Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РОЛЬ СМИ В ОСВЕЩЕНИИ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ АРКТИЧЕСКОГО РЕГИОНА

Работа №132446

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

международные отношения

Объем работы96
Год сдачи2017
Стоимость4920 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
74
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Роль СМИ в формировании общественно-политического дискурса 8
1.1 Влияние СМИ на сознание аудитории 8
1.2 Фрейминг 15
1.3 Установление повестки дня 29
Глава 2. Арктическая повестка дня: политическая и медиа повестки 38
2.1 Политическая повестка дня РФ в Арктике 38
2.2 Медиа повестка дня отечественных СМИ по Арктике 50
Глава 3. Ключевые тенденции освещения арктической проблематики
в российских СМИ в 2013-2016 гг. 56
3.1 Федеральные СМИ 56
3.2 Региональная пресса 69
Заключение 77
Список источников и литературы 81
Приложения 92



Период конца XX – начала XXI века характеризуется растущим интересом мирового сообщества к Арктике. Это связано с глобальными последствиями изменения климата и колоссальным прогнозируемым экономическим потенциалом северных морей. За последние десятилетия Артика превратилась из арены конфронтации сверхдержав США и СССР в пространство с большим потенциалом для сотрудничества ведущих стран мира. Интерес к Арктическому региону проявляют не только прибрежные государства Северного Ледовитого океана, но и нерегиональные страны, международные правительственные и неправительственные организации, бизнес-структуры и др.
Независимо от оценки их характера и последствий, сейчас пространство Арктики претерпевает глобальные и до определенной степени непредсказуемые изменения. В условиях высокой неопределенности относительно будущего региона сочетание геофизических трансформаций в связи с глобальными изменениями климата и расширяющейся хозяйственной деятельностью, растущего объема научных данных и роста открытости территории, недостатка структур и процедур качественного управления приводит к появлению новых возможностей переосмыслить представление о регионе. Средства массовой информации не только фиксируют события и явления, происходящие в Арктике, но и являются одним из ключевых акторов, формирующих и поддерживающих общественный дискурс и воздействующих на массовое сознание, именно этот факт позволяет говорить о том, что восприятие и мнение аудитории об Арктике во многом зависят от представленности этого региона в материалах СМИ.
Актуальность исследования роли СМИ в освещении проблем развития Арктического региона определяется тем, что эти пространства обладают большим потенциалом развития, который привлекает внимание самого широкого круга акторов в глобальном пространстве и внутри страны. Представления и восприятие региона сегодня не только формируют ожидания акторов, но и могут иметь вполне осязаемые последствия завтра, т.к. определяют, какие действия в отношении региона будут предприняты. Под воздействием СМИ оказывается крайне широкая аудитория, в числе которой и лица, принимающие ключевые решения о будущем развития Арктики на различных уровнях. Несмотря на то, что взаимное влияние аудитории и СМИ – сложный феномен и существует риск преувеличения степени этого влияния, невозможно отрицать, что СМИ сегодня являются одним из акторов политического процесса, поскольку участвуют в формировании общественно-политического дискурса и направляют общественное мнение. В случае Арктического региона, географически удаленного от центров принятия решений о его развитии, влияние СМИ приобретает дополнительный вес.
Объектом исследования является российский общественно-политический дискурс об Арктическом регионе.
Предметом исследования являются репрезентации проблем развития Арктического региона в российских средствах массовой информации.
Степень научной разработанности темы. Традиционно отечественные и зарубежные исследователи рассматривают проблемы воздействия СМИ на массовое сознание и проблемы развития Арктического региона как самостоятельные. В связи с этим представляется возможным разделить научную литературу на несколько групп.
Во-первых, это монографии и статьи из области коммуникативистики, в которых исследуются темы влияния СМИ на дискурс и основные формы этого влияния: фрейминг и установление повестки дня. Большинство исследований имеют зарубежных авторов и начинают появляться с 70-80-х годов 20 в. Среди наиболее зарекомендовавших себя экспертов - И. Гоффман, Т.А. Ван Дейк, Р.М. Энтман, Д.А. Шейфеле, Б. Ван Горп и др.
В отдельную подгруппу стоит выделить зарубежные исследования, использующие теорию фрейминга применительно к конкретным общественно значимым проблемам, например, М. Нисбет, специализирующийся на проблемах коммуникации и теме экологии; В.А. Гэмсон и А. Модильяни, которые применяют теорию для анализа политики в сфере ядерной энергетики и др.
С начала 2010-х годов в зарубежной науке активно разрабатывается тема влияния СМИ на дискурс об Арктическом регионе, эти исследования также следует представить в виде отдельной подгруппы: В. Дейвис, С. Райт и Дж. Ван Альстин об освещении в массмедиа перспектив экономического развития Гренландии, Л.С. Йенсен и Г. Хоннеландоб общественном дискурсе в Норвегии, К. Кескитало о повестке дня для Арктики, Э. Менденхоллоб конструировании образа «Новой Арктики» и доминирующих фреймах, Р. Пинкус и С. Али о теории фрейминга применительно к дискурсу об Арктике, Е.В. Роув об официальном и медиа дискурсе о регионе, О. Янг о доминирующей и альтернативной парадигмах в осмыслении изменений Арктического региона.
Поскольку для отечественной науки темы фрейминга и установления повестки дня относительно новы (рассматриваются с середины 2000-х годов) и во многом опираются на более ранние исследования зарубежных ученых, эти работы носят общий характер и выделены в отдельную подгруппу. Прежде всего, обращают на себя внимание авторы, ставшие экспертами по этим узким темам – А. А. Казаков и Н.Ф. Пономарев , а также Е.А. Осокина, Е.Г. Дьякова и др.
Вторую группу литературы составляют статьи в российских и зарубежных научных журналах и доклады исследовательских центров по арктической политике Российской Федерации. Этой теме посвящены работы норвежского политолога К. Отлунда об изменении российских приоритетов в Арктике, Л. Хайнинена и Д.С. Тулупова об арктических стратегиях прибрежных государств, П. Баева и Д. Тренина, В.С. Селина и Е.П. Башмаковой об изменениях в арктической политике России, Т.А. Ковригиной о представленности темы «Арктика» в российских, американских и канадских СМИ, доклады участников международной конференции «Международное сотрудничество в Арктике: новые вызовы и векторы развития» в рамках экспертной сессии, посвященной роли СМИ в регионе.
Анализ литературы приводит к выводу, что при изучении эффектов воздействия СМИ на общество, эксперты в области медиа редко уделяют пристальное внимание Арктическому региону, в то время как специалисты по Арктике больше фокусируются на политических аспектах развития региона, или же «практической» стороне его представленности в массмедиа без опоры на теоретическую базу. В настоящем исследовании проанализированы материалы СМИ с опорой на обширную теоретическую базу, что позволило сделать уникальные выводы, глубоко раскрывающие особенности репрезентации арктической проблематики.
Цель исследования состоит в характеристике роли российских средств массовой информации в освещении проблем развития Арктического региона.
Для достижения цели исследования были сформулированы следующие задачи:
во-первых, дать качественную оценку роли СМИ в формировании общественно-политического дискурса;
во-вторых, выявить формы воздействия СМИ на массовое сознание;
в-третьих, охарактеризовать арктическую повестку дня Российской Федерации;
в-четвёртых, проанализировать основные тенденции и особенности освещения проблем развития Арктического региона в отечественных федеральных и региональных СМИ в период с 2013 по 2016 год.
Хронологические рамки исследования охватывают период с начала 2013 г.,
а именно со времени утверждения Президентом РФ последней версии Стратегии развития Арктической зоны РФ и вплоть до конца 2016 г.
Методология исследования основана на междисциплинарном подходе с обращением к работам политологов, социологов, специалистов в области коммуникативистики, журналистов. В качестве теоретико-методологической базы использованы теории фрейминга и установления повестки дня. Теоретический ракурс исследования предопределил применение метода дискурс-анализа и фрейм-анализа. Кроме того, решение поставленных задач потребовало использовать общенаучные методы анализа и синтеза, метод сравнения для выявления особенностей информационного освещения арктической проблематики. В процессе работы с публикациями федеральных и региональных СМИ также использовался метод контент-анализа и case-study.
Источниковую базу исследования составили, во-первых, правительственные документы по арктической политике РФ и материалы правительственных сайтов, во-вторых, порядка 1500 специально отобранных публикаций по арктической проблематике в ведущих федеральных и региональных средствах массовой информации, в-третьих, результаты социологических опросов российской аудитории о востребованности различных видов СМИ и образе Арктики.
Апробация результатов магистерской диссертации. Основные выводы данного исследования были представлены автором в ходе молодежной секции Второй международной научной конференции «Арктика: история и современность» .
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В наиболее общем виде роль СМИ в воздействии на массовое сознание выражается в поддержании общественного дискурса. На современном этапе через дискурс оказывается возможным влиять на настроения и политические установки, поскольку через него осуществляется контроль над конструированием моделей реальности в сознании аудитории. Дискурс задает восприятие, вводит в рамки мышление людей о мире, определяет, что они будут считать возможным и естественным в той или иной ситуации. Самый важный аспект поддержания общественного дискурса заключается в возможности оказывать влияние на то, что аудитория будет считать проблемой и под каким углом будет ее воспринимать и интерпретировать. С другой стороны, будучи посредником между политической и социальной системами общества, СМИ не только формируют общественное мнение, но и сами оказываются под его воздействием, вынуждены в некоторой степени соответствовать его ожиданиям.
Применительно Арктическому региону СМИ оказываются той силой, которая вводит в общественный дискурс географически удаленные территории, дает представление о явлениях и процессах, там происходящих – делает некоторые из них физически «видимыми» для аудитории. Публикуя материалы по арктической проблематике, средства массовой информации создают определенную медиа-реальность, отличную от действительности.
Независимо от оценки их характера и последствий, сейчас пространство Арктики претерпевает глобальные и до определенной степени непредсказуемые изменения.
В условиях высокой неопределенности относительно будущего региона сочетание геофизических трансформаций в связи с глобальными изменениями климата и расширяющейся хозяйственной деятельностью, растущего объема научных данных и роста открытости территории, недостатка структур и процедур качественного управления приводит к появлению новых возможностей переосмыслить представление о регионе. Личные контакты с Арктикой малодоступны населению, поэтому именно медиа играют значимую роль в конструировании социального понимания того, что представляет собой Арктика, что там происходит и почему это имеет значение. Физическим изменениям пространства должны сопутствовать изменения в мышлении, и именно СМИ играют одну из ключевых ролей в конструировании нового образа Арктики, в формировании единого дискурсного представления о регионе, которое способно обеспечить впоследствии единство действий всех акторов ради устойчивого развития территории.
На теоретическом этапе нашего исследования мы рассматривали две формы воздействия СМИ на массовое сознание: установление повестки дня и фрейминг. Мы установили, что независимо от того, считаем ли мы эти эффекты просто взаимосвязанными или последовательными этапами воздействия, установление повестки дня предполагает очерчивание круга проблем, которые будут рассматриваться как актуальные, за счет увеличения частоты их упоминания; в то время как фрейминг – это процесс конструирования смысла, стоящего за проблемой. СМИ конструируют и продвигают медиафреймы через отбор ряда аспектов реальности и увеличения их представленности, следовательно, и значимости в глазах аудитории. Фрейм – это ключевая идея медиатекста, которая несет в себе готовый шаблон восприятия и интерпретации ситуации/проблемы, а также спектр возможных действий по ее разрешению. Это неизбежная необходимость в процессе коммуникации, поскольку фреймы упрощают окружающую действительность и помогают снизить неопределенность, разобраться в потоке информации и упорядочить его.
На аналитическом этапе исследования объектом нашего рассмотрения стали политическая и медиа повестки дня РФ в Арктике. Мы установили, что проблематика развития Арктического региона освещается комплексно, повестка дня разнообразна, и многочисленные аспекты его развития представлены достаточно подробно. Политическая повестка дня РФ в Арктике сконцентрирована на безопасности во всех ее аспектах; как наиболее актуальные рассматриваются вопросы, во-первых, социально-экономического развития с выраженным акцентом на добывающую промышленность, во-вторых, инфраструктуры, прежде всего, транспортной, в-третьих, территориальное оформление Арктической зоны как внутри пространства страны, так и на международном уровне. В то же время политическая повестка дня постепенно изменяется под влиянием внешних факторов - тенденций развития мировой экономики и событий, происходящих южнее.
Государство видит в Арктической зоне стратегически важный регион общенационального значения, от которого зависит энергетическая безопасность и устойчивость ТЭК в долгосрочной перспективе. Официальный дискурс рассматривает Арктическую зону в рамках неореалистического/геополитического фрейма.
Что касается медиа повестки дня, то нам удалось выяснить, что она значительно уже политической, но дублирует приоритеты последней – нефтегазовый комплекс и военная безопасность. Вслед за официальным дискурсом российские средства массовой информации продвигают неореалистический/геополитический фрейм. Основные проблемы освещения арктической проблематики сводятся к тому, что оно не раскрывает инвестиционную привлекательность Арктической зоны и не представляет многообразие точек зрения заинтересованных в этих территориях акторов. Нужно также отметить ситуативность и фрагментированность, недостаток актуальной информации, нехватку аналитики и статистики, а также нежелание журналистов глубоко погружаться в тематику. В этой связи не стоит удивляться, что публикации столь насыщены алармистскими лозунгами и стереотипными представлениями.
На практическом этапе исследования мы рассмотрели и проанализировали порядка 430 публикаций в самых влиятельных и авторитетных федеральных СМИ, а также более 1100 публикаций в региональном издании ключевого арктического субъекта РФ. Мы не только сформулировали ключевые тенденции в освещении арктической проблематики в период с 2013 по 2016 год, но и выявили основные медиафреймы.
Во-первых, медиа повестка дня федеральных и региональных СМИ фокусируются на внутрироссийской проблематике, но существенно отличаются по объему. Арктическая проблематика вызывает устойчивый интерес со стороны федеральных изданий, но спектр этих проблем ограничивается вопросами экономической и военной безопасности. На региональном уровне медиа повестка дня охватывает самый широкий спектр тем от экологии и науки до вопросов государственного управления. В целом российские СМИ воспроизводят политическую повестку дня и транслируют политический дискурс.
Во-вторых, одна из ключевых тем на обоих уровнях – нефтегазовый комплекс. СМИ активно культивируют представление об Арктике как кладовой с колоссальным запасом ресурсов, добыча которых способна обеспечить развитие всей страны революционными темпами. Настороженность вызывает лишь стабильно присутствующий в самых влиятельных СМИ мотив конкуренции и борьбы за ресурсы.
В-третьих, ведущие СМИ страны активно освещают тему развития Арктики, но это мало способствует тому, что представленными оказываются разнообразные точки зрения; альтернативные мнения можно встретить в ограниченном объеме. В целом, освещение арктической проблематики носит яркий оптимистичный характер, благодаря чему блестящие перспективы развития региона в будущем не вызывают сомнения.
В-четвертых, публикации в федеральных СМИ в большей степени рассказывают о будущих перспективах, в то время, как только региональная пресса способна дать представление о нынешнем положении дел в Арктике, но в ограниченном объеме.
СМИ играют большую роль в конструировании социального понимания того, что представляет собой Арктический регион сегодня и какие проблемы для него характерны. На сегодняшний день репрезентации в СМИ вместе с официальным дискурсом рассматривают настоящее и будущее региона в рамках неореалистического/геополитического фрейма. Более конкретно можно выделить основные фреймы: «арена борьбы/конкуренции» внутри страны и на международном уровне и «опора развития на будущее» или «национальный мегапроект». Особенности нынешнего освещения арктической проблематики в российских СМИ могут иметь определенные последствия для развития региона, например, сфокусированность на будущем способна создать завышенные, нереалистичные ожидания у аудитории, которые не оправдаются. Внимание к внутристрановой проблематике с акцентом на экономических и военных аспектах сужает взгляд на тенденции развития региона, недостаток освещенности других аспектов развития и интересов других акторов, кроме государства, может привести к накоплению нерешенных проблем. Восприятие региона как арены борьбы культивирует алармистские настроения и способно препятствовать налаживанию эффективного сотрудничества как внутри страны, так и на международном уровне. Кроме того, нужно помнить, что на СМИ, особенно федеральных, лежит большая ответственность за то, как в том числе потенциальные инвесторы, которые находятся значительно южнее этого региона, будут видеть Арктику, и пока что они способствуют формированию поверхностного представления.



1. 17 проектов, реализуемых в Арктической зоне РФ, отнесены к наиболее перспективным // Официальный сайт Госкомиссии по развитию Арктики. 24.05.2016. URL: https://arctic.gov.ru/News/ca534ef8-b720-e611-80cc-e672fe4e8e4e?nodeId=d227de92-dc4c-e511-825f-10604b797c23&page=1&pageSize=10 (дата обращения: 24.04.2017).
2. Александр Цыбульский: Для каждой опорной зоны развития Арктики необходима отдельная стратегия // Официальный сайт Министерства экономического развития РФ. 09.03.2016. URL: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/drmps/2016090301 (дата обращения: 24.04.2017).
3. Анохин К. Арктика для нас родной дом, который мы сегодня обустраиваем // Газета «Коммерсантъ». «Нефть и газ». Приложение №152 от 27.08.2014. С. 17.
4. Бабицкий А. Плохая новость: Статья найдется // Ведомости № 3445 от 04.10.2013. URL: http://www.vedomosti.ru/newspaper/articles/2013/10/04/statya-najdetsya (дата обращения: 07.04.2017).
5. Барсуков Ю., Мельников К. Шельф-редактор // Газета «Коммерсантъ». №72 от 24.04.2013. С. 1.
6. Бенедиктов К. Великая ледяная доска // Известия. №240. 20.12.2013.
7. Бондина В., Зеленина А. Арктика в законе: зачем нужен закон об Арктической зоне РФ? // ИА REGNUM. 18.07.2016. URL: https://regnum.ru/news/polit/2158433.html (дата обращения: 07.04.2017).
8. Волков К. Канадский МИД надеется на хребет Ломоносова // Известия. №235. 13.12.2013.
9. Воробьев О. Судостроители сделают ставку на ледоколы // Известия. №43. 11.03.2013.
10. Горчаков К. Регионы ждут принятия закона «Об Арктической зоне РФ» // ИА «Регион 29». 29.03.2017. URL: https://region29.ru/2017/03/29/58dbe3932817ca06d000834d.html (дата обращения: 07.04.2017).
11. Добровольцы защитили Белый от наёмников // Красный север. №66. 18.09.2013.
12. Журавлев А. Не проиграть битву за Арктику // Известия. №201. 15.10.2015.
13. Журенков К., Портнягина М. Арктика открывается // Газета «Коммерсантъ». №252 от 26.09.2016. С.7.
14. Защитная реакция // Красный север. №17. 05.03.2014.
15. Инвестиционная площадка для всей страны // Известия. № 181. 26.09.2014.
16. Исполатов С., Казанцева М. «Роснефть» получила 30% проекта ExxonMobil // Известия. №42. 07.03.2013.
17. Как выглядит Арктика глазами россиян // Официальный сайт Госкомиссии по развитию Арктики. 17.03.2016. URL: https://arctic.gov.ru/News/0c842955-dbed-e511-80c8-aeb573f95262?nodeId=e58300df-8f58-e511-8259-e82aea5c46bb&page=1&pageSize=10 (дата обращения: 17.04.2017).
18. Книжников А. Арктика: опасная нефть // Ведомости. № 3794 от 20.03.2015. URL: http://www.vedomosti.ru/newspaper/articles/2015/03/19/arktika-opasnaya-neft (дата обращения: 09.04.2017).
19. Колесников А. Политэкономия: Арктиканаша // Ведомости. № 3724 от 26.11.2014. URL: http://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2014/11/26/arktikanasha (дата обращения: 09.04.2017).
20. Колесников А. Политэкономия: Арктическая скрепа // Ведомости. № 3532 от 19.02.2014. URL: http://www.vedomosti.ru/newspaper/articles/2014/02/19/arkticheskaya-skrepa (дата обращения: 09.04.2017).
21. Конкуренция арктических регионов переходит в сотрудничество // Красный север. №66. 18.09.2013.
22. Коростиков М. Россия претендует на 1,2 млн кв. км Арктики // Газета «Коммерсантъ». № 145 от 04.08.2015. С. 5.
23. Котов М. Короли Севера: что такое боевые ледоколы и зачем они России? // Life.ru. 29.07.2017. URL: https://life.ru/t/%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BA%D0%B0/883970/koroli_sieviera_chto_takoie_boievyie_liedokoly_i_zachiem_oni_rossii (дата обращения: 08.04.2017).
24. Криворучек А. Системы ПВО и аэродромы в Арктике восстановят // Известия. №119. 02.07.2014.
25. Кричевский Н. Битва за шельф // Известия. №111. 23.04.2015.
26. Крутихин М. Цена вопроса // Газета «Коммерсантъ». №81 от 16.05.2013. С. 8.
27. Литовкин В. Подо льдами ходят лодки // Известия. №138. 01.08.2016.
28. Магистрали обещали господдержку // Красный север. №61. 31.08.2013.
29. Материалы к заседанию президиума Государственной комиссии по вопросам развития Арктики и Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации по вопросу: «О перечне приоритетных проектов, реализуемых на территории Арктической зоны Российской Федерации, и мерах по обеспечению их реализации» // Министерство экономического развития Российской Федерации. 19.05.2016. № 14605 – АЦ/Д29.
30. Медиапотребление сегодня: пять основных фактов // ВЦИОМ. Пресс-выпуск № 3284. 13.01.2017. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116026 (дата обращения: 20.04.2017).
31. На Ямале объявлен Год гражданского единства // Красный север. № 86. 25.11.2013.
32. Несметные сокровища скрыты у северян под ногами // Красный север. №12. 15.02.2014.
33. Нефтяной шторм потрепал Арктику // Красный север. №8. 07.02.2015.
34. Новые символы Ямала ведут к океану // Красный север. №92. 16.12.2013.
35. Образ Арктики и проблема ее использования // ФОМ. 18.03.2013. URL: http://fom.ru/Mir/11136 (дата обращения: 17.04.2017).
36. Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу. Утверждены Президентом РФ Д. Медведевым 18 сентября 2008 года. Пр-1969.
37. От редакции: Битва за Арктику // Ведомости. № 3497 от 18.12.2013. URL: http://www.vedomosti.ru/newspaper/articles/2013/12/18/bitva-za-arktiku (дата обращения: 04.04.2017).
38. От редакции: Вежливый отказ // Ведомости. № 4230 от 22.12.2016. URL: http://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2016/12/22/670729-neftyanaya-figa (дата обращения: 05.04.2017).
39. От редакции: Культурный разлом // Ведомости. № 3441 от 30.09.2013. URL: http://www.vedomosti.ru/newspaper/articles/2013/09/30/kulturnyj-razlom (дата обращения: 04.04.2017).
40. Попов Е. ОСК может промахнуться мимо центра // Газета «Коммерсантъ». №146 от 16.08.2013. С. 7.
41. Попов Е., Серов М. Ледоколы не пробились в бюджет // Газета «Коммерсантъ». №66 от 16.04.2013. С. 1.
42. Портовая гонка // Красный север. №14. 28.02.2015.
43. Проханов А. Государство Полярной звезды // Известия. №42. 14.03.2016.
44. Проханов А. Люди полярной мечты // Известия. №119. 05.07.2016.
45. Пэрис К. Путь изваряг в китайцы // Ведомости. № 3413 от 21.08.2013. URL: http://www.vedomosti.ru/newspaper/articles/2013/08/21/put-iz-varyag-v-kitajcy (дата обращения: 06.04.2017).
46. Разинцева А. Осторожно, Арктика! // Ведомости. № 3298 от 04.03.2013. URL: http://www.vedomosti.ru/library/articles/2013/03/04/ostorozhno_arktika (дата обращения: 10.04.2017).
47. Разинцева А. Стоит ли России спешить с освоением арктического шельфа // Ведомости. № 3298 от 04.03.2013. URL: http://www.vedomosti.ru/library/articles/2013/03/04/ostorozhno_arktika (дата обращения: 10.04.2017).
48. Рикин И. Полярный рассвет // Газета «Коммерсантъ». «ТЭК. Стратегия и инновации». Приложение №109 от 27.06.2014. С. 13.
49. Сафронов И. Дмитрий Рогозин известил слушателей Академии Генштаба о новых угрозах // Газета «Коммерсантъ». №195 от 22.10.2015. С. 3.
50. Сафронов И. Сергею Шойгу нашли место в Арктике // Газета «Коммерсантъ». №168 от 17.09.2013. С. 2.
51. Серов М. «Роснефть» станет соседом «Ямал СПГ» // Ведомости. № 3525 от 10.02.2014. URL: http://www.vedomosti.ru/newspaper/articles/2014/02/10/rosneft-stanet-sosedom-yamal-spg (дата обращения: 07.04.2017).
52. Симонов К. Конъюнктура: Арктические пирамиды // Ведомости. № 3796 от 24.03.2015. URL: http://www.vedomosti.ru/newspaper/columns/2015/03/23/konyunktura-arkticheskie-piramidi (дата обращения: 09.04.2017).
53. Смысл и ценность Арктики // ФОМ. 01.07.2015. URL: http://fom.ru/Mir/12216 (дата обращения: 17.04.2017).
54. Созаев-Гурьев Е. Путин призвал Greenpeace к диалогу // Известия. №180. 26.09.2013.
55. Солодовникова А. Газпром занял оборону на шельфе // Газета «Коммерсантъ». №87 от 24.05.2013. С. 9.
56. Старинская Г. До Арктики как до Луны // Ведомости. № 3685 от 30.09.2014. URL: http://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2014/09/30/citata-nedeli (дата обращения: 05.04.2017).
57. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года. Утверждена Президентом РФ В. Путиным 20 февраля 2013 года.
58. ТВ, Интернет, газеты, радио: доверяй, но проверяй? // ВЦИОМ. Пресс-выпуск № 3098. 04.05.2017. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115679 (дата обращения: 20.04.2017).
59. Тюрин Ю. Жребий Арктического Севера // Известия. №245. 27.12.2013.
60. Учёные обосновали арктическое лидерство Ямала // Красный север. №32. 26.04.2014.
61. Черненко Е. Россия ограничивает полярный круг // Газета «Коммерсантъ». №79 от 14.05.2013. С. 7.
62. Черненко Е. Россия приоткрыла Арктику // Газета «Коммерсантъ». №81 от 16.05.2013. С. 8.
63. Шапран А. Севера – через край // Газета «Коммерсантъ». №43 от 06.04.2015. С. 26.
64. Ямал стоит на пороге экономического рывка // Красный север. №71. 24.09.2016.

Литература:
1. Andersen B., Perry C.M. New strategic dynamics in the Arctic region. Implications for National Security and International Collaboration / B. Andersen, C.M. Perry - The Institute for Foreign Policy Analysis, February 2012. 177 p..
2. Åtland K. Russia’s Armed Forces and the Arctic: All Quiet at the Northern Front? / K. Åtland // Contemporary Security Policy. - 2011. Vol. 32. № 2. - P. 267-285.
3. Borah P. Conceptual issues in framing theory: A systematic examination of a decade’s literature.// Journal of Communication. 2011. № 61(2). - Р. 246–263.
4. Brosius H.B., Kepplinger H.M. Linear and nonlinear models of agenda-setting in television //Journal of Broadcasting and Electronic Media, 1992, № 36 (1). - P. 5-24.
5. Callaghan K.J., Schnell F. Who Says What to Whom: Why Messengers and Citizen Beliefs Matter in Social Policy Framing / K.J. Callagham, F. Schnell // Social Science Journal. – 2009. №46. – P. 12-28.
6. Callaghan K. J., Schnell F. Framing American Politics / K.J. Callaghan, F. Schnell - Pittsburgh: University of Pittsburgh Press, 2005. – 264 p.
7. Carvalho A. Discourse analysis and media texts: a critical reading of analytical tools / A. Carvalho // Paper presented at the International Conference on Logic and Methodology. Cologne. 3-6 October, 2000.
8. Davies W., Wright S., Van Alstine J. Framing a «climate change frontier»: international news media coverage surrounding natural resource development in Greenland / W. Davies, S. Wright, J. Van Alstine // Environmental Values. - 2015. Volume 24. Number 1. - P. 50-78.
9. Entman R. M., Matthes J., Pellicano L. Nature, sources, and effects of news framing / R.M. Entman, J. Matthes, L. Pellicano // The handbook of journalism studies / ed.: K. Wahl-Jorgensen, T. Hanitzsch. - NY: Routledge, 2009. - P. 175-190.
10. Entman R.M. Framing: Toward clarification of a fractured paradigm / R.M. Entman // Journal of Communications. - 1993. №43. - P. 51-58.
11. Gamson W. A., Modigliani A. Media Discourse and Public Opinion on Nuclear Power: A Constructionist Approach / W.A. Gamson, A. Modigliani // American Journal of Sociology. - 1989. Vol. 95, № 1. - P. 1-37.
12. Goffman, E. Frame Analysis: An Essay on the Organization of Experience / E. Goffman - Boston: Northeastern University Press, 1974. – 577 p.
13. Guber D.L., Bosso C.J. Issue framing, agenda setting, and environmental discourse / D.L. Guber, C.J. Bosso // The Oxford Handbook of U.S. Environmental Policy / ed.: M. E. Kraft, S. Kamieniecki. - Oxford University Press, 2012. – 792 p.
14. Hajer, M. A. The Politics of Environmental Discourse: Ecological Modernization and the Policy Process / M.A. Hajer - Oxford: Clarendon Press, 1995. – 344 p.
15. Heininen, L. Arctic Strategies and Policies: Inventory and Comparative Study / L. Heininen - The Northern Research Forum &The University of Lapland, 2012. 97 p.
16. Jensen, L.C., Hønneland G. Framing the High North: Public Discourses in Norway after 2000 / L.C. Jensen, G. Hønneland // ActaBorealia. - 2011. № 28. Issue 1. - P. 37-54.
17. Kazakov, A. Setting the Agenda: A View of Western Communication Scholars / A. Kazakov // World of Media. Yearbook of Russian Media and Journalism Studies. - 2014. - P. 60-74.
18. Keskitalo C. Setting the Agenda on the Arctic: Whose Policy Frames the Region? / C. Keskitalo // The Brown Journal of World Affairs. – 2012. XIX, no. I (Fall/Winter). – P. 155-164.
19. Lasswell H. D. The Structure and Function of Communication in Society / H.D. Lasswell // The Communication of Ideas / ed.: L. Bryson. - New York: Harper and Row, 1948. - P. 37-51.
20. Lee Y., Chang C. Framing Public Policy: The Impacts of Political Sophistication and Nature of Public Policy / Y. Lee, C. Chang // The Social Science Journal. – 2012. № 47. – P. 69-89.
21. Lippmann, W. Public Opinion / W. Lippmann - New York: Harcourt, Brace and Company, 1922. – 266 p.
22. McCombs M. E., Shaw D.L. The Agenda-Setting Function of Mass Media / M.E. McCombs, D.L. Shaw // Public Opinion Quarterly. – 1972. №36. – P. 176-187.
23. Mendenhall E. A Discursive Construction of the New Arctic / E.A. Mendenhall// Paper presented at European Consortium on Political Research Conference. 2015. URL: https://ecpr.eu/Filestore/PaperProposal/887fb7ef-48f1-457b-8ed4-a223109588fa.pdf (дата обращения: 07.04.2017).
24. Neumann I. B. Discourse analysis / I.B. Neumann // Qualitative Methods in International Relations: A Pluralist Guide / ed.: A. Klotz, D. Prakash. - Houndmills: Palgrave Macmillan, 2008. - P. 61-77.
25. Nisbet M. C., Brossard D., Kroepsch A. Framing Science: The Stem Cell Controversy in an Age of Press/Politics / M.C. Nisbet, D. Brossard, A. Kroepsch // Press/Politics. - 2003. Vol. 8, № 2. - P. 38–39.
26. Nisbet M.C. Communicating Climate Change: Why Frames Matter for Public Engagement / M.C. Nisbet // Environment: Science and Policy for Sustainable Development. - 2009, №51:2. – P. 12-23.
27. Pincus R., Ali S.H. Have you been to ‘The Arctic’? Frame theory and the role of media coverage in shaping Arctic discourse / R. Pincus, S.H. Ali // Polar Geography. - 2016. № 39:2. - P. 83-97.
28. Reich, R.B. Policy Making in a Democracy / R.B. Reich // The Power of Public Ideas / ed.: R.B. Reich. – Cambridge: Ballinger, 1988. – 156 p.
29. Rein M., Schön D. A. Problem setting in policy research / M. Rein, D.A. Schön // Using social research in public policy making / ed.: C. H. Weiss. - Lexington: Lexington Books, 1977. - P. 235–251.
30. Rothman S.B. Explaining the international agenda: frames and power in politics / S.B. Rothman // Dissertation: University of Oregon. – 2009. – 244 p.
31. Rowe E.W. A dangerous space? Unpacking state and media discourses on the Arctic / E.W. Rowe // Polar Geography. - 2013. №36:3. - P. 232-244.
32. Scheufele D.A. Framing as a Theory of Media Effects / D.A. Scheufele // Journal of Communication. – 1999, Vol. 49, Issue 1. - Р. 103–122.
33. Scheufele D.A., Iyengar S. The State of Framing Research: A Call for New Directions / D.A. Scheufele, S. Iyengar // The Oxford Handbook of Political Communication Theories / ed.: Kenski K., Jamieson K. H. - NY, 2013. – P. 1-27.
34. Scheufele D.A. Agenda-setting, priming, and framing revisited: Another look at cognitive effects of political communication / D.A. Scheufele // Mass Communication and Society. – 2000. № 3. - P. 297-316.
35. Schoenbach K., de Waal E., Lauf E. Research Note: Online and Print Newspapers – Their Impact on the Extent of the Perceived Public Agenda / K. Schoenbach, E. de Waal, E. Lauf // European Journal of Communication. – 2005. Vol. 20, issue 2. - P. 245–258.
36. Sheafer, T. How to Evaluate It: The Role of Story-Evaluative Tone in Agenda Setting and Priming / T. Shaufer // Journal of Communication. – 2005. № 57. – P. 21–39.
37. Steinberg P.E., Bruun J.M., Medby I.A. Covering Kiruna: a natural experiment in Arctic awareness / P.E. Steinberg, J.M. Bruun, I.A. Medby // Polar Geography. - 2014. № 37:4. - P. 273-297.
38. Stone D. A. Causal Stories and the Formation of Policy Agendas / D.A. Stone // Political Science Quarterly. - 1989. № 104. - Р. 281-300.
39. Van Dijk T.A. Media contents. The interdisciplinary study of news as discourse / T.A. Van Dijk // News as discourse / New York: Routledge, 2009. - Chapter 5. - P.108-120.
40. Van Gorp B. The Constructionist Approach to Framing: Bringing Culture Back In / B. Van Gorp // Journal of Communication. - 2007. Vol. 57, № 1. - P. 60-78.
41. Walgrave S., Van Aelst P. The Contingency of the Mass Media’s Political Agenda Setting Power: Toward a Preliminary Theory / S. Walgrave, P. Van Aelst // Journal of Communication. – 2006. №56. – P. 88–109.
42. Weaver K., Garcia S.M., Schwarz N., Miller D.T. Inferring the popularity of an opinion from its familiarity: A repetitive voice can sound like a chorus / K. Weaver, S.M. Garcia, N. Schwarz, D.T. Miller // Journal of personality and social psychology. – 2007. № 92 (5). - P. 821-833.
43. Westby D. L. Strategic imperative, ideology, and frames / D.L. Westby // Frames of protest: social movements and the framing perspective / ed.: H. Johnston, J. A. Noakes. - Lanham: Rowman & Littlefield, 2005. - P. 217–235.
44. Абрамов В.Г. СМИ как инструмент информационно-коммуникационного воздействия на общественное сознание (вопросы теории) / В.Г. Абрамов // Международный журнал. Медиа. Информация. Коммуникация. - 2014. № 8. URL: http://mic.org.ru/8-nomer-2014/293-smi-kak-instrument-informatsionno-kommunikatsionnogo-vozdejstviya-na-obshchestvennoe-soznanie-voprosy-teorii (дата обращения: 07.04.2017).
45. Баев П., Тренин Д. Арктика: взгляд из Москвы / П. Баев, Д. Тренин – М.: Московский Центр Карнеги, 2010. 31 с.
46. Бейтсон. Г. Теория игры и фантазии / Г. Бейтсон // Экология разума. Избранные статьи по антропологии, психиатрии и эпистемологии. - М., 2000. - С. 205-220. Цит. по: Пономарев Н.Ф. Фреймингмедиаповестки дня и типология медиафреймов / Н.Ф. Пономарев // Вестник Пермского университета. - 2010. Вып. 3(9). - С. 62-67.
47. Дзялошинский И.М. Манипулятивные технологии в масс-медиа / И.М. Дзялошинский // Вестник МГУ. Сер. Журналистика. - 2005. №1. – С.29-54.
48. Дьякова Е.Г. Массовая политическая коммуникация в теории установления повестки дня: от эффекта к процессу / Е.Г. Дьякова // Полис. Политические исследования. - 2003. №3. - С. 109-119.
49. Зайцев Е.Б. Т.А. Ван Дейк о роли критического дискурс-анализа в изучении СМИ / Е.Б. Зайцев // Вестник Московского университета. Сер.10 Журналистика. - 2006. №2. - С.56-65.
50. Казаков, A. Воздействие на общественное сознание: от традиционных к новым медиа? / А. Казаков // Развитие русскоязычного медиапространства: коммуникационные и этические проблемы: материалы международной научно-практической конференции. Москва, 2013. - С. 202–209.
51. Казаков А.А. Фрейминг медиа-текстов как инструмент воздействия на аудиторию: обзор распространенных трактовок / А.А. Казаков // Изв. Сарат. ун-та. Нов.сер. Сер. Социология. Политология. - 2014. Т. 14, вып. 4. - С. 85-90.
52. Ковригина Т.А. Проблематика темы «Арктика» в российских и зарубежных СМИ: управленческий аспект/ Т.А. Ковригина // Вопросы управления. - 2015. № 1(13). - С. 65-72.
53. Кривошапко Ю. Строго на Север: Россия разбирается с границами в Арктике / Ю. Кривошапко // Российская газета. 18.03.2013. URL: http://www.rg.ru/2013/03/18/arktika.html (дата обращения: 26.04.2017).
54. Осокина Е.А. Влияние американских СМИ на массовое сознание (на примере конфликтов США с Ираком в 1990-1991 и 2002-2003 годах) / Е.А. Осокина // Полис. Политические исследования. - 2008. № 1. - С. 50-60.
55. Пономарев, Н. Медиафрейминг как ключевая дискурсивная стратегия / Н. Пономарев // Власть. - 2013. № 09. - С. 93-97.
56. Пономарев Н.Ф. Фреймингмедиаповестки дня и типология медиафреймов / Н.Ф. Пономарев // Вестник Пермского университета. - 2010. Вып. 3(9). - С. 62-67.
57. Сайко Е.Л. Массмедиа в эпоху глобализации: основные характеристики и тенденции / Е.Л. Сайко // Вестник Томского государственного университета. - 2011. №4. - С. 44-49.
58. Селин В.С., Башмакова Е.П. О государственной стратегии России в Арктике / В.С. Селин, Е.П. Башмакова // ЭКО. - 2013. № 2. - С. 97-113.
59. Тулупов Д.С. Арктическая политика России, Норвегии и Дании в конце XX – начале XXI века / Д.С. Тулупов - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2014. 164 с.
60. Федотовских А.В., Потеряхин В.В. Создание единой условно-анклавной экономической политики на территориях Арктической зоны РФ / А.В. Федотовских, В.В. Потеряхин // ArcticReview. – 2015. № 1. - С. 82-88.
61. Шакиров, О. Как формируется международная повестка дня? Ответ конструктивизма / О. Шакиров // Международные процессы. - 2012. № 30, том 10. - С. 83-90.
62. Швидунова, А. СМИ как субъект политического процесса и инструмент политических технологий / Швидунова, А. URL: http://www.pr-club.com/pr_lib/pr_raboty/earlier/techn_13.htm (дата обращения: 07.04.2017).
63. Экспертная сессия «Роль СМИ в освещении арктической проблематики» // Видео экспертных сессий конференции «Международное сотрудничество в Арктике: новые вызовы и векторы развития». Москва, 12­–13 октября 2016 г. URL: http://russiancouncil.ru/arctic2016#webcast (дата обращения: 16.04.2017).
64. Янг О.Р. Будущее Арктики: роль идей / О.Р. Янг // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 25. Международные отношения и мировая политика. - 2011. № 2. - С. 22-40.
65. Яноу Д., Ван Хульст М. Фреймы политического: от фрейм-анализа к анализу фреймирования / Д. Яноу, М. Ван Хульст // Социологическое обозрение. – 2011. Т. 10. № 1-2. - с. 87-113.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ