Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Внеурочная деятельность по русскому языку в условиях дистанционного обучения (Самарский государственный социально-педагогический университет)

Работа №130536

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

методика преподавания

Объем работы67
Год сдачи2023
Стоимость1800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
80
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведена опытно-поисковая работа.
База исследования: ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» с. Большая Глушица в 5 классе.
Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЁ РЕАЛИЗАЦИЯ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ 7
1.1. Внеурочная деятельность в условиях современного школьного образования, её виды и формы 7
1.2. Дистанционное образование: понятие, принципы, условия реализации ..16
1.3. Цифровые образовательные ресурсы, их виды и требования к разработке и применению в дистанционном образовании 23
1.4. Методический обзор литературы по организации внеурочной деятельности в условиях дистанционного обучения 31
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I: 35
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТЕ 37
2.1. Модель деятельности учителя русского языка по организации внеурочной деятельности школьников в дистанционном формате 37
2.2. Разработка дистанционных внеурочных занятий по русскому языку 47
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II: 56
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ И АНАЛИЗ ЕЕ РЕЗУЛЬТАТОВ 57
3.1. Общие сведения об опытно-поисковой работе в школе по эффективному проведению внеурочного занятия в дистанционном формате 57
3.2. Этапы опытно-поисковой работы 57
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ III: 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 70

Актуальность. В последние годы область образования стала свидетелем значительного сдвига в направлении интеграции технологий и дистанционного обучения. Этот сдвиг был дополнительно ускорен глобальной пандемией Covid-19, которая потребовала принятия методологий удалённого обучения. В результате участникам образовательного процесса приходилось адаптироваться к новой реальности, которая требует инновационных подходов к преподаванию и обучению. В этом контексте внеурочная деятельность стала ценным инструментом для улучшения опыта обучения и содействия вовлечению школьников.
Внеурочная деятельность охватывает широкий спектр действий, которые происходят за пределами традиционной обстановки в классе. Она предоставляет школьникам возможность изучить свои интересы, развивать новые навыки и участвовать в значимом опыте за пределами основной учебной программы. Эти мероприятия могут включать клубы, соревнования, выступления, общественные работы и различные другие формы участия. Хотя внеурочная деятельность давно признаны неотъемлемой частью всестороннего образования, их важность стала еще более выраженной в контексте дистанционного обучения.
Дистанционное обучение создает несколько проблем при создании захватывающей среды обучения языку. Отсутствие личного взаимодействия, ограниченный доступ к ресурсам и сокращение возможностей для культурного погружения может препятствовать процессу обучения языку. Тем не менее, внеклассные мероприятия могут служить мостом для преодоления этих проблем и создания более привлекательного и интерактивного опыта обучения для студентов.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.
В период пандемии вся система образования перешла на дистанционное обучение. В связи с этим переходом образовались проблемы проведения внеурочных мероприятий – как проводить, где проводить, с помощью чего. На помощь решения этих проблем пришли цифровые образовательные ресурсы, онлайн-олимпиады, веб-квесты и вебинары, которые педагог может создать сам либо воспользоваться уже готовыми материалами, тем самым решая проблемы с проведением внеурочных мероприятий в дистанционном формате. Ведь внеурочные мероприятия – это неотъемлемая часть образовательного процесса.
Актуальность темы обусловлена тем, что сегодняшний учебный процесс предполагает внедрение новых форм работы и инновационных методов обучения. Одним из таких направлений является развитие дистанционных форм образовательного взаимодействия. Внеурочная деятельность по русскому языку в условиях дистанционного обучения очень актуальна, поскольку дает школьникам возможность участвовать в интерактивном и практическом опыте обучения. Данная тема является актуальной не только в период пандемии. В связи с большой занятостью современных детей в кружках и секциях не удается в полной мере проводить внеурочную деятельность очно, а цифровые образовательные ресурсы помогают реализовывать внеурочную деятельность в дистанционном формате и в соответствии с индивидуальными интересами школьников.
Теоретической базой исследования послужили работы педагогов, психологов и специалистов по методике русского языка, связанные с темой исследования.
Е.Н. Барышников отмечает что «внеурочная деятельность обучающихся – это особый вид деятельности, осуществляемый в рамках образовательного процесса по пяти направлениям развития личности на основе определенно программы; направленный на решение конкретных образовательных задач, в соответствии с требованиями ФГОС». Также вопросы внеурочной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС изучали А.В. Кисляков, А.В. Щербаков и др.
Изучением внеурочной деятельности занимались такие методисты как В.А. Буров, П.П. Головин. Ими были предложны физические кружки и секции.
Применением цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе исследовались в трудах О.В. Бородина, С.А. Бешенкова, А.В. Липатова.
Реализацию внеурочной деятельности при обучении детей дистанционно рассматривали различные современные учителя, в их числе О.Н. Чуйкова, Л.В. Бауэр, А.А Шмидт, которые предлагали различные виды цифровых образовательных ресурсов для организации и проведения внеурочной деятельности.
Объект исследования: процесс обучения школьников русскому языку в школе.
Предмет исследования: внеурочная деятельность по русскому языку в условиях дистанционного учебного процесса.
Гипотеза: в условиях дистанционного образования внеурочная деятельность по русскому языку будет эффективна, если:
• при планировании и проведении мероприятий использовать ЦОР с возможностями обратной связи;
• учитывать интересы школьников в сфере дополнительного образования;
• привлекать школьников к организации и проведению внеурочных мероприятий.
Цель исследования: разработать методику организации внеурочной деятельности школьников по русскому языку в условиях дистанционного обучения.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить виды и формы внеурочной деятельности.
2. Проанализировать особенности дистанционного образовательного процесса.
3. Рассмотреть примеры цифровых образовательных ресурсов для организации внеурочной деятельности, в том числе по русскому языку, в дистанционном формате.
4. Создать модель деятельности учителя русского языка по организации внеурочной деятельности школьников в дистанционном формате.
5. Разработать три дистанционных внеурочных мероприятия по русскому языку.
6. Провести опытно-поисковую работу с целью проверки гипотезы исследования.
В выпускной квалификационной работе применялись общетеоретические методы исследования – анализ литературы по теме исследования (научной, учебно-методической), моделирование педагогической деятельности.
Эмпирические методы исследования – наблюдение, опрос, анкетирование.
Работа состоит из введения, двух глав, в которых решаются поставленные исследовательские задачи, заключения, списка использованной литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Предметом настоящего исследования являлась внеурочная деятельность по русскому языку в условиях дистанционного образовательного процесса.
На основании изучения и анализа психолого-педагогической и учебно- методической литературы определены цели, виды, формы и принципы внеурочной деятельности. Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора. Внеурочная деятельность организуется через репродуктивные (классные часы, беседы) и деятельностные формы (конкурсы, соревнования, выставки). Выделены принципы дистанционного обучения – гуманистической направленности, системности, вариативности, креативности, успешности и социальной значимости.
2. Анализ методической литературы позволяет выделить наиболее актуальное определение понятия «дистанционное обучение», представляющее собой форму обучения, при которой взаимодействие учителя и учащихся, и учащихся между собой осуществляется на расстоянии и отражает все присущие учебному процессу компоненты, реализуемые специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность. Для дистанционного обучения характерен ряд принципов: принцип интерактивности, принцип стартовых знаний, принцип индивидуализации, принцип идентификации, принцип регламентарности обучения, принцип педагогической целесообразности применения средств новых информационных технологий, принцип обеспечения открытости и гибкости обучения.
3. Были определены цифровые образовательные ресурсы с возможностью обратной связи для организации внеурочной деятельности школьников в дистанционном формате: онлайн-доски, образовательные путешествия, дистанционные олимпиады, виртуальные экскурсии, дистанционные конкурсы, LearningApps, AhaSlides, ELDOSKA, Quizizi.
4. Предложена модель деятельности учителя русского языка по организации внеурочной деятельности в дистанционном формате. Она включает в себя следующие этапы:
• изучение образовательных потребностей школьников и формулирование темы мероприятия;
• определение цели по ФГОС;
• отбор содержания;
• выбор средств, методов и форм проведения мероприятия. На данном этапе выбираем дистанционный формат и цифровые образовательные ресурсы;
• реализация мероприятия;
• оценка и коррекция внеурочного мероприятия.
Предложены и реализованы внеурочные мероприятия «Части речи» с целью повышения интереса к предмету, «Грамматический бой» с целью удовлетворения образовательных потребностей школьников, которые углубленно изучают русский язык и проектная деятельность «Интересный русский язык».
5. Эффективность разработанной методики подтверждена опытно- поисковой работой на базе ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» с. Большая Глушица. Гипотеза исследования подтвердилась. Было доказано, что в условиях дистанционного образования внеурочная деятельность по русскому языку будет эффективна, если при планировании и проведении мероприятий использовать цифровые образовательные ресурсы с возможностями обратной связи, учитывать интересы школьников в сфере дополнительного образования и привлекать школьников к организации и проведению внеурочных мероприятий.
6. Представленная модель по организации внеурочной деятельности в дистанционном формате может быть использована учителями как план деятельности при разработке своих мероприятий. Разработанные мероприятия могут являться наглядным примером для создания дистанционных внеурочных мероприятия по школьным предметам.



1. Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональных систем, 1980.
2. Бородина, О.В. Мультимедийные обучающие и презентационные программы как средство обучения: проблемы и перспективы [Текст] / О. В. Бородина, А.В. Липатов // Инновации в образовании. – 2019 – №1.
3. Буров В.А. Опыт внеклассной работы по физике. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 2003.
4. Верзилин Н.М. Проблемы методики преподавания. / Верзилин Н.М. - М.: Просвещение, 1983.
5. Внеурочная деятельность школьников в контексте ФГОС второго поколения /Составители: С.В.Низова, Е.Л.Харчевникова. -Владимир, ВИПКРО, 2016. - 32с.
6. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. - М.: Просвещение, 2010.
7. Дейкина А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения – М.: Просвещение, 2002.
8. Деятельность. Сознание. Личность. А.Н.Леоньтев. М.: Политиздат, 1975.
9. Дистанционное обучение: материал из Википедии - свободной
электронной энциклопедии // [Электронный ресурс]. URL: http://ru. wikipedia.org/wiki (дата обращения: 18.11.2023).
10. Дистанционное обучение в начальной школе — будущее или уже настоящее? / Н. А. Гаврик. — Текст: непосредственный // Молодой ученый.
— 2020. — № 19 (309). — С. 441-443. // [Электронный ресурс]. — URL: https://moluch.ru/archive/309/69702/ (дата обращения: 04.11.2023).
11. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого- педагогического исследования [Текст] / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М.: Издательский центр Академия, 2005.
12. Заир-Бек, Е. С. Основы педагогического проектирования [Текст] Е. С. Заир-Бек. – СПб.: Образование, 1995.
13. Игнатенко, И. И. Современные подходы к созданию образовательной среды [Текст] / И. И. Игнатенко // Наука и школа. – 2018.
14. Информатизация образования и методика электронного обучения [Текст]: материалы II Международной научной конференции, Красноярск,
25-28 сентября 2018 г.: в 2 частях / Сибирский федеральный университет; под общ.ред. М. В. Носкова. – Красноярск: СФУ, 2018 Ч. 2 –, 2018.
15. Использование электронного обучения в образовательном процессе: проблемы и перспективы. Н.В.Дворянчиков // Психологическая наука и образование. – 2016. - №2.
16. Коллективные творческие дела Коммуны имени А. С. Макаренко / Рук. авт. коллектива И. П. Иванов. — Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1970.
17. Кошева Д.П., Фигурова Т.М. Организация внеурочной деятельности школьников в условиях ФГОС / Д.П. Кошева, Т.М. Фигурова // Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и образования Сборник научных статей международной конференции. - 2014.
18. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер. - М.: Педагогика, 1981.
19. Львова Л.С. Внеурочная деятельность и дополнительное образование: барьеры, путаницы и трамплины дифференциации. // [Электронный ресурс]. URL: https://director.rosuchebnik.ru/upload/iblock/6d7/6d75e09021731c5c3c36f479329 57477.pdf (дата обращения: 10.10.2023).

20. Носкова Т.Н. Инструменты педагогической деятельности в электронной среде / Т.Н.Носкова, Т.Б.Павлова, О.В.Яковлева // Высшее образование в России. – 2017. - № 8/9.
21. Нуржанова, И. Ф. Организация внеурочной деятельности в условиях ФГОС второго поколения. // [Электронный ресурс] URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnayarabota/2016/01/20/ (дата обращения: 17.11.2023).
22. О создании системы дистантного образования в РФ:Решение коллегии Госкомвуза от 9 июня 1993 №9/1 // КонсультантПлюс: Высокая Школа: Программа информационной поддержки российской науки и образования: Специальная подборка правовых документов и учебных материалов для студентов: учебное пособие. – 2007. – Вып.4.
23. Педагогика. Воспитательная деятельность педагога: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / Н. Е. Щуркова. — 2-е изд. — М.: Издательство Юрайт, 2018. (Серия: Авторский учебник). // [Электронный ресурс]. URL: https://mx3.urait.ru/uploads/pdf_review/130AB8B0-4994-455A- 8EA9-0C8555496DDD.pdf (дата обращения: 10.10.2023).
24. Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
25. Плюсы и минусы использования современных технологий // [Электронный ресурс]. URL: http://industryart.ru/plyusy-i-minusy- ispolzovaniya-sovremennyx-texnologij-v-obrazovanii/ (дата обращения: 17.11.2023).
26. Полат Е.С. Дистанционное обучение: каким ему быть? / Е.С. Полат, А.Е. Петров // [Электронный ресурс]. URL: https://portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1191423297&archive=&start_from=&ucat=&&ysclid=lq8c2w1kws821967804 (дата обращения: 17.11.2023).
27. Полат Е.С. Дистанционное обучение: учеб. пособие / Е.С. Полат, М.В. Моисеева, А.Е. Петров, М.Ю. Бухаркина, Ю.В. Аксенов, Т.Ф. Горбунькова. - М.: ВЛАДОС, 1998.
28. Полат Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения / докт. пед. наук, проф.Е.С. Полат // [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/379RWw (дата обращения: 15.10.2023).
29. Полат Е.С. Проблемы организации системы дистанционного обучения в Российской Федерации / докт. пед. наук, проф., зав. лабораторией дистанционного обучения Института содержания и методов обучения Российской академии образования Е.С. Полат // [Электронный ресурс]. URL: http://vio.uchim.info/Vio_20/cd_site/articles/art_1_20.htm (дата обращения:17.10.2023).
30. Полат Е.С. Развитие дистанционной формы обучения в школьном образовании / докт. пед. наук, проф.Е.С. Полат // [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/379Rcx (дата обращения: 15.10.2023).
31. Полат Е.С. Теория и практика дистанционного обучения / докт. пед. наук, проф. Евгения Семеновна Полат // [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/379ReC (дата обращения:11.10.2023).
32. Савельев А.Я. Педагогические технологии / А.Я. Савельев // ВО в России. - 1990. - № 2.
33. Синенко В.Я. Интеграционные процессы в образовании как инновация: методологические и технологические аспекты / В.Я.Синенко, Н.Е.Буланкина // Сибирский учитель. – 2017. – №1.
34. Сочнева А.С., Торопова А.И., Власова А.А., Ротанова В.А., Рыбина Е.А. Плюсы и минусы дистанционного обучения в школе // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2020/05/92509 (дата обращения: 03.10.2023).
35. Степанов Е.Н. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации – М.: ТЦ «Сфера», 2001.
36. Пугачев, А. С. Дистанционное обучение – способ получения образования / — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 8 (43). // [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/archive/43/5242/ (дата обращения: 04.10.2023).
37. Технологии внеурочной деятельности обучающихся. Астахова Н.И., Куликова Л.Г., Маланичева А.В., Трофимова Г.П., Тырина М.П., Шаталова Е.А. [Электронный ресурс]. URL: https://library.altspu.ru/dc/pdf/shatalova4.pdf (дата обращения: 25.10.2023).
38. Трайнев В.А.Электронно-образовательные ресурсы в развитии информационного общества: монография /В.А.Трайнев. – Москва: Дашков и К, 2016.
39. Факторы, влияющие на содержание и характер профессиональной деятельности современного учителя в информационно-образовательной среде / М.М.Абдуразаков // Информатика и образование. – 2018. – №10.
40. ФГОС основного общего образования. [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/ (дата обращения 26.11.2023).
41. Создание и использование цифровых образовательных ресурсов и интерактивных технологий в учебном процессе // [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/sozdanie-i-ispolzovanie-cifrovih-obrazovatelnih-resursov- i-interaktivnih-tehnologiy-v-uchebnom-processe-3295164.html(дата обращения: 20.09.2023).
42. Цебренко К.Н. Моделирование электронной среды образовательной организации в соответствии с требованиями федеральных стандартов / К.Н.Цебренко // Информационные ресурсы России. – 2018. – №4.
43. Шишова А.А. Электронные ресурсы в помощь школьникам / А.А. Шишова // Современная библиотека. – 2019. – №1.
44. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся – М.: Педагогика, 1988.
45. Электронные образовательные ресурсы // [Электронный ресурс]. URL: http://eorhelp.ru/ (дата обращения: 20.09.2023).
46. ЭОР и ЦОР // [Электронный ресурс]. URL: http://stromanta2014.blogspot.com/2017/11/blog-post_14.html (дата обращения: 24.09.2023).
47. ELDOSKA // [Электронный ресурс]. URL: https://eldk.ru/?ysclid=lq8chdin2x590328725 (дата обращения 20.10.2023).
48. Quizizz // [Электронный ресурс]. URL: https://quizizz.com/?lng=ru (дата обращения: 20.10.2023).

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ