Введение.
Глава 1 Сущность региональной политики
1.1 Понятие и значение региональной политики
1.2. Цели и задачи региональной политики
1.3 Основные направления региональной политики и методы её проведения
1.4 Уровни реализации региональной политики
Глава 2 Региональная политика Самарской области.
2.1 Основные характеристики Самарской области
2.1.1 Население
2.1.2 Занятость.
2.1.3 Административно-территориальное устройство.
2.1.4 Промышленный потенциал
2.1.5 Агропромышленный комплекс
2.1.6 Демография и уровень жизни
2.1.7 Внешние связи
2.1.8 Наука и образование
2.1.9 Транспортная инфраструктура.
2.1.10 Туризм
2.1.11 Конкурентные преимущества Самарской области
2.2 Инновационный сценарий развития Самарской области
2.2.1 Автомобильный кластер
2.2.2 Агропромышленный кластер
2.2.3 Аэрокосмический кластер
2.2.4 Нефтехимический кластер
Заключение
Список использованных источников
Для России региональная политика имеет исключительно важное значение. Вследствие огромных различий природно-географических, социально-демографических, экономических и других условий на территории Российской Федерации унифицированный подход к регионам невозможен.
Любая политика включает цели и задачи, преследуемые и решаемые людьми в связи с их конкретными интересами, а также методы, средства и институты, с помощью которых данные интересы формируются, отстаиваются и защищаются. Региональной политикой можно считать лишь такую систему намерений и действий, которая реализует интересы государства в отношении регионов и внутренние интересы самих регионов такими методами и способами, учитывающими природу современных региональных процессов, и которая осуществляет всё это преимущественно в структуре меж- и внутрирегиональных связей [8, C.110].
Региональная политика представляет собой целостное и самодостаточное звено политической основы общества, без которого последнее, а также каждый человек в отдельности и природная среда могут лишь случайно и без гарантированного успеха существовать на каждой конкретной территории, оставаясь «наедине» с государством, его экономической, внешней, внутренней и иной политикой [8, C.116].
Региональная политика, намечаемая и проводимая самими регионами – это то, что должно делаться для согласованного и взаимно неразрушающего развития всех элементов пространственно локализованной сферы на конкретной территории и с учётом местных условий [8, C.119].
Фундаментальными методами региональной политики можно считать разъяснение её содержания, смысла и практической пользы для всех без исключения сторон, согласительно-договорные процедуры с развёрнутым закреплением условий, обеспечивающих интересы регионального развития, формирование соответствующей правовой базы [9, C.25].
Только с сознанием общественной необходимости региональной политики, с её разработкой и реализацией появится возможность к решению общероссийских проблем: начавшееся хозяйственное обособление регионов; региональная суверенизация и конфронтация в отношениях региональных структур власти и управления с общегосударственными; национально-этническое развитие и дополнительное обособление по этому поводу, внутрирегиональные конфликты социального и общественно-политического характера; формирование собственной региональной ресурсной базы социально-экономического развития; экологическая стабильность и другие условия устойчивого развития регионов (особенно северных территорий); выделение и функционирование регионов со специфическими статусами (свободные экономические зоны, федеральные охраняемые территории, зоны экологического бедствия и т.п.) и др. [10, C.99].
В связи с вышесказанным рассматриваемая тема является актуальной. В качестве объекта исследования выступает региональная политика в системе современных социально-экономических и политических отношений. Предметом исследования являются регионы Российской Федерации во взаимосвязи с федеральным центром. Цель исследования – концептуальное осмысление проводимой региональной политики, выявление причинно-следственной обусловленности, анализ процессов становления современной региональной политики, раскрытие экономических, политических, исторических и правовых предпосылок.
В работе будут использоваться материалы научных трудов различных авторов, материалы периодической печати, нормативно-правовые документы, а также информационные ресурсы сети Интернет.
Региональная политика - очень важная составляющая практически любой политики как на федеральном, так и на субфедеральном и местном уровнях. Хотя говорить о региональной политике только как о части какой-либо другой политики неверно. Региональная политика - самостоятельная и необходимая часть политической и правовой основы общества и всего государства.
Будущее России во многом определяется именно проводимой сейчас в нашей стране региональной политикой. Только при разумной, целостной и учитывающей интересы государства, регионов и населения региональной политике можно вообще говорить об этом будущем России как единой и процветающей страны. К сожалению, современная региональная политика Российской Федерации редко отвечает хотя бы одному из этих критериев.
Поэтому назрела необходимость проведения не только различных экономических и социально-экономических реформ в нашей стране, но также и единой и комплексной «региональной» реформы. В перспективе эта реформа должна быть направлена на сохранение единого как в социальном, экономическом так и политическом аспектах государства, выравнивание уровней развития регионов, повышение уровня жизни населения, дальнейшее развитие региональных и общегосударственной экономик, превращение России в развитое правовое демократическое федеративное государство.
Федеральный центр в России должен выступать не только как управляющий и перераспределяющий финансовые ресурсы орган Федерации, но скорее как координирующий отношения между регионами и являющийся гарантом сохранения единого экономико-социально-политико-правового пространства [21, C.43].
Регионы же не должны ограничиваться только своими сугубо региональными проблемами, а должны играть активную роль в политической и экономической жизни всего государства, при этом роль Совета Федерации как органа государственной власти должна быть повышена.
Федеральный центр не должен бояться передать некоторые права и свои функции в ведение субъектов Федерации (например, вопросы владения, распоряжения и пользования землёй).
Россия - особое государство. Нахождение её на стыке Востока и Запада, а также огромная территория не позволяют применить в полной мере опыт других стран. Поэтому нужно искать не универсальную «формулу» выхода из кризиса, а «формулу», учитывающую специфику России [38, C.45]. Региональная политика должна во многом способствовать этому.
Опираясь на нормативно-правовую базу, региональная политика способна сгладить территориальную асимметрию в уровне жизни людей, повысить социальную защищённость населения, сохранить приемлемую комфортную среду жизни, оживить национальную и региональную экономику, сохранить единое евразийское пространство.
Знание механизма реализации региональной политики является крайне необходимым.
В процессе совершенствования региональной политики изменяется и механизм её реализации. При этом существенно возрастает роль общественно-географического обеспечения концепций, прогнозов, планов и программ.
Итак, в ходе данной работы были выполнены поставленные цели и задачи:
• проанализированы исторические особенности региональной политики;
• изучена структура, содержание и функции региональной политики;
• выявлены особенности региональной политики с учётом различных точек зрения;
• рассмотрены основные направления её проведения;
• изучены механизмы реализации региональной политики, их основные виды на примере социально-экономической стратегии развития конкретного региона страны – Самарской области.
1. Конституция РФ Глава 3. Федеративное устройство.
2. Указ президента Российской Федерации от 3 июня 1996 г. № 803 «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации».
3. Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года».
4. Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
5. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 307 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации. Региональная политика и федеративные отношения».
6. Закон Самарской области от 09 ноября 2005 года № 198-ГД «О государственной поддержке инновационной деятельности на территории Самарской области» (с изменениями на 6 февраля 2015 года).
7. «Основные направления инвестиционной стратегии Самарской области до 2030 года». Утверждена Губернатором Самарской области Н.И. Меркушкиным 3 июня 2014 года.
Монографии, учебники, учебные пособия
8. Баранчеев В.П., Масленнокова Н.П., Мишин В.М. «Управление инновациями». Учебник для бакалавров 2-е издание, переработанное и дополненное. – Москва: Юрайт, 2014 г. – 388 с.
9. Васильева З. А., Лихачева Т.П. «Инновационные факторы экономического роста территорий» // Монография Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2012 г. – 108 с.
10. Гохберг М.Я. «Федеральные округа Российской Федерации». М.: Финансы и статистика, 2012 г. – 360 с.
11. Гранберг А.Г., Кистанов В.В. (ответственные редакторы), Адамеску А.А., Семенов П.Е., Тихомиров Ю.А., Штульберг Б.М. «Государственно-территориальное устройство России: экономические и правовые основы». М.: Дека, 2013. – 324 с.
12. Лексин В.Н., Швецов А.Н. «Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития» – М.: Едиториал УРСС, 2012 г. – 368 с.
13. Ленчук Е.Б. «Региональная инновационная политика: приоритеты и механизмы развития. // Коллективная монография Российской академии наук, Институт экономики РАН, Изд.: Нестор-История, 2013 г. – 219 с.
14. Лушин В.А. «Субъект Российской Федерации в экономическом и социальном развитии государства (компетенция органов власти и методы ее реализации)». М.: Норма, 2014 г. – 318 с.
15. Маннапов Р.Г., Ахтариева Л.Г. «Современное развитие системы управления регионом: методология, инструментарий, механизмы. // Монография Уфа: Уфимская государственная академия экономики и сервиса, 2011 г. – 221 с.
16. Орешин В.П., Потапов Л.В. «Управление региональной экономикой». М.: ТЕИС, 2013 г. – 411 с.
17. Плисецкий Е.Л., Глушкова В.Г. «Региональная экономика». // Учебник для академического бакалавриата. Изд.: Москва Юрайт, 2014 г. – 583 с.
18. Стрелкова Л.В., Макушева Ю.А. «Экономика и организация инноваций. Теория и практика». // Учебное пособие. Изд.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013 г. – 235 с.
19. Фетисов Г.Г., Орешин В.П. «Региональная экономика и управление»: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2012 г. – 416 с.
Энциклопедические и справочные издания
20. «Проблемы территориального развития». Словарь-справочник. Составители А.П. Сысоев и И.В. Усов. М.:ТЕИС, 2013 г. – 259 с.
Статьи в журналах и других периодических изданиях
21. Абдрахманова Г. И., Гохберг Л. М., Дитковский К. А.,Киндрась А. А., Ковалева Г. Г., Ковалева Н. В., Кузнецова В. И., Кузнецова И. А., Куценко Е. С., Мартынова С. В., Нечаева Е. Г., Ратай Т. В., Сагиева Г. С., Фридлянова С. Ю., Фурсов К. С. Под общей редакцией: Л. М. Гохберг. «Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации» Аналитический доклад. Выпуск №3. Изд: Москва: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2015 г. – 248 с.
22. Аношкина Е.А. «Региональная и производственная интеграция как условие повышения инновационной активности высокотехнологичного сектора экономики». // Инновации, 2008 г. №2 – 126 с.
23. Аксенова Ж.Н. «К вопросу об оценке инновационной региональной экономической системы». // Евразийский международный научно-экономический журнал. Проблемы современной экономики. №1 (29), 2014 г. – 188 с.
24. Баткина Ю.М., Гудкова А.А., Кольцов А.В. «Совершенствование механизмов и инструментов инновационной деятельности в регионах Российской Федерации. // Информационно-аналитический бюллетень №6, 2014 г. – 96 с.
25. Бондаренко Н.Е. «Инновационная политика государства: теоретические аспекты реализации». // Вестник Алтайской академии экономики и права, Спецвыпуск №32, 2013 г. – 104 с.
26. Бортник И.М., Зинов В.Г., Коцюбинский В.А., Сорокина А.В. «Индикаторы инновационного развития регионов России для целей мониторинга и управления». // Инновации, №11 (181), 2013 г. – 142 с.
27. Гудкова А.А., Турко Т.И. «Тенденции и перспективы роста инновационного развития субъектов Российской Федерации». // Сборник «Инноватика и экспертиза». ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ. Москва: Выпуск 1 (14), 2015 г. – 317 с.
28. Дунаев Э.П. «Комплексный подход к осуществлению инновационного развития экономики России». // Сборник: «Социально-экономические и правовые проблемы повышения эффективности российской экономики» Том 2, 2015 г. – 226 с.
29. Колосова Т.В., Лутченкова О.Н. «Экономические проблемы регионов и отраслевых комплексов» Методика оценки инновационного потенциала региона с учетом составляющих его структуры. // Евразийский международный научно-экономический журнал. Проблемы современной экономики. №2 (54), 2015 г. – 102 с.
30. Коростышевская Е.М. «Инструменты региональной политики России в контексте целеполагания. // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки № 2 (30), 2014 г. – 288 с.
31. Круглов Д.В., Синов В.В. «Необходимость проведения государственной экспертизы в сфере инноваций России» // Журнал правовых и экономических исследований. №3: 16-19, 2014 г. – 138 с.
32. Лукашева Н.А. «Создание и развитие элементов инновационной инфраструктуры для активизации инновационной деятельности в российских регионах». // Сборник «Инноватика и экспертиза». ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ. М.: Выпуск 1 (14), 2015 г. – 178 с.
33. Маскайкин Е.П., Арцер Т.В. «Инновационный потенциал региона: сущность, структура, методика оценки и направления развития». // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Выпуск №21 (154) 2012 г. – 86 с.
34. Назаров П.В., Левизов В.А. «Региональная экономическая политика: проблемы формирования в условиях глобализации». // Журнал правовых и экономических исследований. Выпуск №1, 2014 г. – 66 с.
35. Плиева З.Р., Одинцова Н.Н. «Анализ основных механизмов реализации государственно-технической и инновационной политики в субъектах Российской Федерации. // Сборник «Инноватика и экспертиза». ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ. Москва: Выпуск 1 (14), 2015 г. – 117 с.
36. РВК «Россия: курс на инновации» Открытый экспертно-аналитический отчет о ходе реализации «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года». Выпуск 1, 2015 г. – 110 с.
37. Сергушкин А. «Областной журнал «Самара и Губерния» №12, 2014 г. – 146 с.
38. Собянин С.С. «Правовое регулирование экономического развития субъектов Российской Федерации». //Журнал российского права № 7, 2013 г. – 126 с.
39. Туменова С.А., Созаева Т.Х «Повышение региональной конкурентоспособности в условиях перехода на инновационный путь развития». // «Журнал Экономические науки» №7 (92), 2012 г. – 162 с.
40. Фирова И.П., Ковалев Н.В. «Повышение эффективности государственного регулирования инновационной и научно-технической сферы. // Тарасевич Л.С. Периодический научный журнал «Известия» №2 (92), 2015 г. – 114 с.
41. Эдилсултанова Л.А. «Государственное регулирование региональных инновационных инфраструктурных проектов. // Научно-практический журнал Современные научные исследования и инновации» №9, 2015 г. – 158 с.
42. Экономическая география России. / Под ред. Ю.Н.Гладкого. М.: Гардарика, 2015 г. – 102 с.
Электронные ресурсы и документы
43. Федеральная служба государственной статистики (http://www.gks.ru/)
44. Инновации в России (http://innovation.gov.ru/)
45. Свободный словарь терминов, понятий и определений по экономике, финансам и бизнесу (http://termin.bposd.ru/)
46. Информационно-правовое обеспечение «Гарант» (http://ivo.garant.ru/)
47. Правительство Самарской области (http://www.samregion.ru/)
48. Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области (http://minsocdem.samregion.ru/)
49. Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области (http://economy.samregion.ru/)
50. Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области (http://economy.samregion.ru/)