ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МОНОГОРОДОВ РАЗЛИЧНОГО ТИПА В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
|
Введение ............................................................................................................... 3
Глава I. Теоретические и прикладные аспекты развития моногородов ............ 6
1.1 Основные подходы к понятию моногород. Критерии и категории
моногородов по постановлению Правительства РФ ....................................... 6
1.2 Основные проблемы монопрофильных муниципальных образований. 11
1.3. Методологические подходы и механизмы решения проблем
моногородов .................................................................................................... 14
Глава 2. Оценка потенциала моногородов Челябинской области .................. 18
2.1 Стратегические направления пространственного развития Челябинской
области ............................................................................................................. 22
2.2 Оценка потенциальных возможностей моногородов в решении
стратегических задач развития области ......................................................... 58
Глава 3. Типология моногородов и рекомендации по их устойчивому
развитию ............................................................................................................. 59
3.1 Типология моногородов по направлению их перспективного
устойчивого развития ..................................................................................... 59
3.2 Рекомендуемые мероприятия по решению проблем моногородов
различного типа............................................................................................... 62
Заключение: ........................................................................................................ 65
Список литературы: ........................................................................................... 69
Приложение 74
Глава I. Теоретические и прикладные аспекты развития моногородов ............ 6
1.1 Основные подходы к понятию моногород. Критерии и категории
моногородов по постановлению Правительства РФ ....................................... 6
1.2 Основные проблемы монопрофильных муниципальных образований. 11
1.3. Методологические подходы и механизмы решения проблем
моногородов .................................................................................................... 14
Глава 2. Оценка потенциала моногородов Челябинской области .................. 18
2.1 Стратегические направления пространственного развития Челябинской
области ............................................................................................................. 22
2.2 Оценка потенциальных возможностей моногородов в решении
стратегических задач развития области ......................................................... 58
Глава 3. Типология моногородов и рекомендации по их устойчивому
развитию ............................................................................................................. 59
3.1 Типология моногородов по направлению их перспективного
устойчивого развития ..................................................................................... 59
3.2 Рекомендуемые мероприятия по решению проблем моногородов
различного типа............................................................................................... 62
Заключение: ........................................................................................................ 65
Список литературы: ........................................................................................... 69
Приложение 74
Актуальность исследования:
Одной из самых острых проблем, стоящих перед федеральными,
региональными и муниципальными органами власти, является проблема
кризисных моногородов. Прежде всего социально-экономической ситуации в них.
По оценкам Минэкономразвития РФ, в таких городах живѐт 15857,15
человек, что отражается на социально-экономическом состоянии всего региона.
Прежде всего эти проблемы заключаются в высоком уровне
безработицы. Как правило, это связанно с закрытием градообразующего
предприятия либо неблагоприятной рыночной коньюктурой, в результате
чего их жители лишаются работы и происходит недофинансирование
социальной сферы.
Минэкономразвития РФ в настоящее время разработана программа
«Комплексного развития моногородов», однако еѐ задачей является решение
наиболее острых сегодняшних проблем (безработица, снижение доходов
населения). Эти программы не обеспечивают долгосрочного решения задач
устойчивого развития этих городов и не увязаны с направлением
пространственного развития территории соответствующего региона.
Для решения такой задачи необходим комплексный подход,
основанный на анализе всех факторов, условий и предпосылок, позволяющих
обеспечить устойчивое развитие не только конкретного моногорода, но и
соответствующей прилегающей к нему территории.
В Челябинской области имеется значительное количество
моногородов, находящихся в кризисном состоянии, но имеющих большое
значение для социально-экономического развития всей области.
Цель исследования – выявить возможные направления перспективного развития моногородов Челябинской области различного типа с учѐтом использования их потенциала для устойчивого развития имеющейся территории.
Задачи исследования:
1) Выполнить анализ существующих подходов к
определению понятия «моногород», а также принимаемых мер по
решению проблем их критического состояния
2) Оценить потенциал моногородов Челябинской
области для решения стратегических задач пространственного развития
3) Разработать типологию моногородов Челябинской
области по основным направлениям их перспективного развития
Объект исследования – города Челябинской области, отнесѐнные к
моногородам по постановлению Правительства РФ.
Предмет исследования – возможные направления устойчивого
развития моногородов различного типа.
Для этого в работе используются следующие методы исследования:
картографический, сравнительно-географический, статистический,
типологии, районирования, анализа и синтеза.
Структура работы состоит из введения, 3 глав, заключения и списка литературы.
В первой главе рассмотрены основные подходы к определению
понятия «моногород» и к решению проблем моногородов. Определѐн
перечень исследуемых моногородов Челябинской области. Во второй главе
определены основные направления пространственного развития и проведена
оценка потенциала моногородов.
В третьей главе – разработана типология моногородов по
направлениям решения стратегических задач развития территории области и
сделаны рекомендации по основным мероприятиям преобразования
моногородов различного типа. В заключении приведены итоги
выполненного исследования и даны рекомендации их практического использования.
Одной из самых острых проблем, стоящих перед федеральными,
региональными и муниципальными органами власти, является проблема
кризисных моногородов. Прежде всего социально-экономической ситуации в них.
По оценкам Минэкономразвития РФ, в таких городах живѐт 15857,15
человек, что отражается на социально-экономическом состоянии всего региона.
Прежде всего эти проблемы заключаются в высоком уровне
безработицы. Как правило, это связанно с закрытием градообразующего
предприятия либо неблагоприятной рыночной коньюктурой, в результате
чего их жители лишаются работы и происходит недофинансирование
социальной сферы.
Минэкономразвития РФ в настоящее время разработана программа
«Комплексного развития моногородов», однако еѐ задачей является решение
наиболее острых сегодняшних проблем (безработица, снижение доходов
населения). Эти программы не обеспечивают долгосрочного решения задач
устойчивого развития этих городов и не увязаны с направлением
пространственного развития территории соответствующего региона.
Для решения такой задачи необходим комплексный подход,
основанный на анализе всех факторов, условий и предпосылок, позволяющих
обеспечить устойчивое развитие не только конкретного моногорода, но и
соответствующей прилегающей к нему территории.
В Челябинской области имеется значительное количество
моногородов, находящихся в кризисном состоянии, но имеющих большое
значение для социально-экономического развития всей области.
Цель исследования – выявить возможные направления перспективного развития моногородов Челябинской области различного типа с учѐтом использования их потенциала для устойчивого развития имеющейся территории.
Задачи исследования:
1) Выполнить анализ существующих подходов к
определению понятия «моногород», а также принимаемых мер по
решению проблем их критического состояния
2) Оценить потенциал моногородов Челябинской
области для решения стратегических задач пространственного развития
3) Разработать типологию моногородов Челябинской
области по основным направлениям их перспективного развития
Объект исследования – города Челябинской области, отнесѐнные к
моногородам по постановлению Правительства РФ.
Предмет исследования – возможные направления устойчивого
развития моногородов различного типа.
Для этого в работе используются следующие методы исследования:
картографический, сравнительно-географический, статистический,
типологии, районирования, анализа и синтеза.
Структура работы состоит из введения, 3 глав, заключения и списка литературы.
В первой главе рассмотрены основные подходы к определению
понятия «моногород» и к решению проблем моногородов. Определѐн
перечень исследуемых моногородов Челябинской области. Во второй главе
определены основные направления пространственного развития и проведена
оценка потенциала моногородов.
В третьей главе – разработана типология моногородов по
направлениям решения стратегических задач развития территории области и
сделаны рекомендации по основным мероприятиям преобразования
моногородов различного типа. В заключении приведены итоги
выполненного исследования и даны рекомендации их практического использования.
В ходе проведенного научного исследования были выявлены
возможные направления развития моногородов Челябинской области по
траектории их устойчивого перспективного развития.
В частности, в соответствии с поставленными целью и задачами в ходе
исследования сделали следующие основные научные выводы:
Проблема моногородов в России является крайне актуальной, еѐ
решением занимаются как научные работники, так и органы власти.
Минэкономразвития РФ в настоящее время разработана и реализуется
программа «Комплексное развитие моногородов», нацеленная на решение
наиболее острых сегодняшних проблем, социальной направленности. Кроме
этого, региональные и муниципальные органы власти вынуждены
действовать в пределах их ограниченных положений и финансовых ресурсов.
Всѐ это не способствует устойчивому развитию моногородов на обозримую
перспективу. В то же время, автор отдаѐт себе отчѐт, что результаты
исследования относятся только к существующему перечню моногородов,
выделяемых Минэкономразвития РФ.
Анализ действующих государственных программ на федеральном,
региональном и муниципальных уровнях власти показал, что их
формирование направлено на решение проблем только отдельных городов, а
на комплексное использование потенциала территории в целом и решение
стратегических задач развития области.
В связи с этим в основу данного исследования положен комплексный
подход к развитию всей территории области на основе анализа еѐ
потенциальных возможностей для реализации стратегических задач и
использования потенциала моногородов.
В ходе исследования были изучены и оценены территориальные
особенности и потенциалы развития моногородов Челябинской области в
таких направления как: транспортная, социальная, коммунальная
инфраструктура, потенциал сельскохозяйственной, рекреационной,
туристической инфраструктуры, строительная база, а также трудовой,
научный, производственный потенциалы, экологическое состояние их
территории, их географическое положение, а также место в системе
расселения. С учѐтом вышесказанного, проведена типология моногородов.
Оценка данных потенциалов и возможностей послужила основой для
разработки методологического подхода к комплексному устойчивому
развитию моногородов Челябинской области.
В ходе анализа документов стратегического планирования были
выявлены следующие основные направления перспективного устойчивого
развития территории области: сельское хозяйство, рекреация, туризм,
решение острых экологических проблем территории, дальнейшее развитие
инновационных отраслей промышленности, развитие народных промыслов и
ремѐсел, развитие стройиндустрии и с учѐтом этого диверсификация
градообразующей базы соответствующих моногородов.
В связи с решениями стратегических задач развития территории
области разработаны следующие рекомендации по основным мероприятиям
дальнейшего устойчивого развития моногородов различного типа:
1) Магнитогорск как региональный подцентр южной части
Челябинской области. В связи с удалѐнным положением этого
города от главного центра области, развитой производственной и
социальной сферой, высоким потенциалом прилегающий
территории, Магнитогорск можно определить как подцентр
Челябинской области. Единственным недостатком в развитии
города является его экологическое состояние. В связи с чем,
региональным властям следует ужесточить меры по допустимым
значениям загрязняющих веществ и повысить обязательное
количество мероприятий по рекультивации земель на его территории.
2) Чебаркуль, Миасс и Златоуст как города, тяготеющие к
Челябинской агломерации. Чебаркуль, находящийся в 100 км от
Челябинска, выполняет задачи его обслуживания. Миасс и Златоуст
как центр, обслуживающий города горнозаводской зоны. Для их
развития имеет смысл создание бренда территории, единых
туристических маршрутов, развитие научного потенциала и
строительной базы.
3) Закрытые административно-территориальные образования
– Озѐрск, Снежинск, Трѐхгорный. Развитие данных моногородов
является маловероятным на основе использования потенциала
развития территории по причине их особого статуса, поэтому
ответственность за их развитие лежит на федеральных органах
власти. Однако, в перспективе возможно использование их потенциала
4) Моногород Карабаш в связи с острой экологической
ситуацией не имеет большого потенциала развития, поэтому его
следует закрыть. Хотя город может быть включен туристические
маршруты как уникальный объект.
5) Города, развитие которых направлено на отдельные виды
деятельности. Нязепетровск, Верхний Уфалей – главным образом
развитие сельского хозяйства северной зоны области, а также
возможно развитие народных промыслов и ремѐсел, стройиндустрии
(для Нязепетровска), рекреации (для Верхнего Уфалея). Для Ашы,
Миньяра, Сатки, Сима, Усть-Катава выгодно развитие туризма
рекреации. Также есть возможность развивать сельское хозяйство,
народные промыслы и стройиндустрию.
Результаты данного исследования могут быть применены при
разработке стратегий социально-экономического развития Челябинской
области и муниципальных образований в составе предусмотренных в них
разделах пространственного развития территории. А также использовать при
разработке схем территориального планирования и генеральных планов
муниципальных образований.
возможные направления развития моногородов Челябинской области по
траектории их устойчивого перспективного развития.
В частности, в соответствии с поставленными целью и задачами в ходе
исследования сделали следующие основные научные выводы:
Проблема моногородов в России является крайне актуальной, еѐ
решением занимаются как научные работники, так и органы власти.
Минэкономразвития РФ в настоящее время разработана и реализуется
программа «Комплексное развитие моногородов», нацеленная на решение
наиболее острых сегодняшних проблем, социальной направленности. Кроме
этого, региональные и муниципальные органы власти вынуждены
действовать в пределах их ограниченных положений и финансовых ресурсов.
Всѐ это не способствует устойчивому развитию моногородов на обозримую
перспективу. В то же время, автор отдаѐт себе отчѐт, что результаты
исследования относятся только к существующему перечню моногородов,
выделяемых Минэкономразвития РФ.
Анализ действующих государственных программ на федеральном,
региональном и муниципальных уровнях власти показал, что их
формирование направлено на решение проблем только отдельных городов, а
на комплексное использование потенциала территории в целом и решение
стратегических задач развития области.
В связи с этим в основу данного исследования положен комплексный
подход к развитию всей территории области на основе анализа еѐ
потенциальных возможностей для реализации стратегических задач и
использования потенциала моногородов.
В ходе исследования были изучены и оценены территориальные
особенности и потенциалы развития моногородов Челябинской области в
таких направления как: транспортная, социальная, коммунальная
инфраструктура, потенциал сельскохозяйственной, рекреационной,
туристической инфраструктуры, строительная база, а также трудовой,
научный, производственный потенциалы, экологическое состояние их
территории, их географическое положение, а также место в системе
расселения. С учѐтом вышесказанного, проведена типология моногородов.
Оценка данных потенциалов и возможностей послужила основой для
разработки методологического подхода к комплексному устойчивому
развитию моногородов Челябинской области.
В ходе анализа документов стратегического планирования были
выявлены следующие основные направления перспективного устойчивого
развития территории области: сельское хозяйство, рекреация, туризм,
решение острых экологических проблем территории, дальнейшее развитие
инновационных отраслей промышленности, развитие народных промыслов и
ремѐсел, развитие стройиндустрии и с учѐтом этого диверсификация
градообразующей базы соответствующих моногородов.
В связи с решениями стратегических задач развития территории
области разработаны следующие рекомендации по основным мероприятиям
дальнейшего устойчивого развития моногородов различного типа:
1) Магнитогорск как региональный подцентр южной части
Челябинской области. В связи с удалѐнным положением этого
города от главного центра области, развитой производственной и
социальной сферой, высоким потенциалом прилегающий
территории, Магнитогорск можно определить как подцентр
Челябинской области. Единственным недостатком в развитии
города является его экологическое состояние. В связи с чем,
региональным властям следует ужесточить меры по допустимым
значениям загрязняющих веществ и повысить обязательное
количество мероприятий по рекультивации земель на его территории.
2) Чебаркуль, Миасс и Златоуст как города, тяготеющие к
Челябинской агломерации. Чебаркуль, находящийся в 100 км от
Челябинска, выполняет задачи его обслуживания. Миасс и Златоуст
как центр, обслуживающий города горнозаводской зоны. Для их
развития имеет смысл создание бренда территории, единых
туристических маршрутов, развитие научного потенциала и
строительной базы.
3) Закрытые административно-территориальные образования
– Озѐрск, Снежинск, Трѐхгорный. Развитие данных моногородов
является маловероятным на основе использования потенциала
развития территории по причине их особого статуса, поэтому
ответственность за их развитие лежит на федеральных органах
власти. Однако, в перспективе возможно использование их потенциала
4) Моногород Карабаш в связи с острой экологической
ситуацией не имеет большого потенциала развития, поэтому его
следует закрыть. Хотя город может быть включен туристические
маршруты как уникальный объект.
5) Города, развитие которых направлено на отдельные виды
деятельности. Нязепетровск, Верхний Уфалей – главным образом
развитие сельского хозяйства северной зоны области, а также
возможно развитие народных промыслов и ремѐсел, стройиндустрии
(для Нязепетровска), рекреации (для Верхнего Уфалея). Для Ашы,
Миньяра, Сатки, Сима, Усть-Катава выгодно развитие туризма
рекреации. Также есть возможность развивать сельское хозяйство,
народные промыслы и стройиндустрию.
Результаты данного исследования могут быть применены при
разработке стратегий социально-экономического развития Челябинской
области и муниципальных образований в составе предусмотренных в них
разделах пространственного развития территории. А также использовать при
разработке схем территориального планирования и генеральных планов
муниципальных образований.
Подобные работы
- Управление социально-экономическим развитием муниципального образования (на примере г. Трехгорного Челябинской области)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - Управление социально-экономическим развитием муниципального образования
(на примере г.Трехгорного Челябинской области)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ МОНОПРОФИЛЬНЫХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
(МОНОГОРОДОВ) ПРИМОРСКОГО КРАЯ
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МОНОГОРОДАМИ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МОЛОДЕЖНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ПРИВОЛЖСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ПОДДЕРЖКА СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В МОНОПРОФИЛЬНОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: АНАЛИЗ И ИНСТРУМЕНТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2020 - УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ГОРОДСКИХ АГЛОМЕРАЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ КАЗАНСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Спецпроект «Работодатель» для сетевого издания «Молодежный медиахолдинг «Есть TALK!»»
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 5350 р. Год сдачи: 2019 - СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА «ЗАКРЫТОГО» ГОРОДА НА ПРИМЕРЕ Г. ОЗЕРСКА
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2016





