Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КИТАЙСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ «ОДИН ПОЯС — ОДИН ПУТЬ» В КОНТЕКСТЕ ИНТЕРЕСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Работа №131200

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

международные отношения

Объем работы122
Год сдачи2017
Стоимость5350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
21
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. «Один пояс - один путь» как магистральная стратегическая инициатива пятого поколения китайских руководителей 15
1.1. Исторический «Великий Шелковый путь» и его взаимосвязь с современной инициативой китайского руководства «Один пояс - один путь» 15
1.2. Мотивация выдвижения Китаем инициативы «Один пояс - один путь» 21
1.3. Идейное содержание концепции «Один пояс - один путь» 27
1.4. Специфика концепции «Один пояс - один путь» 35
Глава 2. Китайская концепция «Один пояс - один путь» и интересы России в свете создания Евразийского экономического союза 41
2.1. Место России в китайской концепции «Один пояс - один путь» 41
2.2. Евразийский экономический союз и «Один пояс - один путь»: возможности сопряжения 48
2.3. Российские оценки китайской концепции «Один пояс - один путь» 63
Глава 3. Сотрудничество России и Китая в рамках инициативы «Один пояс — один путь» 75
3.1. Практические шаги двустороннего сотрудничества в русле инициативы «Один пояс - один путь» 75
3.2. Сложности сотрудничества между Китаем и Россией в рамках инициативы «Один пояс - один путь» 90
Заключение 102
Список источников и литературы 108
Приложение А 108
Приложение Б 122

Актуальность темы исследования. В современное время, по мере развития экономической глобализации и региональной интеграции, Китай выдвинул амбициозную концепцию «Один пояс - один путь», которая состоит из двух проектов - «Экономический пояс Шелкового пути» и «Морской Шелковый путь XXI века». Стратегическая инициатива по формированию «Экономического пояса Шёлкового пути» совместно со странами Центральной Азии впервые была озвучена Председателем КНР Си Цзиньпином 16 сентября 2013 г. в университете Назарбаева во время визита в Казахстан. 3 октября 2013 г., в ходе визита в Индонезию Председатель КНР выдвинул аналогичный план для расширения сотрудничества Китая со странами Западной, Южной и Юго-Восточной Азии, а также Восточной Африки и Европы под названием «Морской Шёлковый путь XXI века». С течением времени в китайскую инициативу «Один пояс - один путь» стал вовлекаться более широкий спектр стран, а сама инициатива стала наполняться новым содержанием. Эта инициатива превратилась в магистральную государственную стратегию пятого поколения китайских руководителей, преследующую решение как внутренних, так и внешних вызовов развитию Китая. Китай воспринимает данную концепцию как мегаинициативу по продвижению экономического развития не только самого Китая, но и стран по всему миру в целом. Реальная суть концепции прежде всего заключается в преодолении дисбаланса экономики Китая, а также направлена на создание нового механизма в целях содействия взаимовыгодному сотрудничеству стран с помощью сухопутных и морских Шелковых путей.
Повторная активация великого Шелкового пути имеет большое стратегическое значение для экономического развития Китая, регионального процветания и мирового экономического равновесия и стабильности. Неслучайно, китайская концепция привлекла к себе пристальное внимание как внутри Китая, так и за рубежом.
Неотъемлемым участником стратегии «Один пояс - один путь» является Россия, расположенная в Евразии и являющаяся важным партнером Китая. Участие России в китайской инициативе «Один пояс - один путь» способно принести большие экономические дивиденды, укрепить традиционные позиции в регионе. К тому же, кооперация России с Китаем в процессе реализации концепции «Один пояс - один путь» позволит двум странам поднять на высший уровень политического и экономического сотрудничества и занять достойное место на евразийском пространстве.
Целесообразно отметить тот факт, что Россия инициировала создание Евразийского экономического союза в целях сохранить свое традиционно высокое влияние в Центральной Азии и укрепить отношения со странами Центральной Азии. По этой причине у России существуют опасения, связанные с тем, что китайская инициатива «Один пояс - один путь» может нанести ущерб Евразийскому экономическому союзу и процессу евразийской интеграции. Чтобы осуществить всестороннее сотрудничество между Китаем и Россией в рамках инициативы «Один пояс - один путь», необходимым и перспективным действием является поиск путей возможного сопряжения проекта «Один пояс - один путь» и инициированного Россией Евразийского экономического союза. Эффективное сопряжение двух проектов может стимулировать китайско-российское всестороннее сотрудничество, а также совместно продвигать региональную интеграцию.
После того, как китайским руководством была озвучена новая инициатива «Один пояс - один путь», возникли горячие дискуссии как в России, так и во всем мире. Несмотря на то, что существуют потенциальные возможности китайско-российского сотрудничества в рамках концепции «Один пояс - один путь», в российских научных и политических кругах были выражены скептицизм и опасения по поводу новой китайской концепции. В связи с этим, необходимо комплексно интерпретировать содержание и специфику концепции «Один пояс - один путь», выявить объективную правильную позицию по вопросу китайско-российского сотрудничества в рамках проекта «Один пояс - один путь».
Таким образом, всестороннее изучение концепции «Один пояс - один путь» и соответствия этой концепции российским интересам является актуальной темой исследования.
Объектом научного исследования выступает китайская концепция «Один пояс - один путь».
Предметом научного исследования являются китайская концепция «Один пояс - один путь» в контексте интересов Российской Федерации.
Цель исследования заключается в выявлении содержания, перспектив и проблем сотрудничества между Россией и Китаем в ходе реализации китайской инициативы «Один пояс - один путь».
Поставленная цель предполагает решение в рамках диссертации следующих задач:
1. Рассмотреть историю Великого Шелкового пути и выявить его взаимосвязь с концепцией «Один пояс - один путь»;
2. Раскрыть мотивацию выдвижения Китаем стратегии «Один пояс - один путь»;
3. Выявить основные идеи инициативы «Один пояс - один путь»;
4. Определить позицию России относительно других участников китайской инициативы «Один пояс - один путь»;
5. Выявить интересы России в Евразийском экономическом союзе и возможности сопряжения ЕАЭС и проекта «Один пояс - один путь»;
6. Рассмотреть российские оценки китайской инициативы «Один пояс - один путь»;
7. Проанализировать практические шаги сотрудничества между Россией и Китаем в рамках концепции «Один пояс - один путь»;
8. Выявить влияние совместного создания «Один пояс - один путь» на китайско-российское сотрудничество;
9. Определить возникающие между Китаем и Россией сложности в реализации проектов в рамках концепции «Один пояс - один путь» и выявить возможные пути их преодоления.
Хронологические рамки исследования. Исследование ограничено хронологическими рамками с 2013-го года по сегодняшний день. Китайская концепция «Один пояс - один путь» была впервые выдвинута китайским председателем Си Цзиньпином осенью 2013-го года во время визита в страны Центральной Азии и в Индонезию. 15-го ноября 2013-го года на 3-м пленуме ЦК КПК 18-го созыва в Пекине официально была сформулирована концепция экономического и морского Шелкового пути.
Источниковую базу исследования составили различные по характеру документы и материалы. Их можно разделить на несколько основных групп.
1. Концептуальные и стратегические документы Китая и России. К этой группе источников следует отнести материалы съездов КПК, план «13-я Китайская пятилетка» и Белые книги, Концепция внешней политики Российской Федерации1. Данная группа источников раскрывают концептуальную основу политики Китая и России. Среди них важнейшим для данного диссертационного исследования является официальный документ, опубликованный китайским правительством в 2015 году, под названием «Прекрасные перспективы и практические действия по совместному созданию экономического пояса Шелкового пути и морского Шелкового пути XXI века»2, где сделано точное разъяснение о фоне эпохи, основных концепциях, приоритетах и механизмах сотрудничества, направлении и задачах совместного строительства, что позволяет автору проследить китайскую концепцию «Один пояс - один путь».
2. Выступления официальных лиц3 представляют исключительный интерес для исследования. Данная группа позволяет проследить официальную позицию Китая и России по вопросу инициативы «Один пояс - один путь». Здесь необходимо отметить сборник «Си Цзиньпин о государственном управлении», где опубликованы выступления председателя КНР Си Цзиньпин на тему «Совместное строительство “Экономического пояса шелкового пути”» (7 сентября 2013 года) и « Совместное строительство “Морского Шелкового пути XXI века”» (3 октября 2013 года), что впервые вызвана китайским руководством инициатива «Один пояс - один путь».
3. Совместные китайско-российские заявления, декларации, соглашения и договоры. Основными источниками работы служат и совместные заявления, заключенные Китаем и Россией 4 , где определен официальный подход к двусторонним отношениям и сотрудничеству, изложены официальные позиции Китая и России в отношении видения реализации концепции «Один пояс - один путь». К данной группе источников можно отнести «Совместное заявление о новом этапе всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия» от 20-го мая 2014 года, где было четко заявлено, что российская сторона считает важной инициативу Китая по созданию Экономического пояса Шелкового пути, а также «Совместное заявление о сотрудничестве по сопряжению строительства Евразийского Экономического Союза и Экономического пояса Шелкового пути» от 8-го мая 2015 года.
4. Статистические материалы и ежегодники. Материалы статистики представлены в работе ежегодниками5, изданными Государственным статистическим бюро КНР. Эта группа источников приобретает большое значение при анализе экономических показателей Китая, помогает выявить официальную динамику экономики Китая в последние годы.
5. Материалы новостных сайтов и электронных газет. В ходе исследования автором привлекались информации, размешенные на сайты «ТАСС», «РИА-Новости», «Lenda.ru», «Regnum», «Синьхуа» и «Жэньминь Жибао» и другие. Материалы данной группы являются ценным источником фактической информации по тематике исследования.
Степень научной разработанности темы исследования. Рассматриваемая тема исследования относительно новая и недостаточно исследованная как в российской научной литературе, так и в китайской, что свидетельствует о ее научной новизне. Актуальный и малоизученный характер данного исследования обусловил необходимость изучения широкого круга литературы, подразделенной на несколько тематически групп.
Первая группа работ посвящена изучению китайской концепции «Один пояс - один путь». С выдвижением в 2013 году концепции «Один пояс - один путь» посвященная тема постепенно привлекает большое внимание российские научные круги. Над анализу принятой Китаем внешнеэкономической концепции работали следующие русские ученые, как Уянаев С. В., Ларин А. Г.., Лукин А. В., Лузянин С. Г., Ремыга В. Н., Кузиев Н. А.6, в работах которых рассматриваются основные цели, содержания, принципы и методы реализации «Один пояс - один путь», исследуются перспективы и вызовы как для развития Китая, так и для китайско-российского взаимодействия в реализации стратегии. Данные работы помогла сделать глубокий анализ характеристики китайского проекта.
Наиболее интенсивно разработкой данного вопроса занимаются китайские исследователи, в ряду которых можно особо выделить У Цзяньиин, Хуан Ипинь, Цзинь Лин, Су Гэ, Ши Янь, Юань Синьтао7. В их работах исследователи дают подробный анализ политических, экономических аспектов новой китайской стратегии, демонстрируют ее сущность и специфики. В частности, необходимо отметить монография У Цзяньминь «“Пояс и путь” и великодержавная дипломатия с китайской спецификой», где доказательно уделяется анализу мотивации и специфики китайской инициативы под изменением внешней и внутренней среды.
Ко второй группе относятся работы, посвященные изучению Евразийского экономического союза. Поскольку Евразийский экономический союз - необходимый предмет, непосредственно показываемый интересы России на региональной арене. Анализа данной группы позволяет автору раскрыть интересы России и возможности сопряжения двух проектов. Большие внимания уделяют российские ученые, как Мансуров Т. А., Володин В. М., Ю. А. Кафтулина, Русакова Ю. И. , Бекашев К. А., Моисеев Е. Г8. В их работах проанализированы основные положения, эволюция Евразийского экономического союза, выявлены перспективы и возможности ЕАЭС на пути процесса глубокой экономической интеграции. Необходимо отметить работы Васильевой Н.А. и Лагутиной М.Л.9, в трудах которых рассматривается вопрос о интеграционной парадигме на примере Евразийского экономического союза, всесторонне анализируются позиции в отношении проекта Евразийского экономического союза.
Анализ вопроса, посвященного Евразийскому экономическому союзу, еще содержится в трудах китайские ученых, такие как Ли Цзыго, Чжоу Ми, Ли Синь, Лю Цинцай и Чжи Цзичао 10 . В своих трудах авторы исследовали положение членов-участников ЕАЭС, провели анализ существенных проблем, рисков воздействия ЕАЭС, выявили возможных путей решения. Среди них стоит отметить монографию Фу Цзинцзюнь11, где ученый подробно рассматривает процесс создания и развития ЕАЭС, выделяет подходы стран-участников ЕАЭС к китайскому «Экономическому поясу Шелкового пути», также анализирует, как осуществить сопряжение двух проектов. Кроме того, к данной тематике отнести работу китайских ученых Ли Цзяньмин и Ли Юнцюань12, где раскрываются предпосылки, состояние, трудности и перспективы Евразийского экономического союза, так же исследуется многочисленные факторы, влияющие на возможность сопряжения данного и проекта «Один пояс - один путь».
Исследованием взаимосвязей Китаем с Центральной Азией занимаются русские ученые, такие как Васильев Л. Е., Матаеяев В. А., Глинкина С. П., Тураева М. О. Яковлев А. А. 13 . В трудах данных ученых посвящена оценка современного состояния сотрудничества Китая и ЦА и характеристика политики Китая в ЦА. Среди китайских исследователей подробно вопросами, посвященными взаимоотношения Китая со странами Центральной Азии занимались Чжао Чанцин, Юань Шэнюй, Ван Вэйминь14.
К следующей группе относятся работы, посвященные изучению позиции России китайской инициативы и китайско-российского сотрудничества в процессе ее реализации. Русские исследователи такие как Денисов И. Е.15, Владимир Бережной16 и Морозов Ю. В.17, Островский А. В.18 работали над формированием позиции и анализом места России на новом Шелковом пути. Тем не менее, значительное место проблема по российской оценке концепции «Один пояс - один путь» занимает в трудах китайских ученых - Ван Кэй19, Ли Сюцзяо20, где посвящены рассмотрению подходов российских научной общественности, выявлению причины изменения оценки с международной и внутренней изменяющей обстановкой.
При анализе современного китайско-российского сотрудничества в рамках «Один пояс - один путь» невозможно обойти монографию Ван Ци21, где автор всесторонне разъясняет стратегическое сотрудничество в сферах торгово-экономики, науки и техники, военно-безопасности, культуры и образования, рассматривая стратегию развития двусторонних отношений, в то же время представляет предложение. Следует отметить, наиболее интенсивно разработкой данного вопроса занимаются китайские исследователи, в ряду которых можно особо выделить Чжан Цзяньпин, Ли Цзин,22 Ли Цзяньминь23, Цзян Чжэньцзюнь24. В их работах затрагиваются практические шаги взаимодействия между Китаем и Россией, проблемы и вызовы в процессе сотрудничества при совместном создании «Один пояс - один путь». Кроме того, вопросам китайско-российского сотрудничества в рамках проекта «Один пояс - один путь» посвящен труд эксперта Чжао Хуэйжун, где автор интерпретирует важность России в китайском проекте, а так и значение китайско-российского совместного сотрудничества при реализации инициативы, выясняет трудности, стоящие перед Пекином и Москвой, представляет и объективные предложения по их разрешению25.
В общем, исходя из значительно актуального характера темы диссертационного исследования, на сегодняшний день данная тема разработана недостаточно как в России, так и в Китае. Наиболее интенсивно и результативно разработкой проблематики занимаются китайские исследователи. В частности, политические аспекты разработаны больше, чем экономические, безопасные и культурные аспекты китайской инициативы. К тому же, недостаточно исследовано современное состояния взаимодействия между Китаем и Россией в реализации инициативы «Один пояс - один путь» в России и Китае.
Теоретико-методологическая основа исследования определяется сочетанием различных широко используемых методов. Автор придерживается принципа историзма и научной объективности во время проведении исследования. Материалы, отобранные от диссертации, позволяют использовать классические научные методы исследования, такие как историко-описательный метод, сравнительный метод, системный подход и другие. В первую очередь это историко-описательный метод, являющийся традиционными для исследования Великого шелкового пути. Для выявления идейного содержания, сущности и специфики, посвященных китайской концепции «один пояс - один путь» должен использован метод контент-анализа и синтеза.
Большая часть работы будет построена на основе системного подхода, который может определить место России в рамках концепции «Один пояс - один путь» с помощью комплексного анализа собранных материалов. Сравнительный метод позволит эффективно проанализировать китайский проект «Один пояс - один путь» и российский ЕАЭС. Для выяснения российского подход к инициативе «Один пояс - один путь» был применен контент-анализ. Системный подход также использован в работе, посвященной исследованию практических шагов и существующих проблем сотрудничества Россией с Китаем в рамках инициативы «Один пояс - один путь». Также в работе применяется прогностический метод при исследовании перспектив развития сотрудничества между Китаем и Россией в рамках «Один пояс - один путь». При формулировании окончательных выводов исследования применен синергетический подход, который способствует более качественному осмыслению проанализированного материала.
Научная новизна исследования. Результаты, полученные в ходе исследования, позволили автору сделать выходы об исторических предпосылках, мотивации, основных идеях китайской инициативы «Один пояс - один путь». В результате проведенного анализа были разработаны основные направления китайско-российского взаимодействия в рамках концепции «Один пояс - один путь».
Также новизна работы заключается в том, что в ней были систематизированы представления и оценки российских исследователей китайской концепции «Один пояс - один путь»; определено место России в китайской концепции «Один пояс - один путь» на основе привлечения большого массива источников и литературы на китайском языке и выявлены проблемы и вызовы сотрудничества России и Китая в реализации концепции «Один пояс - один путь» и его перспективы.
Структура работы. Магистерская диссертация состоит из введения, 3 глав, 9 параграфов, заключения, списка источников и литературы, приложений.
Во Введении определена актуальность работы, цель, задачи, объект и предмет исследования, степень научной разработанности, теоретико-методологическая основа, его научная новизна и структура.
В первой главе обращается к историческим предпосылкам возрождения «Великого Шелкового пути», выявляется мотивация выдвижения Китаем инициативы «Один пояс - один путь» с точки зрения факторов внутренней и внешней среды. Кроме того, работе уделено большие внимания анализу об идейных содержаниях и специфики китайской инициативы «Один пояс - один путь».
Во второй главе определяется место России в китайской инициативе «Один пояс - один путь», выделяются интересы России в ЕАЭС. Более того, выделены возможности сопряжения инициатив «Один пояс - один путь» и ЕАЭС, а также обозначены основные российские оценки концепции «Один пояс - один путь».
В третьей главе выявлены практические шаги китайско-российского сотрудничества в рамках инициативы «Один пояс - один путь» на современном этапе, выделены сложности и возможные решения сотрудничества в процессе создания нового Шелкового пути.
В заключении подведены итоги исследования, а также определены перспективы китайско-российского сотрудничества в рамках инициативы «Один пояс - один путь».

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Китайская концепция «Один пояс - один путь», охватывающая большинство стран Азии, Европы и Африки вдоль Великого Шелкового пути, является новой инициативой внутренней и внешней политики Китая. Концепция предусматривает углубление политического сближения между Китаем и другими странами мира, продвижение экономической интеграции на региональной арене, также служит для укрепления гуманитарных контактов между разными странами, в конечном счете для формирования новой модели сотрудничества мировой экономики. Участие в китайской инициативе «Один пояс - один путь» России, ставшей самым близким соседом Китая, несет новые шансы и вызовы для углубления всесторонних отношений между Китаем и Россией.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
Во-первых, китайская концепция «Один пояс - один путь», выдвинутая пятым поколением китайского руководства в 2013-м году, представляет собой самый масштабный проект внешнеэкономической политики Китая. Инициатива «Один пояс - один путь», положенная на исторической предпосылке Великого Шелкового пути, рассматривается как идею воссоздания Великого Шелкового пути, призвана одновременно продолжить его ценность и обогащать новейшее значение в 21-м веке.
Китайская концепция «Один пояс - один путь» идет в ногу с веяниями времени, учитывая нынешнюю обстановку во всем мире. После мирового финансового кризиса 2008-го года, ситуация в современной Евразии изменилась. В Восточной Азии экономика стремительно развивается, в Южной - поспевает, в Центральной Азии - несколько отстает, на Западе положение экономики остается непростым. Европа является одним из наиболее экономически развитых регионов мира, но под негативными влиянием кризиса темпы роста экономики замедляются. При всем этом задача инициативы «Один пояс - один путь» как раз заключается в том, чтобы через всестороннее сотрудничество раскрыть потенциал экономического роста в Евразии, реализовать общий выигрыш на фоне мировой глобализации.
Китайская концепция ставит перед собой ключевой целью восстановить внутреннюю экономику, выполняя потребность развития самого Китая. Экономика Китая испытала более 30 лет стремительного развития и вступила в новый период: темпы роста снижаются, структура производства требует пересмотра, модель развития испытывает потребность в трансформации. Чтобы преодолеть коренные проблемы, Китаю следует продолжать открытость во взаимодействии со странами мира, создавая совместно «Один пояс - один путь». Китайская концепция «Один пояс - один путь» - это всемирная платформа, открытая для экономического развития и толерантная для любой страны и организации. Реализация совместного создания путем сотрудничества в пяти приоритетных направлениях коммуникаций будет способствовать подъему экономики Китая, укреплять обширные контакты между странами вдоль Шелкового пути, продвигать региональную интеграцию, а также стимулировать общее мировое процветание.
Во-вторых, определение места России в китайской инициативе «Один пояс - один путь» оказывает важное значение для китайско-российского сотрудничества в рамках инициативы «Один пояс - один путь». Россия, являясь соседской страной Китая, расположена на евразийском континенте. В древности Россия была важным участником на протяжении Великого Шелкового пути, оказывая опосредованное влияние на его развитие. Важное место России в китайской инициативе «Один пояс - один путь» объясняется прежде всего историческим и географическим объективными факторами. В связи с этим, Россия, без сомнения, является необходимым игроком в реализации создания инициативы «Один пояс - один путь».
Россия играет решающую роль в политической, экономической сферах и в сфере безопасности как в евразийском регионе, так и во всем мире. С одной стороны, долгим временем страны СНГ видят как приоритетное направление внешней политики России. Исторически сложилось так, что Россия обладает очень большим влиянием на территории Центральной Азии, потому что ЦА является районом стратегического интереса РФ, от которого зависит национальная безопасность страны и развитие ее могущества. С другой стороны, Россия заинтересован в обеспечении безопасности и стабильности региона. Важное географическое положение России гарантирует строительство китайского проекта с точки зрения региональной безопасности. Присоединение России к китайской инициативе соответствует стратегическим интересам России на евразийском пространстве. Роль в Евразийской геополитике и решающий охранник региональной безопасности показывают интересы России в регионе, тем более отражает ее незаменимую роль в участии создания Пояса и Пути. По итогам можно сделать вывод, что без поддержки России, проект «Один пояс - один путь» не только будет трудно достигнуть ожидаемого результата, но и в принципе будет невозможно полностью реализовать свой потенциал. При реализации китайской инициативы «Один пояс - один путь » следует учитывать фактор России и искать точки соприкосновения с ее стратегией так в Центральной Азии, как и в Евразии.
В-третьих, Евразийский экономический союз - необходимый предмет, непосредственно показываемый интересы России на региональной арене. С изменением мировой обстановки, особенно после Украинского кризиса, вызывающий напряжение отношений между Россией и Западом, Россия ускоряет процесс евразийской интеграции, обеспечивая свои стратегические интересы и влияние на евразийское пространство. Предложив создать ЕАЭС, Россия с помощью экономических рычагов побуждает страны ЦА и СНГ войти в зону влияния РФ. Россия в рамках государств ЕАЭС уже сформировала экономическое, политическое и военной влияние, которое не противоречит строительству инициативы «Один пояс - один путь», а наоборот стало той базой, на основе которой будет складываться успешное китайско-российское сотрудничество в данном регионе. Рассматривая развитие ЕАЭС в последний период, перед лицом возникли внутренние трудности и вызовы из вне. Речь идет о том, что ЕАЭС был создан в сложных условиях Евразийской геополитической ситуации, к тому же экономическая мощь стран-участников очень сильно отличаются между собой. Россия в этот период подверглась санкциям со стороны западных стран и пережила экономический кризис под влиянием резкого падения цен на нефть и курса рубля. «Один пояс - один путь», с которым выступает бурно развивающийся Китай, может открыть для ЕАЭС новые горизонты, расширить пространство для развития и создать его новый двигатель. Эффективное сопряжение ЕАЭС и китайской концепции в перспективе будет стимулировать торгово-экономическое сотрудничество сторон, продвигать совместное создания нового Шелкового пути, и тем самым осуществлять евразийскую интеграцию в регионе в целом. Следует отметить, что в контексте интересов России касаясь создания инициативы «Один пояс - один путь», урегулирование двусторонних отношений и поиск эффективных путей сопряжения двух инициатив весьма важно и необходимо.
В-четвертых, китайская идея «нового Шелкового пути» после ее обнародования привлекла к себе пристальное внимание как в Китае, так и за рубежом. Особенно, российские ученые провели немало дискуссии на китайскую концепцию, анализируют ситуацию и высказывая свои предположения. Данное исследование позволило выявить, что российский подход к китайской концепции, одновременно и положительный, и негативный. По мнению большинства политологов и ученых, активное участие России в рамках концепции «Один пояс - один путь» принесет пользу для поступательного развития самой России и ее стратегии Евразийской интеграции. Меньшинство экспертов выражают беспокойство и сомнение в том, что новый Шелковый пути нарастет конкуренцию с транспортной коммуникацией, воспрепятствует развитию ЕАЭС, также ослабит влияние России в Центральной Азии. Официальные оценки китайской инициативы «Один пояс - один путь» были подтверждены тогда, когда руководители обеих стран подписали совместное заявление от 8 мая 2015 г. Перед Китаем и Россией в сотрудничестве совместного создания инициативы «Один пояс - один путь» стоят шансы и вызовы. Шансов достаточно больше, чем вызовов. Необходимо выразить, несмотря на данную ситуацию, негативная оценка существует, так что стоит реагировать на него, уделяя повышенное внимание и обеспечивая развития китайско-российского сотрудничества в рамках инициативы «Один пояс - один путь».
В-пятых, с практическим продвижением реализации проекта «Один пояс - один путь», в рамках которого сотрудничество России и Китая вышло на новый этап в новом столетии. Практические шаги двустороннего сотрудничества реализуются на основе пяти приоритетов, включающих в себя политическая коммуникация, связь инфраструктур, беспрепятственный торговый обмен, финансирование и культурный обмен. В настоящее время Россия и Китай активно расширяют двустороннее сотрудничество в рамках инициативы «Один пояс - один путь», в частности, в транспортно-инфраструктурной, энергетической и инвестиционной сферах. Постоянные и тесные связи, взаимодоверие, достигнутое высочайшего уровня в истории придерживают успешное сотрудничество между Китаем и Россией в рамках инициативы «Один пояс - один путь». Транспортная и инфраструктурная коммуникация создает заметные возможности для китайско-российского сотрудничества в целях достижения обеих интересов. Создание благоприятной базовой инфраструктуры будет эффективно для осуществления перевозок между Китаем и Россией и будет гарантировать развитие торгово-экономических отношений обеих стран, более того, будет модернизировать российские транспортные магистрали с помощью китайской инвестиции в частности. Китайская концепция «Один пояс - один путь» представляет гораздо больше шансов, которые расширяют широту и глубину сотрудничества Китая и России, так что отражается, новый Шелковый путь отвечает на интересы России и Китая. В перспективе их общие интересы привели к углубления дальнейшего сотрудничества в рамках мега-проекта «Пояса и Пути».
В-шестых, в процессе сотрудничества Пекина и России возникло немало трудностей - внутренний барьер и внешнее вмешательство затрудняет интенсивное сотрудничество в рамках проекта «Пояса и Пути». Можно перечислять существующие проблемы, сдерживающие процесс углубленного сотрудничества. Это пересечение стратегических интересов двух стран на Евразийском материке, региональная нестабильность, влияющая на среду сотрудничества, отсталые транспортные и инфраструктурные коммуникации, однообразная структура и наличие ограничений в торгово-экономической сфере, диспропорция прямых инвестиций двух стран, а также различия в сфере языка, культуры, приводящие к различному восприятию ситуации. Учитывая существующие сложности сотрудничества, Москве и Пекину необходимо уделить большие усилия углубления всеобъемлющего стратегического партнерства на основе взаимного уважения и общих интересов в регионе, также и расширению двустороннего сотрудничества в процессе реализации инициативы «Один пояс - один путь».
В конечном итоге, необходимо отметить, китайская концепция «Один пояс - один путь» - это путь, ведущий к взаимной выгоде и обоюдному выигрышу. Россия является неотъемлемым участником в совместном создании инициативы «Один пояс - один пояс». Участие России в реализации китайской концепции «Один пояс - один путь» сулит ей значительные экономические дивиденды, обеспечивая интересы и повышая влияние в евразийском пространстве. Реализация китайской концепции «Один пояс - один путь» непременно приведёт к усилению стратегического сотрудничества между Китаем и РФ, будет способствовать более углубленному экономическому сотрудничеству, стимулировать культурный обмен, укреплять дружбу народов. Вместе с этим, расширение взаимовыгодного всестороннего сотрудничества между Россией и Китаем в ходе продвижения инициативы «Один пояс - один путь» приведет к осуществлению экономического прогресса стран, укреплению влиятельности двух стран на евразийском континенте, обеспечению безопасности и стабильности стран и региона, а также к продвижению экономической интеграции на евразийском пространстве в целом. Учитывая все это, можно сделать оптимистический прогноз, что в рамках инициативы «Один пояс - один путь» будет реализовываться новый тип российско-китайского всестороннего сотрудничества.


1. Выступление Си Цзиньпина в МГИМО, 22 марта 2013 г. //URL: https://www.youtube.com/watch?v=3jw1US3TksY&feature=youtu.be
2. Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой. 16.07.2001. //URL: http://www.kremlin.ru/supplement/3418
3. Заместитель директора Департамента развития интеграции ЕЭК Саадат Асансеитова рассказала о евразийской интеграции и перспективах взаимодействия ЕАЭС с КНР. 30.09.2015.//URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/30-09-2015-1.aspx.
4. Заявления для прессы по итогам российско-китайских переговоров. // URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/52273
5. Интервью у посола КНР в Беларуси Цуй Циминь: Беларусь станет важным участником ЭПШП. //URL: http://news.xinhuanet.com/2014-08/30/c_1112294925.htm
6. Источник данных: Статистические справочники Китая (2011-2015 гг.) //URL: http://www.stats.gov.cn/tjsj/ndsj/
7. Концепция внешней политики Российской Федерации. // МИД РФ. 01.12.2016.//URL:http://www.mid.ru/foreign_policy/news//asset_publisher/cKNonkJE02Bw/co ntent/id/2542248
8. Лавров: сопряжение Экономического пояса Шелкового пути с процессами евразийской интеграции. // МИД РФ. // http://www.mid.ru/brp_4.nsf/0/C0CE36DCDAABF0E444257CBB0020E494
9. Меморандум о совместном строительстве и развитии парков высоких технологий “Шелковый путь”. 13.10.2014. // URL: http://www.fdi.gov.cn/1800000628_18_1803_0_7.html
10. Прекрасные перспективы и практические действия по совместному созданию экономического пояса шелкового пути и морского шелкового пути XXI века. Госкомитет по делам развития и реформ, Министерство иностранных дел и Министерство коммерции (издано с санкции Госсовета КНР). //Пекин: Издательство литературы на иностранных языках, -Пекин, 2015.
11. Распоряжение Президента Российской Федерации от 16.12.2015 г. № 412-рп. О проведении Года российских средств массовой информации в Китайской Народной Республике и Года китайских средств массовой информации в Российской Федерации. 16.12.2015. //URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/40311
12. Речь Си Цзиньпина на Боаоском азиатском форуме пролила свет на путь азиатских стран к процветающему и гармоничному будущему.// Жэньминь жибао онлайн. 30.03.2015//URL: http://russian.people.com.Cn/n/2015/0330/c95181-8870961.html
13. Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о новом этапе отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия 20.05.2014 //URL: http://www.kremlin.ru/supplement/1642
14. Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о сотрудничестве по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути. 08.05.2015 //URL : http://www.kremlin.ru/supplement/4971
15. Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики об углублении всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия и о продвижении взаимовыгодного сотрудничества. 08.05.2015 // URL: http://www.kremlin.ru/supplement/4969
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ