ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК ФАКТОР АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ МАГИСТРАТУРЫ ПЕРВОГО КУРСА
|
АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНЕТЛЛЕКТА КАК ФАКТОРА АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ 9
1.1. История изучения эмоционального интеллекта и его основные направления. 9
1.2. Методы измерения эмоционального интеллекта и их применение на практике. 21
1.3. Связь эмоционального интеллекта и адаптации. 28
1.4. Учебная деятельность как специфический вид трудовой. 34
1.5. Личностный адаптационный потенциал и его развитие у студентов вуза.
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 46
2.1. Постановка проблемы исследования цель, задачи, гипотезы исследования. 46
2.2. Описание выборки и процедуры исследования. 48
2.3. Методы и методики исследования. 49
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 57
3.1. Корреляционный анализ исследуемых параметров. 57
3.2. Факторный анализ исследуемых параметров. 72
3.3. Соотнесение теории Д. Гоулмана с факторным анализом. 78
ВЫВОДЫ 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 86
ПРИЛОЖЕНИЯ 92
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНЕТЛЛЕКТА КАК ФАКТОРА АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ 9
1.1. История изучения эмоционального интеллекта и его основные направления. 9
1.2. Методы измерения эмоционального интеллекта и их применение на практике. 21
1.3. Связь эмоционального интеллекта и адаптации. 28
1.4. Учебная деятельность как специфический вид трудовой. 34
1.5. Личностный адаптационный потенциал и его развитие у студентов вуза.
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 46
2.1. Постановка проблемы исследования цель, задачи, гипотезы исследования. 46
2.2. Описание выборки и процедуры исследования. 48
2.3. Методы и методики исследования. 49
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 57
3.1. Корреляционный анализ исследуемых параметров. 57
3.2. Факторный анализ исследуемых параметров. 72
3.3. Соотнесение теории Д. Гоулмана с факторным анализом. 78
ВЫВОДЫ 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 86
ПРИЛОЖЕНИЯ 92
Актуальность исследования. В современной России произошли интенсивные изменения в системе высшего образования, которые требуют от субъектов образовательного процесса гибкого адаптационного потенциала. В первую очередь эта проблема касается студентов, которые обучаются на недавно появившейся ступени образовательной системы – магистратуре. Понятия «эмоционального интеллекта» и «адаптации» рассмотрены в психологической науке уже детально. Тем не менее, взаимосвязи между данными категориями, особенно в определенных сферах деятельности, недостаточно исследованы. В данной работе мы попытались определить взаимозависимость между параметрами эмоционального интеллекта и компонентами адаптации к процессу учебной деятельности студентов - магистрантов первого курса.
Одной из главных задач исследования было выявление корреляций между исследуемыми признаками ЭИ и социально-психологической адаптации у студентов магистратуры первого курса. При поступлении в высшее учебное заведение, студент так или иначе сталкивается с проблемой адаптации. Успешный процесс адаптации напрямую зависит от успешного обучения студента и его становления как будущего специалиста в профессиональной деятельности. Еще Б.Г. Ананьев говорил: «Общее и специальное образование для взрослых выполняет не только техническую и культурную функцию, но и помогает достигать высокого уровня жизнеспособности и жизнестойкости человека. Развивать интеллект и личность, постоянно самообразовываться — огромная сила, которая противостоит инволюционному процессу»[1, с. 32].
Одним из параметров, определяющих познавательный процесс социальных объектов и определения собственного отношения к окружающему миру, является эмоциональный интеллект, который способен создавать условия для успешной коммуникации и взаимодействия с социальной реальностью. В общих чертах, «эмоциональный интеллект - способность индивида эффективно общаться за счет понимания и управления своими эмоциями и эмоциями других людей, умение воспринимать эмоции окружающих людей и возможность влияния на них, а также умение рефлексировать эмоциональные состояния и контролировать интенсивность их проявления»[23, с. 33]. Опираясь на данное определение, можно выделить очевидные адаптивные функции эмоционального интеллекта, однако в современной психологической науке недостаточно эмпирических данных, доказывающих это предположение. Эмоциональный интеллект – способность человека контролировать и понимать эмоции, свои собственные, и чужие [23, с. 31]. К настоящему моменту существуют различные направления к пониманию сути и элементов эмоционального интеллекта ЭИ (J. Mayer, P. Salovey, D.R. Caruso; R. Bar-On; D. Goleman; Д.В. Люсин; И.Н. Андреева; И.И. Ветрова; Е.А. Сергиенко и др.). Однако не существует единого согласованного теоретического концепта об эмоциональном интеллекте, а также, ещё недостаточно изучены связи между ЭИ и социально-психологической адаптацией. В работе был проведен теоретический и методологический анализы данного психологического феномена, а также эмпирическое обоснование существования эмоционального интеллекта как одного из факторов успешной адаптации студентов первого курса магистратуры.
Цель исследования – определить роль эмоционального интеллекта как фактора успешной адаптации студентов магистратуры первого курса.
Далее были определены задачи исследования:
1) Проанализировать основные теоретические и практические подходы к пониманию феномена эмоционального интеллекта.
2) Изучить особенности социально-психологической адаптации студентов первого курса магистратуры с разным уровнем эмоционального интеллекта.
3) Выявить особенности развития адаптационного потенциала у обучающихся по различным специальностям и направлениям подготовки.
4) Выделить основные компоненты эмоционального интеллекта как фактора адаптации студентов магистратуры первого курса.
5) Разработать практические рекомендации по психологическому сопровождению учащихся в вузе.
Объект исследования – студенты магистратуры первого курса СПбГУ.
Предмет исследования – закономерности развития эмоционального интеллекта как адаптационного потенциала студентов в процессе обучения в магистратуре.
Гипотеза исследования:
Общей гипотезой является предположение о взаимосвязи уровня эмоционального интеллекта у учащихся в магистратуре первого курса с успешностью их социально-психологической адаптации.
Частные гипотезы:
1. Студенты с высоким уровнем эмоционально интеллекта успешнее осуществляют процесс социально-психологической адаптации к учебной деятельности.
2. Успешность адаптации взаимосвязана с внутриличностным и межличностым эмоциональным интеллектом.
3. Адаптационный потенциал изменяется неравномерно, что обусловлено системой ценностей и психическими характеристиками.
Теоретико-методологической основой исследования является: теории эмоционального интеллекта и их концептуальные модели (С.П. Деревянко, И.А. Егоров, М. Зайднер, Д.В. Люсин, Дж. Мэттьюс, Е.Л. Носенко, Р.Д. Робертс, Е.А. Сергиенко, D.R. Caruso, D. Goleman, J.D. Mayer, R. Bar-On, P. Salovey); социально-психологический подход к исследованию адаптации личности в социуме (Г.М. Андреева, А.М. Богомолов, А.Г. Маклаков, С.Т. Посохова, В.Н. Мясищев, Т.В. Снегирева, Л.И. Уманский)
Методы исследования: теоретико-методологический анализ научной литературы по тематике диссертации, количественные методы: психодиагностическое тестирование: многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина; «ЭмИн» Д.В. Люсина, Методика «EQ» Н. Холла, Методика диагностики эмоционального интеллекта – МЭИ М.А. Манойловой; Опросник межличностных отношений «ОМО» В.Шутца, анкетирование. Методы математической статистики: были проведены корреляционный и факторный анализы. Для обработки данных использовали компьютерную программу «SPSS Statistics».
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная практическая программа социально-психологической адаптации студентов может быть использована на первых курсах второй ступени высшего образования – магистратуре. Данное исследование помогает в оптимизации и разработке систем адаптации студентов Университета.
Одной из главных задач исследования было выявление корреляций между исследуемыми признаками ЭИ и социально-психологической адаптации у студентов магистратуры первого курса. При поступлении в высшее учебное заведение, студент так или иначе сталкивается с проблемой адаптации. Успешный процесс адаптации напрямую зависит от успешного обучения студента и его становления как будущего специалиста в профессиональной деятельности. Еще Б.Г. Ананьев говорил: «Общее и специальное образование для взрослых выполняет не только техническую и культурную функцию, но и помогает достигать высокого уровня жизнеспособности и жизнестойкости человека. Развивать интеллект и личность, постоянно самообразовываться — огромная сила, которая противостоит инволюционному процессу»[1, с. 32].
Одним из параметров, определяющих познавательный процесс социальных объектов и определения собственного отношения к окружающему миру, является эмоциональный интеллект, который способен создавать условия для успешной коммуникации и взаимодействия с социальной реальностью. В общих чертах, «эмоциональный интеллект - способность индивида эффективно общаться за счет понимания и управления своими эмоциями и эмоциями других людей, умение воспринимать эмоции окружающих людей и возможность влияния на них, а также умение рефлексировать эмоциональные состояния и контролировать интенсивность их проявления»[23, с. 33]. Опираясь на данное определение, можно выделить очевидные адаптивные функции эмоционального интеллекта, однако в современной психологической науке недостаточно эмпирических данных, доказывающих это предположение. Эмоциональный интеллект – способность человека контролировать и понимать эмоции, свои собственные, и чужие [23, с. 31]. К настоящему моменту существуют различные направления к пониманию сути и элементов эмоционального интеллекта ЭИ (J. Mayer, P. Salovey, D.R. Caruso; R. Bar-On; D. Goleman; Д.В. Люсин; И.Н. Андреева; И.И. Ветрова; Е.А. Сергиенко и др.). Однако не существует единого согласованного теоретического концепта об эмоциональном интеллекте, а также, ещё недостаточно изучены связи между ЭИ и социально-психологической адаптацией. В работе был проведен теоретический и методологический анализы данного психологического феномена, а также эмпирическое обоснование существования эмоционального интеллекта как одного из факторов успешной адаптации студентов первого курса магистратуры.
Цель исследования – определить роль эмоционального интеллекта как фактора успешной адаптации студентов магистратуры первого курса.
Далее были определены задачи исследования:
1) Проанализировать основные теоретические и практические подходы к пониманию феномена эмоционального интеллекта.
2) Изучить особенности социально-психологической адаптации студентов первого курса магистратуры с разным уровнем эмоционального интеллекта.
3) Выявить особенности развития адаптационного потенциала у обучающихся по различным специальностям и направлениям подготовки.
4) Выделить основные компоненты эмоционального интеллекта как фактора адаптации студентов магистратуры первого курса.
5) Разработать практические рекомендации по психологическому сопровождению учащихся в вузе.
Объект исследования – студенты магистратуры первого курса СПбГУ.
Предмет исследования – закономерности развития эмоционального интеллекта как адаптационного потенциала студентов в процессе обучения в магистратуре.
Гипотеза исследования:
Общей гипотезой является предположение о взаимосвязи уровня эмоционального интеллекта у учащихся в магистратуре первого курса с успешностью их социально-психологической адаптации.
Частные гипотезы:
1. Студенты с высоким уровнем эмоционально интеллекта успешнее осуществляют процесс социально-психологической адаптации к учебной деятельности.
2. Успешность адаптации взаимосвязана с внутриличностным и межличностым эмоциональным интеллектом.
3. Адаптационный потенциал изменяется неравномерно, что обусловлено системой ценностей и психическими характеристиками.
Теоретико-методологической основой исследования является: теории эмоционального интеллекта и их концептуальные модели (С.П. Деревянко, И.А. Егоров, М. Зайднер, Д.В. Люсин, Дж. Мэттьюс, Е.Л. Носенко, Р.Д. Робертс, Е.А. Сергиенко, D.R. Caruso, D. Goleman, J.D. Mayer, R. Bar-On, P. Salovey); социально-психологический подход к исследованию адаптации личности в социуме (Г.М. Андреева, А.М. Богомолов, А.Г. Маклаков, С.Т. Посохова, В.Н. Мясищев, Т.В. Снегирева, Л.И. Уманский)
Методы исследования: теоретико-методологический анализ научной литературы по тематике диссертации, количественные методы: психодиагностическое тестирование: многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина; «ЭмИн» Д.В. Люсина, Методика «EQ» Н. Холла, Методика диагностики эмоционального интеллекта – МЭИ М.А. Манойловой; Опросник межличностных отношений «ОМО» В.Шутца, анкетирование. Методы математической статистики: были проведены корреляционный и факторный анализы. Для обработки данных использовали компьютерную программу «SPSS Statistics».
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная практическая программа социально-психологической адаптации студентов может быть использована на первых курсах второй ступени высшего образования – магистратуре. Данное исследование помогает в оптимизации и разработке систем адаптации студентов Университета.
Российская школа высшего образования постепенно интегрируется в условия Европейского пространства высшего образования. Магистратура - вторая ступень высшего образования в России набирает всё большую популярность, а в скором времени станет обыденностью. Магистратура может способствовать адаптации студента к будущей профессиональной деятельности, поэтому очень важно создать комфортные условия для обучения с целью стимулирования творческой, практической и научно-методической деятельности студентов. Целью нашей исследовательской работы являлась попытка определить роль эмоционального интеллекта как фактора социально-психологической адаптации студентов магистратуры первого курса, определить компоненты эмоционального интеллекта и их взаимосвязь с адаптивными способностями в рамках учебной деятельности студентов.
В первой теоретической главе мы попытались комплексно изучить феномен эмоционального интеллекта и адаптации, а также сделать акцент на том, что учебную деятельность можно рассматривать как вид трудовой деятельности. Рассмотрев различные теории и модели ЭИ, мы подробно описали методы измерения данного феномена в современной психологической науке. Кроме того, мы подробно рассмотрели понятие личностного адаптационного потенциала и природу его развития.
Вторая глава носит более инструментальный характер. Подробное описание выборки, этапы проведения исследования, цели, задачи и гипотезы исследовательской работы. Особенно важно было аргументировать выбор методик, которые были задействованы в исследовании. Далее следует описание методов, которые были использованы для качественного и количественного анализов.
В третей главе были представлены результаты исследования. Приведенные результаты корреляционного и факторного анализов позволяют сделать вывод, что наши гипотезы нашли свое подтверждение, эмоциональный интеллект – один из главных критериев успешной адаптации студентов магистратуры первого курса и к учебной деятельности в целом.
Результаты, которые мы получили в процессе исследования могут быть использованы как в научной сфере психологии, так и в практической. Практическим итогом нашего исследования стала разработка рекомендаций для успешной социально-психологической адаптации студентов.
В первой теоретической главе мы попытались комплексно изучить феномен эмоционального интеллекта и адаптации, а также сделать акцент на том, что учебную деятельность можно рассматривать как вид трудовой деятельности. Рассмотрев различные теории и модели ЭИ, мы подробно описали методы измерения данного феномена в современной психологической науке. Кроме того, мы подробно рассмотрели понятие личностного адаптационного потенциала и природу его развития.
Вторая глава носит более инструментальный характер. Подробное описание выборки, этапы проведения исследования, цели, задачи и гипотезы исследовательской работы. Особенно важно было аргументировать выбор методик, которые были задействованы в исследовании. Далее следует описание методов, которые были использованы для качественного и количественного анализов.
В третей главе были представлены результаты исследования. Приведенные результаты корреляционного и факторного анализов позволяют сделать вывод, что наши гипотезы нашли свое подтверждение, эмоциональный интеллект – один из главных критериев успешной адаптации студентов магистратуры первого курса и к учебной деятельности в целом.
Результаты, которые мы получили в процессе исследования могут быть использованы как в научной сфере психологии, так и в практической. Практическим итогом нашего исследования стала разработка рекомендаций для успешной социально-психологической адаптации студентов.
Подобные работы
- Психолого-педагогические условия формирования эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2020 - ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В СВЯЗИ С КОГНИТИВНЫМИ СТИЛЯМИ И
САМОРЕГУЛЯЦИЕЙ ЛИЧНОСТИ В ПЕРИОД РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2016 - АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА В ТЕХНИЧЕСКОМ
ВУЗЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В СВЯЗИ С КОГНИТИВНЫМИ СТИЛЯМИ И САМОРЕГУЛЯЦИЕЙ ЛИЧНОСТИ В ПЕРИОД РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2016 - Склонность к виктимному поведению у студентов бакалавриата первого и выпускного курсов обучения
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2022 - Развитие чувственного интеллекта у детей дошкольного возраста (Московский Финансово-Промышленный Университет «Синергия»)
Дипломные работы, ВКР, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
СТУДЕНТОВ ВУЗА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕНИНГОВЫХ
ФОРМ ОБУЧЕНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Исследование конфликтологической компетентности у студентов- психологов
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2021 - Создание условий развития коммуникативных умений у обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в процессе педагогического сопровождения их образования
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2022



