Введение 4
Глава 1. Анализ композиционно-графической модели издания как основы его функционирования 8
§1. Определение и структура композиционно-графической модели издания 8
§2. Анализ исторического развития, тематического наполнения и графического оформления российских и зарубежных изданий о компьютерной графике 26
Глава 2. Тематическая концепция и композиционно-графическая модель журнала о компьютерной графике «CGi» 42
§1. Типологические черты и тематическая структура журнала «CGi» 42
§2. Графическое оформление журнала «CGi» 47
§3. Технические характеристики журнала «CGi» 63
Заключение 67
Список используемой литературы 70
Приложения 74
Приложение 1. Выбор формата и построение полосы набора 75
Приложение 2. Оформление зарубежных изданий о компьютерной графике 77
Приложение 3. Оформление российских журналов о компьютерной графике 89
Приложение 4. Элементы композиционно-графической модели журнала «CGi» 92
Приложение 5. Эталонные макеты (типовые развороты) журнала «CGi» 94
Приложение 6. Варианты обложки журнала «CGi» 95
Согласно словарю Oxforddictionaries, компьютерная графика или CGI (Computer-generated imagery) — «специальные визуальные эффекты, созданные с использованием компьютерных программ»1.
Родоначальником компьютерной графики можно считать Айвена Сазерленда, представившего в 1963 году программу Sketchpad («Блокнот») — первую компьютерную программу, позволяющую оператору, незнакомому с программированием, создавать сложные технические чертежи. Являясь простейшим векторным редактором, Sketchpad мог работать с прямыми линиями, дугами, а также некоторыми замкнутыми геометрическими фигурами.2 Однако потребовались ещё десяток лет и резкий скачок в развитии компьютеров, обеспечивший распространение растровых систем, чтобы стало возможным говорить о реалистичной графике. Её путь на большие экраны начался в 1973 году, когда в фильме «Мир дикого запада» был показан первый 2D компьютерный эффект. А уже через три года в его продолжении под названием «Мир будущего» была использована SD-графика. Однако подлинный успех пришёл к SD-графике после успеха фильма «Терминатор-2: Судный день» (1991 год), где один из главных персонажей был смоделирован её средствами.3
Сегодня трудно представить фильм, в котором не применялись бы средства компьютерного моделирования. Кроме того, компьютерная графика прочно вошла во многие другие сферы индустрии: видеоигры, рекламу, архитектуру и дизайн и т.д. Столь широкое распространение рождает потребность в специалистах, способных создавать высококачественный контент. И тем более удивительно, что на данный момент практически не существует качественный печатных СМИ, которые могли бы удовлетворить потребности данной профессиональной аудитории.
Актуальность дипломной работы обусловлена двумя факторами: во- первых, сейчас не только в России, но и в мире практически не существует изданий о компьютерной графике, обладающих не только тематическим разнообразием, но и качественным графическим оформлением.
Во-вторых, наблюдается острая нехватка материалов по компьютерной графике на русском языке. Распространение персональных компьютеров и рост их мощностей позволил не только крупным студиям, но и отдельным специалистам и мелким компаниям заниматься компьютерной графикой, что обеспечило рост количества специалистов. Несмотря на это, до сих пор не существует специализированных ресурсов, которые позволяли бы русскоязычному сегменту CG-сообщества получать информацию о состоянии индустрии, а также предоставляли бы качественные обучающие материалы. При этом существование таких сайтов, как Perevodvsem.ru4, специализирующихся на переводе зарубежных курсов на русский язык, указывает на потребность в подобных материалах.
Новизна работы заключается в создании нового издания для специалистов в области компьютерной графики, обладающего проработанной тематической концепцией и уникальным графическим оформлением. Кроме того, нам не удалось найти материалов, посвящённых исследованию зарубежных и российских журналов о компьютерной графике, что позволяет говорить о новизне подобного исследования.
Объектом исследования стало тематическое наполнение и дизайн журналов о компьютерной графике, существующих на российском и зарубежном рынке.
Предмет исследования — тематическая концепция и композиционно-графическая модель журнала для специалистов в области компьютерной графики «CGi».
Цель работы — создать тематическую концепцию и композиционно-графическую модель журнала для специалистов в области компьютерной графики.
В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи:
• рассмотреть структуру композиционно-графической модели и её роль в функционировании издания;
• рассмотреть историю развития, тематическое разнообразие и графическое оформление российских и зарубежных журналов о компьютерной графике;
• на основе исследованного материала разработать тематическую концепцию журнала о компьютерной графике «CGi»;
• на основе исследованного материала разработать композиционно-графическую модель журнала о компьютерной графике «CGi» и определить его технические характеристики.
Теоретическая база исследования представлена, в первую очередь, изданиями, рассматривающими структуру композиционно-графической модели (Галкин С. И., Мясников Ю. Н., Мясников И. Ю., Сундуков А. С. и др.), а также отдельные её части: формат издания (Чихольд Я., Шульц Д. и др.) подбор шрифтов (Феличи Дж., Рудер Э., Королькова А. и др.), проектирование модульных сеток (Хёрлберт А., Элам К., Лаптев В. и др.) и т.д. Также мы использовали литературу, посвящённую базовым вопросам визуального восприятия (Арнхейм Р., Иттен И. и др.). Кроме того, при необходимости мы обращались к источникам из других сфер, таких как экономика (Вартанова Е. Л.), история компьютерной графики (Соловьева В.В., Риккитт Р. и др.) и т.д.
Методы исследования: структурно-функциональный анализ и сопоставительный анализ для исследования эмпирической базы, конструирование для работы над практической частью.
Эмпирическая база исследования: российские издания о компьютерной графике «Render Magazine» и «Magic CG»; иностранные издания о компьютерной графике «CGW», «3D World», «3D Artist», «3D Creative», «Digital Production». Для анализа используются номера за 2016 год. В случае, если их использование невозможно, автор оставляет за собой право обращаться к более ранним выпускам.
Апробация: рецензия от представителя индустрии.
Структура работы: исследование включает введение, две главы (включающие два и три параграфа соответственно), заключение, список использованной литературы и 6 приложений.
Список использованной литературы включает 60 наименований.
В современном обществе с его дифференциацией товаров и услуг основной задачей для многих СМИ становится не охват как можно большей, массовой аудитории, а поиск своего узкого сегмента. При этом одним из главных факторов привлечения целевой аудитории становится оформление издания, его фирменный стиль, а лучшим способом его сохранения — продуманная композиционно-графическая модель. Соблюдение зафиксированных в ней правил позволяет добиться единого стиля даже в том случае, если над оформлением разных номеров (а также разных материалов внутри одного номера) работают разные дизайнеры и верстальщики.
Однако сохранение внешнего вида издания — не единственная функция, которую выполняет его модель. Зафиксированная в ней тематическая структура способствует созданию системы рубрик, благодаря которой аудитория может сформировать чёткие ожидания по поводу каждого нового номера издания. Что касается редакции, наличие композиционно-графической модели позволяет её отделам работать параллельно. В частности, зная темы материалов и характер используемых в них изобразительных материалов, фотографы и иллюстраторы могут начинать работу ещё до готовности текстов. Наличие сохранённых в памяти программы темплейтов и стандартных операций оформления позволяет оптимизировать процесс работы над вёрсткой издания, что также уменьшает временные затраты на подготовку номера.
Для анализа композиционно-графических моделей изданий о компьютерной графике нами были использованы как российские, так и зарубежные журналы. Рассмотрев их тематику и оформление, мы пришли к нескольким выводам. Во-первых, рынок отечественных изданий о компьютерной графике развит крайне слабо. На нём не существует ни одного печатного журнала, а электронные варианты, распространяющиеся в формате pdf, имеют плохо проработанную тематическую структуру. Кроме того, они нацелены не только на специалистов в области компьютерной графики, но и на цифровых художников, что размывает рамки аудитории. И, наконец, подобные издания обладают небольшим объёмом, что не позволяет охватить все вопросы, интересные читателям.
Что касается зарубежных журналов, они также далеко не всегда имеют продуманную модель. В частности, лишь три из пяти рассмотренных нами изданий обладают хорошо просматриваемой системой рубрик, сохраняющейся на протяжении всех номеров. Графическое оформление большей части журналов также имеет существенные недочёты. При этом лишь одно издание обладает как проработанной тематической структурой, так и высококачественным дизайном.
Результаты проведённого нами анализа легли в основу разработки модели журнала о компьютерной графике «CGi». Поскольку конкурентами издания на российском рынке становятся, в первую очередь, интернет-сайты, основной фактор его конкурентоспособности — публикация качественных аналитических и обучающих материалов. Тематическая структура журнала выстроена таким образом, чтобы охватить все темы, которые могут быть интересны аудитории.
В основу графического оформления журнала легла необходимость выделить его из ряда изданий, существующих в смежных сферах — к примеру, в сфере графического дизайна. Решением этой задачи стало использование различных приёмов, позволяющих создать на страницах журнала «третье измерение». При этом основным критерием их применения является уместность: все «объёмные» элементы в журнале выполняют ту или иную функцию, от организации материала на развороте до создания уникальной системы навигации.
Что касается прочих зафиксированных в композиционно-графической модели характеристик оформления журнала (используемых шрифтов, модульной сетки и т.д.), они способствуют такому оформлению материала, при котором он легко воспринимается.
Последнее, на чём мы остановились — технологические характеристики издания. Главным критерием их выбора стала возможность получить качественную печать тиража, позволяющую сохранить привлекательный вид иллюстраций и хорошую удобочитаемость текста.
В целом, созданная нами модель издания отвечает запросам аудитории как на тематическом, так и на графическом уровнях.
1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974.
2. Вартанова Е. Л. Основы медиабизнеса: учеб. пособие для студентов вузов. М. 2009.
3. Васильев С. Л. Форма периодического издания как ориентирующая система: структурный и функциональный анализ: автореферат дис. ... докт. филол. наук. URL: dissers.ru/avtoreferati-dissertatsii-filologiya/a122.php. Доступен 19.05.2017.
4. Вилсон Л. А. Что полиграфист должен знать о бумаге. М., 2005.
5. Водчиц С. С. Эстетика пропорций в дизайне: Система книжных пропорций. М., 2005.
6. Выбор конфигурации компьютера для 3D (2D) графики. URL: 3dyu-riki.com/2010/10/31/vybor-konfiguracii-kompa-dlya-3d-grafiki/. Доступен 16.05.2017.
7. Галкин С. И. Художественное конструирование газеты и журнала. М., 2005.
8. Гордон Ю. Книга про буквы от Аа до Яя. М., 2006.
9. ГОСТ 5773-90. Издания книжные и журнальные: Форматы. URL: gostrf.com/normadata/1/4294823/4294823386.pdf. Доступен 16.05.2017.
10. Журнал Render Magazine. URL: render.ru/download/. Доступен 15.05.2017.
11. Иттен И. Искусство формы: Мой форкурс в Баухаузе и других школах. М., 2007.
12. Иттен И. Искусство цвета. М., 2004.
13. Кандинский В. О духовном в искусстве. Л., 1989.
14. Кнабе Г. А. Энциклопедия дизайнера печатной продукции. URL: hi- edu.ru/e-books/xbook870/01/part-004.htm#i775. Доступен 20.05.2017.
15. Кричевский В. Типографика в терминах и образах. М., 2000.
...