Введение 3
1. Необходимость развития общественного экологического контроля 5
1.1. Понятие общественного экологического контроля 5
1.2. Основная законодательная база для осуществления общественного экологического контроля 7
1.3 История развития и нынешнее состояние общественных экологических организаций в Российской Федерации 16
2. Деятельность общественного экологического контроля на примере общественной организации по охране окружающей среды «Общественный экологический контроль России» 21
2.1 Характеристика общественной экологической организации «Общественный экологический контроль России» 21
2.2 ОЭКР. Рейдовые проверки 2014-2015 года 22
2.2.1 Выборгский район 25
2.2.2 Приозерский район 42
2.2.3 Всеволожский район 63
3. Перспективы развития общественной экологической организации «Общественный экологический контроль России» 69
Заключение 72
Литература 75
Приложения 76
В настоящее время в Российской Федерации, также как и во всем мире остро стоят проблемы сохранения качества окружающей среды. С момента промышленной революции, параллельно росту производственных мощностей на всей планете экологическая ситуация стабильно ухудшалась. И только в 20 веке этому вопросу начали уделять внимание на государственном уровне - начали появляться общественные движения, стремящиеся обратить внимание на эту глобальную проблему, начала создаваться правовая база, регулирующая воздействие на ОС, а за ней и регулирующие органы.
С развитием экологического права, в данной сфере начали работать не только департаменты, комитеты и министерства, но и общественные некоммерческие организации. Они преследуют ту же цель - контроль за соблюдением требований к допустимому воздействию на окружающую среду. Постепенно, начали вводиться нормативные документы, регулирующие их деятельность - своды их прав и обязанностей.
Согласно законодательству РФ, плановые проверки в отношении хозяйствующих субъектов проводятся один раз в три года (с исключениями), внеплановые же могут проводиться при поступлении в органы государственного надзора заявлений о нарушениях законодательства в области охраны ОС. Граждане или юридические лица могут оценивать, насколько природопользователь придерживается нормативов воздействия на ОС. Также, они вправе требовать от предприятий информацию об их природоохранной деятельности и состоянии окружающей среды в зоне их компетенции. На основе этой информации, гражданам РФ гарантируется возможность уведомлять государственные надзорные органы о нарушениях природоохранного законодательства, для содействия в устранении данных нарушений. Механизм, позволяющий гражданам этим заниматься - общественный экологический контроль.
Общественный экологический контроль позволяет достигнуть таких целей:
• Создание информационного канала, противоположного государственному;
• Усиление общего экологического контроля, потенциальное повышение скорости реагирования специальных служб и оповещения населения;
• Мониторинг объектов, по каким-либо причинам не проверяемым или проверяемым недостаточно полно;
• Обращение внимания общественности на проблемы в области охраны ОС;
• Развитие экологической культуры, экологического образования и просвещения.
Таким образом, развитие общественного экологического контроля ведет к повышению общей эффективности экологического контроля. Развитие сотрудничества и взаимодействие всех органов контроля, особенно государственного и общественного, с органами прокуратуры является неотъемлемой частью сохранения качества окружающей среды на территории РФ в приемлемом состоянии. Российская Федерация в данный момент испытывает необходимость в такой форме контроля за состоянием окружающей среды.
Целью данной выпускной квалификационной работы является оценка перспектив развития общественного экологического контроля в Российской Федерации (на примере общественной экологической организации по охране окружающей среды «Общественный экологический контроль России»).
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
• Обосновать необходимость развития общественного экологического контроля;
• Рассмотреть деятельность общественного экологического контроля на примере общественной экологической организации по охране окружающей среды «Общественный экологический контроль России» (ОЭКР);
• Оценить перспективы дальнейшей работы и развития общественной экологической организации «ОЭКР».
Несмотря на то, что в последнее время принимаются различного уровня природоохранные стратегии, появляются законодательные инициативы в области экологической политики на федеральном и региональном уровнях, без кардинального изменения природоохранного законодательства и гармонизации его с международными нормами и стандартами, надеяться на улучшение экологической ситуации не приходится. Основными организационно-правовыми проблемами неизменно являются:
• преимущество экономических интересов перед необходимостью охраны природы и здоровья населения;
• недостаточное финансирование природоохранных мероприятий;
• сокрытие или несвоевременное предоставление информации об экологически значимой деятельности предприятий и организаций, включая аварийные ситуации;
• сложное или невозможное для применения в целях защиты экологических прав граждан законодательство.
Согласно результатам работы, важной проблемой является бездействие органов исполнительной власти. Из девяти отправленных заявлений о нарушениях экологического законодательства, без ответа были оставлены пять. По четырем заявлениям, на которые ответы были получены, только одно привело к частичному устранению нарушений и принятию каких-либо мер. Это, безусловно, является серьезным препятствием для нормального функционирования системы общественного контроля.
Несмотря все вышеперечисленные проблемы, общественные экологические движения продолжают создавать экологические инспекции для осуществления ОЭК. При этом, естественно, возникают определенные трудности:
• Малое количество желающих участвовать в общественном экологическом контроле на безвозмездной основе;
• Отсутствие каких-либо гарантий безопасности при осуществлении общественного экологического контроля;
• Отсутствие документов, регламентирующих то, как должен проводиться общественный экологический контроль;
• Сокращение финансовой помощи данной области от государства, так как она является оппозиционной по отношению к нему.
При всем этом, для государства важна помощь неправительственных организаций для обеспечения исполнения федеральных законов. На множестве встреч и форумов с представителями власти Российской Федерации шла речь о необходимости налаживания устойчивого канала связи между обществом и властью. На данный момент, это первое на что стоит надеяться для повышения эффективности общественного экологического контроля.
Несмотря на множество проблем, в последние 2-3 года в Российской Федерации отмечается рост активности местных жителей, занимающихся проблемами охраны окружающей среды и своих экологических прав. За время отчетного периода общественной организации ОЭКР (12.2014-06.2015), на телефон горячей линии поступало большое количество звонков от граждан, которые заявляли о нарушениях природоохранного законодательства. Несмотря на то, что после натурного осмотра по многим из заявлений не было выявлено каких-либо нарушений, это является положительной тенденцией, население начинает принимать меры по решению экологических проблем и проявлять свою гражданскую позицию в данном вопросе. Однако улучшение экологической ситуации в регионе и в стране зависит от комплексного решения проблемы на всех уровнях, в том числе и на уровне властей, хотя очень важна в сфере охраны окружающей среды позиция граждан и экологических организаций.
Если и дальше оставлять экологические проблемы без решения, это приведет к причинению непоправимого вреда окружающей среде и здоровью населения.
Для того чтобы осуществить право любого гражданина Российской Федерации на благоприятную окружающую среду, необходимо:
• развитие экологического просвещения среди школьников и студентов;
• принятие ФЗ «Об общественном экологическом контроле», который бы наделил граждан и НКО полноценными полномочиями общественного экологического контроля и обязал бы учитывать мнение заинтересованной общественности при реализации проектных решений;
• внесение изменений в ГК РФ, в соответствии с которыми экологические общественные организации могут предъявлять иски в суд в защиту экологических интересов неопределенного круга лиц.
Для того чтобы данные рекомендации были осуществлены, необходимо развитие системы общественного контроля «снизу», от населения и общественных экологических организаций. Личные заявления, от граждан, заявления от общественных организаций, подаваемые не только в органы исполнительной власти, но и в вышестоящие инстанции, для удостоверения в контроле ситуации на всех уровнях, не дадут возможности органам власти игнорировать ситуацию. Не менее важным аспектом является работа с населением - необходимо поддерживать обратную связь, для того, чтобы люди видели, что их действия приводят к определенным результатам. Также, необходимо поднимать уровень экологической культуры среди граждан. Реализовать это возможно с помощью различных методов экологического просвещения среди молодежи, что сейчас успешно делается в разных регионах нашей страны.
Так как целью работы стояла оценка перспектив развития общественного экологического контроля в Российской Федерации, стоит подытожить вышесказанное - развитие ОЭК в РФ будет развиваться в будущем все активнее и активнее. Учитывая нынешние тенденции роста активности граждан в данной сфере, а также то, что в данный момент окружающая среда лишь ухудшает свое качество, можно предполагать о дальнейшем усилении тенденции активизации населения. При должной поддержке института законотворчества и органов власти, у общественного экологического контроля в РФ есть прекрасные перспективы стать эффективным рабочим инструментом в охране, как окружающей среды, так и здоровья населения.
Федеральные законы и иные нормативные документы:
1. ФЗ №7 от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды»
2. ФЗ №294 от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
3. ФЗ №59 от 02.05.2006 «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ»
4. ФЗ №174 от 23.11.1995 «Об экологической экспертизе»
5. ФЗ №212 от 04.07.2014 «Об основах общественного контроля в РФ»
6. ФЗ №52 от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
7. ФЗ №89 от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления»
8. ФЗ №96 от 04.05.1999 «Об охране атмосферного воздуха»
9. ФЗ №200 от 04.12.2006 «Лесной кодекс Российской Федерации»
10. ФЗ №74 от 03.06.2006 «Водный кодекс Российской Федерации»
11. Конституция РФ
12. Лесной план Ленинградской области от 01.2009
Доклад:
Османов Р.В. Отчет общественной организации по охране окружающей среды «Общественный экологический контроль России» по результатам проведения рейдовых проверок на территории Приозерского и Выборгского муниципальных районов Ленинградской области в период с ноября 2014 года по июль 2015 года, 2015 год.
Ресурсы сети Интернет:
1. Nature.lenobl.ru - Официальный сайт Комитета по природным ресурсам Ленинградской области
2. Priozersk.lenobl.ru - Официальный сайт администрации Приозерского района Ленинградской области.
...