АННОТАЦИЯ 5
ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 13
1.1 ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ПСИХОЛОГА/ПСИОТЕРАПЕВТА 13
1.2 ДИСТАНТНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ 16
1.3 ОСОБЕННОСТИ ТЕЛЕФОННОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ 17
1.4 НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: КОМПЬЮТЕРНО-ОПОСРЕДОВАННАЯ КОММУНИКАЦИЯ И ЭФФЕКТ РАСТОРМАЖИВАНИЯ 20
1.5 ОСОБЕННОСТИ ОНЛАЙН-КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ 22
1.6 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ПСИХОЛОГОВ, РАБОТАЮЩИХ В ДИСТАНТНОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ 31
1.6.1 МОТИВАЦИЯ 33
1.6.2 МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ 33
1.6.3 ЭМПАТИЯ 34
1.6.4 ТОЛЕРАНТНОСТЬ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ 35
1.6.5 РЕПРЕЗЕНТАТИВНАЯ СИСТЕМА 37
1.6.6 РЕФЛЕКСИЯ 39
1.7 ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 40
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 42
2.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ВЫБОРКИ УЧАСТНИКОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 44
2.1.1 ПРОЦЕДУРА НАБОРА ВЫБОРКИ УЧАСТНИКОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 44
2.1.2 ОПИСАНИЕ ВЫБОРКИ ИССЛЕДОВАНИЯ 44
2.2 МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ 45
2.3 СПИСОК ПЕРЕМЕННЫХ, ВКЛЮЧЕННЫХ В ОБРАБОТКУ 52
2.4 МЕТОДЫ МАТЕМАТИКО-СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ. 55
2.5 ПРОЦЕДУРА ИССЛЕДОВАНИЯ 56
ГЛАВА 3 РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ 57
3.1 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 57
3.1.1 РЕЗУЛЬТАТЫ ГЛУБИННОГО ИНТЕРВЬЮ 57
3.1.2 ВЫВОДЫ ПО ИНТЕРВЬЮ 60
3.1.3 РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАБОТКИ МЕТОДИК И ОПРОСНИКА 61
3.2 ОБСУЖДЕНИЯ 77
ВЫВОДЫ 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 85
ПРИЛОЖЕНИЯ 89
ПРИЛОЖЕНИЕ А 89
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 90
ПРИЛОЖЕНИЕ В 92
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 94
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 97
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж 105
ПРИЛОЖЕНИЕ К 107
ПРИЛОЖЕНИЕ Л 112
Онлайн-консультирование, как вид психологической помощи, быстрыми темпами становится популярной моделью оказания поддержки и социальной помощи людям, особенно молодежи, для которой интернет-пространство является важной частью ее жизни.
Клиническая психология, являясь прикладной областью психологии, охватывает помимо лечения и реабилитации также и область профилактики, можно сказать, что онлайн-служба, работая с кризисными и суицидальными состояниями, может являться одним из факторов профилактики психических расстройств и патологических состояний.
Поэтому важным все еще остается вопрос о подборе психологов, которые могли бы оказывать психологическую помощь по средствам современных технологий (чата), а также о специфике построения обучения персонала особому виду консультирования. Поскольку одновременно с тем, что последнее время преобладают спекуляции и сильные эмоции, исследования связанные с эффективностью, а также конструктивные описания методов, которые используются в консультировании онлайн, довольно мало обозреваются. Имеющиеся исследования чаще всего описывают тестирование определенной разовой программы, как, например, борьбу с пищевыми расстройствами, противостояние тревоги на определенных линиях помощи. А исследования в отношении консультантов, которые осуществляют помощь через киберпространство практически нет. В тоже время очень важна личность самого консультанта, являющегося непосредственным инструментом в консультировании.
Можно сказать, что именно консультант контролирует и активирует «потенциал клиента.
Опираясь на вышеуказанное восприятие процессов консультирования Wrenm сформулировал важнейшие ролевые функции консультанта:
- построение отношений с клиентом на взаимном доверии;
- выявление альтернатив самопонимания и способов деятельности клиентов;
- непосредственное "вхождение" в жизненные обстоятельства клиентов и их отношения со значимыми для них людьми;
- создание вокруг клиентов здорового психологического климата;
- постоянное совершенствование процесса консультирования (Кочюнас, 1999).
Понимая таким образом, если представить в общих чертах функции роли консультанта, становится понятным, что очень существенной частью процесса консультирования является именно личность консультанта.
Общим правилом для консультирования и терапии является то, что личность помогающего является основным инструментом в оказании различного рода психологической помощи в зависимости от направлений. Brammer и MacDonald подмечают, что «все больше фактов указывают на то, что личные качества «помощников» являются такими же значимыми для положительной динамики роста клиентов, как и методы, которые они используют» (цит. По (Ottens & Pender, 2009). Одним из источников таким доказательств может выступать проведенный мета-аналитический обзор результатов психотерапевтических исследований, проведенный в 2001 году Wampold, который пришел к выводу, что «… терапевты в пределах учтенных исследований занимают значительную долю дисперсии успешных исходов терапий, Очевидно, что личность терапевта является решающим фактором в успехе терапии» (Wampold, 2001). Пожалуй, этот вывод является справедливым и в отношении оказании кризисной интервенции.
Как говорилось ранее, консультирование по интернету имеет свою специфику, все взаимодействие осуществляется непосредственно через написанный диалог консультанта и клиента. Поскольку такое общение имеет свои ограничения: отсутствие непосредственной возможности воспринимать эмоции клиента, видеть его выражение лица, жесты, тембр голоса, дыхание, темп речи; необходимо узнать, нужны ли какие-то специфические навыки консультанту.
В дистанционно и непосредственно в интернете диалог с клиентом имеет несколько другую форму, поскольку из-за снижения психологических защит клиента, его меньшем беспокойстве об анонимности и конфиденциальности информации, возникает эффект растормаживания (это эффект ослабления психологических барьеров, ограничивающих выход скрытых чувств и потребностей, который заставляет людей вести себя в Интернете так, как они обычно не поступают в реальной жизни.), благодаря которому обратившийся может быть более открытым и давать больше информации, в то же время, возрастает вероятность упоминания информации, которая не соответствует действительности, что может затруднять взаимодействие психолога с клиентом.
Поскольку довольно мало исследований, изучающих личность самого консультанта в онлайн-консультировании, которая может способствовать увеличению эффективности консультирования, кажется необходимым выяснения факторов, которые бы способствовали консультирования в киберпространстве.
Общение через текст является особым видом коммуникации, в которой воспринимаемая информация поступает только через текст и его содержание, можно предположить, что человеку, который легче всего воспринимает информацию зрительно или привыкший преимущественно к смысловым конструкция будет более успешен, а значит и удовлетворен своей деятельностью в таком виде дистантного консультирования. Поскольку информация о ведущих репрезентативных системах консультантов, которые занимаются онлайн-консультирование отсутствует, однако люди часто выделяют те факторы, на которые они чаще ориентируются, например, голос, мимику или слова, хочется проверить является ли ведущая репрезентативная система важным фактором в выборе профессии онлайн-консультанта и удовлетворенности этой деятельностью.
В то же время много специалистов, которые устраиваются или являются волонтерами в кризисных службах – это начинающие специалисты психологи, можно предположить, что практика в дистантных видах консультирования способствует развитию навыков консультирования по средствам текста или по средствам голоса или же способствует развитию репрезентативной системы – развитию восприятия и переработки текстового диалога. Поэтому получение результатов о ведущей репрезентаивной системе дигитальной или зрительной может указать, в сравнении с телефонными консультантами, либо на выбор предпочитаемой дистантной помощи на основании своих навыков, либо на способствование развитию репрезентативной системы благодаря дистантному консультированию.
Дополнительными факторами при изучении личности консультантов будут рефлексия (Suler, The Online Disinhibition Effect, 2004), которая помогает психологам в консультировании, а также будет проверены виды эмпатии, чтобы узнать влияет ли как-то черты личности психолога на его удовлетворенность профессией онлайн-консультанта.
Телефонное и онлайн-консультирование принадлежат схожим областям оказания психологической помощи, они являются дистантными формами консультирования, по средствам сравнения консультантов хотелось бы выяснить являются эти области психологической помощи скорее отличными или схожими на основании личностей консультантов, каким образом оказываются консультанты на данном виде работы, являются ли основными различия в личностных чертах при выборе профессии, существуют ли какие-то изменения в связи с деятельностью.
Таким образом, данное исследование дает возможность более подробно изучить тему онлайн-консультирования, исследования о котором все еще остаются малочисленными, позволит лучше описать личность консультанта, работающего в чате, на основании сравнения с консультантами телефонов доверия.
В данной работе будут отражены не все качества, которые описывают портрет психолога, поскольку несмотря на род деятельности и выбор профессии в дистантном консультировании многие качества, присущие психологам являются одинаковыми и необходимыми при выборе профессии психолога-консультанта, не зависимо от вида консультирования. Которым он занимается. В данном же исследовании кажется необходимым оценить те качества, которые предположительно могут помогать психологу и являются важными при консультировании через чат.
Полученные результаты могут показать факторы, на которые необходимо ориентироваться работодателю при приеме на работу или же, на которые не стоит обращать пристального внимания. Может быть полезным для самих психологов при выборе профессии.
Целью настоящего исследования является описание психологического портрета онлайн-консультантов по психологическим характеристикам, которые предположительно влияют на выбор и удовлетворенность деятельностью онлайн-консультирования по средствам анализа коммуникативной компетентности, уровня рефлексии, ведущей репрезентативной системы и ведущего вида эмпатии при сравнении психологов чата и психологов, работающих в сфере телефонного консультирования. А также дополнительно можно будет на основании данного исследования сделать вывод о схожести или различии консультантов дистантных форм консулитирования, понять является ли их выбор профессии основанным на своих психологических качествах или же на чем-то другом.
Основными гипотезами исследования являются предположения, что у онлайн-консультантов выше уровень выраженности визуальной и дигитальной репрезентативных систем, но ниже уровень выраженности аудиальной репрезентативной системы.
Частные гипотезы:
- у онлайн-консультантов выше уровень рациональной эмпатии;
- у консультантов чата ниже уровень эмоциональной эмпатии;
- у онлайн-консультантов выше уровень рефлексии;
- У консультантов чата выше зависимый стиль коммуникации;
- чем более у онлайн-консультантов развита визуальная репрезентативная система, тем более онлайн-консульт удовлетворен работой;
- чем более у оналйн-консультанта выражена дигитальная репрезентативная система, тем более он удовлетворен работой;
- Чем более продолжительное время онлайн-консультант работает в службе, тем больше у него выражена зрительная репрезентативная система;
- Чем больше онлайн-консультант работает в службе, тем больше у него выражен уровень эмпатии;
- Чем дольше по времени консультант онлайн работает, консультирую по чату, тем меньше у него толерантность к неопределенности.
Онлайн-консультирование – развивающаяся в России область психологической помощи, которая появилась совсем недавно и требует большего изучения, в том числе и консультантов чата.
В этом исследовании были проанализированы психологические характеристики, которые предположительно могут отличаться у разных дистантных психологов-консультантов в зависимости от их области работы: онлайн-консультирование или консультирование по телефону.
Значимой отличительной чертой является меньшая выраженность аудиальной репрезентативной системы, и это объясняется тем, что она практически не задействована в консультировании по чату.
Другие же психологические черты практически не отличаются от черт телефонных консультантов, на основании чего можно сделать вывод, что консультирование по чату и по телефону, скорее схоже, нежели различны.
Выбор профессии является скорее случайным, а не подчинен психологическим чертам консультантов.
Имея ввиду ограничения данного исследования, вывод сделан по группе консультантов из 40 человек, работающих в онлайн-службе психологической помощи и телефонов доверия.
В будущих исследованиях хотелось бы собрать более широкую выборку, с разнообразием возрастов и опыта работы.
На основании данной работы хотелось бы далее изучать консультантов, которые остаются работать в онлайн-службе после 4-5 лет работы, посмотреть происходят ли у ни какие-то изменения психологических черт., в частности эмпатии, необходимо выяснить происходит ли со временем специализация репрезентативных систем. Можно узнать, что заставляет оставаться работать в онлайн-службе. Какие изменения психологического портрета происходят. Данная работа является начальным этапом для проведения дальнейших исследований.
1. Bandler, R., & Grinder, J. (1975). Structure of magic I. Calif.: Palo Alto.
2. Barak, A., & Bloch, N. (2006). Factors related to perceived helpfulness in supporting highly distressed individuals through an online support chat. CyberPsychology & Behavior , 9, 60-68.
3. Centore, A. J. (2006). Distance counseling: Percieved advantages and disadvantages among cristian counselors. Lynchburd: Liberty University .
4. Chester, A., & Glass, C. A. (2006). Online counselling: a descriptive analysis of therapy services on the Internet. British Journal of Guidance & Counselling , 34 (2), 145-160.
5. Day, S. X., & Schneider, P. L. (2002). Psychotherapy using distance technology: A comparison of face-toface, video and audio treatment. Journal of Counselling Psychology , 4 (49), 499–503.
6. Dinger, U. S. (2007). Influences of patients’ and therapists’ interpersonal problems and therapeutic alliance on outcome in psychotherapy. Psychotherapy Research , 17, 148-159.
7. King, G. M. (1980). The selection of paraprofessional telephone counsellors using the California psychological inventory. American Journal of Community Psychology , 8, 495-501.
8. Knickerbocker, D. A. (1972). Lay volunteer and professional trainee therapeutic functioning and outcomes in a suicide and crisis intervention service. American Journal of Community Psychology , 3 (3), 197-220.
9. Knobel, M. (1990). Essential personhood: a review of the counselor characteristics needed for effective crisis intervention work. Psychoterapy and psychosomatics , 53 (1-4).
10. Leibert, T., Archer, J., Munson, J., & York, G. (2006). An exploratory study of client perceptions of Internet counseling and the therapeutic alliance. Journal of Mental Health Counseling , 28 (1), 69–83.
11. Mishara, B. C. (2007). Which helper behaviors and intervention styles are related to better short-term outcomes in telephone crisis intervention? Results from a silent monitoring study of calls to the US. Suicide and Life-Threatening Behaviour , 37, 308-321.
12. Murphy, L. J., Parnass, P., Mitchell, D. L., Hallett, R., Cayley, P., & Seagram, S. (2009). Client satisfaction and outcome comparisons of online and face-to-face counselling methods. British Journal o Guidance & Counselling , 26 (1), 21–32.
13. Ottens, A., & Pender, D. (2009). Essential Personhood: A Review of the Counselor Characteristics Needed for Effective Crisis Intervention Work. International journal of emergency mental health , 11 (1), 43-52.
14. Paterson, H., Reniers, R., & Wollm, B. (2009). Personality types and mental health experiences of those who volunteer for helplines. British Journal of Guidance & Counselling, , 37 (4), 459-471.
15. Paukert, A. S. (2004). The assessment of active listening skills in helpline. Stress, Trauma and Crisis , 61-76.
16. Payne, L., Casemore, R., Neat, P., & Chambers, M. (2006). Guidelines for telephone counselling and psychotherapy. Lutterworth: British Association for Counselling and Psychotherapy.
17. Rek, I., & Dinger, U. (2016). Who sits behind the telephone? Interpersonal characteristics of volunteer counselors in telephone emergency services. Journal Of Counseling Psychology , 63, 429-442.
18. Richards, D., & Vigano, N. (2013). Online Counseling: A Narrative and Critical Review of the Literature. Jornal of clinical psychology , 69 (9), 994-1011.
19. Robinson, P. H., & Serfaty, M. A. (2008). Getting better byte by byte: A pilot randomised controlled trial of email therapy for bulimia nervosa and binge eating disorder. European Eating Disorders Review , 16 (2), 84–93.
20. Rochlen, A. B., Zack, J. S., & Speyer, S. (2004). Online therapy: Review of relevant definitions, debates, and current empirical support. Journal of Clinical Psychology , 60 (3), 269-283.
21. Shabanda, L., Itodo, A. U., & Abubakar, M. R. (2009). Personality attributes of a professional counselor and its impact on counseling processю A review. International Journal of Emergency Mental Health , 11 (1), 43-52.
22. Suler, J. (2000). Psychotherapy in Cyberspace: A 5-dimensional model of online and computer-mediated psychotherapy. CyberPsychology & Behavior , 3 (2), 151–159.
23. Suler, J. (2004). The Online Disinhibition Effect. CYBERPSYCHOLOGY & BEHAVIOR , 7 (3), 321-325.
24. Székely, A. H. (2015). TESVolSat - Telephone Emergency Services of Europe: Survey on Volunteer Satisfaction and Motivation. http://www.ifotes.org/what-wedo/projects/tesvolsat-survey-on-volunteer-satisfaction-and-motivation .
25. Tapp, J. &. (1973). Personal characteristics of volunteer phone counselors. Journal of Consulting and Clinical Psychology , 41, 245-250.
26. Wampold, B. E. (2001). Where oh where are the specific ingredients? A meta-analysis of component studies in counseling and psychotherapy. Journal of Counseling Psychology , 48 (3), 251-257.
27. William, C., & Falzett, J. (1981). Matched Versus Unmatched Primary Representational Systems and Their Relationship to Perceived Trustworthiness in a Counseling Analogue. journal of counseling psychology , 28 (4), 305-308.
28. Yoshioka, C. B. (2007). A functional approach to senior volunteer and non-volunteer motivations. The Internatioanl Journal of Volunteer Administration , 24, 31-43.
29. Zabinski, M. F., Wilfley, D. E., Pung, M. A., Winzelberg, A. J., Eldredge, K., & Taylor, C. B. (2004). An interactive Internet-based intervention for women at risk of eating disorders: A pilot study. International Journal of Eating Disorders , 30 (2), 129–137.
30. Бадалева, А. А. (1996). Психологическое общение. М.: Воронеж.
31. Батарышев, А. В. (2005). Психодиагностика в управлении; практическое руководство. М.: Дело.
32. Бойко, В. В. (1996). Энергия эмоций в общении, взгляд на себя и других. М.: Инфор.
33. Вигура, Е. А., Дроздова, О. А., & Львов, В. М. (2004). Диагностирование репрезентативных систем специалиста. Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики (3), 56-58.
34. Девятова, Е. А. (2011). Психологическое содержание коммуникативной компетентности Психолога-консультанта. Социально-экономические явления и процессы , №8, URL: http://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskoe-soderzhanie-kommunikativnoy-kompetentnosti-psihologakonsultanta (дата обращения: 13.11.2016).
35. Карпов, А. В. (2003). Рефлексивность как психологическое свойство и методики ее диагностики. Психологический журнал , 24 (5), 45-57.
36. Кочюнас, Р. (1999). В Основы психологического консультирования. М.: "Академический проект".
37. Матушанская, А. Г., & Алишев, Б. С. (2011). Толерантность к неопределенности и смешные конструкты когнитивной психологии. Ученые записки Казанского университета , 153 (5), 25-33.
38. Моховиков, А. Н. (2001). Телефонное консультирование. М.: Смысл.
39. Немов, Р. С. (2001). Психодиагностика 4-к изд. СПб: ПИТЕР.
40. О'Коннер, Д., & Сеймор, Д. (1998). Введение в нейролингвистическое программирование. Челябинск.
41. Осин, Е. Н. (2010). Факторная структура версии шкалы общей толерантности к неопределённости Д. МакЛейна. Психологическая диагностика (№3), 65-86.
42. Полина, Л. В. (2010). Социально-психологические и личностные особенности психологов-консультантов в сфере телефонного консультирования. Психологическое консультирование онлайн (2), 24-39.
43. Роджерс, К. (1997). Примечательные тенденции в подготовке терапевтов. В К.-ц. терапия. К.
44. Савельева-рат, Е. А. (2015). Особенности развития профессиональной рефлексии будущих психологов. Проблемы современного педагогического образования , 46 (1), 143-149.