Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности сформированности здорового образа жизни у детей дошкольного возраста (Методика организации образовательной деятельности в ДОО, Красноярский Государственный Педагогический Университет)

Работа №129696

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы39
Год сдачи2023
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
22
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: МБДОУ «Детский сад № х общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей» г. Красноярска. Выборка: 18 детей в возрасте от 5 до 6 лет.
Есть приложения.

Введение………………………………...……………………………………...….3
Глава 1. Теоретические основы формирования представлений о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста………………………………………6
1.1. Ключевые понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни»………….……6
1.2. Возрастные особенности формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста…………………………………………………….……..12
Вывод по 1 главе……………………………………………………17
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста……………19
2.1. Исследование уровня сформированности основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста……………19
2.2. Методические рекомендации…………24
Заключение………………………………………………………….…………...27
Список использованных источников……28
Приложение А……………………………………………………………………34
Приложение Б……………………………………………………….……35
Приложение В……………………………………………………………………37
Приложение Г ……………………………………………………………………38
Приложение Д……………………………………………………………………39
Приложение Е……………………………………………………………………40

Актуальность исследования. В отечественной концепции дошкольного образования вопросы воспитания и развития здорового ребенка рассматриваются как главные, важные и достаточно сложные. Проблема повышения личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (ЗОЖ) в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально демографических групп населения России и особенно детей дошкольного возраста. Ее решение требует активизации осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет.
Исследователи последних десятилетий, такие как А.И. Антонов, Г.А. Бутко, И.В. Журавлева, Ю.П. Лисицын, А.А. Покровский, Г.И. Царегородцев и другие, всесторонне изучали проблему формирования здорового образа жизни [33].
По мнению И.М. Новиковой, дошкольный период играет решающую роль в формировании основ физического и психического здоровья. В течение первых семи лет у ребенка протекает более интенсивный не повторяемый путь развития, определяющий его будущее. Конкретно в этом временном отрезке происходит активное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Главное на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом [33].
Одной из ключевых задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование ценностей здорового образа жизни.
Образовательная область «Физическое развитие» содержит в себе: формирование ценностей здорового образа жизни, овладение простыми общепризнанными нормами и правилами (в питании, физической подготовке, закаливании, полезных привычках и т.д.) [43].
В современной педагогике и валеологии накоплен огромный опыт развития здорового образа жизни человека, нашедший отражение в работах Ю.Ф. Змановского [16], Е.А. Терпуговой [41]. Ученые, в том числе Л.К. Талькова [40], А.О. Стасюк [39] работают над воспитанием здорового образа жизни у детей дошкольного возраста, обучая их необходимыми знаниями, умениями и навыками.
Цель исследования: выяснить особенности процесса формирования представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста.
Исходя из поставленной цели, были сформулированы задачи исследования:
1. Раскрыть ключевые понятия здоровье и здоровый образ жизни.
2. Рассмотреть значимость возрастных особенностей детей дошкольного возраста в формировании представлений о здоровом образе жизни.
3. Опытно-экспериментальным путем проверить формы и методы формирования представлений о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста.
Объект исследования: представления о здоровом образе жизни.
Предмет исследования: особенности представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста.
Методы исследования:
Теоретической основой исследования являются: анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, систематизация имеющихся представлений по теме исследования, обобщение.
Эмпирические: полустандартизированная беседа, тестирование знаний, обработка и интерпретация результатов.
Гипотеза исследования строится на предположении о том, что у детей дошкольного возраста представления о здоровом образе жизни может формироваться при системном и комплексном подходе:
– непрерывность образовательного процесса в образовательной и семейной средах;
– использование эффективных форм, методов и средств воспитательной работы.
База исследования: МБДОУ «Детский сад № х общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей» г. Красноярска. Воспитанники старшей группы «Звездочки» в количестве 18 человек.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что был разработан и реализован комплекс диагностических методик, который позволяет определить уровень сформированности здорового образа жизни у детей дошкольного возраста, а также методические рекомендации по закреплению здорового образа жизни. Данный комплекс может быть использован родителями и педагогами образовательных организаций.
Содержание и структура курсовой работы: в работе представлены введение, две главы, методические рекомендации, заключение и список используемой литературы, включающий 45 источников, приложения А, Б, В, Г, Д, Е.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Забота о здоровье и поощрение здорового образа жизни являются важнейшими аспектами, с которыми сталкиваются педагоги детских садов. В своей работе они осуществляют широкий спектр деятельности по сохранению здоровья детей, обучая, укрепляя здоровье, проводя профилактические мероприятия на разных возрастных уровнях.
Здоровье и здоровый образ жизни — это понятия с неизмеримым значением, охватывающие множество аспектов, включая психологические, социальные и физиологические факторы. Термин «здоровье» означает состояние нормального функционирования всех органов организма, благополучие человека и психосоциальное благополучие. Здоровый образ жизни – это деятельность, которая улучшает условия жизни, чтобы люди могли более полно функционировать как человеческие существа.
Формирование представлений о здоровом образе жизни следует считать, одной из важных задач в физическом развитии дошкольника, т.к. заботясь о здоровье и в всестороннем развитии детей, мы обучаем их поддерживать бодрое, неунывающее состояние, воспитывать заботливое отношение к своему самочувствию именно с дошкольного возраста.
Исследования, проведенные А.И. Антоновой, Г.А. Бутко, И.В. Журавлевым, Ю.П. Лисицыным, А.А. Покровским, Г.И. Царегородцевым, демонстрируют, что для сохранения и укрепления здоровья детей нужно формировать представления дошкольников о здоровом образе жизни.
В рамках целостного воспитания детей большое внимание следует уделять развитию привычек здорового образа жизни с раннего возраста. Поэтому важно использовать этот период для привития детям здорового образа жизни.
Была проведена исследовательская работа, в которой изучалась сформированность основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста. Исследование проводилось в МБДОУ «Детский сад № х».
В исследовании для изучения уровня сформированности основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста использовались методики И.М. Новиковой и В.Г. Кудрявцева.
Результаты показывают, что у большинства детей отсутствуют знания об ответственном поведении по отношению к своему здоровью, это говорит о том, что нужно работать над формированием знаний о здоровом образе жизни. Это указывает на необходимость проведения работы, направленной на развитие знаний и представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста, а также на формирование ценностного отношения к здоровью у старших дошкольников.



1. Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н. Здоровый дошкольник: социально-оздоровительная технология XXI века. – М.: Гардарики, 2008. – 164 с.
2. Баева Т.И. Образовательная область «Социализация». Как работать по программе «Детство» [Текст] / Т.И. Бабаева, Т.А. Березина, Л.С. Римашевская. – СПб.: Детство-Пресс, 2012. – 256 с.
3. Бальсевич В.К. Физическая активность человека. – М.: Эксмо, 2016. – 158 с.
4. Белоножкина О.В. Спортивно-оздоровительные мероприятия в школе. Дни здоровья, спортивные праздники, конкурсы. – Волгоград: Учитель, 2007. – 173 с.
5. Белостоцкая Е.М., Виноградова Т.Ф., Каневская Л.Я., Теленчи В.И. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет. Книга для работников дошкольных учреждений. – М.: Просвещение, 1987. – 143 с.
6. Брехман И.И. Валеология ‒ наука о здоровье. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 186 с.
7. Вайнер Э.Н. Валеология: Учебник для вузов. 2001. – М.: Флинта: Наука, 2004. – 416 с.
8. Волошина Л.Н., Курилова Т.В. Играйте на здоровье! Программа и технология физического воспитания детей 3-7 лет. – Белгород: Белый город, 2013. – 219 с.
9. Воробьева М.А. Воспитание здорового образа жизни у дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 7. – С. 5-9.
10. Голубенко Т.А. Внедрение здоровьесберегающей технологии в учебный процесс как путь к здоровью и долголетия. // В сборнике 3-й Международной народно-практической конференции. –Екатеринбург, 2013. –68-71 с.
11. Горбатенко О.Ф. Физкультурно-оздоровительная работа / О.Ф. Горбатенко, Т.А. Кадраильская, Г.П. Попова. – М.: Учитель, 2017. – 256 с.
12. Гришина Т.С., Ретюнских М.Е. Физкультурно-оздоровительная работа с разными возрастными группами населения: учебно-методическое пособие. – Воронеж: ФГБОУ ВО «ВГИФК», 2020. – 109 с.
13. Доронова Т.Н. Основные направления работы ДОУ по повышению психолого-психологической культуры родителей // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 1. – С. 60-68.
14. Жигалева А.Н. Современные здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании // Воспитатель ДОУ – 2017. - №8. С. 13-20.
15. Завьялова Т.П., Стародубова И.В. Теория и методика физического воспитания дошкольников: учебное пособие для вузов. 2-е изд. – М.: Юрайт, 2023. – 282 с.
16. Змановский Ю.Ф. Здоровый дошкольник: социально-оздоровительная технология XXI века. – М.: Просвещение, 2015. – 127с.
17. Змановский Ю.Ф. Воспитание здорового ребенка: физиологический аспект / Ю.Ф.Змановский // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 9. – С. 34-36.
18. Каратаева Н.А. Развивающая предметно-пространственная среда: мифы и реальность / Н.А. Каратаева, О.В. Крежевских // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – 2016. – № 5. – С. 647-651.
19. КареповаТ.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников. – М.: Учитель, 2019. – 156 с.
20. Комачева О.А. Занятия физической культурой в структуре свободного времени детей дошкольного возраста / О.А. Комачева, Т.М. Булкова, М.Г. Ситкина // Культура физическая и здоровье. – 2017. – № 1 (61). – С. 108-109.
21. Кожухова Н.Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: Учеб. Пособие для студ. высш. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2016. – 320 с.
22. Кривошеина И.В. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни / И.В. Кривошеина // Начальная школа плюс до и после. – 2019. – № 2. – С. 14-18.
23. Крылова Н.И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ / Н.И. Крылова. – М.: Учитель, 2018. – 160 с.
24. Кудрявцев, В. Г., Егоров, Г. Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст). М.: Линка-Пресс, 2000. 296 с.
25. Кузнецова Н.Л., Панова Л.Х., Яфаева В.Г. Формирование профессиональной компетенции педагогов в сфере здоровьесбережения дошкольников: Методическое пособие. – Уфа: ИРО РБ, 2013. – 72 с.
26. Кулик Н.А. Взаимосвязь компонентов физической подготовленности и физического развития у старших дошкольников / Н.А. Кулик, И.П. Масляк // ППМБПФВС. – 2013. – № 11. – С. 52-56.
27. Куценко Г.И., Новиков Ю.В. Книга о здоровом образе жизни / Г.И. Куценко, Ю.В. Новиков. – СПб.: Детство-Пресс, 2015. – 156 с.
28. Маханева М. Новые подходы к организации физического воспитания детей // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 2. – С. 22-24.
29. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка: пособие для практических работников ДОУ / М.Д. Маханева. – Москва: Академия, 2016. – 149 с.
30. Микляева Н. В. Дошкольная педагогика: учебник для вузов / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, Н.А. Виноградова; под общей редакцией Н.В. Микляевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2023. – 411 с.
31. Митяева А.М. Здоровый образ жизни. – М.: Академия, 2008. – 144 с.
32. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2016. – 239 с.
33. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 96 с.
34. Новикова И.М. К вопросу о состоянии проблемы формирования представлений о здоровом образе жизни у детей / И.М. Новикова // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2016. – № 8. – С. 49-53.
35. Осяк С.А., Яковлева Е.Н., Лукин Ю.Л., Газилова Т.В. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста. // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – №1-2. – С.156-160.
36. Лисицын Ю.П. Образ жизни и здоровье населения / Ю.П. Лисицын. – М.: Просвещение, 2016. – 15 с.
37. Сорокина, И. В. Формы и методы работы по формированию у детей здорового образа жизни / И.В. Сорокина // Молодой ученый. – 2016. – №6. – С. 823-825.
38. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. -2-е изд., испр. – М.: Академия, 2006. – 368 с.
39. Стасюк А.О. Здоровый образ жизни детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 2015. – №9. – С. 56-59.
40. Талькова Л.К., Максимова А.А. Формирование представлений здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста // Вопросы дошкольной педагогики. – 2015. – №3. – С. 60-63.
41. Терпугова Е.А. Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста. – Ростов н/Д.: Феникс, 2017. – 254 с.
42. Устав Всемирной организации здравоохранения. URL: https://apps.who.int/gb/bd/PDF/bd48/basic-documents-48th-edition-ru.pdf?ua=1#page=9 (дата обращения: 17.05.2023)
43. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. URL: http://www.studfiles.ru/preview/5814005/ (дата обращения: 17.05.2023)
44. Юматова А.В. Формирование здорового образа жизни дошкольников / А.В. Юматова // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 3. – 12-14 с.
45. Юрко Г.П. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. – 98 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ