ВВЕДЕНИЕ. К вопросу о периодах в изучении наследия Эмиля Нольде 3
ГЛАВА 1. Э. Нольде и духовные и интеллектуальные движения в Германии на рубеже XIX - XX веков 7
§1. Неомифологизм в немецком искусстве и философии конца XIX - начала XX веков 7
§2. «Философия жизни» Ницше как основа творчества Нольде 10
§3. Виталистический культ природы 12
§4. Национальные настроения в искусстве 14
§5. Мифология Севера, протестантизм и экспрессионистская религиозность (экзальтация как доминирующее состояние образа, формы, цвета) 17
§6. Нольде - художник почвы 20
§7. Место религиозных сюжетов в творчестве Э. Нольде 22
ГЛАВА 2. Полиптих «Жизнь Христа» 26
§1. История создания 26
§2. Описание частей полиптиха 29
§3. Полиптих как целое 32
§4. Религиозное в полиптихе. К постановке вопроса 34
§5. Иконография и алтарная форма 36
§6. Примитивистское, гротескное и экстатическое в языке полиптиха 42
§7. Цвет как язык религиозного чувства 48
ГЛАВА 3. История оценки и изучения полиптиха «Жизнь Христа» 55
§1. 1910-е годы 55
§2. Период Веймарской республики 57
§3. При национал-социализме 61
§4. Послевоенное время (до 1990-х гг.) 64
§5. После объединения Германии 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Эмиль Нольде: персональная мифология художника — между христианством, неоязычеством и эстетическим модернизмом 70
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ 74
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 82
Исследование посвящено одному из знаковых произведений в творчестве Эмиля Нольде (1867-1956) — циклу картин «Жизнь Христа». Неоднозначность фигуры художника в контексте истории и исторической памяти породила разные подходы в изучении его наследия на протяжении XX в. и до наших дней.
Самоучка, Нольде в довольно зрелом возрасте начал заниматься искусством и долго добивался признания. В начале художественной карьеры Нольде получал поддержку в кругу немногочисленных искусствоведов, коллекционеров, меценатов, приветствовавших новые приемы в искусстве, в частности экспрессионизм.
В период Веймарской республики на фоне нарастающей риторики о национальном искусстве и росте сторонников народнической идеологии Нольде становится популярным художником, чьи картины находятся в крупных музеях Германии и успешно продаются. Появляются искусствоведческие монографии о нем. Автор одной из первых работ Макс Зауэрландт (1880 - 1934) производит обзор творчества Нольде, рассматривая художника как «обновителя немецкой живописи», от которого зависит «судьба немецкого искусства»1.
При национал-социализме художник, несмотря на свою приверженность режиму и членство в партии НСДАП, был отвергнут, а его произведения подверглись осуждению и были квалифицированы как «дегенеративные». До этого момента выходит в свет вторая часть автобиографии Нольде под названием «Годы борьбы»2, в которой критики увидели попытку художника найти себе место в новых условиях.3 Сейчас этот текст имеет большое значение для интерпретации его произведений.
Тема отношения Нольде к национал-социализму долгое время замалчивалась. В послевоенный период и примерно до конца 1980-х гг. было принято высоко оценивать наследие Нольде, «вынося за скобки» его политические убеждения. Историки искусства, изучавшие творчество Нольде еще при Веймарской республике (Э. Гозубрух, К. Г. Хайзе, Э. Редслоб), стали писать о нем после войны в тех же терминах, что и ранее: «фанатик цвета», «мистик», «стихийная сила», «титан», «одна немецкая судьба», «художественная мощь», «духовная глубина», «вечно молодой», «нижненемецкая кровь» и т. п. Художника представляли не иначе как жертвой национал-социалистической культурной политики, а его антисемитизм признавался относительным. Эта позиция, продвигаемая музеем Э. Нольде в Зеебюле и по сей день, лучше всего выражена в романе З. Ленца «Урок немецкого», где художник Нансен (его прототипом является Нольде), лишенный возможности заниматься искусством, делом всей своей жизни, предстает как борец Сопротивления. В 1960-е гг. впервые публикуются последняя часть мемуаров художника «Путешествия. Объявление вне закона. Освобождение», а также его более ранние тексты4, что значительно обогатило источниковедческую базу обсуждения творчества художника.
На фоне торжественного «культа» Нольде в ФРГ (в ГДР и СССР он рассматривался как кризисный художник-модернист) иногда были слышны голоса критиков, обращавших внимание на очевидное вытеснение в литературе и выставочной практике темных сторон жизни и творчества художника и таким образом его необъективное представление. В дальнейшем исследователи начинают тематизировать связь Нольде с идеологией «крови и почвы». Так, в 1980-е гг. выходят работы В. Бредли, который рассматривает творчество и убеждения Нольде в контексте народнического движения.5
На современном этапе (после объединения Германии) наблюдается рост критики в отношении художника и интерес к наиболее острой проблеме — его политическим убеждениям. Долгое время Музей Нольде в Зеебюле придерживался в этом отношении нейтральной и консервативной линии, и лишь в 2013 году начал открывать архивы и поощрять исследование художника в историческом контексте, его прямых и косвенных связей с национал-социализмом. В 2017 г. состоялся форум, посвященный этой теме.6 Вместе с тем, современные исследователи в Германии и за ее пределами стали проявлять повышенный интерес к религиозной тематике в творчестве художника, что также дискуссионно. Так, американский ученый В. Зигер7 и южнокорейская исследовательница К.-М. Ким8 обращаются к библейским картинам Нольде. Британская исследовательница Ж. Ллойд усматривает связь религиозных картин художника с его этнографическими натюрмортами.9 У Флекнер занимается судьбой конфискованных произведений Нольде и других художников-участников выставки «Дегенеративного искусства».10 Многочисленные работы рассматривают творчество Нольде наряду с художниками группы «Мост» или еще шире, в контексте немецкого экспрессионизма. Среди них стоит отметить книгу К. Заэрендта «Группа «Мост» между государственным искусством и объявлением вне закона. Экспрессионистское искусство как политический фактор в Веймарской республике, в Третьем Рейхе и во время Холодной войны»11. В этом подробном исследовании автор фиксирует как общие тенденции в оценке и восприятии искусства Нольде на разных этапах немецкой истории, так и ряд конкретных ситуаций.
Религиозный аспект в творчестве Нольде является проблемным в той степени, в которой духовные искания оказываются обоснованием его политических предпочтений. В знаменитом полиптихе «Жизнь Христа» пересекаются искусство, религия, идеология, порождая вопросы о характере религиозности Нольде, его отношении к еврейству, принадлежности к движению «фёлькиш», соотношении в полиптихе модернистских и реакционных черт.
Цель работы: определить место полиптиха в творчестве Нольде, попытаться дать его идейную интерпретацию.
Структура работы определяется задачами, поставленными в исследовании.
Для выявления условий, способствовавших формированию ценностных, религиозных и политических убеждений и ориентиров художника, в первой главе окажутся в фокусе духовные и интеллектуальные движения конца XIX — начала XX веков. Усматривается связь творчества Нольде с неомифологизмом, «философией жизни» Ф. Ницше, мифологией Севера и народническим («фёлькиш») движением.
Во второй главе речь пойдет о полиптихе «Жизнь Христа» и его формальных и содержательных аспектах. Религиозная составляющая в произведения раскрывается с точки зрения его связи с национальной немецкой традицией, использования гротескных и экстатических мотивов, а также в анализе особого языка цвета.
В третьей главе представлена история экспонирования, оценки и изучения полиптиха, выявлен предмет и характер дискуссий о нем и произведена попытка объяснения той или иной точки зрения в историческом контексте.
Личность Нольде с годами обросла мифами, созданными отчасти им самим в автобиографических текстах, отчасти интерпретаторами его творчества. Полиптих «Жизнь Христа» — часть этой мифологии.
Как порождение своей эпохи он воплощает в себе черты интеллектуальных и духовных течений конца XIX — начала XX веков, повлиявших на становление мировоззрения художника.
В полиптихе влияние «философии жизни» Ницше воплотилось в мотивах цикличности и повторяемости, в сочетании высокого и низменного, святого и греховного, божественного и человеческого, образующих единый поток жизни. «Культ жизни» Нольде проявляется в выборе сюжетов полиптиха, исключающего образ мертвого тела.
Религиозность Нольде не ограничивается конфессиональными рамками. Принято говорить о личной вере Нольде, свободной от церковных догм.
В полиптихе наблюдаются как христианские, так и языческие черты. Использование христианских сюжетов, алтарной формы, примитивистского стиля связано у него с поисками пути развития немецкого искусства в сторону «духовности» по образцу позднего Средневековья и готики как национального немецкого стиля.
Связь с идеологией «крови и почвы» демонстрирует подчеркнуто семитская внешность персонажей.
Религиозное чувство в произведении связано с состояниями, переданными посредством примитивистской манеры и гротеска, а также цвета. Патетическая эмоциональность, экзальтация обнаруживают мистическое переживание художником истории Христа.
Религиозность Нольде воплощается в фетишистском отношении к цвету как к веществу, излучающему энергию, но и символизме его красок.
Перемены в оценке полиптиха с момента его создания следуют параллельно этапам оценки наследия Нольде. С каждой сменой идеологической парадигмы происходит переосмысление произведения. В его изучении преобладают три направления: религиозное, идеологическое и эстетическое.
В первые годы продвижению полиптиха на художественной сцене способствовали друзья и ценители творчества Нольде.
В период Веймарской республики в оценке полиптиха наблюдается уклон в сторону религии в связи с идеей «возвращения к истокам».
При национал-социализме полиптих отвергается как произведение, связанное с христианством в трактовке, наиболее подчеркивающей убогость данной веры с точки зрения идеалов национал-социализма. Истерия, слабость, бесформенность, мистика чувственности — все это и многое другое у Нольде неприемлемо с позиций представления о том, каким должно быть «здоровое» немецкое национальное искусство.
В послевоенный период в связи с необходимостью «преодоления прошлого» внимание исследователей было сфокусировано на религиозном аспекте, в то время как спорные идеологические моменты приняло было опускать.
После объединения Германии исследования о Нольде сосредоточены на развенчивании мифов о художнике и его произведении. Миф о полиптихе основан на его интерпретациях и текстах Нольде, который утверждает, что искусство для него стоит выше религий. Вопрос о соотношения в произведении религиозности и эстетства остается открытым.
В заключение можно высказать предположение, что полиптих Нольде «Жизнь Христа» является примером соединения в одном историческом феномене трех основных тенденций в творчестве художника- экспрессиониста. Первая — это стремление построить свой индивидуальный квази-мифологический мир на основе достаточно эклектичного соединения разнородных духовных и художественных традиций.
Второе. В строительстве этой мифологии христианское чувство, освобожденное от элементов церковного догматизма, расширенное и преобразованное, занимало существеннейшее место. Однако это почти уже квази-христианство, так как момент трансцендентный в религиозных произведениях Нольде почти не выражен, евхаристия действительно опущена, Христос не одерживает победы, жизнь не преодолевается в Царствии Божием. В то же время христианское начало еще живо у Нольде. Оно заключено прежде всего в благоговении перед жизнью человеческой как таковой, в ощущении хрупкости, фрагментарности человеческой судьбы, в атмосфере доброты, окутывающей все искусство Нольде.
Третий момент касается проявления в Нольде неоязыческих тенденций, его культа энергии, света, силы и яркости. Это неоязычество, не до конца состоявшееся, поскольку Нольде не усваивает строгой ритуальности и магизма, требующихся для язычества в полном смысле. Нольде делает основную ставку не на формулы, а на живую эмоциональную речь образов, форм и цвета. Эта речевая экспрессивная сила роднит его опять же с иудео- христианскими традициями. Но этим устремления Нольде еще не исчерпываются.
Не религия, а искусство было его главной страстью. Нольде - ярчайший представитель классического модернизма, в центре которого стоит идея свободного и чисто эстетического самопроявления гениального художника, одаренного воображением и силой пластической репрезентации плодов фантазии. Религиозные картины Нольде и полиптих - это триумфы эстетики, эстетики спонтанности — победы эстетики над любыми видами этики, догматики, символики и вообще какой бы то ни было функциональности. Его вещи были задуманы как шедевры новой живописи и оказались на самом деле таковыми.
Нольде, кажется, не испытывал страданий из-за того, что в его искусстве неомифология, религиозный момент, содержание и форма являются отчасти центробежными силами. Он создавал такое искусство, которое как искусство в то же время таит в себе невысказанную идею нового религиозного озарения, вырастающего из благоговения перед жизнью и ощущения неразрушенности тайны, - тайны природы, человеческой судьбы и одаренности художника — тайны Искусства.
1. Бекс-Малорни У. Джеймс Энсор, 1860-1949: маски, смерть и море / У. Бекс-Малорни. — М. : Арт-Родник ; Koln : Taschen, 2010. — 96 С.
2. Кандинский В. О духовном в искусстве. - Рипол Классик, 2016. URL : http://modernlib.ru/books/kandinskiy vasiliy/o duhovnom v iskusstve/read (дата обращения : 1.05.18).
3. Макарова А.К. Мифология как способ бытия современного общества: онтологический анализ : автореф. дис...к-та филос. наук. Магнитогорск, 2007. URL: http://www.dissercat.com/content/mifologiya-kak-sposob- bytiya-sovremennogo-obshchestva-ontologicheskie- aspekty#ixzz5F86wNkZr (дата обращения : 10.05.18).
4. Модернизм : Анализ и критика основных направлений / под ред.: В. В. Ванслова, Ю. Д. Колпинского. — М. : Искусство, 1969.— 243 с.
5. Национальная философская энциклопедия // Национальная энциклопедическая служба. URL: http://terme.ru/termin/ vitalizm .html (дата обращения :10.05.18).
6. Одуев С. Тропами Заратустры : влияние ницшеанства на немецкую буржуазную философию / С. Одуев. — М.: Мысль, 1971. — 429 с.
7. «Философия жизни» Ф. Ницше // Краткий очерк истории философии / ред. М. Т Иовчука, Т. И. Ойзермана, И. Я. Щипанова. М.: Мысль, 1971. URL: http://www.biografia.ru/about/filosofia69.html (дата обращения : 10.05.18).
8. Altarbild „Das Leben Christi“ feierlich eingeweiht [electronic resource] // Pfarrei Heiligste Dreifaltigkeit : [website]. URL: http://www.pv-witten- ost.de/pv-witten-ost/462-St.-Maximilian-Kolbe/89737,Altarbild-%84Das- Leben-Christi%93-feierlich-eingeweiht.html (Zugriff : 15.05.18).
9. Angriff auf die Avantgarde: Kunst Und Kunstpolitik im Nationalsozialismus / Hrsg. von U. Fleckner. - Berlin: Akademie Verlag, 2007. - 388 S.
10. Aubert M. Le Vitrail en France / Par Marcel Aubert. - Paris : Larousse, 1946. - 164 P
11. Auch "ungemalte Bilder" sind zu sehen [electronic resource] // Frankfurter Rundschau : [website]. URL: http://www.fr.de/frankfurt/emil-nolde-im- staedel-auch-ungemalte-bilder-sind-zu-sehen-a-615567 (Zugriff : 9.05.18).
12. Bahr, H-E. Poiesis: Theologische Untersuchung der Kunst / H.E. Bahr — Stuttgart : Evangelisches Verlagswerk, 1963.r - 350 S.
13. Baumler, A. Bachofen und Nietzsche / A. Baumler. — Zurich: Verl. der "Neuen Schweizer Rundschau", 1929. — 52 S.
14. Beyer O. Norddeutsche Gotische Malerei / O. Beyer. - Braunschweig : Verlag Georg Westermann, 1924. - 108 S.
15. Bradley W.S. Emil Nolde and german expressionism. A prophet of his own land / W.S. Bradley. - Ann-Arbor: UMI Research Press, 1986. - 196 P.
...