Введение 4
Глава 1. Теоретические основы управления отношениями с заинтересованными сторонами компании 8
1.1. Теория заинтересованных сторон и ее взаимосвязь с теорией стратегического управления. Определение системы стратегического управления отношений с заинтересованными сторонами 8
1.2. Роль заинтересованных сторон в стратегическом управлении компанией 21
1.3. Этапы процесса управления, основные стратегии и принципы управления отношениями с заинтересованными сторонами 27
Глава 2. Анализ практического опыта управления взаимодействием компании с заинтересованными сторонами в банковской отрасли 37
2.1. Зарубежная практика управления отношениями с заинтересованными сторонами в банковской отрасли 37
2.2. Практика отечественных компаний по управлению отношениями с заинтересованными сторонами в банковской отрасли 44
2.3. Сравнительный анализ подходов к управлению отношениями с заинтересованными сторонами в банковской отрасли, выявление сходств и различий 50
Глава 3. Формирование системы управления отношениями с заинтересованными сторонами в ПАО Банк «Александровский» 56
3.1. Анализ компании и идентификация заинтересованных сторон 56
3.2. Разработка системы управления отношениями с заинтересованными сторонами ПАО Банк «Александровский» 65
3.3 Оценка предлагаемой системы управления отношениями с заинтересованными сторонами 74
Заключение 80
Список использованных источников 82
Приложение 1. Характеристика этапов процесса управления заинтересованными сторонами 88
Приложение 2. Концепция стадий системы стейкхолдер-менеджмента и их характеристика 90
Приложение 3. План-график мероприятий по формированию системы управления заинтересованными сторонами в ПАО Банк «Александровский» 91
Приложение 4. Опросник для заинтересованных сторон для определения текущего уровня коммуникаций между компанией и стейкхолдерами 93
Приложение 5. Опросник для руководителей подразделений с целью идентификации заинтересованных сторон 94
Приложение 6. Смета расходов на проведение «Конференции стейкхолдеров» 95
Деятельность компании в современных условиях прямо зависит от стремлений и ожиданий участников этой деятельности, её партнеров и других заинтересованных сторон. Для устойчивого развития предприятия и организации эффективного управления необходимо найти баланс, который позволит учесть в работе компании интересы всех заинтересованных сторон. Среда, в которой функционирует бизнес, сама влияет на него, а также подвергается влиянию последствий принятия определенных управленческих решений.
В развитых странах, чтобы привлечь наибольшее число покупателей, уже давно недостаточно производить качественный или доступный продукт, необходимо вносить посильный вклад в стабильное развитие общества. Это относится не только к восприятию со стороны потребителей, но и со стороны всех заинтересованных сторон компании.
Следовательно, компания должна принимать во внимание интересы и цели других субъектов на рынке, чтобы быть успешной не только сейчас, но и в будущем. Именно поэтому теория заинтересованных сторон сейчас приобретает широкую популярность не только на уровне теоретических исследований, но и на практике. В России теория заинтересованных сторон еще не получила широкого распространения по различным причинам. Однако, некоторые компании уже строят свою управленческую деятельность в соответствии с теорией заинтересованных сторон. С другой стороны, нематериальные активы компании играют все большую роль в современном мире. Заинтересованные стороны способны оказывать влияние не только на финансовые потоки, но и на репутационный капитал, который входит в гудвилл компании. Лояльность заинтересованных лиц - важнейший фактор успешности компании. В то же время их обеспокоенность может привести к существенным потерям. Оценка обеспокоенности заинтересованных сторон, реализация необходимых мероприятий по развитию отношенческого капитала, гармонизация интересов стейкхолдеров - все это может послужить инструментом решения проблем как репутационного характера, так и проблем, связанных с риском воздействия внешней среды на текущее положение компании.
В последние годы теория заинтересованных сторон перетерпела значительные изменения. В основе менеджмента заинтересованных сторон лежат процессы установления связей, развития отношений и поддержания эффективного взаимодействия субъектов предпринимательства с ключевыми стейкхолдерами. Группы стейкхолдеров, которые прямо или косвенно влияют на деятельность бизнеса, могут не взаимодействовать между собой, однако влияют в качестве неформальной коалиции.
Компания обязана учитывать влияние стейкхолдеров не только в процессе стратегического планирования, но также и для осуществления эффективной операционной деятельности. В ходе взаимодействия между предприятиями и заинтересованными сторонами складываются экономические конкурентные отношения и сотрудничество.
В рыночной среде с устоявшейся конкуренцией для бизнеса возникает необходимость изучения и анализа влияния стейкхолдеров на деятельность конкретного предприятия. Стратегическое же планирование предполагает не только выявление и идентификацию заинтересованных сторон, но также использование данных для разработки стратегий взаимодействия.
Однако, как на теоретическом, так и на практическом уровне существуют проблемы, решение которых возможно в процессе практической реализации и применении данной теории. Отечественные ученые-экономисты отмечают, что теория стейкхолдеров в рамках российской экономической науки разрабатывается только на уровне теории, не имея доступных практических инструментов для её реализации. В этом и заключается практическая и теоретическая значимость выбранной темы - недостаток практического применения данного вопроса в стратегии фирмы. Таким образом, актуальность выбранной темы заключается в текущей конъюнктуре банковского сектора, а также необходимости стратегического учета заинтересованных сторон. Данная необходимость основывается на:
1. Возрастающем влиянии деятельности заинтересованных сторон на устойчивое развитие компании и ее деятельность в целом;
2. Наличии проблем в процессе взаимодействия компании с заинтересованными сторонами, отсутствие должной степени изучения данного аспекта в российской научной литературе;
3. В необходимости приобретения конкурентного преимущества в качестве отношений с заинтересованными сторонами для формирования «капитала отношений»;
4. Управлении рисками и установлении возможного направления развития компании вследствие учета ожиданий заинтересованных сторон в стратегической канве развития.
Целью настоящей работы является разработка системы управления отношениями с заинтересованными сторонами в банке, оперирующем на рынке г. Санкт-Петербурга. Выявление особенностей в подходах к управлению заинтересованными сторонами в российских и зарубежных банках. Объектом исследования выступают компании российские и зарубежные компании банковского сектора. Предметом является система управления отношениями с заинтересованными сторонами.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Выявить современные трактовки теории заинтересованных сторон и проследить их динамику;
2. Определить роль заинтересованных сторон в системе стратегического управления компанией;
3. Разработать систему стратегического управления отношениями с заинтересованными сторонами;
4. Выявить и описать текущие подходы управления заинтересованными сторонами, реализуемые в банковском секторе;
5. Установить различия в подходах зарубежных и российских компаний к управлению ЗС;
6. Выявить особенности системы работы с заинтересованными сторонами в рамках компании, а также сформировать рекомендации для усовершенствования системы управления ЗС в российской бизнес-среде для компаний банковской сферы;
7. Оценить предложенную систему управления заинтересованными сторонами (или скорректированную на основе предложенных рекомендаций).
Для решения поставленных задач в работе применялись такие методы как:
• Изучение и анализ специальной литературы, посвященной работе с ЗС, а также управлению отношениями с ними;
• Анализ нормативных документов по работе со стоейкхолдерами, а также внутренней документации ПАО Банк «Александровский»;
• Теоретическое моделирование (формирование теоретической схемы системы по управлению взаимоотношениями с ЗС, а также актуализации этой системы);
• Анкетирование представителей заинтересованных сторон ПАО Банк «Александровский», а также его сотрудников;
• Классификация объектов в рамках системы управления отношениями с заинтересованными сторонами.
Теоретико-методологической базой исследования стали монографии, научные и учебные издания по поставленным вопросам, материалы периодических изданий, посвященные теории заинтересованных сторон, стратегическому менеджменту компаний, а также иные информационные источники, прежде всего связанные со стратегическим управлением и оценкой влияния заинтересованных сторон на деятельность компании и анализ воздействия компании на стейкхолдеров.
Первая глава содержит процесс изучения автором эволюции и основ теории управления с заинтересованными сторонами, а также современные трактовки теории заинтересованных сторон. Проводится определение роли заинтересованных сторон в системе стратегического управления компанией.
Материал второй главы сосредоточен на сравнительном анализе и описании текущих практик компаний банковской сферы в области работы с заинтересованными сторонами. Проведена работа по установлению основных особенностей и различий, а также потенциальной страновой специфике вышеупомянутой сферы стратегического менеджмента.
В третьей главе выявляются особенности системы стратегического учета и управления ЗС, а также формируются рекомендации по совершенствованию процесса управления отношениями заинтересованными сторонами для российских компаний, а также выявление ключевых направлений развития систем управления отношениями с заинтересованными сторонами
Теоретические исследования, проводимые автором, базировались на изучении научных трудов таких зарубежных авторов как Э.Фримен, А.Б. Кэррол, Дж.А. Браун, Дж.С. Хариссон, Дж.Э. Пост, А.Ц. Викс, и отечесвенных ученых-экономистов: Ю.Е. Благов, М.В. Васильева, В.Р. Весенин, О.А. Канаева, Э.М. Коротков, К.С. Солодухин и пр.
Основные теоретические результаты, данной работы заключаются в следующем:
• Формирование временной линии в теоретическом и практическом развитии объекта исследования;
• Агрегированы основные современные трактовки теории заинтересованных сторон;
• Установление прямой связи между сетевой моделью управления и стратегическим подходом к управлению заинтересованными сторонами;
• Формализация четырех основных стратегических опций управления заинтересованными сторонами;
• Выявлены современные практики управления ЗС в зарубежных и российских банках. Сформирована теоретическая система стратегического управления отношений с заинтересованными сторонами.
Ключевые практические результаты данной работы:
• Проведен сравнительный анализ качественных параметров систем управления отношениями с заинтересованными сторонами в рамках банковской сферы;
• Выявлены ключевые различия между стратегиями управлением заинтересованными сторонами между зарубежными и российскими банками.
• Сформирована система управления отношениями с заинтересованными сторонами к реализации в ПАО Банк «Александровский»
• Проведена оценка результативности коммуникаций со стейкхолдерами в рамках реализации мероприятий ЗС.
В рамках проведения теоретического исследования концепции заинтересованных сторон, нами было рассмотрено положение концепции в системе стратегического менеджмента фирмы: заинтересованные стороны прямо влияют на формирование стратегических целей и задач деятельности компании. Поскольку основной стратегического управления являются цели и задачи деятельности компании, для их формирования необходимо проводить анализ факторов, влияющих на деятельность компании. В соответствии с концепцией заинтересованных сторон - это стейкхолдеры компании, действующие во внутренней и внешней среде компании.
Анализ эволюции теории менеджмента заинтересованных сторон позволяет сделать вывод о том, можно выделить два ключевых направления деятельности компании в жизни общества: стратегическое и реагирующие. В первом направлении важными являются такие характеристики как дальновидность, ориентация на долгосрочные результаты, социальные инвестиции. Во втором случае ключевыми выступают практическое покрытие общественных издержек и социальная поддержка общества, направленные на поддержание репутации фирмы в краткосрочном периоде.
Идеи теории заинтересованных сторон нашли своей отражение и в других концепциях стратегического менеджмента, поскольку с модели стратегического отражено одно из значимых направлений, подразумевающих активное взаимодействие с внешними и внутренними стейкхолдерами.
В процессе изучения систем управления отношениями с заинтересованными сторонами, автором были определены основные этапы стратегического взаимодействия, а также разработана схема стратегического управления заинтересованными сторонами, на основе рассмотренных в рамках этапов взаимодействия инструментов управления.
Вместе с этим, комплексный характер отношений со стейкхолдерами утверждается необходимостью разделения принципов работы с теми или иными заинтересованными сторонами в зависимости от их классификации. При простейшей системе классификации от важности и степени влияния - появляются четыре паттерна поведения компании по отношению с заинтересованными сторонами, которые в свою очередь включают различные мероприятия.
По итогам изучения принципов работы с заинтересованными сторонами логика исследования требует наглядного рассмотрения практик российских и зарубежных компаний в области ЗС.
Системы управления отношениями с заинтересованными сторонами в российских компаниях находятся на этапе развития, как и в целом все КСО. На рынке банковских услуг присутствуют несколько компаний - пионеров, однако, этого недостаточно для внедрения ЗС на стратегическом уровне во всей отрасли. С одной стороны, у бизнеса еще не до конца сложилось понимание необходимости управления отношений с ЗС, с другой - экономические проблемы страны, замедление темпов развития отрасли, не позволяют развиваться около операционных аспектах. Только несколько госбанков с практически безлимитными активами имеют свободные средства для вложения в КСД и его развития на данный момент в следствие различных макроэкономических и исторических причин. В целом компании банковского сектора не уделяют внимание обратной связи от стейкхолдеров на повседневной основе.
Анализ практического опыта показывает общий уровень лидирующих компаний в разных отраслях и его отличие в сравнении российских компаний - выходит, что в большинстве рассматриваемых банков отсутствует или зарождается только система работы со стейкхолдерами. Разработанная автором модель отражает вышеуказанные выводы.
ПАО Банк «Александровский», рассмотренный в рамках авторской модели и как такового кейса, несмотря на современный вид и соответствующий портфель операций, оказался компанией, не имевшей работы с ЗС в принципе. После проведения опросника стало ясно, что предложенный план мероприятий сыграет позитивную роль в сохранении и налаживании контактов с многогранными сообществами. Использованная классификация стейкхолдеров увидеть картину заинтересованных лиц, гармонизировать из для улучшения результативности потенциальных коммуникаций с ними.
Сформированная система управления заинтересованными сторонами в ПАО Банк «Александровский», разработанная автором, отвечает интересам компании в контексте процесса взаимодействия со стейхолдерами, затрагивает широкий пул стейкхолдеров и формирует общую вовлеченность компании в процессы как корпоративной социальной ответственности, так и ЗС. Оценка результативности составленного плана коммуникаций для ангажирования стейкхолдеров показывает высокие результаты проделанной работы, а выстроенные бизнес-процессы взаимодействия внутреннего контура компании с внешними заинтересованными сторонами позволят без значительной функциональной реструктуризации включить новое поле деятельности для ПАО Банк «Александровский.
Можно заключить, что цель работы достигнута, все поставленные задачи выполнены в полном объеме.
Нормативно-правовые акты и документы
1. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 54598.1-2012 Менеджмент организации. Руководство по обеспечению устойчивого развития - дата введения 2012-12-01
2. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 54598.1-2015 Менеджмент организации. Руководство по обеспечению устойчивого развития.
3. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 26000-2012. Руководство по социальной ответственности - дата введения: 2013-03-15
Книги
4. Веснин В. Р. Стратегическое управление. Учебник. // В.Р. Веснин - М.:«Издательство Проспект», 2015. - с.328
5. Канаева О.А., Корпоративная социальная политика: теория и практика управленческих решений. Спб.: изд-во СПбГУ. 2013. С. 280.
6. Когденко В. Г. Фундаментальный анализ компании: особенности и ключевые индикаторы //Экономический анализ: теория и практика. - 2014. - №. 33. - с. 384.
7. Коротков Э. М. Корпоративная социальная ответственность. Учебник // Э.М. Коротков, С.А. Антонов, О.Н. Александрова. - 2012.
8. Тульчинский Г. Л. Корпоративная социальная ответственность: технологии и оценка эффективности //М.: Юрайт. - 2014.
9. Carroll A. B., Buchholtz A. K. Business and society: Ethics, sustainability, and stakeholder management. - Nelson Education, 2014.
10. Freeman R.E. Strategic Management: A Stakeholder Approach. Pitman. 1984.
11. Post J. E., Preston L. E., Sautersachs S. Redefining the corporation: stakeholder management and organizational wealth. - Stanford university press, 2002.
12. Preston L.E., Post J.E. Private management and Public Policy. Englewood Cliffs, Prentice-Hall, 1975.; Post J.E., Preston L.E., Sachs S. Redefining the Corporation: Stakeholder Management and Organisational Wealth. Stanford: Stanford University Press, 2002
Статьи в журналах
13. Абросимова Е. Б. И др. Системный анализ стейкхолдеров //вестн. ИНЖЭКОНа. Сер.: экономика. - 2011. - т. 3. - с. 222-230.
14. Андреева Т. Е., Гетьман О. А. 4.2. Использование функционального конфликта между заинтересованными группами в качестве катализатора процесса изменения организационнной структуры предприятия ///Socio-economic problems of management. - 2015. - №. 6. - с. 107.
15. Бартон Д. Капитализм, нацеленный в будущее //Harvard business rev.—Россия.—2011, июнь-июль. - 2011. - с. 79-86.
...