Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Правовая защита конкуренции при осуществлении торговой деятельности

Работа №132046

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юридическая психология

Объем работы52
Год сдачи2019
Стоимость4295 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
83
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Правовой статус субъектов торговой деятельности 8
1.1. Понятие и особенности правового статуса хозяйствующих субъектов в торговой деятельности 8
1.2. Особенности нормативно-правового закрепления правового статуса хозяйствующих субъектов торговой деятельности с точки зрения существующей терминологии 12
1.3. Анализ подходов к классификации субъектов торговой деятельности 17
Глава 2. Особенности исполнения требований торгового законодательства 19
2.1. Общая характеристика новелл, содержащихся в ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"
2.2. Особенности формирования правотношений между торговыми сетями и их контрагентами при соблюдении требований законодательства о защите конкуренции
2.3. Особенности заключения и исполнения договоров при осуществлении торговой деятельности 26
2.4. Условия возникновения ответственности при исполнении обязательств в торговой деятельности с нарушением антимонопольного законодательства……………………………………………………………37
Глава 3. Особенности квалификации нарушений антимонопольных правил в сфере антимонопольного законодательства при осуществлении торговой деятельности ..39
3.1. Особенности квалификации нарушений антимонопольных правил в сфере антимонопольного законодательства при осуществлении торговой деятельности коллегиальными органами Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации 39
3.2. Анализ судебной практики нарушений антимонопольных правил в сфере антимонопольного законодательства при осуществлении торговой деятельности
Заключение
Список использованных источников 49


Актуальность темы: государственное регулирование торговой деятельности является важным правовым инструментом регулирования экономических отношений, в связи с чем необходимо воздействие на экономический рынок, основанное на упорядочении отношений в данной сфере, выстраивание «здоровой» конкурентной среды, а также создание недискриминационной системы реализации товаров и услуг.
Актуальность темы объясняется, в том числе, вступлением в силу с 1 февраля 2009 года Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" от 28.12.2009 N 381-ФЗ (Далее – «Закон о торговле») , который как раз таки направлен на упорядочение отношений, связанных с организацией торговой деятельности на территории Российской Федерации в целях создания прозрачного и предсказуемого порядка осуществления торговой деятельности, устранение недобросовестных практик и давления на контрагентов со стороны торговых сетей и поставщиков, а также на устранение излишних административных барьеров в торговле, поддержки малого и среднего бизнеса в сфере торговли и производства продовольственных товаров. Кроме того, осуществление торговли должно происходить с учетом соблюдения норм, направленных на совершенствование антимонопольного регулирования и развитие конкуренции на рынке услуг розничной торговли.
Характер влияния государства на конкурентоспособность торговых организаций (в совокупности образующих торговую отрасль) определяется созданием им условий для развития конкурентной среды, стимулированием конкурентоспособности розничной торговли (и торговых сетей, в частности) посредством следующих организационно-экономических мер:
- проведения налоговой, финансовой, научно-технической, кредитно-денежной политики;
- разработки и применения в практической деятельности нормативно-правовой базы (федеральных законов, лицензирование отдельных видов деятельности, получение сертификатов качества и т. д.);
- разработки Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2010-2015 гг. и период до 2020 г., и реализация ее задач в регионах РФ.
Реализация государством вышеприведенных направлений экономической политики сглаживает циклические колебания, воздействует на потребительский и инвестиционный спрос, поддерживает развитие приоритетных направлений в науке и технике, уменьшает налоговое бремя в период экономических спадов, развивает отечественную банковскую сферу и т.д.
В настоящее время остро стоит проблема, вызванная необходимостью освещения вопросов, связанных с определением научно-практического значения защиты добросовестной конкуренции и её ограничений на товарных и финансовых рынках. Это обусловлено тем, что на текущем этапе развития рынка конкурентные отношения формируют одну из наиболее острых и дискуссионных проблем в законодательстве, доктрине и правоприменительной практике. Формирование конкурентного законодательства связано с состоянием рыночных отношений и не имеет давней истории, что и объясняет нынешний процесс разработки научно-практических проблем конкурентного права.
Учитывая то обстоятельство, что сфера торговли является одной из значительных составляющих экономики Российской Федерации, она при этом во многом является саморегулируемой, и, несмотря на это, рыночные механизмы регулирования данной сферы не могут полностью обеспечить соответствие интересов бизнеса и потребителей. Именно поэтому первостепенное значение играет роль государственного регулирования в области торговой деятельности, совершенствование законодательной базы в связи с появлением новых методов, форматов торговли и изменением отраслевой нормативно-правовой базы. Соответственно, нормативно-правовое регулирование подлежит внимательному изучению, детальному анализу, выявлению пробелов на уровне правоприменения и выстраиванию путей и способов разрешения возникающих на практике вопросов.
Научная проблема: Невозможность создания единого нормативно-правового акта на уровне закона, охватывающего весь сложный комплекс отношений в сфере правового обеспечения торговли в Российской Федерации, обусловливает более тщательную проработку данного вопроса, в частности, на уровне проведения кодификации торгового законодательства, которое бы привело к ликвидации существующих пробелов в нормативно-правовом регулировании торговых отношений, повышении социальной значимости торговли, систематизации торгового законодательства.
Состояние теоретической разработанности темы: В настоящее время количество исследований, посвящённых рассмотрению научной проблемы правового регулирования защиты конкуренции при осуществлении торговой деятельности, не соответствует бесспорной значимости рассмотрения научной проблемы. Тем не менее, стоит отметить отдельные научные труды, посвящённые выявлению проблем, связанных с антимонопольным регулированием торговой деятельности таких учёных как Попондопуло В.Ф., Еременко В.И.; Никоноров С.Ю.; Лескова Ю.Г., Григорян В.С.
Объект исследования: общественные отношения, возникающие в связи с регулированием торговых отношений законодательством о защите конкуренции.
Предмет исследования: нормы антимонопольного законодательства и законодательства о защите конкуренции, регулирующие отношения, возникающие в сфере торговой деятельности.
Цель (цели) исследования: выявление особенностей осуществления торговой деятельности с соблюдением требований норм Закона о защите конкуренции, исследование конкретных проблем в области правового регулирования законодательства о защите конкуренции в сфере торговой деятельности, исследование способов выработки путей и средств решения выявленных проблем на практике.
Задачи исследования:
1. Дать характеристику уровня законодательного регламентирования отношений, возникающих в сфере торговой деятельности с точки зрения воздействия на них норм Закона о защите конкуренции.
2. Рассмотреть и охарактеризовать правовой статус субъектов торговой деятельности, определить подходы к классификации субъектов торговой деятельности и дать оценку правовой определенности ныне действующей терминологии.
3. Дать общую характеристику новелл в правовом регулировании торговой деятельности, проанализировать их эффективность с точки зрения правоприменительной практики.
4. Рассмотреть особенности исполнения требований торгового законодательства в части выстраивания правоотношений между хозяйствующими субъектами на этапе заключения, исполнения договоров, а также несения ответственности за нарушение требований Закона о защите конкуренции.
5. Детально осветить одну из актуальных проблем правового регулирования и правоприменительной практики, а именно, касающуюся дискриминационных условий доступа к товарному рынку.
6. Рассмотреть особенности квалификации нарушений антимонопольных правил в сфере антимонопольного законодательства при осуществлении торговой деятельности коллегиальными органами ФАС, а также судебную практику рассмотрения такого рода дел.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Резюмируя проведенный анализ отношений, осуществляемых в сфере торговой деятельности с рассмотрением их особенностей с точки зрения соблюдения норм Закона о защите конкуренции, следует обратиться к позиции Конституционного Суда РФ , который истолковывая положения ст. ст. 8 и 34 Конституции, отметил, что из них вытекает обязанность государства по поддержке конкуренции и пресечению монополистической деятельности, обязанность (и право) государства: предусматривать меры, обеспечивающие поддержку конкуренции, создавать условия для эффективного функционирования товарных рынков, противодействовать недопущению, ограничению, устранению конкуренции со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов и организаций, не допускать экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Представляется важным подытожить значимость введения Закона о торговле, как дающего возможность расширить антимонопольное регулирование деятельности торговых сетей, определенных законодательством. В целом, все условия в отношении защиты конкуренции, определенные данным законом, можно разделить на регулирование поведенческих условий и регулирование экономической концентрации. Так, ст. 13 определяет:
– необходимость создания всеми торговыми сетями недискриминационных условий доступа на товарный рынок контрагентов;
– условия по ограничению возможностей входа и выхода с рынка;
– недопустимость взимания платы за поставки в розничные сети;
– ограничения навязывания условий о снижении цены на товар;
– информирование об условиях отбора контрагентов;
– а также ограничения горизонтальных соглашений с конкурентами.
То есть фактически все данные положения закона соответствуют ст. 10 Закона «О защите конкуренции» – злоупотребление доминирующим положением.
Таким образом, Закон о торговле представляет собой первый шаг на пути к прозрачности рынка и возможности его антимонопольного контроля. Однако нельзя не обратить внимание на затронутые в данной работы проявления недоработок законодательного регулирования и как следствие возникновение вызванных ими неясностей в сфере практического применения, которые подлежат устранению путем более подробной регламентации имеющихся правоотношений. Кроме того, актуальным представляется вопрос, связанный с реализацией компетенции антимонопольного органа в области защиты конкуренции. Так, возможным вариантом нивелирования такой правовой неопределенности в части разъяснений и рекомендаций по применению антимонопольного законодательства может быть установление их нормативного характера с одновременным законодательным детальным определением порядка их применения.



1) Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" от 28.12.2009 N 381-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс»;
2) Федеральный закон "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс»;
3) Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 05.05.2014) //СПС «КонсультантПлюс»;
4) Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29.07.1998 N 135-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс»;
5) Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (принят ГД ФС РФ 27.09.2002) (ред. от 12.03.2014) // СПС «КонсультантПлюс»;
6) "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СПС «КонсультантПлюс»;
7) Федеральный закон "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" от 30.12.2009 N 384-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс»;
8) "ГОСТ Р 51303-99. Государственный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения" (утв. Постановлением Госстандарта России от 11.08.1999 N 242-ст) // СПС «КонсультантПлюс»;
9) Федеральный закон от 03.07.2016 N 273-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"// СПС «КонсультантПлюс»;
10) Федеральный закон от 21.11.2011 N 327-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об организованных торгах" // СПС «КонсультантПлюс»;
11) Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 03.07.2016 N 264-ФЗ// СПС «КонсультантПлюс»;
12) "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.05.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.05.2019) // СПС «КонсультантПлюс».


Судебная практика:
13) Определение Верховного Суда Российской Федерации от 17.08.2015 N 303-КГ15-10560 // СПС «КонсультантПлюс»;
14) Постановление Арбитражного суда Московской области от 27.04.2016 по делу N А40-79025/14 // СПС «КонсультантПлюс»;
15) Постановление Арбитражного суда Московской области от 25.08.2015 по делу N А40-139013/2014 // СПС «КонсультантПлюс»;
16) Постановление девятого арбитражного апелляционного суда от 6 июня 2017 г. №09ап-11013/2017 // СПС«КонсультантПлюс»;
17) Определение Верховного Суда Российской Федерации от 17.08.2015 N 303-КГ15-10560 // СПС «КонсультантПлюс»;
18) Постановление Арбитражного суда Московской области от 27.04.2016 по делу N А40-79025/14 // СПС «КонсультантПлюс»;
19) Обзор практики применения антимонопольного законодательства коллегиальными органами ФАС России (за период с 5 января 2016 года по 1 июля 2018 года), утверждённом протоколом Президиума ФАС России от 03.10.2018 № 10 // СПС «КонсультантПлюс»;
20) Определения Конституционного Суда Российской Федерации: от 16 ноября 2000 г. N 237-О, от 3 апреля 2012 г. N 630-О // СПС «КонсультантПлюс»;
21) Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 июня 2009 г. N 11-П // СПС «КонсультантПлюс»;
22) Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17 января 2013 г. N 1-П // СПС «КонсультантПлюс»;
23) Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 31 мая 2005 г. N 6-П // СПС «КонсультантПлюс».

Монографии, учебники, учебные пособия:
24) Серова О.А. Классификация юридических лиц: Монография. М.: ИГ "Юрист", 2009. С. 54.;
25) Беляева О.А. Коммерческое право России: Учеб. для вузов. М., 2014. С.119.;
26) Габов А.В. Баланс конституционных принципов свободы экономической деятельности и социального государства (на примере правовых позиций Конституционного Суда) // Сб. науч.-практ. ст. II Междунар. науч.-практ. конф. "Актуальные проблемы предпринимательского и корпоративного права в России и за рубежом" (22 апр. 2015 г.). М., 2015.;
27) Лаптев В.В. Субъекты предпринимательского права: Учеб. пособие. М., 2003. С. 22.

Диссертации, авторефераты диссертаций:
28) Смирнова О.О., Богданов Д.Д. Антимонопольное регулирование и отраслевое законодательство: опыт взаимодействия на примере рынка розничной торговли. // Экономика вчера, сегодня, завтра. - 2010 г. - №2. - 77-90 с.

Публикации в периодических изданиях:
29) Руденко Е.Ю., Усенко А.С. Понятие и правовое регулирование электронной торговли // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2015. N 111. С. 708.;
30) Городов О.А. Купля-продажа (поставка) электроэнергии и энергоснабжение на розничных рынках электроэнергии // Актуальные проблемы науки и практики коммерческого права: Сб. науч. ст. / Под ред. В.Ф. Попондопуло, Д.Ф. Нефедова. М., 2007. Вып. 6. С. 109.;
31) Еременко В.И. Правовое регулирование торговой деятельности в Российской Федерации // Законодательство и экономика. 2011. N 2. С. 21 - 26.;
32) Никоноров С. Ю. Некоторые особенности экономической концентрации в области торговой деятельности в Российской Федерации/ С. Ю. Никоноров. //Закон. -2016. - № 4. - С. 136 – 142.;
33) Григорьева О.А. Правовое регулирование естественных монополий: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2003. С. 6, 15; Оводов А.А. Административно-правовое регулирование антимонопольной деятельности в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012. С. 8.;
34) Егорова М.А. Некоторые проблемы недействительности сделок, нарушающих требования антимонопольного законодательства / Конкуренция в рыночной экономике: пределы свободы и ограничений: монография / А.В. Габов, Е.Е. Никитина, С.А. Синицын и др.; отв. ред. А.В. Габов. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, ИД. «Юриспруденция», 2016. 384 с. § 2. главы 6. (1 п.л.). С. 328-345.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ