ВВЕДЕНИЕ……………………………...……………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ И СОХРАНЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ
АРХИТЕКТУРЫ В РОССИИ…
1. Историографический обзор терминологических проблем в сфере сохранения промышленной архитектуры в России
2. Особенности объектов промышленной архитектуры как памятников
культурного наследия………………………………………………………..18
3. Этапы развития промышленной архитектуры в России…………………..23
ГЛАВА 2. Перспективы современной музеефикации памятников
индустриальной архитектуры Санкт-Петербурга………………………….….30
2.1 Фиксация памятников индустриальной архитектуры Санкт-Петербурга.30
2.2 Формы актуализации памятников индустриальной архитектуры в
отечественном и зарубежном опыте …………………..……….….……… 37
2.3. Анализ объектов индустриальной архитектуры Санкт-Петербурга в
качестве потенциальных для музеефикации …………………………….. 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………….50
СПИСОК ЭЛЕТКРОННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Этапы общественного развития существенным образом влияют на формирование культуры, равно как и на приоритетные направления в области изучения, сохранения и актуализации культурного наследия.
Так изменения в способе производства при переходе от индустриального к современному постиндустриальному обществу повлекли за собой «освобождение» от первоначальных функций огромного количества промышленных предприятий, которые имели первостепенную значимость в период развития массового индустриального производства конца XVIII - середины XX веков. В результате «многие исторические промышленные предприятия, находящиеся в структуре современных городов, имеющие высокую историко-культурную ценность начали восприниматься как «черные дыры» в городской среде».1 Именно эта проблема способствовала включению промышленной архитектуры в качестве нового направления в сохранении культурного наследия. Как часть «индустриального наследия», промышленные объекты представляют собой плоды инженерной и архитектурной мысли индустриального этапа развития общества, равно как и выступают в качестве образцов объектов науки и техники.
Изучение этих объектов и выявление их в качестве памятников архитектуры началось в середине XX века после обособления такого направления исследований, как «индустриальная археология». В следующие несколько десятилетий во всем мире начала развиваться деятельность в рамках концепции по охране и сохранению индустриального наследия, важнейшей составляющей которого является
Международный комитет по сохранению индустриального наследия TICCIH, созданный в 1973 году в Стокгольме и функционирующий изначально в Европе и Северной Америке.2 Благодаря комитету уже с 1980-х годов в список ЮНЕСКО были включены более 50-ти индустриальных памятников в различных частях света.3 На сегодняшний день TICCIH единственная неправительственная организация по сохранению индустриального наследия, которая состоит из групп специалистов, заинтересованных в сохранении и расширении использования культурного наследия посредством изучения и пропаганды истории развития промышленных технологий и совершенствовании архитектуры в области промышленности, а также их роли в общественной жизни. Благодаря этой организации в Европе и Северной Америке постепенно сложился систематический подход к охране и сохранению индустриальных памятников.
Россия же подключилась к движению за сохранение индустриального наследия на 20 лет позже, и , возможно , именно поэтому российское музейное дело в значительной степени отстает в распространенности современных методов музеефикации объектов индустриального наследия, а именно - памятников промышленной архитектуры, что приводит к постепенной утрате исторически важных объектов.
В современной России музеефикация архитектурных памятников чаще воспринимается в контексте сохранения образцов гражданской или культовой архитектуры. Даже в российской музейной энциклопедии нет определения таких терминов, как «индустриальное наследие» и «промышленная архитектура».4 Тем самым, упускаются из вида объекты иного функционального назначения, а именно - производственного. Это приводит к тому, что большое количество объектов культурного наследия промышленной эпохи сокращается с каждым годом. Многие производственные здания в исторических промышленных центрах России, а прежде всего - в Москве, Санкт-Петербурге, и в городах Урала, находятся в заброшенном состоянии, отрезанные от городской среды и воспринимающиеся как изолированные точки современного города.
Именно поэтому появляется проблема интеграции промышленных объектов в современную культурную среду, проблема их популяризации и обращения внимания общества как к их архитектурной, так и исторической и гуманистической составляющей. Соответственно наличие подобных задач требует исследования различных методов актуализации этих памятников. Ознакомление с теоретическим и практическим опытом зарубежных стран подтверждает необходимость разработки единых методов и концепций по сохранению объектов индустриального наследия. В российских реалиях наблюдается тенденция перепрофилирования объектов промышленной архитектуры в коммерческие пространства лофтов, ресторанов и жилых помещений, что решает проблему их сохранения и доступности к ним граждан, однако совершенно не улучшает ситуацию с точки зрения привлечения граждан и общества к проблеме их истории.
Только «гуманистический подход к промышленному наследию позволяет интерпретировать его как неотъемлемую часть культуры»5. А в качестве действенного механизма- именно музеефикация памятников промышленной архитектуры может способствовать функционированию их в современной городской среде как самостоятельных культурных объектов, имеющих свои исторические, архитектурно-конструктивные, технико-технологические и художественные особенности.
Музеефикация наилучший метод воздействия на памятник промышленной архитектуры, который подчеркивает его значимость не в утилитарном ключе в качестве пространства, отвечающего потребностям постиндустриального общества, а в широком историческом контексте его существования, в контексте его самостоятельной мемориальности и архитектурно-художественной ценности. Таким образом, для такой великой державы, как Российская Федерация, крайне важно обращать внимание на сохранение и популяризацию уникальной истории памятников промышленной архитектуры, которые являются документальным свидетельством важнейшего периода индустриализации и демонстрируют развитие мощнейших отечественных промышленных центров. Музеефикация памятников индустриальной культуры необходима в формировании у населения полноценной картины истории развития нашего государства, а также в приобщении страны к мировым практикам сохранения культурного наследия в духе современного времени.
Объект данного исследования - памятники промышленной архитектуры в России.
Предмет исследования - методы музеефикации индустриальной архитектуры.
Цель – поиск путей и механизмов сохранения памятников индустриальной архитектуры города Санкт-Петербурга.
Конкретизируя цель, в работе ставятся и решаются следующие задачи:
− проанализировать различные подходы к понятиям «индустриальное наследие», «промышленная архитектура», «индустриальная архитектура»;
− провести историографический анализ по вопросу сохранения и музеефикации промышленной архитектуры;
− сравнить отечественный и зарубежный опыт музеефикации старых промышленных предприятий;
!6− составить рекомендации по музеефикации памятников индустриальной эпохи города Санкт-Петербург.
Методы исследования: сравнительный анализ источников по теме, компаративный анализ отечественной и зарубежной практики, историко-хронологический анализ, типологический анализ.
Перспективы исследования: материалы исследования могут быть использованы для разработки проектов музеефикации исторических индустриальных памятников Санкт- Петербурга, а также для дальнейшего углубленного анализа темы сохранения промышленной архитектуры.
Сохранение культурного наследия является важнейшей задачей современного общества. В процессе перехода от индустриального к постиндустриальному этапу общественного развития произошла девальвация огромного пласта материальной культуры- индустриального наследия. Как сохранившиеся остатки индустриальной эпохи, памятники- свидетели промышленной революции, оказались под угрозой утраты, что способствовало развитию исследований на тему их сохранения, охраны и использования. Отечественное научное сообщество позднее начало
осмысление проблемы сохранения памятников индустриальной архитектуры, поэтому возникла необходимость в уточнении и конкретизации заимствованных иностранных терминов, подходов и концепций. Все это
обусловило появление огромного количества работ отечественных исследователей по сохранению объектов индустриальной культуры, включению России в международные организации по охране промышленных
памятников и попытки разработать собственные механизмы для сохранения историко-культурных памятников.
В данной работе были проанализированы термины, заимствованные российскими учеными из иностранных трудов: «индустриальное наследие», «промышленная архитектура» и «индустриальная архитектура», и был сделан
вывод о том, что различие подходов сказывается в разном понимании хронологических рамок этих понятий. Так в реалиях российского общества «индустриальная архитектура» обозначает памятники конкретного периода:
конца XIX- начала XX века, что обусловлено особенностями хода промышленной революции в нашей стране. Историографический обзор исследований по вопросу сохранения и музеефикации промышленной
архитектуры выявил, что отечественные исследования в данной области начинаются в конце 1960-х годов и преимущественно осуществляются историками и археологами уральского края, а затем развиваются в других
регионах нашей страны. Отечественная историография, изучающая
48 !памятники индустриальной архитектуры и изначально представленная в
археологическом и историческом направлениях, в процессе развития расширилась до направлений музеологических, социально-экономических и архитектурно-исторических, что обусловило междисциплинарность подхода к вопросам сохранения и актуализации индустриального наследия разных регионов нашей страны. Сравнение отечественного и зарубежного опыта в перепрофилировании и музеефикации старых индустриальных предприятий
выявило, что, во-первых, европейский опыт наиболее разнообразен, во-вторых, наиболее распространенным видом приспособления памятников индустриальной архитектуры в нашей стране является их использование в различных коммерческих целях; а приспособление же к музейному показу объектов индустриальной архитектуры в нашей стране не так развито, однако методов музеефикации индустриального наследия выражен в создании музея на действующем производстве или создании индустриального заповедника.
Также было отмечено отсутствие в нашей стране единых методик по ревалоризации памятников индустриальной архитектуры. В том числе в Санкт-Петербурге нет стратегии приспособления памятников архитектуры индустриального периода. Это связано, прежде всего, с неразработанностью единой административной системы фиксации и учета памятников индустриального наследия, а также отсутствия законодательных актов по их охране и сохранению.
Таким образом, необходимо разработать стратегию по музеефикации индустриальной архитектуры нашей страны с учетом ее социокультурной и экономической ситуации. Воспроизводство памяти об индустриальной эпохе необходимо для осознания уникальной истории нашей страны, а также для самоидентификации отечественной культуры в системе постиндустриальных ценностей
1. Алексеев В. В. Проблемы изучения и сохранения индустриального наследия Урала // Сохранение индустриального наследия: мировой̆ опыт и российские проблемы. Материалы международной̆ научной̆ конференции.
Екатеринбург, 1994. С.47- 56.
2. Алексеева Е. В. Изучение и сохранение индустриального наследия в мире
и на Урале: актуальные методологические проблемы // VIII Татищевские
чтения: докл. и сообщ. Екатеринбург, 2010. С.45.
3. Алексеев В. В. Металлургические заводы Урала как уникальные памятники индустриальной̆ цивилизации // Индустриальное наследие. Саранск,
2007. С.58.
4. Алферов, Н.С. Зодчие старого Урала. Первая половина XIX века / Свердловск: Свердл. кн. изд.-во, 1960. С. 214.
5. Алферов Н.С., Зарождение и развитие отечественной промышленной архитектуры на Урале : Автореферат дис. на соискание учен. степени доктора архитектуры / Моск. архитектурный ин-т. Кафедра архитектурного проектирования пром. сооружений. Свердловск ; Москва, 1962. С. 56.
6. Арсентьев Н. М., Дубодел А. М. Во славу России. Трудовая мотивация и
образ отечественного предпринимателя конца XVIII − первой̆ половины
XIX века. М.: Наука, 2002. С. 205.
7. Асеев Ю. С. Морозова Е. Б. Смена формообразующих факторов как условие эволюционного развития промышленной̆ архитектуры // Изв. вузов.
Строительство, 2005. No 6. С. 289.
8. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М.: Академия, 1999, 790
с.
9. Гераскин Н.С. Архитектура русской текстильной фабрики XIX — начала
XX веков. Реф. дисс. Докт. арх. М., 1972. С. 80.
50 !10.Горшков, А.А. Основные этапы развития уральской черной металлургии
за два с половиной века ее существования// Из истории черной металлургии Урала: тр. УПИ, № 40. – Свердловск: УПИ, 1957. С.59.
11. Гранстрем М. А. Историко-архитектурные аспекты музеефикации промышленного наследия (на примере Адмиралтейских Ижорских заводов) :
диссертация... кандидата архитектуры : 18.00.01 Санкт-Петербург, 2007.С.
164.
12.Запарий В. В. Индустриальное наследие и опыт России // Индустриальное
наследие. Саранск, 2005, С. 134.
13. Запарий В. В. Общемировые тенденции в изучении, сохранении и реабилитации мирового индустриального наследия / В. В. Запарий // Годы поисков и свершений: кафедра Истории науки и техники УГТУ-УПИ. — Екатеринбург : УМЦ УПИ, 2015. С.108.
14.Запарий В. В. К вопросу об индустриальном наследии и его сохранении //
Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры, 2012. № 3 (104). С.195.
15. Запарий В. В. Индустриальное наследие (к вопросу о понимании данной
концепции в России и за рубежом) // Экономическая история. Обозрение.
Вып. 13. М., 2007. С. 213.
16.Исаченко В.Г., Кириков Б.М., Федоров С.Г., Гинзбург А.М. Архитекторыстроители Петербурга — Петрограда начала XX века: Каталог выставки/
Л., 1982. 170 с.
17. Каулен М.Е. Музеефикация историко-культурного наследия России. М.:
Этерна, 2012.- С. 313.
18.Кириков Б.М., Штиглиц М.С. Архитектура ленинградского авангарда : Путеводитель /Правительство Санкт-Петербурга, Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры.
Санкт-Петербург : Коло, 2008. С. 13.
19. Кляйн Н. No Logo. Люди против брэндов / Пер. с англ. − М.: ООО «Добрая книга», 2003, С. 266.
51 !20.Ковалев А.Я. Проблемы сохранения памятников промышленного зодчества //Архитектура СССР. 1971. № 11. С.44.
21.Костов К. Типология промышленных зданий / Сокр. пер. с болгар. М.:
Стройиздат, 1987. С. 208.
22.Курлаев А.Е. Индустриальное наследие в системе охраны и сохранения
памятников истории и культуры России: проблемы и перспективы /Российский научный журнал. 2015. № 4 (47). C. 79.
23.Курлаев А.Е Индустриальное наследие в системе ценностей промышленного региона: перспективы актуализации / Человек в условиях модернизации XVIII-XX вв.: сб. науч. ст. / Отв. ред. В.В. Алексеев. Екатеринбург:
УрО РАН, 2015. С. 221.
24.Кудрявцев А. П. Сохранить дух места // Памятники Отечества, 2002. No
54, Ч.2. С. 78.
25.Кулешова М.Е. Культурный ландшафт как объект наследия. М.: Институт
Наследия; СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. С. 319.
26.Кушнарева А.Р. Реконструкция промышленной архитектуры Санкт-Петербурга начала XX века на примере территории пивоваренного завода «Бавария»: потенциал неиспользуемой территории и подходы к адаптации./
Москва:АМИТ, 2016.3 (36). С. 89
27.Лахтионова Е. С. История развития движения за сохранение индустриального наследия в России и за рубежом: основные аспекты // Девятые Татищевские чтения : Всерос. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 19–20 апр.
2012 г. Екатеринбург, 2012. С. 360.
28.Морозова Е. Б. Смена формообразующих факторов как условие эволюционного развития промышленной архитектуры // Известия вузов. Строительство. 2005. No 6. С. 80.
29.Нагорная М.С., Петухова Е.И. Проблемы и перспективы перепрофилирования памятников промышленной архитектуры (На примере г. Челябинска)// Управление в современных системах, 2015. №3 (7). С. 91.
30.Никонова А.А. Завод-музей: теоретические проблемы музеефикации
«Общего дела» // ВМ. 2015. №2 (12). С. 28
52 !31.Пунин, А. Л. Архитектурные памятники Петербурга: Вторая половина
XIX в/Л.: Лениздат, 1981. С. 256.
32.Пунин А.Л. Архитектура отечественных мостов/Л.: Стройиздат,1982. С.
152 .
33.Лисовский В.Г. Ленинград. Районы новостроек/ Л., 1983. С. 277.
34.Семенов И. Г., Устьянцев С. В., Хлопотов С. И. Концепция музеефикации
Нижнетагильского металлургического завода // Россия и Западная Европа:
взаимодействие индустриальных культур. 1700-1950 гг. Доклады участников и официальные материалы Международной научной конференции, г.
Нижний Тагил, 15-18 августа 1996 г. Т. 2. – Екатеринбург, 1997. – С.109.
35.Славина Т.А. Константин Тон. Зодчие нашего города/ Л. : Лениздат, 1982.
С.152.
36. Славина Т.А. Владимир Щуко. Зодчие нашего города/ Л.: Лениздат, 1978.
С.136.
37. Тимофеев. М.Ю. Фабрики и заводы туристам?/ Проект «Манчестер»: музеефикация индустриального наследия. Материал международной научной
конференции (Иваново, 8-10 октября, 2015). Москва: издательство «Перо»,
2015. С. 42-43.
38.Тютюнник Ю. Г. Т 98 Объекты индустриальной̆ культуры и ландшафт /
Предисл. В. М. Пащенко. – К.: Издательско-печатный комплекс Университета «Украина», 2007. С. 152.
39.Холодова Л.П. Архитектура промышленных городов Урала второй половины XIX — начала XX веков. Автореф. дисс. докт. арх. М., 1994. С. 37.
40.Штиглиц. М.С. Промышленная архитектура Петербурга. - Санкт-Петербург : Нева, 1995. С. 28.
41.Штиглиц М. С. Модерн в промышленной̆ архитектуре Петербурга // 100
лет петербургскому модерну : Материалы науч. конф, 30 сент. - 2 окт. 1999
г. СПб., 2000. С. 109.
42.Штиглиц М. С., Лелина В. И., Гордеева М. А., Кириков Б. М. Памятники
промышленной архитектуры Санкт-Петербурга. СПб.: Белое и черное,
2005. С. 224.
53 !43.Штиглиц М.С. История охраны индустриального наследия Санкт-Петербурга / Первые Тихоновские чтения: материалы конференции, 15 ноября
2011 года /СПб. : Коло, 2012. С .206
44.Юркин И. Н. Выявление и сохранение движимых па- мятников индустриального наследия // Урал индустриаль- ный. Бакунинские чтения. Екатеринбург, 2005. Т. 2. С. 245;
45.Яковлев А.А. Архитектурная адаптация индустриального наследия к новой функции: диссертация ... кандидата ы: 05.23.21 /Нижний, 2014. С. 211.
46.Hudson, Kenneth. World industrial archaeology// Cambridge [Eng.] ; New York
: Cambridge University Press, 1979. 499 p.
47.Hudson, Kenneth. J. Baker, Industrial Archaeology: an introduction. 1963-
Social science, 379 p.
48.J.D.Light. Industrial archaeology.//Archaeology- vol. 1, - EOLSS, 2002. 522
pages
49.Stone, Katherine. Loft Design: Solutions For Creating A Livable Space/ Quarry
Books, 2005, p. 7
1. The Nizhny Tagil Charter for the Industrial Heritage, TICCIH-ICOMOS, 2003.
[Электронный текст] URL: https://www.icomos.org/18thapril/2006/nizhnytagil-charter-e.pdf (дата обращения: 01.04.2017)
2. TICCIH Bulletin, NACTEC, 1998, No2. P.2 – 8 [Электронный текст] http://
ticcih.org/wp-content/uploads/2013/04/ticcihbulletin55.pdf (дата обращения:
01.04. 2017)
3. Российская музейная энциклопедия [Элеткронный ресурс] // URL: http://
www.museum.ru/rme/rme.htm (дата обращения 28. 03. 2017)
4. Постановление Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР
от 4 ноября 1955 года №1871 «Об устранении излишеств в проектировании
и строительстве» [Электронный текст] URL: http://www.sovarch.ru/
postanovlenie55 (дата обращения 01.05. 2017)
5. Официальный сайт Международного совета музеев [Электронный ресурс]
URL: http://www.icomos.org/en/ (дата обращения 28.04. 2017)
6. Официальный сайт общества индустриальной археологии в Северной
Америке [Электронный ресурс] URL: (дата обращения 28.04. 2017) http://
www.sia-web.org
7. Официальный сайт Международного комитета по сохранению
индустриального наследия [Электронный ресурс] URL: http://ticcih.org
(дата обращения 28.04. 2017)
8. Официальный сайт всеевропейской федерация по сохранению
культурного наследия [Электронный ре сурс] URL:http://
www.europanostra.org (дата обращения 28.04. 2017)
9. Список всемирного индустриального наследия [Электронный ресурс]
URL: http://whc.unesco.org/en/list (дата обращения 01.05.2017)
10.Список всемирного индустриального наследия [Электронный ресурс]
URL: https://www.icomos.org/18thapril/2006/whsites.htm (дата обращения
01.05.2017)
55 !11.Официальный сайт Балтийского судостроительного завода [Электронный
ресурс] URL: http://www.bz.ru/about/history/ (дата обращения 11.05.2017)
12.Сайт Санкт-Петербурского Государственного Морского Технического
Университета [Электронный ресурс] URL: http://www.smtu.ru (дата
обращения 11.05.2017)
13.Федеральный закон об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) от 25 июня 2002 г. No 73-ФЗ [Электронный текст] URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37318/ (дата обращения
14.03.2017)
14.Программа III Международной научно-практической конференции
«Проект «Манчестер»: музеефикация индустриального
наследия» (Иваново, 8-10 октября 2015 года) [Электронный текст] URL:
http://journal-labirint.com/?p=5422 (дата обращения 14.03.2017)
15.Материалы международной конференции АУИПИК «Сохранение
памятников индустриальной архитектуры – современный этап
реорганизации промышленных территорий» [Электронный ресурс] URL:
http://auipik.ru/meropriyatiya/mezhdunarodnaya-konferenciya-auipik-soxranenie-pamyatnikov-industrialnoj-arxitektury-sovremennyj-etap-reorganizaciipromyshlennyx-territorij/ (дата обращения 18.04.2017)
16.Архитектурный сайт Санкт-Петербурга [Электронный ресурс] URL: http://
www.citywalls.ru (дата обращения 26.03. 2017)
17.Проект «Промышленность Санкт-Петербурга» [Электронный ресурс]
URL: http://ind.cppi.gov.spb.ru/index.html (дата обращения 26.03. 2017)
18.Официальный сайт музея Ваприкки [Электронный ресурс] URL: http://
vapriikki.fi/ru (дата обращения 17.03.2017)
19.Официальный сайт музея Айронбридж [Электронный ресурс] URL: http://
www.ironbridge.org.uk (дата обращения 17.03.2017)