Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Языковой анализ ценностного концепта Семья

Работа №131991

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

лингвистика

Объем работы76
Год сдачи2017
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Основные понятия лингвокультурологии как теоретическая основа исследования 5
1.1. Концептология как раздел когнитивной лингвистики 6
1.1.1 Понятие концепт 8
1.1.2 Картина мира 12
1.1.3 Концептуальная картина мира 14
1.2 Категория ценностей и её концептуальная репрезентация 17
1.2.1 Ценностная картина мира 22
1.3 Лингвокультурное понятие Семья в картине мира 26
1.3.1 История развития понятия семьи 27
1.3.2 Интерпретация Семьи с позиций философии, социологии и психологии 30
1.3.3 Роль семьи и поколений в формировании и сохранении семейных ценностей 32
1.4 Семейные ценности 34
Глава 2. Анализ языковых репрезентаций семейных ценностей и ценностного концепта Семья в языке 40
2.1 Концептуально-семантический анализ ценностного концепта Семья 41
2.1.1 Дефиниционный анализ ценностного концепта Семья 42
2.1.2 Лексико-семантический анализ ценностного концепта Семья 47
2.1.3 Структура и содержание гиперконцепта Семья 52
2.2. Основные параметры ценностного концепта Семья 55
2.2.1 Критерии формирования пространства семейных ценностей 56
2.2.2 Личностно-социальные аспекты ценностного концепта Семья 59
2.2 Трансформация содержательно-смыслового пространства ценностного концепта Семья 63
Выводы к главе 2 66
Заключение 68
Библиография 71
Список словарей 75
Список источников примеров 75
Список сокращений 75


Данное исследование посвящено выявлению и описанию природы ценностного концепта Семья, изучению его формирования и особенностей репрезентации и функционирования в картине мира представителей английской лингвокультуры. Таким образом, объектом исследования выступает ценностный концепт Семья в рамках ценностной картины мира англоязычного социума. Предметом исследования являются языковые объективации ценностного концепта Семья, отраженные в разнообразных лексикографических источниках и текстах художественных произведений.
Актуальность работы, выполненной в рамках когнитивной лингвистики, объясняется соответствием проблематики современной лингвистической парадигме, которая отличается особенным интересом лингвистики к языковому отражению концептуальной, ценностной картины мира и изучению лингвокультурного элемента - концепт, появившегося сравнительно недавно.
Описанием ценностной картины мира занимались многие исследователи. Сквозь призму языка мы можем выявить особенности национального характера, этические и моральные установки, а также стереотипы поведения. Проблема взаимосвязи языка и культуры относится к вечным вопросам языкознания. Культура вербализуется в языке, накапливает в себе ключевые понятия, репрезентируя их в знаковом воплощении. Исследуя содержательную сторону языковых единиц, можно определить, какие ориентиры в картине мира человека представляют для него наибольшую ценность. Язык не только ясно отражает культуру народа, его мировоззрения несет в себе накопленный с течением времени социокультурный пласт. Этот пласт функционирует как важнейший элемент формирования и развития последующих поколений.
Система различных концептов и ценностей формирует ценностную картину мира, в которой отражается понимание человеком реальности, особая концептуальная модель, с помощью которой индивидуум способен познавать и осмысливать мир. Общество динамично, семья как его составляющая так же меняется с течением времени, происходит трансформация ценностей, что нередко приводит к конфликту поколений, духовной деградации личности. Равноправие супругов в современном обществе приводит к их личной самостоятельности, что отражается на увеличении количества разводов, склонности к малодетности, формировании нуклеарной семьи.
Цель исследования состоит в том, чтобы выявить и описать языковые репрезентации основных ценностных концептов, отражающих понятие Семьи в англоязычном социуме в рамках современного общества, а также установить связь между гиперконцептом Семья и его составляющими.
Поставленная цель требует решения следующих задач:
1. Изучить и систематизировать различные определения понятий языковая, ценностная, концептуальная картина мира, ценности и концепт.
2. Описать историю развития понятия Семья и проследить интерпретацию данного понятия в социолингвистической, философской сфере и психологии.
3. Рассмотреть ценностный концепт Семья и структурировать категории семейных ценностей.
4. Выявить и проанализировать с помощью дефиниционного анализа лингвокультурологические особенности репрезентации базовых характеристик ценностного концепта Семья.
5. Выделить и описать культурологические параметры ценностного концепта Семья на основе данных опроса.
6. Описать язык репрезентации семейных ценностей и ценностного концепта Семья на основе лингвокультурологического анализа художественного текста.
Научная новизна настоящей работы заключается в том, что в ней впервые предпринимается попытка описать своеобразие языковой репрезентации ценностного концепта Семья на примере текстов современной художественной литературы, выявить и описать маркеры ценностных характеристик концепта Семья, на основе социального опроса выявить, какие семейные ценности в настоящее время являются доминирующими, с точки зрения оценки, рассмотреть и описать языковые репрезентации ценностного концепта Семья, а так же эмоциональный аспект изучаемого ценностного концепта Семья в рамках художественной литературы. На основе чего был (1) выстроен и описан механизм формирования ценностного концепта Семья в процессе познания и осмысления человеком окружающей действительности, (2) выявлена роль Семьи в рамках современного общества и отражены основные причины трансформации и размытии ценностей, (3) на основе опроса создана оригинальная модель функционирования семейных ценностей в английском языковом сознании, в результате чего было выявлено, какое место занимает семья в ценностной картине мира представителей американской культуры, (4) описаны специфические семантические свойства и прагматические характеристики реализаций семейных ценностей, в частности, ценностного концепта Семья, с точки зрения оценки и эмоциональной составляющей проанализированы контексты, в рамках которых реализуется ценностный концепт Семья.
Предлагаемая работа представляет собой лингвокультурологический анализ ценностного концепта Семья в пределах ценностно-смыслового пространства английского языка.
Для рассмотрения ценностного концепта Семья и семейных ценностей в настоящем исследовании применялся комплекс методов: метод контекстуального анализа лексико- семантического значения, метод прагма-семантического, когнитивно- смыслового анализа текста.
Практическая значимость состоит в возможности применения ее результатов для исследования широкого спектра проблем в области когнитивной лингвистики, концептологии, а так же лингвокультурологии, использования полученных данных в теоретических курсах по социологии, психологии, философии, когнитивной лингвистики английского и русского языков, лингвокультурологии.
Теоретической основой исследования послужили общетеоретические и специальные труды лингвистов в области психолингвистики и когнитивной лингвистики.
Материалом исследования явились словарные дефиниции из словаря Oxford Learner’s Dictionary и Merriam –Webster Learner’s Dictionary, англоязычные тексты художественных произведений, отобранные произвольно.
Работа состоит из введения, двух глав: теоретической и практической, соответствующих выводов, заключения, библиографии, насчитывающей 54 источника из них: 48- на русском, 6- на английском языке. 


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Основная цель данной научной работы состояла в выявлении и описании языковых способов репрезентации основных ценностных концептов, отражающих понятие Семья в англоязычной картине мира в рамках современной лингвокультурологической и когнитивной парадигмы, а также определении связи между гиперконцептом Семья и его составляющими.
Основу исследования составляет положение о том, что лингвокультурное понятие Семья является ментальным образованием, описание его природы, структуры, особенностей функционирования возможно при помощи такой единицы анализа как ценностный концепт. Соответственно, в структуре данного понятия, как и в структуре концепта, выделяется концептуальное и интерпретационное поля. Концептуальное поле включает понятийный и образный компоненты лингвокультурного понятия. Интерпретационное поле включает оценочный компонент лингвокультурного понятия и представляет собой аксиологические, оценочные характеристики ценностного концепта Семья.
Актуальность работы определяется соответствием проблематики, методов и задач современной антропоориентированной лингвистической парадигме, которая отличается особым интересом лингвистики к языковому отражению концептуальной, ценностной картины мира и изучению лингвокультурного элемента – концепта.
В результате проведенного анализа удалось получить описание своеобразия языковой репрезентации ценностного концепта Семья, выявить и описать маркеры ценностных характеристик концепта Семья, на основе проведённого анонимного социального опроса выявить, какие семейные ценности являются доминирующими в рамках современного общества, с точки зрения оценки рассмотреть и описать языковые объективации ценностного концепта Семья, а также эмоциональный аспект изучаемого ценностного концепта на примере текстов художественной литературы.
В исследовании ценностный концепт Семья был рассмотрен как идеальное образование, представляющее собой важность для общества и индивида, формирующее культурное образование личности благодаря ценностям и нормам, которые личность приобретает в процессе воспитания и обучения.
Выявление особенностей представления ценностного концепта Семья предполагало применение комплексного анализа фактического материала, включающего следующие методы: дефиниционный анализ, лексико-семантический анализ, структурно-семантический анализ, когнитивно-семантический анализ, метод лингвистического описания, а также метод графической репрезентации результатов проведённого опроса.
В результате дефиниционного анализа толковых словарей русского языка, британского и американского варианта английского языка сходства, различия интерпретаций данного понятия в рамках трёх культур, выявлены основные/ ядерные значения лексемы Семья, которые в последующем представляют компоненты, взаимодействующие в рамках пространства ценностного концепта Семья: dwelling, relations, children.
На следующем этапе исследования в ходе лексико-семантического анализа контекстов художественных произведений были выделены компоненты, коррелирующие с ценностным пространством концепта Семья: home, relatives, children.
В результате структурно – семантического анализа примеров контекстов художественных произведений были выявлены и другие составляющие, взаимодействующие с содержательно- смысловым пространством ценностного концепта Семья: work, career/money, education, upbringing, friends, health. Ценностный концепт Семья рассматривается в качестве гиперконцепта Семья, содержащего концепты: дом, родственники, дети, работа, друзья, здоровье, а также субконцепты-карьера и деньги (работа), воспитание и образование (дети).
Когнитивно-семантический и прагма-семантический позволил описать интерпретационное поля ценностного концепта Семья. Были обнаружены две группы взаимодействия эмотивных компонентов и оценочного отношения: положительная оценка, положительные эмоции, а также отрицательная оценка, положительные эмоции - явление эмоционально –оценочного диссонанса.
Социальный анонимный опрос среди представителей американской лингвокультуры показал основные доминирующие семейные ценности. Семья, дети, родственники, дом, образование и здоровье оказались лидирующими.
На заключительном этапе исследования в ходе анализа содержательно- смыслового ценностного пространства Семья была выявлена как полная, так и частичная трансформация ценностей. Так как общество динамично, семья как « миниатюра общества» претерпевает изменения, меняется личность, её мировоззрение, самосознание, система культурных и социальных установок, жизненные приоритеты. Идёт процесс переоценки ценностей, происходит трансформация традиционных ценностей, формирование новых концептов.
В целом проведенный анализ помог выявить и описать особенности представления ценностного концепта Семья в рамках современного общества. На основании проведенных исследований был выстроен и описан механизм формирования ценностного концепта Семья, структурированы категории семейных ценностей, коррелирующих с пространством данного концепта,
выявлены и описаны доминирующие семейные ценности в картине мира представителей американской лингвокультуры.
На наш взгляд, представленное исследование может иметь важное практическое значение для преподавания английского языка и ряда других дисциплин. В частности, результаты исследования могут использоваться в рамках курса лекций по лингвокультурологии, социологии, психологии, философии, а также в курсе лекций по когнитивной лингвистике русского и английского языков.
Также хотелось бы надеяться, что предложенная в рамках данного исследования комплексная методика изучения и описания ценностного концепта Семья может помочь лингвистам в исследовании других ценностных концептов.



1. Алефиренко Н. Ф. Лингвокультурология: ценностно-смысловое пространство языка: учеб. Пособие/ Н.Ф. Алефиренко.- 3-е изд. М.: Флинта: Наука, 2012.- 288с.
2. Ангелова М.М. "Концепт" в современной лингвокультурологии / М.М. Ангелова // Актуальные проблемы английской лингвистики и лингводидактики. Сборник научных трудов. Выпуск 3. - М., 2004. - С. 3-10.
3. Андреева И. В. Ценностная картина мира как лингвистическая и философская категория.// Аналитика культурологи,2006.-8с. [Электронный ресурс].
4. Арутюнова Н.Д. Аксиология в механизмах жизни и языка. – М., 1984.
5. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт. – М., Наука, 1988.
6. Аскольдов-Алексеев С. А. Концепт и слово // Русская речь. Новая серия. Вып. ІІ. — Л.: Academia, 1928. — С. 28–44.
7. Болдырев Н. Н. Языковые механизмы оценочной категоризации // Реальность, язык и сознание: Международный сборник научных трудов. Вып. 2. Тамбов: Изд- во ТГУ, 2002. С. 360-369.
8. Босова Л. М. Концептуальная картина мира как основа понимания речевого произведения.
9. Буряковская В.А. Признак этничности в семантике языка (на материале русского и английского языков): автореф.дис. …к.фил.наук. – Волгоград, 2000.
10. Виноградов С.Н. К лингвистическому пониманию ценности.//Русская словесность в контексте мировой культуры: Материалы межд. науч. конф. РОПРЯЛ. Н. Новгород: Изд-во Нижегородского университета, 2007.С.93-97.
11. Воробьев В.В. Лингвокультурология: монография. - М.: РУДН, 2008. – 336с.
12. Гончарова Н.Н. Языковая картина мира как объект лингвистического описания. //Известия ТулГУ. Гуманитарные науки.-2012.-№2-с.397-405.
13. Джимбеева Л.В. Аксиологичсекая составляющая языковой картины мира//The axiological component of the language picture of the world.// International Journal of Professional Science.// Калмыцкий государственный университет имени В.В. Городовикова,г. Элиста.-№1-2016.
14. Емельянова О. В. Об одной модели выражения ценностных представлений в английском языке // Англистика XXI века: Материалы VII Всероссийской межвузовской научной методической конференции, Санкт- Петербург, 21- 23 января 2014 г. / Санкт- Петербург: Университетские Образовательные Округа, 2014.- 354с.
15. Есмурзаева Ж. Б. Понятие «Языковая картина мира» и « Концептуальная картина мира» в современных исследованиях // Альманах современной науки и образовании.- Тамбов: Грамота, 2012. № 2 (9): в 3-х ч. Ч. III. C. 56-58.
16. Завальников В.П. К вопросу об экстралингвистических детерминантах языковой картины мира: обобщение известного // Язык. Человек. Картина мира: материалы Всерос. науч. конф. Ч. 1. – Омск, 2000. – С. 4.
17. Иксанова Ю. А. Роль семьи в формировании и сохранении семейных ценностей.
18. Кадачиева Х.М., Магомедова Н.З. Ценностная картина мира и ее отражение в английском языке (на материале современных британских рассказов)/ Х.М. Кадачиева //Вестник Челябинского государственного университета. - 2010. - №34 (215). - Филология. Искусствоведение. Вып. 49. - С. 48–50.
19. Каналаш О. П. Национальная картина мира как компонент лингвистического исследования.// Челябинск, Lingua Mobilis, № 1 – 2011. – С. 60-65
20. Карасик В. И. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена 2002. -477с
21. Карасик В.И., Прохвачева О.Г., Зубкова Я.В. и др. Иная ментальность. – М.: Гнозис, 2005. – 352 с.
22. Карасик В.И., Стернин И.А.(ред.). Антология концептов.Т.1. Волгоград: Парадигма, 2005.-347с.
23. Карасик В.И., Ярмахова Е.А. Лингвокультурный типаж «английский чудак». - М.: Гнозис, 2006. – 240с.
24. Ковалевский М. М. Очерк происхождения и развития семьи и собственности. Под редакцией М О. Косвена. - М.: Соцэкгиз 1939. - 248 с.
25. Колесов В.В. Древняя Русь: наследие в слове. Мир человека.- Спб.: Издат.- маркетинговый центр (ИМЦ) филол. фак-та С. –Петерб. гос. ун-та, 2000.-326с.
26. Кубрякова Е. С. Язык и знание: На пути получения знаний о языке: Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира. — М.: Языки славянской культуры, 2004. — 560 с.
27. Кубрякова Е.С. Языковая картина мира как особый способ репрезентации образа мира в сознании человека // Вестник Чувашского государственного педагогического университета имени И. Я. Яковлева. –2003.– № 4 (38).– С. 2-12.
28. Кузнецова Т.Ф., Луков Вл.А. Культурная картина мира в свете тенденций развития культурологи // Вестник Международной Академии Наук (Русская Секции). № 1, 2009. С. 61–69.
29. Маслова В. А. Введение в когнитивную лингвистику. — М.: Флинта; Наука, 2007. — 293 с.
30. Маслова В. А. Лингвокультурология. М.: Академия, 2004. — 208 с.
31. Маслова В.А. Поэт и культура: концептосфера Марины Цветаевой [ Электронный ресурс ] учеб. пособие/ В.А. Маслова .- 2-е изд., стер.-М.: ФЛИНТА, 2012.-256с.
32. Морган Л. Г. Древнее общество или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации. Под редакцией М. О. Косвена – Л. 1934. – 313 с
33. Мусат Р.П. Художественная картина мира как единство в многообразии. –Екатеринбург: ООО ИСТИ: Дискуссия.-2014.-№4(45).-С.17-22.
34. Палеева Е. В. Концептуальный анализ как метод лингвистических исследований // Теория языка и межкультурная коммуникация. Вып 2 (8).- Курск.- 2010.-1-5с.
35. Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика. - М.: Запад-Восток, 2007. – 315с.
36. Попова Т.Г., Бокова Ю.С. Категория Ценность как сущностная характеристика языка.// Вестник ЮУрГУ, 2012.-Серия «лингвистика» (14).-С.72-73.
37. Самигулина Ф. Г. Концептуальная картина мира и специфика её формирования // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. 2010. Вып. 2. - 86 с.
38. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1993. – 656с.
39. Серебренникова. Лингвистика и аксикология. Этносоциометрия ценностных смыслов: коллективная монография. –М.: ТЕЗАУРУС, 2011.- 352с.
40. Смирнова Г.В. Понятие концепта в лингвокультурологии // Вестник МГЛУ. Выпуск 24 (603). -2010.-87-93с.
41. Солдатова М. А. Понятие лингвокультурного концепта в лингвистических исследованиях/ М.А. Солдатова // II Международные Бодуэновские чтения: Казанская лингвистическая школа: традиции и современность ( Казань, 11-13 декабря 2003г.) : Труды и материалы: в 2 т. / Под общ. Ред. К. Р. Галиуллина, Г. А. Николаева.- Казань: Изд-во Казан. ун –та , 2003.- Т.2. –С. 110-112.
42. Степанов Ю. С. Константы: Словарь русской культуры: 3-е изд. - М.: Академический проект, 2004, с. 42-67.
43. Стернин И. А. Методы лингвистического и концептуального анализа. Русский как иностранный: Теория. Практика. Исследование. №8.-Санкт-Петербург: Изд-во Сударыня.-2006.
44. Фрумкина Р. М. Концепт, категория, прототип. Лингвистическая и экстралингвистическая семантика. Сборник обзоров. — М.: ИНИОН РАН, 1992. — 94 с.
45. Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: в 2 т. –Т.2.-М., 1999.-560 с.
46. Чернявская Е. А. Оценка и оценочность в языке и художественной речи : На материале поэтического, прозаического и эпистолярного наследия А. С. Пушкина : диссертация кандидата филологических наук : Брянск, 2001 270 c.
47. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. - М.: Прогресс, 1991. – 297 с.
48. Юргина Н. Мировоззрение и картина мира. URL : http://www.psy-help.ru/news/art- 193.html.
49. Cruse D. A. Meaning in language: An introduction to semantics and pragmatics / D. Alan Cruse — Oxford: Oxford univ. press, Cop. 2000. — 424 p.
50. Hall E.T . The Hidden Dimension. New York: Anchor, 1969. 217 p.
51. Pinker S. The Language Instinct. - London: Penguin Books, 1994. – 494.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ