Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Парадоксы телесности: истоки экзистенциализма и его современные критики

Работа №130460

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

философия

Объем работы93
Год сдачи2018
Стоимость5550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
25
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Экзистенциализм в истории мысли и истории культуры ХХ век 7
Глава 2. Телесность как ключ к человеческой природе в экзистенциализме 19
2.1. Тело в структурах опыта 27
2.2. Негативный опыт тела как опыт боли 38
2.3. Модусы существования как обладания в философии Габриэля Марселя 40
2.4. Опыт телесного как абсурд в философии Альбера Камю 43
2.5. Тело и желание Другого в философии Мориса Мерло-Понти 52
2.6. Этический дискурс экзистенциализма 56
Глава 3. Наследие экзистенциализма в современной философии 73
3.1. Проблема телесности в философии Ж. Бодрийяра 73
3.2. Дисциплина тела в философии М. Фуко как экзистенциальная проблема 76
3.3. Проблема смерти в границах и за границами экзистенциальной философии 79
Заключение 89
Список литературы 91

В данной работе предпринимается попытка обратиться к экзистенциальной философии из горизонта сегодняшнего интереса к антропологической тематике и проблеме телесности, проследить зарождение экзистенциализма и влияние на проблемное поле философии второй половины двадцатого века. Экзистенциализм как философское направление оказывается в ряду тех теоретических программ, которые предприняли последовательную критику рационализма предшествующей философии и ее возможности представить адекватную картину человеческой жизни в ее трагической мудрости и трудном выборе пути.
Экзистенциальная философия вслед за Шопенгауэром и Ницше драматизирует дискурс о человеке и акцентирует внимание на такие проблемы как: формы человеческого существования, его подлинность и неподлинность, существование человека в круге повседневности, граница существования человека - бытие к смерти.
Основной проблемой экзистенциальной философии (в широком смысле, включая сюда не только теоретическую рефлексию, но и литературу экзистенциальной проблематики) выступает проблема переживание своего существования в ситуации трагической потери свободы распоряжаться своим выбором. Философия экзистенциализма выступает с критикой рациональной философии, указывая на ее абстрактность и спекулятивность, отодвигая на задний план внимание к рациональным структурам и отдавая предпочтение исследованию воли, жизни, телесности.
Структура работы ориентирована на анализ проблем, затронутых философами-экзистенциалистами: изложение начинается с разбора предпосылок и исследования истоков данного типа философствования, основная часть работы посвящена интерпретации проблемы телесности в философии Ж.-П.Сартра и М.Мерло-Понти, последующие разделы посвящены рассмотрению данных проблем современными философами.
В этой работе генезис проблематики телесности рассматривается главным образом под углом зрения влияния феноменологической программы на французскую философскую традицию. Из этого же истока выводятся экзистенциально-феноменологическое основание эстетики в плане сопоставления опыта искусства и опыта повседневности, проблематика повседневности рассматривается в контексте мироотношения и переживания конкретного человека, этическая проблематика задается горизонтом проблемы обладания и подчинения, этическая программа экзистенциализма представлена под углом зрения критического отношения к моральной философии Канта, и в анализе отношения Я и Другого. Так же в работе рассматривается проблема смерти в экзистенциально-феноменологическом и антропологическом контекстах.
Актуальность исследования.
Историко-философский анализ данной темы представляет философский интерес, поскольку проблема телесности за прошедшие десятилетия со времени возвышения и упадка экзистенциализма не потеряла своей актуальности и в современной философской ситуации переживает новый всплеск интереса. Исследования данных проблем получили развитие по преимуществу в горизонте феноменологической традиции, но развитие этого проекта в русле экзистенциализма при этом оставлялось без внимания. С другой стороны, философы пост-структуралисты в существенной степени наследовали экзистенциализму в подходе к проблематике телесности и вывели дискурс о человеческом существовании на новый уровень проблематики - указали на трансформацию данных проблем в современном обществе, что в свою очередь, является важным для философско- антропологического анализа современности.
Новизна исследования.
Интерпретация философской программы экзистенциализма вызывала интерес как у российских, так и у зарубежных авторов. В контексте историко-философского анализа мы обращаемся к оценкам таких мыслителей, как: О.Ф.Больнов в работе «Философия экзистенциализма», Э.Ю. Соловьев в работе «Прошлое толкует нас», раздел об экзистенциализме, М.А.Киссель в работе «Философская эволюция Ж.-П. Сартра», П.П.Гайденко в работе «Экзистенциализм и проблема культуры». К.М.Долгов в работе «От Киркегора до Камю. Философия, эстетика, культура».
В контексте феноменологического анализа телесности мы опирались на работы В.Н.Молчанова, В.А.Подороги, Л.Ю.Соколовой, И.И.Докучаева. Антропологический и феноменологический анализ проблемы смерти был рассмотрен с привлечением работ Б.В.Маркова, А.В.Демичева и Н.А.Грякалова. Представленная в работе оценка кризиса рациональности в контексте ницшеанства и экзистенциально-феноменологической философии ориентировалась на работы В. Ю. Сухачева, прежде всего - его статью «Треугольник Ницше»
Методология исследования
В данной работе использованы различные методы философского исследования. Основным методом исследования является историко-философский анализ. Необходимо было проследить исторические основания возникновения экзистенциализма. Философские истоки возникновения данной философской программы, а именно влияние на экзистенциальную философию волюнтаризма А. Шопенгауэра и Ф. Ницше, а также иррационализма С. Кьеркегора, представлены преимущественно в контексте проблематики телесности. Необходимо было также проследить влияние экзистенциальной философии на последующую западноевропейскую мысль.
Так же представлялось необходимым провести сравнительный анализ экзистенциальной философии и философии французского постструктурализма в подтверждение гипотезы о предшествовании и последовании первого второму. Проблемы, поднятые философами-экзистенциалистами, были рассмотрены, как показано в работе, французскими пост-структуралистами в контексте их трансформации в философском поле современности.
Так же необходимо было выявить антропологическую составляющую философской программы экзистенциализма, поскольку она критикует просвещенческий проект человека и претендует быть новым гуманизмам, что является предметом философско-антропологического исследования. Философско-антропологический анализ направлен на исследование проблем, поднятых в экзистенциальной философии в контексте современности, таких как: телесность, повседневность, проблема Другого и проблема смерти.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной работе мы проанализировали историко-философские и культурные основания экзистенциализма. По результатам представленного в работе анализа показано место проблематики телесности в общем философском замысле экзистенциализма. Экзистенциальная философия полагает своим инвариантом отказ от рациональных инструментов исследования и ищет новой опоры в телесности как новом предельном основании. Обращаясь к существованию, экзистенциализм сталкивается с истиной, которая определяет существование как «заброшенность» в мир, обрекающая нас на трагедию жизни.
Экзистенциальная философия понимается в данной работе в социальном и культурном контексте - она рассматривается как критическая рефлексия переходной эпохи, как философия кризиса. Она отказывает в праве на существование метафизическому оптимизму и исследует темные стороны человеческого существования, альтернатива которых не может быть найдена в целесообразности индивидуальных и социальных практик, так как природный и социальный мир неразумен и безразличен к человеку. Вопросы, поднятые экзистенциалистами, претендуют на вечный лейтмотив человеческого существования и не исчезают из современного философского контекста.
Предметом рассмотрения первой главы работы оказывается трактовка телесности в горизонте феноменологической философской программы. Проблематика телесности, понятая в феноменологическом контексте, позволяет устранить проблему дуализма души и тела и предлагает целый ряд перспективных направлений развития антропологической рефлексии.
Мы выявили движение в сходном направлении исканий экзистенциализма и философских начинаний французского постструктурализма. Мы описали общность мироотношения этих двух философских течений и проанализировали продуктивную полемику между ними.
Мы рассмотрели основные модусы существования человека - смерть, страх, подлинность и неподлинность, тревогу. Но одновременно наше исследование показывает, что философская программа экзистенциализма уже предполагает существенное смещение базовых предпосылок по отношению к античной и просвещенческой традиции. Она тяготеет к проблематике смысла и значения, выражения и языка, что и получает дальнейшее развитие в постструктурализме.


1. Аббаньяно Н. Структура экзистенции. Введение в экзистенциализм. Позитивный экзистенциализм / Пер. с ит. А. Л. Зорина. - СПб.: Алетейя, 1998. - 507 с.
2. Больнов О. Ф. «Философия экзистенциализма» / Пер. с нем. С. Э. Никулина. - СПб.: Издательство «Лань», 1999. - 224 с.
3. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла / Пер. с фр. Л. Любарской, Е. Марковской. - М.: Добросвет, 2000. - 258 с.
4. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть / Пер. с фр. С. Н. Зенкина. - М.: Добросвет, изд-во «КДУ», 2015. - 392 с.
5. Гайденко П.П. Экзистенциализм и проблема культуры. (критика философии М.Хайдеггера). Материалы к лекциям по философии. М. Высшая Школа. 1963.г. 120 с.
6. Гайденко П.П. Трагедия эстетизма: опыт характеристики миросозерцания С. Киркегора. М., Искусство, 1970. 207 с.
7. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному. Новая онтология XX в. — М.: Республика, 1997. - 485 с.
8. Грякалов Н.А. Жребии человеческого: Очерк тотальной антропологии / СПб.: ДМИТРИЙ БУЛАНИН, 2015 438 с.
9. Давыдов Ю.Н. Поминки по экзистенциализму. // Вопросы литературы, № 4, 1980
10. Демичев А.В.Мастерская Платона. СПб, Издательство «Интан», 2000 - 88 с.
11. Долгов К. М. От Киркегора до Камю. Философия, эстетика, культура / Научное издание / М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2011. - 472 с.
12. Жирар Р. Критика из подполья / Пер. с фр. Н. Мовниной. - М.: Новое литературное обозрение, 2012. - 256 с.
13. История античной философии: учеб. пособие для академического бакалавриата / под общ. ред. Р. В. Светлова. - М.: Изд-во Юрайт, 2016. - 288 с.
14. Кант И. Метафизика нравов. Ч. 1. Сочинения на немецком и русском языках Т. 5 / под ред. Б. Тушлинга, Н. Мотрошиловой. - М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2014. - 1120 с.
15. Камю А. Миф о Сизифе: [сборник] / Пер. с фр. С. Великовского. - М.: АСТ: Астрель, 2011. - 218 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ