Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Влияние конфликтологической компетентности на поведение подростков

Работа №132424

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

философия

Объем работы91
Год сдачи2019
Стоимость4885 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
61
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы конфликтологической компетентности подростков
1.1 Понятие «Конфликтологическая компетентность» и её основные характеристики 7
1.2. Понятие «Подросток» и его особенности 19
Глава 2. Формирование конфликтологической компетентности подростков и особенности их поведения
2.1. Способы формирования конфликтологической компетентности подростков…
2.2. Тактики и стратегии поведения подростков в конфликте
Глава 3. Эмпирическое исследование практической конфликтологической компетентности подростков
3.1 Организация, методы и результаты исследования практической конфликтологической компетентности подростков…
3.2. Обсуждение и выводы полученных результатов исследования
Заключение
Список источников и литературы 80
Приложения


Актуальность исследования: Проблемы конфликтного поведения подростков с каждым днём обостряются. Проявление жестокости, увеличение числа подростковых суицидов, ослабление родительского влияния -эти и многие другие проблемы становятся все более значимыми в современном обществе. Педагогическая роль учебных заведений уходит на второй план ввиду развитости информационных технологий и их влияния на еще не сформировавшееся сознания подростков. Степень социального неравенства становится выше, что может провоцировать агрессию и конфликтность, особенно среди подростков. Вследствие вышеуказанных проблем, необходимо предпринимать меры по снижению опасности социальной среды. Для этого следует понимать последствия конфликтных ситуаций и уметь предотвращать их, выбирая конструктивные формы поведения. Обладание достаточным уровнем конфликтологической компетентности поможет разрешить эти и многие другие социальные проблемы общества.
Степень разработанности проблемы конфликтологической компетентности подростков в литературе.
Изучение конфликтологической компетентности подростков как часть социально-психологической компетентности личности рассматривается такими учёными как, Л.А. Петровская, Е.Н. Иванова, М.В. Башкин А.М., Митяева, Н.В. Самсонова, З.А. Тагирова.
Следует отметить, что проблема влияния конфликтологической компетентности подростков выступает в качестве главной особенности, без которой довольно сложно представить целостное формирование личности подростка, а также описать их взаимоотношения с внешней средой. Такие авторы как, А.Я. Анцупов, Б.И. Хасан, И.А. Колесникова рассматривают конфликтную компетентность, подразумевая под ней соответствующие навыки и знания о конфликте.
Научная новизна: В научной литературе проблема конфликтологической компетентности и её влияние на поведение подростков разработана достаточно слабо. В основном исследования проходят на базе общеобразовательных школ и касаются младших подростков. Данное исследование проводилось среди учащихся технического колледжа, поэтому имеет практическую значимость.
Цель и задачи исследования:
Цель исследования- определить взаимосвязь между поведением подростков и уровнем их конфликтологической компетентности. Необходимость достижения поставленной цели требовала выполнение следующих задач:
1. Определить теоретические аспекты понятий «конфликтологическая компетентность» и «подросток»;
2. Выявить особенности формирования конфликтологической компетентности у старших подростков;
3. Исследовать доминирующие стратегии поведения старших подростков;
4. Проанализировать методические возможности повышения конфликтологической компетентности старших подростков;
5. Выявить значение практической конфликтологической компетентности во взаимоотношении старших подростков между собой и с другими партнёрами;
6. Провести исследование различных аспектов практической конфликтологической компетентности и её связи со стратегиями поведения старших подростков;
Объектом исследования является конфликтологическая компетентность старших подростков, предметом –влияние конфликтологической компетентности на старших подростков.
Для написании данной работы были использованы общелогические методы: анализ (изучение особенностей конфликтологической компетентности и разные подходы к данному понятию), дедукция ( изучение частных характеристик и процессов, с помощью которых была получена общая ситуация, метод абстрагирования (находит своё применение во введении работы при определении цели, объекта и гипотез исследования, так как я рассматриваю подростков, исключая другие соц.группы), синтез полученных данных(используется при написании выводов по главам, заключения) , восхождение от абстрактного к конкретному, операционализация основных понятий ( используется в 1-ой главе исследования для определения понятий «конфликтологической компетентности» и «подросток» для конкретно данного исследования), метод эмпирического исследования (статистическая обработка данных, проведение анкетирования, сравнение полученных данных).
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что она расширяет научные представления о конфиликтологической компетентности и её влиянии на поведение подростков. Практическая значимость исследования формируется на базе эпирического исследования, проведенного среди учащихся радиотехнического колледжа, с возможностью проведения необходимых процедур и мероприятий для повышения уровня конфликтологической компетентности подростков.
Объем и структура работы: Магистерская работа включает в себя следующие разделы:
1. Введение;
2. 3 главы;
3. Заключение;
4. Список использованной литературы;
5. Приложения;
Общий объем работы (без приложений) включает в себя 84 страницы, 7 рисунков, 2 таблицы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате проделанного исследования поставленные задачи были выполнены, а цель достигнута. Были получены следующие результаты:
1. Анализ теоретической базы позволил сформулировать базовые понятия исследования: «конфликтологическая компетентность», «подросток», «практическая конфликтологическая компетентность», характерные для данного исследования;
Под конфликтологической компетентностью в данном исследовании понимается многоуровневая система, которая затрагивает основные стратегии поведения личности разной степени осознания, умения выявлять причины конфликтных ситуаций, а также навыки применения необходимых знаний о конфликте на практике. В эмпирическом исследовании было рассмотрено понятие практической конфликтологической компетентности, означающее умение взаимодействовать с партнерами по конфликту в конкретной ситуации.
В качестве понятия «подросток» рассматривается период становления личности с 14 до 19 лет, сопровождающийся возникновением конфликтных ситуаций из-за сложного процесса физиологической перестройки, адаптации к социальной среде, внутренних переживаний и особенностей воспитания.
2. Выявлены условия формирования конфликтологиче-ской компетентности у подростков:
• Для формирование высокого уровня конфликтологической компетентности подростков необходимо наличие высокого уровня конфликтологической компетентности у взрослых, занимающихся воспитанием подростка или имеющих для него определенный авторитет. Они передают свой собственный опыт поведения, регулирования конфликтных ситуаций, развивая тем самым конфликтологическую компетентность подростков.
• Формирование конфликтологической компетентности в учебных заведениях. Именно там им могут быть обеспечены необходимые условия для проведения таких мероприятий: существует необходимое оборудование, присутствует некий контроль со стороны педагогов, и конечно наличие внешней среды, которая зачастую может быть конфликтной.
• Формирование конфликтологической компетентности в свободное от учебных занятий время; занятия в различных кружках, секциях, где подросток находится по своему выбору.
Все эти способы формирования конфликтологической компетентности могут быть реализованы благодаря применению современных психологических техник с использованием активных форм обучения (игровые методы, интроспекции, кейс-стади, дискуссии, брейнсторминг, проведение тренингов).
3. Были определены доминирующие стратегии поведения старших подростков. В качестве поведения в данном исследовании рассматривается целенаправленная система последовательно выполняемых действий; Внешне наблюдаемое явление, осуществляющее практический контакт с окружающей средой. В качестве поведения в данном исследовании рассматривается целенаправленная система последовательно выполняемых действий; Внешне наблюдаемое явление, осуществляющее практический контакт с окружающей средой Стратегией поведения личности в конфликте является ориентация личности (группы) по отношению к конфликту, установка на определенные формы поведения в ситуации конфликта. Основываясь на исследованиях К. Томаса и Р. Килманна, существует 5 основных стратегий поведения в конфликте: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, уступка (приспособление). Согласно проведенному исследованию, старшие подростки от 18-19 лет в конфликтной ситуации придерживаются стратегии приспособления. Выбор подростками стратегии приспособления может быть обусловлен нездоровой обстановкой внутри колледжа. Подросткам проще уйти от конфликта, оставить его неразрешенным, чем вступить со второй стороной в диалог и обсудить все возможные варианты разрешения конфликта. С возрастом растет полярность при использовании стратегий в конфликтных ситуациях. Попытки сотрудничать и достигнуть компромисса сменяются соперничеством и уступками.
4. В качестве методических возможностей повышения уровня конфликтологической старших подростков необходимо обеспечить психологические и организационно-педагогические условия для ее развития. Для этого в колледж может быть приглашен специалист, который будет не только проводить воспитательные беседы с подростками, но и организует интерактивные занятия. Так как не-которые из опрошенных выразили интерес к обучению переговорам, в колледже могут быть организованы деловые игры, в которых под-росткам представится возможность ознакомиться с возможными тактиками их проведения. Кроме того, могут быть проведены имитации конкретных конфликтных ситуаций для более наглядного представления о способах разрешения споров.
5. Благодаря проведению эмпирического исследования было выявлено значение практической конфликтологической компетентности во взаимоотношениях старших подростков между собой и с другими партнёрами. Для старших подростков (18-19 лет) характерна самая большая частота конфликтов. В процессе обучения в колледже основные партнеры по конфликтам сменились с друзей вне колледжа и родителей на одногруппников, учителей и администрацию колледжа.
6. Анализразличных аспектов практической конфликтологической компетентности и её связи со стратегиями поведения старших подростков. Выбор старшими подростками стратегии приспособления (уступки) может демонстрировать максимальное стремление старших подростков уйти от конфликта, жертвуя собственными интересами в пользу конкурента. Кроме того, с возрастом подростки стали чаще выбирать такую стратегию поведения, как соперничество. Старшие подростки стали более уверенными в себе, начали оценивать свои интересы и цели выше, чем своего оппонента. Эта тенденция может быть обусловлена авторитарным поведением среди учителей-мастеров, обучающих в колледже.
Таким образом, гипотезы, обозначенные в эмпирическом исследовании подтвердились. В ходе работы были выявлены дополни-тельные закономерности, что продемонстрировало необходимость более глубокого анализа данной проблематики.



1. .Анцупов А. Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. – М. :Владос, 2003.
2. Багаева В. В. Стратегии поведения в конфликте //Сибирский торгово-экономический журнал. – 2015. – №. 1 (20).
3. Башкин М. В. Конфликтная компетентность: метод. указания //Ярославль: ЯрГУ. – 2014.
4. Белкин А. С. Основы возрастной педагогики //М.: Академия. – 2000. – Т. 33.
5. Берсенева Н.В. Актуальные проблемы формирования профессиональной компетентности конфликтологов [Электронный ресурс].// Современные проблемы науки и образования. http://www.science-education.ru/115-12243. (дата обращения: 29.03.19)
6. Бисембаева А. К. Вопросы формирования конфликтологической компетентности будущих педагогов-психологов в про-цессе профессиональной подготовки в вузе //Педагогическое образование в России. – 2016. – №. 6.
7. Вересов Н. Н. Культурно-историческая психология Л.С. Выготского: трудная работа понимания. Заметки читателя //Заметки читателя. [Электронный ресурс]. URL: http://nveresov. narod. ru/NLO. pdf. (дата обращения: 21.03.19).
8. Выготский Л. С. Педология подростка //Собр. соч. – 1984. – Т.4.
9. Гордеева Т. О. Особенности переживаний подростков при восприятии музыки //Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. – 1992. – №. 1.
10. Гришина Н. В., Гришина Н. В. Психология конфликта. – Издательский дом" Питер", 2008.
11. Денисов О. И. Развитие конфликтологической компетентности руководителей :дис. – М., 2001, 2001.
12. Денисов О.И. Развитие конфликтологической компетентности руководителей: дис. … канд. псих. наук. , Москва , 2001. 168 с.)
13. Иванова Е. Н. Динамика проблем и конфликтогенные установки руководителей //Вестник Санкт-Петербургского универ-ситета. Серия 6. Политология. Международные отношения. – 2009. – №. 3.
14. Кашапов М. М. Имитационные активные методы обуения: методические указания //Ярославль: ЯрГУ. – 2001.
15. Кашапов М. М. Основы конфликтологии. – федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования" Ярославский государственный университет им. ПГ Демидова", 2006.
16. Кашапов М. М., Башкин М. В. Психология конфликтной компетентности. – 2010.
17. Кривцова С. В., Мухаматулина Е. А. НАВЫКИ.
18. Крылова М. А. Психологические особенности личностной ответственности и ее развития/Тенденции развития психологии и педагогики: сборник статей Международной научно-практической конференции (20 сентября 2014 г, г. Уфа) //Уфа: Аэтерна. – 2014.
19. Кузина А. А. Воспитание конфликтологической компетентности старшеклассников //Автореферат дисс.… к. п. н. – 2007.
20. Кучегашева П. П., Колотева Е. Ю. Школьная служба примирения как средство сохранения психологического здоровья участников образовательного процесса //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2014. – №. 12-3.
21. Леонгард К. Акцентуированные личности/Леонгард К //Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1997.-544 с. – 1989.
22. Леонтьев А. Н. О формировании способностей: хрестоматия по возрастной психологии //учебное пособие для студентов/Сост. Л. М. Семенюк, Под ред. ДИ Фельдштейна.-М: Международная педагогическая академия. – 1994.
23. Митяева А. М. Значение конфликтологической компетентности в индивидуально-личностном развитии студентов //Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. – 2012. – Т. 2.
24. Москвина Н. Б. Восхождение к конфликтологической компетентности //М.: АПК и ПРО. – 2001.
25. Мухаметова Н. М. Методологический регулятив к формированию конфликтологической компетентности у будущих педагогов-психологов //Современные проблемы науки и образования. – 2014. – №. 3.
26. Мухина В. С. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа //Вопросы психологии. – 1989. – Т. 1.
27. Оборотова С. А. Технология медиации в урегулировании школьных конфликтов и формировании профессиональной культуры современного учителя //Мир науки, культуры, образования. – 2014. – №. 6
28. Осипов В.Г. Социологический словарь. [Электронный ресурс]. // URL: http://ponjatija.ru/node/8510 (дата обращения: 20.03.19).
29. Петровская Л. А. К вопросу о природе конфликтной компетентности //Вестник Московского университета. Сер. – 1997. – Т. 14.
30. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии //М.: ИНФРА-М. – 1998. – Т. 528.
31. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – Издательский дом" Питер", 1998.
32. Самсонова Н.В. Конфликтологическая культура специалиста и технология ее формирования в системе вузовского образования: Монография. – Калининград: Изд-во КГУ, 2002.
33. Семчук Л. А., Янчий А. И. Возрастная психология [Электронный ресурс] // URL: http://ebooks.grsu. (дата обращения 14.03.2019.)
34. Сиденко Е. А. Особенности старшего подросткового возраста //Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2011. – №. 2.
35. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека. – 2007.
Список литературы.
36. Суртаева Н. Н. Факторы эффективного социального взаимодействия субъектов образовательного пространства в условиях системных изменений //Известия Российского государственного педагогического университета им. АИ Герцена. – 2017. – №. 185.
37. Тагирова З. А., Собильская А. С. К вопросу о становлении конфликтологической компетентности личности в период ранней юности //Символ науки. – 2015. – №. 7-1.
38. Фролов С. Ф. Социология: сотрудничество и конфликты./Уч. пос //М.: Юристъ, 1997.-239 с. – 1997.
39. Хасан Б. И. Психотехника конфликта и конфликтная компетентность. Красноярск: Изд-во КГУ, 1996 //ЛЛ Руженская. – 1996.
40. Хилько М., Ткачева М. Возрастная психология: конспект лекций. – Litres, 2018.
41. Цой Л. Н. Практическая конфликтология. Книга первая. – 2012.
42. Цой Л.Н. Концептуализация диагностики и профилактики конфликтов. [Электронный ресурс]. URL: www.conflictmanagement.ru (дата обращения 12.03.2019)
43. Шерниязова В. В. Состояние проблемы формирования конфликтологической компетентности будущих специалистов в ВУЗ-е как основы профессиональной адаптации в теории и практике педагогики. – 2012.
44. Щербакова О. И. Формирование и развитие понятия «конфликтологическая культура личности» в теории и практике со-временной конфликтологии //Проблемы современного образования. – 2010. – №. 2
45. Эльконин Д. Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков //Вестник практической психологии образования. – 1967. – Т. 33. – №. 4.
46. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. – Педагогика, 1989. – С. 554.
47. Erikson E. H. Young man Luther: A study in psychoanaly-sis and history. – WW Norton & Company, 1993.
48. Shetgiri R. et al. Why adolescents fight: A qualitative study of youth perspectives on fighting and its prevention //Academic pedia-trics. – 2015. – Т. 15. – №. 1


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ