Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОНКУРЕНЦИИ В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ И РОССИИ

Работа №65014

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

трудовое право, право соц.обеспечения

Объем работы125
Год сдачи2018
Стоимость4000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
261
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Характеристика института «конкуренции» в Латинской Америке.... 9
1.1. История развития законодательства о конкуренции на товарных рынках
в Латинской Америке 9
1.2. Правовое значение Андского сообщества Наций (КАН) в сфере
регулирования конкуренции на товарных рынках Латинской
Америки 12
1.3. Карибская ассоциация свободной торговли 24
Глава 2. Правовая природа конкуренции в Российской Федерации 36
2.1. Понятие конкуренции и ограничения монополистической деятельности по
законодательству Российской Федерации 36
2.2. Нормативно-правовое регулирование конкуренции и ограничения
монополистической деятельности в Российской Федерации 53
2.3. Роль антимонопольного органа в защите конкуренции 59
Глава 3. Особенности правового регулирования конкуренции и ограничения монополистической деятельности в Латинской Америке и России 76
Заключение 91
Список использованной литературы 96

Актуальность темы исследования. Переход к рыночной экономики в России и Латинской Америке предполагает государственную поддержку конкуренции, ограничение монополистических тенденций,
воспрепятствование недобросовестной конкуренции и, соответственно, построение эффективной системы органов по осуществлению государственного антимонопольного регулирования.
Объективные процессы рыночной экономики, связанные с концентрацией, монополизацией производства и рынка, заставили встать на путь антимонопольной регламентации, практически все промышленно-развитые страны мира.
Антимонопольное регулирование сегодня является одной из наиболее сложных сфер правого регулирования. Для решения насущных и стратегических проблем окончательного выхода из экономического и социального кризиса в странах Латинской Америки, достижения стабильного экономического роста правовое регулирование предпринимательских отношений должно в большей степени отражать объективную значимость рыночной конкуренции.
В России, начиная с 1990 г. экономическая ситуация в стране потребовала проведения государственной антимонопольной политики, направленной, прежде всего, на создание благоприятных условий для развития реальной конкуренции.
Антимонопольное законодательство Российской Федерации все еще недостаточно эффективно воздействует на экономические процессы в стране. Это объясняется и тем, что в России и Латинской Америке только сейчас начинается глубокое изучение многогранной и сложной проблематики антимонопольного регулирования. Поэтому проблемы осуществления государственного антимонопольного регулирования и организации системы органов антимонопольного регулирования носят разрозненный, несистемный характер.
Однако недостаточно высокая результативность государственного антимонопольного регулирования в Латинской Америке не может не отражаться на ходе экономической реформы и вызывать особую озабоченность органов законодательной и исполнительной властей. Все еще не налажен должный, эффективный контроль государства за концентрацией собственности и ресурсов в целях монополизации рынка.
Государство в настоящее время не полностью использует возможности своих властно-распорядительных полномочий по созданию условий для действий другой своеобразной принудительной силы - конкуренции на рынке. Лишь сложение двух таких качественно различных сил дает эффект цивилизованной рыночной экономики.
Необходимо отметить параллелизм и противоречивость в деятельности Министерства РФ по антимонопольной политики и поддержке предпринимательства и его территориальных органов, других министерств и ведомств.
В целом, деятельность органов государственного антимонопольного регулирования все еще недостаточно эффективна.
Трудности, с которыми неизбежно сталкиваются антимонопольные органы характерны не только для России, но и для Латинской Америки, в которой рыночные отношения находятся в стадии своего формирования, но и для стран.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе регулирования конкуренции в Латинской Америке и России.
Предмет исследования составляют законодательство стран Латинской Америки и нормы российского предпринимательского законодательства, направленные на защиту конкуренции, анализ существующих в юридической науке различных взглядов и теорий ученых-цивилистов на антимонопольное регулирование предпринимательских отношений.
Целью исследования является всесторонний анализ и систематизация нормативного, теоретического и практического материала, связанного с регулированием конкуренции в Латинской Америке и России.
Для достижения указанной цели в рамках проведения магистерского исследования предполагается решить следующие задачи:
- изучить историю развития законодательства о конкуренции на товарных рынках в Латинской Америке;
- определить правовое значение Андского сообщества Наций (КАН) в сфере регулирования конкуренции на товарных рынках Латинской Америки;
- определить правовой статус Карибской ассоциации свободной торговли;
- исследовать Центрально-американский общий рынок (ЦАОР);
- раскрыть понятие конкуренции и ограничения монополистической деятельности по законодательству Российской Федерации;
- рассмотреть нормативно-правовое регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности в Российской Федерации;
- изучить роль антимонопольного органа в защите конкуренции;
- предложить пути и способы правового регулирования конкуренции и ограничения монополистической деятельности в Латинской Америке и России.
В качестве гипотезы исследования можно указать, что обобщение изучаемых материалов приводит к уяснению проблем правового регулирования конкуренции по законодательству Российской Федерации, и как следствие, к выявлению существенных особенностей правоотношений, связанных с его функционированием, а также к выработке предложений по их совершенствованию.
Нормативная основа исследования. Положения и выводы выпускной квалификационной работы основываются на изучении норм Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ и др.
Теоретическая основа исследования. Основополагающие идеи по теории конкуренции сформулированы в работах А.Смита (основы модели совершенной конкуренции), К.Маркса (закон и механизм конкуренции), А.О.Курно, Ф.Эджуорта (формально-логический анализ моделей конкуренции), Дж.Робинсон, Э.Чемберлина (теория несовершенной конкуренции), Ф.Хайека, Й.Шумпетера (роль конкуренции в процессе экономического развития), В.Ойкена, Л.Эрхарда (конкурентная политика государства) и др.
В работах названных исследователей нашли отражение отдельные теоретические положения конкуренции на рынке труда, в частности, обосновано наличие неконкурирующих групп на данном рынке, формализованы его конкурентные модели. Значимый вклад в обобщение и развитие этих положений внесли современные зарубежные ученые: Р.Барр, С.Брю, К.Макконнелл, П.Самуэльсон, Р.Смит, С.Фишер, Р.Эренберг и др.
На защиту выносятся следующие положения и выводы:
1. Контроль за «экономической концентрацией» как инструмент администрирования в различных юрисдикциях, имеет универсальную правовую природу и направлен на установление, поддержание и всемерную защиту конкуренции.
2. Системнообразующим звеном в формировании рынка совершенной конкуренции Латинской Америки стало принятие Решения 608, которое формально легитимировало правовые отношения в сфере торговли на рынках Латинской Америки, определило правовой статус субъектов регулирования и создало доверительные отношения между властью и участниками рынка.
3. Протокол является центральным инструментом регулирования конкуренции на рынке МЕРКОСУР: он подразумевает создание и функционирование Комитета по защите конкуренции.
4. Карибская ассоциация свободной торговли было создана Договором Чакуарамас в 1973 году. Карибская Ассоциация была создана с целью регулирования конкуренции и защиты прав потребителей действиями Комиссии компетенции сообщества.
5. Становления института совершенной конкуренции и защиты прав потребителей в Центральной Америке проходило планомерно и поэтапно. Правовой предпосылкой к его созданию являлось утверждение Общего договора об экономической интеграции в Центральной Америке. Важно подчеркнуть, что ключевым моментом являлось создание Рабочей группы по конкурентной политике, направленной на координацию и защиту свободной конкуренции экономических агентов региона.
6. Конкуренция представляет собой обязательное условие развития рыночной экономики, способствуя регулированию экономической деятельности без применения административного принуждения, что дает возможность предпринимателям достигнуть увеличения прибыли. Данные обстоятельства указывают на несомненное преимущество экономики, основанной на конкуренции субъектов предпринимательства.
Теоретическая значимость работы. Исследование правового регулирования конкуренции в Латинской Америке и России, теоретический и эмпирический анализ проблем правого регулирования конкуренции в данных странах является перспективным научным вектором, дополняющим и расширяющим законодательство России и Латинской Америки.
Значимость данного вектора определяется необходимостью достижения максимального эффективности, а также правовой гармонии юридических норм, определяющих правовое регулирование конкуренции.
Концептуальное исследование, проведенное автором, и сформулированные по его итогам теоретические выводы, могут служить материалом для возможного дополнения теории предпринимательского права, способствовать совершенствованию современного правового регулирования конкуренции.
Методологическая основа исследования. Методологической основой работы является общенаучные и специальные методы научного исследования.
Методы диалектики и научной абстракции были использованы при обобщенные научных подходов трактовки сущности понятия «конкуренция» и «антимонопольное законодательство». Основу методологии исследования составил всеобщий диалектический метод познания общественных явлений, а также вытекающие их него частнонаучные методы: анализа и синтеза, дедукции и индукции и др. Помимо этого при подготовке исследования использовались специальные юридические методы.
Практическая значимость исследования состоит в тех выводах и рекомендациях, которые содержатся в работе и могут быть использованы в процессе совершенствования правового регулирования конкуренции, концептуальных предложениях, относящихся к формированию норм, устраняющих пробелы и коллизии в законодательстве.
Апробация результатов исследования. Некоторые положения и выводы магистерского исследования были изложены в двух опубликованных автором научных статьях.
Структура исследования обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя: введение, три главы, объединяющие девять параграфов, заключение и список использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В заключении можно сделать следующие выводы и обобщения.
Системнообразующим звеном в формировании рынка совершенной конкуренции Латинской Америки стало принятие Решения 608, которое формально легитимировало правовые отношения в сфере торговли на рынках Латинской Америки, определило правовой статус субъектов регулирования и создало доверительные отношения между властью и участниками рынка.
Протокол является центральным инструментом регулирования конкуренции на рынке МЕРКОСУР: он подразумевает создание и функционирование Комитета по защите конкуренции.
Карибская ассоциация свободной торговли было создана Договором Чакуарамас в 1973 году. Карибская Ассоциация была создана с целью регулирования конкуренции и защиты прав потребителей действиями Комиссии компетенции сообщества.
Становления института правового регулирования конкуренции и защиты прав предпринимателей в Центральной Америке проходило планомерно и поэтапно. Правовой предпосылкой к его созданию являлось утверждение Общего договора об экономической интеграции в Центральной Америке. Важно подчеркнуть, что ключевым моментом являлось создание Рабочей группы по конкурентной политике, направленной на координацию и защиту свободной конкуренции экономических агентов региона.
Внутренняя торговля оказала огромное значение на товарообмен со странами Северной Америки, намного превосходя остальные блоки в целом, предназначенные для экспортных товаров. В этом смысле работа, проведенная в рамках экономической интеграции Центральноамериканского региона, была сосредоточена на консолидации Таможенного союза ( произошло объединение пяти таможенных территорий в единую таможенную территорию) с целью упрощения свободы транзита продуктов, поступающих из третьих стран, товаров, независимо от их происхождения после национализации в любом из государств-участников, что является качественным скачком.
Конкуренция представляет собой обязательное условие развития рыночной экономики, способствуя регулированию экономической деятельности без применения административного принуждения, что дает возможность предпринимателям достигнуть увеличения прибыли. Данные обстоятельства указывают на несомненное преимущество экономики, основанной на конкуренции субъектов предпринимательства.
К признакам совершенной конкуренции стоит отнести:
- установление потребительских предпочтений при однородном и однокачественном товаре на основании показателей и деловой репутации хозяйствующего субъекта;
- отсутствие преград и ограничений, которые связаны с регистрацией товарных знаков и знаков обслуживания.
Одновременно с этим стоит подчеркнуть, что последний указанный признак обладает правовым характером и обязан быть закреплен в законодательстве о конкуренции.
Анализируемые признаки совершенной конкуренции должны быть необходимыми условиями для создания стабильной рыночной экономики. Признаки и функции совершенной конкуренции представляют собой, скорее всего, идеал поведения субъектов предпринимательства, к которому стоит стремиться. Но практика экономической действительности демонстрирует, что с целью увеличения прибыли и повышения рентабельности своей деятельности предприниматели зачастую использует такие методы, которые относятся к недобросовестной конкуренции, т.е. они идут вразрез с деловыми обычаями и традициями.
Регулируя какую-либо сферу общественных отношений, государство делегирует определенные полномочия специальному субъекту, который является органом исполнительной власти. Каждый субъект является ответственным за конкретную сферу общественных отношений, при этом, взаимодействуя с другими органами власти.
Контроль за соблюдением законодательства о защите конкуренции осуществляется как в отношении хозяйствующих субъектов и физических лиц, так и в отношении государственных органов власти разных уровней. ФАС России выявляет нарушения антимонопольного законодательства и принимает меры по их предупреждению.Так, государственную политику в области защиты конкуренции проводит ФАС России.
ФАС России вправе возбуждать и рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства. Поводом для возбуждения и рассмотрения дела о нарушение антимонопольного законодательства антимонопольным органом может стать: передача из государственных органов, органов местного самоуправления информации, которая указывает на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства; заявление юридического или физического лица; выявление признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольным органом; сообщение СМИ информации, которая указывает на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства.
Так как ФАС РФ, наделен широкими полномочиями, он осуществляет антимонопольную политику вместе с другими органами исполнительной власти, такими как: ФСФР РФ, ЦБ России и иными органами исполнительной власти и иными субъектами (например, Торгово-Промышленная палата). ФАС России в процессе осуществления антимонопольной политики взаимодействует с международными организациями.
Проведенный анализ зарубежного опыта в области антимонопольного регулирования показывает, что противоречия между тенденцией к монополизации и необходимостью обеспечения конкуренции преодолеваются правовыми методами и, в первую очередь, государственным регулированием.
Предоставляя свободу действий для рыночных сил, государство должно сдерживать лишь крайние проявления рыночной стихии, а именно: ограничивать чрезмерную монополизацию и, вместе с тем, предпринимать меры, направленные на поддержку и поощрение конкуренции в сфере предпринимательства. При такой структуре, с одной стороны, рынок в значительной степени оказывается прогнозируемым и управляемым, с другой - сохраняет конкурентные отношения, что открывает простор для предпринимательской деятельности и принятия эффективных решений.
Несмотря на то, что антимонопольное регулирование различных стран мира обладает существенными отличиями, они имеют и общие цели, такие как:
- защита и поощрение конкуренции;
- контроль за хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение;
- контроль над процессами концентрации (слияниями, поглощениями) производства;
- контроль над ценообразованием;
- защита интересов и содействие малому и среднему предпринимательству;
- защита прав и интересов потребителей.
Необходимо отметить, что достижение этих целей ведет к стабилизации экономической ситуации в стране, т.е. к более рациональному использованию производственных ресурсов, снятию преград для течения финансовых средств, пресечению злоупотреблений на рынке.
Кроме того, сравнительно-правовой анализ показывает не только сходство целей антимонопольного регулирования, но и сходство в определении монополистической деятельности. Так, незаконными признаются действия на рынке, направленные на:
- территориальный раздел рынков;
- отказ от осуществления сделок с конкурентами;
- привязку потребителей или продавцов к определенным источникам снабжения;
- поглощение и слияние, если это ведет к созданию или усилению монопольного положения;
- установление согласованных цен и скидок с них.
Однако методы борьбы с монополизмом, используемые в различных странах, весьма дифференцированы и применяются, как правило, с учетом национальных особенностей государства.



В заключении можно сделать следующие выводы и обобщения.
Системнообразующим звеном в формировании рынка совершенной конкуренции Латинской Америки стало принятие Решения 608, которое формально легитимировало правовые отношения в сфере торговли на рынках Латинской Америки, определило правовой статус субъектов регулирования и создало доверительные отношения между властью и участниками рынка.
Протокол является центральным инструментом регулирования конкуренции на рынке МЕРКОСУР: он подразумевает создание и функционирование Комитета по защите конкуренции.
Карибская ассоциация свободной торговли было создана Договором Чакуарамас в 1973 году. Карибская Ассоциация была создана с целью регулирования конкуренции и защиты прав потребителей действиями Комиссии компетенции сообщества.
Становления института правового регулирования конкуренции и защиты прав предпринимателей в Центральной Америке проходило планомерно и поэтапно. Правовой предпосылкой к его созданию являлось утверждение Общего договора об экономической интеграции в Центральной Америке. Важно подчеркнуть, что ключевым моментом являлось создание Рабочей группы по конкурентной политике, направленной на координацию и защиту свободной конкуренции экономических агентов региона.
Внутренняя торговля оказала огромное значение на товарообмен со странами Северной Америки, намного превосходя остальные блоки в целом, предназначенные для экспортных товаров. В этом смысле работа, проведенная в рамках экономической интеграции Центральноамериканского региона, была сосредоточена на консолидации Таможенного союза ( произошло объединение пяти таможенных территорий в единую таможенную территорию) с целью упрощения свободы транзита продуктов, поступающих из третьих стран, товаров, независимо от их происхождения после национализации в любом из государств-участников, что является качественным скачком.
Конкуренция представляет собой обязательное условие развития рыночной экономики, способствуя регулированию экономической деятельности без применения административного принуждения, что дает возможность предпринимателям достигнуть увеличения прибыли. Данные обстоятельства указывают на несомненное преимущество экономики, основанной на конкуренции субъектов предпринимательства.
К признакам совершенной конкуренции стоит отнести:
- установление потребительских предпочтений при однородном и однокачественном товаре на основании показателей и деловой репутации хозяйствующего субъекта;
- отсутствие преград и ограничений, которые связаны с регистрацией товарных знаков и знаков обслуживания.
Одновременно с этим стоит подчеркнуть, что последний указанный признак обладает правовым характером и обязан быть закреплен в законодательстве о конкуренции.
Анализируемые признаки совершенной конкуренции должны быть необходимыми условиями для создания стабильной рыночной экономики. Признаки и функции совершенной конкуренции представляют собой, скорее всего, идеал поведения субъектов предпринимательства, к которому стоит стремиться. Но практика экономической действительности демонстрирует, что с целью увеличения прибыли и повышения рентабельности своей деятельности предприниматели зачастую использует такие методы, которые относятся к недобросовестной конкуренции, т.е. они идут вразрез с деловыми обычаями и традициями.
Регулируя какую-либо сферу общественных отношений, государство делегирует определенные полномочия специальному субъекту, который является органом исполнительной власти. Каждый субъект является ответственным за конкретную сферу общественных отношений, при этом, взаимодействуя с другими органами власти.
Контроль за соблюдением законодательства о защите конкуренции осуществляется как в отношении хозяйствующих субъектов и физических лиц, так и в отношении государственных органов власти разных уровней. ФАС России выявляет нарушения антимонопольного законодательства и принимает меры по их предупреждению.Так, государственную политику в области защиты конкуренции проводит ФАС России.
ФАС России вправе возбуждать и рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства. Поводом для возбуждения и рассмотрения дела о нарушение антимонопольного законодательства антимонопольным органом может стать: передача из государственных органов, органов местного самоуправления информации, которая указывает на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства; заявление юридического или физического лица; выявление признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольным органом; сообщение СМИ информации, которая указывает на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства.
Так как ФАС РФ, наделен широкими полномочиями, он осуществляет антимонопольную политику вместе с другими органами исполнительной власти, такими как: ФСФР РФ, ЦБ России и иными органами исполнительной власти и иными субъектами (например, Торгово-Промышленная палата). ФАС России в процессе осуществления антимонопольной политики взаимодействует с международными организациями.
Проведенный анализ зарубежного опыта в области антимонопольного регулирования показывает, что противоречия между тенденцией к монополизации и необходимостью обеспечения конкуренции преодолеваются правовыми методами и, в первую очередь, государственным регулированием.
Предоставляя свободу действий для рыночных сил, государство должно сдерживать лишь крайние проявления рыночной стихии, а именно: ограничивать чрезмерную монополизацию и, вместе с тем, предпринимать меры, направленные на поддержку и поощрение конкуренции в сфере предпринимательства. При такой структуре, с одной стороны, рынок в значительной степени оказывается прогнозируемым и управляемым, с другой - сохраняет конкурентные отношения, что открывает простор для предпринимательской деятельности и принятия эффективных решений.
Несмотря на то, что антимонопольное регулирование различных стран мира обладает существенными отличиями, они имеют и общие цели, такие как:
- защита и поощрение конкуренции;
- контроль за хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение;
- контроль над процессами концентрации (слияниями, поглощениями) производства;
- контроль над ценообразованием;
- защита интересов и содействие малому и среднему предпринимательству;
- защита прав и интересов потребителей.
Необходимо отметить, что достижение этих целей ведет к стабилизации экономической ситуации в стране, т.е. к более рациональному использованию производственных ресурсов, снятию преград для течения финансовых средств, пресечению злоупотреблений на рынке.
Кроме того, сравнительно-правовой анализ показывает не только сходство целей антимонопольного регулирования, но и сходство в определении монополистической деятельности. Так, незаконными признаются действия на рынке, направленные на:
- территориальный раздел рынков;
- отказ от осуществления сделок с конкурентами;
- привязку потребителей или продавцов к определенным источникам снабжения;
- поглощение и слияние, если это ведет к созданию или усилению монопольного положения;
- установление согласованных цен и скидок с них.
Однако методы борьбы с монополизмом, используемые в различных странах, весьма дифференцированы и применяются, как правило, с учетом национальных особенностей государства.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ