СПЕЦИФИКА МУЗЕЕФИКАЦИИ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ: ПОПУЛЯРНАЯ МУЗЫКА КАК ОБЪЕКТ МУЗЕЙНОЙ ЭКСПОЗИЦИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1: ПОПУЛЯРНАЯ МУЗЫКА В КОНТЕКСТЕ МУЗЕЯ 8
1.1. Популярная музыка как феномен 8
1.2. Музей и массовая культура 11
1.3. Музей популярной музыки: история и перспективы развития 17
ГЛАВА II: ПОПУЛЯРНАЯ МУЗЫКА В ЭКСПОЗИЦИИ 23
2.1. Проблема комплектования коллекций. 23
2.2. Визуальная составляющая экспозиции 28
2.3. Примеры музеев популярной музыки 35
2.3.1. Зал славы Рок-н-ролла 35
2.3.2 Музей "Британский музыкальный опыт" (British Music Experience) 38
ГЛАВА III: ПЕРВЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ РОК-МУЗЫКИ: РЕКОМЕНДАЦИИ К РЕЭКСПОЗИЦИИ 42
3.1. "Первый национальный музей рок-музыки": история и экспозиция. 42
3.1.Предложения по реэкспозиции и актуализации контента музея 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
ГЛАВА 1: ПОПУЛЯРНАЯ МУЗЫКА В КОНТЕКСТЕ МУЗЕЯ 8
1.1. Популярная музыка как феномен 8
1.2. Музей и массовая культура 11
1.3. Музей популярной музыки: история и перспективы развития 17
ГЛАВА II: ПОПУЛЯРНАЯ МУЗЫКА В ЭКСПОЗИЦИИ 23
2.1. Проблема комплектования коллекций. 23
2.2. Визуальная составляющая экспозиции 28
2.3. Примеры музеев популярной музыки 35
2.3.1. Зал славы Рок-н-ролла 35
2.3.2 Музей "Британский музыкальный опыт" (British Music Experience) 38
ГЛАВА III: ПЕРВЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ РОК-МУЗЫКИ: РЕКОМЕНДАЦИИ К РЕЭКСПОЗИЦИИ 42
3.1. "Первый национальный музей рок-музыки": история и экспозиция. 42
3.1.Предложения по реэкспозиции и актуализации контента музея 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
Музеефикация нематериальной культуры – одна из самый обсуждаемых проблем в современном музееведении. Повышенный интерес к ней тесно связан с потребностью сохранить культуру традиционного общества, вымирающие языки, исчезающие культурные практики, традиции и обычаи. В 2003 году была принята Международная конвенция по охране нематериального культурного наследия, где было сформулировано принятое на настоящий момент определение, согласно которому нематериальное культурное наследие включает в себя "обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки, — а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, — признанные сообществами, группами и, в некоторых случаях, отдельными лицами в качестве части их культурного наследия" .
Однако нематериальное культурное наследие присутствует не только в традиционной культуре; музыка, песня, танец, различные культурные практики, а также перформанс и хэппенинг – все это можно отнести к нематериальной культуре XX – XXI веков.
Таким образом, нематериальное культурное наследие проникает не только в этнографический музей, но и в другие, самые разные музеи, в том числе музей современного искусства; музыкальный же музей не просто включает нематериальное культурное наследие в музейное пространство, а выбирает его в качестве объекта экспозиции. В рамках данного исследования мы рассматриваем те музеи, которые пытаются сохранить современное нематериальное наследие – популярную музыку.
Музеи, посвященные популярной музыке, открываются во всем мире. Последние годы их число только растет. Однако до сих пор ни в отечественной, ни в зарубежной науке проблема музеефикации популярной музыки в достаточной степени не разработана. Российские ученые ранее не обращались к этой проблеме, работы зарубежных исследователей крайне немногочисленны.
Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена недостаточной научной разработанностью проблемы музеефикации популярной музыки как в российской, так и в зарубежной науке. При этом, растущее количество музеев популярной музыки говорит о необходимости более глубокого анализа проблем, возникающих перед музейными работниками при создании экспозиций.
Что касается существующей научной литературы, большинство фундаментальных трудов, так или иначе затрагивающих тему популярной музыки в музейном пространстве, посвящены проблеме уместности популярной музыки, как элемента массовой культуры, в музейном пространстве. Здесь важно упомянуть труды Т.Адама "The museum and popular culture", К.Мура "Museums and Popular Culture", Ф. Щрёдера "Twentieth – Century Popular Culture in Museums and Libraries". Последние два также затрагивают важную проблему систематизации и каталогизации музейных предметов, относящихся к популярной культуре.
Фундаментальных трудов, посвященный непосредственно теме популярной музыки в музейном пространстве, к сожалению, до сих пор нет. Самая крупная работа, концентрирующаяся именно на этой теме - диссертация К. Пирри Адамс "When Media Becomes Form: Declining conventions of materiality, space, and audience in the popular music museum". Также необходимо упомянуть ряд важных статей, посвященных различным проблемам, с которыми сталкивается музей популярной музыки: статьи Сары Бэкер "Curating popular music heritage: storytelling and narrative engagement in popular music museums and exhibitions" об экспозиционных методах, к которым прибегают музеи популярной музыки "The sound of music heritage: curating popular music in music museums and exhibitions", посвященная проблеме звука и песни в пространстве музейной экспозиции; Марион Леонард "Exhibiting popular music: museum audiences, inclusion and social history" о музеях популярной музыки как агентах социальной инклюзии, "Constructing histories through material culture: Popular music, museums and collecting " о проблеме комплектования коллекций.
При разработке рекомендаций для концепции "Первого национального музея рок-музыки" мы также изучили литературу, посвященную истории отечественной рок-музыки. Крупнейшие работы, посвященные этой теме – работы А. Троицкого "Рок в Союзе: 60 – е, 70 – е, 80 – е" и "Back in the USSR", А. Бурлаки "Рок-энциклопедия. Популярная музыка в Ленинграде–Петербурге. 1965–2005", А. Запесоцкого, А. Бурлаки "В ритме эпохи: Очерки истории музыки «рок»".
Итак, предметом нашего исследования является нематериальное культурное наследие как объект музейной экспозиции. Объектом – популярная музыка в рамках музейного пространства.
Целью нашего исследования является выявление специфики популярной музыки как объекта музейной экспозиции.
В рамках исследования темы популярной музыки в музейном пространстве можно выделить целых ряд проблем. Во-первых, уместность массовой культуры в музее: является ли музеем институция, экспонирующая популярную музыку. Во-вторых, проблема комплектования коллекции, посвященной популярной музыки. В-третьих, проблема звука в музейном пространстве: как включить в статичную экспозицию песню, которая всегда имеет строгий хронометраж.
Задачи исследования:
1. Определить профильную группу музеев, которая выбирает в качестве объекта экспозиции популярную музыку;
2. Изучить историю музеев, посвященных популярной музыке;
3. Изучить современную литературы, освящающей проблему популярной музыки в музейной экспозиции;
4. Выделить проблемы, которые встают перед музеями, посвященными популярной музыке, и предложить пути их решения.
5. Предложить на основе проведенного анализа зарубежного опыта некоторые рекомендации для создания научной концепции отечественного музея популярной музыки (на примере "Первого национального музея рок-музыки").
Работа состоит из введения, трех глав и заключения. Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект, предмет, цель и задачи исследования, а также теоретическую и практическую значимость работы. В первой главе приведена история возникновения музеев, посвященных популярной музыке и причины их появления, их основные особенности. Вторая посвящена методам, которые используются при экспонировании музыки в музее, а также описанию проблем, с которыми сталкиваются музеи, посвященные популярной музыке, на этапе отбора предметов в коллекцию и создания экспозиции. Также здесь приведен краткий анализ экспозиций двух музеев: американского Зала славы Рок-н-Ролла и английского "Британский музейный опыт". Третья глава – попытка применить опыт зарубежных музеев – рекомендации к созданию концепции экспозиции музея "Первый национальный музей рок-музыки" . В библиографическом списке представлено 38 источников по теме исследования, в том числе 17 на русском языке и 21 на английском, а также 6 интернет – источников. Общий объем дипломной работы составил 71 страница. Объем приложений 10 страниц.
Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций для музеев, посвященных популярной музыке.
Однако нематериальное культурное наследие присутствует не только в традиционной культуре; музыка, песня, танец, различные культурные практики, а также перформанс и хэппенинг – все это можно отнести к нематериальной культуре XX – XXI веков.
Таким образом, нематериальное культурное наследие проникает не только в этнографический музей, но и в другие, самые разные музеи, в том числе музей современного искусства; музыкальный же музей не просто включает нематериальное культурное наследие в музейное пространство, а выбирает его в качестве объекта экспозиции. В рамках данного исследования мы рассматриваем те музеи, которые пытаются сохранить современное нематериальное наследие – популярную музыку.
Музеи, посвященные популярной музыке, открываются во всем мире. Последние годы их число только растет. Однако до сих пор ни в отечественной, ни в зарубежной науке проблема музеефикации популярной музыки в достаточной степени не разработана. Российские ученые ранее не обращались к этой проблеме, работы зарубежных исследователей крайне немногочисленны.
Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена недостаточной научной разработанностью проблемы музеефикации популярной музыки как в российской, так и в зарубежной науке. При этом, растущее количество музеев популярной музыки говорит о необходимости более глубокого анализа проблем, возникающих перед музейными работниками при создании экспозиций.
Что касается существующей научной литературы, большинство фундаментальных трудов, так или иначе затрагивающих тему популярной музыки в музейном пространстве, посвящены проблеме уместности популярной музыки, как элемента массовой культуры, в музейном пространстве. Здесь важно упомянуть труды Т.Адама "The museum and popular culture", К.Мура "Museums and Popular Culture", Ф. Щрёдера "Twentieth – Century Popular Culture in Museums and Libraries". Последние два также затрагивают важную проблему систематизации и каталогизации музейных предметов, относящихся к популярной культуре.
Фундаментальных трудов, посвященный непосредственно теме популярной музыки в музейном пространстве, к сожалению, до сих пор нет. Самая крупная работа, концентрирующаяся именно на этой теме - диссертация К. Пирри Адамс "When Media Becomes Form: Declining conventions of materiality, space, and audience in the popular music museum". Также необходимо упомянуть ряд важных статей, посвященных различным проблемам, с которыми сталкивается музей популярной музыки: статьи Сары Бэкер "Curating popular music heritage: storytelling and narrative engagement in popular music museums and exhibitions" об экспозиционных методах, к которым прибегают музеи популярной музыки "The sound of music heritage: curating popular music in music museums and exhibitions", посвященная проблеме звука и песни в пространстве музейной экспозиции; Марион Леонард "Exhibiting popular music: museum audiences, inclusion and social history" о музеях популярной музыки как агентах социальной инклюзии, "Constructing histories through material culture: Popular music, museums and collecting " о проблеме комплектования коллекций.
При разработке рекомендаций для концепции "Первого национального музея рок-музыки" мы также изучили литературу, посвященную истории отечественной рок-музыки. Крупнейшие работы, посвященные этой теме – работы А. Троицкого "Рок в Союзе: 60 – е, 70 – е, 80 – е" и "Back in the USSR", А. Бурлаки "Рок-энциклопедия. Популярная музыка в Ленинграде–Петербурге. 1965–2005", А. Запесоцкого, А. Бурлаки "В ритме эпохи: Очерки истории музыки «рок»".
Итак, предметом нашего исследования является нематериальное культурное наследие как объект музейной экспозиции. Объектом – популярная музыка в рамках музейного пространства.
Целью нашего исследования является выявление специфики популярной музыки как объекта музейной экспозиции.
В рамках исследования темы популярной музыки в музейном пространстве можно выделить целых ряд проблем. Во-первых, уместность массовой культуры в музее: является ли музеем институция, экспонирующая популярную музыку. Во-вторых, проблема комплектования коллекции, посвященной популярной музыки. В-третьих, проблема звука в музейном пространстве: как включить в статичную экспозицию песню, которая всегда имеет строгий хронометраж.
Задачи исследования:
1. Определить профильную группу музеев, которая выбирает в качестве объекта экспозиции популярную музыку;
2. Изучить историю музеев, посвященных популярной музыке;
3. Изучить современную литературы, освящающей проблему популярной музыки в музейной экспозиции;
4. Выделить проблемы, которые встают перед музеями, посвященными популярной музыке, и предложить пути их решения.
5. Предложить на основе проведенного анализа зарубежного опыта некоторые рекомендации для создания научной концепции отечественного музея популярной музыки (на примере "Первого национального музея рок-музыки").
Работа состоит из введения, трех глав и заключения. Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект, предмет, цель и задачи исследования, а также теоретическую и практическую значимость работы. В первой главе приведена история возникновения музеев, посвященных популярной музыке и причины их появления, их основные особенности. Вторая посвящена методам, которые используются при экспонировании музыки в музее, а также описанию проблем, с которыми сталкиваются музеи, посвященные популярной музыке, на этапе отбора предметов в коллекцию и создания экспозиции. Также здесь приведен краткий анализ экспозиций двух музеев: американского Зала славы Рок-н-Ролла и английского "Британский музейный опыт". Третья глава – попытка применить опыт зарубежных музеев – рекомендации к созданию концепции экспозиции музея "Первый национальный музей рок-музыки" . В библиографическом списке представлено 38 источников по теме исследования, в том числе 17 на русском языке и 21 на английском, а также 6 интернет – источников. Общий объем дипломной работы составил 71 страница. Объем приложений 10 страниц.
Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций для музеев, посвященных популярной музыке.
Вторая половина XX века существенно изменила музейный мир. Количество резко увеличивается, а вместе с ним появляется стремление зафиксировать в музейном пространстве как можно больше сфер жизнедеятельности человека. До этого времени практически не существовало мемориальных музеев, музеев быта, музеев какого-либо класса предметов или какого-либо явления. Однако эти учреждения не всегда соответствуют основным функциям и направлениям деятельности музея, представляя собой скорее досуговые или культурно-развлекательные центры.
В ходе нашего исследования мы изучили один из таких "новых" музеев - музей популярной музыки. Отечественная наука ранее не сталкивалась с этой группой музеев, так как в российском музейном мире на данный момент музеи популярной музыки существуют только в частном секторе и напоминают ностальгические музеи советского быта. Однако за рубежом профильная группа музеев популярной музыки активно развивается, экспозиционеры ищут способы представления популярной музыки в музейном пространстве.
Итак, на основании проделанного нами исследования мы предлагаем следующее определение музея популярной музыки:
Музей популярной музыки – это профильная группа музеев, осуществляющих собирание, хранение, изучение, экспонирование и публикацию реликвий популярной музыки. Музеи популярной музыки можно разделить на: музеи жанра, музеи личности/ей и музеи инструмента.
Музеи популярной музыки появляются в конце XX века. Среди причин их появления стоит выделить следующие:
1. Изменение роли музея, музейной философии: ориентация на "широкого посетителя" при создании музейной экспозиции. Появление "новой музеологии" и развитие концепции "нового музея".
2. Изменение отношения к популярной культуре в научной среде в целом. Признание популярной культуры ценной и значимой для общества открыло для нее двери в музей.
3. Взросление поколения бэби-бумеров, которые теперь работают в сфере культуры и могут диктовать свои правила музеям.
4. Развитие новых технологий и появление новых возможностей в музейном пространстве дали возможность экспонировать музыку.
Удалось установить, что в ходе своей работы музей популярной музыки сталкивается с рядом специфических проблем, связанных в первую очередь с особенностями, которыми обладает популярная музыка.
На стадии создания коллекции музей популярной музыки неизбежно сталкивается с конфликтом элитарного и массового: уместен ли вообще предмет массовой культуры в музее? Массовое производство существенно влияет на восприятие ценности предметов. То, что произведено большими тиражами не воспринимаются как достойное сохранения и музеефикации. Представление о том, что массовое является «одноразовым», быстро забывается и бесследно исчезает – принято в обществе и редко подвергается сомнению. Следующая проблема, которая возникает при комплектовании коллекции – отбор действительно необходимых музейных предметов среди огромной массы материалов, имеющих отношение к популярной музыке. Каждый музей выбирает свои критерии отбора согласно своей концепции комплектования. Одним из основных способов, который музей использует для определения ценности предмета, служит его социальная и экономическая значимость в обществе. Стоит заметить, что для музейной экспозиции он не всегда оказывается выигрышным, потому что при этом опускается огромный пласт материала, имеющего отношение к популярной музыке (афиши, билеты, фан-арт, постеры, сувениры и др.). Стоит заметить, что именно этот материал позволяет включить музыку в культурно-исторический контекст.
При создании экспозиции центральная проблема, с которой сталкивается музей популярной музыки, является включение в экспозицию звука, песни. В ходе нашего исследования мы выяснили, что зарубежные музеи музыки используют один из трех способов включения звука в экспозицию: наушники, фоновое музыкальное сопровождение, специальные мультимедийные комнаты, дающие доступ к музыкальным архивам. Однако на практике оказывается, что гораздо важнее для экспозиционеров оказывается визуальная составляющая экспозиции, ведь невозможно представить популярное музыкальное наследие в музее без ссылки на другие аспекты культуры – литературу, историю, моду, язык и т.д., которые влияют или находятся под влиянием популярной музыки.
Популярная музыка в музее – сложная многогранная проблема, которая требует глубоких исследований. К сожалению, в рамках данной работы, нам удалось только обозначить лишь основные проблемные вопросы, которые еще предстоит решить. Однако, на наш взгляд, очевидно, что музей популярной музыки необходим современному музейному обществу: музыка важная составляющая современной культуры, рассказать о XXI веке, не затрагивая тему популярной музыки – невозможно.
Однако зарубежные музеи нередко слишком увлекаются современными технологиями и упрощают экспозицию до аттракциона. Так, на наш взгляд, происходит в музее "Британский музыкальный опыт". Несомненно, множество учреждений в современном мире эксплуатирует понятие "музея" в рекламных целях, на деле же представляя собой лишь культурно-досуговые центры, однако мы убеждены, что популярная музыка как объект экспозиции – не приговор, и представить популярную музыку в музейном пространстве комплексно и интересно – возможно. Мы попытались дать некоторые рекомендации для создания концепции такого музея.
Необходимо, чтобы создание такого музея осуществлялось целой командой профессионалов: как музеологов, так и специалистов непосредственно по популярной музыке – социологов, культурологов и историков.
В ходе нашего исследования мы изучили один из таких "новых" музеев - музей популярной музыки. Отечественная наука ранее не сталкивалась с этой группой музеев, так как в российском музейном мире на данный момент музеи популярной музыки существуют только в частном секторе и напоминают ностальгические музеи советского быта. Однако за рубежом профильная группа музеев популярной музыки активно развивается, экспозиционеры ищут способы представления популярной музыки в музейном пространстве.
Итак, на основании проделанного нами исследования мы предлагаем следующее определение музея популярной музыки:
Музей популярной музыки – это профильная группа музеев, осуществляющих собирание, хранение, изучение, экспонирование и публикацию реликвий популярной музыки. Музеи популярной музыки можно разделить на: музеи жанра, музеи личности/ей и музеи инструмента.
Музеи популярной музыки появляются в конце XX века. Среди причин их появления стоит выделить следующие:
1. Изменение роли музея, музейной философии: ориентация на "широкого посетителя" при создании музейной экспозиции. Появление "новой музеологии" и развитие концепции "нового музея".
2. Изменение отношения к популярной культуре в научной среде в целом. Признание популярной культуры ценной и значимой для общества открыло для нее двери в музей.
3. Взросление поколения бэби-бумеров, которые теперь работают в сфере культуры и могут диктовать свои правила музеям.
4. Развитие новых технологий и появление новых возможностей в музейном пространстве дали возможность экспонировать музыку.
Удалось установить, что в ходе своей работы музей популярной музыки сталкивается с рядом специфических проблем, связанных в первую очередь с особенностями, которыми обладает популярная музыка.
На стадии создания коллекции музей популярной музыки неизбежно сталкивается с конфликтом элитарного и массового: уместен ли вообще предмет массовой культуры в музее? Массовое производство существенно влияет на восприятие ценности предметов. То, что произведено большими тиражами не воспринимаются как достойное сохранения и музеефикации. Представление о том, что массовое является «одноразовым», быстро забывается и бесследно исчезает – принято в обществе и редко подвергается сомнению. Следующая проблема, которая возникает при комплектовании коллекции – отбор действительно необходимых музейных предметов среди огромной массы материалов, имеющих отношение к популярной музыке. Каждый музей выбирает свои критерии отбора согласно своей концепции комплектования. Одним из основных способов, который музей использует для определения ценности предмета, служит его социальная и экономическая значимость в обществе. Стоит заметить, что для музейной экспозиции он не всегда оказывается выигрышным, потому что при этом опускается огромный пласт материала, имеющего отношение к популярной музыке (афиши, билеты, фан-арт, постеры, сувениры и др.). Стоит заметить, что именно этот материал позволяет включить музыку в культурно-исторический контекст.
При создании экспозиции центральная проблема, с которой сталкивается музей популярной музыки, является включение в экспозицию звука, песни. В ходе нашего исследования мы выяснили, что зарубежные музеи музыки используют один из трех способов включения звука в экспозицию: наушники, фоновое музыкальное сопровождение, специальные мультимедийные комнаты, дающие доступ к музыкальным архивам. Однако на практике оказывается, что гораздо важнее для экспозиционеров оказывается визуальная составляющая экспозиции, ведь невозможно представить популярное музыкальное наследие в музее без ссылки на другие аспекты культуры – литературу, историю, моду, язык и т.д., которые влияют или находятся под влиянием популярной музыки.
Популярная музыка в музее – сложная многогранная проблема, которая требует глубоких исследований. К сожалению, в рамках данной работы, нам удалось только обозначить лишь основные проблемные вопросы, которые еще предстоит решить. Однако, на наш взгляд, очевидно, что музей популярной музыки необходим современному музейному обществу: музыка важная составляющая современной культуры, рассказать о XXI веке, не затрагивая тему популярной музыки – невозможно.
Однако зарубежные музеи нередко слишком увлекаются современными технологиями и упрощают экспозицию до аттракциона. Так, на наш взгляд, происходит в музее "Британский музыкальный опыт". Несомненно, множество учреждений в современном мире эксплуатирует понятие "музея" в рекламных целях, на деле же представляя собой лишь культурно-досуговые центры, однако мы убеждены, что популярная музыка как объект экспозиции – не приговор, и представить популярную музыку в музейном пространстве комплексно и интересно – возможно. Мы попытались дать некоторые рекомендации для создания концепции такого музея.
Необходимо, чтобы создание такого музея осуществлялось целой командой профессионалов: как музеологов, так и специалистов непосредственно по популярной музыке – социологов, культурологов и историков.
Подобные работы
- Сохранение и презентация культурного наследия коренных народов
Алтая в музейных учреждениях Алтайского края и Республики Алтай
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022



