-экскурсионная деятельность в Ордынском районе Новосибирской области на примере МКУ «Ордынского историко-художественного музея».
Предмет исследования–особенности и возможности развития туристско- экскурсионной деятельности в регионе.
Объектом исследованиявыпускной квалификационной работы выступает совокупность социально-экономических процессов туристско-экскурсионной деятельностиНовосибирской области в Ордынском районе.
Объектом наблюдения выпускной квалификационной работы выступает МКУ «Ордынский историко-художественный музей» Ордынского района Новосибирской области.
Методической основой исследования послужили труды иностранных учёных, которые заложили фундамент теории маркетинга и конкуренции на рынке услуг, продвижения компании и поведения потребителей: Ф. Котлер[34],Дж. Р.Уокер [46].
Российские учёные внесли свой вклад в развитие теории с учётом российской специфики становления индустрии туризма и гостеприимства, их работы также послужили основой для изучения теории ряда вопросов, связанных с темой исследования: Н.А. Агешкина[5], Н.А. Балюк[12],Ж.В. Жираткова[28].
В качестве методов исследования использованы анализ вторичной и первичной туристско-экскурсионной деятельности, классификация, сравнение, наблюдение и опрос. Источником вторичной маркетинговой информацией послужили открытые источники, в том числе – данные МКУ «Ордынского историко-художественного музея». Источником первичной информации стали результаты самостоятельно проведённых исследований поведения потребителей на рынке туруслуг.
Теоретической значимостью выпускной квалификационной работы является обобщение теоретических аспектов организаций туристско- экскурсионной деятельности, основные понятие, классификация оказания
экскурсионных услуг, а также этапы разработки и требование туристско- экскурсионного маршрута.
Практическая значимость заключается в том, что разработанные предложения могут быть использованы туристскими компаниями для эффективного использования и учёта привлечения факторов внешней среды в процесс повышения эффективности презентации и продвижения работу организации.
Структура работы. Выпускная квалификационная работасостоит из введения, двух главосновного текста на 53 страницах, заключения, списка использованных источников, содержащего 52 библиографических источника. В работе 12 рисунков, 21 таблиц, 1 приложения, в которых представлены дополнительные материалы, использованные при изложении основных положений работы теоретической и практической части
В первой главе рассмотрены теоретические вопросы. Основные понятия туристско-экскурсионной деятельности, её классификация и этапы разработки туристско-экскурсионного тура.
Во второй главе работы дана характеристика музея. Проведён анализ внутренней среды организации, а также мониторинг предложение экскурсионных туров в Новосибирской области. Более того, проведено самостоятельное исследование: опрос потребителей туристской компании с целью выявления факторов, формирующих лояльность к компании.
На сегодняшний день туризм является неотъемлемой частью развития экономики. И из-за не стабильной ситуации в мире очень важноправильно развивать внутренний туризм. Туристско-экскурсионная деятельность очень сложный и длительный процесс. Основного определения ему нет, но онимеет множество классификаций. Очень важно грамотно составить маршрут и соблюдать все правила перевозки экскурсантов.
В ходе выполнения данного исследования были выполнены следующие задачи:
раскрыть понятие «туристско-экскурсионная деятельность»;
обозначить теоретические аспекты туристско-экскурсионной деятельности организации;
дать краткую характеристику МКУ «Ордынского историко- художественного музея»;
проанализировать туристско-экскурсионное обслуживание МКУ«Ордынского историко-художественного музея»;
провести мониторинг предложений экскурсионной туров по Новосибирской области;
определить направления совершенствования туристско-экскурсионная деятельность в Ордынском районе Новосибирской области на примере МКУ
«Ордынского историко-художественного музея».
А также была достигнута цель исследования. Проведен анализ возможностей развития туристско-экскурсионной деятельности в Новосибирской области на примере Ордынского района на основе исследования особенностей туристско-экскурсионной деятельности в Ордынском районе Новосибирской области на примере МКУ «Ордынского историко- художественного музея».
Развития туристско-экскурсионной деятельности на территории Ордынского района возможна. При условии, если будут выполнены следующие рекомендации.
1. Увеличить штаб сотрудников с экскурсионным образованием.
2. Увеличить количество дней на экскурсию и добавить интерактив.
3. Провести грамотную рекламу, чтоб привлечь новых потенциальных клиентов и закрепиться на рынке.
Географическое положение и исторические события благоприятны для развития внутреннего туризма на территории Ордынского района Новосибирской области, так экскурсанты погрузиться не только в историю шестнадцатого века, но и природную красоту края.
Ордынский историко-художественный музей растёт и развивается. Создаются уникальные программы, разрабатываются новые проекты, которые всегда ждут своих туристов.
1. Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" от 24.11.1996 N 132-ФЗ,
2. ГОСТ Р 53522-2011"Туристские и экскурсионные услуги. Основные положения"
3. ГОСТ Р.50690-2000 "Туристические услуги"
4. Агешкина, Н. А. Основы турагентской и туроператорской деятельности : учебное пособие / Н.А. Агешкина. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 567 с.
5. Андреев, В. Д. Организация и методика риск-ориентированного аудита в туризме : учебное пособие / В. Д. Андреев. – Москва : Магистр : ИНФРА-М, 2021. – 392 c.
6. Анциферов Н П Теория и практика литературных экскурсий: . - СПб.: Сеятель, 2019. - 109 с.
7. Багдасарян, В. Э. История туризма : учебное пособие / В.Э. Багдасарян, И.Б. Орлов, А.Д. Попов. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 190 с.
8. Баранов, А. С. Информационно-экскурсионная деятельность на предприятиях туризма : учебник / А.С. Баранов, И.А. Бисько ; под ред. Е.И. Богданова. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 383 с.
9. Безопасность в туризме : учебно-методическое пособие / сост. С. Ю. Махов. – Орел : МАБИВ, 2020. – 118 с.
10. Бизнес-планирование в туризме : учебник для студентов бакалавриата, обучающихся по направлению подготовки 43.03.02 «Туризм» / под общ. ред. Т. В. Харитоновой, А. В. Шарковой. – 4-е изд. – Москва : Дашков и К, 2021. – 310 с.
11. Балюк, Н. А. Экскурсоведение : учебное пособие для вузов / Н. А. Балюк. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022 ; Тюмень : Тюменский государственный университет. — 235 с.
12. Боголюбов, В. С. Туристско-рекреационное проектирование. Оценка инвестиций : учебник и практикум для вузов / В. С. Боголюбов, С. А. Быстров, С. А. Боголюбова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021.
– 256 с.
13. Бугорский, В. П. Организация туристской индустрии. Правовые основы : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. П. Бугорский. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 165 с.
14. Гердт В.А.Экскурсионное дело: Гос.изд-во Москва, 2019-212с
15. ГревсИ.М. Монументальный город и исторические экскурсии : (Основная идея образовательных путешествий по крупным центрам культуры): .
- СПб.: 4-я Гос. тип., 2019. - 14 с.
16. Даль В.И. Толковый словарь Даля - Москва :Издательство Медиа , 2019- 306 с.
17. Джанджугазова, Е. А. Туристско-рекреационное проектирование : учебное пособие для вузов / Е. А. Джанджугазова. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 257 с.
18. Дехтярь, Г. М. Стандартизация, сертификация и классификация в туризме : практическое пособие / Г. М. Дехтярь. – 4-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 412 с.
19. Докторов, А. В. Организация транспортного обслуживания в туризме : учебное пособие / А.В. Докторов, О.Е. Мышкина. – Москва : ИНФРА- М, 2020. – 208 с.
20. Долженко, Г. П. История туризма : учебник для вузов / Г. П. Долженко, Ю. С. Путрик, А. И. Черевкова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 227 с.
21. Долженко Г. П., Путрик Ю. С/История туризма и гостеприимства-2- е изд., пер. и доп. Учебник для СПО – Москва: Издательство Юрайт,2022-228с.
22. Дурович, А. П. Организация туризма : учебное пособие / А. П. Дурович. – Минск : РИПО, 2020. – 295 с.
23. Дурович, А. П. Реклама в туризме : учебное пособие / А. П. Дурович.
– 5-е изд., перераб. и доп. – Москва : ИНФРА-М, 2020. – 158 с.
24. Емелин, С. В. Технология и организация сопровождения туристов : учебное пособие для среднего профессионального образования / С. В. Емелин. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 419 с.
25. Емельянов Б.В. Экскурсоведение М.: Советский спорт, 2017.-216с
26. Жираткова, Ж. В. Организация экскурсионной деятельности : учебник и практикум для вузов / Ж. В. Жираткова, Т. В. Рассохина, Х. Ф. Очилова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 189 с.
27. Жираткова, Ж. В. Основы экскурсионной деятельности : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Ж. В. Жираткова, Т. В. Рассохина, Х. Ф. Очилова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 189 с.
167 с
28. "Законе о туристической деятельности Республики Казахстан" 2022-
29. Золотовский, В. А. Правовое регулирование в сфере туризма :
учебное пособие для вузов / В. А. Золотовский, Н. Я. Золотовская. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 247 с.
30. Истомина, Э. Г. Внутренний туризм и туристские ресурсы России : учебное пособие / Э. Г. Истомина, М. Г. Гришунькина ; Рос. гос. гуманитары, ун- т. – 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Рос. гос. гуманитары, ун-т, 2019. — 288 с.
31. Котанс, А. Я. Технология социально-культурного сервиса и туризма
: учебное пособие / А. Я. Котанс. – 3-е изд., стер. – Москва : ФЛИНТА, 2019. – 384 с.
32. Котлер Ф Маркетинг 4. 0. Разворот от традиционного к цифровому. Технологии продвижения в интернете / Ф Котлер . – Москва : Эксмо, 2017. – 350с
33. Лысакова, Л. А. Tourismus. Туризм : учебное пособие / Л. А. Лысакова, Е. М. Карпова, Е. Н. Лесная. – 3-е изд., стер. – Москва : ФЛИНТА, 2020. – 145 с.
34. Матюхина, Ю. А. Индустрия туризма : учебное пособие / Ю. А. Матюхина. – 3-е изд., стер. – Москва : ФЛИНТА, 2019. – 310 с.
35. Мотышина, М. С. Менеджмент туризма : учебник для среднего профессионального образования / М. С. Мотышина, А. С. Большаков, В. И. Михайлов ; под редакцией М. С. Мотышиной. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 282 с.
36. Остроумов, О. В. Туризм. Продвижение российского турпродукта: возможности и реальность : учебно-методическое пособие / О. В. Остроумов ; под. ред. Ю. С. Путрика. — Москва : Финансы и Статистика, 2021. — 128 с.
37. Панова, А. В. Статистика туризма : учебное пособие / А.В. Панова. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 248 с.
38. Практика активного туризма : учебно-методическое пособие / сост. С. Ю. Махов. — Орел : МАБИВ, 2020. — 149 с.
39. Райков Б. Е. Методика и техника экскурсий-4-е изд., перераб. и доп.:
. - М.: Библиогр., 2019. - 114 с.
40. Рассохина, Т. В. Организация туристской индустрии: менеджмент туристских дестинаций : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Т. В. Рассохина. – 2-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 210 с.
41. Сенин В.С. Организация международного туризма Учебник. / В.С Сенин. – Москва : Финансы и статистика, 2019. – 400 с.
42. Скобельцына, А. С. Технология и организация информационно- экскурсионной деятельности : учебник для среднего профессионального образования / А. С. Скобельцына, А. П. Шарухин. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 247 с. 3-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО
43. Сущинская, М. Д. Культурный туризм : учебное пособие для среднего профессионального образования / М. Д. Сущинская. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 157 с.
44. Технология и организация сопровождения туристов. Обеспечение безопасности : учебное пособие для среднего профессионального образования / Г. М. Суворова [и др.] ; ответственный редактор Г. М. Суворова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 195 с.
45. Туризм : словарь / под ред. д-ра экон. наук, проф. М.А. Морозова. – Москва : ИНФРА-М, 2019. – 300 с.
46. Уокер Джон Р. Введение в гостеприимство / В. Егоров . – Москва : Юнити-Дана, 2017. – 595 с.
47. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь русского языка: современная редакция: словарь. - М.: Дом Славянской кн, 2018. - 959 с.
48. Феденева, И. Н. Организация туристской индустрии: учебное пособие для среднего профессионального образования / И. Н. Феденева, В. П. Нехорошков, Л. К. Комарова ; ответственный редактор В. П. Нехорошков. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 205 с.
49. Федорова, Т. А. Управление рисками и страхование в туризме : монография / Т. А. Федорова. — Москва: Магистр: ИНФРА-М, 2020. — 192 с.
50. Шубаева, В. Г. Маркетинг в туристской индустрии : учебник и практикум для вузов / В. Г. Шубаева, И. О. Сердобольская. – 2-е изд., испр. и доп.
– Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 120 с.
51. Официальный сайт музея: [Электронный ресурс].Режим доступа: сайт.-URL: http://ord-museum.ru/ (дата обращения: 14.06.2022г.).
52. Сайт отзывов [Электронный ресурс].Режим доступа: URL: https://otzovik.com/ (дата обращения: 14.06.2022 г.).