СИСТЕМА ПРОТИВОРАКЕТНОЙ ОБОРОНЫ В ЕВРОПЕ КАК ФАКТОР РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА
|
Введение.
Глава 1. История российско-американских отношений.
1.1. Основные этапы взаимоотношений от XVIII века до окончания холодной войны .8
1.2. Отношения в период 1991-2016 гг.
Глава 2. Строительство системы противоракетной обороны в Европе в контексте проблем
европейской безопасности.
2.1. Политическая ситуация в Европе и проблемы безопасности
2.2. Идея и строительство системы ПРО, создание договорных режимов .
2.3. Российско-американские переговоры по противоракетной обороне в Европе в
XXI веке.
Глава 3. Переговорные позиции РФ и США и перспективы ПРО в Европе
3.1. Официальные позиции Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки
по проблеме ПРО на современном этапе
3.2. Переговоры по противоракетной обороне и перспективы развития ситуации ......94
Заключение.
Список источников и литературы
Список источников
Список литературы
Глава 1. История российско-американских отношений.
1.1. Основные этапы взаимоотношений от XVIII века до окончания холодной войны .8
1.2. Отношения в период 1991-2016 гг.
Глава 2. Строительство системы противоракетной обороны в Европе в контексте проблем
европейской безопасности.
2.1. Политическая ситуация в Европе и проблемы безопасности
2.2. Идея и строительство системы ПРО, создание договорных режимов .
2.3. Российско-американские переговоры по противоракетной обороне в Европе в
XXI веке.
Глава 3. Переговорные позиции РФ и США и перспективы ПРО в Европе
3.1. Официальные позиции Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки
по проблеме ПРО на современном этапе
3.2. Переговоры по противоракетной обороне и перспективы развития ситуации ......94
Заключение.
Список источников и литературы
Список источников
Список литературы
Одним из наиболее проблемных аспектов взаимоотношений между Россией и США остается тематика противоракетной обороны. В последнее время этот вопрос вышел на центральное место не только в российско-американских отношениях, но и в целом в
мировой политике. Проблема ПРО постоянно присутствует на международных переговорах, в политических дискуссиях, в средствах массовой информации. Со времен холодной войны поддержание стратегической стабильности было связано не только с
ракетно-ядерными вооружениями, но и с противоракетной обороной. После выхода из
Договора по ПРО 1972 г. США приступили к созданию глобальной системы противоракетной обороны. Отрабатываемую в Европе схему Соединенные Штаты намерены применять и в других регионах мира – азиатско-тихоокеанском и ближневосточном. Соответственно, это сказывается на стратегической стабильности.
Очевидно, что Россия и США обладают потенциалом для взаимного гарантированного уничтожения. До тех пор, пока у стран остаются огромные ядерные арсеналы, способные уничтожить друг друга и весь мир, принципы, выработанные и накопленные в эпоху биполярного ядерного противостояния, невозможно ни отбросить,
ни обойти. Поэтому весьма рационально искать пути к компромиссу в переговорах.
Исторически у партнеров отсутствует взаимное доверие. Они не располагают достоверной информацией о намерениях друг друга. В виду чего планы США по ЕвроПРО заставляют Россию усомниться в заявлениях о ненаправленности данных баз против нее. С другой стороны, присоединение Крыма к России, внезапные учения и
модернизация вооруженных сил также настораживают США в отношении РФ. Кроме этого, учтем еще и следующие вызовы, которые должны проявиться уже в ближайшем будущем.
В 2020 г. истекает срок действия Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-III), подписанного президентами Д.А.
Медведевым и Б. Обамой 8 апреля 2010 г. в Праге (вступил в силу 5 февраля 2011 г.). К
этому же году намечено выполнение IV фазы создания европейской системы ПРО США
(таким образом, завершая его). К тому же, к 2020 г. по планам должна быть выполнена модернизация российских вооруженных сил.
Учитывая это, и то, что договора об ограничении деятельности в области
противоракетной обороны уже нет, мы сталкиваемся с полностью нерегулируемой4
соглашениями ситуацией, открыто говорящей о росте напряженности, гонке вооружений
и полной непредсказуемости. В виду чего представляется актуальным для рассмотрения
фактор строительства системы противоракетной обороны в Европе в российско-американских отношениях.
Более того, можно даже сказать словами Ф. Лукьянова: «тема противоракетной
обороны не исчезнет с повестки дня, поскольку она в какой-то степени является
квинтэссенцией не только российско-американских отношений, но и всей современной
мировой политики»1.
Степень изученности проблемы. Отдельные положения настоящей темы активно
обсуждаются в самых различных форматах, начиная от круглых столов, телевизионных
эфиров, заканчивая многотомными научными трудами.
Такие известные специалисты, как Н.Н. Болховитинов, М.С. Альперович, Р.Ф. Иванов, Л.Ю. Слезкин, А.А. Фурсенко, Д. Гриффитс, Э.А. Иванян, С. Хантингтон, Е.Д. и
Л.Н. Эзелл, Т. Фридман, Н.Р. Миллер проводили исследования проблем российско-американских отношения на различных исторических этапах. Таким образом, наиболее полно как в отечественной, так и в зарубежной историографии отображена история взаимоотношений России и США, особенно много внимания и попыток осмысления
уделено периоду холодной войны.
Для более полного понимания сотрудничества или противоборства сторон по
конкретным проблемам и регионам в период после окончания холодной войны были привлечены труды специалистов в своих областях. Так, начнем с противоречий в регионе
Ближнего Востока и Северной Африки (БВСА). К. Катцман подробно анализирует
ситуацию, сложившуюся вокруг Ирана и ядерной сделки 2015 г. А. Кордесман и С. Хазай
(CSIS) рассматривают вопросы стабильности и безопасности Ирака после ухода войск
Соединенных Штатов. Специалисты Центра стратегических и международных исследований США (CSIS) К. Блачард, К. Хамуд, М. Никитин подробно анализируют
конфликт в Сирии и позиции сторон по его урегулированию. Л. Айзенберг и Н. Каплан исследуют переговорный процесс по достижению арабо-израильского мира. Д.С. Голубев
занимается вопросами политики США на Ближнем Востоке. Важными для восприятия и понимания ситуации в регионе БВСА являются материалы Института Ближнего Востока и публикуемые им сводки событий за неделю.
Отдельно была рассмотрена роль терактов 11 сентября 2001 г. в двусторонних
отношениях России и Соединенных Штатов. Так, Б. Ридель из Йельского центра изучения глобализации (YCSG) анализирует изменения мира в целом после объявления войны
терроризму. М. О’Ханлон (Брукинский институт) рассматривает будущее национальной обороны США и изменения, связанные с преодолением последствий террористической угрозы.
Значительное внимание уделено труду «Конфликты и мировая политика» Д.Н.
Барышникова, в котором освещены не только позиции сторон по терактам 9/11, но и уделяется внимание конфликтам на постсоветском пространстве и в регионе Балкан, последствия которых занимают существенное место во взаимоотношениях России и
США. Особенно сделаем акцент на событиях в Югославии.
Важную роль в осознании противоречий ведущих держав по проблемам мировой
политики и безопасности, концептуальному осмыслению изменений после распада советской системы сыграли труды известного специалиста по российско-американским
отношениям и внешней политике США, профессора МГИМО Т.А. Шаклеиной.
Вопросы политической ситуации в Европе и кризиса архитектуры безопасности
рассматриваются в работах Ю.Я. Белоброва, Ф.А. Лукьянова, О. Кульковой. Отдельной проблемой выступают выборы в ряде стран Европы (статьи В.В. Матвеева, В. Швейцера, Р. Костюка, Т. Пикетти, Д. Шоде), которые могут повлиять на весь курс дальнейшего развития и единства Европейского Союза и континента в целом.
Вопросу ПРО посвящен целый ряд книг, брошюр, аналитических статей, особое
место среди которых занимают труды крупных специалистов по истории развития
противоракетной обороны США в Европе: А.Г. Арбатова, В.П. Козина, В.Н. Конышева,
А.А. Сергунина, В.И. Шацкой, С.М. Рогова.
В процессе подготовки диссертации рассматривались и работы американских исследователей. Например, достаточно подробно проблема противоракетной обороны США освещена в исследованиях Брукингского института. Особое внимание при изучении уделялось российско-американским отношениям и их перспективам. Среди авторов
выделим С. Пифера, А. Криковица, Ю. Вебера, Ф. Хилл, А. Стент. Освещена проблема
распространения системы ПРО Соединенных Штатов и в работах Фонда Карнеги за
международный мир (Л. Саалман, А.Г. Арбатов). Также вопросами безопасности и6
стабильности занимается Центр стратегических и международных исследований (CSIS),
при котором функционирует проект по проблемам противоракетной обороны (Т. Карако,
К. Пэйн, Б. Робертс, Г. Оберинг, К. Тодоров).
Все вышеперечисленное позволяет говорить о необходимости и значимости
комплексного подхода в анализе влияния фактора противоракетной обороны в Европе на
общее состояние российско-американских отношений.
Объектом выпускной квалификационной работы являются российско-американские отношения.
Предметом данного исследования выступает фактор ПРО в Европе в отношениях
Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки на современном этапе.
Целью исследования стало выявление значения фактора европейской противоракетной обороны США в современных российско-американских отношениях.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1) осветить основные исторические этапы взаимодействия России и США;
2) выявить ключевые факторы в современных российско-американских отношениях;
3) рассмотреть основные проблемы европейской архитектуры безопасности в XXI веке;
4) изучить историю становления противоракетной обороны и договорных режимов в Европе;
5) выявить позиции сторон в отношении друг друга и по предмету исследования;
6) провести анализ дискуссии по ЕвроПРО между Россией и США;
7) составить прогноз развития отношений Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки, учитывая переговорный процесс по противоракетной обороне.
Хронологические рамки исследования могут быть разделены на две составляющие. В исторической части в виду обозначенных задач проводится анализ событий с середины XVIII века, то есть с этапа зарождения российско-американских
отношений. Вторая часть затрагивает современное состояние переговорного процесса по
ПРО между Россией и США в XXI веке (2002 – 2017 гг.), где нижняя граница обусловлена
выходом США из Договора по противоракетной обороне 1972 г. в 2002 г.7
Источниковая база исследования. В качестве источников были привлечены
следующие виды: международно-правовые документы, документы исполнительной власти, документы международных и межправительственных организаций,
корреспонденция, публичные выступления и мемуары. Все источники анализировались в комплексе, что позволило приблизиться к объективности настоящей работы.
Выводы по итогам проведенного исследования могут иметь, в том числе, и практическое значение. Возможно их использование в качестве аналитического материала
правительственными учреждениями Российской Федерации, ответственными за формирование внешней политики в данной области. Кроме того, полученные результаты
и материалы работы могут быть использованы при подготовке учебных курсов по вопросам разоружения и безопасности, равно как и для широкого круга исследователей и экспертов в данной области.
Теоретико-методологические основы работы составляют использование следующих методов. Метод проблемного исследования позволил рассмотреть совокупность вопросов отношений двух стран, оценить достигнутые результаты на различных исторических этапах. Применение сравнительно-аналитического метода дало
возможность выявить общее и особенное в контексте официальных позиций Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки, отделить в анализе взаимозависимые
проблемы и заинтересованности каждой из сторон. Специфика объекта исследования, многоаспектность темы определили необходимость комплексного научного анализа и применения такого методологического подхода, как системный анализ, предполагающий
изучение различных сторон и аспектов проблемы. Кроме этого, для составления вариантов развития отношений между Россией и США в среднесрочной перспективе был задействован сценарный анализ.
Методологической основой исследования является принцип историзма, который позволил рассмотреть процесс развития отношений между Россией и Соединенными
Штатами Америки как результат воздействия факторов в конкретных исторических условиях.
В связи с целью и задачами работа включает введение, три главы, разделенные на параграфы, заключение и список источников и использованной литературы.
мировой политике. Проблема ПРО постоянно присутствует на международных переговорах, в политических дискуссиях, в средствах массовой информации. Со времен холодной войны поддержание стратегической стабильности было связано не только с
ракетно-ядерными вооружениями, но и с противоракетной обороной. После выхода из
Договора по ПРО 1972 г. США приступили к созданию глобальной системы противоракетной обороны. Отрабатываемую в Европе схему Соединенные Штаты намерены применять и в других регионах мира – азиатско-тихоокеанском и ближневосточном. Соответственно, это сказывается на стратегической стабильности.
Очевидно, что Россия и США обладают потенциалом для взаимного гарантированного уничтожения. До тех пор, пока у стран остаются огромные ядерные арсеналы, способные уничтожить друг друга и весь мир, принципы, выработанные и накопленные в эпоху биполярного ядерного противостояния, невозможно ни отбросить,
ни обойти. Поэтому весьма рационально искать пути к компромиссу в переговорах.
Исторически у партнеров отсутствует взаимное доверие. Они не располагают достоверной информацией о намерениях друг друга. В виду чего планы США по ЕвроПРО заставляют Россию усомниться в заявлениях о ненаправленности данных баз против нее. С другой стороны, присоединение Крыма к России, внезапные учения и
модернизация вооруженных сил также настораживают США в отношении РФ. Кроме этого, учтем еще и следующие вызовы, которые должны проявиться уже в ближайшем будущем.
В 2020 г. истекает срок действия Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-III), подписанного президентами Д.А.
Медведевым и Б. Обамой 8 апреля 2010 г. в Праге (вступил в силу 5 февраля 2011 г.). К
этому же году намечено выполнение IV фазы создания европейской системы ПРО США
(таким образом, завершая его). К тому же, к 2020 г. по планам должна быть выполнена модернизация российских вооруженных сил.
Учитывая это, и то, что договора об ограничении деятельности в области
противоракетной обороны уже нет, мы сталкиваемся с полностью нерегулируемой4
соглашениями ситуацией, открыто говорящей о росте напряженности, гонке вооружений
и полной непредсказуемости. В виду чего представляется актуальным для рассмотрения
фактор строительства системы противоракетной обороны в Европе в российско-американских отношениях.
Более того, можно даже сказать словами Ф. Лукьянова: «тема противоракетной
обороны не исчезнет с повестки дня, поскольку она в какой-то степени является
квинтэссенцией не только российско-американских отношений, но и всей современной
мировой политики»1.
Степень изученности проблемы. Отдельные положения настоящей темы активно
обсуждаются в самых различных форматах, начиная от круглых столов, телевизионных
эфиров, заканчивая многотомными научными трудами.
Такие известные специалисты, как Н.Н. Болховитинов, М.С. Альперович, Р.Ф. Иванов, Л.Ю. Слезкин, А.А. Фурсенко, Д. Гриффитс, Э.А. Иванян, С. Хантингтон, Е.Д. и
Л.Н. Эзелл, Т. Фридман, Н.Р. Миллер проводили исследования проблем российско-американских отношения на различных исторических этапах. Таким образом, наиболее полно как в отечественной, так и в зарубежной историографии отображена история взаимоотношений России и США, особенно много внимания и попыток осмысления
уделено периоду холодной войны.
Для более полного понимания сотрудничества или противоборства сторон по
конкретным проблемам и регионам в период после окончания холодной войны были привлечены труды специалистов в своих областях. Так, начнем с противоречий в регионе
Ближнего Востока и Северной Африки (БВСА). К. Катцман подробно анализирует
ситуацию, сложившуюся вокруг Ирана и ядерной сделки 2015 г. А. Кордесман и С. Хазай
(CSIS) рассматривают вопросы стабильности и безопасности Ирака после ухода войск
Соединенных Штатов. Специалисты Центра стратегических и международных исследований США (CSIS) К. Блачард, К. Хамуд, М. Никитин подробно анализируют
конфликт в Сирии и позиции сторон по его урегулированию. Л. Айзенберг и Н. Каплан исследуют переговорный процесс по достижению арабо-израильского мира. Д.С. Голубев
занимается вопросами политики США на Ближнем Востоке. Важными для восприятия и понимания ситуации в регионе БВСА являются материалы Института Ближнего Востока и публикуемые им сводки событий за неделю.
Отдельно была рассмотрена роль терактов 11 сентября 2001 г. в двусторонних
отношениях России и Соединенных Штатов. Так, Б. Ридель из Йельского центра изучения глобализации (YCSG) анализирует изменения мира в целом после объявления войны
терроризму. М. О’Ханлон (Брукинский институт) рассматривает будущее национальной обороны США и изменения, связанные с преодолением последствий террористической угрозы.
Значительное внимание уделено труду «Конфликты и мировая политика» Д.Н.
Барышникова, в котором освещены не только позиции сторон по терактам 9/11, но и уделяется внимание конфликтам на постсоветском пространстве и в регионе Балкан, последствия которых занимают существенное место во взаимоотношениях России и
США. Особенно сделаем акцент на событиях в Югославии.
Важную роль в осознании противоречий ведущих держав по проблемам мировой
политики и безопасности, концептуальному осмыслению изменений после распада советской системы сыграли труды известного специалиста по российско-американским
отношениям и внешней политике США, профессора МГИМО Т.А. Шаклеиной.
Вопросы политической ситуации в Европе и кризиса архитектуры безопасности
рассматриваются в работах Ю.Я. Белоброва, Ф.А. Лукьянова, О. Кульковой. Отдельной проблемой выступают выборы в ряде стран Европы (статьи В.В. Матвеева, В. Швейцера, Р. Костюка, Т. Пикетти, Д. Шоде), которые могут повлиять на весь курс дальнейшего развития и единства Европейского Союза и континента в целом.
Вопросу ПРО посвящен целый ряд книг, брошюр, аналитических статей, особое
место среди которых занимают труды крупных специалистов по истории развития
противоракетной обороны США в Европе: А.Г. Арбатова, В.П. Козина, В.Н. Конышева,
А.А. Сергунина, В.И. Шацкой, С.М. Рогова.
В процессе подготовки диссертации рассматривались и работы американских исследователей. Например, достаточно подробно проблема противоракетной обороны США освещена в исследованиях Брукингского института. Особое внимание при изучении уделялось российско-американским отношениям и их перспективам. Среди авторов
выделим С. Пифера, А. Криковица, Ю. Вебера, Ф. Хилл, А. Стент. Освещена проблема
распространения системы ПРО Соединенных Штатов и в работах Фонда Карнеги за
международный мир (Л. Саалман, А.Г. Арбатов). Также вопросами безопасности и6
стабильности занимается Центр стратегических и международных исследований (CSIS),
при котором функционирует проект по проблемам противоракетной обороны (Т. Карако,
К. Пэйн, Б. Робертс, Г. Оберинг, К. Тодоров).
Все вышеперечисленное позволяет говорить о необходимости и значимости
комплексного подхода в анализе влияния фактора противоракетной обороны в Европе на
общее состояние российско-американских отношений.
Объектом выпускной квалификационной работы являются российско-американские отношения.
Предметом данного исследования выступает фактор ПРО в Европе в отношениях
Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки на современном этапе.
Целью исследования стало выявление значения фактора европейской противоракетной обороны США в современных российско-американских отношениях.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1) осветить основные исторические этапы взаимодействия России и США;
2) выявить ключевые факторы в современных российско-американских отношениях;
3) рассмотреть основные проблемы европейской архитектуры безопасности в XXI веке;
4) изучить историю становления противоракетной обороны и договорных режимов в Европе;
5) выявить позиции сторон в отношении друг друга и по предмету исследования;
6) провести анализ дискуссии по ЕвроПРО между Россией и США;
7) составить прогноз развития отношений Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки, учитывая переговорный процесс по противоракетной обороне.
Хронологические рамки исследования могут быть разделены на две составляющие. В исторической части в виду обозначенных задач проводится анализ событий с середины XVIII века, то есть с этапа зарождения российско-американских
отношений. Вторая часть затрагивает современное состояние переговорного процесса по
ПРО между Россией и США в XXI веке (2002 – 2017 гг.), где нижняя граница обусловлена
выходом США из Договора по противоракетной обороне 1972 г. в 2002 г.7
Источниковая база исследования. В качестве источников были привлечены
следующие виды: международно-правовые документы, документы исполнительной власти, документы международных и межправительственных организаций,
корреспонденция, публичные выступления и мемуары. Все источники анализировались в комплексе, что позволило приблизиться к объективности настоящей работы.
Выводы по итогам проведенного исследования могут иметь, в том числе, и практическое значение. Возможно их использование в качестве аналитического материала
правительственными учреждениями Российской Федерации, ответственными за формирование внешней политики в данной области. Кроме того, полученные результаты
и материалы работы могут быть использованы при подготовке учебных курсов по вопросам разоружения и безопасности, равно как и для широкого круга исследователей и экспертов в данной области.
Теоретико-методологические основы работы составляют использование следующих методов. Метод проблемного исследования позволил рассмотреть совокупность вопросов отношений двух стран, оценить достигнутые результаты на различных исторических этапах. Применение сравнительно-аналитического метода дало
возможность выявить общее и особенное в контексте официальных позиций Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки, отделить в анализе взаимозависимые
проблемы и заинтересованности каждой из сторон. Специфика объекта исследования, многоаспектность темы определили необходимость комплексного научного анализа и применения такого методологического подхода, как системный анализ, предполагающий
изучение различных сторон и аспектов проблемы. Кроме этого, для составления вариантов развития отношений между Россией и США в среднесрочной перспективе был задействован сценарный анализ.
Методологической основой исследования является принцип историзма, который позволил рассмотреть процесс развития отношений между Россией и Соединенными
Штатами Америки как результат воздействия факторов в конкретных исторических условиях.
В связи с целью и задачами работа включает введение, три главы, разделенные на параграфы, заключение и список источников и использованной литературы.
В соответствие с целью настоящего исследования было установлено, что фактор европейской противоракетной обороны США в российско-американских отношениях играет значительную роль.
Итак, вначале в работе были освещены основные этапы взаимодействия России и
США, показавшие существенную трансформацию отношений от их зарождения и до
современности. В XVIII – XIX веках ни Соединенные Штаты Америки, ни Российская
империя не видели друг в друге потенциальных соперников в какой-либо области
международных отношений. Наоборот, стороны были заинтересованы в развитии
сотрудничества и взаимной поддержке. В третьей четверти XIX века российско-американские отношения достигли пика своего сближения.
В XIX – начале XX веках происходят кардинальные изменения во взаимоотношениях России и США, которые фактически легли в основу всего их дальнейшего развития. В это время начинаются столкновения стратегических интересов государств. Особое место в этих тенденциях занимает усиление позиций России и
появляющиеся противоречия в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Советско-американские отношения характеризуется жесткой конфронтацией в
идеологическом, политическом, дипломатическом и военном планах. Переговоры зачастую проводились с позиции силы, что не раз подводило мир к возможному началу военных действий. И хотя прямого столкновения держав удалось избежать, в это время
произошло большое количество вооруженных конфликтов, в которых так или иначе были задействованы ведущие акторы.
В 90-е гг. ХХ века наблюдалось значительное улучшение отношений между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки, пик которых пришелся на начало 2000-х гг. Во многом, можно отметить, что данная тенденция была связана с теми кризисными процессами, которые происходили в России после распада Советского Союза
и необходимостью полной перестройки функционирования государства. США, оставшись
единственной сверхдержавой, не воспринимали во многом РФ как равного партнера.
Правительство же России, нуждаясь в помощи со стороны стран Запада, до определенного
времени всерьез верило в построение дружественных связей, а несколько позднее – уже
мирилось с таким положением. Вместе с тем, в это же время Соединенные Штаты активно проводили политику, затрагивавшую национальные интересы России, не считаясь с ее позициями по тем или иным вопросам.
Но в середине прошлого десятилетия ситуация начала меняться. Внутреннее положение России укрепилось. После событий в Грузии 2008 г. стало понятно, что
Российская Федерация требует учета своих национальных интересов в мировой политике.
Украинский кризис и присоединение Крыма к РФ в 2014 г. официально вновь разделили Россию и страны Запада на два лагеря. Последовавшие взаимные санкции и обвинения, фактическая война в медиапространстве лишь закрепили это.
Для более четкого понимания взаимоотношений между Российской Федерацией и
Соединенными Штатами Америки, были выделены ключевые факторы, которые играют
весомую роль в построении позиций стран в отношении друг друга как на современном
этапе, так и в исторической перспективе: состояние развития государств; наличие общего
сильного «врага»; обеспечение национальной безопасности; наличие сильных позиций и
влияния в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в Европе и в регионе Ближнего Востока и
Северной Африки; идеологическое противостояние и свое представление о мироустройстве.
В результате отметим следующее: отношения между Россией и Соединенными Штатами Америки пережили сильную трансформацию, как и сами страны. Чем сильнее и развитее становились оба государства, тем чаще их интересы сталкивались на мировой арене. Причем, в XXI веке при сохранении США роли сверхдержавы, эта тенденция теперь идет в одностороннем направлении: чем больше укрепляет позиции Россия, тем
больше она вызывает подозрения со стороны Соединенных Штатов и тем глубже возникают противоречия.
Архитектура европейской безопасности всегда являлась важной составляющей внешней политики и России, и Соединенных Штатов Америки. При этом система противоракетной обороны вплетается в сложный контекст проблем безопасности в регионе, среди которых были выявлены существенные внутриполитические расхождения в европейских странах, радикализация населения, рост националистских тенденций и
этноконфессиональных противоречий, кризис беженцев и вынужденных переселенцев, угроза терроризма, украинский кризис, неспособность существующих международных
организаций справляться с вызовами и угрозами современности. Таким образом, Европа переживает системный кризис архитектуры безопасности, а нерешенные вопросы между
ведущими акторами только мешают поиску компромиссных решений и затрудняют процесс выхода из образовавшейся ситуации. Поэтому ситуация с ПРО играет важную110
роль как в российско-американских отношениях, так и в разрешении кризиса архитектуры европейской безопасности.
В ходе исследования была рассмотрена история становления системы противоракетной обороны и образования договорных режимов, кроме этого были выявлены позиции сторон и ход переговорного процесса по проблеме. В итоге хочется отметить, что российско-американские отношения на настоящий момент и в перспективе все же развиваются на военной основе, то есть в сфере контроля и сокращения стратегических наступательных вооружений и обеспечения противоракетной обороны.
Несмотря на окончание холодной войны и различные открывшиеся возможности для
сотрудничества, базой отношений до сих пор остается военный потенциал сторон и обеспечение международной безопасности.
Сокращение стратегических вооружений, нераспространение и проблема развития систем противоракетной обороны являются именно той областью, где Россия и США выступают как равноценные стратегические противники, но, одновременно, партнеры в
поддержании международной безопасности и стабильности. Российско-американские договоры заложили правила проведения переговоров по разоружению, использования
конфиденциального канала в ходе переговоров, традиции личных встреч глав государств
для подписания договоров по разоружению, имели фундаментальное значение для формирования договорно-правовой базы в области разоружения.
Сами достижения переговорного процесса и заключение договоров между Россией
и Соединенными Штатами Америки были обусловлены такими объективными факторами,
как сопоставимый военно-стратегический паритет сторон, угроза всемирной ядерной катастрофы, огромные финансовые затраты на развитие и поддержание вооружений.
Глобализация ракетной опасности во многом активизировала процесс распространения систем ПРО, которые стали рассматривать не только как средство ведения войны, но и как политическое оружие, способное наряду с ракетным оружием
повышать имидж государства, предоставлять широкие возможности политического давления на страны, обладающие баллистическими ракетами, обеспечивать функцию
сдерживания агрессии со стороны других государств, связывать участников коалиционной ПРО дополнительными международными обязательствами и проводить политику международных услуг по прикрытию государств «противоракетным зонтом». Но
подобная политика наносит существенный ущерб национальным интересам ядерных государств, вынуждая последних предпринимать ответные меры.111
Роль ядерного вооружения в обеспечение национальной безопасности России
значительна и даже усиливается, учитывая тенденции геополитических и геостратегических изменений. ЯО гарантирует Российской Федерации сохранение суверенитета и снижение к минимуму возможной агрессии и открытого политического давления, кроме того, сохраняет статус великой державы.
Соединенные Штаты Америки остаются на сегодня сильнейшим государством мира, обладают значительными ресурсами и широким спектром средств для реализации своих национальных интересов, включая дипломатические, экономические,
информационные и военно-силовые методы решения вопросов.
Перспективы прогресса двусторонних отношений в ближайшем будущем выглядят весьма смутно. При этом баланс будет постепенно смещаться в сторону большей конфронтации. Стороны не пойдут на взаимные уступки ни в общем поле двусторонних отношений, ни по проблемам противоракетной обороны в Европе.
Как Российская Федерация, так и Соединенные Штаты Америки занимают крайне
амбициозную позицию по проблеме европейской ПРО. Ни одна сторона не желает идти на
уступки. Что сказывается на сохранении текущих тенденций и фактически замороженном
решении вопросов во взаимоотношениях США и РФ. Программы модернизации российского вооружения, введение в эксплуатацию ЕПАП, Договор СНВ-III – все эти шаги рассчитаны вплоть до 2020 г., соответственно, до этого времени вряд ли будут производиться какие-либо решительные меры.
С.В. Лавров в 2012 г. говорил о том, что в геополитическом контексте проблематика противоракетной обороны является главным препятствием на пути выстраивания отношений стратегического партнерства между Россией и США, Россией и НАТО267. Однако во многом необходимо акцентировать внимание на то, что переговоры по противоракетной обороне в Европе являются одним из факторов в сложном процессе двусторонних отношений, а также всей международной обстановки в целом.
А сама проблема противоракетной обороны не исчезнет из повестки дня двусторонних отношений России и США, так как, по сути, является показателем состояния не только отношений, но и системы международной безопасности в целом
Итак, вначале в работе были освещены основные этапы взаимодействия России и
США, показавшие существенную трансформацию отношений от их зарождения и до
современности. В XVIII – XIX веках ни Соединенные Штаты Америки, ни Российская
империя не видели друг в друге потенциальных соперников в какой-либо области
международных отношений. Наоборот, стороны были заинтересованы в развитии
сотрудничества и взаимной поддержке. В третьей четверти XIX века российско-американские отношения достигли пика своего сближения.
В XIX – начале XX веках происходят кардинальные изменения во взаимоотношениях России и США, которые фактически легли в основу всего их дальнейшего развития. В это время начинаются столкновения стратегических интересов государств. Особое место в этих тенденциях занимает усиление позиций России и
появляющиеся противоречия в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Советско-американские отношения характеризуется жесткой конфронтацией в
идеологическом, политическом, дипломатическом и военном планах. Переговоры зачастую проводились с позиции силы, что не раз подводило мир к возможному началу военных действий. И хотя прямого столкновения держав удалось избежать, в это время
произошло большое количество вооруженных конфликтов, в которых так или иначе были задействованы ведущие акторы.
В 90-е гг. ХХ века наблюдалось значительное улучшение отношений между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки, пик которых пришелся на начало 2000-х гг. Во многом, можно отметить, что данная тенденция была связана с теми кризисными процессами, которые происходили в России после распада Советского Союза
и необходимостью полной перестройки функционирования государства. США, оставшись
единственной сверхдержавой, не воспринимали во многом РФ как равного партнера.
Правительство же России, нуждаясь в помощи со стороны стран Запада, до определенного
времени всерьез верило в построение дружественных связей, а несколько позднее – уже
мирилось с таким положением. Вместе с тем, в это же время Соединенные Штаты активно проводили политику, затрагивавшую национальные интересы России, не считаясь с ее позициями по тем или иным вопросам.
Но в середине прошлого десятилетия ситуация начала меняться. Внутреннее положение России укрепилось. После событий в Грузии 2008 г. стало понятно, что
Российская Федерация требует учета своих национальных интересов в мировой политике.
Украинский кризис и присоединение Крыма к РФ в 2014 г. официально вновь разделили Россию и страны Запада на два лагеря. Последовавшие взаимные санкции и обвинения, фактическая война в медиапространстве лишь закрепили это.
Для более четкого понимания взаимоотношений между Российской Федерацией и
Соединенными Штатами Америки, были выделены ключевые факторы, которые играют
весомую роль в построении позиций стран в отношении друг друга как на современном
этапе, так и в исторической перспективе: состояние развития государств; наличие общего
сильного «врага»; обеспечение национальной безопасности; наличие сильных позиций и
влияния в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в Европе и в регионе Ближнего Востока и
Северной Африки; идеологическое противостояние и свое представление о мироустройстве.
В результате отметим следующее: отношения между Россией и Соединенными Штатами Америки пережили сильную трансформацию, как и сами страны. Чем сильнее и развитее становились оба государства, тем чаще их интересы сталкивались на мировой арене. Причем, в XXI веке при сохранении США роли сверхдержавы, эта тенденция теперь идет в одностороннем направлении: чем больше укрепляет позиции Россия, тем
больше она вызывает подозрения со стороны Соединенных Штатов и тем глубже возникают противоречия.
Архитектура европейской безопасности всегда являлась важной составляющей внешней политики и России, и Соединенных Штатов Америки. При этом система противоракетной обороны вплетается в сложный контекст проблем безопасности в регионе, среди которых были выявлены существенные внутриполитические расхождения в европейских странах, радикализация населения, рост националистских тенденций и
этноконфессиональных противоречий, кризис беженцев и вынужденных переселенцев, угроза терроризма, украинский кризис, неспособность существующих международных
организаций справляться с вызовами и угрозами современности. Таким образом, Европа переживает системный кризис архитектуры безопасности, а нерешенные вопросы между
ведущими акторами только мешают поиску компромиссных решений и затрудняют процесс выхода из образовавшейся ситуации. Поэтому ситуация с ПРО играет важную110
роль как в российско-американских отношениях, так и в разрешении кризиса архитектуры европейской безопасности.
В ходе исследования была рассмотрена история становления системы противоракетной обороны и образования договорных режимов, кроме этого были выявлены позиции сторон и ход переговорного процесса по проблеме. В итоге хочется отметить, что российско-американские отношения на настоящий момент и в перспективе все же развиваются на военной основе, то есть в сфере контроля и сокращения стратегических наступательных вооружений и обеспечения противоракетной обороны.
Несмотря на окончание холодной войны и различные открывшиеся возможности для
сотрудничества, базой отношений до сих пор остается военный потенциал сторон и обеспечение международной безопасности.
Сокращение стратегических вооружений, нераспространение и проблема развития систем противоракетной обороны являются именно той областью, где Россия и США выступают как равноценные стратегические противники, но, одновременно, партнеры в
поддержании международной безопасности и стабильности. Российско-американские договоры заложили правила проведения переговоров по разоружению, использования
конфиденциального канала в ходе переговоров, традиции личных встреч глав государств
для подписания договоров по разоружению, имели фундаментальное значение для формирования договорно-правовой базы в области разоружения.
Сами достижения переговорного процесса и заключение договоров между Россией
и Соединенными Штатами Америки были обусловлены такими объективными факторами,
как сопоставимый военно-стратегический паритет сторон, угроза всемирной ядерной катастрофы, огромные финансовые затраты на развитие и поддержание вооружений.
Глобализация ракетной опасности во многом активизировала процесс распространения систем ПРО, которые стали рассматривать не только как средство ведения войны, но и как политическое оружие, способное наряду с ракетным оружием
повышать имидж государства, предоставлять широкие возможности политического давления на страны, обладающие баллистическими ракетами, обеспечивать функцию
сдерживания агрессии со стороны других государств, связывать участников коалиционной ПРО дополнительными международными обязательствами и проводить политику международных услуг по прикрытию государств «противоракетным зонтом». Но
подобная политика наносит существенный ущерб национальным интересам ядерных государств, вынуждая последних предпринимать ответные меры.111
Роль ядерного вооружения в обеспечение национальной безопасности России
значительна и даже усиливается, учитывая тенденции геополитических и геостратегических изменений. ЯО гарантирует Российской Федерации сохранение суверенитета и снижение к минимуму возможной агрессии и открытого политического давления, кроме того, сохраняет статус великой державы.
Соединенные Штаты Америки остаются на сегодня сильнейшим государством мира, обладают значительными ресурсами и широким спектром средств для реализации своих национальных интересов, включая дипломатические, экономические,
информационные и военно-силовые методы решения вопросов.
Перспективы прогресса двусторонних отношений в ближайшем будущем выглядят весьма смутно. При этом баланс будет постепенно смещаться в сторону большей конфронтации. Стороны не пойдут на взаимные уступки ни в общем поле двусторонних отношений, ни по проблемам противоракетной обороны в Европе.
Как Российская Федерация, так и Соединенные Штаты Америки занимают крайне
амбициозную позицию по проблеме европейской ПРО. Ни одна сторона не желает идти на
уступки. Что сказывается на сохранении текущих тенденций и фактически замороженном
решении вопросов во взаимоотношениях США и РФ. Программы модернизации российского вооружения, введение в эксплуатацию ЕПАП, Договор СНВ-III – все эти шаги рассчитаны вплоть до 2020 г., соответственно, до этого времени вряд ли будут производиться какие-либо решительные меры.
С.В. Лавров в 2012 г. говорил о том, что в геополитическом контексте проблематика противоракетной обороны является главным препятствием на пути выстраивания отношений стратегического партнерства между Россией и США, Россией и НАТО267. Однако во многом необходимо акцентировать внимание на то, что переговоры по противоракетной обороне в Европе являются одним из факторов в сложном процессе двусторонних отношений, а также всей международной обстановки в целом.
А сама проблема противоракетной обороны не исчезнет из повестки дня двусторонних отношений России и США, так как, по сути, является показателем состояния не только отношений, но и системы международной безопасности в целом
Подобные работы
- РЕГИОНАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ В КОНТЕКСТЕ РОССИЙСКО-
АМЕРИКАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА
Бакалаврская работа, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2017 - Военно - политические противоречия России и США на современном этапе
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОТРУДНИЧЕСТВА СЕВЕРО-АТЛАНТИЧЕСКОГО АЛЬЯНСА И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСЛЕ 2014 ГОДА
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2021 - МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ РОССИИ И США В ПЕРИОД
ПРАВЛЕНИЯ БАРАКА ОБАМЫ
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2017 - ЮЖНОКОРЕЙСКО-ЯПОНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ИСТОРИЧЕСКИХ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ СПОРОВ
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2023 - Принцип разоружения в праве международной безопасности
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - «ДУГА КРИЗИСОВ» НА БЛИЖНЕМ И СРЕДНЕМ ВОСТОКЕ (втор. пол. 1960-х - нач. 80-х гг.)
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2016 - РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ И РЕСПУБЛИКА ПОЛЬША В КОНТЕКСТЕ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОТИВОСТОЯНИЯ РОССИИ И НАТО
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2017 - РОЛЬ И МЕСТО ТУРЦИИ В БЛОКЕ НАТО В ПОСТБИПОЛЯРНЫЙ ПЕРИОД
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



