Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Использование интерактивной доски на уроках математики для формирования геометрических представлений у младших школьников (Алтайский Государственный Педагогический Университет)

Работа №130456

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

методика преподавания

Объем работы59
Год сдачи2024
Стоимость800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
89
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: МОУ «Сростинская СОШ» Алтайского края.
Выборка: 10 учащихся 3-го класса.
Есть приложения.

Введение 3
Глава 1 Теоретические основы использования интерактивной доски для развития геометрических представлений у младших школьников 6
1.1 Характеристика основных геометрических понятий начального курса математики 6
1.2 Анализ образовательных программ и учебников математики по проблеме развития геометрических представлений у младших школьников 11
1.2 Возможности интерактивной доски в развитии геометрических представлений младших школьников 18
Выводы по первой главе 24
Глава 2 Экспериментальное исследование особенностей использования интерактивной доски в развитии геометрических представлений младших школьников 25
2.1 Организация и методы исследования 25
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования 27
2.3 Использование интерактивной доски в развитии геометрических представлений у третьеклассников 30
Выводы по второй главе 37
Заключение 38
Список использованных источников 40
Приложения 44

Важные изменения, происходящие в настоящее время в младшем звене средней школы, внедрение обновленного Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), направлены на формирование благоприятных условий для личностного развития младшего школьника. Геометрические понятия начального курса математики, согласно содержанию ФГОС НОО, способствуют не только освоению младшими школьниками математической компетентности, но и формированию элементов ключевых компетенций, например способности критически мыслить, находить различные способы для решения учебной задачи, составлять алгоритм выполнения действий, анализировать и отбирать необходимые для решения задач данные или информацию, строить связные высказывания с использованием математической терминологии, работать и взаимодействовать в группе или команде и тому подобное [21].
Основной задачей изучения геометрического материала в 1-4 классах, согласно содержанию Федеральной образовательной программы начального общего образования (ФОП НОО), является формирование у учащихся четких представлений и понятий о таких геометрических фигурах, как точка, прямая линия, отрезок прямой, ломаная линия, угол, многоугольник, круг. Также необходимо вырабатывать у учащихся практические умения измерения и построения геометрических фигур с помощью циркуля, угольника и линейки. Геометрический материал выполняет и развивающую функцию, а именно формирование пространственных представлений, которые являются основой и продуктом деятельности пространственного мышления [22].
Актуальность вопросов использования интерактивной доски для развития геометрических представлений у младших школьников определяется тем, что в данный период развития в психике ребёнка происходят значимые изменения, и этот период признаётся всеми учёными сензитивным для формирования и развития геометрических представлений. Интерактивная доска позволяет упростить процесс восприятия младшими школьниками объемных и плоских геометрических фигур. Вместе с тем, в практике начальной школы при обучении математике наблюдается тенденция стихийного использования функционала интерактивной доски, при этом совершенно не учитывается потенциал геометрического материала.
Рассматривая степень изученности данной проблемы в научной литературе, следует отметить, что исследованием различных вопросов развития геометрических представлений младших школьников в разное время занимались такие педагоги и психологи как: А. В. Белошистая, Л. С. Выготский, Л. П. Стойлова, И. В. Шадрина и др. Большинство исследователей нашего времени, среди которых можно указать на таких, как Л. С. Ланина, И. С. Маслова, Ю. С. Одинец и др., указывают, что одним из эффективных средств развития геометрических представлений у младших школьников на уроках математики является использование интерактивной доски.
В психолого-педагогической литературе и практике довольно широко представлены доктринальные основы развития геометрических представлений у младших школьников, их сущностные характеристики, исследуются основные формы работы на уроках математики с геометрическим материалом, направленные на развитие пространственных представлений у младших школьников.
Но, несмотря на существующие в этой области исследования, сегодня сложилось противоречие между потребностью в развитии геометрических представлений у младших школьников на уроках математики и недостаточной разработанностью условий применения интерактивной доски для реализации данного требования.
Вышеизложенное позволило сформулировать проблему исследования: какие условия необходимы для более эффективного развития геометрических представлений у младших школьников на уроках математики с использованием интерактивной доски.
Цель исследования: выявить условия использования интерактивной доски для формирования геометрических представлений у младших школьников.
Объект исследования: процесс формирования геометрических представлений у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: условия использования интерактивной доски для формирования геометрических представлений у младших школьников.
Задачи исследования:
1. Выделить определение и характеристики геометрических понятий.
2. Выявить методические особенности изучения геометрического материала в начальной школе.
3. Представить различные методические подходы к развитию геометрических представлений у младших школьников при использовании интерактивной доски.
4. Изучить уровни сформированности у младших школьников геометрических представлений у младших школьников.
5. Разработать методические рекомендации по формированию геометрических представлений младших школьников с использованием интерактивной доски.
В ходе решения поставленных задач были использованы следующие методы: теоретические – анализ научных источников, методы аналогии и сопоставления, синтез и обобщение; экспериментальные – тестирование, количественный и качественный анализ результатов тестирования.
База исследования: МОУ «Сростинская СОШ» Алтайского края.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованных источников, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Геометрический материал изучается на протяжении всего периода обучения математике в начальной школе. Содержание геометрического материала для каждого класса предусмотрено с учетом возрастных особенностей и уровня развития мышления учащихся, круг формируемых у детей представлений о различных геометрических фигурах и некоторых их свойствах расширяется постепенно. Различными программами предлагается разная степень наполнения уроков математики геометрическим материалом.
Во всех программах начального курса математики рассматривают точки, прямые и кривые линии (в том числе ломаную), прямой угол, многоугольники различных видов (треугольники, квадраты, прямоугольники, и др.) и их элементы (углы, вершины, стороны), круг, окружность, свойства геометрических фигур (равенство противоположных сторон прямоугольника, равенство диагоналей прямоугольника), понятия «периметр» и «площадь», а также приемы их вычисления. В отдельных программах обучения математике в начальной школе предусматривается ознакомление младших школьников с классификацией углов (острый, прямой, тупой), двумя видами классификаций треугольников (остроугольный, прямоугольный, тупоугольный; произвольный, равнобедренный, равносторонний), понятием «биссектриса угла», стереометрическими телами (куб, прямоугольный параллелепипед, пирамида, шар, конус) и их изображением на плоскости, элементарными задачами на построение при помощи циркуля и линейки (деление отрезка пополам, построение биссектрисы угла и др.), симметрией, вписанными и описанными углами.
Интерактивная геометрическая система обладает такими качественно новыми дидактическими возможностями, как наглядность, моделирование, динамика, которые позволяют менять традиционные подходы к изучению геометрических величин, развивать познавательный интерес младших школьников и навыки исследовательской деятельности.
Анализ результаты экспериментального исследования позволил сформулировать вывод о том, что уровни развития пространственных представлений у третьеклассников в основном средний (40%) и низкий (40%), уровни сформированности геометрических представлений в основном средний (50%) и низкий (20%).
В качестве рекомендаций приведены 2 фрагмента урока математики для учащихся 3 класса и разработана технологическая карта урока по развитию геометрических представлений третьеклассников с использованием интерактивной доски. Рассмотрены возможно использования интерактивного пособия. Интерактивное пособие содержит материал по следующим темам:
1) Решение задач;
2) Геометрические фигуры;
3) Площадь;
4) Круг. Окружность (центр, радиус, диаметр).
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены.



1. Белошистая, А. В. Наглядная геометрия как средство развития мышления младшего школьника [Текст] / А. В. Белошистая // Начальная школа плюс до и после. – 2002. – №1. – С. 34–47.
2. Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования [Текст] / Л. С. Выготский. – Москва : Академия, 2016. – 824 с.
3. Гашаров, Н. Г. О развитии геометрических представлений у младших школьников [Текст] / Н. Г. Гашаров // В сборнике : Начальное образование: инновации и ценности, теория и практика. Материалы международной научно-практической конференции. – 2019. – С. 20-25.
4. Гребенникова, Н. Л. Варианты изучения геометрического материала в начальной школе [Текст] / Н. Л. Гребенникова, Е. Ю. Васильева // Исследование различных направлений развития психологии и педагогики: сб. ст. / отв. ред. А.А. Сукиасян. – Москва, 2016. – С. 82–84.
5. Евсюкова, Л. Ю. Формирование у младших школьников представлений о геометрических фигурах [Текст] / Л. Ю. Евсюкова // В сборнике : Научные исследования: теория, методика и практика. сборник материалов V Международной научно-практической конференции. – 2019. – С. 52-54.
6. Канбекова, Р. В. Основные задачи изучения геометрического материала в начальной школе [Текст] / Р. В. Канбекова, А. А. Аскарова // Образование в пространстве школы и вуза: опыт, проблемы, перспективы: сб. материалов конф. – Москва, 2016. – С. 48–51.
7. Кинчак, А. Д. Актуальные подходы к обучению младших школьников элементам геометрии [Текст] / А. Д. Кинчак // В сборнике : Начальное филологическое образование и подготовка учителя в условиях внедрения стандартов третьего поколения. – Москва, 2023. – С. 310-313.
8. Ланина, Л. С. К вопросу о формировании геометрических представлений у младших школьников [Текст] / Л. С. Ланина // NovaInfo.Ru. – 2019. – Т. 1. – № 96. – С. 5-8.
9. Магомедов, Н. Г. Некоторые особенности изучения геометрического материала в начальной школе [Текст] / Н. Г. Магомедов, Е. Г. Ногина // Начальное образование : инновации и ценности, теория и практика : материалы конф. – 2018. – С. 179–185.
10. Маслова, С. В. Использование компьютерной техники в процессе формирования геометрических представлений младших школьников [Текст] / С. В. Маслова // Педагогика. Вопросы теории и практики. – 2019. – Т. 4. – № 4. – С. 118-123.
11. Методика преподавания математики в начальных классах : учебно-методическое пособие для студентов дневного отделения. В 2 ч. Ч.1 [Текст] / Сост. : Л. А. Каирова, Ю. С. Заяц. – 2-е изд., доп. и перераб. – Барнаул : АлтГПА, 2011. – 82 с.
12. Моро, М. И. Математика. 1 класс [Текст] / М.И. Моро. – Москва : Просвещение, 2012. –102 с.
13. Моро, М. И. Математика. 2 класс [Текст] / М. И. Моро. – Москва : Просвещение, 2012. –198 с.
14. Моро, М. И. Математика. 3 класс [Текст] / М. И. Моро. – Москва : Просвещение, 2012. – 224 с.
15. Моро, М.И. Математика. 4 класс [Текст] / М. И. Моро. – Москва : Просвещение, 2012. – 226 с.
16. Одинец, Ю. С. Развитие пространственных представлений младших школьников в процессе изучения геометрического материала [Текст] / Ю. С. Одинец // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. – 2021. – № 5-6 (42). – С. 41-44.
17. Стойлова, Л. П. Теоретические основы начального курса математики. Учебное пособие для студентов среднего профессионального образования [Текст] / Л. П. Стойлова. – Москва : Академия, 2014. – 272 с.
18. Стойлова, Л. П. Математика : Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. учеб. заведений [Текст] / Л. П. Стойлова – 2-е издание , стереотип. – Москва : Издательский центр «Академия», 2014. – 424 с.
19. Шадрина, И. В. Обучение геометрии в начальных классах [Текст] / И. В. Шадрина. – Москва : Школьная пресса, 2002. – 245 с.
20. Шишкина, В. А. Формирование геометрических представлений младших школьников [Текст] / В. А. Шишкина // Интернаука. – 2019. – № 22-1 (104). –С. 73-74.
21. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) [Текст]. – Москва : Просвещение, 2022. – 50 с.
22. Федеральная образовательная программа начального общего образования (ФОП НОО) [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://school7hm.gosuslugi.ru/netcat_files/30/69/FOP_NOO_ot_18.05.2023_372.pdf(Дата обращения: 01.02.2024).
23. Чекин, А. Л. Математика. 1 класс [Текст] / А. Л. Чекин. – Москва : Академкнига, 2015. Ч.1. – 96 с.
24. Чекин, А. Л. Математика. 1 класс [Текст] / А. Л. Чекин. – Москва : Академкнига, 2015. Ч.2. – 96 с.
25. Чекин, А. Л. Математика. 2 класс [Текст] / А. Л. Чекин. – Москва : Академкнига, 2015. Ч. 1. – 160 с.
26. Чекин, А. Л. Математика. 2 класс [Текст] / А. Л. Чекин. – Москва : Академкнига, 2015. Ч.2. – 160 с.
27. Чекин, А. Л. Математика. 3 класс [Текст] / А. Л. Чекин. – Москва : Академкнига, 2012. – 224 с.
28. Чекин, А. Л. Математика. 4 класс [Текст] / А. Л. Чекин. – Москва : Академкнига, 2016. Ч. 1. – 128 с.
29. Чекин, А. Л. Математика. 4 класс [Текст] / А. Л. Чекин. – Москва : Академкнига, 2016. Ч.2. – 128 с.
30. Эрдниев, П. М. Обучение математике в начальных классах : книга для учителя [Текст] / П. М. Эрдниев, Б. П. Эрдниев. – Элиста : ИД «Герел», 2009. – 312 с.
31. Якиманская, И. С. Развитие пространственного мышления учащихся [Текст] / И. С. Якиманская. – Москва : Просвещение, 2014. – 221 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ