Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


АКТУАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В ПАМЯТНИКАХ КУЛЬТОВОГО ЗОДЧЕСТВА НА ПРИМЕРЕ СВ. СОФИИ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОЙ

Работа №64884

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы82
Год сдачи2017
Стоимость3900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
221
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
I. Историография исследования 6
Глава II. Историко-культурное наследие Св. Софии Константинопольской. 17
2.1. Историко-художественные и научно-теоретические этапы изучения Св. Софии Константинопольской.
2.2. Актуализация культурно-художественного наследия Св. Софии Константинопольской 27
Глава III. Особенности визуализации духовно-материального наследия памятников в христианской и мусульманской традиции 3.1. Визуализация образов и смыслов христианства и ислама в пространстве Св. Софии Константинопольской. 47
3.2. Историко-художественный проект музеефикации комплекса Св. Софии Константинопольской. 61
Заключение 69
Список литературы 72


В последнее время чрезвычайную актуальность приобрели вопросы охраны и использования памятников истории и культуры. Отношение к культурному наследию часто приобретает идеологический, общественно-политический характер. Развитие культуры рассматривается в контексте тех изменений, которые происходят в политической жизни того государства, в котором находится тот или иной памятник. Особые сложности появляются в странах с многонациональным населением, а также в тех регионах, где меняется зона ответственности, где памятники культуры обесцениваются в глазах новых хозяев, что приводит либо к их уничтожению, либо к постепенному разрушению в связи с отсутствием постоянного контроля и должного ухода. Нередко в подобных ситуациях архитектурные памятники меняют свое изначальное назначение, вследствие чего происходит разрыв с традиционной культурной средой. При выявлении подобных случаев необходимо определить, как менялся статус памятника в зависимости от историко-культурной ситуации в обществе.
В данной работе выделена и рассмотрена группа памятников церковной архитектуры Средиземноморского региона. Особого внимания заслуживают проблемы принадлежности данных памятников социокультурным объединениям и вопрос их функционирования в качестве музея, так как памятник-храм подразумевает не только архитектурное сооружение, но и связанное с ним внутреннее убранство (фрески, мозаики, иконы, храмовая утварь и т.п.), а в большинстве случаев и прилежащие сады, кладбища и строения, которые создают совершенно уникальные ансамбли. Особое значение имеет факт использования памятника в качестве культового сооружения, что создает дополнительные проблемы при определении дальнейшего его судьбы.
Такой памятник, как собор Св. Софии Константинопольской, заключает в себе огромные пласты мировой культуры, требующей выявления и трансляции их историко-художественной ценности. Чтобы сформировать наиболее подходящий способ его актуализации, необходимо определить тематический диапазон информационного потенциала, заключенного в данном храме. Во-первых, это сам памятник, его образ и значение для всего христианского мира как своеобразной иконы мировосприятия, воспроизводившейся во многих культурных традициях последующих эпох. Важно также проанализировать смыслообразующие моменты в авраамических религиях, вследствие которых сформировался как первоначальный образ храма Св . Софии, так и последующее его преобразование в мечеть, что нашло свое отражение в современном облике памятника.
В 1935 году Софийский собор был преобразован в музей, а в 1985 году в числе других памятников исторического центра Стамбула был включён в состав памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО. Несмотря на то, что церковь в историко-культурном и художественном плане тщательно изучена, нельзя утверждать, что этот процесс завершен. Одним из направлений изучения данного памятника могут ст ать способы актуализации богатейшего культурного наследия храма.
В данной работе также выделена и рассмотрена группа памятников храмовой архитектуры античности и византийского периода, которые в процессе бытования не раз были трансформированы вследствие завоеваний представителями других религий. Таким образом, на наш взгляд, в данной работе необходимо отразить культурно-политический диалог и исторические события, являющие ся одними из важнейших факторов, способствующих трансформации статуса данных памятников.
Актуальность темы подтверждается тем, что возникли требования вернуть здание Св. Софии Константинопольской в ведение религиозной исламской общины, которые правительство Турции взяло на рассмотрение. В свете событий, связанных как с преобразованием Св. Софии Трапезундской и Св. Софии в Никее, после бытования в качестве музеев, обратно в мечети, так и проведением в 2015 году молитвы мусульманской общины в стенах музея, очевидный курс на реисламизацию с стране становится реальной угрозой для существования Св. Софии Константинопольской как музейной институции.
Объектом исследования является музеефикация культурного наследия в памятниках культового зодчества.
Предмет исследования - актуализация культурного наследия Св. Софии Константинопольской.
В проблемное поле исследования входит анализ теоретических основ построения музейной экспозиции, а также музейной коммуникации, практический опыт существования муз ея в Св. Софии Константинопольской, а также памятников, оказавшихся в подобной ситуации, осмысление создания наиболее удачной модели актуализации культурного наследия Св. Софии Константинопольской.
В качестве ведущего выбран системный метод, позволивший выявить и проанализировать сходства и различия культурных форм в авраамических религиях, проследить взаимосвязи, возникающие между историко¬культурными, политическими и религиозными процессами.
Основные положения проведенного исследования были изложены в процессе работы научно-практических конференций, организованных кафедрой музейного дела и охраны памятников СПбГУ, за период 2014-2017 гг. в следующих докладах: «История сохранения памятников Константинополя» (26.04.2014 г.); «Образ памятника Всемирного наследия
ЮНЕСКО в социальных сетях» (16.04.2016 г.); «К проблеме музеефикации Св. Софии Константинопольской» (28.10.2016 г.); «Проблемы музеефикации культовой архитектуры на примере памятников Средиземноморского региона» (22.04.2017 г.).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Главным результатом исследования явился проект актуализации
Св. Софии Константинопольской, основные принципы которого изложены в параграфе 3.2. Опираясь на данные современных исследований по вопросам музеефикации, а также на результаты, полученные в ходе обобщения и анализа существующего опыта, нам удалось выявить наиболее удачные методы актуализации памятников культовой архитектуры, а также стратегии музейной коммуникации, включая принципы построения экспозиции в очерченном круге памятников.
В главе I был представлен историографический анализ исследования, в котором нашли свое отражение как история развития отечественной музееведческой мысли, связанная с актуализацией и музеефикацией культурного наследия в памятниках архитектуры, так и главные исторические источники, ставшие научной основой данной работы.
В главе II большое внимание было уделено основным этапам изучения Св. Софии Константинопольской, а также истории преобразования памятников культового зодчества средиземноморского региона, что позволило проанализировать опыт музеефикации храмовой архитектуры и выявить особенности данного процесса. На основе полученных данных, а также благодаря обобщению теоретических исследований, посвященных актуализации рассматриваемых в данной работе памятников, удалось выработать рекомендации для осуществления практической части магистерской диссертации.
В соответствии с целями исследования, в параграфе 3.1 был произведен сравнительный анализ особенностей визуализации образов и смыслов христианства и ислама в пространстве Св. Софии Константинопольской для выявления культурной и религиозной значимости объекта, что позволило создать наиболее приемлемую стратегию экспозиционного показа памятника.
В настоящее время к вопросу о сохранении и использовании памятников церковной архитектуры византийского периода требуется особое внимание. В связи с политикой, проводимой турецким правительством по отношению к объектам культурного наследия, специалистам в области сохранения культурного наследия необходимо найти пути оптимального решения этой проблемы.
Самый острый вопрос о статусе Св.Софии Константинопольской и его религиозной принадлежности по-прежнему находится в обсуждении, однако, по мнению автора работы, единственным разумным решением данного вопроса является сохранение за памятником статуса музея, оставляя открытым доступ для всех желающих посетить его. Существование в качестве музея является наиболее приемлемым вариантом использования памятников христианского наследия на территории Турции еще и потому, что в комплекс храмов нередко входят элементы, требующие специального режима для осуществления материальной сохранности объектов культурного наследия. Как показывает опыт, практика передачи храмов религиозным общинам нередко становится губительной для памятников, которые в результате отсутствия профессионального подхода к обеспечению сохранности подвергаются разрушению, а также любительским реконструкциям и всевозможным включениям чужеродных элементов. Полностью предотвратить данные действия невозможно, впрочем, также довольно сложно разработать единые стандарты по сохранению таких сложных памятников, судьба которых рассматривалась в данной работе. Определить же некоторые принципы, способствующие наиболее успешному включению подобных объектов в современное культурное пространство на международном уровне, на мой взгляд, хоть и трудная, но все же выполнимая задача. Одним из приоритетных направлений по праву должна стать музеефикация памятников, в особенности тот ее аспект, что предполагает использование памятника архитектуры в качестве самостоятельного объекта показа, вместе с убранством и прилегающей территорией составляющего единый ансамбль, который способствует наилучшему его восприятию без отрыва от изначального контекста. Важным этапом является также создание продуманной экспозиции, отражающей все факторы, повлиявшие на современное состояние памятника: религиозно-мировоззренческий и культурный аспекты, этапы существования памятника и историко¬политическая ситуация в стране, персоналии и исследования, проведенные на основе изучения объекта. Огромное значение также имеет выбор способа показа памятника архитектуры для наиболее цельного восприятия посетителями, и в данном случае наиболее подходящим способом является вынесение экспозиции за пределы главного здания собора Св.Софии в находящиеся в комплексе, но неиспользуемые по прямому назначению здания ансамбля.
Отдельного упоминания стоит использование современных технологий, которые дают все большие возможностей по осуще ствлению даже самых смелых планов по научной наполняемо сти экспозиции, позволяя не загромождать ее пространство, и в то же время дать возможность получить всю полноту знаний, имеющуюся об этом памятнике для всех желающих.
Таким образом, в процессе исследования были выделены наиболее успешные методы музеефикации памятников, отраженные в теоретических трудах по музееведению, что позволило смоделировать проект актуализации культурного наследия Софийского собора в Константинополе, позволяющий наиболее полно раскрыть информационный потенциал данного памятника.
На наш взгляд, социокультурные и политические изменения, происходящие в мире, не должны стать причиной отказа от основополагающих принципов сохранения памятников всемирного культурного наследия и повлиять на их статус



1. Акентъев К.К. Некоторые итоги исследований мозаик константинопольской Св. Софии и вопросы методологии историко-художественных реконструкций. / Акентьев К. К. // Византийский временник. - 1983. - № 44. - с. 158-181
2. Басаргина Е.Ю. Русский археологический институт в Константинополе. Очерки истории / Е.Ю. Басаргина. - СПб. - 1999.
3. Белолипецкая Н.А. Миссия музея в условиях информатизации общества / Н.А. Белолипецкая // Мир музея. - 2012. - С. 22-25.
4. Греков Н.И. Реставрация объектов ландшафтной архитектуры. Музеефикация памятником архитектурной археологии: учеб пособие / Н. И. Греков. - Красноярск: СФУ - 2011.
5. Брунов Н.И. Очерки по истории архитектуры: В 2 т. / Н. И. Брнов. - М. - 2003.
6. Беркут В.П., Молчанов А.А., Федорова Л.А. Реставрация памятников архитектуры и некоторые вопросы их приспособления для современного для современного использования / Беркут В.П., Молчанов А.А., Федорова Л.А. // Вопросы охраны, реставрации и пропаганды памятников истории и культуры: Сб. науч. Тр. / НИИ культуры. - М. - 1979. - Т. 78. - С. 182-190.
7. Бобров Ю.Г. История реставрации древнерусской живописи./ Ю.Г. Бобров. - Л.: Художник РСФСР, 1987.
8. Боярский П. В. Теоретические основы памятниковедения (постановка проблемы). Перспективы развития памятниковедения / П. В. Боярский // Памятниковедение: Теория, методология, практика: Сборник научных трудов / НИИ культуры. - М. - 1986. - С.8-31, 124-142.
9. Бренд Б. Искусство Ислама /Бабрара Бренд; [пер. с англ. А. Гаркавого]. - Москва : ФАИР, 2008. - 334, [1] с. : цв. ил. ; 24 см. - Библиогр.: с. 316-317. - Указатель: с. 326-335
10. Вилинский С.Г. Сказание о Софии Цареградской в Еллинском летописце и в Хронографе // ИОРЯС. СПб., 1903. Т. 8, кн. 3.
11. Виноградов А. Ю., Захарова А. В. Описание Святой Софии Константинопольской Михаила Солунского: перевод и комментарии. // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 6. / Под ред. А.В. Захаровой, С.В. Мальцевой, Е.Ю. Станюкович-Денисовой. - СПб.: НП-Принт, 2016. С. 791-799.
12. Восточнохристианские реликвии = Eastern Christian relics: Сб. ст / Центр восточнохристиан. Культуры / Ред.-сост. А.М. Лидов. - М.: Прогресс-Традиция. - 2003
13. Восточнохристианский храм. Литургия и искусство / ред.-сост. А.М. Лидов. М., 1994
14. Герц К., Буслаев Ф.И. Сказание о создании церкви Св. Софии (предисловие) // Тихонравов Н. Летописи русской литературы и древности. М.: Издательство Грачева и Ко. 1859 Книга 3. т. II.
15. Дукельский В.Ю. Памятники истории и культуры в системе музейной деятельности. / В.Ю. Дукельский // Памятниковедение: Теория, методология, практика: Сб. науч. Тр. / НИИ культуры. - М., 1986. - С. 98-107.
16. Дестунис Г.С. Топография средневекового Константинополя // ЖМНП. 1882, с.7
17. Добрыня Ядрейкович (Антоний, архиеп. Новгородский) Книга Паломник. Сказание мест святых во Цареграде // Павел Савваитов. Путешествие Новгородского архиепископа антония в Царьград в конце 12 столетия. СПб.: Типография Императорской Академии наук, 1872
18. Евтушенко Г. Храм Святой Софии в Константинополе /свящ. Григорий Евтушенко. - Санкт-Петербург : Сатисъ. - 2008.
19. Земскова В.И. Христианская базилика и Иерусалимский храм: единство традиции и преемство архитектуры. - СПб.: АИК, 2012. - 310 с.
20. Иванов С .А. В поисках Константинополя . Путеводитель по византийскому Стамбулу и окрестностям. - М.: Вокруг света. - 2011
21. Иеротопия. Создание сакральных пространств в Византии и Древней Руси. / ред.-сост. А.М. Лидов. М., 2006
22. Иеротопия. Пространственные иконы и образы-парадигмы в византийской культуре. М., 2009
23. Иеротопия огня и света/ ред-сост. А.М. Лидов. - М.: «Феория», 2013.
24. Известия Русского археологического института в Костантинополе: в 16 т. // София: Державна печатница. - 1896-1912
25. Инструкция Коллегии по делам музеев и охране памятников искусства и старины Народного Комиссариата по Просвещению» от 3 января 1919 г. //Революция и церковь. - 1919. - № 1. - С.30-31
26. Кавасила Н. Изъяснение Божественной Литургии // Христос. Церковь. Богородица. Богословские труды Св. Николая Кавасилы / Под ред. М. П. Мартыновой. М., 2002. С. 123-192.
27. Калугина Т. П. Художественный музей как феномен культуры. / Т.П. Калугина. - СПб.: Петрополис, 2001.
28. Кальницкая Е.Я. Музеефикация дворцов: актуализация архитектурного наследия в современной теории и практике: дис. доктора культурол. наук. - 2009
29. Карабинов И. Полузабытый опыт ре ставрации древнерусских икон // Сообщения ГАИМК. Вып. 2. Л., 1929
30. Карпов С.В. Памятник культуры как объект музеефикации / С.В. Карпов //Актуальные проблемы советского музееведения: Сборник научных трудов. - М. - 1987.
31. Каулен М. Е. Исследование музейной аудитории : методическое пособие / М-во культуры Свердл. обл., Науч.-метод. центр по музейной деятельности Свердл. обл. краевед. музея, Сектор музейной энцикл. РИК; [М.Е. Каулен, к. ист. н и др.]. - Москва : Проспект, 2013. - 87 с.
32. Каулен М. Е. Музеефикация историко-культурного наследия России / М.Е. Каулен. - Москва : Этерна. - 2012
33. Каулен М.Е. Музеи-храмы и музеи-монастыри России/ М. Е. Каулен // Каталог-справочник. М.: Рипол Классик, 2005.
34. Кауфман С.А. Из истории Софии Константинопольской / С.А. Кауфман // Византийский Временник. - М. - 1958. - Т. 14.
35. Кедров П. Царьград и Святая София.Петроград: Синодальная типография, 1915.
36. КлавихоР.Г. Дневник путешествия в Самарканд ко двору Тимура (1403-1406) /Руи Гонсалес де Клавихо// Пер. с староисп., [предисл. и коммент. И.С. Мироковой] АН СССР. Ин-т востоковедения. - М. : Наука, 1990.
37. Колпакова Г.С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. / Г.С. Колпакова // Азбука-классика - СПб. - 2004.
38. Колпакова Г.С. Искусство Византии. Поздний период. / Г.С. Колпакова // Азбука-классика - СПб. - 2004.
39. Кондаков Н.П. Византийские церкви и памятники Константинополя. / Н. П. Кондаков - М.: Индрик. - 2006
40. Константинополь и храм Св. Софии. - М.: Типография М.Н. Лаврова и Ко. - 1877
41. Лазарев В. Н. Мозаики собора Св. Софии в Константинополе / В. Н. Лазарев // История византийской живописи. — М.: Искусство. - 1986.
42. Лазарев В.Н. Этюды о Феофане Греке. / Византийский временник, том 7. М., 1953.
43. Лидов А. М. Богоматерь Фаросская. Императорский храм-реликварий как константинопольский Гроб Господень /А.М. Лидов // Византийский мир. Искусство Константинополя и национальные традиции. М., 2005
44. Лидов А.М. Византийский храм устроен как мультимедийная инсталляция. / Искусство. Византия после Византии - 2016. - № 2. - с. 8-25
45. Лидов А. М. Реликвии Константинополя Нерукотворные образы в Византии/ А.М. Лидов// Реликвии в Византии и Древней Руси: письменные источники, М., Прогресс-Традиция, 2006
46. Маринович Л.П., Кошеленко Г.А. Судьба Парфенона./ Л.П. Маринович Г.А. Кошеленко // М.: Языки русской культуры, 2000.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ