Введение
Глава 1. Основные понятия лингвокультурологии как теоретическая основа исследования 5
1.1. Концептология как раздел когнитивной лингвистики 6
1.1.1 Понятие концепт 8
1.1.2 Картина мира 12
1.1.3 Концептуальная картина мира 14
1.2 Категория ценностей и её концептуальная репрезентация 17
1.2.1 Ценностная картина мира 22
1.3 Лингвокультурное понятие Семья в картине мира 26
1.3.1 История развития понятия семьи 27
1.3.2 Интерпретация Семьи с позиций философии, социологии и психологии 30
1.3.3 Роль семьи и поколений в формировании и сохранении семейных ценностей 32
1.4 Семейные ценности 34
Глава 2. Анализ языковых репрезентаций семейных ценностей и ценностного концепта Семья в языке 40
2.1 Концептуально-семантический анализ ценностного концепта Семья 41
2.1.1 Дефиниционный анализ ценностного концепта Семья 42
2.1.2 Лексико-семантический анализ ценностного концепта Семья 47
2.1.3 Структура и содержание гиперконцепта Семья 52
2.2. Основные параметры ценностного концепта Семья 55
2.2.1 Критерии формирования пространства семейных ценностей 56
2.2.2 Личностно-социальные аспекты ценностного концепта Семья 59
2.2 Трансформация содержательно-смыслового пространства ценностного концепта Семья 63
Выводы к главе 2 66
Заключение 68
Библиография 71
Список словарей 75
Список источников примеров 75
Список сокращений 75
Данное исследование посвящено выявлению и описанию природы ценностного концепта Семья, изучению его формирования и особенностей репрезентации и функционирования в картине мира представителей английской лингвокультуры. Таким образом, объектом исследования выступает ценностный концепт Семья в рамках ценностной картины мира англоязычного социума. Предметом исследования являются языковые объективации ценностного концепта Семья, отраженные в разнообразных лексикографических источниках и текстах художественных произведений.
Актуальность работы, выполненной в рамках когнитивной лингвистики, объясняется соответствием проблематики современной лингвистической парадигме, которая отличается особенным интересом лингвистики к языковому отражению концептуальной, ценностной картины мира и изучению лингвокультурного элемента - концепт, появившегося сравнительно недавно.
Описанием ценностной картины мира занимались многие исследователи. Сквозь призму языка мы можем выявить особенности национального характера, этические и моральные установки, а также стереотипы поведения. Проблема взаимосвязи языка и культуры относится к вечным вопросам языкознания. Культура вербализуется в языке, накапливает в себе ключевые понятия, репрезентируя их в знаковом воплощении. Исследуя содержательную сторону языковых единиц, можно определить, какие ориентиры в картине мира человека представляют для него наибольшую ценность. Язык не только ясно отражает культуру народа, его мировоззрения несет в себе накопленный с течением времени социокультурный пласт. Этот пласт функционирует как важнейший элемент формирования и развития последующих поколений.
Система различных концептов и ценностей формирует ценностную картину мира, в которой отражается понимание человеком реальности, особая концептуальная модель, с помощью которой индивидуум способен познавать и осмысливать мир. Общество динамично, семья как его составляющая так же меняется с течением времени, происходит трансформация ценностей, что нередко приводит к конфликту поколений, духовной деградации личности. Равноправие супругов в современном обществе приводит к их личной самостоятельности, что отражается на увеличении количества разводов, склонности к малодетности, формировании нуклеарной семьи.
Цель исследования состоит в том, чтобы выявить и описать языковые репрезентации основных ценностных концептов, отражающих понятие Семьи в англоязычном социуме в рамках современного общества, а также установить связь между гиперконцептом Семья и его составляющими.
Поставленная цель требует решения следующих задач:
1. Изучить и систематизировать различные определения понятий языковая, ценностная, концептуальная картина мира, ценности и концепт.
2. Описать историю развития понятия Семья и проследить интерпретацию данного понятия в социолингвистической, философской сфере и психологии.
3. Рассмотреть ценностный концепт Семья и структурировать категории семейных ценностей.
4. Выявить и проанализировать с помощью дефиниционного анализа лингвокультурологические особенности репрезентации базовых характеристик ценностного концепта Семья.
5. Выделить и описать культурологические параметры ценностного концепта Семья на основе данных опроса.
6. Описать язык репрезентации семейных ценностей и ценностного концепта Семья на основе лингвокультурологического анализа художественного текста.
Научная новизна настоящей работы заключается в том, что в ней впервые предпринимается попытка описать своеобразие языковой репрезентации ценностного концепта Семья на примере текстов современной художественной литературы, выявить и описать маркеры ценностных характеристик концепта Семья, на основе социального опроса выявить, какие семейные ценности в настоящее время являются доминирующими, с точки зрения оценки, рассмотреть и описать языковые репрезентации ценностного концепта Семья, а так же эмоциональный аспект изучаемого ценностного концепта Семья в рамках художественной литературы. На основе чего был (1) выстроен и описан механизм формирования ценностного концепта Семья в процессе познания и осмысления человеком окружающей действительности, (2) выявлена роль Семьи в рамках современного общества и отражены основные причины трансформации и размытии ценностей, (3) на основе опроса создана оригинальная модель функционирования семейных ценностей в английском языковом сознании, в результате чего было выявлено, какое место занимает семья в ценностной картине мира представителей американской культуры, (4) описаны специфические семантические свойства и прагматические характеристики реализаций семейных ценностей, в частности, ценностного концепта Семья, с точки зрения оценки и эмоциональной составляющей проанализированы контексты, в рамках которых реализуется ценностный концепт Семья.
Предлагаемая работа представляет собой лингвокультурологический анализ ценностного концепта Семья в пределах ценностно-смыслового пространства английского языка.
Для рассмотрения ценностного концепта Семья и семейных ценностей в настоящем исследовании применялся комплекс методов: метод контекстуального анализа лексико- семантического значения, метод прагма-семантического, когнитивно- смыслового анализа текста.
Практическая значимость состоит в возможности применения ее результатов для исследования широкого спектра проблем в области когнитивной лингвистики, концептологии, а так же лингвокультурологии, использования полученных данных в теоретических курсах по социологии, психологии, философии, когнитивной лингвистики английского и русского языков, лингвокультурологии.
Теоретической основой исследования послужили общетеоретические и специальные труды лингвистов в области психолингвистики и когнитивной лингвистики.
Материалом исследования явились словарные дефиниции из словаря Oxford Learner’s Dictionary и Merriam –Webster Learner’s Dictionary, англоязычные тексты художественных произведений, отобранные произвольно.
Работа состоит из введения, двух глав: теоретической и практической, соответствующих выводов, заключения, библиографии, насчитывающей 54 источника из них: 48- на русском, 6- на английском языке.
Основная цель данной научной работы состояла в выявлении и описании языковых способов репрезентации основных ценностных концептов, отражающих понятие Семья в англоязычной картине мира в рамках современной лингвокультурологической и когнитивной парадигмы, а также определении связи между гиперконцептом Семья и его составляющими.
Основу исследования составляет положение о том, что лингвокультурное понятие Семья является ментальным образованием, описание его природы, структуры, особенностей функционирования возможно при помощи такой единицы анализа как ценностный концепт. Соответственно, в структуре данного понятия, как и в структуре концепта, выделяется концептуальное и интерпретационное поля. Концептуальное поле включает понятийный и образный компоненты лингвокультурного понятия. Интерпретационное поле включает оценочный компонент лингвокультурного понятия и представляет собой аксиологические, оценочные характеристики ценностного концепта Семья.
Актуальность работы определяется соответствием проблематики, методов и задач современной антропоориентированной лингвистической парадигме, которая отличается особым интересом лингвистики к языковому отражению концептуальной, ценностной картины мира и изучению лингвокультурного элемента – концепта.
В результате проведенного анализа удалось получить описание своеобразия языковой репрезентации ценностного концепта Семья, выявить и описать маркеры ценностных характеристик концепта Семья, на основе проведённого анонимного социального опроса выявить, какие семейные ценности являются доминирующими в рамках современного общества, с точки зрения оценки рассмотреть и описать языковые объективации ценностного концепта Семья, а также эмоциональный аспект изучаемого ценностного концепта на примере текстов художественной литературы.
В исследовании ценностный концепт Семья был рассмотрен как идеальное образование, представляющее собой важность для общества и индивида, формирующее культурное образование личности благодаря ценностям и нормам, которые личность приобретает в процессе воспитания и обучения.
Выявление особенностей представления ценностного концепта Семья предполагало применение комплексного анализа фактического материала, включающего следующие методы: дефиниционный анализ, лексико-семантический анализ, структурно-семантический анализ, когнитивно-семантический анализ, метод лингвистического описания, а также метод графической репрезентации результатов проведённого опроса.
В результате дефиниционного анализа толковых словарей русского языка, британского и американского варианта английского языка сходства, различия интерпретаций данного понятия в рамках трёх культур, выявлены основные/ ядерные значения лексемы Семья, которые в последующем представляют компоненты, взаимодействующие в рамках пространства ценностного концепта Семья: dwelling, relations, children.
На следующем этапе исследования в ходе лексико-семантического анализа контекстов художественных произведений были выделены компоненты, коррелирующие с ценностным пространством концепта Семья: home, relatives, children.
В результате структурно – семантического анализа примеров контекстов художественных произведений были выявлены и другие составляющие, взаимодействующие с содержательно- смысловым пространством ценностного концепта Семья: work, career/money, education, upbringing, friends, health. Ценностный концепт Семья рассматривается в качестве гиперконцепта Семья, содержащего концепты: дом, родственники, дети, работа, друзья, здоровье, а также субконцепты-карьера и деньги (работа), воспитание и образование (дети).
Когнитивно-семантический и прагма-семантический позволил описать интерпретационное поля ценностного концепта Семья. Были обнаружены две группы взаимодействия эмотивных компонентов и оценочного отношения: положительная оценка, положительные эмоции, а также отрицательная оценка, положительные эмоции - явление эмоционально –оценочного диссонанса.
Социальный анонимный опрос среди представителей американской лингвокультуры показал основные доминирующие семейные ценности. Семья, дети, родственники, дом, образование и здоровье оказались лидирующими.
На заключительном этапе исследования в ходе анализа содержательно- смыслового ценностного пространства Семья была выявлена как полная, так и частичная трансформация ценностей. Так как общество динамично, семья как « миниатюра общества» претерпевает изменения, меняется личность, её мировоззрение, самосознание, система культурных и социальных установок, жизненные приоритеты. Идёт процесс переоценки ценностей, происходит трансформация традиционных ценностей, формирование новых концептов.
В целом проведенный анализ помог выявить и описать особенности представления ценностного концепта Семья в рамках современного общества. На основании проведенных исследований был выстроен и описан механизм формирования ценностного концепта Семья, структурированы категории семейных ценностей, коррелирующих с пространством данного концепта,
выявлены и описаны доминирующие семейные ценности в картине мира представителей американской лингвокультуры.
На наш взгляд, представленное исследование может иметь важное практическое значение для преподавания английского языка и ряда других дисциплин. В частности, результаты исследования могут использоваться в рамках курса лекций по лингвокультурологии, социологии, психологии, философии, а также в курсе лекций по когнитивной лингвистике русского и английского языков.
Также хотелось бы надеяться, что предложенная в рамках данного исследования комплексная методика изучения и описания ценностного концепта Семья может помочь лингвистам в исследовании других ценностных концептов.
1. Алефиренко Н. Ф. Лингвокультурология: ценностно-смысловое пространство языка: учеб. Пособие/ Н.Ф. Алефиренко.- 3-е изд. М.: Флинта: Наука, 2012.- 288с.
2. Ангелова М.М. "Концепт" в современной лингвокультурологии / М.М. Ангелова // Актуальные проблемы английской лингвистики и лингводидактики. Сборник научных трудов. Выпуск 3. - М., 2004. - С. 3-10.
3. Андреева И. В. Ценностная картина мира как лингвистическая и философская категория.// Аналитика культурологи,2006.-8с. [Электронный ресурс].
4. Арутюнова Н.Д. Аксиология в механизмах жизни и языка. – М., 1984.
5. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт. – М., Наука, 1988.
6. Аскольдов-Алексеев С. А. Концепт и слово // Русская речь. Новая серия. Вып. ІІ. — Л.: Academia, 1928. — С. 28–44.
7. Болдырев Н. Н. Языковые механизмы оценочной категоризации // Реальность, язык и сознание: Международный сборник научных трудов. Вып. 2. Тамбов: Изд- во ТГУ, 2002. С. 360-369.
8. Босова Л. М. Концептуальная картина мира как основа понимания речевого произведения.
9. Буряковская В.А. Признак этничности в семантике языка (на материале русского и английского языков): автореф.дис. …к.фил.наук. – Волгоград, 2000.
10. Виноградов С.Н. К лингвистическому пониманию ценности.//Русская словесность в контексте мировой культуры: Материалы межд. науч. конф. РОПРЯЛ. Н. Новгород: Изд-во Нижегородского университета, 2007.С.93-97.
11. Воробьев В.В. Лингвокультурология: монография. - М.: РУДН, 2008. – 336с.
12. Гончарова Н.Н. Языковая картина мира как объект лингвистического описания. //Известия ТулГУ. Гуманитарные науки.-2012.-№2-с.397-405.
13. Джимбеева Л.В. Аксиологичсекая составляющая языковой картины мира//The axiological component of the language picture of the world.// International Journal of Professional Science.// Калмыцкий государственный университет имени В.В. Городовикова,г. Элиста.-№1-2016.
14. Емельянова О. В. Об одной модели выражения ценностных представлений в английском языке // Англистика XXI века: Материалы VII Всероссийской межвузовской научной методической конференции, Санкт- Петербург, 21- 23 января 2014 г. / Санкт- Петербург: Университетские Образовательные Округа, 2014.- 354с.
15. Есмурзаева Ж. Б. Понятие «Языковая картина мира» и « Концептуальная картина мира» в современных исследованиях // Альманах современной науки и образовании.- Тамбов: Грамота, 2012. № 2 (9): в 3-х ч. Ч. III. C. 56-58.
16. Завальников В.П. К вопросу об экстралингвистических детерминантах языковой картины мира: обобщение известного // Язык. Человек. Картина мира: материалы Всерос. науч. конф. Ч. 1. – Омск, 2000. – С. 4.
17. Иксанова Ю. А. Роль семьи в формировании и сохранении семейных ценностей.
18. Кадачиева Х.М., Магомедова Н.З. Ценностная картина мира и ее отражение в английском языке (на материале современных британских рассказов)/ Х.М. Кадачиева //Вестник Челябинского государственного университета. - 2010. - №34 (215). - Филология. Искусствоведение. Вып. 49. - С. 48–50.
19. Каналаш О. П. Национальная картина мира как компонент лингвистического исследования.// Челябинск, Lingua Mobilis, № 1 – 2011. – С. 60-65
20. Карасик В. И. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена 2002. -477с
21. Карасик В.И., Прохвачева О.Г., Зубкова Я.В. и др. Иная ментальность. – М.: Гнозис, 2005. – 352 с.
22. Карасик В.И., Стернин И.А.(ред.). Антология концептов.Т.1. Волгоград: Парадигма, 2005.-347с.
23. Карасик В.И., Ярмахова Е.А. Лингвокультурный типаж «английский чудак». - М.: Гнозис, 2006. – 240с.
24. Ковалевский М. М. Очерк происхождения и развития семьи и собственности. Под редакцией М О. Косвена. - М.: Соцэкгиз 1939. - 248 с.
25. Колесов В.В. Древняя Русь: наследие в слове. Мир человека.- Спб.: Издат.- маркетинговый центр (ИМЦ) филол. фак-та С. –Петерб. гос. ун-та, 2000.-326с.
26. Кубрякова Е. С. Язык и знание: На пути получения знаний о языке: Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира. — М.: Языки славянской культуры, 2004. — 560 с.
27. Кубрякова Е.С. Языковая картина мира как особый способ репрезентации образа мира в сознании человека // Вестник Чувашского государственного педагогического университета имени И. Я. Яковлева. –2003.– № 4 (38).– С. 2-12.
28. Кузнецова Т.Ф., Луков Вл.А. Культурная картина мира в свете тенденций развития культурологи // Вестник Международной Академии Наук (Русская Секции). № 1, 2009. С. 61–69.
29. Маслова В. А. Введение в когнитивную лингвистику. — М.: Флинта; Наука, 2007. — 293 с.
30. Маслова В. А. Лингвокультурология. М.: Академия, 2004. — 208 с.
31. Маслова В.А. Поэт и культура: концептосфера Марины Цветаевой [ Электронный ресурс ] учеб. пособие/ В.А. Маслова .- 2-е изд., стер.-М.: ФЛИНТА, 2012.-256с.
32. Морган Л. Г. Древнее общество или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации. Под редакцией М. О. Косвена – Л. 1934. – 313 с
33. Мусат Р.П. Художественная картина мира как единство в многообразии. –Екатеринбург: ООО ИСТИ: Дискуссия.-2014.-№4(45).-С.17-22.
34. Палеева Е. В. Концептуальный анализ как метод лингвистических исследований // Теория языка и межкультурная коммуникация. Вып 2 (8).- Курск.- 2010.-1-5с.
35. Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика. - М.: Запад-Восток, 2007. – 315с.
36. Попова Т.Г., Бокова Ю.С. Категория Ценность как сущностная характеристика языка.// Вестник ЮУрГУ, 2012.-Серия «лингвистика» (14).-С.72-73.
37. Самигулина Ф. Г. Концептуальная картина мира и специфика её формирования // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. 2010. Вып. 2. - 86 с.
38. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1993. – 656с.
39. Серебренникова. Лингвистика и аксикология. Этносоциометрия ценностных смыслов: коллективная монография. –М.: ТЕЗАУРУС, 2011.- 352с.
40. Смирнова Г.В. Понятие концепта в лингвокультурологии // Вестник МГЛУ. Выпуск 24 (603). -2010.-87-93с.
41. Солдатова М. А. Понятие лингвокультурного концепта в лингвистических исследованиях/ М.А. Солдатова // II Международные Бодуэновские чтения: Казанская лингвистическая школа: традиции и современность ( Казань, 11-13 декабря 2003г.) : Труды и материалы: в 2 т. / Под общ. Ред. К. Р. Галиуллина, Г. А. Николаева.- Казань: Изд-во Казан. ун –та , 2003.- Т.2. –С. 110-112.
42. Степанов Ю. С. Константы: Словарь русской культуры: 3-е изд. - М.: Академический проект, 2004, с. 42-67.
43. Стернин И. А. Методы лингвистического и концептуального анализа. Русский как иностранный: Теория. Практика. Исследование. №8.-Санкт-Петербург: Изд-во Сударыня.-2006.
44. Фрумкина Р. М. Концепт, категория, прототип. Лингвистическая и экстралингвистическая семантика. Сборник обзоров. — М.: ИНИОН РАН, 1992. — 94 с.
45. Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: в 2 т. –Т.2.-М., 1999.-560 с.
46. Чернявская Е. А. Оценка и оценочность в языке и художественной речи : На материале поэтического, прозаического и эпистолярного наследия А. С. Пушкина : диссертация кандидата филологических наук : Брянск, 2001 270 c.
47. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. - М.: Прогресс, 1991. – 297 с.
48. Юргина Н. Мировоззрение и картина мира. URL : http://www.psy-help.ru/news/art- 193.html.
49. Cruse D. A. Meaning in language: An introduction to semantics and pragmatics / D. Alan Cruse — Oxford: Oxford univ. press, Cop. 2000. — 424 p.
50. Hall E.T . The Hidden Dimension. New York: Anchor, 1969. 217 p.
51. Pinker S. The Language Instinct. - London: Penguin Books, 1994. – 494.