Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Территориальная организация рынка розничной торговли цветами в Санкт-Петербурге

Работа №129443

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

экономическая география

Объем работы88
Год сдачи2021
Стоимость5400 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
108
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ .................................................................................................................................... 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РЫНКА РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ ЦВЕТАМИ 6
1.1 Теоретические основы геомаркетинговых исследований ................................................... 6
1.2 Применение детерминистских моделей в геомаркетинге ................................................... 9
1.3. Применение стохастических моделей в геомаркетинге ................................................... 16
1.4 Современные тенденции геомаркетинговых исследований ............................................. 23
1.5 Методика исследования и источники данных .................................................................... 29
ГЛАВА 2. ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РЫНКА РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
ЦВЕТАМИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ ....................................................................................... 34
2.1. Современное состояние рынка розничной торговли цветами в Санкт-Петербурге ...... 34
2.2. Особенности размещения цветочных магазинов на территории Санкт-Петербурга .... 42
2.2.1 Особенности размещения цветочных магазинов в разрезе административных районов
....................................................................................................................................................... 43
2.2.2. Особенности размещения цветочных магазинов в разрезе муниципальных округов 50
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ЦВЕТОЧНЫХ МАГАЗИНОВ В
САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ ................................................................................................................ 57
3.1. Демографический фактор .................................................................................................... 57
3.2 Транспортный фактор ........................................................................................................... 60
3.3 Фактор соседства ................................................................................................................... 64
3.4 Выявление зон территориальной конкуренции и свободных ниш для потенциальной
экспансии...................................................................................................................................... 70
3.5 Анализ влияния пандемии COVID-19 на розничную торговлю цветами в Санкт-
Петербурге.................................................................................................................................... 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ........................................................................................................................... 80
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ........................................................................................................... 83

Актуальность работы обусловлена тем, что городская среда и, в
частности, коммерческие услуги непрерывно трансформируются под
воздействием перехода от плановой экономики к рыночной. В условиях
повышенной конкуренции и высокой концентрации платежеспособных
потребителей местоположение торгового объекта во многом определяет его
коммерческую эффективность. Выгодное местоположение усиливает
конкурентные характеристики объекта. Современные геоинформационные
технологии (ГИС-технологии) позволили анализировать большие массивы
данных, выявлять закономерности и особенности расположения
коммерческих объектов. На стыке географической науки и маркетинга
возникло новое направление – геомаркетинг.
Объектом исследования являются цветочные магазины Санкт-Петербурга.
Предметом исследования является территориальная организация розничной торговли цветами.
Цель работы – выявление общих закономерностей и особенностей размещения цветочных магазинов в Санкт-Петербурге.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- Обзор теорий размещения объектов розничной торговли в городском
пространстве.
- Создание геоинформационной базы данных цветочных магазинов Санкт-
Петербурга.
- Классификация объектов по ряду признаков (режим работы, принадлежность
к сети).
- Выявление основных закономерностей и особенностей расположения
цветочных магазинов в городском пространстве.
- Характеристика целевой аудитории цветочных магазинов в разрезе
муниципальных районов и округов Санкт-Петербурга.
- Оценка доступности объектов для населения: пешеходная доступность,
доступность общественным транспортом (остановки, станции метро).
- Анализ фактора соседства с другими объектами торговли и сферы услуг.
- Выявление зон монополизации и территориальной конкуренции.
- Определение перспективных мест для открытия новых торговых точек.
- Оценка влияния ограничений, введенных на фоне пандемии COVID-19, на
розничную торговлю цветами в Санкт-Петербурге.
Теоретическую основу исследования составляют работы отечественных
и зарубежных географов и экономистов: работы зарубежных специалистов G.
Cliquet, D. L. Huff и отечественных А. Ф. Имангалина, Цветкова В. Я., Бредюка К. Н. и др.
В качестве методологической основы были использованы следующие
методы научного познания: сравнительно-географический, картографический,
описательный, математический методы, метод сбора и анализа информации
(теоретической, статистической, картографической), создание баз данных.
Основной информационной базой исследования являются данные
Федеральной службы государственной статистики (Росстат), Федеральной
налоговой службы (ФНС России). Использованы космические снимки
порталов Yandex и Google, официальные данные по переписи населения г.
Санкт-Петербург за 2010 год, данные картографического сервиса 2ГИС. В
рамках исследования создана информационная база данных о более чем 1,5
тысяч объектах за разные временные периоды. Основные программные
продукты, применяемые в ходе написания работы, включают в себя QGIS и
ArcGIS, SQLite, MS Office Excel, языки программирования Python и R.
Практическая значимость работы заключается в том, что предложенные
методы и достигнутые результаты могут быть использованы для принятия
управленческих решений в сфере цветочного ритейла, оптимального
размещения объектов розничной торговли цветами, а также для развития
инфраструктуры города. Новизна работы заключается в разработке новых
методов сбора информации и анализа размещения цветочных магазинов в
Санкт-Петербурге с применением ГИС-технологий. Впервые проведен анализ
факторов и тенденций размещения точек цветочного ритейла в Санкт-
Петербурге, выявлены закономерности и взаимосвязи.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка
использованной литературы. В первой главе представлены теоретические
основы геомаркетинговых исследований, а также методика исследования
территориальной организации рынка розничной торговли. Вторая глава
посвящена основным закономерностям и особенностям расположения
цветочных магазинов Санкт-Петербурга. В третьей главе дается комплексная
характеристика территориальной локализации существующих точек
цветочного ритейла. В заключении представлены общие выводы, отражающие
решение поставленных задач.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью данной работы являлось выявление общих закономерностей,
особенностей размещения и территориальной доступности цветочных
магазинов в Санкт-Петербурге. Все поставленные для достижения цели и
задачи были выполнены. В ходе исследования были получены следующие выводы:
1. В Санкт-Петербурге расположены 1588 цветочных магазинов – из
них 49,7% имеют от 4 и более филиалов.
2. Средняя обеспеченность цветочными составляет 3,4 цветочных
магазина на 10 тысяч человек населения. Районы, наиболее обеспеченные
цветочными магазинами, включают в себя исторический центр –
Центральный, Адмиралтейский и Петроградский районы. Наименее
обеспеченные – Красносельский, Кировский, Фрунзенский и Кронштадтский
районы. Наиболее обеспеченные муниципальные образования – МО No78,
Дворцовый округ, Лиговка-Ямская, Лахта-Ольгино, Сенной округ.
3. Наиболее широко представленная сеть магазинов – «Цветовик».
На момент проведения анализа доля «Цветовика» на цветочном рынке Санкт-
Петербурга составляла 7%. Сеть ведет работу в 17 районах Санкт-Петербурга
(исключение составил Курортный район), в 9 районах она преобладает над
другими сетевыми магазинами. «Цветовик» имеет обширную географию
распространения, она представлена в 47% муниципальных образований.
4. Сильная прямая взаимосвязь наблюдается между количеством
цветочных магазинов и численностью работников организаций. На уровне
административных районов коэффициент равен 0,86, на уровне
муниципальных округов – 0,72.
33,5% цветочных магазинов располагается в зоне 0-500 метров от
станций метро, при этом 8,4% от общего числа концентрируется в зоне 0-100
м. Наибольшее количество цветочных магазинов сосредоточено вокруг
станций метрополитена, расположенных в центре города - станции Садовая,
Спасская, Сенная площадь, Владимирская и Достоевская, Чернышевская и
Лиговский проспект. 99% цветочных магазинов находятся в радиусе 0-500
метров от остановок общественного транспорта. Однако наблюдается иной,
нежели у метрополитена, профиль распределения объектов вокруг остановок:
их концентрация растет в более отдаленных от остановок буферных зонах, что
указывает на более низкую значимость инфраструктуры наземного
общественного транспорта при размещении цветочных магазинов.
5. У цветочных магазинов низкое значение внутренней
кластеризации. Взаимной кластеризации цветочных магазинов с каким-либо
объектом не было обнаружено. Наибольшее значение односторонней
кластеризации с магазинами одежды и обуви, станциями метро, отелями и
ресторанами. Это означает, что цветочные магазины, являясь зависимым
типом, будут ориентироваться на «соседство» с ними. Подчиняющие типы
объектов в свою очередь не будут тяготеть к цветочным.
6. Цветочный рынок Санкт-Петербурга развивается неоднородно и
имеет ориентацию на центр и север города. Основные зоны повышенной
конкуренции приходятся на исторический центр, части Приморского и
Выборгского района, крупные магистрали города. Свободные ниши для
потенциального расширения цветочного рынка включают в себя МО
Аптекарский остров Петроградского района, МО No72 и No75 Фрунзенского
района, МО Автово и Нарвский округ Кировского района.
7. За последние 1,5 года в Санкт-Петербурге открылось 908
цветочных магазинов, закрылось 1059, разница составила 151 магазин.
Приморский район смог вернуть закрывшиеся магазины. Петроградский,
Невский и Фрунзенский районы также смогли увеличить количество торговых
цветочных объектов, но разница менее значительная, чем в Приморском
районе. Отрицательная динамика сложилась в периферийных районах - в
Колпинском, Пушкинском, Петродворцовом. В большинстве муниципальных
округов изменение имеет отрицательную динамику, положительная отмечена
лишь в 24 округах. Наибольшее отрицательное изменение свойственно для
южных муниципальных округов ближней периферии, а также для некоторых
округов северо-восточной (Парголово, Сергиевское, МО No15) и восточной
(Ржевка) частей города. Положительные изменения претерпели округа,
имеющие изначально развитый цветочный рынок. Например, центральные
муниципальные округа (МО No7, Владимирский и Васильевский округа),
некоторые муниципальные округа Приморского (Ланское, Комендантский
аэродром) и Выборгского (Сампсониевское, Светлановское) районов.


1. Allaway. A. W. Evolution of a Retail Market Area: An Event-History
Model of Spatial Diffusion / A. W. Allaway, W. C. Black, M. D. Richard, J. B.
Mason // Economic Geography. – 1992. – No 70 (1). – P. 23–40.
2. Applebaum, W. Methods for Determining Store Trade Areas, Market
Penetration and Potential Sales / W. Applebaum // Journal of Marketing Research.
– 1966. – No 3 – P. 127–141.
3. Batty, M. Reilly’s Challenge: New Laws of Retail Gravitation Which
Define Systems of Central Places / M. Batty // Environment and Planning. – 1978.
– No 10. – P. 185–219.
4. Baviera-Puig, A. Geomarketing models in supermarket models in
supermarket location strategies / A. Baviera-Puig, J. Buitrago-Vera, C. Escriba-
Perez // Journal of business economics and management. – 2016. – Т. 17. – No6. –
P. 1205-1221.
5. Christaller, W. Central Places in Southern Germany / trans. C. W.
Baskin. – Englewood Cliffs, NJ. : Prentice-Hall, 1967. – 230 p.
6. Church, R. L. Business Site Selection, Location Analysis and GIS /
R.L. Church, A. T. Murray. – NJ. : John Wiley & Sons, 2009. – 314 p.
7. Cliquet, G. Geomarketing: Methods and Strategies in Spatial Marketing
/ G. Cliquet. – London: ISTE, 2006. – 328 p.
8. Cliquet, G. Integration and Territory Coverage of the Hypermarket
Industry in France: A Relative Entropy Measure / G. Cliquet // International Review
of Retail, Distribution and Consumer Research. – 1997. – No 8. – P. 205–224.
9. Converse, P.D. New Laws of Retail Gravitation / P.D. Converse //
Journal of Marketing. – 1949. – No 14. – P. 94–102.
10. DeMers, M. Fundamentals of Geographic Information Systems / M.
DeMers. – NY. : John Wiley & Sons, 1999. – 498 p.
11. DeoSharma, D. Classifying buyers to gain marketing insight: A
relationships approach to professional services / D. DeoSharma // International
Business Review. – 1994. – Vol. 3, Issue 1. – P. 15–30.
12. Fortheringham, A. S. A New Set of Spatial Interaction Models: The
Theory of Competing Destinations / A. S. Fortheringham // Environment and
Planning A. – 1983. – No 15. – P. 15–36.
13. Gautschi, D. A. Specification of Patronage Models for Retail Center
Choice / D. A. Gautschi // Journal of Marketing Research. – 1981. – No 18. – P. 162–174.
14. Huff, D. L. A Probabilistic Analysis of Shopping Center Trade Areas /
D. L. Huff // Land Economics. – 1963. – No 39. – Р. 81–90.
15. Losch, A. The Economics of Location. 2nd ed. / trans. W. H. Woglom
with the assistance of W. F. Stolpen. – New Haven, CT. : Yale University Press,
1954. – 520 p.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ