ФОРМИРОВАНИЕ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РАБОТЫ 5
1.1 Понятия «конфликт», «конфликтологическая культура» 5
1.2 Понятие «молодежь» 17
ГЛАВА 2. СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ 25
2.1 Формирование конфликтологической культуры молодежи через трансляцию опыта взрослыми 25
2.2 Формирование конфликтологической культуры молодежи через обучение 30
2.3 Формирование конфликтологической культуры молодежи через практическую деятельность 40
ГЛАВА 3. ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ 48
3.1 Исследование конфликтологической культуры современной российской молодежи 48
3.2 Описание программы формирования конфликтологической культуры и ее использование 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 99
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РАБОТЫ 5
1.1 Понятия «конфликт», «конфликтологическая культура» 5
1.2 Понятие «молодежь» 17
ГЛАВА 2. СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ 25
2.1 Формирование конфликтологической культуры молодежи через трансляцию опыта взрослыми 25
2.2 Формирование конфликтологической культуры молодежи через обучение 30
2.3 Формирование конфликтологической культуры молодежи через практическую деятельность 40
ГЛАВА 3. ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ 48
3.1 Исследование конфликтологической культуры современной российской молодежи 48
3.2 Описание программы формирования конфликтологической культуры и ее использование 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 99
Конфликт пронизывает все сферы жизни общества, каждый человек за свою жизнь много раз являлся участником различных споров, столкновений, противоречий. Современная наука утверждает, что конфликт - это не какой-то сбой, ошибка, с которой нужно бороться, а закономерный социальный процесс, имеющий свою структуру и динамику, который нужен как обществу, так и отдельным его представителям. Именно поэтому так важно понимать как деструктивные, так и позитивные функции конфликта, уметь урегулировать и разрешать их, выбирать конструктивные стили поведения в конфликте и т.д. То есть иметь достаточный уровень конфликтологической культуры.
Уровень конфликтологической культуры влияет на все сферы жизни общества, от семьи и до международных отношений государств. Конфликтологическая культура молодежи - не менее важна, потому что молодежь - это будущее любого общества, а также его энергия и перспектива. И формирование высокого уровня конфликтологической культуры молодежи просто необходимо. Для нашей страны, в которой до сих пор не решены многие сложнейшие проблемы, это так же справедливо. Поэтому изучение данной проблематики является крайне важным.
В научной литературе данная проблема разрабатывается достаточно редко. Конфликт изучают различные науки - конфликтология, социология, психология и некоторые другие. Культуру изучает культурология, история, молодежь - социология молодежи, психология. Однако такое понятие, как «конфликтологическая культура» в науке исследуется нечасто, еще реже изучается конфликтологическая культура у такой специфической социальной группы, как молодежь.
В целом молодежь - понятие неоднородное. Обычно, молодежью называют группу людей от 14 до 30 лет, но в данной работе мы будем исследовать молодых людей от 14 и до 18 лет. Эта возрастная группа является самой младшей, поэтому формирование конфликтологической культуры должно идти в ней наиболее явно и динамично вместе с процессом социализации. Кроме того, эта возрастная группа является еще и наиболее восприимчивой, поэтому формирование конфликтологической культуры в этой группе должно пройти проще и быстрее.
Целью данного исследования является формирование конфликтологической культуры у современной российской молодежи.
Основными задачами работы являются:
1) определение основных понятий, используемых в работе (таких как «конфликт», «молодежь», «конфликтологическая культура» и т.д.),
2) определение основных характеристик конфликтологической культуры,
3) определение основных методов формирования конфликтологической культуры,
4) анализ современной конфликтологической культуры российской молодежи.
5) разработка программы формирования конфликтологической культуры молодежи.
Объектом исследования является конфликтологическая культура российской современной молодежи, предметом - способы формирования конфликтологической культуры у молодых людей в современной России. При написании данной работы использовались как общелогические методы (аналитический метод исследования, затем - синтез полученных данных), так и системный подход, и структурно-функциональный метод.
Уровень конфликтологической культуры влияет на все сферы жизни общества, от семьи и до международных отношений государств. Конфликтологическая культура молодежи - не менее важна, потому что молодежь - это будущее любого общества, а также его энергия и перспектива. И формирование высокого уровня конфликтологической культуры молодежи просто необходимо. Для нашей страны, в которой до сих пор не решены многие сложнейшие проблемы, это так же справедливо. Поэтому изучение данной проблематики является крайне важным.
В научной литературе данная проблема разрабатывается достаточно редко. Конфликт изучают различные науки - конфликтология, социология, психология и некоторые другие. Культуру изучает культурология, история, молодежь - социология молодежи, психология. Однако такое понятие, как «конфликтологическая культура» в науке исследуется нечасто, еще реже изучается конфликтологическая культура у такой специфической социальной группы, как молодежь.
В целом молодежь - понятие неоднородное. Обычно, молодежью называют группу людей от 14 до 30 лет, но в данной работе мы будем исследовать молодых людей от 14 и до 18 лет. Эта возрастная группа является самой младшей, поэтому формирование конфликтологической культуры должно идти в ней наиболее явно и динамично вместе с процессом социализации. Кроме того, эта возрастная группа является еще и наиболее восприимчивой, поэтому формирование конфликтологической культуры в этой группе должно пройти проще и быстрее.
Целью данного исследования является формирование конфликтологической культуры у современной российской молодежи.
Основными задачами работы являются:
1) определение основных понятий, используемых в работе (таких как «конфликт», «молодежь», «конфликтологическая культура» и т.д.),
2) определение основных характеристик конфликтологической культуры,
3) определение основных методов формирования конфликтологической культуры,
4) анализ современной конфликтологической культуры российской молодежи.
5) разработка программы формирования конфликтологической культуры молодежи.
Объектом исследования является конфликтологическая культура российской современной молодежи, предметом - способы формирования конфликтологической культуры у молодых людей в современной России. При написании данной работы использовались как общелогические методы (аналитический метод исследования, затем - синтез полученных данных), так и системный подход, и структурно-функциональный метод.
В начале работы над исследованием было поставлено несколько задач, в результате работы, все эти задачи выполнены и получены следующие результаты:
1. На основании анализа литературы сформулированы авторские определения таких понятий, как «конфликт», «молодежь», «конфликтологическая культура».
2. Были определены основные характеристики конфликтологической культуры и сделан вывод, что конфликтологическая культура - это составная категория, состоящая из нескольких блоков:
• Теоретико-информационный блок.
• Ценностно-смысловой блок.
• Эмоциональный блок.
• Поведенческий блок.
Понятие конфликтологическая культура оказалось близким понятию конфликтологическая компетенция в широком смысле, хотя было отмечено, что часто авторы, говоря о конфликтологической компетентности, делают упор на непосредственную работу с конфликтом, в то время, как конфликтологическая культура - более комплексное понятие.
3. Были определены основные методы формирования конфликтологической культуры молодежи:
А. Формирование конфликтологической культуры молодежи через трансляцию опыта взрослыми. Был сделан вывод, что авторитетные взрослые могут транслировать свой опыт работы с конфликтом и тем самым формировать конфликтологическую культуру молодых людей. Определено, что некоторые блоки данного вида культуры могут формировать специально обученные специалисты по работе с молодежью (в первую очередь учителя) в ходе непосредственной работы с конфликтом
Б. Формирование конфликтологической культуры молодежи через обучение. Было определено, что возможны два подхода к обучению молодежи:
1. Обучение молодежи специалистами. При таком подходе специалисты (конфликтологи, педагоги и т.д.) обучают по специально разработанным программам большие группы молодых людей.
2. Обучение группы молодых людей, которые впоследствии будут сами формировать конфликтологическую культуру молодежи. Этот подход заключается в том, что специалисты обучают небольшую группу специально отобранной молодежи, которые впоследствии сами занимаются формированием конфликтологической культуры других молодых людей (например, через практическую работу по урегулированию конфликтов)
В) Формирование конфликтологической культуры молодежи через практическую деятельность. Было выяснено, что возможно создать некую деятельность, в которой молодые люди будут сталкиваться с конфликтами и им будет необходимо конструктивно их разрешать. При таком подходе конфликтологическая культура, скорее всего, будет формироваться особенно быстро. Примером такой деятельности может быть ученическое самоуправление.
4. Было проведено исследование группы молодых людей, в результате которого выявлено, что у исследованной молодежи присутствует конфликтологическая культура, однако она сформирована достаточно слабо. Кроме того была выявлена неравномерность в развитии различных блоков данного вида культуры.
5. Была разработана программа формирования конфликтологической культуры молодежи, состоящая из 4 тем, разделенных на подтемы.
Программа предназначена для развития всех блоков конфликтологической культуры молодых людей.
Проведенное исследование показало необходимость более глубокого анализа данной темы, дальнейшего изучения и разработки данной проблематики.
1. На основании анализа литературы сформулированы авторские определения таких понятий, как «конфликт», «молодежь», «конфликтологическая культура».
2. Были определены основные характеристики конфликтологической культуры и сделан вывод, что конфликтологическая культура - это составная категория, состоящая из нескольких блоков:
• Теоретико-информационный блок.
• Ценностно-смысловой блок.
• Эмоциональный блок.
• Поведенческий блок.
Понятие конфликтологическая культура оказалось близким понятию конфликтологическая компетенция в широком смысле, хотя было отмечено, что часто авторы, говоря о конфликтологической компетентности, делают упор на непосредственную работу с конфликтом, в то время, как конфликтологическая культура - более комплексное понятие.
3. Были определены основные методы формирования конфликтологической культуры молодежи:
А. Формирование конфликтологической культуры молодежи через трансляцию опыта взрослыми. Был сделан вывод, что авторитетные взрослые могут транслировать свой опыт работы с конфликтом и тем самым формировать конфликтологическую культуру молодых людей. Определено, что некоторые блоки данного вида культуры могут формировать специально обученные специалисты по работе с молодежью (в первую очередь учителя) в ходе непосредственной работы с конфликтом
Б. Формирование конфликтологической культуры молодежи через обучение. Было определено, что возможны два подхода к обучению молодежи:
1. Обучение молодежи специалистами. При таком подходе специалисты (конфликтологи, педагоги и т.д.) обучают по специально разработанным программам большие группы молодых людей.
2. Обучение группы молодых людей, которые впоследствии будут сами формировать конфликтологическую культуру молодежи. Этот подход заключается в том, что специалисты обучают небольшую группу специально отобранной молодежи, которые впоследствии сами занимаются формированием конфликтологической культуры других молодых людей (например, через практическую работу по урегулированию конфликтов)
В) Формирование конфликтологической культуры молодежи через практическую деятельность. Было выяснено, что возможно создать некую деятельность, в которой молодые люди будут сталкиваться с конфликтами и им будет необходимо конструктивно их разрешать. При таком подходе конфликтологическая культура, скорее всего, будет формироваться особенно быстро. Примером такой деятельности может быть ученическое самоуправление.
4. Было проведено исследование группы молодых людей, в результате которого выявлено, что у исследованной молодежи присутствует конфликтологическая культура, однако она сформирована достаточно слабо. Кроме того была выявлена неравномерность в развитии различных блоков данного вида культуры.
5. Была разработана программа формирования конфликтологической культуры молодежи, состоящая из 4 тем, разделенных на подтемы.
Программа предназначена для развития всех блоков конфликтологической культуры молодых людей.
Проведенное исследование показало необходимость более глубокого анализа данной темы, дальнейшего изучения и разработки данной проблематики.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
Дипломные работы, ВКР, философия. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2016 - СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ С ПОЗИТИВНОЙ И НЕОПРЕДЕЛЕННОЙ
ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТЬЮ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Исследование конфликтологической компетентности у студентов- психологов
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2021 - ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ И ИХ ИЗУЧЕНИЕ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОКОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА С НИЗКОЙ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТЬЮ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2018 - ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖНОГО РАБОТНИКА В СФЕРЕ ДОРОЖНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МОЛОДЕЖИ
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2016 - ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ВУЗА НА ЭТАПЕ АДАПТАЦИИ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ВУЗА НА ЭТАПЕ АДАПТАЦИИ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - ФОРМИРОВАНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ КОНФЛИКТНЫХ ДЕСТРУКТИВНЫХ МОЛОДЕЖНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ (НА ПРИМЕРЕ «ГРУПП СМЕРТИ»)
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2018





