Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (Арский Педагогический Колледж)
|
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: МБДОУ Детский сад общеразвивающего вида № 31 «Чишмэ» (Республика Татарстан, г. Зеленодольск).
Выборка: 20 детей в возрасте 5-6 лет.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Понятие «учебная деятельность» в психолого-педагогической литературе 8
1.2. Структура предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста 15
1.3. Влияние игры на формирование предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста 21
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 29
2.1. Определение исходного уровня развития предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста 29
2.2. Использование дидактических игр, направленных на развитие предпосылок учебной деятельности с детьми старшей группы 49
2.3. Анализ результатов формирования предпосылок учебной деятельности посредством дидактических игр у детей старшего дошкольного возраста…....…………59
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…...………67
ПРИЛОЖЕНИЕ
База исследования: МБДОУ Детский сад общеразвивающего вида № 31 «Чишмэ» (Республика Татарстан, г. Зеленодольск).
Выборка: 20 детей в возрасте 5-6 лет.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Понятие «учебная деятельность» в психолого-педагогической литературе 8
1.2. Структура предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста 15
1.3. Влияние игры на формирование предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста 21
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 29
2.1. Определение исходного уровня развития предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста 29
2.2. Использование дидактических игр, направленных на развитие предпосылок учебной деятельности с детьми старшей группы 49
2.3. Анализ результатов формирования предпосылок учебной деятельности посредством дидактических игр у детей старшего дошкольного возраста…....…………59
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…...………67
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования. Современная система дошкольного образования предполагает предшкольную подготовку детей старшего дошкольного возраста, осуществляемую в дошкольных учреждениях. На практике подготовка детей к школе часто сводится к решению образовательных задач: детей учат читать, писать, считать, дают определенный объем знаний, однако, упускается из виду один очень важный показатель готовности к школьному обучению - желание учиться, умение учиться, а именно, сформированность предпосылок учебной деятельности. Таким образом, внутренний аспект готовности старших дошкольников к учебной деятельности подменяется внешним аспектом, отражающим продуктивные характеристики готовности к школьному обучению.
В процессе формирования предпосылок учебной деятельности у детей складывается активная позиция, развивается интерес к учению, произвольность поведения, возрастает познавательная активность, дошкольники учатся самостоятельно добывать знания. Дети учатся принимать поставленную перед ними задачу, продумывать и находить способы действия, осуществлять их вариативность, планировать и 4 анализировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль, оценивать результаты деятельности, преобразовывать и совершенствовать их. Овладение предпосылками учебной деятельности позволяет детям самостоятельно строить новую деятельность.
В настоящее время проблема формирования предпосылок учебной деятельности находит отражение в нормативных правовых документах и проектах, реализуемых в рамках Федеральной целевой программы развития образования.
В Законе об образовании в Российской Федерации, принятом Государственной Думой 21 декабря 2012г., а также введенном с 01 января 2014 г подчеркивается, что дошкольное образование должно быть направлено на формирование у детей предпосылок учебной деятельности, достижение «уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности».
Значительный вклад внесли в развитие проблемы формирования предпосылок к учебной деятельности у дoшкольников и младших шкoльников и, в частности определили структуру и состав предпосылок к учебной деятельности: Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Т.В. Габай и др. А так же различные аспекты этой проблемы рассмотрены в работах Н.Н. Подьякова, В.В. Репкина, А.У. Варданян и Г.А. Варданян и др.
В нашем исследовании формирование предпосылок к учебной деятельности рассматривается в динамике, в контексте преемственности между дошкольным и начальным образованием. Проблема подготовки к школе исследуется нами с позиций преемственности ведущих видов деятельности. Опираясь на положение В.В. Давыдова о том, что в дошкольном возрасте формируются не элементы учебной деятельности, а создаются ее универсальные генетические предпосылки [24, с.62], мы полагаем, что формирование предпосылок учебной деятельности должно осуществляться в недрах игровой деятельности.
В исследовании мы принимаем во внимание и положение А.П. Усовой [51, с.67], что предпосылки учебной деятельности формируются и в процессе обучения. Нельзя недооценивать роль обучения в дошкольном возрасте, так как без этого не будут развиваться, расширяться сюжеты, содержание, правила игр. Но обучение в этом возрасте должно носить игровой характер.
Переход игровой деятельности в учебную, их преемственность рассматривается нами с позиций внутренней логики возрастного развития детей. Дошкольник, реализовавший себя в игре, познавший высокоорганизованную игру, более готов к учебной деятельности, тому, чтобы стать ее активным субъектом. Эта смена должна носить сглаженные формы и обеспечить построение содержания образования в целостную систему.
Несмотря на наличие психологических и педагогических исследований по проблеме формирования предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста, этот вопрос остается недостаточно изученным с методической точки зрения. Это позволяет говорить о необходимости теоретического осмысления и практической разработки данного направления в дошкольном возрасте.
Таким образом, существует противоречие между необходимостью формированию предпосылки учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста и недостаточной разработанностью методического обеспечения, позволяющего целенаправленно осуществлять этот процесс.
Поиск эффективных путей решения обозначенного выше противоречия привел нас к проблеме исследования: каковы условия формирования предпосылок учебной деятельности старших дошкольников?
Актуальность и проблема исследования позволила сформулировать тему данной работы, следующим образом: «Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр».
Цель данной работы: теоретически обосновать и экспериментально проверить роль дидактической игры в формировании предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников.
Объект исследования: процесс формирования предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: дидактическая игра как средство формирования предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что в процессе целенаправленной работы с использованием разработанной системы дидактических игр, формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста становится успешнее, если:
- систематически использовать дидактические игры на формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста;
- если учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей при подборе дидактических игр;
- если мотивировать детей к участию в дидактических играх.
В соответствии с обозначенной выше целью в работе были поставлены следующие задачи:
1. определить понятия «учебная деятельность», «предпосылки учебной деятельности» и раскрыть ее структуру;
2. выявить роль игры в формировании предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста;
3. опытным путем проверить эффективность использования дидактической игры в формировании предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Методологическую основу данного исследования составляют современные концепции развития личности, деятельностный подход к обучению учащихся, теория игровой деятельности, концепция проблемного обучения.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические (изучение научной литературы по проблеме исследования); эмпирические (наблюдение за учебно-воспитательным процессом, беседы с детьми, эксперимент), метод количественной обработки данных.
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в расширении представлений о формировании предпосылок учебной деятельности детей у детей старшего дошкольного возраста; раскрытии роли дидактических игр в формировании учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в следующем:
1. разработана, практически апробирована и определена эффективность условий формирования предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста;
2. подобрана картотека дидактических игр применение, которых формирует у старших дошкольников предпосылки учебной деятельности.
Материалы проведенного исследования могут быть использованы в практике работы воспитателей дошкольного образовательного учреждения.
База исследования: МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 31» «Чишмэ» Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан.
Структура работы: работа включает в себя введение, две главы, выводы после каждой главы , заключение, список литературы, приложение.
В процессе формирования предпосылок учебной деятельности у детей складывается активная позиция, развивается интерес к учению, произвольность поведения, возрастает познавательная активность, дошкольники учатся самостоятельно добывать знания. Дети учатся принимать поставленную перед ними задачу, продумывать и находить способы действия, осуществлять их вариативность, планировать и 4 анализировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль, оценивать результаты деятельности, преобразовывать и совершенствовать их. Овладение предпосылками учебной деятельности позволяет детям самостоятельно строить новую деятельность.
В настоящее время проблема формирования предпосылок учебной деятельности находит отражение в нормативных правовых документах и проектах, реализуемых в рамках Федеральной целевой программы развития образования.
В Законе об образовании в Российской Федерации, принятом Государственной Думой 21 декабря 2012г., а также введенном с 01 января 2014 г подчеркивается, что дошкольное образование должно быть направлено на формирование у детей предпосылок учебной деятельности, достижение «уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности».
Значительный вклад внесли в развитие проблемы формирования предпосылок к учебной деятельности у дoшкольников и младших шкoльников и, в частности определили структуру и состав предпосылок к учебной деятельности: Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Т.В. Габай и др. А так же различные аспекты этой проблемы рассмотрены в работах Н.Н. Подьякова, В.В. Репкина, А.У. Варданян и Г.А. Варданян и др.
В нашем исследовании формирование предпосылок к учебной деятельности рассматривается в динамике, в контексте преемственности между дошкольным и начальным образованием. Проблема подготовки к школе исследуется нами с позиций преемственности ведущих видов деятельности. Опираясь на положение В.В. Давыдова о том, что в дошкольном возрасте формируются не элементы учебной деятельности, а создаются ее универсальные генетические предпосылки [24, с.62], мы полагаем, что формирование предпосылок учебной деятельности должно осуществляться в недрах игровой деятельности.
В исследовании мы принимаем во внимание и положение А.П. Усовой [51, с.67], что предпосылки учебной деятельности формируются и в процессе обучения. Нельзя недооценивать роль обучения в дошкольном возрасте, так как без этого не будут развиваться, расширяться сюжеты, содержание, правила игр. Но обучение в этом возрасте должно носить игровой характер.
Переход игровой деятельности в учебную, их преемственность рассматривается нами с позиций внутренней логики возрастного развития детей. Дошкольник, реализовавший себя в игре, познавший высокоорганизованную игру, более готов к учебной деятельности, тому, чтобы стать ее активным субъектом. Эта смена должна носить сглаженные формы и обеспечить построение содержания образования в целостную систему.
Несмотря на наличие психологических и педагогических исследований по проблеме формирования предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста, этот вопрос остается недостаточно изученным с методической точки зрения. Это позволяет говорить о необходимости теоретического осмысления и практической разработки данного направления в дошкольном возрасте.
Таким образом, существует противоречие между необходимостью формированию предпосылки учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста и недостаточной разработанностью методического обеспечения, позволяющего целенаправленно осуществлять этот процесс.
Поиск эффективных путей решения обозначенного выше противоречия привел нас к проблеме исследования: каковы условия формирования предпосылок учебной деятельности старших дошкольников?
Актуальность и проблема исследования позволила сформулировать тему данной работы, следующим образом: «Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр».
Цель данной работы: теоретически обосновать и экспериментально проверить роль дидактической игры в формировании предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников.
Объект исследования: процесс формирования предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: дидактическая игра как средство формирования предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что в процессе целенаправленной работы с использованием разработанной системы дидактических игр, формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста становится успешнее, если:
- систематически использовать дидактические игры на формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста;
- если учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей при подборе дидактических игр;
- если мотивировать детей к участию в дидактических играх.
В соответствии с обозначенной выше целью в работе были поставлены следующие задачи:
1. определить понятия «учебная деятельность», «предпосылки учебной деятельности» и раскрыть ее структуру;
2. выявить роль игры в формировании предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста;
3. опытным путем проверить эффективность использования дидактической игры в формировании предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Методологическую основу данного исследования составляют современные концепции развития личности, деятельностный подход к обучению учащихся, теория игровой деятельности, концепция проблемного обучения.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические (изучение научной литературы по проблеме исследования); эмпирические (наблюдение за учебно-воспитательным процессом, беседы с детьми, эксперимент), метод количественной обработки данных.
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в расширении представлений о формировании предпосылок учебной деятельности детей у детей старшего дошкольного возраста; раскрытии роли дидактических игр в формировании учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в следующем:
1. разработана, практически апробирована и определена эффективность условий формирования предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста;
2. подобрана картотека дидактических игр применение, которых формирует у старших дошкольников предпосылки учебной деятельности.
Материалы проведенного исследования могут быть использованы в практике работы воспитателей дошкольного образовательного учреждения.
База исследования: МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 31» «Чишмэ» Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан.
Структура работы: работа включает в себя введение, две главы, выводы после каждой главы , заключение, список литературы, приложение.
Поступление в школу очень значимое событие для детей. Формирование предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников заключается в организованном процессе подготовки к школе в детском саду. Предпосылками формирования учебной деятельности являются: воспитание познавательных интересов и потребностей. В состоянии интереса возникает подъем всех человеческих сил. Особенно важно это учитывать при организации учебной деятельности детей. Если бы ребенок усваивает все то, что от него требуется, без интереса и увлечения, то знания его будут формальными. Такое обучение не будет способствовать развитию пытливого, творческого ума. Условия, в которых возникает и развивается интерес к учению [15, с.123].
Средства формирования предпосылок учебной деятельности - это материальные объекты и предметы духовной культуры, предназначающиеся для организации осуществления образовательного процесса и выполняющие функции развития детей; предметная поддержка образовательного процесса, а так же разнообразная деятельность, в которую включаются воспитанники.
Для развития способностей ребёнка к саморазвитию путём активного усвоения и получения знаний через практическую деятельность, через «умение учиться» используются универсальные учебные действия [9, с.32].
Основными средствами формирования предпосылок к обучению в школе старших дошкольников являются вариативные по формулировке учебные задания, направленные на объяснение, проверку, доказательство, оценивание, воображение, сравнение, наблюдение и т.д.
Применение дидактических игр в процессе подготовки детей старшего дошкольного возраста, выступает как средство формирования предпосылок к учебной деятельности. Дидактические игры – это комплексный метод обучения дошкольников, который включает в себя и самостоятельно выстроенную игровую деятельность, и обучение основам сюжетно-ролевой игры[38, с.55].
Методики подготовки к школе должны содержать в себе не только упражнения для развития конкретных навыков и умений, не только «сухие» знания, но и методы общего, всестороннего развития. Также не стоит забывать и о психологической готовности ребёнка к школе, которая реализуется не путём заучивания чего-либо, а через социализацию ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми. Именно этот аспект подготовки к школе в домашних условиях наиболее уязвим, ведь детям- одиночкам, не посещающим детский сад, бывает в дальнейшем очень сложно адаптироваться к школе.
Формирование учебных предпосылок это уровень общего целостного развития ребенка. Развитие логики у детей является одной из главных задач всестороннего развития, которому необходимо уделять особое внимание. Дети, обладающие навыками логического мышления, владеют комплексом «инструментов» — логических операций, крайне необходимых им для общего развития, получения качественного образования и воспитания. Игра – это самый главный вид деятельности ребёнка дошкольного возраста, он вступает в игровой процесс со сверстниками или взрослыми людьми, экспериментирует с предметной деятельностью или ролевыми играми. В процессе игры происходит его эмоционально-личностное и интеллектуальное развитие. Развитие у детей логического мышления – это сложный, длительный и трудоёмкий процесс. Уровень мышления у каждого ребёнка специфичен. Всех детей объединяет тот факт, что логическое мышление развивается у них разными темпами, но с обязательным позитивным результатом. Это необходимое условие, которое может свидетельствовать о нормальной подготовке ребёнка к следующей ступени своего развития и к обучению в школе.
Нами была проведена опытно-экспериментальная работа, целью которой было формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшей группы детского сада посредством дидактических игр. Наблюдение за детьми, участвовавшими в экспериментальной работе, на занятиях, в повседневной жизни свидетельствуют, что эти дети и в других видах деятельности лучше, чем ранее справлялись приемами классификации. Там, где это необходимо, дети легко выделяли признаки предметов, без большого труда находили общие и существенные, без ошибок определяли основание классификации и подбирали для обозначения класса обобщающие слова.
Можно утверждать, что в процессе целенаправленной работы с использованием разработанной системы дидактических игр, процесс формирования предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников будет эффективным. Гипотеза подтверждена. Цели работы достигнуты.
Средства формирования предпосылок учебной деятельности - это материальные объекты и предметы духовной культуры, предназначающиеся для организации осуществления образовательного процесса и выполняющие функции развития детей; предметная поддержка образовательного процесса, а так же разнообразная деятельность, в которую включаются воспитанники.
Для развития способностей ребёнка к саморазвитию путём активного усвоения и получения знаний через практическую деятельность, через «умение учиться» используются универсальные учебные действия [9, с.32].
Основными средствами формирования предпосылок к обучению в школе старших дошкольников являются вариативные по формулировке учебные задания, направленные на объяснение, проверку, доказательство, оценивание, воображение, сравнение, наблюдение и т.д.
Применение дидактических игр в процессе подготовки детей старшего дошкольного возраста, выступает как средство формирования предпосылок к учебной деятельности. Дидактические игры – это комплексный метод обучения дошкольников, который включает в себя и самостоятельно выстроенную игровую деятельность, и обучение основам сюжетно-ролевой игры[38, с.55].
Методики подготовки к школе должны содержать в себе не только упражнения для развития конкретных навыков и умений, не только «сухие» знания, но и методы общего, всестороннего развития. Также не стоит забывать и о психологической готовности ребёнка к школе, которая реализуется не путём заучивания чего-либо, а через социализацию ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми. Именно этот аспект подготовки к школе в домашних условиях наиболее уязвим, ведь детям- одиночкам, не посещающим детский сад, бывает в дальнейшем очень сложно адаптироваться к школе.
Формирование учебных предпосылок это уровень общего целостного развития ребенка. Развитие логики у детей является одной из главных задач всестороннего развития, которому необходимо уделять особое внимание. Дети, обладающие навыками логического мышления, владеют комплексом «инструментов» — логических операций, крайне необходимых им для общего развития, получения качественного образования и воспитания. Игра – это самый главный вид деятельности ребёнка дошкольного возраста, он вступает в игровой процесс со сверстниками или взрослыми людьми, экспериментирует с предметной деятельностью или ролевыми играми. В процессе игры происходит его эмоционально-личностное и интеллектуальное развитие. Развитие у детей логического мышления – это сложный, длительный и трудоёмкий процесс. Уровень мышления у каждого ребёнка специфичен. Всех детей объединяет тот факт, что логическое мышление развивается у них разными темпами, но с обязательным позитивным результатом. Это необходимое условие, которое может свидетельствовать о нормальной подготовке ребёнка к следующей ступени своего развития и к обучению в школе.
Нами была проведена опытно-экспериментальная работа, целью которой было формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшей группы детского сада посредством дидактических игр. Наблюдение за детьми, участвовавшими в экспериментальной работе, на занятиях, в повседневной жизни свидетельствуют, что эти дети и в других видах деятельности лучше, чем ранее справлялись приемами классификации. Там, где это необходимо, дети легко выделяли признаки предметов, без большого труда находили общие и существенные, без ошибок определяли основание классификации и подбирали для обозначения класса обобщающие слова.
Можно утверждать, что в процессе целенаправленной работы с использованием разработанной системы дидактических игр, процесс формирования предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников будет эффективным. Гипотеза подтверждена. Цели работы достигнуты.



