ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ СИМВОЛИЗАЦИИ В ИГРЕ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (РАС) 7
1.1. Диагностика РАС и трудности, с которыми сталкиваются детские психологи и педагоги. 7
1.2. История изучения символизации внутри игровой деятельности детей 9
1.2.1. Символизация внутри игровой деятельности детей 9
1.2.2. Исследование взаимосвязи патологического развития ребенка и задержек в символическом материале игровой деятельности 12
1.2.3. Возможность выдерживать фрустрацию и сенсорная гиперчувствительность у детей с РАС. 15
1.3. Теория об отсутствии «модели психического» у детей с РАС и ее опровержение 17
Выводы по теоретическому исследованию 20
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СИМВОЛИЧЕСКИХ РЕПРЕЗЕНТАЦИЙ В ИГРЕ ДЕТЕЙ С РАС 22
2.1. Методология исследования. 22
2.2. Влияние опыта раннего разлучения с матерью на игровую деятельность детей с РАС 23
2.3. Описание и анализ клинических случаев детей с РАС с благополучным ранним развитием 25
2.4. Описание и анализ клинических случаев детей с РАС с опытом разлучения с матерью в первые месяцы жизни 43
Выводы по эмпирическому исследованию 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 69
Актуальность темы исследования. На сегодняшний день не существует единого метода психологической и коррекционной работы с детьми с Расстройством аутистистического спектра (РАС), позволяющего оказывать существенное влияние на психическое развитие ребенка.
В России в работе с детьми с РАС специалисты чаще склонны применяют директивные, поведенческие подходы психокоррекции с быстрым результатом и попыткой прямого научения ребенка социально приемлемому поведению. Однако, помимо социально приемлемого поведения перед психологами при работе с детьми с РАС стоят такие задачи, как самоконтроль этих детей, их умение адаптироваться к различным внешним условиям, эмоциональная регуляция, умение принимать решения и преодолевать трудности, умение взаимодействовать с другими людьми. Все перечисленное является фундаментом для развития ребенка, его адаптации в обществе и дальнейшей самостоятельной жизни (или сопровождаемого проживания).
Психоаналитическое наблюдение и психоаналитическая работа с детьми позволяет понять причины нарушений развития, особенности каждого конкретного ребенка, глубинные причины того, почему ребенок функционирует именно таким образом, и не способен функционировать иначе.
Описываемый в данной работе опыт работы с детьми показывает, что аналитически ориентированная игровая терапия позволяет достичь видимых результатов даже в непростых клинических случаях, когда РАС сопровождается умственной отсталостью разной тяжести, алалией (отсутствие речи) или селективным аутизмом. То есть в случаях, когда ребенок с РАС не способен или отказывается разговаривать с психологом во время сессии, не восприимчив к интерпретациям и интервенциям.
Проблемы исследования. В настоящее время проблема развития и социализации детей с РАС привлекает многих специалистов. В отечественной дефектологии проблемой РАС активно занимается ряд исследователей Елена Ростиславовна Баенская, М.Ю. Веденина
...
В данной работы мы провели работу по сбору, систематизиции и анализу психоаналитических и психотерапевтических идей и концепций, связанных с развитием символических репрезентаций внутри игры детей с РАС. Ключевым аспектом игры детей с РАС является то, что символические репрезентации в играх детей не соответствуют возрастным критериям, и появляются в кабинете психолога (и в обычной жизни) позже, чем это происходит у сверстников.
Гипотеза, которую мы выдвигали к начале нашей работы, состояла в том, что игра и ее символическое содержание могут способствовать развитию мышления у ребенка с РАС, а долгосрочная игровая психотерапия способна оживить психику ребенка с таким диагнозом и помочь ему преодолеть часть проблем, возникающих в процессе развития и взросления.
В анализе клинической работы над шестью кейсами нами были сделаны выводы о том, что долгосрочная игровая аналитически направленная психотерапия действительно помогает детям с РАС преодолеть проблемы эмоциональной саморегуляции и улучшить социальные контакты. И может быть рекомендована как один из методов работы с такими детьми.
...
1. Аппе Ф. «Введение в психологическую теорию аутизма», Теревинф, 2006,
2. Беттельхейм Б., «Пустая крепость: детский аутизм и рождение Я», фонд «Мир», 2012
3. Блейк П., «Психотерапия детей и подростков», М., 2022
4. Богина Е.В., "Теория и практика игровой терапии (метод свободной игры)", Флинта, 2021
5. Богина Е.В., сборник "Игровая терапия: недирективный подход» (Журнал практического психолога №1, 2015).
6. Вавилова О.С., Даирова Р.А., «Игровая психологическая коррекция с детьми с аутизмом», Научное периодическое издание In Situ, 2015, №1
7. Васильева Л., «Горилла и динозавр, или что чувствуют дети», Речь, 2006
8. Великанова Л. В. Место символизации в психоаналитической модели мышления: вербальный и до-вербальный аспекты // Logos et Praxis. – 2021. – Т. 20, № 3.
9. Винникот Д, Игра и реальность, 2002, с. 9
10. Гинотт X., Групповая психотерапия с детьми. Теория и практика игровой терапии, Апрель-пресс, изд-во Института Психотерапии, 2005.
11. Гринспэн С., «На ты с аутизмом: использование методики Floortime для развития отношений, общения и мышления», 2015
12. Даирова Р.А., «Наблюдение за младенцами как путь к психоаналитической идентичности», (https://mgpsy.ru/nablyudenie-za-mladentsem-kak-pyt-k-psihoanaliticheskoj-identichnosti)
13. Дольто Ф., Психоанализ и педиатрия, изд-во Эрго, 2008
14. Захарова И., Моржина Е., «Игровая педагогика. Таблица развития, подбор и описание игр», Теревинф 2012.
15. Карвасарская И.Б. «В стороне. Из опыта работы с аутичными детьми», Теревинф, 2003
...
Всего 55 источников