Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы конфликтологической компетентности подростков
1.1 Понятие «Конфликтологическая компетентность» и её основные характеристики 7
1.2. Понятие «Подросток» и его особенности 19
Глава 2. Формирование конфликтологической компетентности подростков и особенности их поведения
2.1. Способы формирования конфликтологической компетентности подростков…
2.2. Тактики и стратегии поведения подростков в конфликте
Глава 3. Эмпирическое исследование практической конфликтологической компетентности подростков
3.1 Организация, методы и результаты исследования практической конфликтологической компетентности подростков…
3.2. Обсуждение и выводы полученных результатов исследования
Заключение
Список источников и литературы 80
Приложения
Актуальность исследования: Проблемы конфликтного поведения подростков с каждым днём обостряются. Проявление жестокости, увеличение числа подростковых суицидов, ослабление родительского влияния -эти и многие другие проблемы становятся все более значимыми в современном обществе. Педагогическая роль учебных заведений уходит на второй план ввиду развитости информационных технологий и их влияния на еще не сформировавшееся сознания подростков. Степень социального неравенства становится выше, что может провоцировать агрессию и конфликтность, особенно среди подростков. Вследствие вышеуказанных проблем, необходимо предпринимать меры по снижению опасности социальной среды. Для этого следует понимать последствия конфликтных ситуаций и уметь предотвращать их, выбирая конструктивные формы поведения. Обладание достаточным уровнем конфликтологической компетентности поможет разрешить эти и многие другие социальные проблемы общества.
Степень разработанности проблемы конфликтологической компетентности подростков в литературе.
Изучение конфликтологической компетентности подростков как часть социально-психологической компетентности личности рассматривается такими учёными как, Л.А. Петровская, Е.Н. Иванова, М.В. Башкин А.М., Митяева, Н.В. Самсонова, З.А. Тагирова.
Следует отметить, что проблема влияния конфликтологической компетентности подростков выступает в качестве главной особенности, без которой довольно сложно представить целостное формирование личности подростка, а также описать их взаимоотношения с внешней средой. Такие авторы как, А.Я. Анцупов, Б.И. Хасан, И.А. Колесникова рассматривают конфликтную компетентность, подразумевая под ней соответствующие навыки и знания о конфликте.
Научная новизна: В научной литературе проблема конфликтологической компетентности и её влияние на поведение подростков разработана достаточно слабо. В основном исследования проходят на базе общеобразовательных школ и касаются младших подростков. Данное исследование проводилось среди учащихся технического колледжа, поэтому имеет практическую значимость.
Цель и задачи исследования:
Цель исследования- определить взаимосвязь между поведением подростков и уровнем их конфликтологической компетентности. Необходимость достижения поставленной цели требовала выполнение следующих задач:
1. Определить теоретические аспекты понятий «конфликтологическая компетентность» и «подросток»;
2. Выявить особенности формирования конфликтологической компетентности у старших подростков;
3. Исследовать доминирующие стратегии поведения старших подростков;
4. Проанализировать методические возможности повышения конфликтологической компетентности старших подростков;
5. Выявить значение практической конфликтологической компетентности во взаимоотношении старших подростков между собой и с другими партнёрами;
6. Провести исследование различных аспектов практической конфликтологической компетентности и её связи со стратегиями поведения старших подростков;
Объектом исследования является конфликтологическая компетентность старших подростков, предметом –влияние конфликтологической компетентности на старших подростков.
Для написании данной работы были использованы общелогические методы: анализ (изучение особенностей конфликтологической компетентности и разные подходы к данному понятию), дедукция ( изучение частных характеристик и процессов, с помощью которых была получена общая ситуация, метод абстрагирования (находит своё применение во введении работы при определении цели, объекта и гипотез исследования, так как я рассматриваю подростков, исключая другие соц.группы), синтез полученных данных(используется при написании выводов по главам, заключения) , восхождение от абстрактного к конкретному, операционализация основных понятий ( используется в 1-ой главе исследования для определения понятий «конфликтологической компетентности» и «подросток» для конкретно данного исследования), метод эмпирического исследования (статистическая обработка данных, проведение анкетирования, сравнение полученных данных).
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что она расширяет научные представления о конфиликтологической компетентности и её влиянии на поведение подростков. Практическая значимость исследования формируется на базе эпирического исследования, проведенного среди учащихся радиотехнического колледжа, с возможностью проведения необходимых процедур и мероприятий для повышения уровня конфликтологической компетентности подростков.
Объем и структура работы: Магистерская работа включает в себя следующие разделы:
1. Введение;
2. 3 главы;
3. Заключение;
4. Список использованной литературы;
5. Приложения;
Общий объем работы (без приложений) включает в себя 84 страницы, 7 рисунков, 2 таблицы.
В результате проделанного исследования поставленные задачи были выполнены, а цель достигнута. Были получены следующие результаты:
1. Анализ теоретической базы позволил сформулировать базовые понятия исследования: «конфликтологическая компетентность», «подросток», «практическая конфликтологическая компетентность», характерные для данного исследования;
Под конфликтологической компетентностью в данном исследовании понимается многоуровневая система, которая затрагивает основные стратегии поведения личности разной степени осознания, умения выявлять причины конфликтных ситуаций, а также навыки применения необходимых знаний о конфликте на практике. В эмпирическом исследовании было рассмотрено понятие практической конфликтологической компетентности, означающее умение взаимодействовать с партнерами по конфликту в конкретной ситуации.
В качестве понятия «подросток» рассматривается период становления личности с 14 до 19 лет, сопровождающийся возникновением конфликтных ситуаций из-за сложного процесса физиологической перестройки, адаптации к социальной среде, внутренних переживаний и особенностей воспитания.
2. Выявлены условия формирования конфликтологиче-ской компетентности у подростков:
• Для формирование высокого уровня конфликтологической компетентности подростков необходимо наличие высокого уровня конфликтологической компетентности у взрослых, занимающихся воспитанием подростка или имеющих для него определенный авторитет. Они передают свой собственный опыт поведения, регулирования конфликтных ситуаций, развивая тем самым конфликтологическую компетентность подростков.
• Формирование конфликтологической компетентности в учебных заведениях. Именно там им могут быть обеспечены необходимые условия для проведения таких мероприятий: существует необходимое оборудование, присутствует некий контроль со стороны педагогов, и конечно наличие внешней среды, которая зачастую может быть конфликтной.
• Формирование конфликтологической компетентности в свободное от учебных занятий время; занятия в различных кружках, секциях, где подросток находится по своему выбору.
Все эти способы формирования конфликтологической компетентности могут быть реализованы благодаря применению современных психологических техник с использованием активных форм обучения (игровые методы, интроспекции, кейс-стади, дискуссии, брейнсторминг, проведение тренингов).
3. Были определены доминирующие стратегии поведения старших подростков. В качестве поведения в данном исследовании рассматривается целенаправленная система последовательно выполняемых действий; Внешне наблюдаемое явление, осуществляющее практический контакт с окружающей средой. В качестве поведения в данном исследовании рассматривается целенаправленная система последовательно выполняемых действий; Внешне наблюдаемое явление, осуществляющее практический контакт с окружающей средой Стратегией поведения личности в конфликте является ориентация личности (группы) по отношению к конфликту, установка на определенные формы поведения в ситуации конфликта. Основываясь на исследованиях К. Томаса и Р. Килманна, существует 5 основных стратегий поведения в конфликте: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, уступка (приспособление). Согласно проведенному исследованию, старшие подростки от 18-19 лет в конфликтной ситуации придерживаются стратегии приспособления. Выбор подростками стратегии приспособления может быть обусловлен нездоровой обстановкой внутри колледжа. Подросткам проще уйти от конфликта, оставить его неразрешенным, чем вступить со второй стороной в диалог и обсудить все возможные варианты разрешения конфликта. С возрастом растет полярность при использовании стратегий в конфликтных ситуациях. Попытки сотрудничать и достигнуть компромисса сменяются соперничеством и уступками.
4. В качестве методических возможностей повышения уровня конфликтологической старших подростков необходимо обеспечить психологические и организационно-педагогические условия для ее развития. Для этого в колледж может быть приглашен специалист, который будет не только проводить воспитательные беседы с подростками, но и организует интерактивные занятия. Так как не-которые из опрошенных выразили интерес к обучению переговорам, в колледже могут быть организованы деловые игры, в которых под-росткам представится возможность ознакомиться с возможными тактиками их проведения. Кроме того, могут быть проведены имитации конкретных конфликтных ситуаций для более наглядного представления о способах разрешения споров.
5. Благодаря проведению эмпирического исследования было выявлено значение практической конфликтологической компетентности во взаимоотношениях старших подростков между собой и с другими партнёрами. Для старших подростков (18-19 лет) характерна самая большая частота конфликтов. В процессе обучения в колледже основные партнеры по конфликтам сменились с друзей вне колледжа и родителей на одногруппников, учителей и администрацию колледжа.
6. Анализразличных аспектов практической конфликтологической компетентности и её связи со стратегиями поведения старших подростков. Выбор старшими подростками стратегии приспособления (уступки) может демонстрировать максимальное стремление старших подростков уйти от конфликта, жертвуя собственными интересами в пользу конкурента. Кроме того, с возрастом подростки стали чаще выбирать такую стратегию поведения, как соперничество. Старшие подростки стали более уверенными в себе, начали оценивать свои интересы и цели выше, чем своего оппонента. Эта тенденция может быть обусловлена авторитарным поведением среди учителей-мастеров, обучающих в колледже.
Таким образом, гипотезы, обозначенные в эмпирическом исследовании подтвердились. В ходе работы были выявлены дополни-тельные закономерности, что продемонстрировало необходимость более глубокого анализа данной проблематики.
1. .Анцупов А. Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. – М. :Владос, 2003.
2. Багаева В. В. Стратегии поведения в конфликте //Сибирский торгово-экономический журнал. – 2015. – №. 1 (20).
3. Башкин М. В. Конфликтная компетентность: метод. указания //Ярославль: ЯрГУ. – 2014.
4. Белкин А. С. Основы возрастной педагогики //М.: Академия. – 2000. – Т. 33.
5. Берсенева Н.В. Актуальные проблемы формирования профессиональной компетентности конфликтологов [Электронный ресурс].// Современные проблемы науки и образования. http://www.science-education.ru/115-12243. (дата обращения: 29.03.19)
6. Бисембаева А. К. Вопросы формирования конфликтологической компетентности будущих педагогов-психологов в про-цессе профессиональной подготовки в вузе //Педагогическое образование в России. – 2016. – №. 6.
7. Вересов Н. Н. Культурно-историческая психология Л.С. Выготского: трудная работа понимания. Заметки читателя //Заметки читателя. [Электронный ресурс]. URL: http://nveresov. narod. ru/NLO. pdf. (дата обращения: 21.03.19).
8. Выготский Л. С. Педология подростка //Собр. соч. – 1984. – Т.4.
9. Гордеева Т. О. Особенности переживаний подростков при восприятии музыки //Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. – 1992. – №. 1.
10. Гришина Н. В., Гришина Н. В. Психология конфликта. – Издательский дом" Питер", 2008.
11. Денисов О. И. Развитие конфликтологической компетентности руководителей :дис. – М., 2001, 2001.
12. Денисов О.И. Развитие конфликтологической компетентности руководителей: дис. … канд. псих. наук. , Москва , 2001. 168 с.)
13. Иванова Е. Н. Динамика проблем и конфликтогенные установки руководителей //Вестник Санкт-Петербургского универ-ситета. Серия 6. Политология. Международные отношения. – 2009. – №. 3.
14. Кашапов М. М. Имитационные активные методы обуения: методические указания //Ярославль: ЯрГУ. – 2001.
15. Кашапов М. М. Основы конфликтологии. – федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования" Ярославский государственный университет им. ПГ Демидова", 2006.
16. Кашапов М. М., Башкин М. В. Психология конфликтной компетентности. – 2010.
17. Кривцова С. В., Мухаматулина Е. А. НАВЫКИ.
18. Крылова М. А. Психологические особенности личностной ответственности и ее развития/Тенденции развития психологии и педагогики: сборник статей Международной научно-практической конференции (20 сентября 2014 г, г. Уфа) //Уфа: Аэтерна. – 2014.
19. Кузина А. А. Воспитание конфликтологической компетентности старшеклассников //Автореферат дисс.… к. п. н. – 2007.
20. Кучегашева П. П., Колотева Е. Ю. Школьная служба примирения как средство сохранения психологического здоровья участников образовательного процесса //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2014. – №. 12-3.
21. Леонгард К. Акцентуированные личности/Леонгард К //Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1997.-544 с. – 1989.
22. Леонтьев А. Н. О формировании способностей: хрестоматия по возрастной психологии //учебное пособие для студентов/Сост. Л. М. Семенюк, Под ред. ДИ Фельдштейна.-М: Международная педагогическая академия. – 1994.
23. Митяева А. М. Значение конфликтологической компетентности в индивидуально-личностном развитии студентов //Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. – 2012. – Т. 2.
24. Москвина Н. Б. Восхождение к конфликтологической компетентности //М.: АПК и ПРО. – 2001.
25. Мухаметова Н. М. Методологический регулятив к формированию конфликтологической компетентности у будущих педагогов-психологов //Современные проблемы науки и образования. – 2014. – №. 3.
26. Мухина В. С. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа //Вопросы психологии. – 1989. – Т. 1.
27. Оборотова С. А. Технология медиации в урегулировании школьных конфликтов и формировании профессиональной культуры современного учителя //Мир науки, культуры, образования. – 2014. – №. 6
28. Осипов В.Г. Социологический словарь. [Электронный ресурс]. // URL: http://ponjatija.ru/node/8510 (дата обращения: 20.03.19).
29. Петровская Л. А. К вопросу о природе конфликтной компетентности //Вестник Московского университета. Сер. – 1997. – Т. 14.
30. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии //М.: ИНФРА-М. – 1998. – Т. 528.
31. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – Издательский дом" Питер", 1998.
32. Самсонова Н.В. Конфликтологическая культура специалиста и технология ее формирования в системе вузовского образования: Монография. – Калининград: Изд-во КГУ, 2002.
33. Семчук Л. А., Янчий А. И. Возрастная психология [Электронный ресурс] // URL: http://ebooks.grsu. (дата обращения 14.03.2019.)
34. Сиденко Е. А. Особенности старшего подросткового возраста //Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2011. – №. 2.
35. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека. – 2007.
Список литературы.
36. Суртаева Н. Н. Факторы эффективного социального взаимодействия субъектов образовательного пространства в условиях системных изменений //Известия Российского государственного педагогического университета им. АИ Герцена. – 2017. – №. 185.
37. Тагирова З. А., Собильская А. С. К вопросу о становлении конфликтологической компетентности личности в период ранней юности //Символ науки. – 2015. – №. 7-1.
38. Фролов С. Ф. Социология: сотрудничество и конфликты./Уч. пос //М.: Юристъ, 1997.-239 с. – 1997.
39. Хасан Б. И. Психотехника конфликта и конфликтная компетентность. Красноярск: Изд-во КГУ, 1996 //ЛЛ Руженская. – 1996.
40. Хилько М., Ткачева М. Возрастная психология: конспект лекций. – Litres, 2018.
41. Цой Л. Н. Практическая конфликтология. Книга первая. – 2012.
42. Цой Л.Н. Концептуализация диагностики и профилактики конфликтов. [Электронный ресурс]. URL: www.conflictmanagement.ru (дата обращения 12.03.2019)
43. Шерниязова В. В. Состояние проблемы формирования конфликтологической компетентности будущих специалистов в ВУЗ-е как основы профессиональной адаптации в теории и практике педагогики. – 2012.
44. Щербакова О. И. Формирование и развитие понятия «конфликтологическая культура личности» в теории и практике со-временной конфликтологии //Проблемы современного образования. – 2010. – №. 2
45. Эльконин Д. Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков //Вестник практической психологии образования. – 1967. – Т. 33. – №. 4.
46. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. – Педагогика, 1989. – С. 554.
47. Erikson E. H. Young man Luther: A study in psychoanaly-sis and history. – WW Norton & Company, 1993.
48. Shetgiri R. et al. Why adolescents fight: A qualitative study of youth perspectives on fighting and its prevention //Academic pedia-trics. – 2015. – Т. 15. – №. 1