Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОЦЕСС ФЕМИНИЗАЦИИ ПЕРСОНАЖЕЙ БУДДИЙСКОГО БОЖЕСТВЕННОГО ПАНТЕОНА В КИТАЕ

Работа №130794

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

культурология

Объем работы112
Год сдачи2017
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
73
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 2
Введение 4
Глава I. Процесс «феминизации» персонажей буддийского божественного пантеона в контексте формирования сино-буддийской традиции 11
1.1. Традиционные и научные версии истории проникновения буддизма в Китай 11
1.2. Основные этапы истории развития сино-буддийской традиции и сино-буддийского культового изобразительного искусства 18
1.3. Процесс феминизации персонажей буддийского божественного пантеона в китайских культуре и культовом изобразительном искусстве 36
Выводы к Главе 1 43
Глава II. Представления о «женственном» в китайской культуре 44
2.1. Культы женских божеств в Древнем Китае 44
2.2. «Женственное» в даосской традиции 53
2.3. Культ Сиванму и возникновение сино-буддийской мифологемы Рая 57
Выводы к Главе II 63
Глава III. Образ «красавицы» в культуре Китая 65
3.1. Формирование и типологические особенности образа «красавицы» (на материале поэтических произведений) 65
3.2. Китайский образ «красавицы» и буддийские иконические признаки 78
Выводы к Главе III 85
Заключение 86
Список литературы 88
Приложения 99

Актуальность темы исследования. История формирования сино- буддийской традиции находится в центре внимания исследователей, начиная со второй половины XIX в. Особое внимание исходно уделялось трансформации культа Бодхисаттвы милосердия (Авалокитешвары), приведшая к утверждению его женской ипостаси под именем Гуаньинь (ЖШ W Гуаньшиинь). Богиня Гуаньинь заняла одно из важнейших мест в китайской религиозной культуре, и до сих пор она широко почитается в разных слоях населения. В XVII-XVIII вв. ее образ обогатился новым и внешне неожиданным для собственно буддийской традиции культом чадоподательницы. Несмотря на существование в науке внушительного числа версий причин такой трансформации образа Авалокитешвары, ни одна из них не дает исчерпывающего объяснения. Между тем, выявление причин феминизации персонажей буддийского пантеона в Китае проливает дополнительный свет на ход формирования сино-буддийской традиции и механизм взаимодействия исходно китайских реалий с чужеземными заимствованиями. В этом заключается актуальность темы предлагаемого исследования. Его новизна обусловлена попыткой автора выявить собственно китайские идейно-культурные факторы процесса феминизации персонажей буддийского божественного пантеона.
Изученность проблемы. На процесс феминизации персонажей сино- буддийского божественного пантеона исследователи обратили внимание еще в начале прошлого века. Однако эта проблема рассматривается преимущественно на материале культа Авалокитешвары. Итоговым исследованием по данной теме является фундаментальный труд профессора Ратгерского университета Чунь-фан Юя «Гуань-инь. Китайская трансформация Авалокитешвары», изданная в Нью-Йорке в 2001 году [Chiin­fang, 2001]. Кроме того, изучением культа бодхисаттвы Авалокитешвары, в том числе вопросами иконографии, занимались С. Ф. Ольденбург [Ольденбург, 1903], В. Кларк [Clark, 1965], А. Гордон [Gordon, 1967], Т. Малльманн [Mallmann, 1975], Н. Чутивонгс [Chutiwongs, 1984], И. Ю. Елихина [Елихина, 2010]. Однако эти исследования не выходят, как правило, за рамки самой сино-буддийской традиции, поэтому процесс феминизации персонажей сино-буддийского божественного пантеона связывается преимущественно либо даже единственно с собственно буддийской мифологией (мифологией махаяны, подразумевавшей мужские и женские ипостаси бодхисаттв). Возможные причины исследуемого процесса, проистекающие из китайской культуры, насколько нам известно, прежде не подвергались отдельному изучению. Предлагаемая работа направлена на хотя бы частичное восполнение указанной академической лакуны.
Исходя из сказанного выше, основной целью исследования является выявление культурных и художественных факторов феминизации персонажей буддийского божественного пантеона в Китае.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• дать аналитическое описание основных этапов процесса формирования сино-буддийской традиции и сино-буддийского культового изобразительного искусства;
• выявить особенности трансформации образов персонажей индийского (эталонного) буддийского божественного пантеона в культурно-историческом пространстве Китая;
• провести комплексный анализ мифологемы «женственного» в китайской культуре;
• определить возможное типологическое сходство буддийской мифологемы Рая с китайскими танатологическими и анимистическими представлениями;
• выделить типологические особенности образа «красавицы» в китайской культуре;
• провести сравнительный анализ типологических примет образа «красавицы» и буддийских иконических признаков.
Объектом исследования являются китайские представления о «женственном» и их влияние на трактовки образов персонажей сино- буддийского божественного пантеона.
Предметом исследования выступают идейно-культурные факторы процесса феминизации персонажей буддийского божественного пантеона в Китае.
Хронологические рамки работы охватывают период с I тысячелетия до н. э. (в китайской исторической периодизации — с эпохи Чжоу), считающегося временем формирования базовых форм китайской культуры, и до XVII-XVIII вв. Определение верхней границы связано с утверждением в Китае нового культа Авалокитешвары — Чадоподательницы Гуаньинь.
Источниковая база. Основу исследования составляет несколько групп источников. Во-первых, это труды по изучению сино-буддийской традиции: Е. А. Торчинова [Торчинов, 2000; Торчинов, 2002; Торчинов, 2008], М. Е. Кравцовой [Kravtsova, 2004; Кравцова, 1994-1; Кравцова, 2011; Кравцова, 2011-1; Кравцова, 2012; Кравцова, 2013; Кравцова, 2014; Кравцова, Буддизм как соц...], М. Е. Ермакова [Ермаков, 1994], С. В. Алкина [Алкин, 2007], Л. С. Васильева [Васильев,1976; Васильев, 2001], Е. А. Кия [Кий, 2014], Л. Р Концевича [Концевич, 2010], К. М. Герасимовой [Герасимова, 1990], К. Ю. Солонина [Солонин, 2012], E. Zurcher [Zurcher, 1959].
Во-вторых, исследования, посвященные буддийскому и сино- буддийскому искусству: Тюляева С. И. [Тюляев, 1968], Г. А. Пугаченковой [Пугаченкова, 1982], М. Е. Кравцовой [Кравцова, 2001; Кравцова, История искусства Китая, 2004; Кравцова, 2014-1], И. Ф. Муриан [Муриан, 2005], Ю. И. Елихиной [Елихина, 2010; Елихина, 2015], Н. А. Виноградовой [Виноградова, 1962], M. M. Rhie [Rhie, 2007], J. Rawson [Rawson, 2001], Y. Chiin-fang [Chiin-fang, 2001].
В-третьих, работы по мифологии Китая: C. И. Блюмхена [Блюмхен, 2010], Д. Бодде [Бодде, 1977], Э. М. Яншиной [Яншина, 1984].
К четвертой группе относятся исследования по даосизму: Е. А. Торчинова [Торчинов, 1982; Торчинов, 1993; Торчинов, 1997; Путь золота..., 2007], С. В. Филонова [Филонов, 2011], И. В. Белой [Белая, 2011], А. Д. Зельницкого [Зельницкий, 2014], S. Cahill [Cahill, 1986; Cahill, 1993].
Пятую группу составляют труды по литературе и поэзии Китая; В. М. Алексеева [Алексеев, 2002], И. А. Алимова [Алимов, 2014; Алимов, 2014-1], М. Е. Кравцовой [Кравцова, 1983; Кравцова, 1983-1; Кравцова, 1994; Кравцова, Поэзия вечного., 2001; Алимов, 2014-1], Б. Л. Рифтина [Рифтин, 1979], Т Н. Федоренко [Федоренко, 1978].
Отдельную группу составляют переводы китайских оригинальных источников, а именно: переводы В. М. Алексеева [Китайская классическая проза, 1959; Шедевры., 2006], А. Штукина [Шицзин, 1987], Э. М. Яншиной [Каталог, 1977], М. Е. Кравцовой [Чу цы, 2016; Кравцова, Хрестоматия, 2004; Кравцова, Буддизм как соц... («Сутра о тридцати двух [иконических] признаках»)], А. Адалиса [Цао Чжи, 2000], Л. Е. Черкасского [Цао Чжи, 2000], М. Е. Ермакова [Хуэй-цзяо, 1991], Н. Т Федоренко [Цюй Юань, 2000; Антология, 1957 (совместно с Го Мо-жо)], Р В. Вяткина и В. С. Таскина [Сыма Цянь, 1972].
Методология и методика исследования. В процессе подготовки выпускной квалификационной работы были задействованы различные методы исследования, способствующие достижению общей цели и поставленных задач. Основным методом научного исследования является сравнительно-исторический, который дает возможность сравнивать культурные явления, характерные для разных исторических эпох и социальных систем, а также раскрывать сущность изучаемых явлений по сходству и по различию присущих им свойств. В качестве вспомогательного используется иконографический метод, под которым понимается описание типологических признаков, принятых при изображении каких-либо персонажей, мотивов и сюжетных сцен. Генетический метод помогает установить начальные условия развития сино-буддийского божественного пантеона и выделить этапы дальнейшей трансформации образов персонажей на территории Китая. В основу систематизации материала положен хронологический принцип, позволяющий проследить изменения в иконографии на протяжении определенного периода. Компаративный метод исследования используется для сопоставления особенностей изображения персонажей сино-буддийского божественного пантеона и женских образов в древней китайской культуре.
Научная новизна и личный вклад автора предлагаемого исследования заключается, прежде всего, в опознании собственно китайских культурных факторов процесса феминизации персонажей сино-буддийского божественного пантеона. Авторская гипотеза предполагает, что персонажи эталонного (индийского) буддийского божественного пантеона в культурном пространстве Китая приобретают женские черты под определяющим влиянием местной мифологемы «женственного», которая находит воплощение в различных сферах духовной жизни общества: древних мифологических представлениях (культы богинь), даосском теоретико­практическом континууме (ассоциации Дао с женским началом мира или Богини-матери, роль «женственного» в психотехниках), а также в религиозно-идейном комплексе «обретения бессмертия после смерти», включающем в себя веру в посмертную «благую обитель», помещаемую в крайней западной точке мирового пространства. Нашедший свое окончательное оформление в культе Царицы Запада (Сиванму), этот комплекс обнаруживает типологическое сходство с буддийской мифологемой Рая («Чистой земли»), что не могло не создать предпосылки для сближения образов Сиванму и Авалокитешвары как одного из властителей Чистой земли. Процессу феминизации персонажей сино-буддийского пантеона способствовали также типологические схождения между образом «красавицы», начавшим складываться в древнекитайской культуре и нашедшим наиболее яркое выражение в поэтическом творчестве, и иконическими признаками буддийской «великой личности».
Теоретическая и практическая значимость предлагаемой работы состоит в том, что содержащиеся в ней наблюдения и фактические сведения могут быть эффективно использованы при разработке научных проектов в области истории культуры Китая и компаративистских исследований, а также лекционных курсов и семинаров по истории культуры Китая и сино- буддийской традиции.
Структура выпускной квалификационной работы. Исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. Список использованной литературы включает в себя 95 наименований, из них — 14 источников на английском языке.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Предпосылки для возникновения процесса феминизации персонажей буддийского божественного пантеона в Китае заложены непосредственно в китайской религиозной традиции и духовной культуре и обусловлены воззрениями китайцев на «женственное». Среди культурных и художественных факторов описанного явления можно выделить, с одной стороны, популярность женских божеств в китайских верованиях, включая верования и практики, связанные с бессмертием; с другой стороны, устойчивость архетипа образа «красавицы», возникшего в глубокой древности (в первую очередь, в поэтической традиции) и контаминировавшего с буддийскими иконическими признаками «великой личности».
Самым ярким примером процесса феминизации персонажей буддийского божественного пантеона в Китае выступает трансформация образа Авалокитешвары, который начинает приобретать женские черты в X веке. Однако в китайско-буддийском культовом искусстве процесс феминизации прослеживается значительно ранее торжества женской ипостаси Авалокитешвары-Гуаньинь. На начальном этапе китайско- буддийское искусство, начавшее складываться еще в I—II вв. н. э. (при Поздней/Восточной Хань), следовало традиции гандхарской и матхурской школ. Тенденция к феминизации образа божественных персонажей отчетливо прослеживается приблизительно со второй половины VI в., что и позволяет говорить, что данный процесс вступил в силу под влиянием исключительно местного художественного творчества.
Однако материал только иконографии не позволяет определить общекультурные предпосылки процесса феминизации. Если обратиться к воззрениям китайцев на «женственное», можно заметить, что, во-первых, в китайской религиозности исходно важное место занимали женские божества, культы которых активно почитались как в народной среде, так и на государственном уровне. Причем, уже в древнекитайской мифологии наблюдаются прецеденты замены мужских персонажей на женские.
Во-вторых, китайской духовной традиции свойственна сакрализация «женственного», концептуализированная в древней даосской теоретической мысли. Вполне вероятно, что даосская мифологема «женственного» восходит к идейно-ритуальному комплексу, основанному на идее обретения усопшим «вечного блаженства» в обители потустороннего мира, располагавшейся на Западе. Особая роль в этом комплексе отводилась богине-подательнице бессмертия, которая помогала душе усопшего достигнуть «благую обитель». В эпоху Восточной Хань идея «бессмертия после смерти» реализовалась в форме культа богини Сиванму как Владычицы (Царицы) Запада, подательницы бессмертия и хозяйки «райских садов», которые по-прежнему мыслились находящимися на Западе (в волшебных горах Куньлунь).
Синхронно этому процессу шло внедрение в китайскую культуру буддизма и буддийской мифологемы Рая, сопряженной с образами Будды- Амитабхи и Авалокитешвары, а также с Западом. Таким образом, в рамках единого религиозно-культурного пространства оказались два типологически сходных комплекса верований, и как бы ни происходило взаимодействие между ними, культ Сиванму не мог не создать предпосылки для последующего торжества женской ипостаси Авалокитешвары-Гуаньинь.
Еще одним фактором, способствующим феминизации персонажей эталонного буддийского пантеона в Китае, может выступать устойчивость архетипа образа «красавицы», возникшего в древней китайской поэтической традиции, и его популярность, что подтверждается активным использованием женских образов красавиц в литературных и художественных произведениях. Более того, было доказано сходство типологических примет образа «красавицы» и буддийских иконических признаков, что еще раз подтверждает влияние именно китайской традиции на рассматриваемую особенность персонажей сино-буддийского божественного пантеона.


1. Алексеев, 2002 — Алексеев В. М. Труды по китайской литературе. В 2 кн. Кн. 1 / В. М. Алексеев; [Сост. М. В. Баньковская; Отв. ред. Б.Л. Рифтин]. — М.: Вост. лит., 2002. — 574 с.
2. Алимов, 2014 — Алимов И. А. Сад удивительного. Краткая история китайской прозы сяошо I-VI в. СПб: Петербургское востоковедение, 2014. — 589 с.
3. Алимов, 2014-1 — Алимов И. А., Кравцова М. Е. История китайской классической литературы с древности и до XIII века: поэзия, проза». В 2 т. СПб.: Петербургское востоковедение, 2014. — 1407 с.
4. Алкин, 2007 — Алкин С. В. Древние культуры Северо-Восточного Китая: Неолит Южной Маньчжурии. Серия «История и культура Востока Азии». Новосибирск: Издательство Института археологии и этнографии СО РАН, 2007. — 165 с.
5. Антология, 1957 — Антология китайской поэзии: в 4 кн.: Пер. с кит. / Под общ. ред. Го Мо-жо и Н. Т. Федоренко. М.: Гослитиздат, 1957— 1958. Т. 1, 1957. — 424с.
6. Антонова, 1973 — Антонова К. А., Бонгард-Левин Г. М., Котовский Г. Г. История Индии (краткий очерк). М.: Издательство «Мысль», 1973. — 558 с.
7. Ашвагхоша, 1990 — Ашвагхоша. Жизнь Будды. Калидаса Драмы / Пер. К. Бальмонта. Введение, вступ. статья, очерки, науч. ред. Г.М. Бонгард- Левина. М.: Художественная литература, 1990. — 573 с.
8. Бадмажапов, 1990 — Бадмажапов Ц.-Б. О соотношении «психологического» и «эстетического» в буддийской иконографической традиции// Буддизм и культурно-психологические традиции народов Востока. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1990. — 216 с. С. 138-148.
9. Белая, 2011 — Белая И. В. О развитии традиции «женской алхимии» (нюй дань) в горах Цзиньгайшань// Общество и государство в Китае: XLI научная конференция / Ин-т востоковедения РАН. - М.: Вост. лит., 2011. - 440 с. - (Ученые записки Отдела Китая ИВ РАН. Вып. 3 / редкол. А.А. Бокщанин (пред.) и др.). С. 359-364.
10. Блюмхен, 2010 — Блюмхен С. И. Три сюжета о Нюй-ва: новая гипотеза // Китай и окрестности. Мифология, фольклор, литература. К 75-летию академика Б. Л. Рифтина. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2010. — 635 с. С. 101-120.
11. Бодде, 1977 — Бодде Д. Мифология Древнего Китая // Мифология древнего мира. М.: Наука, 1977. — 456 с. С. 366-404.
12. Ван Янь, 1993 — Ван Янь. Вести из потустороннего мира. Буддийские короткие рассказы V в. Перевод, примеч. и послесловие М. Е. Ермакова. СПб.: Андреев и сыновья, 1993. — 175 с.
13. Васильев, 1976 — Васильев Л. С. Некоторые особенности системы мышления, поведения и психологии в традиционном Китае// Китай: традиция и современность: Сб. статей. М., 1976. — 335 с. С. 52-82.
14. Васильев, 2001 — Васильев Л. С. Культы, религии, традиции в Китае. 2-е изд. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1970. — 488 с.
15. Вахтин, 1974 — Вахтин Б. Б. Заметки о лирике Шэнь Юэ// Историко-филологические исследования. Сб. статей памяти академика Н. И. Конрада. М.: Наука, 1974. — 456 с. С. 182-189.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ