Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ МОНОГОРОДОВ

Работа №29821

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

муниципальное управление

Объем работы94
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
529
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Теоретические аспекты исследования проблем социальноэкономического развития моногородов 7
1.1. Понятие моногорода, особенности его социально-экономического развития 7
1.2. Основные этапы развития моногородов 15
1.3. Зарубежный опыт управления моногородами 20
2 Анализ управления социально-экономическим развитием
моногородов 26
2.1. Основные тенденции функционирования моногородов Российской Федерации 26
2.2. Сравнительный анализ показателей социально-экономического
развития моногородов 42
3 Направления совершенствования управления социальноэкономическим развитием моногородов 55
3.1. Основные проблемы в управлении моногородами 55
3.2. Направления развития системы управления социальноэкономическим развитием моногородов 61
Заключение 72
Список использованных источников


Актуальность исследования. Функционирование многих российских градообразующих предприятий приобрело массовый проблемный характер в начале 90-х гг. XX века, когда после распада СССР произошла отмена государственных плановых закупок продукции и контроля ценообразования, эти факторы произвели негативное воздействие на деятельность градообразующих предприятий, поставив их перед реалиями рыночной экономики. С этого периода произошло сокращение прироста количества моногородов.
Градообразующие предприятия, выпускаемая продукция которых оказалась неконкурентоспособной, вынуждены были снизить или прекратить свою деятельность. Значительные производственные площади градообразующих предприятий были приватизированы, оказавшись в собственности крупных российских промышленных групп, которые в своем большинстве отказывались от выполнения социальных обязательств. Узкая, специфическая профессиональная направленность населения не позволяла оперативно отреагировать на возникшие изменения, что привело к росту социальной напряженности.
На современном этапе продолжается начавшийся в конце XX века процесс рецессии значительной доли градообразующих предприятий. Мировой финансовый кризис и санкционные ограничения усугубили проблемы несостоятельности многих российских организаций, особенно тех, деятельность которых ориентирована на выпуск экспортной продукции. В условиях санкций и падения спроса на продукцию российского производства на внешних рынках сбыта градообразующие предприятия вынуждены идти на значительное снижение объемов выпускаемой продукции.
В связи с низкой диверсификацией экономики моногородов это предопределяет сокращение налоговых поступлений в бюджет от основного налогоплательщика, рост уровня безработицы и социальной напряженности,снижение доходов населения и, как следствие, его платежеспособного спроса.
С целью разработки адресных программ поддержки моногородов и объективной оценки выявленных проблем градообразующих предприятий в России принято выделение категорий монопрофильных муниципальных образований в зависимости от рисков ухудшения социально-экономической ситуации: с наиболее сложной, с риском ухудшения и со стабильной социально-экономической ситуацией.
Проблема поддержки моногородов встала остро после очередного обострения экономического кризиса в 2014 г. и существенного сокращения финансирования из федерального бюджета. По мнению И. В. Манаева , негативный тренд развития моногородов в РФ вызван существующими диспропорциями в их экономических процессах. Это стало одной из причин того, что в текущий кризис государство приняло решение кардинально изменить способы поддержки моногородов путём их перепрофилирования и привлечения внешних инвесторов .
Правительство непрерывно осуществляет мониторинг социальноэкономической ситуации в моногородах - опросы проводятся, в том числе с участием такой силовой структуры, как Федеральная служба охраны (ФСО). Все собранные данные поступают в Министерство экономического развития РФ, которое использует их для подготовки докладов о ситуации в моногородах для президента и правительства.
На необходимость развития городов и территорий указал в своем Послании Федеральному собранию 2018 года Президент РФ В.В. Путин.
Тема социально-экономического развития в моногородах при всей своей актуальности в научной литературе не была полностью исследована.
Чтобы разрешить это противоречие необходимо углубленно изучить теорию данной темы и сопоставить ее с практическими знаниями, затем выработать рекомендации по совершенствованию социально-экономической работы в моногородах.
Наиболее явной проблемой является резкое падение спроса на продукцию градообразующих предприятий, следующим этапом которой будет массовое высвобождение трудовых ресурсов. Поэтому управление решением проблем моногородов возможно только с использованием программно-целевого метода, который включает разработку программы социально-экономического развития моногородов.
Оптимальным решением становится формирование государственной политики, предоставляющей моногородам набор разнообразных механизмов и инструментов, стимулирующих развитие и модернизацию.
Степень научной разработанности проблемы. Вопросы исследования проблем социально-экономического развития моногородов представлены в работах А.Н. Головкова, К.Е. Турусовой, Т.В. Усковой, Л.Г. Иогмана, С.Н. Ткачука, А.Н. Нестерова, Н.Ю. Литвиновой, И.Н, Ильиной, И. В. Липсица и др.
Объект исследования - моногорода.
Предмет исследования - управление социально-экономическим развитием моногородов.
Цель работы - анализ практики управления социально-экономическим развитием моногородов и разработка мероприятий по повышению эффективности управления.
В соответствии с целью исследования нами были сформулированы следующие задачи:
- раскрыть понятие моногорода, особенности его социальноэкономического развития;
- проанализировать основные этапы развития моногородов;
- рассмотреть зарубежный опыт управления моногородами;
- рассмотреть основные тенденции функционирования моногородов Российской Федерации;
- провести сравнительный анализ показателей социальноэкономического развития моногородов;
- раскрыть основные проблемы в управлении моногородами;
- спрогнозировать и рассмотреть уже существующие направления развития системы управления социально-экономическим развитием моногородов.
Информационная база исследования представлена нормативно - правовыми актами, статистическими сборниками территориальных органов Росстата, научными статьями и монографиями по теме исследования.
Методы исследования. При написании выпускной квалификационной работы нами были использованы методы сравнительно сопоставительного анализа, синтетический, аналитический, описательный методы, статистические и графические методы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Выпускная квалификационная работа представлена на 66 страницах текста. В работе содержится 8 таблиц, 3 рисунков, в списке использованных источников представлено 61 наименование.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, в результате проведенного исследования нами были получены следующие выводы о специфике управления социальноэкономическим развитием моногородов.
Во-первых, под моногородом понимается муниципальное образование, основная жизнедеятельность населения которого связана с градообразующим комплексом, представленным одним или несколькими предприятиями смежных отраслей. На долю данных предприятий приходится не менее 30% от общего числа работающих на предприятиях города, либо имеющее на своем балансе объекты социально-коммунальной сферы и инженерной инфраструктуры, обслуживающие не менее 30% проживающих в населенном пункте. Высокая степень зависимости качества жизни от рыночной конъюнктуры и спроса на продукцию градообразующего предприятия делает крайне важным высокоэффективное управление развитием как предприятий, так и городским хозяйством.
Зарубежная практика показывает, что существует положительный опыт управления моногородами, позволяя не допустить социальных кризисов при перестройке экономики и банкротстве градообразующего комплекса. Такая практика основная на формировании точечного инвестирования с целью поддержания предпринимательства в данных населенных пунктах, диверсификации экономики города и развития новых отраслей в условиях налогового благоприятствования.
Во-вторых, города Зеленодольск, Канаш и Набережные Челны входят в список городов, которые получили статус территорий опережающего развития (ТОСЭР) с преимуществами в виде льготного налогообложения, стимулирования инвестиционной деятельности с последующей диверсификацией экономики. А рамках данного направления разрабатываются региональные и муниципальные программы развития, позволяющие расширить спектр предпринимательской деятельности в моногородах, а также снизить уровень социально-экономической напряженности. Практика развития ТОСЭР в городе Набережные Челны показала достаточно высокие показатели эффективности данного подхода к решению проблем моногородов.
Основные принципы разработки стратегии перехода к ТОСЭР. Практически все - за редким исключением -стратегические и любые другие программы развития (в том числе и инновационного) объединяет одно - недостаточное внимание к возможности сбоя, нежелательного отклонения от намеченного курса. Можно понять авторов-разработчиков новой стратегии или программы развития, когда они на первый план выдвигают достоинства и преимущества заявляемой стратегии. Представляя на обсуждение свою стратегию или программу развития муниципального образования, например, в качестве обоснования на получение статуса ТОСЭР, руководство муниципального образования (в данном случае - моногорода) фактически рекламирует свой город, его потенциал и перспективы развития, достижения, надеясь благодаря этому, получить ощутимую финансовую поддержку, а также «незримую» опору в виде присвоения запрашиваемого нового статуса ТОСЭР. В конечном итоге все это должно позитивно отразиться на экономическом положении муниципального образования, на его конкурентоспособности, на успешности хозяйственной деятельности предприятий-резидентов, на положении жителей. Естественно, что, представляя свою заявку в уполномоченный орган авторы-разработчики обосновывают целесообразность и даже необходимость перехода к более прогрессивному способу ведения хозяйственной деятельности, стараются убедить уполномоченный орган в безусловной реализуемости предлагаемой модели экономического развития своего муниципального образования.
Состав необходимой для обретения статуса ТОСЭР информации определен нормативными документами федерального уровня. В частности, закон и детализирующее его Постановление требуют представления своеобразной экономической программы муниципального образования (части 2 и 3, ст. 3, 473-Ф3), которые являются своеобразным обоснованием необходимости присвоения статуса ТОСЭР. Совокупность этой информации, по сути дела, является проектом стратегии развития муниципального образования, поскольку представляет собой экономическую программу, т. е. структурированную во времени последовательность управленческих решений, мероприятий по разработке и приложению некоторых воздействий, необходимых, по мнению авторов, для реализации предлагаемой стратегии. При этом вопрос о степени достижимости поставленной цели оказывается как бы на периферии проблемы.
Однако необходимо взглянуть на стратегию и с другой стороны, рассмотреть процесс ее воплощения в жизнь с точки зрения его реализуемости, а именно постараться выявить или хотя бы предположить существование на пути применения стратегии, на пути достижения заявленных целей - латентных, скрытых до поры до времени, но возможных нежелательных, негативных событий, которые при объективном рациональном подходе должны быть, как минимум, приняты во внимание. Это так называемые факторы риска отклонения от цели стратегии - перехода к режиму ТОСЭР, которые могут помешать достижению заявленных целевых показателей, и, как следствие, не получить запланированных результатов в полном объеме.
Причем для успешного достижения намеченных целей должны быть выявлены не только, скажем, непосредственные, очевидные нежелательные события - факторы риска -и их характеристики, но и по возможности прослежены более отдаленные негативные последствия этого события, способные помешать проведению запланированных стратегических мероприятий, связанных с переходом на режим ТОСЭР. Несмотря на очевидную затратность, такой подход, основанный на выявлении и анализе факторов риска, необходим, чтобы ослабить так называемый «оптимизм оценки» и создать у лиц, управляющих этим процессом, более реальное представление о достижимых результатах движения к созданию ТОСЭР в пределах данного муниципального образования, моногорода.
ТОР дается на 10 лет с возможностью продления на пять лет и подразумевает снижение ставки налога на прибыль с 20% до 5% на первые пять лет и 10% на вторые пять лет. Кроме того, бизнес будет освобожден от налога на имущество и землю. Большим плюсом для предпринимателей также станет и снижение обязательных страховых выплат с 34 до 7,6 процента.
Для города Зеленодольск ТОСЭР дал дополнительные 20 рабочих мест и позволил привлечь в город инвестиции в рамках создаваемых проектов. ТОСЭР города Канаш позволил начать реализацию ряда инвестиционных проектов на сумму 1,2 млрд. руб. на развитие новых производств. ТОСЭР г. Набережные Челны по итогам 23017 года привел к созданию более 2,5 тысячи новых рабочих мест, инвестиций привлечено 14,7 миллиарда рублей.
Проведенный анализ эффективности управления моногородами Канаш, Набережные Челны и Зеленодольск показал, что в рамках выделенных нами критериев, наиболее выгодное положение занимают моногорода Республики Татарстан, которые получают не только федеральное, и региональное стимулирование развитие, а также обладают более эффективным менеджментом на уровне муниципального образования. Лидером рейтинга стал город Набережные Челны, что отражается в динамике численности его населения, показателях формирования доходной части бюджета, уровне занятости населения. На втором месте находится город Зеленодольск, показывающий меньшую эффективность в указанных показателях. Аутсайдером рейтинга стал город Канаш, на протяжении ряда лет показывающий недостаточную активность в сфере демографических показателей, экономического развития города, а также реагированием на череду экономических кризисов, как индикаторов устойчивости развития экономики моногорода.



1. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ (ред. от
12.03.2014) «О несостоятельности (банкротстве)» // Собрание законодательства Российской Федерации. 28.10.2002. № 43. Ст. 4190.
2. Федеральный закон от 29.12.2014 N 473-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 05.01.2015, N 1 (часть I), ст. 26.
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2000 г. № 21 «О Федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 20002001 гг.» // Собрание законодательства Российской Федерации. 21.02.2000. № 8. Ст. 959.
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 августа 1994 г. № 1001 «О порядке отнесения предприятий к градообразующим и особенностях продажи предприятий-должников, являющихся градообразующими» // Собрание законодательства Российской Федерации. 05.09.1994. № 19. Ст. 2217.
5. Распоряжение Правительства РФ от 29.07.2014 N 1398-р (ред. от
07.08.2015) «Об утверждении перечня монопрофильных муниципальных
образований Российской Федерации (моногородов)» // Собрание
законодательства РФ 04.08.2014, N 31, ст. 4448
6. Распоряжение Правительства РФ от 17.06.2016 N 1257-р «Об
утверждении Концепции и плана мероприятий («дорожную карту») по реализации Концепции создания территориально обособленного инновационно-производственного центра «ИнноКам»» // «Собрание законодательства РФ», 04.07.2016, N 27 (ч. 3), ст. 4504
7. Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 4 апреля 2012 г. N 118 "О Комплексном инвестиционном плане модернизации
г. Канаша до 2020 года" // СПС Консультант Плюс
8. Об оказании поддержки однопрофильным городам. Проект постановления Президента России (подготовлен Минэкономразвития России). Режим доступа: http://www.consultant.ru
9. Администрация г. Канаш [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //www.gkan. cap.ru/Info .aspx?type=news&id=3772269
10. Андреев, В.Н. Разработка механизма государственной поддержки инновационных секторов экономики (на примере цифрового производства) / В.Н. Андреев, Ю.Я. Еленов, Г.В. Крассовский // Инновации, № 8 (202), 2015. - с. 18 - 25.
11. Афонин И. В. Инновационный менеджмент и экономическая оценка реальных инвестиций. М.: Гардарики, 2016. 301 с.
12. Баранов, В.В. Управление инновациями / В.В. Баранов, А.В. Зайцев. - М.: ИД «Комсомольская правда», 2017. - 310 с.
13. Безновская В.В. Основы экономики: теория и практика. Учебное пособие / В.В. Безновская, В.И. Прусова. - М.: Техполиграфцентр, 2013. - 204 с.
14. Безновская В.В. Теория и практикум по макроэкономике. Учебное пособие / В.В. Безновская, В.И. Прусова. - М.: Техполиграфцентр. - 2014. - 128 с.
15. Безновская В.В., Коваленко Н.В. Анализ уровня жизни и доходов населения России / В.В. Безновская , Н.В. Коваленко // Международный технико-экономический журнал. - 2016. - №4. - С. 45-54.
16. Белова С. О. О моногородах... [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.managment.aaanet.ru/economics/ monogoroda.php
17. Бухвальд, Е. М. Моногорода в системе стратегического планирования в России / Е.М. Бухвальд //Теория и практика общественного развития. - 2017. - №. 12.
18. В бизнес-школе Сколково прошла итоговая защита проектов развития 20 моногородов [Электронный ресурс] - Режим доступа: ttp://www.skolkovo.ru/public/en/site_content/92-newsexed/4509-2016-09-27- monograd/
19. Вагин, В.В. Инициативное бюджетирование: международный контекст российской версии / В.В. Вагин, Н.А. Шаповала, Н.В. Гаврилова // Финансовый журнал. - 2015. - №3 (25). - С. 117-122.
20. Головков, А. Н. Трансформация экономики монопрофильных городов / А.Н. Головков // Проблемы современной экономики: Материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2011 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2011. С. 43-44.
21. Дикунов, С.А. Трансформация занятости населения современного моногорода. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук / С.А. Дикунов. - Саратов, 2012. - 26 с.
22. Иванова М. В. Тенденции и особенности развития моногородов в России и повышение их конкурентоспособности // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2018. № 1. С. 86-91.
23. Задача на 180 млрд руб.: как власти намерены решить проблему моногородов // РБК. 07.08.2016. Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/07/08/2016/57a73fd09a7947c80a6d1dfc
24. Зайцева, О. В. Основные признаки монопрофильных муниципальных образований / О.В. Зайцева // Инновационная экономика - основа устойчивого развития государства: сборник статей Международной научно-практической конференции (28 августа 2017 г, г. Челябинск). - Уфа: ОМЕГА, 2017. - С. 56 - 58.
25. Заключение соглашений // Фонд Развития Моногородов [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.frmrus.ru/?cat=4&paged=2
26. Землянский, Д.Ю. Сценарии развития монопрофильных городов России / Д.Ю. Землянский, С.В. Ламанов // Вестник Московского университета. Серия 5: География. - 2014. - № 5. - С. 69-74.
27. Зыкова, Т. Город на миллиард / Татьяна Зыкова // "Российская газета" - Федеральный выпуск №6593 (22) от 04.02.2015
28. Киреев А.А. Города с градообразующими предприятиями в системе управления регионом: дис. ... канд. экон. наук. Оренбург, 2010 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://economy-lib.com/goroda-s- gradoobrazuyuschimi-predpriyatiyami-v-sisteme-upravleniya-regionom
29. Комплексное развитие моногородов // Официальный сайт
правительства РФ [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://govemment.ru/news/25595/
30. Конышева Е.В., Меерович М.Г. Эрнст Май и проектирование соцгородов в годы первых пятилеток. М.: ЛЕНАНД, 2012.
31. Крутиков, В. К. Подходы к преодолению проблем моногородов /
B. К. Крутиков, Т.В. Дорожкина, Д. Худы-Хыски //Калужский экономический вестник. - 2017. - №. 2. - С. 54-57.
32. Крутиков, В.К. Совершенствование инструментов
государственного стимулирования развития региона / В.К. Крутиков, М.В. Якунина, Д. Худы-Хыски.- Калуга: «ИП Якунина А.В.», 2017. - 228 с.
33. Манаева И. В. Реструктуризация экономики моногорода:
зарубежный опыт // Новый университет. Серия: экономика и право. 2011. № 5(5). С. 36-37.
34. Микрюков Н.Ю. Факторы, проблемы и модели развития моногородов России: Дисс. на соиск. уч. степ. канд. геогр. наук. М., 2016. 163 с.
35. Моногород: управление развитием / Т.В. Ускова, Л.Г. Иогман,
C. Н. Ткачук, А.Н. Нестеров, Н.Ю. Литвинова; под ред. д.э.н. Т.В. Усковой. - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2012. - 220 с.
36. Монопрофильные города и градообразующие предприятия: Обзорный доклад / Под ред. И. В. Липсица. - М.: Издательский дом «Хроникер», 2017. - 196 с.
37. Неклюдова, Т.А. Город - градообразующее предприятие: социально-экономическое взаимодействие / Т.А. Неклюдова. - Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2015. - 47 с.
38. О мониторинге социально-экономического положения моногородов счета // Правительство России [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://govemment.ru/orders/22920/
39. Официальный сайт Росстата [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.gks.ru
40. Послание Президента Федеральному Собранию [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/56957
41. Постановление СНК РСФСР «О строительстве Магнитогорского комбината и г. Магнитогорска» // Сборник документов и материалов «Из истории Магнитогорского металлургического комбината и города Магнитогорска (1941). Челябинск, 1965.
42. Проблемы рынка труда монопрофильных городов в условиях экономического кризиса / А.А. Вяльшина, Н.А. Иванова // Теория и практика общественного развития. 2012. № 4. - С. 272 - 278.
43. Прусова В. И. Моногорода России: проблемы и перспективы развития / В.И. Прусова //Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2017. - №. 11. - С. 187-193.
44. Пыткин, А. Н. Постановка проблемы моногородов: поиск решений научным сообществом / А.Н. Пыткин, И.Ю. Загоруйко // Российское предпринимательство. -2010. -№ 4. - вып. 2. - С. 132- 137.
45. Развитие депрессивных муниципальных образований: стратегический выбор и механизм реализации / Под ред. В. Е. Рохчина. СПб.: ИРЭ РАН, 2017. - 156 с.
46. Развитие моногородов России: монография / колл. авт. Под ред. д-ра экон. наук, проф. И.Н. Ильиной. М.: Финансовый университет, 2013. 168 с.
47. Развитие моногородов России: монография / колл. авт. под ред. д- ра экон. наук, проф. И.Н. Ильиной. М.: Финансовый университет, 2013. 168 с.
48. Сайт Президента РФ [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //www.kreml in.ru/
49. Самофалова, О. Моногородам помогут деньгами и ликвидацией / Ольга Самофалова // Взгляд: деловая газета [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://vz.ru/economy/2015/7/22/757426.html
50. Севек В.К., Бадарчи Х.Б., Севек Р.М., Манчык-Сат Ч.С., Чульдум А.Э. Исследование сценария развития Республики Тыва в системе территории опережающего развития // Экономика: вчера, сегодня, завтра. - 2016. - № 6. - С. 43-58.
51. Согомонов, А. Ю. Устойчивый город: многообразие идей и практик. Статья I. Генезис концепции и современные трактовки / А.Ю. Согомонов // Муниципальная власть. - 2016. - № 5-6. - С. 20-32
52. Степанов И. А., Рейшахрит Р. Анализ зарубежного опыта и возможные пути решения социально-экономических проблем моногородов России //Вестник факультета управления СПбГЭУ. - 2017. - №. 1-2. - С. 302306.
53. Стратегии развития старопромышленных городов: международный опыт и перспективы в России / Под ред. И. Стародубровской. М.: Изд-во Института Гайдара, 2011. - 248 с.
54. Терпится с трудом: ФСО замерила экономическое самочувствие в моногородах // РБК. 26.02.2016. Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/24/02/2016/56cdb2b69a7947557237c6c3
55. Территории опережающего развития: 12 особых зон в ДФО // ТАСС - информационное агентство России [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://tass.ru
56. Турусова, К.Е. Управление устойчивым развитием моногорода : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / К.Е. Турусова. - Краснодар, 2013. - 27 с.
57. Швецов, А. «Точки роста» или «Черные дыры»? (К вопросу об эффективности применения «зональных» инструментов госстимулирования оживления экономической динамики территории) / А. Швецов // Российский экономический журнал №3. 2016. С. 20.
58. Шистерова В. Мягкое вхождение в ТОСЭР: как Челны решают
кадровую проблему резидентов / В. Шистерова // Бизнес-онлайн. - 2016. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.business-gazeta.ru/article/318295
59. Экономические вызовы западных санкций против России: общие и особенные черты: монография. Под редакцией М.Л. Альпидовской - Краснодар: Изд-во НИИ Экономики ЮФО, 2016. - 184 с.
60. Яковлев, А.Е. Комплексная оценка социально-экономического развития моногородов в Чувашской Республике / А.Е. Яковлев, Н.В, Морозова, Г.Н. Соколова // Актуальные проблемы экономики и права. 2017. № 3 (31). С. 100-105.
61. Trifonov V. A., Loiko O. T., Nesteruk D. N., Zhironkin S. A., Strekovtsova E. A. Managing a monotown as a priority social and economic development area // III International young researchers conference: «Youth, science, solutions ideas and prospects»: AIP Conference Proceedings (22-25 ноября 2016). Tomsk, 2017


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ