Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СПЕЦИФИКА МУЗЕЕФИКАЦИИ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ: ПОПУЛЯРНАЯ МУЗЫКА КАК ОБЪЕКТ МУЗЕЙНОЙ ЭКСПОЗИЦИИ

Работа №131725

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

культурология

Объем работы71
Год сдачи2018
Стоимость4340 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
47
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1: ПОПУЛЯРНАЯ МУЗЫКА В КОНТЕКСТЕ МУЗЕЯ 8
1.1. Популярная музыка как феномен 8
1.2. Музей и массовая культура 11
1.3. Музей популярной музыки: история и перспективы развития 17
ГЛАВА II: ПОПУЛЯРНАЯ МУЗЫКА В ЭКСПОЗИЦИИ 23
2.1. Проблема комплектования коллекций. 23
2.2. Визуальная составляющая экспозиции 28
2.3. Примеры музеев популярной музыки 35
2.3.1. Зал славы Рок-н-ролла 35
2.3.2 Музей "Британский музыкальный опыт" (British Music Experience) 38
ГЛАВА III: ПЕРВЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ РОК-МУЗЫКИ: РЕКОМЕНДАЦИИ К РЕЭКСПОЗИЦИИ 42
3.1. "Первый национальный музей рок-музыки": история и экспозиция. 42
3.1.Предложения по реэкспозиции и актуализации контента музея 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67


Музеефикация нематериальной культуры – одна из самый обсуждаемых проблем в современном музееведении. Повышенный интерес к ней тесно связан с потребностью сохранить культуру традиционного общества, вымирающие языки, исчезающие культурные практики, традиции и обычаи. В 2003 году была принята Международная конвенция по охране нематериального культурного наследия, где было сформулировано принятое на настоящий момент определение, согласно которому нематериальное культурное наследие включает в себя "обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки, — а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, — признанные сообществами, группами и, в некоторых случаях, отдельными лицами в качестве части их культурного наследия" .
Однако нематериальное культурное наследие присутствует не только в традиционной культуре; музыка, песня, танец, различные культурные практики, а также перформанс и хэппенинг – все это можно отнести к нематериальной культуре XX – XXI веков.
Таким образом, нематериальное культурное наследие проникает не только в этнографический музей, но и в другие, самые разные музеи, в том числе музей современного искусства; музыкальный же музей не просто включает нематериальное культурное наследие в музейное пространство, а выбирает его в качестве объекта экспозиции. В рамках данного исследования мы рассматриваем те музеи, которые пытаются сохранить современное нематериальное наследие – популярную музыку.
Музеи, посвященные популярной музыке, открываются во всем мире. Последние годы их число только растет. Однако до сих пор ни в отечественной, ни в зарубежной науке проблема музеефикации популярной музыки в достаточной степени не разработана. Российские ученые ранее не обращались к этой проблеме, работы зарубежных исследователей крайне немногочисленны.
Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена недостаточной научной разработанностью проблемы музеефикации популярной музыки как в российской, так и в зарубежной науке. При этом, растущее количество музеев популярной музыки говорит о необходимости более глубокого анализа проблем, возникающих перед музейными работниками при создании экспозиций.
Что касается существующей научной литературы, большинство фундаментальных трудов, так или иначе затрагивающих тему популярной музыки в музейном пространстве, посвящены проблеме уместности популярной музыки, как элемента массовой культуры, в музейном пространстве. Здесь важно упомянуть труды Т.Адама "The museum and popular culture", К.Мура "Museums and Popular Culture", Ф. Щрёдера "Twentieth – Century Popular Culture in Museums and Libraries". Последние два также затрагивают важную проблему систематизации и каталогизации музейных предметов, относящихся к популярной культуре.
Фундаментальных трудов, посвященный непосредственно теме популярной музыки в музейном пространстве, к сожалению, до сих пор нет. Самая крупная работа, концентрирующаяся именно на этой теме - диссертация К. Пирри Адамс "When Media Becomes Form: Declining conventions of materiality, space, and audience in the popular music museum". Также необходимо упомянуть ряд важных статей, посвященных различным проблемам, с которыми сталкивается музей популярной музыки: статьи Сары Бэкер "Curating popular music heritage: storytelling and narrative engagement in popular music museums and exhibitions" об экспозиционных методах, к которым прибегают музеи популярной музыки "The sound of music heritage: curating popular music in music museums and exhibitions", посвященная проблеме звука и песни в пространстве музейной экспозиции; Марион Леонард "Exhibiting popular music: museum audiences, inclusion and social history" о музеях популярной музыки как агентах социальной инклюзии, "Constructing histories through material culture: Popular music, museums and collecting " о проблеме комплектования коллекций.
При разработке рекомендаций для концепции "Первого национального музея рок-музыки" мы также изучили литературу, посвященную истории отечественной рок-музыки. Крупнейшие работы, посвященные этой теме – работы А. Троицкого "Рок в Союзе: 60 – е, 70 – е, 80 – е" и "Back in the USSR", А. Бурлаки "Рок-энциклопедия. Популярная музыка в Ленинграде–Петербурге. 1965–2005", А. Запесоцкого, А. Бурлаки "В ритме эпохи: Очерки истории музыки «рок»".
Итак, предметом нашего исследования является нематериальное культурное наследие как объект музейной экспозиции. Объектом – популярная музыка в рамках музейного пространства.
Целью нашего исследования является выявление специфики популярной музыки как объекта музейной экспозиции.
В рамках исследования темы популярной музыки в музейном пространстве можно выделить целых ряд проблем. Во-первых, уместность массовой культуры в музее: является ли музеем институция, экспонирующая популярную музыку. Во-вторых, проблема комплектования коллекции, посвященной популярной музыки. В-третьих, проблема звука в музейном пространстве: как включить в статичную экспозицию песню, которая всегда имеет строгий хронометраж.
Задачи исследования:
1. Определить профильную группу музеев, которая выбирает в качестве объекта экспозиции популярную музыку;
2. Изучить историю музеев, посвященных популярной музыке;
3. Изучить современную литературы, освящающей проблему популярной музыки в музейной экспозиции;
4. Выделить проблемы, которые встают перед музеями, посвященными популярной музыке, и предложить пути их решения.
5. Предложить на основе проведенного анализа зарубежного опыта некоторые рекомендации для создания научной концепции отечественного музея популярной музыки (на примере "Первого национального музея рок-музыки").
Работа состоит из введения, трех глав и заключения. Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект, предмет, цель и задачи исследования, а также теоретическую и практическую значимость работы. В первой главе приведена история возникновения музеев, посвященных популярной музыке и причины их появления, их основные особенности. Вторая посвящена методам, которые используются при экспонировании музыки в музее, а также описанию проблем, с которыми сталкиваются музеи, посвященные популярной музыке, на этапе отбора предметов в коллекцию и создания экспозиции. Также здесь приведен краткий анализ экспозиций двух музеев: американского Зала славы Рок-н-Ролла и английского "Британский музейный опыт". Третья глава – попытка применить опыт зарубежных музеев – рекомендации к созданию концепции экспозиции музея "Первый национальный музей рок-музыки" . В библиографическом списке представлено 38 источников по теме исследования, в том числе 17 на русском языке и 21 на английском, а также 6 интернет – источников. Общий объем дипломной работы составил 71 страница. Объем приложений 10 страниц.
Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций для музеев, посвященных популярной музыке.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Вторая половина XX века существенно изменила музейный мир. Количество резко увеличивается, а вместе с ним появляется стремление зафиксировать в музейном пространстве как можно больше сфер жизнедеятельности человека. До этого времени практически не существовало мемориальных музеев, музеев быта, музеев какого-либо класса предметов или какого-либо явления. Однако эти учреждения не всегда соответствуют основным функциям и направлениям деятельности музея, представляя собой скорее досуговые или культурно-развлекательные центры.
В ходе нашего исследования мы изучили один из таких "новых" музеев - музей популярной музыки. Отечественная наука ранее не сталкивалась с этой группой музеев, так как в российском музейном мире на данный момент музеи популярной музыки существуют только в частном секторе и напоминают ностальгические музеи советского быта. Однако за рубежом профильная группа музеев популярной музыки активно развивается, экспозиционеры ищут способы представления популярной музыки в музейном пространстве.
Итак, на основании проделанного нами исследования мы предлагаем следующее определение музея популярной музыки:
Музей популярной музыки – это профильная группа музеев, осуществляющих собирание, хранение, изучение, экспонирование и публикацию реликвий популярной музыки. Музеи популярной музыки можно разделить на: музеи жанра, музеи личности/ей и музеи инструмента.
Музеи популярной музыки появляются в конце XX века. Среди причин их появления стоит выделить следующие:
1. Изменение роли музея, музейной философии: ориентация на "широкого посетителя" при создании музейной экспозиции. Появление "новой музеологии" и развитие концепции "нового музея".
2. Изменение отношения к популярной культуре в научной среде в целом. Признание популярной культуры ценной и значимой для общества открыло для нее двери в музей.
3. Взросление поколения бэби-бумеров, которые теперь работают в сфере культуры и могут диктовать свои правила музеям.
4. Развитие новых технологий и появление новых возможностей в музейном пространстве дали возможность экспонировать музыку.
Удалось установить, что в ходе своей работы музей популярной музыки сталкивается с рядом специфических проблем, связанных в первую очередь с особенностями, которыми обладает популярная музыка.
На стадии создания коллекции музей популярной музыки неизбежно сталкивается с конфликтом элитарного и массового: уместен ли вообще предмет массовой культуры в музее? Массовое производство существенно влияет на восприятие ценности предметов. То, что произведено большими тиражами не воспринимаются как достойное сохранения и музеефикации. Представление о том, что массовое является «одноразовым», быстро забывается и бесследно исчезает – принято в обществе и редко подвергается сомнению. Следующая проблема, которая возникает при комплектовании коллекции – отбор действительно необходимых музейных предметов среди огромной массы материалов, имеющих отношение к популярной музыке. Каждый музей выбирает свои критерии отбора согласно своей концепции комплектования. Одним из основных способов, который музей использует для определения ценности предмета, служит его социальная и экономическая значимость в обществе. Стоит заметить, что для музейной экспозиции он не всегда оказывается выигрышным, потому что при этом опускается огромный пласт материала, имеющего отношение к популярной музыке (афиши, билеты, фан-арт, постеры, сувениры и др.). Стоит заметить, что именно этот материал позволяет включить музыку в культурно-исторический контекст.
При создании экспозиции центральная проблема, с которой сталкивается музей популярной музыки, является включение в экспозицию звука, песни. В ходе нашего исследования мы выяснили, что зарубежные музеи музыки используют один из трех способов включения звука в экспозицию: наушники, фоновое музыкальное сопровождение, специальные мультимедийные комнаты, дающие доступ к музыкальным архивам. Однако на практике оказывается, что гораздо важнее для экспозиционеров оказывается визуальная составляющая экспозиции, ведь невозможно представить популярное музыкальное наследие в музее без ссылки на другие аспекты культуры – литературу, историю, моду, язык и т.д., которые влияют или находятся под влиянием популярной музыки.
Популярная музыка в музее – сложная многогранная проблема, которая требует глубоких исследований. К сожалению, в рамках данной работы, нам удалось только обозначить лишь основные проблемные вопросы, которые еще предстоит решить. Однако, на наш взгляд, очевидно, что музей популярной музыки необходим современному музейному обществу: музыка важная составляющая современной культуры, рассказать о XXI веке, не затрагивая тему популярной музыки – невозможно.
Однако зарубежные музеи нередко слишком увлекаются современными технологиями и упрощают экспозицию до аттракциона. Так, на наш взгляд, происходит в музее "Британский музыкальный опыт". Несомненно, множество учреждений в современном мире эксплуатирует понятие "музея" в рекламных целях, на деле же представляя собой лишь культурно-досуговые центры, однако мы убеждены, что популярная музыка как объект экспозиции – не приговор, и представить популярную музыку в музейном пространстве комплексно и интересно – возможно. Мы попытались дать некоторые рекомендации для создания концепции такого музея.
Необходимо, чтобы создание такого музея осуществлялось целой командой профессионалов: как музеологов, так и специалистов непосредственно по популярной музыке – социологов, культурологов и историков.



1. Абрамов Р. Н. Музеефикация советского. Историческая травма или ностальгия //Человек. – 2013. – №. 5. – С. 99-111.
2. Адорно Т. Избранное: социология музыки //М., СПб. – 1999. – 445 с.
3. Адорно Т. Философия новой музыки //М.: Логос. – 2001. – 352 с.
4. Ананьев В. Г., Майоров А. В. Историко-бытовые музеи как культурная форма (по архивным материалам) //Вопросы музеологии. – 2010. – №. 1. – С. 50-56.
5. Ананьев В. Г. Лестерская школа музеологии: История, персоналии, идеи //Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 2. История. – 2013. – №. 2. – С.127-134.
6. Бурлака А. Рок-энциклопедия. Популярная музыка в Ленинграде–Петербурге. 1965–2005. – Litres, 2017. – Т. 3. – 519 с.
7. Дриккер А. С. Музейный бум как феномен демократической культуры //Вестник Санкт – Петербургского университета. Серия 6. Политология. Международные отношения. – 2012. – №. 3. – С. 10-14
8. Запесоцкий А. С., Бурлака А. П. В ритме эпохи: Очерки истории музыки «рок». – 1994 – 88 с
9. Конен В. Третий пласт: Новые массовые жанры в музыке XX века. – Музыка, 1994. – 160 с.
10. Костина А. В. Популярная культура //Знание. Понимание. Умение. – 2005. – №. 3. – С. 213-215
11. Мастеница Е. Н. Историко-бытовые музеи как явление культуры 1920-х годов // Быт как фактор экстремального влияния на историко-психологические особенности поведения людей: материалы XXII Международной научной конференции. Санкт-Петербург, 17 – 18 декабря 2007. СПб., 2007. Ч. 2.
12. Невская Т. Н. Становление молодежной рок – культуры в СССР в конце 50 – х начале 80 – х годов XX века //Известия Российского государственного педагогического университета им. АИ Герцена. – 2008. – №. 77. – С.343-349
13. Семенченко Е. В. Поп-музыка как социально-психологическое явление: теоретический аспект //Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2015. – №. 12-1. – С.181-183
14. Троицкий А. К. Рок в Союзе: 60 – е, 70 – е, 80 – е.. – Искусство — 1991 – 207 с.
15. Троицкий А.К. Back in the USSR. — СПб.: Амфора — 2007. — 261 с.
16. Валиева Ю. М. Сумерки" Сайгона". – 2009.
17. Шидер М. Рок как часть целостного искусства //Русская рок-поэзия: текст и контекст. – 2002. – №. 6. – с. 118-122
18. Adam T. R. The museum and popular culture. – American Association for adult education, 1939. – №. 14. – 202с.
19. Andermann J., Arnold-de Simine S. Introduction: memory, community and the new museum //Theory, Culture & Society. – 2012. – Т. 29. – №. 1. – С. 3-13.
20. Baker S., Istvandity L., Nowak R. Curating popular music heritage: storytelling and narrative engagement in popular music museums and exhibitions //Museum Management and Curatorship. – 2016. – С. 1 – 17.
21. Baker S., Istvandity L., Nowak R. The sound of music heritage: curating popular music in music museums and exhibitions //International Journal of Heritage Studies. – 2016. – Т. 22. – №. 1. – С. 70 – 81.
22. Bedford L. Storytelling: The real work of museums //Curator: the museum journal. – 2001. – Т. 44. – №. 1. – С. 27 – 34.
23. Brabazon T., Mallinder S. Popping the museum: the cases of Sheffield and Preston //museum and society. – 2006. – Т. 4. – №. 2. – С. 96 – 112.
24. Hoppenstand G. Collecting popular culture //The Journal of Popular Culture. – 2004. – Т. 38. – №. 2. – С. 235 – 238.
25. Knell S. Altered values: searching for a new collecting. – na, 2004 –.40 с.
26. Leonard M. Exhibiting popular music: museum audiences, inclusion and social history //Journal of new music Research. – 2010. – Т. 39. – №. 2. – С. 171 – 181.
27. Leonard M. Constructing histories through material culture: Popular music, museums and collecting //Popular music history. – 2007. – Т. 2. – №. 2. – С. 147-167
28. Moore K. Museums and popular culture. – A&C Black, 2000. – 192с.
29. Pearce S. On collecting: An investigation into collecting in the European tradition. – Routledge, 2013. – С. 456
30. Pirrie Adams K. When Media Becomes Form: Declining conventions of materiality, space, and audience in the popular music museum : дис. – School of Museum Studies, 2016. – 267 с.
31. Reising R. The Secret Lives of Objects; The Secret Stories of Rock and Roll: Cleveland's Rock and Roll Hall of Fame and Museum and Seattle's Experience Music Project //American Quarterly. – 2001. – Т. 53. – №. 3. – С. 489 - 510.
32. Reynolds S. Retromania: Pop Culture's addiction to its own past. – Macmillan, 2011.
33. Sadie J. A. Museums of Music: A Review of Musical Collections in the United Kingdom //Early Music, 1993.
34. Schroeder F. E. H. (ed.). Twentieth - Century Popular Culture in Museums and Libraries. – Popular Press, 1981 – 271 с.
35. Shuker R. Understanding popular music. – Routledge, 2013. – 284с.
36. Tagg P. Analysing popular music: theory, method and practice //Popular music. – 1982 – С.1-22
37. Thornton S. Strategies for reconstructing the popular past //Popular Music. – 1990. – Т. 9. – №. 1. – С. 87-95.
38. Zolberg V. L. Displayed art and performed music: selective innovation and the structure of artistic media //The Sociological Quarterly. – 1980. – Т. 21. – №. 2. – С. 219 – 231.
Интернет-источники:
1. Международная конвенция об охране нематериального культурного наследия [Электронный ресурс] – Париж: 2003 – 15с. URL: http://www.ifapcom.ru/files/Konventsiya_ob_ohrane_nematerial_nogo_kul_turnogo_naslediya.pdf [дата обращения 20.02.2018]
2. The Beatles Story (2015) 25th Anniversary at The Beatles Story // [Электронный ресурс] Youtube . URL: https://www.youtube.com/watch?v=HGLpPlgbEwQ [дата обращения 22.12.2017]
3. Андрей Кудирка. Владимир Рекшан – глыба русского рока (2016)// [Электронный ресурс] Сайт http://www.gorod.lv URL: http://www.gorod.lv/novosti/272582-vladimir-rekshan-glyba-russkogo-roka [обращение 13.04.2018]
4. Международная конвенция об охране нематериального культурного наследия [Электронный ресурс] – Париж: 2003 – 15с. URL:http://www.ifapcom.ru/files/Konventsiya_ob_ohrane_nematerial_nogo_kul_turnogo_naslediya.pdf [дата обращения 20.02.2018]
5. Официальный сайт музея "Зал славы Рок-н-Ролла" [Электронный ресурс] https://www.rockhall.com
6. Официальный сайт музея "Британский музыкальный опыт" [Электронный ресурс] URL: http://www.britishmusicexperience.com [дата обращения 22.03.2018]


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ