ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОГО ИМИДЖА ГОСУДАРСТВА 12
1.1 Понятие имиджа государства 12
1.2 Технологии формирования и продвижения имиджа государства 17
1.3 Понятие и формирование политического имиджа 24
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОГО ИМИДЖА РОССИИ В ПЕРИОД С 2012 – 2016 ГГ. 31
2.1 Влияние внешней политики России на формирование её имиджа 31
2.2 Роль государственных и общественных организаций в формировании имиджа России 42
2.3 Спортивные мега – события как инструмент продвижения имиджа России 47
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОГО ИМИДЖА США В ПЕРИОД С 2012 – 2016 ГГ. 56
3.1 Роль публичной дипломатии в создании позитивного внешнеполитического имиджа США 56
3.2. Влияние иновещания на формирование имиджа США 63
3.3 Массовая культура как инструмент продвижения имиджа США 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 81
В XXI веке целенаправленная деятельность государственной власти в рамках формирования общественного мнения является неотъемлемой частью государственной политики. В данной связи, воздействие на массовое сознание производится как внутри государства, так и за его пределами. Данная тенденция обусловлена динамичным развитием информационно-коммуникационных технологий, которые в постиндустриальном мире являются основным регулятором общественных отношений и оказывают влияние на формирование тех или иных представлений. В данной связи, государственная власть заинтересована в формировании положительных представлений о стране, что обуславливает деятельность, предусматривающую формирование имиджа государства.
Вопрос о понимании терминов «имидж» и «образ» является дискуссионным в современной науке. Так, зарубежные исследователи синонимируют данные понятия, а в российской науке между «имиджем» и «образом» проводятся жёсткие разграничения. «Образ» в данном контексте является комплексом представлений, формирующихся естественным путём, а «имидж» является продуктом целенаправленной деятельности. Данный вопрос подлежит детальному анализу, представленному в настоящей исследовательской работе.
Основной целью формирования имиджа государства является расположение к себе целевой аудитории. В рамках данного исследования, такой аудиторией является международное сообщество, что указывает на внешнеполитическую деятельность государства. В целом формирование внешнеполитического имиджа во многом обуславливает отношение к государству на международной арене, а также способствует установлению дружеских контактов. Исходя из этого, представители власти видят необходимость в разработке имиджевых концепций и использовании огромного количества соответствующих инструментов. Рассмотрению также подлежат факторы, которые вне зависимости от деятельности государственной власти, оказывают влияние на представления о стране в международной среде. К таким факторам стоит отнести: географическое расположение, историческое и культурное наследие, инвестиционную привлекательность, правовое пространство и т.д. Однако наибольшее влияние на внешнеполитический имидж государства оказывает её внешняя политика и взаимоотношения с другими странами. Подтверждением данного тезиса является внешнеполитический имидж России и США.
Актуальность. В рамках современных международных реалий, Россия и Соединенные Штаты представляют колоссальный интерес с точки зрения формирования внешнеполитического имиджа. Данный факт обусловлен лидирующей позицией США на международной арене, и желанием России заявить о себе вне отсылок к своему советскому прошлому. США стремятся утвердить свою международную мощь, и прибегают к использованию «стратегической коммуникации» в своей внешнеполитической деятельности. Данные действия обусловлены потребностями информационного общества, которые власти США пытаются удовлетворить и использовать в своих целях. Стоит подчеркнуть, что к подобным методам воздействия Соединенные Штаты прибегли после избрания Б. Обамы на пост президента. В целом президентство Б. Обамы внесло существенный вклад в разработку имиджевой политики США. Рассматривая данный вопрос на примере России, стоит подчеркнуть отсутствие как таковой имиджевой концепции государства, однако попытки реализовать проекты, которые окончательно бы вытеснили из сознания мирового сообщества представления о России, как об отсталом пережитке Советского Союза. Более того, формирование положительного имиджа России было осложнено рядом конфликтных ситуаций, которые не только отразились на внешнеполитическом имидже страны, но и усугубили отношения России с ЕС и США. В рамках сложившейся международной ситуации рассматриваемые нами страны активно работают над улучшением своего имиджа в международной среде, что подлежит детальному анализу, представленному в данном исследовании.
Выбор хронологических рамок исследования (2012 – 2016 гг.) обусловлен рядом причин. Во-первых, в 2012 году и в России и в США состоялись президентские выборы, по результатам которых были избраны В. Путин и Б. Обама. Стоит подчеркнуть, что к моменту своего избрания, данные лица уже возглавляли свои государства, соответственно начало их очередного президентского срока имело определенную смысловую нагрузку, которая отразилась и на имидже стран. Во-вторых, период с 2012 по 2016 гг., ознаменовался рядом событий, которые внесли трансформации в международную атмосферу в целом, и во внешнеполитический имидж России и США в частности. К таким ключевым событиям стоит отнести: войну в Сирии, украинский кризис, присоединение Крыма в состав РФ, турецкий конфликт и т.д. В данной связи рассматриваемый нами хронологический период позволяет сузить исследование к анализу наиболее острых событий и тенденций, сказавшихся на имидже России и США.
Теоретическая значимость. Результаты данного исследования могут быть полезны в изучении таких дисциплин, как: межкультурная коммуникация, имиджелогии, культурная политика и.т.д. Помимо этого, теоретическая база данной работы может быть привлечена в написании учебников по политологии, культурологии и международным отношениям.
Практическая значимость. Результаты данного исследования могут быть полезными в разработке имиджевой стратегии, а также во внешнеполитической деятельности государства. Более того, анализ, произведенный в рамках данной работы, позволяет оценить эффективность ряда инструментов, способствующих формированию положительного имиджа государства во внешней среде. Ввиду этого может быть намечена перспектива создания и применения инновационных имиджформирующих способов взаимодействия с международной аудиторией.
Цель исследования заключается в изучении инструментов формирования внешнеполитических имиджей государства на примере США и РФ(2012 – 2016 гг.)», определении механизмов и технологий, позволяющих целенаправленно влиять на позитивное восприятие зарубежными аудиториями соответствующих государств и лидеров.
Цель работы предопределила постановку следующих исследовательских задач:
1. Уточнить содержание понятий «внешнеполитический имидж государства» и «внешнеполитический имидж лидера государства», выявить роль и место позитивного качества этих имиджей в обеспечении внешнеполитических интересов государства в современных условиях;
2. Выделить факторы, влияющие на формирование внешнеполитических имиджей современных государств и их политических лидеров;
3. показать обусловленность внешнеполитических имиджей особенностями национальной государственности и культуры, особенностями положения страны на международной арене;
4. Выявить и дать оценку инструментам формирования политического имиджа РФ и США;
5. Сформулировать предложения, направленные на улучшение внешнеполитического имиджа РФ за рубежом используя опыт США.
Объектом исследования является внешнеполитический имидж России и США.
Предметом исследования выступают события, организации и инструменты оказывающие влияние на формирование внешнеполитического имиджа России и Соединенных Штатов.
Научная новизна исследования. В современных научных исследованиях существует множество позиций касательно формирования внешнеполитического имиджа государства. Однако ряд вопросов, затрагивающих становление имиджа России и США в контексте современных международных реалий, остаются малоизученными. Данное исследование позволяет раскрыть новые грани в рассмотрении формирования внешнеполитического имиджа России и США, апеллируя к событиям, явлениям и тенденциям, проявившихся в течение 2012 – 2016 гг.
Характеризируя источниковую составляющую данного исследования, стоит подчеркнуть, что она включает в себя ряд официальных документов, указывающих на внешнеполитические ориентиры России, а также публичную дипломатию США. Так, огромную роль в осмыслении внешнеполитической деятельности России сыграла Концепция внешней политики РФ принятая в 2016 году. Данный документ довольно ярко демонстрирует позицию России касательно её дальнейшего развития в контексте сложной международной ситуации, а также позволяет определить перспективы формирования имиджа РФ во внешней среде в будущем. Анализируя публичную дипломатию США в контексте формирования внешнеполитического имиджа, огромную роль сыграла Стратегия национальной безопасности 2010 года, в рамках которой были рассмотрены принципы «мягкой силы» Соединенных Штатов. Помимо всего прочего, данная стратегия указывает на поддержку как правительственных, так и неправительственных институтов и гражданского общества других стран, а также на популяризацию ценностей, присущих американскому обществу и имеющих универсальный характер.
Огромное значение в рассмотрении внешнеполитического имиджа России имеет «Рейтинг конкурентоспособности стран мира», подчеркивающий основные достоинства и недостатки России в сравнении с другими странами. Стоит также отметить Указ Президента РФ «О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации», в рамках которого нами было рассмотрено место государственных и общественных организаций в формировании внешнего имиджа РФ. Данный вопрос был также изучен на официальном сайте Координационного Совета Российских Соотечественников и Россотрудничества.
В рамках публичной дипломатии Соединенных Штатов ведут активную деятельность различные благотворительные организации, а также реализуются правительственные образовательные программы, цель которых направлена на формирование положительного внешнеполитического имиджа США. В данной сфере огромное значение отводится деятельности Конгресса, и документам, которые он принимает и издает. Среди таковых стоит выделить в первую очередь Закон «Об ассигнования и расходах на зарубежную финансовую помощь» («Foreign Operation, Export Financing, and Related Programs Appropriations Act»). Власти США контролируют также финансирование неправительственных организаций, обязанности которых включают в себя продвижение американских ценностей и защиту национальных интересов страны. Органом, осуществляющим регулирование расходов и отвечающим за финансовые вложения в неправительственные организации, является Агентство Соединенных Штатов по международному развитию, деятельность которого также была нами изучена на официальном сайте.
Теоретическая база исследования. Рассмотрение понятий «имидж» и «образ» представлено в работах следующих российских авторов: Е. Богданова, Н. Боголюбовой, В. Задорожного, В. Зазыкина, Н. Медведевой, Ю. Николаевой, Е. Перелыгиной, Е. Фролова. Стоит выделить также российского политолога и экономиста Э. Галумова, который рассматривал имидж как комплекс объективных характеристик, которые отображают определенные черты субъекта (таковым может быть что угодно: предмет, конкретный человек, государство и.т.д). Имидж согласно Э. Галумову формируется вследствие определенных усилий, цель которых заключается в разрешении определенных задач. Среди зарубежных исследователей осмысление данных понятий представлено в работах: С. Анхольта, К. Асплунда, Ф. Котлера, М. Коттама, Г. Моргентау, И. Рейна, Д. Хайдера. Американский исследователь Д. Блэни главным регулятором общественного мнения считал политических лидеров. Именно благодаря им государства принимают определенные «я – концепции» («сверхдержава», «зависимая страна» и прочие).
Важную роль в контексте формирования внешнеполитического имиджа государства играют стереотипы. Термин «стереотип» был введен в 1922 г. американским журналистом, советником президентов США У. Липпманом. Особое значение в рамках рассмотрения американского имиджа приобретает термин «мягкая сила». Данное понятие было предложено американским политологом Дж. Найем.
Рассматривая формирование внешнеполитического имиджа России, стоит выделить работы следующих авторов: Э. Аветисян, К. Альпинова, М. Кемаль, В. Кисмерешкина, В. Коваленко, И. Рожкова, Е. Хакимовой. С точки зрения российского исследователя И. Иванова, решение большинства политических проблем России кроется за «умной» внешней политикой. Исходя из анализа внешнеполитической деятельности России, автор пришел к выводу, что начавшийся в 80-х гг. ХХ века процесс фундаментальной перестройки международной системы, принёс ряд перемен, которые оказались сложными для восприятия стран-участниц «холодной войны».
В процессе анализа внешнеполитического имиджа США, были изучены работы: Б. Браммета, М. Дутта-Бергмана, Р. Захама, Дж. Коддинга, Э. Мецгар, Р. Пеллса. Существенный вклад в изучение публичной дипломатии и «стратегической коммуникации» во внешнеполитической деятельности США внесла Н. Цветкова.
Таким образом, используемая литература указывает на сложность рассматриваемого нами вопроса, а также на его дискуссионность и междисциплинарность.
Методология. В рамках рассмотрения теоретической базы исследования, основной терминологии, а также технологий формирования и продвижения имиджа, мы использовали дескриптивный метод. В процессе рассмотрения специфики формирования и продвижения внешнеполитического имиджа РФ и США, мы применили такие общенаучные методы, как анализ и синтез. Институциональный метод был нами использован в рамках рассмотрения деятельности российских культурных центров и Агентства США по международному развитию. Сравнивая основные инструменты продвижения внешнеполитического имиджа России и США, с учетом их политических и культурных особенностей, мы использовали компаративный метод. Давая оценку и рекомендации касательно формирования внешнеполитического имиджа РФ и США, а также рассматривая перспективы данного процесса, мы использовали прогностический метод.
Структура работы. Данное исследование состоит из ведения, трёх глав, заключения и списка источников и литературы. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты формирования внешнеполитического имиджа государства. Приводятся основные термины, среди которых «образ», «имидж», «стереотип», а также технологии и рычаги влияния. Вторая глава посвящена детальному анализу внешнеполитического имиджа России в период с 2012-2016 гг. Анализируется внешняя политика РФ, а также влияние основных внешнеполитических событий произошедших в заданный период на представления о России в международной среде. Помимо этого выделяется место государственных и общественных организаций, а также спортивных мега-событий в контексте продвижения российского имиджа. В третье главе рассматривается формирование внешнеполитического имиджа США в период с 2012-2016 гг. Анализируется публичная дипломатия и вытекающая из неё стратегическая коммуникация, которую США используют в качестве основного инструмента продвижения своего имиджа. Помимо этого, в третьей главе представлена роль иновещания и массовой культуры в данном процессе.
В XXI веке формирование внешнеполитического имиджа государства является неотъемлемой частью государственной политики, подразумевающей налаживание дружеских контактов и укрепление позиций страны на международной арене. Имидж является не просто комплексом представлений, или объектом целенаправленной деятельности, он выступает регулятором общественных отношений, формирует социальные настроения и задаёт ориентации государства во внешней среде, так как создаёт мнение о нём. На сегодняшний день существует множество инструментов и способов формирования внешнеполитического имиджа, однако практика показывает, что каждое государство индивидуально подходит к данному процессу.
Период с 2012 по 2016 гг., был достаточно сложным для России. В рамках исследования было выявлено, что внешнеполитический имидж государства на этом этапе во многом носил противоречивый и чаще негативный характер, обусловленный рядом внешних факторов и ситуацией на международной арене. В первую очередь стоит подчеркнуть роль внешней политики России в данном процессе. Участие России в военных действиях в Сирии привело к тому, что западные СМИ говорили о личных интересах Кремля в сирийской войне. Сложившуюся ситуацию обострил украинский кризис и присоединение Крыма, обернувшееся для России санкциями. Далее последовало падение Boeing 777, прекращение авиасообщений с Египтом, конфликт с Турцией, что в совокупности привело к становлению представлений о России в международной среде, как об «агрессоре». Однако справедливо подчеркнуть, что российское руководство не особо пыталось развенчать данные представления. Несмотря на сложную внешнеполитическую ситуацию, и попытки западных СМИ демонизировать РФ, в государстве по-прежнему отсутствовал орган, отвечающий за международный имидж России. Также не была разработана единая стратегия, которая бы поспособствовала если не искоренению, то хотя бы частичной трансформации негативных представлений о России в мире.
Однако стоит отметить, что в рассматриваемый нами период, в России прошло грандиозное мега-событие, которое с точки зрения российского руководства должно было подчеркнуть мощь и потенциал страны. Олимпиада 2014 года стала масштабным мероприятием, направленным как на внешнюю, так и на внутреннюю аудиторию. Тем не менее, прежде чем прошли Игры, России пришлось столкнуться с критическими высказываниями, предвзятым отношением и провокациями со стороны. В рамках Олимпийских Игр 2014 года, Россия действительно смогла заявить о себе на весь мир, тем самым развенчав стереотип об РФ, как о пережитке Советского Союза. Однако последующие международные события и конфронтация России, нивелировали достижения Олимпиады, что во многом говорит о противоречивости и кратковременности использования мега-событий в качестве единственного способа формирования и продвижения имиджа государства во внешней среде.
Огромный вклад в формирование российского имиджа зарубежом вносят культурные центры, ориентированные на российских мигрантов и иностранцев интересующихся Россией. В частности, посредством Россотрудничества происходит продвижение российского языка и культуры, заключаются партнёрские отношения между Высшими учебными заведениями разных стран. Однако результаты данного исследования показали, что деятельность культурных центров и различных общественных организаций России в мире, практически не освещается в СМИ. Вся необходимая информация по данной теме размещена на официальных сайтах организаций, однако далеко не каждый интернет-пользователь часто их посещает, исходя из чего, большая часть внутренней и внешней аудитории остаётся неосведомленной о деятельности РЦНК зарубежом. Данный факт обуславливает необходимость российского руководства расширить использование каналов коммуникации в целях формирования внешнеполитического имиджа государства.
Стоит также отметить, что Россия предпринимает ряд стратегических мер в формировании своего имиджа, однако данные действия носят локальный характер. Согласно внешнеполитической концепции РФ 2016 года, Россия сместила вектор своего внимания в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона, исходя из чего, имиджеформирующие инициативы Россия предпринимает в рамках сотрудничества с конкретными государствами, что, тем не менее, никак не сказывается на её общемировом имидже.
Анализируя внешнеполитический имидж США в период с 2012 -2016 гг., важно подчеркнуть ряд трансформаций, настигших публичную дипломатию Соединенных Штатов. Президентство Б. Обамы ознаменовалось внедрением «стратегической коммуникации» в формирование представлений о США в мировой среде. Целевая аудитория данного подхода весьма обширна, однако в большей степени ориентирована на молодежь. Если «публичная дипломатия» ориентировалась на инструменты «мягкой силы», подразумевающие несиловое и ненавязчивое воздействие, то «стратегическая коммуникация» ориентируется на активную деятельность в социальных сетях, с применением информационной фильтрации. Данный факт указывает на пропагандистский характер деятельности США во внешней среде, что в свою очередь подчеркивает активизацию Соединённых Штатов в формировании своего имиджа. Данный факт отразился и на деятельности американского иновещания, руководство которого в 2016 году было упразднено и в определенной степени подчинено интересам государства.
Немалую роль в контексте формирования внешнеполитического имиджа США играет и массовая культура, которую в 2013 году президент Б. Обама назвал «частью дипломатии США». Посредством фильмов, сериалов, музыки и много другого, Соединённые Штаты популяризируют свою культуру и ценности. С одной стороны, мы можем говорить об эффективности тех средств, которые используют США в формировании своего имиджа, ведь нет в мире человека, который никогда не смотрел американские фильмы, не слушал «Голос Америки», или не читал «TheWashingtonPost» или«TheNewYorkTimes». Однако деятельность США в данной сфере нередко приравнивают к экспансии, а приёмы «стратегической коммуникации» начинают превращаться в открытую пропаганду. Данные проявления наталкиваются на жесткую критику во всём мире, исходя из чего, не стоит исключать вероятность, что США будут вынуждены вернуться к канонам политики «мягкой силы» и использованию соответствующих инструментов в продвижении своего внешнеполитического имиджа.
Характеризируя активизацию имиджеформирующей деятельности США (особенно в рамках 2012–2016), стоит подчеркнуть её предпосылку, которая обусловлена международной ситуацией сложившейся вокруг России. Для США обострение отношений России с другими государствами и последующая её демонизация в мировых СМИ, стала возможностью создания диаметрально противоположного имиджа. Поэтому если в России в процессе Олимпиады возникали конфликты на фоне притеснения однополых отношений, то в США посредством массовой культуры пропагандировались идеи свободы и равенства. Если в России поднимались вопросы о нарушении прав человека, то в США с помощью стратегической коммуникации и каналов иновещания продвигались идеи демократии. Всё это оказало существенное влияние на внешнеполитический имидж США, как гаранта силы и справедливости.
В целом, давая оценку внешнеполитическому имиджу России и Соединённых Штатов, важно отметить, что, несмотря на критику извне, США остаются лидером в разработке имиджевых стратегий. В свою очередь России необходимо создать данную стратегию и расширить её влияние не на отдельные территории, а на весь мир. Данный подход может стать первым шагом в гармонизации отношений России с Западом. Более того, российскому руководству стоит использовать по максимуму стратегию самопрезентации, которая практикуется в США, чтобы имидж России в мире и внутри самого государства не концентрировался только на образе её лидера В. Путина. Для этого России необходимо применять инструменты «стратегической коммуникации», распространяя своё влияние с помощью социальных сетей, правительственных микроблогов и прочего. Стоит также подчеркнуть необходимость создания отдельного органа, который будет отвечать за внешнеполитический имидж России, и разработку подходов в его формировании и продвижении.
Информационная эпоха обязывает прибегать к использованию инструментов коммуникации в формировании государственного имиджа, так как на сегодняшний день СМИ и прочие каналы коммуникации являются регулятором массового сознания. США активно используют ИКТ в своей внешнеполитической деятельности, Россия пока только становится на этот путь. Данный факт является определяющим в формировании внешнеполитического имиджа рассматриваемых государств.
1. Концепция внешней политики Российской Федерации от 30.11 2016.URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/news//asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2542248(дата обращения: 01.10.2018)
2. Маркетинговая стратегия заявочной кампании «Сочи-2014 URL: http://www.advertology.ru/article49094.htm (дата обращения: 25.12.2018).
3. Программа работы с соотечественниками за рубежом на 2009-2011 годы (Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2008 г. №1646-р). URL: http://www.rs-gov.ru/node/656 (дата обращения: 27.12.2018).
4. Рейтинг конкурентоспособности стран мира 2012 года. Отчет. (The IMD World Competitiveness Yearbook 2012) URL: http://gtmarket.ru/news/2012/05/31/4423(датаобращения: 10.10.2018)
5. Стратегия государственной культурной политики РФ// По распоряжению от 29.02.2016 URL: http://static.government.ru/media/files/AsA9RAyYVAJnoB uKgH0qEJA9IxP7f2xm.pdf (дата обращения: 22.12.2018)
6. Стратегия национальной безопасности США 2010. URL:http://www.w hitehouse.gov/sites/default /files/rssviewer/nationalsec urity_strategy.pdf (дата обращения 16.02.19)
7. Указ Президента РФ от 8 ноября 2011 г. №1478 «О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации». URL: http://text.document.kremlin.ru/SESSION/PILOT/main.htm (дата обращения: 27.12.2018).
На английском языке
8. Foreign Operation, Export Financing, and Related Programs Appropriations Act. URL:https://www.congress.gov/109/plaws/publ102/PLAW-109publ102.htm(дата обращения 16.02.19)
ЛИТЕРАТУРА
Научные издания
На русском языке
9. Адорно, Т., Хоркхаймер М. «Диалектика просвещения». - СПб.: 1997.
10. Анхольт, С., Хильдрет,Д. Бренд Америка: мать всех брендов. М., 2010
11. Барабаш, В.В. Котеленец, Е.А. Образы России в мире. – М.: Ассоциация исследователей российского общества. 2011.
12. Беньямин, В. «Произведение искусства в эпоху его технического воспроизведения». - М.: 1996
13. Берк, Э. Размышления о революции во Франции и заседаниях некоторых обществ в Лондоне, относящихся к этому событию – Москва// Изд-во: Рудомино. – 1993.
14. Богданов, Е., Зазыкин, В. Психологические основы «Паблик рилейшнз». – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2003.
15. Боголюбова, Н.М. Николаева, Ю.В. Межкультурная коммуникация и международный культурный обмен – СПб.: Издательство «СПбКО» 2009.
16. Бурдье, П. Практический смысл. СПб., 2001.
17. Василенко, И.А. Имиджевая стратегия России в контексте мирового опыта, – М., "Международные отношения" 2013.
18. Внешняя политика России: 2000–2020: в 3-х т. / под общ.ред. И.С. Иванова. М., 2012.
19. Галумов, Э. А. Международный имидж России: стратегия формирования. – М., 2003.
20. Галумов, Э.А. Основы PR.- М., 2005.
21. Галумов, Э.А., Кашлев, Ю.Б. Информация и PR в международных отношениях. – М., 2003.
22. Гоббс, Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского. Соч. в 2т.// Москва// Изд-во: Мысль. – 1991. – Т. 2. Гл. 30.
23. Дроздова, А, Корчемкин, С, Фадеев В. Политическая имиджелогия. - М., 2006
24. Егорова-Гантман, Е.В., Плешаков К.В., Политическая реклама. М., 1999.
25. Зак, Л. А. Западная дипломатия и внешнеполитические стереотипы. – М., 1976.
26. Карцева, Е. Н. Массовая культура в США и проблема личности. М. Наука, 1974.
27. Коваленко, В.И. Современная российская политика.– М: Издательство Московского Университета, 2013.
28. Колчина, А. С. Радио Свобода как литературный проект. Социокультурный феномен зарубежного радиовещания / А. С. Колчина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», – 2-е изд. – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2016.
29. Котлер, Ф., Асплунд, К., Рейн, И., Хайдер, Д. Маркетинг мест. СПб.: Стокгольмская школа экономики, 2005.
30. Культурология: теория и история культуры. За ред. И.И. Тюрменко, А.Д. Горбула./ Киев: Центр учебной литературы, 2004.
31. Липпман, У. Общественное мнение. – М. 2004.
32. Мальков, В.Л. История США 1945 – 1980. Т.4 .М.: 1987.
33. Медведева, Н.Н. Внешнеполитический имидж России в контексте развития отношений с Европейским Союзом. – М., 2008.
34. Михайлова, Л. И. Социология культуры. – М., 1999
35. Най, Дж. Гибкая власть, Новосибирск - Москва, 2006.
36. Наполитан, Дж. Электоральная игра. М., 2002.
37. Оришев, А. – Культурология – М. – 2016.
38. Ортега-и-Гассет, Х. Восстание масс. - М.: 2016.
39. Перелыгина, Е. Б. Психология имиджа. - М., 2002.
40. Платон. «Государство» Книга 7// Спб// Изд-во: Азбука. – 2015
41. Поликарпов, В. Бжезинский: Сделать Россию пешкой. – М, 2011
42. Почепцов, Г. Г. Имиджелогия . – М. : Рефл-бук, 2006
43. Рожков, И.Я., Кисмерешкин, В.Г., Имидж России. Ресурсы. Опыт. Приоритеты М.: РИПОЛ классик, 2008.
44. Селезнев, П.С., Трофимова, Р.П. Культурология: теория и практика.– М, 2014
45. Смирнов, А.Н. Международная идентификация России: взгляд сквозь призму культурного имиджа // Проблемы и перспективные направления политики по формированию образа России за рубежом / Отв.ред. –Данилин И.В. – М.:ИМЭМО РАН, 2008.
46. Ученова, В.В., Гринберг, Т.Э., Конаныхин, К.В., Петрушко, М.В., Шалова, С.А. Реклама: палитра жанров.- М.: Гелла-принт, 2004
47. Фролов, Е.В. Политический имидж институтов государственной власти России: современное состояние и перспективы совершенствования. – М., 2006.
48. Шепель, В. М. Имиджелогия. Как нравиться людям. – М.: Народное просвещение, 2002.
На английском языке
49. Blaney,D. EqualSovereigntyandAfricanstatehood: TragicelementsintheAfricanagendainworldaffaires//CottamM., ChihyuShih (eds.) Contending Dramas: A CognitiveApproachtointernationalorganisation. N.Y. 1992
50. Boorstin, D. The Image. –NY. 1961.
51. Brummett, B. «Rhetorical dimensions of popular culture». Tuscaloosa : University of Alabama Press, 1991.
52. Cottam, M.L., Cottam, R.W. Nationalism and Politics: the Political Behavior of Nation States. Boulder, L. 2001
53. Murgenthau, H, Politics Among Nations: The Struggle for Power and Peace, 4 edition, New York; Knopf 1967.
54. Nye, J.S., Jr. Soft Power: The Means to Success in World Politics. New York: PublicAffairs, 2004
55. Nyе, J. Bound to Lead: The Changing Nature of American Power. – New York, 1990; Soft Power: The Means to Success in World Politics. – Public Affairs, 2004.
56. Pells, R. Not Like US: How Europeans Have Loved, Hated, and Transformed American Culture since World War II. N. Y.: Basic Books, 1997.
57. Postman, N. Amusing Ourselves to Death: Public Discourse in the Age of Show Business. NY.:2005.
Статьи из научных изданий и сборников
На русском языке
58. Аветисян, Э. «Политика России на Ближнем Востоке и ее влияние на международный имидж государства» Актуальные проблемы современных международных отношений, №10, 2017, С. 4-10.
59. Васильева, И. Г., Кашаба, О. Ю. Формирование политического имиджа государства // Вісник Національного університету «Юридична академія України імені Ярослава Мудрого». Серія: Філософія, філософія права, політологія, соціологія. 2012. №2 (12). С. 95 – 99.
60. Гаджиев, К. С. Имидж государства как инструмент культурной гегемонии // Мировая экономика и международные отношения. 2007. № 12. С. 14-15.
61. Давыборец, Е. Н. Формирование имиджей кандидатов в президенты США Дж. Маккейна и Б. Обамы // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. 2009. №7 (62). – С. 34 – 39
62. Дегоев, В. Самоослепление. Новая политическая мифология России. Политический журнал. 4 декабря 2006. №45/46. С. 5.
63. Журова, И.А. Олимпиада в Сочи 2014 // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2014. №2 С.123-128.
64. Задорожный, В. Н. Влияние политического имиджа государства на экономический ростURL: http:// www.elitarium.ru/2007/06/07. (дата обращения: 05.09.2018).
65. Киселев, И.Ю. Образы государств в международных отношениях: механизмы трансформации //Полис. 2003. № 3. С. 52
66. Клюев, А. А., Молодов, О. Б. Реализация имиджевой функции СМИ в контексте внешнеполитических событий 2014 года // Проблемы развития территории. 2015. №2 (76). С. 49 – 53.
67. Козлов, Л. Е. Общественное мнение и внешняя политика Российской Федерации: балканский опыт // Гражданское общество: опыт Запада и Востока: материалы междунар. науч.-практич. семинара. – Владивосток, 2004.
68. Маргелов, Н.А. Образ Барака Обамы в массовой культуре США. URL: https://scienceforum.ru /2016/article/2016026466 (дата обращения: 18.04.2019).
69. Маркушина, Н.Ю., Церпицкая О.Л. Олимпийские и Паралимпийские зимние игры в Сочи, как аспект «Мягкой силы» // Ученые записки университета Лесгафта. 2014. №10 (116). С.89-93.
70. Новикова, Е.Н. Технологии и механизмы формирования имиджа политического лидера // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Общественные науки. 2009. №2. – С. 24 – 28
71. Орлова, Е.Р. Мегапроекты, реализуемые в России, и их внеэкономические экстерналии // Вестник МИЭП. 2014. №1 (14) С.45-52.
72. Толкалов, А. Сущность политического имиджа: отечественный и зарубежный опыт теоретического осмысления // Изв. Сарат. ун-та Нов.сер. Сер. Социология. Политология. 2013. №2. С. 72 -75
73. Хакимова, Е., Альпинов, К. Имидж страны пиаром не поправишь.// Мирновостей№ 38(977), 2012. – С. 34 – 36.
74. Ханов, Г. Сколько стоит регион? // Publicity. №1. 2006.
75. Цветкова, Н. А. Публичная дипломатия США: теории и концепции. Тамбов: Грамота, 2015. № 4 (54): в 2-х ч. Ч. I. C. 186-189.
76. Цветкова, Н. Публичная дипломатия США // Международные процессы. 2015. №3. С. 121-133.
77. Чжао Юймин. Отношения России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона в 2013 году // «Желтая книга: отчет о развитии России в 2014 году», Институт изучения России, Центральной Азии и Восточной Еврпоы Китайской академии общественных наук, под редакцией Ли Юнцюаня, Пекин, 2014. С.203-214.
78. Щитова, Д. Интервью как способ создания имиджа // Вестн. Том.гос. ун-та. Филология. 2012. №4 (20). С 146 – 153
На английском языке
79. Anholt, S. Why Brand? Some Practical Consideration for Nation Branding // Place Branding. 2006. Vol. 2. № 2. P. 97-107
80. Codding,jr. G. A. Broadcasting without barriers – UNESCO, 1959. – URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0013/001331/133159Eo.pdf (датаобращения: 29.03.2019).
81. Codevilla, А., "Political Warfare: A Set of Means for Achieving Political Ends," in Waller, ed., Strategic Influence: Public Diplomacy, Counterpropaganda and Political Warfare (IWP Press, 2008).
82. Dutta-Bergman, M.J. US Public Diplomacy in the Middle East // Journal of Communication Inquiry. 2003., N 2. Р. 14.
83. McFaul, M., Current history, USA. Oct.6.2005. Р. 47.
84. Metzgar, E. T., Lu X. Tweeting the pivot? The United States and PD 2.0 in Northeast Asia // Place branding and public diplomacy. Vol. 11(3). 2012. P. 204-215.
85. Nye, J. Public Diplomacy and Soft Power // Annals of the American Academy of Political and Social Science. 2008. Vol. 616. P. 94-109
86. Payne, M. Olympic Turnaround: How the Olympic Games Stepped Back from the Brink of Extinction to Become the World's Best Known Brand // January 30, 2006 P. 5-12
87. Zaharna, R. S. Mapping Out a Spectrum of Public Diplomacy Initiatives: Information and Relational Communication Frameworks // Routledge Handbook of Public Diplomacy / ed. by N. Snow, Ph. M. Taylor. L. ‒ N. Y.: Routledge, 2009. P. 86-100.
Материалы СМИ
На русском языке
88. Жаркие. Зимние. Твои» - слоган сочи-2014 // Спорт Экспресс URL: http://www.sport-express.ru/olympics/sochi2014/news/526320/ (дата обращения: 07.01.2019)
89. Кемаль, М. Политика России на Ближнем Востоке: от идеологии к прагматизму // ИноСМИ.ру.URL: http://inosmi.ru/politic/20170131/238633876.html(дата обращения: 10.10.2018)
90. Косачев, К. Я вижу как минимум три причины деформации имиджа России на Западе//VIP-PremierURL: http://www.vip-premier.ru/userfiles/file/1-2014/24-29.pdf. (дата обращения: 07.01.2019)
91. Крым: фигуранту дела «Хизбут-Тахрир» предъявили новое обвинение // svoboda.org : интернет-изд. URL: http://www.svoboda.org/a/28441218.html (дата обращения: 26.04.2017).
92. Мировые СМИ о Сочи: Важнейший проект России // ИноСМИURL: http://inosmi.ru/sports/20140129/216995720.html (дата обращения: 07.01.2019)
93. Не будем бойкотировать Олимпиаду // ИноСМИURL: http://inosmi.ru/russia/20130909/ 212776370.html. (дата обращения: 07.01.2019)
94. Путин В. В. Россия и меняющийся мир // Московские новости. URL: http://www.mn.ru/politics/78738(дата обращения: 29.12.2018)
95. Уильямс, Х. России надо дать возможность избавиться от стереотипов прошлого // Гардиан. 21 декабря 2006.
96. Храмчихин А. Россия мстит за унижения 1990-х годов // Независимая газета. 16 мая 2007.
На английском языке
97. China’s Government Increases Internet Control//VOA.URL: https://learningenglish.voanews.com/a/china-increases-internet-control/2630912.html (дата обращения: 01.04.2019)
98. Don’t forget Crimea//The New York Times. URL: https://www.nytimes.com/2014/06/09/opinion/dont-forget-crimea.html (дата обращения: 07.10.2018)
99. Farewell Sochi Russia closes costliest Olympics // The Washington Post URL: https://www.washingtonpost.com/world/olympics/farewell-sochi-russia-closes-costliest-olympics/2014/02/23/a336fe5c-9c8f-11e3-8112-52fdf646027b_story.html?utm_term=.39d87796ba0b(датаобращения: 07.01.2019)
100. NATO faces new Mideast crisis after downing of Russian jet by Turkey// The Washington Post. URL: https:washingtonpost.com-FworldFturkey-downs-russian-military-aircraft-near-syrias-border (дата обращения: 11.10.2018)
101. Russia launches first airstrikes in Syria // CNNURL: http://edition.cnn.com/2015/09/30/politics/russia-syria-airstrikes-isis/index.html (датаобращения: 07.10.2018)
102. Schizophrenic» US foreign policy pushing Arab states toward Russia, Bahrain warns»//The Telegraph. URL: https://www.telegraph.co.uk/news/worldnews/middleeast/10504011/Schizophrenic-US-foreign-policy-pushing-Arab-states-toward-Russia-Bahrain-warns.html (дата обращения: 29.03.2019)
103. Sochi 2014 price tag 'enormous,' but games safe: official// Los Angeles Times. URL: https://www.latimes.com/ct-xpm-2014-01-10-chi-sochi-price-tag-safety-20140110-story.html(дата обращения: 07.01.2019)
104. US tops list of countries with the most «soft power»//TODAY. URL: https://www.todayonline.com/world/us-tops-list-countries-most-soft-power
105. US, South Korea, Japan Plan to Discuss North Korea//VOA. URL: https://learningenglish.voanews.com/a/us-south-korea-japan-plan-to-discuss-north-korea/3086045.html (дата обращения: 01.04.2019)
106. Which Way for US Foreign Policy?//Project Syndicate. URL: https://www.project-syndicate.org/commentary/three-questions-for-us-foreign-policy-by-joseph-s--nye-2015-10?barrier=accesspaylog (дата обращения: 29.03.2019)
На французском языке
107. Russie: fragilisée par les sanctions, Moscoupromeut le «Made in Russia»// Le Parisien. URL: http://www.leparisien.fr/informations/russie-fragilisee-par-les-sanction-moscou-promeut-le-made-in-russia-01-12-2014-4337931.php
108. Sotchi 2014: les 10 flops des JO//l’express. URL: https://www.lexpress.fr/actualite/sport/sotchi-2014-les-10-flops-des-jo_1494086.html (дата обращения: 07.01.2019)
На китайском языке
109. 佐凤荣:有没有普京,俄罗斯都会强硬 (ЦзоФэнжун.С В.В.Путиным или без – Россия все равно будет вести себя решительно) // Хуаньцюшибао, 16.02.2016.
110. 俄罗斯“怂”,还是游戏在继续? (Россия «испугалась, или же игра продолжается?) // Хуаньцюшибао, 27.11.2015.
111. 邱 林:俄罗斯对外的强硬姿态总让中国人感慨 (Цю Линь. Жесткая внешняя позиция России вызывает у китайцев восхищение) // Хэсюньван.URL: http://news.hexun.com/2015-12-13/181162565.html (дата обращения: 07.10.2018).
На испанском языке
112. La herenciagris de Obama// El Pais. URL: https://elpais.com/i nternacional/2013/06/23/actualidad/1372006974_945129.html (дата обращения: 29.03.2019)