ВВЕДЕНИ
Глава 1. МУСУЛЬМАНЕ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДИНАМИКЕ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ
1.1. Историко-культурные и политические предпосылки возникновения и
формирования евроислама.
1.2. Мусульмане-иммигранты в современной Европе.
1.3. Ислам и Запад: проблемы диалога.
Глава 2. ЕВРОИСЛАМ КАК КОНЦЕПЦИЯ, ИДЕОЛОГИЯ И ФЕНОМЕН
СОВРЕМЕННОСТИ
2.1. Феномен евроислама или европейского ислама
2.2.Тарик Рамадан: главный идеолог евроислама
2.3. Исламская политическая география
2.4. Идентичность мусульман-иммигрантов в Европе
2.5. Мусульмане: умма и европейское гражданство
2.6. Образование и мусульманская молодежь
Глава 3. ЕВРОИСЛАМ: PRO ET CONTRA
3.1.Сторонники концепции евроислама: Бассам Тиби
3.2. Критика евроислама и перспективы развития.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ .
Актуальность. В современном мире происходят существенные трансформации, сопоставимые по своей глобальности с мировыми войнами.
В связи с чем, на передний план, как и в ХХ в. выступают проблемы, связанные с массовой миграцией населения из стран «Большого Ближнего Востока» на Запад, обусловленные экономическими мотивами и основанные на принятии решения о переезде в целях безопасности и повышения качества и уровня жизни.
Можно сказать, что современные миграционные и демографические процессы, а также активно развивающиеся процессы глобализации привели к тому, что в последнее время роль ислама в мире резко возросла. В связи с чем, приобрел широкое распространение в западном дискурсе термин
«глобализация ислама»1. Миграционные процессы нарушили исторически
сложившееся этническое и культурное равновесие в странах Европы, что зачастую выливается в этноконфессиональные конфликты. Сегодня ислам становится фактором глобальной трансформации политической, социальной, культурной и ментальной сфер жизни западного общества.
В Европе идет поиск решения проблем, связанных с миграциями и глобализацией ислама. Одной из основных задач правительств европейских государств становится интеграция мусульман-мигрантов в европейское сообщество.
Обратная сторона данного процесса - активизация «интеллектуальной саморефлексии на вызовы современности»2 непосредственно в исламской среде, которая находит свое выражение в концепции евроислама или европейского ислама. В связи с этим очевидна необходимость изучения идей главного идеолога евроислама – Тарика Рамадана, а также идей еще одного представителя данного направления - Бассама Тиби.
Если принять во внимание традиционное влияние Европы на весь мир, особенно в рамках современной глобализации, то евроислам будет прямо или косвенно оказывать влияние и на всю мировую цивилизацию3. Кроме того, тема евроислама может быть актуальна и для российского пространства, где ислам и христианство являются значимыми онтологическими духовнорелигиозными традициями, сосуществующими на протяжении длительного времени.
Все это ставит идеологию евроислама в центр общественного внимания и стимулирует исследователей к более детальному изучению данного феномена.
Степень исследованности проблемы. При работе над магистерской диссертацией были изучены отечественные и иностранные источники и литература.
На сегодняшний день имеется обширный объем книг и статей, посвященных изучению культурного, политического и социального взаимовлияния европейской и мусульманской цивилизаций. Среди значительного числа исследователей можно выделить работы следующих учёных: В. В. Бартольда, О. Г. Большакова, Ф. Кардини, И. Ю. Крачковского, Б. Льюиса, С. И. Лучицкой, А. Меца, В. В. Наумкина, М. У. Уотта, К. Хилленбранд, Б. Я. Шидфар и др.
Что касается непосредственно исследования феномена евроислама, он стал изучаться отечественными и зарубежными учеными сравнительно недавно, и на сегодняшний день исследован слабо. В большей степени акцент делается на биографические данные представителей евроислама.
Изучение основных идей любого интеллектуального и философского направления всегда начинается с рассмотрения биографий основных представителей. Насыщенная событиями жизнь Т. Рамадана – главного
идеолога евроислама, его образованность, большое количество написанных
им работ, огромное количество выступлений, интервью и активная жизненная позиция, вызывают интерес к нему и его биографии. Это обусловлено еще и тем, что его отец Саид Рамадан и дед Хасан ал-Банна были самыми активными фигурами «Братьев-мусульман».
Вопросам биографии мыслителя уделяют особое внимание следующие западные ученые: К. де Вито, Р. Карле, П. Берман, И. Бурума, А. Симпсон, о чем они подробно пишут в своих статьях.
Среди научных работ, рассматривающих творчество Т. Рамадана, можно выделить два диссертационных исследования на английском языке, посвященных идеологии евроислама Т. Рамадана. Авторы данных научных работ - M. A. МакДоналд4 и Х. Карим5. В своих научных трудах они также довольно подробно освящают биографию Т. Рамадана. Помимо биографии, ученым интересна возможная связь идей Т. Рамадана с идеями радикальных движений в исламе, его представления о геополитике, о ключевых элементах мусульманской идентичности в Европе, его отношение к письменным источника ислама (Коране и Сунне), этическая позиция, соотношение идей традиционализма и фундаментализма.
В работах отечественных авторов евроислам представлен в еще меньшей степени. Существуют отдельные статьи И. А. Алексеева, Н.С. Глебовой, А.В. Михалевой, В. В. Наумкина. Также евроисламу как ключевой теме арабской публицистики на Западе посвящен раздел диссертационного исследования А. А. Садыховой6; и раздел диссертации Е. В. Музыкиной7 – посвященный этическим идеям Т. Рамадана, предельно актуальным в эпоху постмодерна.
Очевидно, что наибольший интерес у исследователей вызывает, прежде всего, фигура Т. Рамадана. Идеи Б. Тиби в меньшей степени представлены в исследовательской литературе. Можно выделить только лишь уже упомянутых ранее Е. В. Музыкину и А.А. Садыхову. Западным ученым его идеи вообще не представляются интересными для исследования, в том смысле, что они в целом схожи с европейкой позицией в вопросе об интеграции мусульман-иммигрантов в Европе.
Таким образом, мы видим, что существует целый ряд отдельных статей, отдельных разделов в диссертациях или монографиях, в которых бегло рассматриваются две концепции евроислама, изложенные в книгах и статьях Тарика Рамадана и Бассама Тиби. Однако специальных исследований, посвященных проблематике евроислама пока не существует ни в отечественных, ни в зарубежных научных исследованиях.
В связи с этим актуальной и необходимой задачей представляется глубокое и системное изучение феномена евроислама и тех идей, предложений и рекомендаций, которые, по мнению его представителей, способны привести к гармонизации этноконфессиональные отношения в Западной Европе.
Научная новизна. В работе предпринята попытка подробного рассмотрения идеологии Тарика Рамадана, а также представлены взгляды Б. Тиби. Исследование проведено на основе религиоведческой, философско-антропологической, культурологической и политологической проблематики и является опытом междисциплинарного синтеза.
Объект исследования - идеи евроислама как диалогической стратегии современности по урегулированию этноконфессиональных вопросов в Западной Европе.
Предмет исследования – основные идеи и концепты идеологии евроислама.
Цель и задачи работы. Цель данного исследования состоит в анализе идеологии евроислама на основании работ, монографий, статей, видеолекций и интервью в СМИ одного из главных идеологов евроислама -
Т. Рамадана, а также рассмотрение основных идей Б. Тиби.
Достижение указанной цели предполагает решение целого ряда задач:
- рассмотреть историко-культурные и политические предпосылки возникновения и формирования евроислама;
- охарактеризовать положение мусульман-иммигрантов в современной Европе;
- выявить основные проблемы в диалоге между Западом и Востоком;
- рассмотреть феномен евроислама как диалогической стратегии
современности по урегулированию этноконфессиональных вопросов в Западной Европе;
- проанализировать влияние образования, воспитания и культурной среды на формирование взглядов Т. Рамадана;
- изучить представления Т. Рамадана о современной геополитической ситуации в Европе;
- сделать анализ ключевых элементов мусульманской идентичности в Европе;
- рассмотреть вопрос о соотношении уммы и европейского государства;
- определить основные проблемы образования мусульманской молодежи в Европе;
- изучить основные идеи Б. Тиби, как еще одного сторонника концепции
евроислама, выделить отличительные особенности его позиции;
- определить возможные перспективы развития европейского ислама.8
Методологическая и теоретическая основа работы.
Теоретико-методологическая основа исследования включает в себя:
- принципы общенаучного системного анализа;
-цивилизационный подход — позволяющий учитывать ментальные и историко-культурные особенности взглядов представителей евроислама при разработке ими своих концепций;
-историко-культурный подход — даёт возможность рассмотрения предпосылок возникновения идей евроислама;
-социокультурный подход — способствующий учету социокультурного контекста при изучении формирования идей евроислама;
-аксиологический подход — предоставляющий возможность выявить некоторые ценностные основы концептуальных поисков Т. Рамадана и Б. Тиби.
В соответствии с избранными методологическими основаниями, на которые опирается настоящая работа, были определены методы исследования.
Для всестороннего изучения и целостной реконструкции истоков и предпосылок развития идей евроислама был использован комплекс исторических методов (принцип историзма, приоритета источника, аналитико-описательный метод, метод сравнительно-исторического анализа, ретроспективный, проспективный и перспективный анализ);
компаративный метод, позволяющий провести сравнительный анализ основных представлений, понятий и концепций евроислама; принцип единства логического и исторического; герменевтический метод, способствующий прояснению и реконструкции философской мысли в целом.
Источниковедческая база исследования. Основной корпус проанализированных источников по избранной теме составляют научные монографии, книги, отдельные брошюры пропагандистского характера, статьи, видео-лекции и интервью в СМИ Т. Рамадана, а также некоторые статьи и монографии Б. Тиби.9
Структура выпускной квалификационной работы определяется поставленными целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы.
Подводя основные итоги магистерского исследования, можно прийти к следующим выводам.
Как показывает история, взаимовлияние западного и арабомусульманского миров происходило как в мирное, так и в военное время.
Взаимоотношение между цивилизациями способствовало обмену культурными нормами и ценностями, а также формированию стереотипного образа Другого. Наличие Другого играло важную роль в становлении
собственной идентичности, поскольку одно лишь присутствие Другого ставило вопрос о том, кто же Я. Это противопоставление «свои» - «чужие» имеет место быть и сейчас.
Начиная с XX века процессы интернационализации и глобализации способствовали массовому переселению мусульман в Европу и увеличению численности мусульманского населения в европейских странах, что
повлияло на обострение этноконфессиональных отношений.
Кризис этноконфессиональных отношений способствовал развитию интеграционной политики правительствами большинства европейских государств, которая, прежде всего, направлена на ассимиляцию с европейской культурой. С другой стороны, вызовы и проблемы современности, повлияли на активизацию исламской интеллектуальной саморефлексии, которая развилась в направление евроислама или европейского ислама, сочетающего в себе принципы мусульманского учения и элементы европейского западного общества.
Основными представителя евроислама являются Т. Рамадан и Б. Тиби – известные ученые, публицисты, писатели и активные общественные деятели.
Главным же идеологом евроислама по праву можно считать Т. Рамадана с учетом его активной общественной и научной деятельности. Центральное место в системе взглядов Т. Рамадана занимает проблема идентичности мусульман в Европе, включающая в себя три принципиально важных и фундаментальных вопроса, на которые ответить могут только сами мусульмане: «Где мы находимся?» «Кто мы?» «Какого образа жизни хотим достичь? Какое возможно совместное сосуществование?».
Оценивая современную исламскую геополитику Т. Рамадан обращается к двум широко известным понятиям: дар ал-ислам - территория исповедания ислама и дар ал-харб - территория войны и отмечает неактуальность биполярного представления о мире. Ученый предлагает воспользоваться термином дар аш-шахада - территория свидетельства, так как именно этот концепт дает целостное представление о задачах мусульман в свете учения ислама и об их идентичности.
Ключевыми элементами мусульманской идентичности, по мнению Т. Рамадана, являются: вера, религиозная практика и духовность; понимание текстов и контекста, свобода выбора и ответственность; образование и передача знания об учении ислама; действия и участие мусульман в общественной жизни общества.
В вопросе об отношении мусульманской уммы и европейского государства, отмечает Т. Рамадан, есть видимое противопоставление.
Принадлежность к умме отвечает на онтологические вопросы бытия исодержит в себе основания религии . Понятие же европейского гражданства понимается совсем по-другому: это элемент правовой идентичности, организующий взаимоотношения с согражданами в рамках Конституции. Понятие договора снимает противоречие между уммой и европейским государством.
Большое значение уделяет Т. Рамадан проблеме образования, так как оно является одним из ключевых элементом мусульманской идентичности, выполняя важную роль в сужении пропасти, разделяющей западноевропейскую и исламскую культуры. По мнению Т. Рамадана, оно должно быть реформировано. Ученый выделяет следующие задачи
исламского образования: «воспитание сердца», которое связывает сознание с богом, осознание нашей ответственности перед собой, родственниками, общиной, а также человечеством в целом; «воспитание ума» – понимание, заложенное в священных текстах послания и соотнесение этого знания с окружающей средой и людьми в ней, нахождение верного пути в повседневной жизни; соединение «образования сердца» и «образования ума».
Другой представитель евроислама - Б.Тиби основную задачу видит в отделении ислам как религиозной системы от политического ислама – исламизма. Мусульманам-иммигрантам нужно не пытаться найти защиту у радикалов-террористов, а отмежеваться от них. Кроме того, им стоит отказаться от идей шариата, принять европейские ценности и установки, чтобы получить возможность интегрироваться в современное западное общество. Так как в условиях глобализации секуляризация неизбежна, то евроислам должен обратиться к правам человека, как основе международной морали.
Очевидно, что концепция Б. Тиби кардинальным образом отличается от позиции Т. Рамадана. Если для Т. Рамадана евроислам – это некоторая идеология, основанная прежде всего на шариате, то для Б. Тиби – это система правоотношений, основанная на международном праве, опирающемся на ценности либерально-демократических европейских стран.
На примере идей Тарика Рамадана и Б. Тиби хорошо видно, что судьба современных идеологов ислама, такова, что они редко находят понимание среди общественности, как европейской, так и исламской. Основной упрек, который адресуется евроисламу, это обвинение в том, что евроислам – философия радикального обновления исламского учения.
Несмотря на критику, евроислам, выдвигая на передний план диалогическую генеральную линию, становится не просто толерантной установкой, а способом позитивного экзистенциального осмысления жизненных коммуникативных практик в рамках современности. Формирование европейского ислама в чистом виде – это длительный процесс, но, по всей видимости, необходимый
1. Алексеев И.Л. Глобализация ислама или исламизация глобального
контекста («евроислам», «евросалафизм» и неотрадиционализм).
[Электронный ресурс]. URL: http://www.hist.msu.ru/Labs/UkrBel/islamdisc.htm (дата обращения 12 сентября 2015 г.)
2. Бартольд В. В. Работы по истории ислама и Арабского Халифата. – М.:
Восточная литература РАН, 2002.
3. Большаков О.Г. История халифата. Т.1: Ислам и Аравия. М.: Наука,
1989.
4. Бородай C. Ислам в современной Европе: демография, интеграция,
перспективы.// Ислам в современном мире № 1-2 (29-30) 2013. [Электронный
ресурс]. URL: http://www.idmedina.ru/books/islamic/?5479 (дата обращений 13
марта 2016 г.)
5. Браницкий А.Г. Исламское образование в странах Европы: история и
современное состояние. [Электронный ресурс] URL:
http://www.idmedina.ru/books/materials/faizhanov/3/pedagog_branicki.htm (дата
обращения 19 марта 2016 г.)
6. Вайсс Б. Дух мусульманского права. М. – СПб.: «Диля», 2008.
7. Ван ден Берг Л. В. С. Основные начала мусульманского права согласно
учению имамов Абу Ханифы и Шафии: [пер. с гол.]/ Л. В. С. Ван ден Барг;
Предисл. Л. Р. Сюкияйнена. – М.: Наталис, 2005.
8. Глебова Н.С. Интеллектуальная элита современного арабомусульманского мира: Тарик Рамадан. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.iimes.ru/rus/stat/2006/15-05-06.htm (дата обращения 19 января
2016 г.)
9. Глебова Н.С. Экономические основы деятельности террористических
организаций Ближнего Востока. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.iimes.ru (дата обращения 19 января 2016 г.)106
10. Горохов С. А. Исламский мир в пространственном измерении. //
Демоскоп weekly (Институт демографии Национального исследовательского
университета «Высшая школа экономики»). № 587. М., 2014, с. 1-18
11. Господынько Н. Е. Нелегальная миграция из стран Северной Африки в
ЕС: количественные и качественные характеристики.//Проблемы
современной экономики, N 4 (28), 2008. Электронный ресурс URL:
http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=2242 (дата обращения 24 февраля
2016 г.)
12. Давыдова Д. А. Политические идеи евроислама в современном
международном обществе.// Альманах современной науки и образования.
Тамбов: Грамота, 2009. № 1(20): в 2-х ч. Ч. 1. С. - 67-69.
13. Емельянов И. В. Шариат в Европе. Мифическая угроза и реальная
необходимость. [Электронный ресурс]. URL: https://www.portalcredo.ru/site/?act=comment&id=1365 (дата обращения 11 октября 2015 г.)
14. Журавский А. В. Христианство и ислам. Социокультурные проблемы
диалога. М., 1994.
15. Ибн Хишам. Жизнеописание пророка Мухаммада. М.: Издательский
дом «Умма», 2003. [Электронный ресурс] URL:
http://s2.musulmanin.com/biblioteka/jizniopisanie_proroka_ibn_hisham.doc (дата
обращения 12 апреля 2015 г.)
16. Ибрагим Т. Основные ценности и институты классического ислама. //
Исламская цивилизация в глобализирующемся мире./ По материалам
конференции. / Отв. ред. – В.Г. Хорос. – М.: ИМЭМО РАН, 2011. - С. 11.
17. Игнатенко А. А. Халифы без халифата. Исламские
неправительственные религиозно-политические организации на Ближнем
Востоке: история, идеология, деятельность. - М.: ГРВЛ, 1988.
18. Ислам: проблемы идеологии, права, политики и экономики. Под ред.
Ионова А.И. АН СССР, Институт Востоковедения, М.: Наука, 1985.
19. Ислам: энциклопедический словарь / отв. ред. С. М. Прозоров. —
М.: Наука, 1991.107
20. Исламская цивилизация в глобализирующемся мире./ По материалам
конференции. / Отв. ред. – В.Г. Хорос. – М.: ИМЭМО РАН, 2011.
21. Канцлер Меркель: Ислам является частью Германии. // Deutsche Welle,
27. September 2012. Электронный ресурс URL: http://www.dw.com/ru/канцлермеркель-ислам-является-частью-германии/a-16268599 (дата обращения 27
сентября 2016 г.)
22. Кардини Ф. Европа и ислам: история непонимания. М.: Издательство
«Весь мир», 2007.
23. Католическая энциклопедия. Т.II. И-Л. М.: Изд-во Францисканцев,
2005.
24. Керимов Г. М. Шариат: Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на
проблемы современности. — СПб.: «Издательство «ДИЛЯ», 2009.
25. Коран. / Пер. И. Ю. Крачковского. – Изд. 16-е. – Ростов-н/Д: Феникс,
2014. – 537 с.
26. Крачковский И. Ю. Арабская культура в Испании. — М.-Л., 1937.
27. Кузнецов Е. Евроислам и «мировые интеллектуалы».//Петербургский
международник, 2007, №36. - С. 9.
28. Ланда Р. Г. Политический ислам: предварительные итоги. М.: 2005.
29. Латион С. Мусульманская молодежь Европы: на пути к общей
идентичности? // Ислам в Европе и России. М.: Издательский дом Марджани,
2009.
30. Льюис Б. Ислам и Запад. М., 2003. [Электронный ресурс]. URL:
http://mreadz.com/read293136/p2 (обращения 24 марта 2016 г.)
31. Льюис Б. Последнее наступление ислама?// Россия в глобальной
политике. 2007, №5. [Электронный ресурс] URL:
http://www.globalaffairs.ru/number/n_9660 (дата обращения 12 февраля 2016 г.)
32. Лучицкая С. И. Образ другого: мусульмане в хрониках Крестовых
походов. СПб., 2001.
33. Лучицкая С.И. Араб глазами франка (Конфессиональный аспект
восприятия мусульманской культуры) // Одиссей: Человек в истории / РАН.108
Ин-т всеобщ. истории. - М.: Наука, 1994. [Электронный ресурс]. URL:
http://krotov.info/libr_min/12_l/uch/izkaya_1993.htm (дата обращения 07 января
2016 г.)
34. Мец А. Мусульманский Ренессанс. М.: Наука, 1973.
35. Милославская Т. П. Деятельность «Братьев-мусульман» в странах
Востока.// Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока. М.: Наука, 1982.
36. Михалева А.В. Опыт региональной трансформации исламской
политической мысли в Европе. // Вестник РУДН, серия Политология, 2010,
№ 1. - С. 122-133.
37. Музыкина Е. В. Социокультурные трансформации и интерпретации
современности: фокус исламского мировоззрения. Дис. канд. филос. наук.
М., РУДН, 2014.
38. Наумкин В. В. Фехтование цивилизаций. // Ислам и мусульмане:
культура и политика (статьи, очерки и доклады разных лет). М.: Институт
Востоковедения РАН, 2009.
39. Новая философская энциклопедия. – М.: Мысль, 2001. Т. 3.
40. Нойманн И. Использование «Другого»: Образы Востока в
формировании европейских идентичностей/ Пер с англ. В. Б. Литвинова и И.
А. Пильщикова, предисл. А. И. Миллера. – М.: Новое издательство, 2004.
41. Очерки о европейской идентичности и многокультурности: Сборник /
Под ред. М.Ю. Мартыновой. М., ИЭА РАН, 2013.
42. Пайпс Д., Чадха М. Телефонируя врагу. [Электронный ресурс]. URL:
http://ru.danielpipes.org/article/3537 (дата обращения 21 января 2016 г.)
43. Петрушевский И.П. Ислам а Иране в VII – XV веках. Л.: Издательство
Ленинградского университета, 1966.
44. Пиотровский М. Б. О природе власти Мухаммада. //Государственная
власть и общественно-политические структуры в арабских странах.
М.:Наука, 1984.
45. Подорога В. Метафизика ландшафта. М.: Канон-плюс, 2012.109
46. Ражбадинов М. З. Египетское движение "Братьев-мусульман". / М.З.
Ражбадинов; Ин-т востоковедения РАН, Ин-т изуч. Израиля и Ближ. Востока.
– М.: Институт востоковедения Институт изучения Израиля и Ближнего
Востока, 2004.
47. Рамадан Т. – «Ислам - европейская религия». [Электронный ресурс].
URL: http://ok.ru/video/24355670724 (дата обращения 17 января 2015 г.)
48. Рамадан Т. «Этические проблемы мусульман» Ч. 1. [Электронный
ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=H1MxpF22LlM (дата
обращения 24 декабря 2015 г.)
49. Рамадан Т. «Этические проблемы мусульман» Ч. 2. [Электронный
ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=sIab-l3L47Q – (дата
обращения 24 декабря 2015 г.)
50. Рамадан Т. «Этические проблемы мусульман» Ч. 3. [Электронный
ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=pIFUiwBMXvE (дата
обращения 25 декабря 2015 г.)
51. Рамадан Т. «Арабское пробуждение: Ислам и новый Ближний восток».
Лекция в НИУ-ВШЭ. Ч. 1. [Электронный ресурс]. URL:
https://www.youtube.com/watch?v=k_8ZHxV6l9g (дата обращения 22 ноября
2015 г.)
52. Рамадан Т. «Арабское пробуждение: Ислам и новый Ближний восток».
Лекция в НИУ-ВШЭ. Ч. 2. [Электронный ресурс]. URL:
http://salda.ws/video.php?id=6_AkeeXgRyk (дата обращения 23 ноября
2015 г.)
53. Рамадан Т. «Арабское пробуждение: Ислам и новый Ближний восток». Лекция
в НИУ-ВШЭ. Ч. 3. [Электронный ресурс]. URL:
https://www.youtube.com/watch?v=59dkqjUpmas (дата обращения 24 ноября 2015 г.)
54. Рамадан Т. «Исламское образование в Великобритании: взгляд в
будущее». [Электронный ресурс] URL: http://islam.com.ua/nauka/955-tarikramadan-o-buduschem-islamskogo-obrazovaniya (дата обращения 19 февраля
2016 г.)110
55. Рамадан Т. Выступление известного ученого и профессора
Оксфордского университета Тарика Рамадана в Московской Соборной
Мечети. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mihrab.ru/news/39-
vystuplenie-izvestnogo-uchenogo-i-professora-oksfordskogo-universiteta-tarikaramadana (дата обращения 25 сентября 2015 г.)
56. Рамадан Т. Европе нужен шариат. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.islamonline.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=689
7:lentaru-l--r&catid=6:2009-03-27-12-15-07&Itemid=14 (дата обращения 21
января 2016 г.)
57. Рамадан Т. Запад и «иная» цивилизация в XXI веке. [Электронный
ресурс]. URL: http://refdb.ru/look/2253308-pall.html (дата обращения 22 ноября
2015 г.)
58. Рамадан Т. По стопам Пророка: уроки из жизни Мухаммеда. М.:
Издательство «Слово без границ», 2015.
59. Рамадан Т. Я полноценный европеец, но не собираюсь отказываться от
Ислама. [Электронный ресурс] URL:
http://www.islam.ru/pressclub/gost/ramadan (дата обращения 12 февраля
2016 г.)
60. Россия и мусульманский мир: Инаковость как проблема /Отв. Ред.
Выпуска А. В. Смирнов. – М.: Языки славянских культур, 2010.
61. Роузентал Ф. Торжество знания: Концепция знания в средневековом
исламе. М.: Наука, 1978.
62. Сагадеев А. В. Восточный перипатетизм. М.: Издательский дом
Марджани, 2009.
63. Садыхова А. А. Евроислам: две концепции и перспективы.//
Современные проблемы межкультурных коммуникаций. Вып. 4 : Восток–
Запад : сб. статей. / М-во культуры РФ, С.-Петерб. гос. ун-т культуры и
искусств ; науч. ред. Б. И. Рашра- гович, Б. А. Исаев. – СПб. : Изд-во
СПбГУКИ, 2010. – 496 с. – (Труды ; т. 190). - С. 19-26.111
64. Садыхова А. А. Арабская публицистика в Западной Европе: истоки,
современное состояние и перспективы / А.А. Садыхова; М-во образования и
науки Рос. Федерации, Балт. гос. техн. ун-т "Военмех". – СПб.: Балтийский
государственный технический университет, 2013.
65. Садыхова А. А. Арабская публицистика в Западной Европе: эволюция и
влияние на этноконфессиональные отношения. Автореф. дис. <…> д-ра
фил.наук. – СПб., 2010.
66. Садыхова А. А. Проблемы этноконфессиональных отношений в
западноевропейской арабской публицистике / А.А. Садыхова; Федерал. гос.
образоват. учреждение высш. проф. образования "Сев.-Зап. акад. гос.
службы". – СПб.: Изд-во СЗАГС, 2009.
67. Сокар М. Ю. Политико-правовая специфика положения женщин в
современном арабском мире: Автореф. дис. канд. наук. Спб., 2008.
[Электронный источник]. URL: http://www.dissercat.com/content/politikopravovaya-spetsifika-polozheniya-zhenshchin-v-sovremennom-arabskom-mire
(дата обращения 14 марта 2016 г.)
68. Сунан Ибн Маджа. [Электронный ресурс] URL:
https://xadis.wordpress.com/ (дата обращения 12 апреля 2016 г.)
69. Тиби Б. Является ли ислам политической религией?// Неприкосновеный
запас, 2006, №6 (26). [Электронныйресурс]. URL:
http://magazines.russ.ru/nz/2002/6/tib1.html (дата обращения 21 сентября
2015 г.)
70. Трофимова О. Мусульмане и ислам в Западной Eвропе.// "Мировая
экономика и международные отношения", №10 2009.- С. 52-62 [Электронный
ресурс] URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2012/0501/analit02.php (дата
обращения 1 марта 2016 г.)
71. Туманян Т.Г. Философия идеальной власти. Политические концепции
средневекового ислама. СПб., 2009.
72. Тхагапсоев Х. Г. Идентичность как философская категория и мера
социального бытия.//Филофские науки, 2011, № 1. - C. 10-25.112
73. Уотт М. У. Влияние ислама на средневековую Европу. – М., 1976.
74. Успенская Н. А. Высшее образование в арабских странах: прошлое и
настоящее. // Вестник МГИМО Университета, № 2(35). 2014. – С. 307-313.
75. Уэльбек М. Покорность. АСТ, Corpus, 2016.
76. Фаллачи О. Ярость и гордость. [Электронный ресурс].URL:
http://lib.ru/INPROZ/FALLACHI/gordost.txt (дата обращения 21 октября
2015 г.)
77. Феномен евроислама в поликультурном пространстве Германии: опыт
аналитической компаравистики.// Евроислам как диалогическая стратегия
современности (к философскому вопросу о диалоге культур) = Euroislam as a
Dialogic Strategy of Modernity (to the Philosophical Question about the Dialogue
of Culture): философская монография. / Под общей редакцией З.К.
Шаукеновой. – Алматы: Институт философии, политологии и
религиоведения КН МОН РК, 2013.
78. Фролова Е. А. Арабская философия: Прошлое и настоящее /
Е. А. Фролова .— М. : Языки славянской культуры, 2010 .— (Философская
мысль исламского мира. Исследования. Т. 2) .
79. Фролова Е. А. История арабо-мусульманской философии. Средние века
и современность. — М.: ИФ РАН, 2006.
80. Хакимов Р. С. «Евроислам» в межцивилизационных отношениях // НГРелигия. 1997. 23 октября. - С. 31-32.
81. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон; Пер. с
англ. Т. Велимеева. Ю. Новикова. — М: ООО «Издательство АСТ», 2003. —
С. 143.
82. Хилленбранд К. Крестовые походы. Взгляд с Востока. Мусульманская
перспектива. М. – СПб., 2008.
83. Четверикова О. Ислам в современной Европе: стратегия
«добровольного гетто» против политики интеграции. // Европейские
параллели. - М.: МГИМО, 2008. С. 55-56. Электронный ресурс URL:
http://mgimo.ru/files/144983/144983.pdf (дата обращения 16 апреля 2015 г.)113
84. Чудинова Е. Мечеть парижской богоматери. – М.: Эксмо, 2005.
85. Чуприков П.Б. Некоторые особенности исламской уммы Ирландской
Республики. [Электронный ресурс] URL:
http://www.islamrf.ru/news/umma/islam-world/2684#_ftn2 (дата обращения 20
марта 2016 г.)
86. Шевченко В. Л. Исламское Государство имеет европейское
происхождение. [Электронный ресурс] URL:
http://kavpolit.com/blogs/chuev/25637/ (дата обращения 12 апреля 2016 г.)
87. Шидфар Б. Я. Андалусская литература. – М.: ГРВЛ, 1970.
88. Amirpur K., Ammann L. Der Islam am Wendepunkt. — Freiburg-BaselWien: Herder Verlag, 2006.
89. Atlas of Global Christianity. 1910-2010. Edinburgh: Edinburgh University
Press, 2009.
90. Berman P. The Flight of the Intellectuals. Brooklyn, NY: Melville House,
2010.
91. Buruma I. Tariq Ramadan has an Identity Issue. The New York Times
Magazine, 2007. - February 4. [Электронныйресурс]. URL:
http://www.nytimes.com/2007/02/04/magazine/04ramadan.t.html?_r=0 (дата
обращения 23 января 2016 г.)
92. Carle R. Tariq Ramadan and the Quest for a Moderate Islam Society?
2011, Volume 48, Issue 1. P. 58-69.
93. Caspel W. Western impact and Islamic civilization.//Unity and variety in
muslim civilization. Ed. By Gustave E. von Grunebaum. Chicago – London. 1963.
94. Conférence de Tariq Ramadan à EMAA Agadir 30 Mai 2014.
[Электронный ресурс]. URL:https://www.youtube.com/watch?v=1gNL02R7Ess
(дата обращения 12 сентября 2015 г.)114
95. Council of the League of Arab States, Arab Charter on Human Rights.
[Электронный ресурс]. URL:http://www1.umn.edu/humanrts/instree/arabcharter.html
(дата обращения 14 ноября 2015 г.)
96. DeVito С. «Who is the real Tariq Ramadan?»// al Nakhlah (The Fletcher
School Online Journal on Southwest Asia and Islamic Civilization). 2009. P. 1-9.
97. Donnelly P. The Ban on a Muslim Scholar // The Washington Post. — 2004.
— August 28.
98. Esposito J. Kalin I. Islamophobia: The Challenge of Pluralism in the 21st
Century. - USA: Oxford University Press, 2011.
99. Fourest C. Brother Tariq. The Doublespeak of Tariq Ramadan. — New
York, London: Encounter books, 2008.
100. Graham M. How Islam Created the Modern World/ USA: Amana
Publication, 2006.
101. Gunon R. L'influence de la civilisation islamique sur I'Europe.—«Etudes
traditionnelles»1950, N 12. // Вопросы философии. — 1991.— № 4.— С. 54-57.
102. Lewis B. The Middle East and the West. – Bloomington: Indiana
univ.press, 1964.
103. Interview with Tariq Ramadan. «We Are Europeans». [Электронный
ресурс] URL: http://www.qantara.de/webcom/show_article.php/_c-478/_nr-
905/i.html (дата обращения 16 ноября 2015 г.)
104. Jenkins P., Demographics, Religion, and the Future of Europe. Orbis: A
Journal of World Affairs , vol. 50, no. 3.
105. Karim H. Jihad of the youth why first generation immigrant muslim youths
are drawn to the philosophy of Tariq Ramadan. Georgetown University
Washington, D.C.,October 2009.
106. Kettani H. Muslim Population in Europe: 1950-2020 // International Journal
of Environmental Science and Development (IJESD). 2010. Vol. 1. №2.
P. 154-164.115
107. Khan M. The Myth of Secularism: Religion and Politics are Mutually
Constitutive [Электронный ресурс]. URL: http://www.ijtihad.org/Secularism.htm
(дата обращения 26 сентября 2015 г.).
108. Mac Cormaic R. Leading philosopher explains what it means to be a Muslim
in Europe today // The Irish Times. — 2009. — May 15.
109. MacDonald M. Truth, Politics, and Diversity: A Muslim Response to
Modern Liberalism. Carleton University: Ottawa, Ontario, 2012.
110. McRoy С. Europen Muslim// Christian Centure, 8/21/2007. – Vol.124
Issue 17. – P. 30-34. EBSCO Publishing.
111. Khadduri M. War and peace in the law of Islam. New York: AMS PRESS,
1979.
112. Nielsen J. Towards a European Islam. Palgrave Macmillan, 1999.
113. Oxford Islamic Dictionary Online. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.oxfordislamicstudies.com/ (дата обращения 23 октября 2015 г.)
114. Pryce-Jones D. The Islamization of Europe? Commentary. 2004. Dec. Vol.
118,Issue 5. EBSCO Publishing.
115. Ramadan T. What I Believe. – USA: Oxford University Press, 2009.
116. Ramadan T. Der Islam und der Westen. Von der Konfrontationen zum
Dialog der Zivilisationen.— Marburg: Muslim-Studenten-Vereinigung in
Deutschland e.V., 2000.
117. Ramadan T. Islam, the West, and the Challenge of Modernity. – USA:
Oxford University Press, 2001.
118. Ramadan T. La Vie de Hassan Al-Banna PART ¾. [Электронный ресурс].
URL: http://www.dailymotion.com/video/xcd77f_tariq-ramadan-la-vie-de-hassanal-b_webcam (дата обращения 21 января 2016 г.)
119. Ramadan T. Radical Reform: Islamic Ethics and Liberation. – USA: Oxford
University Press, 2009.
120. Ramadan T. Religious Ethics in Postmodern Society. Lectures on
12.07.2012 in Muiz Auditorium, Singapore Islamic Hub (SIH) [Электронный116
ресурс]. URL: http://www.youtube.com/watch?v=k-vHLIFoVFk (дата
обращения: 11 октября2015 г.).
121. Ramadan T. The Quest for Meaning. Developing a Philosophy of Pluralism.
- USA: Penguin books, 2010.
122. Ramadan T. To Be a European Muslim. – USA: Oxford University Press,
1999.
123. Ramadan T. Western Muslims and the future of Islam. – USA: Oxford
University Press, 2004.
124. Redmer H. Der Islam und Westeuropa: Geschichte -: Immigration –
Integration//Gisbert Gemein. Kulturkonflikte – Kulturbegegnungen: Juden,
Christen und Muslime in Geschichte und Gegenwart. – Bonn: Bundeszentrale fur
politische Bildung, 2011.
125. Roy O. Globalized Islam: The Search for a New Ummah. Columbia
University Press. 2006.
126. Sarrazin T. Germany: self-destruction: lane. with it. / Thilo Sarrazin. – M.
Reid Group, 2012.
127. Simpson A. Islam’s new revolutionary Tariq Ramadan is an enigma. Hailed
as a new prophet for Islam, he has been acclaimed and vilified in equal measure by
east and west. Yet he insists he remains true to his ancient religion and that it must
adapt to the modern world // The Herald. — 2007. — October 26