Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Региональный туризм как основа стратегического развития территории

Работа №29480

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

экономическая география

Объем работы104
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
695
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к исследованию туризма как фактора регионального развития 5
1.1. Туризм как сфера деятельности: понятие и сущность 5
1.2. Этапы развития туризма и его виды 14
1.3. Региональный туризм как основа стратегического развития
территории 32
Глава 2. Анализ туризма в качестве фактора развития Республики Татарстан 45
2.1. Туризм как фактор конкурентоспособности региона 45
2.2. Состояние и оценка перспектив туристской отрасли 50
2.3. Туризм как фактор регионального развития Республики Татарстан 63
Глава 3. Направления совершенствования туристской отрасли Республики Татарстан 70
3.1. Направления совершенствования туристской отрасли Республики
Татарстан 70
3.2. Инструменты развития туристской отрасли Республики Татарстан 75
Список используемой литературы
Заключение

Туристская индустрия ввиду динамики своего развития обрела статус экономического феномена последнего столетия. В ряде стран туриндустрия является одним из ключевых инструментов стратегического развития территории.
Динамика развития отрасли туризма позволяет приравнять ее к одному из важнейших направлений, положительно воздействующих не только на территориальное развитие, но и на динамику экономического роста региона, в том числе на развитие таких отраслей экономической деятельности, как коллективные средства размещения, транспорт, торговля, питание, строительство, производство сувенирной продукции и другие.
Ввиду привлекательности туристской отрасли, государственные органы регулируют развитие отрасли путем разработки и внедрения стратегических планов. В стратегических планах отражены основные мероприятия, рекомендации, направленные на совершенствование данной сферы деятельности.
В данном исследовании внимание будет сконцентрировано на одном из самых привлекательных субъектов Российской Федерации с точки зрения туристского потенциала - Республике Татарстан. На территории Республики Татарстан сосредоточены уникальные природные и рекреационные ресурсы, объекты национального, культурного и исторического наследия, проходят важные экономические, спортивные и культурные события, где особое место принадлежит столице республики - городу Казань. Во многих муниципальных районах и городских округах республики также представлен широкий спектр объектов, перспективных, с точки зрения туристского интереса. К таковым можно отнести Чистопольский, Мамадышский, Спасский. Зеленодольский, Арский районы и др.
Объектом исследования является стратегическое развитие территории. Предметом исследования выступает региональный туризм как основа стратегического развития территории.
Основными методологиями исследования, использованными в магистерской диссертации, являются анализ, синтез, дедукция, сравнение, обобщение, классификация.
Основными методами исследования являются: сравнение, описание, измерение, формализация и анализ.
Целью магистерской диссертации является исследование, развитие и научное обоснование теоретических и методологических подходов к организации и совершенствованию регионального туризма, оценке их влияния на территориальное развитие.
Достижение поставленной цели обусловлено решением следующих задач:
1. исследование и анализ нормативно-правовых актов, статистических данных, научных работ в данной области;
2. разработка рекомендаций по формированию доступной и комфортной туристской среды, созданию туристской инфраструктуры;
3. анализ проблем, препятствующих повышению качества и конкурентоспособности туристского продукта Республики Татарстан;
4. разработка плана мероприятий, способствующих усилению социальной роли туризма и продвижению туристского продукта Республики Татарстан на внутреннем и международном рынках.
Научная новизна исследования состоит в том, что на основе анализа реализуемых нормативно-правовых документов, стратегий, научных работ в сфере регионального туризма обоснована целесообразность и результативность государственного регулирования путем стратегирования сферы туризма. Также, выработаны предложения в области стратегического планирования сферы туризма путем вовлечения бизнес-сообщества, развития имиджа республики и проведения ряда мероприятии, нацеленных на развитие внутреннего и международного туризма.
Практическая значимость - часть теоретических исследований и выводов доведены до конкретных рекомендаций и могут быть использованы городскими администрациями и органами управления туризмом для организации процесса планирования развития в пределах своей территории. Выводы и рекомендации являются основой для дальнейшего научного исследования данной области.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В современном мире туризм рассматривается как один из факторов социально-экономического развития страны в целом и одним из существенных факторов развития ее регионов. Будучи реальной «замещающей» национальной экономикой, туризм является залогом успешного устойчивого развития и катализатором в развитии инфраструктуры, способствует улучшению уровня жизни населения. Одним из новых и высокодоходных видов туризма, который также способствует развитию инфраструктуры, положительно влияет на имидж и развитие дестинации является региональный туризм. На сегодняшний день исследование основ организации и эффективности регионального туризма является актуальным в связи с тем, что в России отсутствует научно- методическая база по данному вопросу. Наиболее широкие исследования по данной теме проводились в Австралии, Соединенных Штатах Америки, Новой Зеландии и Канаде. Тем не менее, Российская Федерация и многие регионы делают упор именно на развитое событийного туризма. В данной связи, исследование приобретает особую важность.
В соответствии с поставленными задачами, в ходе исследования был проведен анализ трудов отечественных и зарубежных авторов, которые определили основные направления данного исследования. В частности, было установлено, что региональный туризм - один из перспективных, и, в ряде регионов, приоритетный вид туризма, но методологическая база в России по данному вопросу практически отсутствует. Не исследованы варианты оценки экономической эффективности данного вида туризма.
С целью исследования основ организации регионального туризма, методологической базы и влияния на социально-экономическое развитие региона для формирования условий эффективного проведения событийных мероприятий, привлекающих туристов, а также дополнительные экономические выгоды и инвестиции были поставлены и решены задачи, которые и определили научную новизну исследования.
Таким образом, на основе анализа нормативно-правовых актов, действующих программ по развитию сферы туризма, научной базы как отечественных, так и иностранных авторов, нами были выявлены:
1. формирование доступной и комфортной туристской среды, создание туристской инфраструктуры;
2. повышение качества и конкурентоспособности туристского продукта Республики Татарстан;
3. усиление социальной роли туризма;
4. совершенствование системы управления и статистического учета в сфере туризма;
5. продвижение туристского продукта Республики Татарстан на внутреннем и международном рынках.
Теоретическая значимость исследования определяется тем. что поднимаемые научные и практические проблемы, непосредственно связаны с решением актуальных задач и могут найти применение в качестве основы для дальнейшего исследования решонального туризма и путей повышения его социально-экономической эффективности. Основные положения исследования могут быть использованы научными и учебными организациями для дальнейшего развития теории в области организации и исследования эффективности регионального туризма, в учебных программах вузов, подготавливающих специалистов по соответствующим специализациям.
Практическая значимость диссертации состоит в том, на базе теоретических исследований был предложен и обоснован научно-методический подход к оценке влияния событийных мероприятий на социально- экономическое развитие региона. Модели и подходы, разработанные в рамках исследования, могут быть использованы в целях управления дестинацией событийного туризма.
Подводя итог, следует отметить, что цель исследования достигнута - в ходе предложенных рекомендаций.



1. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 23.04.2018).
2. Закон Республики Татарстан о стратегическом планировании в Республике Татарстан (принят Государственным Советом Республики Татарстан 20 февраля 2015 года).
3. Закон Республики Татарстан от 17 июня 2015 года «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года».
4. Об основах туристкой деятельности в Российской Федерации: закон от 14.02.1996 г. // Свод законов Российской Федерации. -1996. - № 49. - Ст. 5491.
5. ПКМ от 1 августа 2016 г. N 529 «О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации отраслевых стратегий Республики Татарстан».
6. ПКМ от 25 сентября 2015 г. N 707 «Об утверждении плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года».
7. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2014 года №941-р).
Статьи, диссертации и материалы периодической печати
8. Алексеева, А.А. Современное состояние и перспективы развития регионального туризма (на примере Республики Татарстан) /А.А. Алексеева, М.В. Николаев //Вестник ТИСБИ.-2016.-№2.-С. 124-133
9. Афонин Г.И. Туризм как социально культурное явление: автореф. дис...канд.филос. наук / Г.И. Афонин. - Казань, 2006. -19 с.
10. Биржаков М.Б. Введение в туризм / М.Б.Биржаков. -СПб., 1999. -378с.
11. Волков, С.К. Особенности региональных стратегий продвижения туристских продуктов (на примере регионов ЮФО) / С.К. Волков // Маркетинг в России и за рубежом. -2012. -№2. - С. 118-125.
12. Волков, С.К. Российская Федерация как туристское направление: проблемы продвижения и пути решения / С.К. Волков // Региональная экономика: теория и практика. - 2013. - № 4. - С. 57-62.
13. ГулянА.Э. Воспитание толерантности средствами культурных традиции? А.Э. Гулян, В.И. Флоря // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2007. - № 2. - С. 100-102.
14. Джон, У. Досуг и путешествия в современных обществах / У. Джон // Туристическая газета.-2010.
15. Жарков А.Д Парадигмальныи подход к развитию современной культурно-досуговой деятельности / А.В. Жарков // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2007. - № 3. - С. 144-150.
16. Зеленова Е.В. Туризм как разновидность социокультурных технологии/ Е.В. Зеленова // СОТИС - социальные технологии, исследования. -2007.- №5. - С.76-82.
17. Зелетдинова Э.А. Туризм в регионе: состояние, проблемы,
перспективы / Э.А. Зелетдинова // Социологические исследования. - 2005. - №11. - С.96-105.
18. Зорин И.В. Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности / И.В. Зорин, Т.П. Каверина, В.А. Квартальное.- М.: Финансы и Статистика,2005. - 288 с.
19. ЗоринА.И. Концепты туризма: опыт структурно-семантического анализа/А.И.Зорин // Теория и практика физической культуры. - 2002. - №11. - 380 с.
20. Измайлова Д.А. Реализация развивающего потенциала досуга средствами культурно-познавательного туризма / Д.А. Измайлова // Вестник
Московского государственного университета культуры и искусств. - 2007. - №1. -С. 72-74.
21. Иншаков, О.В. Коллаборация как глобальная форма организации экономики знаний / Иншаков О.В. // Экономика региона. - 2013. - № 3. - с.38-45.
22. Пншаков, О.В. Уровневый анализ объекта, предмета и метода экономической теории // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. — 2004. — № 4(40). — С. 5-18.
23. Каурова, А.Д. Организация сферы туризма Текст.: учебное пособие /А.Д. Каурова / Издание 2-е, переработ, и дополн. СПб.: «Издательский дом Герда», 2005. - 320 с.
24. Квартальное В.А. Биосфера и туризм: в2т./В.А.Квартальнов. -М.: Наука,2002.
25. Квартальное В.А. Туризм / В.А. Квартальное. - М., 2000. - 268 с.
26. Квартальнов В.А. Туризм / Финансы и Статистика //-М.: Финансы и Статистика, 2007. - 336 с.
27. Киселева Т.Г. Социально-культурная деятельность / Т.Г. Киселева, Т.М. Красильникова. - М., 2004. - 539 с.
28. Кузнецов Ю.В. Методические основы маркетингового подхода к формированию решональной туристской политики / Ю.В. Кузнецов, И.И. Черкасова // Экономический вестник Ростовского государственного университета. - 2007. - № 1.- С. 119-122.
29. Кусков А.С. Рекреационная география / А.С. Кусков, В. Л. Голубева, Т.Н. Одинцова. - М., 2005. - 282 с.
30. Милинчук. Е.С. Системный подход к исследованию основных проблем туризма Текст. / Е.С. Милинчук // Туризм и культурное наследие. Туризм и процессы глобализации. Саратов: Научн. публ. СГУ. - Вып.З, 2004.-С. 156.
31. Морозова, И.А. Основные характеристики и атрибутивные свойства экономического пространства / Морозова И.А., Митрофанова ИВ. // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2008. - № 6. - С. 47-56.
32. Морозова, Г1А. Формирование стратегии развития туристической отрасли на основе кластерного подхода / И.А. Морозова, С.К. Волков, Н.П. Яковенко, О.В. Орлова // Аудит и финансовый анализ. - 2013. - N® 5. - С. 384- 386
33. Муртазина, Г.Р. Приоритетные направления развития туристско- рекреационной сферы Республики Татарстан / Г.Р. Муртазина, Н. Г. Кулягина // Историко-культурное наследие как потенциал развития туристско- рекреационной сферы.-2014.-С. 132-136.
34. Новиков В.С. Менеджмент в туризме / В.С. Новиков. - М., 2006. -402 с.
35. Овчаров А.О. Туристический комплекс России: тенденции, риски, перспективы. — М.: ИНФРА-М, 2009. -280 с.
36. Оганов А.А. Теория культуры: учеб, пособие для вузов / А.А. Оганов, И.Г. Хангельдиева.-М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. - 416 с.
37. Осауленко А.П. Этапы развития туризма как социального института / А.П. Осауленко // Актуальные проблемы кадровой политики: стратегические и практические задачи в деле системного управления персоналом, привлечения, отбора и закрепления кадров. - М., 2003.- С.25
38. Петрушенко, Т.А. Актуальные проблемы развития городского культурного пространства Текст. / Т.А. Петрушенко // Надежды: Сборник научных статей студентов. Вып. 2. - Н. Новгород: НИСОЦ, 2003. -С. 81-84
39. Портер М.Э. Конкуренция: пер. с англ. O.J1 Пелявского, А.П. Уриханяна, Е.Л. Усенко и др. / под ред. Я.В. Заблоцкого, М.С. Иванова, К.П Казаряна и др. -М.: Вильямс, 2005. - 608 с.
40. Портер М.Э. Международная конкуренция. - М: Международные отношения, 1993. - 192 с.
41. Сорокин, ПА. Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, этики, права и общественных отношений Текст. /П.А. Сорокин / пер с англ. СПб., 2000. - 1056 с.
42. Спивак А. Рекреационные технологии в индустрии туризма / А. Спивак. М.А. Дедюлина // Сборник трудов Таганрогского государственного радиотехнического университета. -Таганрог, 2006. - С.25-26.
43. Сущенко Е.Н. Туризм как сфера реализации досуговых ценностей в современном российском обществе (на примере Кавказских Минеральных Вод): автореф. дис. ... канд социол. наук / Е.Н. Сушенко. - Ставрополь, 2006. - 20 с.
44. Сысоева, О.Е. Организация летнего отдыха детей Текст.: учеб.- метод. пособие. М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 176 с.
45. Сычанина С.Н. Туризм в социокультурном пространственно- временном континууме: автореф. дис. ... канд. философ, наук / С.Н. Сычанина. -Краснодар, 2004. - 20 с.
46. Сычанина С.Н. Туризм в социокультурном пространственновременном континууме: Дис. канд. философ, наук. -Краснодар, 2004. -164 с.
47. Туризм и гостиничное хозяйство: учеб, пособие. - 3-е изд-е, исправл. и доп. - М: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2007.-352 с.
48. Уокер Дж. Р. Управление гостеприимством / Дж. Р. Уокер. -М.: ЮНИТИ, 2006.-124 с.
49. Фенько А.Б. Туризм как показатель социального статуса / А.Б. Фенько // Социологические исследования.- 2007.-No 2.- С.125-131.
50. Фролова, Т.А. Экономика и управление в сфере социальнокультурного сервиса и туризма / Т.А. Фролова // Конспект лекций. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011г.
51. Чабан В.С. Введение в туризм / В.С. Чабан, М.Б. Биржаков. - М.; СПб.: Невский фонд, 2006. - 184 с.
52. Шамсутдинова Д.В. Организованный досуг как вид социально- культурной и педагогической деятельности / Д.В. Шамсутдинова // Человек в мире культуры: исследования, прогнозы: материалы междунар. науч. конгр., 17-18 апр. 2007 г. - М., 2007.- С.482-484.
53. Ширманкина А.А. Устойчивое развитие индустрии туризма в новых экономических условиях на примере Республики Татарстан / А.А. Ширманкина, О.А. Бунаков // Современные проблемы социальногуманитарных наук.-2017.-№1 (9).-С. 120-124.
54. Шичиях Р.А. Туризм как объект управления стратегическим развитием Краснодарского края/Р.А.Шичиях, В.М.Смоленцев, ПО. Задоренко/ЛТолитематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ). -Краснодар: КубГАУ, 2015. -Ж>2(106). С.337-350.
55. Шопенгауэр А. Афоризмы житейской* мудрости/А. Шопенгауэр. - М.: Янтарный сказ, 2001.- 328 с.
56. Юсупова И.В. Определение стратегических ориентиров при разработке стратешй социально-экономического развития муниципальных образований Республики Татарстан // Казанский экономический вестник. -
2017. - №2 (34). - С. 142-147.
Электронные ресурсы
57. Всемирная туристская организация URL: http://media.unwto.org/ni (дата обращения: 03.02.2018).
58. ГИД по Казани URL: http://www.photokzn.ni/news/0/6603-top-10- mest-kuda (дата обращения: 25.01.2018).
59. Главные достопримечательности Республики Татарстан URL: http://kudaif.ni/pfo/tatarstan-dostopiimechatelnosti.html (дата обращения:
23.12.2017) .
60. Основные виды туризма // Всё о туризме URL:
htthttp://tourlib.net/statti_tom*ism/vidy-turizma.htm (дата обращения: 03.02.2018).
61. Туризм в Республике Татарстан // URL: http://tatspb.tatarstan.nl/nis/tiuizm-v-respublike-tatarstan.htm (дата обращения:
25.01.2018) .
62. Четыре региона вошли в ассоциацию сотрудничества в сфере туризма URL: http ://www.rg.ni/2013/12/13/reg-szfo/tiirizmanons.html (дата обращения: 03.02.2018).
63. Этот день в истории науки // Научная Россия URL: https://scientificrussia.ru/events/v-1809-g-robert-fulton-zapatentoval-parohod (дата обращения: 20.03.2018).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ