Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Русский стиль в творчестве московских ювелиров середины-второй половины XIX века

Работа №131743

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы79
Год сдачи2017
Стоимость4780 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
21
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Историография 6
Глава 2. «Русский стиль» в искусстве второй половины XIX века 14
Глава 3. Ювелирное производство Москвы середины-второй половины XIX
века 26
1. Фирма И. П. Хлебникова 32
2. Фирма А. А. Овчинникова 52
3. Фирма К. Г. Фаберже 59
Заключение 65
Список литературы 69
Список иллюстраций 72
Иллюстрации


Каждая эпоха порождает свой художественный стиль - он выражает мировоззренческие концепции общества, его социально-экономические основы. И в этом смысле XIX век не был исключением. Старые политические и социальные структуры были разрушены: Великая французская революция, наполеоновские войны, национально-освободительные и буржуазные движения во многих странах Европы, а также промышленная революция в Англии середины XVIII века. Именно там началось так называемое готическое Возрождение, романтическое увлечение искусством средних веков. Эстетика романтизма провозгласила свободу личности, ее самоценность - антитезу эстетике просвещения с ее строгой регламентацией и рационалистичностью. Романтизм принес осознание себя как субъекта истории, осознание смены эпох - отсюда интерес к археологии, прошлому, различным историческим эпохам и культурам разных народов. Зародившись в Англии, готическое Возрождение охватило все европейские страны, в том числе и Россию.
На рубеже XIX - XX вв. здесь сложились две художественные школы декоративно-прикладного искусства: Петербург - центр придворной жизни - до начала XX в. сохранял свою ориентацию на западноевропейскую культуру и моду, символом блестящей поры стало имя придворного ювелира, поставщика его Императорского Величества Карла Фаберже. В Москве активно возрождались национальные формы искусства: лучшими представителями московской ювелирной школы были фирмы П. Ф. Сазикова, П. А. Овчинникова, А. М Постникова.
Существовали три ведущие тенденции: историческое направление, экзотические влияния и натурализм. Первое также называют историзм, поскольку тематика, композиционное решение произведений построены на прямом или переработанном цитировании украшений прошлого от античности до XVIII в; он развивается параллельно с неоготикой в 1830-е годы. Начинаются архитектурные разработки русского национального стиля, или русско-византийского, источниками которого служили архитектурные формы Древней и Московской Руси, произведения народного творчества. Национальный стиль в некотором качестве нашел продолжение в виде неорусского стиля в модерне начала XX века. Интерес к экзотическому искусству, который обозначают термином «эклектика», имея в виду смешение разнородных элементов, был вызван непохожестью на европейские стили. Это было поверхностное заимствование отдельных ярких элементов, их произвольное смешение, механическое соотношение разных начал. Третье направление - отражение естественнонаучного прогресса, оно в то же время послужило одной из основ развития искусства следующего периода. Стилевым направлением романтизма и историзма является русский стиль. Получивший распространение в России во второй половине XIX века, под этим понятием подразумевают поиск самобытности в русской архитектуре и прикладном искусстве этого времени.
Прикладное искусство - одна из областей, где оно получает наиболее широкое распространение. Со второй половины XIX века в Москве, с ее традициями и корнями, активно возрождались национальные формы искусства. Рассмотрев тематику, можно сделать вывод, что среди публикаций, посвященных ювелирному делу, рассмотрением конкретно московских фирм второй половины XIX в. занимались всего несколько исследователей. Предметом исследования данной работы служит процесс возникновения и развития русского стиля в искусстве второй половины XIX в. В качестве объекта исследоания служит ассортимент рассматриваемых в
5
данной работе фирм, а также архитектура, живопись и костюм, созданные
под влиянием русского стиля.
Поэтому в данной работе автор ставит своей главной целью проследить эволюцию русского стиля на примере декоративного решения произведений ювелирных фирм второй половины XIX века.
Таким образом, были поставлены следующие задачи:
1) Изучить историю наиболее ярких московских ювелирных фирм рассматриваемого периода, процесс их становления и развития,
2) Составить наиболее полный историографический обзор,
3) Выявить черты русского стиля, характерные для декоративно-прикладного искусства второй половины XIX-начала XX и для каждой фирмы в частности,
4) Рассмотреть наиболее яркие сюжетно-тематические и образные предпочтения, характерные для московских ювелирных фабрик второй половины XIX века,
5) Раскрыть технологические аспекты продукции московских фирм, рассмотрев приемы и обработки драгоценных металлов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Во второй половине XIX века появляются крупные фабрики и мастерские, оснащенные новейшими станками и оборудованием. Произведения золотого и серебряного дела являются результатом коллективного труда многих мастеров, поэтому можно говорить об отличиях в изделиях различных фирм, а не отдельных мастеров.
Русский стиль в прикладном искусстве выражается в разработке самобытного дизайна и орнаментации драгоценных изделий. Сосуды принимают формы древнерусских: братины, ковши - они почти этнографически воспроизводят формы посуды XVI-XVII вв., а также орнаменты, с надписями пословиц и поговорок, надписей, исполненных красивой декоративной вязью. Важным аспектом русского стиля и национального направления в модерне было использование национальных фольклорных мотивов, самых характерных для русской культуры - витязей, сказителей, простых крестьян. Изображения исторических памятников и видов городов также декларировало любовь к отечеству, родному городу и было крайне актуально в контексте русского стиля. Огромную роль играла имитационная техника - известная издавна, она с одной стороны продолжала быть древнейшей, но в то же время получать прекрасную имитацию различных фактур. Впервые в истории русского ювелирного искусства украшение драгоценных изделий стало черпать свою тематику в народном искусстве, отечественной истории. Использование резьбы, литья и чеканки, перегородчатой эмали голубого, синего, золотистого и красного тонов и скани - создавая предметы в русском стиле, мастера старались использовать техники обработки металла, известные в старой Руси.
Произведения фирм в русском стиле отличаются богатством и разнообразием художественных образов и технических решений. Одной из основных сюжетно-тематической линий является крестьянская тематика. Скульптурные образы крестьян, украшающие письменные приборы, черенки
ложек, шахматные фигурки, кружки, живописные эмалевые изображения, декорирующие крышки портсигаров, отличаются поэтичностью и некоторой идеализированностью, рафинированностью образов, напоминая
академическую скульптуру (напрмер, работы мастеров фабрики Хлебникова, Сазикова).
Работы на сказочно-былинную тему, в неорусском стиле, представленные в ассортименте московского филиала Фаберже, представляют прекрасные художественные и образные решения. Их отличает разнообразие типажей с ярко выраженным характером и внимательным воспроизведением исторических деталей. В отличие от несколько однообразных типов крестьян, здесь художник для каждого героя нашел свой, яркий запоминающийся образ и композиционную схему. Многообразие русской орнаментики демонстрируют предметы, декорированные эмалью. Широко использовался один из любимых мотивов народного искусства - образ петуха. В принципе, образ птицы, широко применялся как для формы предмета, так и для декора. Эти произведения отличает точность найденной стилизации и прекрасное декоративное решение с использованием орнаментов, построенных на традициях народного искусства и стилизованных декоративных элементах, характерных для модерна. Мастера применяют излюбленные формы в виде русских деревянных солониц, покрывая их мелким растительно-геометрическим орнаментом. В декоре предметов начала XX века усиливается влияние модерна. Национальное направление модерна развивается на основе русского стиля конца XIX в., приобретая орнаменты с плавными линиями, стилизованными зооморфными изображениями, пластикой линий и характером композиций.
Мастера использовали самые разные техники: художественное литье, дополненной чеканкой и гравировкой и разнообразные эмали. Скульптурные работы фирмы отличает прекрасная моделировка формы и выраженная фактурность материалов. Сочетание в одном предмете разнообразных эмальерных техник позволяло создавать сложные многоплановые декоративные композиции. Среди различных эмальерных техник несколько шире применялась выемчатая эмаль, по сравнению с витражной, живописной эмалью по скани. Витражная эмаль использовалась для небольших чаш и сосудов (влияние «абрамцевского круга») или в качестве дополнения, вместе с другими эмальерными техниками. В технике черни выпускали в основном предметы столового серебра с черневым растительным узором.
Круг изделий, выпускаемых московскими фабриками, представлял разнообразные предметы столового серебра, оправы для кувшинов, подносные блюда, подарочные бювары, письменные приборы, шкатулки, портсигары и различные бытовые предметы. В некоторых предметах оправы придают хрустальным вазам-ладьям форму ковша - типичную национальную форму.
Таким образом, ювелирное искусство не оставалось в стороне от нового стилистического направления, а наоборот активно развивало и насыщало его. Русский стиль - единственной стилевое направление XIX в., имеющее всеобъятный характер. Распространившись во второй половине XIX в. на прикладное искусство и книжную графику, ни одно другое направление архитектуры и прикладного искусства не может соперничать с ним по степени распространенности и популярности.



1) Бернякович З.А. Русское художественное серебро XVII начала XX века в собрании Государственного Эрмитажа. - Л., 1977.
2) Всероссийская выставка. Москва 1882. Каталог. /Сост. Н.П.Собко./ - СПб., Боткин, 1882.
3) Всемирная Колумбова выставка в Чикаго 1893 г. Указатель русского отдела. СПб., 1893.
4) Всемирная промышленная выставка. Париж 1867 г. СПб., Генкель. 1869.
5) Всемирная выставка в Париже 1900 г. Каталог русского отдела. СПб., 1900.
6) Всероссийская промышленно-художественная выставка. Москва 1882.
7) Всероссийская промышленно-художественная выставка 1882 г. в Москве. Список экспонентов, удостоенных похвальных наград. СПб., 1882.
8) Гольдберг Т.Г., Мишуков Ф.Я., Платонова Н.Г., Постникова-Лосева М.М. Русское золотое и серебряное дело XV XX веков. - М., Наука, 1983.
9) Иллюстрированный каталог художественного отдела. СПб., Изд-во Г.Гоппе, 1882.
10) Иллюстрированное описание Всероссийской художественно-промышленной выставки в Москве. М., 1882.
11) Историзм в России: стиль и эпоха в декоративном искусстве 1820-1890¬х годов: Каталог выставки. /Сост. Е Анисимова и др./ СПб., 1996.
12) Историзм и модерн: Каталог выставки. /Вс.ст. Х.Ёдинг, Сост. Б.Хофмейстер/ Государственный Эрмитаж. Л., Государственный Эрмитаж, 1986.
13) Карпун А.Л. Русское ювелирное искусство: вторая половина XIX XX век. - М., Береста. 1994.
14) Кириченко Е. И. Русский стиль. Поиски выражения национальной самобытности. Народность и национальность. Традиции древнерусского и народного искусства в русском искусстве XIX-начала XX веков. М., 1997.
15) Коварская С.Я. Произведения московской ювелирной фирмы
Хлебникова. Каталог. М., Московский Кремль, 2001.
16) Коварская С.Я., Костина И.Д. Русские ювелирные украшения XVIII- начала XX века. М., Изобразительное искусство. 1998.
17) Коварская С.Я. Хлебников первой гильдии купец. «Ювелирный мир» - М., 1997, №1,-с. 56-60.
18) Корсунь В. Н. Ювелирное искусство Древней Руси. Традиции матеров. М., 2012.
19) Недлер С. Стиль и техника в ювелирном искусстве. «Русский ювелир». -СПб, 1914, №4
20) Мостовский М. Историческое описание храма во имя Христа Спасителя в Москве. М., 1883.
21) Постникова-Лосева М. М. Золотое и серебряное дело XV-XX вв. М., 1983.
22) О даровании разным лицам звания Поставщиков великокняжеских дворов, с правом иметь на вывесках венель вне изображения имени их Императорских высочеств 1877 г. - РГИА, ф. 472, оп. 37, д. 15.
23) Постникова-Лосева М.М., Платонова Н.Г., Ульянова Б.Л. Золотое и серебряное дело XV-XX вв. (Территория России, СНГ и ближнего зарубежья). СПб., 2003.
24) Прейскурант на золотые и серебряные изделия фирмы И. П. Хлебникова. Спб., 1904.
25) Русский стиль. Собрание ГИМ. Каталог выставки (ноябрь 1998-январь 1999). /Под ред. В.Л.Егорова/ - М., 1998.
26) Русский стиль. Стиль жизни и стиль искусства. Материалы научной конференции. Труды государственного музея Истории Санкт-Петербурга. СПБ., 2012.
27) Скурлов В. В. История фирмы Фаберже. Спб., 1993.
28) Стернин Г.Ю. Русская художественная культура 2-й половины XIX-XX веков. М., Наука, 1984.
29) Смородинова Г. Г. Ювелиры серебряного века. // Русский стиль. Собрание Государственного Исторического музея. М., 1999.
30) Список наградам, присужденным Международным судом экспертов экспонентам Русского отдела Венской всемирной выставки 1873 года. СПб., 1874.
31) Ювелирное искусство России. /Сост. Т. В. Тищенко. М., 2002.
32) Устав товарищества производства серебряных, золотых и ювелирных изделий «И. П. Хлебников сыновья и Ко». М., 1897.
33) Фелькеозам А. Е. Описи серебра двора Его Императорского Величества. СПб., 1907.
34) Фёдор Шехтель и эпоха модерна / сост. Клименко С. В. М., 2009.
35) Becker V. Art Nouveau Jewelry. London : Thames & Hudson, 1999.
36) Solodkoff A. von. Russian Gold and Silverwork. 17-19 Century. Rizolli, 1981.
37) Habsburg-Lothringen G. Faberge. Kunsthalle der Hypo-Kulturstiftung. Munchen, 1987.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ