Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Импликация причинно-следственных отношений в экодискурсе (на материале доклада Римского Клуба "Пределы роста''/''The Limits to Growth ")

Работа №129658

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

английский язык

Объем работы55
Год сдачи2021
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
36
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. КАУЗАЛЬНОСТЬ В ФИЛОСОФИИ И ЯЗЫКОЗНАНИИ 5
1.1. Основные концепции причинности в философии 5
1.2. Причинность в языкознании как отражение философской категории каузальности 8
1.3. Выражение каузативных конструкций в языке 14
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 21
ГЛАВА II. ИМПЛИКАЦИЯ КАК СПОСОБ ПОСТРОЕНИЯ КАУЗАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ В ДИСКУРСЕ 22
2.1. Имплицитность и импликация 22
2.2. Импликация как способ построения каузальных связей 29
2.3. Импликация в дискурсе 31
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 36
ГЛАВА III. ИИМПЛИКАЦИЯ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ТЕКСТЕ ДОКЛАДА РИМСКОГО КЛУБА «ПРЕДЕЛЫ РОСТА» («THE LIMITS TO GROWTH») 38
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ III 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 55

Нахождение причинных (каузальных) связей является свойством человеческой психики, и вполне естественно, что язык, как порождение человеческого сознания эти связи отражает.
Но такие связи в языке могут выражаться не только эксплицитно, т.е. через вербальное выражение смысла, но и имплицитно - путём его подразумевания. Особенно интересно посмотреть каким образом такие связи выражаются в дискурсе, одной из задач которого является создание и трансляция новых знаний.
Мы считаем, что в наше время, когда информация стала одним из главных способов влияния на сознание, нам стоит лучше разобраться в способах её изложения и их возможного влияния на психику. Это и определяет актуальность этой работы.
Цель данной работы - выявить характерные способы имплицитного выражения каузальности в докладе Римского клуба "Пределы роста" (как примера дискурса).
Цель ставит перед нами такие задачи:
1) рассмотреть основные концепции причинности в философии и языкознании;
2) изучит каузальные конструкции в языке;
3) изучить явление имлицитности;
4) исследовать феномен дискурса;
5) провести анализ имплицитного выражения каузальных конструкций в докладе "Пределы роста"
Объектом исследования является упомянутый выше доклад.
Предметом исследования - способы имлицитного выражения каузальности в нём.
В исследовании планируется применить методы сплошной выборки, классификационный, описательно-аналитический, метод компонентного анализа.
В качестве материала исследования мы возьмём выборку из отрывков доклада.
Задачи определили следующую структуру - каждая отдельная глава будет нацелена на решение одной или нескольких из них.
После проведения аналитической части, заявленной как 5-ая задача, будет дано заключение, подводящее итог работе.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведя теоретический обзор природы каузальности в философии, мы пришли к выводу, что сама психика человека наделена свойством строить каузальные связи, а следовательно и отражать их в языке. Подобные связи могут отражаться на разных языковых уровнях, но наиболее полно они, аккумулируясь на более низких ступенях (морфеме, слове, денотеме, предложении), отражаются на уровне диктемы.
Такие связи могут носить как эксплицитный так и имплицитный характер. Импликация является особым приёмом передачи информации через её подразумевание (при формальном отсутствии явного выражения на вербальном уровне). При имплицитно выраженно каузальной связи один из её элементов (антецедент или консеквент) может подразумеваться и выводиться на основании информации, представленной вербально через соотношение данных языковых единиц.
Дискурс, который является помещённый в событийный контекст тектом, не может обходиться без каузальных цепочек, которые обладают, в том числе, свойством связывать текстовое произведение.
Текст доклада Римского клуба "Пределы роста", взятый в событийном контексте 1970х гг., является частью дискурса, дискуссии, которая началась в ответ на экономическую стагнацию и ставила себе целью обсудить и найти способы выходы из неё.
В начале нашей работы мы поставили себе цель - выяснить наличие имплицитно выраженных каузальных связей в тексте доклада, определить их специфику, а также предложить объяснение их роли в дискурсе.
Проведя анализ нескольких глав доклада, мы пришли к выводу, что:
а) для текста характерны длинные эксплицитно выраженные каузальные цепочки, элементы которых могут неоднократно повторяться;
б) постепенно из этих коротких цепочек выстраивается одна длинная, которая в результирующей конечной цепочке подвергается компрессии, в результате которой у неё пропадают средние звенья, а остаётся только первая (движущая) причина и конечный результат;
в) такая результирующая цепочка выражается имплицитно, при этом импликация выражается 2 возможными способами: наличествует только 1 элемент - чаще консеквент, либо выпадают, но подразумеваются средние звенья.
Мы предполагаем, что, возможно, повторение элементов цепочки может способствовать лучшему запоминанию её элементов, этому же способствует и имплицитное развёртывание всей полноты цепочки в конце. Компрессия конечной цепочки может служить не только повторению элементов, но и тезисному запоминанию общего смысла, поскольку дискурс - это не только "ответ" на событие или речевое произведение, но и форма распространения знания.
Мы думаем, что психологи, исследующие мыслительную деятельность, смогли бы дать более точный ответ на вопрос о функции найденной нами формы импликации каузальной связи. Мы также надеемся, что результаты данной работы могут быть интересны журналистам.


1. Алисова Т.Б. Очерки синтаксиса современного итальянского языка (семантическая и грамматическая структура простого предложения). М.: Изд-во МГУ, 1971.29-4 с.
2. Аматов А.М. Причинно-следственные связи на разных уровнях языка: дисс. ... д. филол. наук. - Москва, 2005
3. Аристотель. Сочинения в 4-х т. / Аристотель. - М.: Мысль, Т. 1 - 1975. - 550 с., Т. 2. - 1978. - 687 с, Т. 3. - 1981. - 613 с, Т. 4. - 1983.-830 с.
4. Арнольд И. В. Импликация как прием построения текста и предмет филологического изучения // Вопросы языкознания, 1982. № 4. - С. 83-91.
5. Арнольд И.В. Стилистика современного английского языка. Ленинград, 1981
6. Арутюнова Н. Д.. Понятие пресуппозиции в лингвистике. // В журн.: Известия АН СССР, сер. ЛиЯ. 1973, т. 32.
7. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт. М.: Наука, 1988.-341 с.
8. Барт Р. Избранные работы: семиотика, поэтика / пер. с фр.; сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. М.: Прогресс, 1989. - 616 с.
9. Барышева А. И. Имплицитность в тексте и аспекты её анализа // Филологические науки. Вопросы теории и практики, № 8 (50) 2015, часть 1. - С. 18-20.
10. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: Худож. лит., 1975. - 504 с.
11. Блох М.Я. Диктема в уровневой структуре языка // Вопросы языкознания, 2000, № 4. - С. 56
12. Бондарко А.В. Грамматическое значение и смысл. Л., 1978
13. Булаховский Л.А. Курс русского литературного языка. Киев, 1938
14. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М. , 1981
15. Друговейко-Должанская С.В., Чердакова Д.Н. Школьный энциклопедический словарь. Спб, 2014. - 518 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ