ФЕНОМЕН ЕВРОИСЛАМА В СОВРЕМЕННОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ
|
ВВЕДЕНИ
Глава 1. МУСУЛЬМАНЕ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДИНАМИКЕ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ
1.1. Историко-культурные и политические предпосылки возникновения и
формирования евроислама.
1.2. Мусульмане-иммигранты в современной Европе.
1.3. Ислам и Запад: проблемы диалога.
Глава 2. ЕВРОИСЛАМ КАК КОНЦЕПЦИЯ, ИДЕОЛОГИЯ И ФЕНОМЕН
СОВРЕМЕННОСТИ
2.1. Феномен евроислама или европейского ислама
2.2.Тарик Рамадан: главный идеолог евроислама
2.3. Исламская политическая география
2.4. Идентичность мусульман-иммигрантов в Европе
2.5. Мусульмане: умма и европейское гражданство
2.6. Образование и мусульманская молодежь
Глава 3. ЕВРОИСЛАМ: PRO ET CONTRA
3.1.Сторонники концепции евроислама: Бассам Тиби
3.2. Критика евроислама и перспективы развития.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ .
Глава 1. МУСУЛЬМАНЕ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДИНАМИКЕ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ
1.1. Историко-культурные и политические предпосылки возникновения и
формирования евроислама.
1.2. Мусульмане-иммигранты в современной Европе.
1.3. Ислам и Запад: проблемы диалога.
Глава 2. ЕВРОИСЛАМ КАК КОНЦЕПЦИЯ, ИДЕОЛОГИЯ И ФЕНОМЕН
СОВРЕМЕННОСТИ
2.1. Феномен евроислама или европейского ислама
2.2.Тарик Рамадан: главный идеолог евроислама
2.3. Исламская политическая география
2.4. Идентичность мусульман-иммигрантов в Европе
2.5. Мусульмане: умма и европейское гражданство
2.6. Образование и мусульманская молодежь
Глава 3. ЕВРОИСЛАМ: PRO ET CONTRA
3.1.Сторонники концепции евроислама: Бассам Тиби
3.2. Критика евроислама и перспективы развития.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ .
Актуальность. В современном мире происходят существенные трансформации, сопоставимые по своей глобальности с мировыми войнами.
В связи с чем, на передний план, как и в ХХ в. выступают проблемы, связанные с массовой миграцией населения из стран «Большого Ближнего Востока» на Запад, обусловленные экономическими мотивами и основанные на принятии решения о переезде в целях безопасности и повышения качества и уровня жизни.
Можно сказать, что современные миграционные и демографические процессы, а также активно развивающиеся процессы глобализации привели к тому, что в последнее время роль ислама в мире резко возросла. В связи с чем, приобрел широкое распространение в западном дискурсе термин
«глобализация ислама»1. Миграционные процессы нарушили исторически
сложившееся этническое и культурное равновесие в странах Европы, что зачастую выливается в этноконфессиональные конфликты. Сегодня ислам становится фактором глобальной трансформации политической, социальной, культурной и ментальной сфер жизни западного общества.
В Европе идет поиск решения проблем, связанных с миграциями и глобализацией ислама. Одной из основных задач правительств европейских государств становится интеграция мусульман-мигрантов в европейское сообщество.
Обратная сторона данного процесса - активизация «интеллектуальной саморефлексии на вызовы современности»2 непосредственно в исламской среде, которая находит свое выражение в концепции евроислама или европейского ислама. В связи с этим очевидна необходимость изучения идей главного идеолога евроислама – Тарика Рамадана, а также идей еще одного представителя данного направления - Бассама Тиби.
Если принять во внимание традиционное влияние Европы на весь мир, особенно в рамках современной глобализации, то евроислам будет прямо или косвенно оказывать влияние и на всю мировую цивилизацию3. Кроме того, тема евроислама может быть актуальна и для российского пространства, где ислам и христианство являются значимыми онтологическими духовнорелигиозными традициями, сосуществующими на протяжении длительного времени.
Все это ставит идеологию евроислама в центр общественного внимания и стимулирует исследователей к более детальному изучению данного феномена.
Степень исследованности проблемы. При работе над магистерской диссертацией были изучены отечественные и иностранные источники и литература.
На сегодняшний день имеется обширный объем книг и статей, посвященных изучению культурного, политического и социального взаимовлияния европейской и мусульманской цивилизаций. Среди значительного числа исследователей можно выделить работы следующих учёных: В. В. Бартольда, О. Г. Большакова, Ф. Кардини, И. Ю. Крачковского, Б. Льюиса, С. И. Лучицкой, А. Меца, В. В. Наумкина, М. У. Уотта, К. Хилленбранд, Б. Я. Шидфар и др.
Что касается непосредственно исследования феномена евроислама, он стал изучаться отечественными и зарубежными учеными сравнительно недавно, и на сегодняшний день исследован слабо. В большей степени акцент делается на биографические данные представителей евроислама.
Изучение основных идей любого интеллектуального и философского направления всегда начинается с рассмотрения биографий основных представителей. Насыщенная событиями жизнь Т. Рамадана – главного
идеолога евроислама, его образованность, большое количество написанных
им работ, огромное количество выступлений, интервью и активная жизненная позиция, вызывают интерес к нему и его биографии. Это обусловлено еще и тем, что его отец Саид Рамадан и дед Хасан ал-Банна были самыми активными фигурами «Братьев-мусульман».
Вопросам биографии мыслителя уделяют особое внимание следующие западные ученые: К. де Вито, Р. Карле, П. Берман, И. Бурума, А. Симпсон, о чем они подробно пишут в своих статьях.
Среди научных работ, рассматривающих творчество Т. Рамадана, можно выделить два диссертационных исследования на английском языке, посвященных идеологии евроислама Т. Рамадана. Авторы данных научных работ - M. A. МакДоналд4 и Х. Карим5. В своих научных трудах они также довольно подробно освящают биографию Т. Рамадана. Помимо биографии, ученым интересна возможная связь идей Т. Рамадана с идеями радикальных движений в исламе, его представления о геополитике, о ключевых элементах мусульманской идентичности в Европе, его отношение к письменным источника ислама (Коране и Сунне), этическая позиция, соотношение идей традиционализма и фундаментализма.
В работах отечественных авторов евроислам представлен в еще меньшей степени. Существуют отдельные статьи И. А. Алексеева, Н.С. Глебовой, А.В. Михалевой, В. В. Наумкина. Также евроисламу как ключевой теме арабской публицистики на Западе посвящен раздел диссертационного исследования А. А. Садыховой6; и раздел диссертации Е. В. Музыкиной7 – посвященный этическим идеям Т. Рамадана, предельно актуальным в эпоху постмодерна.
Очевидно, что наибольший интерес у исследователей вызывает, прежде всего, фигура Т. Рамадана. Идеи Б. Тиби в меньшей степени представлены в исследовательской литературе. Можно выделить только лишь уже упомянутых ранее Е. В. Музыкину и А.А. Садыхову. Западным ученым его идеи вообще не представляются интересными для исследования, в том смысле, что они в целом схожи с европейкой позицией в вопросе об интеграции мусульман-иммигрантов в Европе.
Таким образом, мы видим, что существует целый ряд отдельных статей, отдельных разделов в диссертациях или монографиях, в которых бегло рассматриваются две концепции евроислама, изложенные в книгах и статьях Тарика Рамадана и Бассама Тиби. Однако специальных исследований, посвященных проблематике евроислама пока не существует ни в отечественных, ни в зарубежных научных исследованиях.
В связи с этим актуальной и необходимой задачей представляется глубокое и системное изучение феномена евроислама и тех идей, предложений и рекомендаций, которые, по мнению его представителей, способны привести к гармонизации этноконфессиональные отношения в Западной Европе.
Научная новизна. В работе предпринята попытка подробного рассмотрения идеологии Тарика Рамадана, а также представлены взгляды Б. Тиби. Исследование проведено на основе религиоведческой, философско-антропологической, культурологической и политологической проблематики и является опытом междисциплинарного синтеза.
Объект исследования - идеи евроислама как диалогической стратегии современности по урегулированию этноконфессиональных вопросов в Западной Европе.
Предмет исследования – основные идеи и концепты идеологии евроислама.
Цель и задачи работы. Цель данного исследования состоит в анализе идеологии евроислама на основании работ, монографий, статей, видеолекций и интервью в СМИ одного из главных идеологов евроислама -
Т. Рамадана, а также рассмотрение основных идей Б. Тиби.
Достижение указанной цели предполагает решение целого ряда задач:
- рассмотреть историко-культурные и политические предпосылки возникновения и формирования евроислама;
- охарактеризовать положение мусульман-иммигрантов в современной Европе;
- выявить основные проблемы в диалоге между Западом и Востоком;
- рассмотреть феномен евроислама как диалогической стратегии
современности по урегулированию этноконфессиональных вопросов в Западной Европе;
- проанализировать влияние образования, воспитания и культурной среды на формирование взглядов Т. Рамадана;
- изучить представления Т. Рамадана о современной геополитической ситуации в Европе;
- сделать анализ ключевых элементов мусульманской идентичности в Европе;
- рассмотреть вопрос о соотношении уммы и европейского государства;
- определить основные проблемы образования мусульманской молодежи в Европе;
- изучить основные идеи Б. Тиби, как еще одного сторонника концепции
евроислама, выделить отличительные особенности его позиции;
- определить возможные перспективы развития европейского ислама.8
Методологическая и теоретическая основа работы.
Теоретико-методологическая основа исследования включает в себя:
- принципы общенаучного системного анализа;
-цивилизационный подход — позволяющий учитывать ментальные и историко-культурные особенности взглядов представителей евроислама при разработке ими своих концепций;
-историко-культурный подход — даёт возможность рассмотрения предпосылок возникновения идей евроислама;
-социокультурный подход — способствующий учету социокультурного контекста при изучении формирования идей евроислама;
-аксиологический подход — предоставляющий возможность выявить некоторые ценностные основы концептуальных поисков Т. Рамадана и Б. Тиби.
В соответствии с избранными методологическими основаниями, на которые опирается настоящая работа, были определены методы исследования.
Для всестороннего изучения и целостной реконструкции истоков и предпосылок развития идей евроислама был использован комплекс исторических методов (принцип историзма, приоритета источника, аналитико-описательный метод, метод сравнительно-исторического анализа, ретроспективный, проспективный и перспективный анализ);
компаративный метод, позволяющий провести сравнительный анализ основных представлений, понятий и концепций евроислама; принцип единства логического и исторического; герменевтический метод, способствующий прояснению и реконструкции философской мысли в целом.
Источниковедческая база исследования. Основной корпус проанализированных источников по избранной теме составляют научные монографии, книги, отдельные брошюры пропагандистского характера, статьи, видео-лекции и интервью в СМИ Т. Рамадана, а также некоторые статьи и монографии Б. Тиби.9
Структура выпускной квалификационной работы определяется поставленными целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы.
В связи с чем, на передний план, как и в ХХ в. выступают проблемы, связанные с массовой миграцией населения из стран «Большого Ближнего Востока» на Запад, обусловленные экономическими мотивами и основанные на принятии решения о переезде в целях безопасности и повышения качества и уровня жизни.
Можно сказать, что современные миграционные и демографические процессы, а также активно развивающиеся процессы глобализации привели к тому, что в последнее время роль ислама в мире резко возросла. В связи с чем, приобрел широкое распространение в западном дискурсе термин
«глобализация ислама»1. Миграционные процессы нарушили исторически
сложившееся этническое и культурное равновесие в странах Европы, что зачастую выливается в этноконфессиональные конфликты. Сегодня ислам становится фактором глобальной трансформации политической, социальной, культурной и ментальной сфер жизни западного общества.
В Европе идет поиск решения проблем, связанных с миграциями и глобализацией ислама. Одной из основных задач правительств европейских государств становится интеграция мусульман-мигрантов в европейское сообщество.
Обратная сторона данного процесса - активизация «интеллектуальной саморефлексии на вызовы современности»2 непосредственно в исламской среде, которая находит свое выражение в концепции евроислама или европейского ислама. В связи с этим очевидна необходимость изучения идей главного идеолога евроислама – Тарика Рамадана, а также идей еще одного представителя данного направления - Бассама Тиби.
Если принять во внимание традиционное влияние Европы на весь мир, особенно в рамках современной глобализации, то евроислам будет прямо или косвенно оказывать влияние и на всю мировую цивилизацию3. Кроме того, тема евроислама может быть актуальна и для российского пространства, где ислам и христианство являются значимыми онтологическими духовнорелигиозными традициями, сосуществующими на протяжении длительного времени.
Все это ставит идеологию евроислама в центр общественного внимания и стимулирует исследователей к более детальному изучению данного феномена.
Степень исследованности проблемы. При работе над магистерской диссертацией были изучены отечественные и иностранные источники и литература.
На сегодняшний день имеется обширный объем книг и статей, посвященных изучению культурного, политического и социального взаимовлияния европейской и мусульманской цивилизаций. Среди значительного числа исследователей можно выделить работы следующих учёных: В. В. Бартольда, О. Г. Большакова, Ф. Кардини, И. Ю. Крачковского, Б. Льюиса, С. И. Лучицкой, А. Меца, В. В. Наумкина, М. У. Уотта, К. Хилленбранд, Б. Я. Шидфар и др.
Что касается непосредственно исследования феномена евроислама, он стал изучаться отечественными и зарубежными учеными сравнительно недавно, и на сегодняшний день исследован слабо. В большей степени акцент делается на биографические данные представителей евроислама.
Изучение основных идей любого интеллектуального и философского направления всегда начинается с рассмотрения биографий основных представителей. Насыщенная событиями жизнь Т. Рамадана – главного
идеолога евроислама, его образованность, большое количество написанных
им работ, огромное количество выступлений, интервью и активная жизненная позиция, вызывают интерес к нему и его биографии. Это обусловлено еще и тем, что его отец Саид Рамадан и дед Хасан ал-Банна были самыми активными фигурами «Братьев-мусульман».
Вопросам биографии мыслителя уделяют особое внимание следующие западные ученые: К. де Вито, Р. Карле, П. Берман, И. Бурума, А. Симпсон, о чем они подробно пишут в своих статьях.
Среди научных работ, рассматривающих творчество Т. Рамадана, можно выделить два диссертационных исследования на английском языке, посвященных идеологии евроислама Т. Рамадана. Авторы данных научных работ - M. A. МакДоналд4 и Х. Карим5. В своих научных трудах они также довольно подробно освящают биографию Т. Рамадана. Помимо биографии, ученым интересна возможная связь идей Т. Рамадана с идеями радикальных движений в исламе, его представления о геополитике, о ключевых элементах мусульманской идентичности в Европе, его отношение к письменным источника ислама (Коране и Сунне), этическая позиция, соотношение идей традиционализма и фундаментализма.
В работах отечественных авторов евроислам представлен в еще меньшей степени. Существуют отдельные статьи И. А. Алексеева, Н.С. Глебовой, А.В. Михалевой, В. В. Наумкина. Также евроисламу как ключевой теме арабской публицистики на Западе посвящен раздел диссертационного исследования А. А. Садыховой6; и раздел диссертации Е. В. Музыкиной7 – посвященный этическим идеям Т. Рамадана, предельно актуальным в эпоху постмодерна.
Очевидно, что наибольший интерес у исследователей вызывает, прежде всего, фигура Т. Рамадана. Идеи Б. Тиби в меньшей степени представлены в исследовательской литературе. Можно выделить только лишь уже упомянутых ранее Е. В. Музыкину и А.А. Садыхову. Западным ученым его идеи вообще не представляются интересными для исследования, в том смысле, что они в целом схожи с европейкой позицией в вопросе об интеграции мусульман-иммигрантов в Европе.
Таким образом, мы видим, что существует целый ряд отдельных статей, отдельных разделов в диссертациях или монографиях, в которых бегло рассматриваются две концепции евроислама, изложенные в книгах и статьях Тарика Рамадана и Бассама Тиби. Однако специальных исследований, посвященных проблематике евроислама пока не существует ни в отечественных, ни в зарубежных научных исследованиях.
В связи с этим актуальной и необходимой задачей представляется глубокое и системное изучение феномена евроислама и тех идей, предложений и рекомендаций, которые, по мнению его представителей, способны привести к гармонизации этноконфессиональные отношения в Западной Европе.
Научная новизна. В работе предпринята попытка подробного рассмотрения идеологии Тарика Рамадана, а также представлены взгляды Б. Тиби. Исследование проведено на основе религиоведческой, философско-антропологической, культурологической и политологической проблематики и является опытом междисциплинарного синтеза.
Объект исследования - идеи евроислама как диалогической стратегии современности по урегулированию этноконфессиональных вопросов в Западной Европе.
Предмет исследования – основные идеи и концепты идеологии евроислама.
Цель и задачи работы. Цель данного исследования состоит в анализе идеологии евроислама на основании работ, монографий, статей, видеолекций и интервью в СМИ одного из главных идеологов евроислама -
Т. Рамадана, а также рассмотрение основных идей Б. Тиби.
Достижение указанной цели предполагает решение целого ряда задач:
- рассмотреть историко-культурные и политические предпосылки возникновения и формирования евроислама;
- охарактеризовать положение мусульман-иммигрантов в современной Европе;
- выявить основные проблемы в диалоге между Западом и Востоком;
- рассмотреть феномен евроислама как диалогической стратегии
современности по урегулированию этноконфессиональных вопросов в Западной Европе;
- проанализировать влияние образования, воспитания и культурной среды на формирование взглядов Т. Рамадана;
- изучить представления Т. Рамадана о современной геополитической ситуации в Европе;
- сделать анализ ключевых элементов мусульманской идентичности в Европе;
- рассмотреть вопрос о соотношении уммы и европейского государства;
- определить основные проблемы образования мусульманской молодежи в Европе;
- изучить основные идеи Б. Тиби, как еще одного сторонника концепции
евроислама, выделить отличительные особенности его позиции;
- определить возможные перспективы развития европейского ислама.8
Методологическая и теоретическая основа работы.
Теоретико-методологическая основа исследования включает в себя:
- принципы общенаучного системного анализа;
-цивилизационный подход — позволяющий учитывать ментальные и историко-культурные особенности взглядов представителей евроислама при разработке ими своих концепций;
-историко-культурный подход — даёт возможность рассмотрения предпосылок возникновения идей евроислама;
-социокультурный подход — способствующий учету социокультурного контекста при изучении формирования идей евроислама;
-аксиологический подход — предоставляющий возможность выявить некоторые ценностные основы концептуальных поисков Т. Рамадана и Б. Тиби.
В соответствии с избранными методологическими основаниями, на которые опирается настоящая работа, были определены методы исследования.
Для всестороннего изучения и целостной реконструкции истоков и предпосылок развития идей евроислама был использован комплекс исторических методов (принцип историзма, приоритета источника, аналитико-описательный метод, метод сравнительно-исторического анализа, ретроспективный, проспективный и перспективный анализ);
компаративный метод, позволяющий провести сравнительный анализ основных представлений, понятий и концепций евроислама; принцип единства логического и исторического; герменевтический метод, способствующий прояснению и реконструкции философской мысли в целом.
Источниковедческая база исследования. Основной корпус проанализированных источников по избранной теме составляют научные монографии, книги, отдельные брошюры пропагандистского характера, статьи, видео-лекции и интервью в СМИ Т. Рамадана, а также некоторые статьи и монографии Б. Тиби.9
Структура выпускной квалификационной работы определяется поставленными целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы.
Подводя основные итоги магистерского исследования, можно прийти к следующим выводам.
Как показывает история, взаимовлияние западного и арабомусульманского миров происходило как в мирное, так и в военное время.
Взаимоотношение между цивилизациями способствовало обмену культурными нормами и ценностями, а также формированию стереотипного образа Другого. Наличие Другого играло важную роль в становлении
собственной идентичности, поскольку одно лишь присутствие Другого ставило вопрос о том, кто же Я. Это противопоставление «свои» - «чужие» имеет место быть и сейчас.
Начиная с XX века процессы интернационализации и глобализации способствовали массовому переселению мусульман в Европу и увеличению численности мусульманского населения в европейских странах, что
повлияло на обострение этноконфессиональных отношений.
Кризис этноконфессиональных отношений способствовал развитию интеграционной политики правительствами большинства европейских государств, которая, прежде всего, направлена на ассимиляцию с европейской культурой. С другой стороны, вызовы и проблемы современности, повлияли на активизацию исламской интеллектуальной саморефлексии, которая развилась в направление евроислама или европейского ислама, сочетающего в себе принципы мусульманского учения и элементы европейского западного общества.
Основными представителя евроислама являются Т. Рамадан и Б. Тиби – известные ученые, публицисты, писатели и активные общественные деятели.
Главным же идеологом евроислама по праву можно считать Т. Рамадана с учетом его активной общественной и научной деятельности. Центральное место в системе взглядов Т. Рамадана занимает проблема идентичности мусульман в Европе, включающая в себя три принципиально важных и фундаментальных вопроса, на которые ответить могут только сами мусульмане: «Где мы находимся?» «Кто мы?» «Какого образа жизни хотим достичь? Какое возможно совместное сосуществование?».
Оценивая современную исламскую геополитику Т. Рамадан обращается к двум широко известным понятиям: дар ал-ислам - территория исповедания ислама и дар ал-харб - территория войны и отмечает неактуальность биполярного представления о мире. Ученый предлагает воспользоваться термином дар аш-шахада - территория свидетельства, так как именно этот концепт дает целостное представление о задачах мусульман в свете учения ислама и об их идентичности.
Ключевыми элементами мусульманской идентичности, по мнению Т. Рамадана, являются: вера, религиозная практика и духовность; понимание текстов и контекста, свобода выбора и ответственность; образование и передача знания об учении ислама; действия и участие мусульман в общественной жизни общества.
В вопросе об отношении мусульманской уммы и европейского государства, отмечает Т. Рамадан, есть видимое противопоставление.
Принадлежность к умме отвечает на онтологические вопросы бытия исодержит в себе основания религии . Понятие же европейского гражданства понимается совсем по-другому: это элемент правовой идентичности, организующий взаимоотношения с согражданами в рамках Конституции. Понятие договора снимает противоречие между уммой и европейским государством.
Большое значение уделяет Т. Рамадан проблеме образования, так как оно является одним из ключевых элементом мусульманской идентичности, выполняя важную роль в сужении пропасти, разделяющей западноевропейскую и исламскую культуры. По мнению Т. Рамадана, оно должно быть реформировано. Ученый выделяет следующие задачи
исламского образования: «воспитание сердца», которое связывает сознание с богом, осознание нашей ответственности перед собой, родственниками, общиной, а также человечеством в целом; «воспитание ума» – понимание, заложенное в священных текстах послания и соотнесение этого знания с окружающей средой и людьми в ней, нахождение верного пути в повседневной жизни; соединение «образования сердца» и «образования ума».
Другой представитель евроислама - Б.Тиби основную задачу видит в отделении ислам как религиозной системы от политического ислама – исламизма. Мусульманам-иммигрантам нужно не пытаться найти защиту у радикалов-террористов, а отмежеваться от них. Кроме того, им стоит отказаться от идей шариата, принять европейские ценности и установки, чтобы получить возможность интегрироваться в современное западное общество. Так как в условиях глобализации секуляризация неизбежна, то евроислам должен обратиться к правам человека, как основе международной морали.
Очевидно, что концепция Б. Тиби кардинальным образом отличается от позиции Т. Рамадана. Если для Т. Рамадана евроислам – это некоторая идеология, основанная прежде всего на шариате, то для Б. Тиби – это система правоотношений, основанная на международном праве, опирающемся на ценности либерально-демократических европейских стран.
На примере идей Тарика Рамадана и Б. Тиби хорошо видно, что судьба современных идеологов ислама, такова, что они редко находят понимание среди общественности, как европейской, так и исламской. Основной упрек, который адресуется евроисламу, это обвинение в том, что евроислам – философия радикального обновления исламского учения.
Несмотря на критику, евроислам, выдвигая на передний план диалогическую генеральную линию, становится не просто толерантной установкой, а способом позитивного экзистенциального осмысления жизненных коммуникативных практик в рамках современности. Формирование европейского ислама в чистом виде – это длительный процесс, но, по всей видимости, необходимый
Как показывает история, взаимовлияние западного и арабомусульманского миров происходило как в мирное, так и в военное время.
Взаимоотношение между цивилизациями способствовало обмену культурными нормами и ценностями, а также формированию стереотипного образа Другого. Наличие Другого играло важную роль в становлении
собственной идентичности, поскольку одно лишь присутствие Другого ставило вопрос о том, кто же Я. Это противопоставление «свои» - «чужие» имеет место быть и сейчас.
Начиная с XX века процессы интернационализации и глобализации способствовали массовому переселению мусульман в Европу и увеличению численности мусульманского населения в европейских странах, что
повлияло на обострение этноконфессиональных отношений.
Кризис этноконфессиональных отношений способствовал развитию интеграционной политики правительствами большинства европейских государств, которая, прежде всего, направлена на ассимиляцию с европейской культурой. С другой стороны, вызовы и проблемы современности, повлияли на активизацию исламской интеллектуальной саморефлексии, которая развилась в направление евроислама или европейского ислама, сочетающего в себе принципы мусульманского учения и элементы европейского западного общества.
Основными представителя евроислама являются Т. Рамадан и Б. Тиби – известные ученые, публицисты, писатели и активные общественные деятели.
Главным же идеологом евроислама по праву можно считать Т. Рамадана с учетом его активной общественной и научной деятельности. Центральное место в системе взглядов Т. Рамадана занимает проблема идентичности мусульман в Европе, включающая в себя три принципиально важных и фундаментальных вопроса, на которые ответить могут только сами мусульмане: «Где мы находимся?» «Кто мы?» «Какого образа жизни хотим достичь? Какое возможно совместное сосуществование?».
Оценивая современную исламскую геополитику Т. Рамадан обращается к двум широко известным понятиям: дар ал-ислам - территория исповедания ислама и дар ал-харб - территория войны и отмечает неактуальность биполярного представления о мире. Ученый предлагает воспользоваться термином дар аш-шахада - территория свидетельства, так как именно этот концепт дает целостное представление о задачах мусульман в свете учения ислама и об их идентичности.
Ключевыми элементами мусульманской идентичности, по мнению Т. Рамадана, являются: вера, религиозная практика и духовность; понимание текстов и контекста, свобода выбора и ответственность; образование и передача знания об учении ислама; действия и участие мусульман в общественной жизни общества.
В вопросе об отношении мусульманской уммы и европейского государства, отмечает Т. Рамадан, есть видимое противопоставление.
Принадлежность к умме отвечает на онтологические вопросы бытия исодержит в себе основания религии . Понятие же европейского гражданства понимается совсем по-другому: это элемент правовой идентичности, организующий взаимоотношения с согражданами в рамках Конституции. Понятие договора снимает противоречие между уммой и европейским государством.
Большое значение уделяет Т. Рамадан проблеме образования, так как оно является одним из ключевых элементом мусульманской идентичности, выполняя важную роль в сужении пропасти, разделяющей западноевропейскую и исламскую культуры. По мнению Т. Рамадана, оно должно быть реформировано. Ученый выделяет следующие задачи
исламского образования: «воспитание сердца», которое связывает сознание с богом, осознание нашей ответственности перед собой, родственниками, общиной, а также человечеством в целом; «воспитание ума» – понимание, заложенное в священных текстах послания и соотнесение этого знания с окружающей средой и людьми в ней, нахождение верного пути в повседневной жизни; соединение «образования сердца» и «образования ума».
Другой представитель евроислама - Б.Тиби основную задачу видит в отделении ислам как религиозной системы от политического ислама – исламизма. Мусульманам-иммигрантам нужно не пытаться найти защиту у радикалов-террористов, а отмежеваться от них. Кроме того, им стоит отказаться от идей шариата, принять европейские ценности и установки, чтобы получить возможность интегрироваться в современное западное общество. Так как в условиях глобализации секуляризация неизбежна, то евроислам должен обратиться к правам человека, как основе международной морали.
Очевидно, что концепция Б. Тиби кардинальным образом отличается от позиции Т. Рамадана. Если для Т. Рамадана евроислам – это некоторая идеология, основанная прежде всего на шариате, то для Б. Тиби – это система правоотношений, основанная на международном праве, опирающемся на ценности либерально-демократических европейских стран.
На примере идей Тарика Рамадана и Б. Тиби хорошо видно, что судьба современных идеологов ислама, такова, что они редко находят понимание среди общественности, как европейской, так и исламской. Основной упрек, который адресуется евроисламу, это обвинение в том, что евроислам – философия радикального обновления исламского учения.
Несмотря на критику, евроислам, выдвигая на передний план диалогическую генеральную линию, становится не просто толерантной установкой, а способом позитивного экзистенциального осмысления жизненных коммуникативных практик в рамках современности. Формирование европейского ислама в чистом виде – это длительный процесс, но, по всей видимости, необходимый
Подобные работы
- ФЕНОМЕН ЕВРОИСЛАМА В СОВРЕМЕННОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ
ДИСКУРСЕ
Магистерская диссертация, философия. Язык работы: Русский. Цена: 5720 р. Год сдачи: 2016 - ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ ЕВРОПЕЙСКОМ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ
Дипломные работы, ВКР, религиоведение. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2016 - ИСЛАМ И МУСУЛЬМАНЕ В СОВРЕМЕННОМ
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВЕЛИКОБРИТАНИИ
Магистерская диссертация, религиоведение. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2016 - ВЛИЯНИЕ ИСЛАМСКОГО ФАКТОРА НА ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В РФ (НА ПРИМЕРЕ ТАТАРСТАНА)
Бакалаврская работа, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - ИСЛАМ И МУСУЛЬМАНЕ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВЕЛИКОБРИТАНИИ
Магистерская диссертация, религиоведение. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2016 - РОЛЬ ОМДС В ОРГАНИЗАЦИИ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ МУСУЛЬМАН В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
Бакалаврская работа, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2020 - Влияние религиозной конверсии на трансформацию социальной идентичности на примере перехода христиан в ислам
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2017 - Влияние религиозной конверсии на трансформацию социальной идентичности на примере перехода христиан в ислам
Бакалаврская работа, антропология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - Трансформация социальной идентичности в контексте смены религиозной принадлежности (на примере конвертитов мусульманского вероисповедания)
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2019



