Введение…………………………………………………………………………. 3
1. Теоретические и правовые основы института законодательства об административных правонарушениях и административной ответственности…………………………………………………………………..8
1.1. Понятие и общая характеристика действующего законодательства об административных правонарушениях……………………………………….8
1.2 Общая характеристика КоАП Хабаровского края………………….19
1.3 Система законодательства об административных правонарушениях и административной ответственности………………………………………….26
2. Практические вопросы применения законодательства об административной ответственности и административных правонарушениях………………………………………………………………..44
2.1 Проблемы законодательства об административной ответственности и пути их решения……………………………………………………………….44
2.2 Тенденции развития современного законодательства об административных правонарушениях………………………………………….62
Заключение……………………………………………………………………….74
Список использованных источников…………………………………………...77
Вопросы развития законодательства об административной ответственности и административных правонарушениях всегда остаются актуальными, традиционно находясь в числе ведущих, стержневых проблем науки административного права. Новые исторические явления и процессы в сфере правового регулирования обусловливают изменение функций и целей административной ответственности, направленных, главным образом, на обеспечение и защиту прав и законных интересов личности. Конституция РФ определяет Российскую Федерацию в качестве демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления. В ст. 2 Основного Закона России отмечается, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства .
Существенным гарантом прав и свобод человека и гражданина, публичных интересов, правопорядка является состояние законодательства об административной ответственности и административных правонарушениях. Как многогранное, многоаспектное, многоплановое правовое явление нормативная база выступает одним из действенных способов социального регулирования как внутри государства, так и на международной арене. Административная ответственность и административные правонарушения – важнейший институт любой национальной правовой системы, один из сущностных признаков права, необходимый элемент механизма его действия. В силу этого проблема развития административного законодательства занимает одно из центральных мест в административном праве и в отраслевых юридических науках . Уяснение системы законодательства об административной ответственности и административных правонарушениях, тенденций его развития является одним из ключевых направлений в познании административного права. Решение данной проблемы обусловлено следующими объективными причинами.
Во-первых, исследование действующего административного законодательства необходимо из-за динамики вносимых в него изменений.
Во-вторых, законодательство об административной ответственности и административных правонарушениях только начинает складываться и в настоящее время возникает немало проблем в его примени.
В-третьих, вопрос об административной ответственности органически связан с проблемой правового регулирования. Известно, что одним из элементов метода правового регулирования является способ обеспечения субъективных прав и юридических обязанностей участников общественных отношений. Среди способов правового обеспечения важное место занимает административная ответственность. Следовательно, само определение специфики какого-либо метода правового регулирования в значительной степени зависит от содержания административной ответственности.
В-четвертых, изучение проблем, связанных с развитием административного законодательства имеет большое научное и практическое значение. В связи с этим актуальными становятся задачи исследования данного массива законодательных актов. Данные вопросы требуют проведения общетеоретического исследования, которое и предпринято в настоящей работе.
Проблеме законодательства об административных правонарушениях и административной ответственности в той или иной степени посвятили свои работы такие исследователи, как С.С. Алексеев, З.Л. Астемиров, Б.Т. Базылев, В.М. Баранов, Р.К. Русинов, М.С. Самощенко, А.С. Сиротин, Л.Р. Стависский, В.М. Сырых, М.Х. Фарукшин, Р.Л. Хачатуров, Р.Г. Ягутян и другие ученые. Наибольший вклад в разработку проблем законодательства ою административной ответственности внесли А.П. Алехин, Д.Н. Бахрах, И.А. Галаган, М.И. Никулин, А.Е. Лунев, В.М. Манохин, А.В. Серегин, М.С. Студеникина, О.М. Якуба и другие ученые.
В последние годы достижения общей теории права дали толчок к углубленному исследованию данной темы. Однако работы монографического плана, посвященные общетеоретическому исследованию законодательства об административной ответственности, в отечественной литературе отсутствуют.
Сложность подходов к решению проблемы законодательства об административной ответственности обусловлена трансформацией системы права и законодательства, происходящей в России с начала 90-х годов XX столетия. Результаты преобразования и развития системы права и законодательства Российского государства нашли отражение:
- в разработке теоретической концепции о системе законодательства об административной ответственности;
- в изменении содержания действующего законодательства, т.е. в развитии институтов частного и публичного права, появлении новых отраслей законодательства: таможенного, налогового, экологического, информационного и других;
- в расширении сферы действия административной ответственности,
- в интеграции административной ответственности с другими видами ответственности и, сообразно видам правонарушений и санкций за их совершение.
В контексте осмысления новых тенденций и процессов, связанных с формированием нового массива законодательных актов об административной ответственности, значимость решения проблемы приобретает исключительно важное значение. Это и обусловило выбор темы настоящего исследования.
Объектом данного исследования является совокупность общественных отношений, возникающих в результате реализации законодательства об административной ответственности и административных правонарушениях. Предметом исследования выступают правовые нормы, содержащиеся в массиве законодательных актов об административной ответственности и административных правонарушениях.
Методологической основой дипломного исследования стали современные общенаучные, а также специальные, частно-научные методы познания (системный, сравнительно-правовой, формально-юридический и др.). Использовались приемы толкования, правового моделирования. Применение указанных методов в сочетании с последними достижениями философской, социологической, политологической и административной мысли позволило выявить и проанализировать основные закономерности законодательства об административной ответственности.
Теоретической базой исследования явились, прежде всего, труды по проблемам административной ответственности в области общей теории права и государства, а также работы в области конституционного, административного, уголовного, процессуального и других отраслей права.
Основная цель настоящего исследования заключается в том, чтобы на основе комплексного исследования выявить особенности административного законодательства, его соотношение с другими отраслями системы российского права и определить пути совершенствования законодательства об административной ответственности.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие и дать общую характеристику законодательства об административной ответственности;
- показать различие между федеральным и законодательством субъектов РФ об административной ответственности;
- определить систему законодательства об административной ответственности,
- охарактеризовать КоАП Хабаровского края;
- дать общую характеристику проблем реализации законодательства об административной ответственности, определить тенденции его развития.
Новизна исследования заключается в том, что оно представляет собой попытку с позиции науки административного права на основе системного и комплексного анализа раскрыть сущность нормативно-правового регулирования административной ответственности и административных правонарушений в современных условиях.
Работа состоит из введения, двух глав, объединяющих пять параграфов, заключения, списка использованных источников.
Таким образом, подводя итог настоящему исследованию, сделаем следующие выводы.
Законодательство об ответственности за административные правонарушения является составной частью административного законодательства.
Административные правонарушения и административная ответственность за их совершение устанавливаются в форме закона как особого вида нормативных актов.
Разработка, принятие и введение в действие с 1 июля 2002 года Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) было значительным шагом в осуществлении административной реформы. КоАП РФ помог ликвидировать правовые завалы, образовавшиеся в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Российской Федерации.
В новом КоАП РФ акцент сделан на защите прав и законных интересов граждан, в связи с чем детально разработана процессуальная часть Кодекса (норм по этому вопросу стало в два раза больше, чем в КоАП РСФСР). Закреплена презумпция невиновности.
С учетом социально-экономических изменений в стране субъектами административной ответственности по КоАП РФ стали не только граждане, но и юридические лица. Расширены функции суда. Существенные изменения претерпели санкции (как правило, они стали более жесткими). Четко определен предмет ведения Федерации. В КоАП РФ много и других новаций.
КоАП РФ осуществил регламентацию основных материально-правовых и процессуальных отношений. В нем определены задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях; общие положения, относящиеся к административной ответственности и административным правонарушениям и к их субъектам; а также к административным наказаниями и правилам их назначения; конкретные составы административных правонарушений в различных областях общественных отношений; о подведомственности дел об административных правонарушениях; о порядке производства по делам об административных правонарушениях; о порядке применения мер процессуального обеспечения; об исполнении постановлений по делам об административных правонарушениях.
В то же время при разработке и принятии федеральных законов о внесении изменений в законодательство, влекущих необходимость внесения соответствующих изменений и в КоАП РФ, это не всегда учитывается.
В настоящее время уже в ходе применения КоАП РФ возникла и еще одна проблема. В связи с проведением административной реформы целый ряд федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль (надзор), объединены. Прошла их реорганизация, изменилась структура этих органов. В результате, чтобы КоАП РФ работал, необходимо срочно внести соответствующие коррективы в главу 23 и статью 28.3 КоАП РФ, определяющие полномочия федеральных органов исполнительной власти по возбуждению и рассмотрению дел об административных правонарушениях.
В связи с этим надо бы иметь ввиду, что при разработке КоАП РФ Администрация Президента Российской Федерации и сам Президент в одном из ежегодных посланий Федеральному Собранию Российской Федерации в целях декриминализации Кодекса и с учетом части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации требовали сократить число должностных лиц контрольных и надзорных органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать штрафы. Но поскольку судьи и без того перегружены, а передача им этих дел парализовала бы их работу, было принято решение пока сохранить действующий порядок. В результате по КоАП РФ полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях только на федеральном уровне обладают должностные лица свыше 60-ти органов исполнительной власти. В настоящее время во всех регионах уже работают мировые судьи. В соответствии с Федеральным законом "О мировых судьях" представляется необходимой поэтапная передача им полномочий по рассмотрению вышеуказанных дел, что, безусловно, связано с увеличением числа мировых судей и бюджетными расходами. Но делать это рано или поздно придется. Пока же будем исходить из нынешних реалий.
Несколько слов о стабильности законодательства, призванной обеспечить его эффективность. Можно ли о ней говорить, если в сравнительно недавно принятый КоАП РФ уже внесено огромное количество изменений и дополнений, причем нередко необоснованных. Эти изменения содержатся в 33 федеральных законах. Такая нестабильность говорит о том, что сами законодатели не уважают ранее принятые ими же законы. Поэтому и граждане относятся к законам без уважения.
Представляется также, что в правовом государстве эффективность административного законодательства в значительной мере определяется необходимостью обеспечения прав и законных интересов граждан. А это возможно только в случае, когда имеется обратная связь граждан с властью, когда обращения граждан разрешаются властью оперативно, и заявители получают от должностных лиц или иных руководителей своевременные и мотивированные ответы на свои обращения.
1. Конституция РФ. – М., 1999. – 123 с.
2. Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" // СЗ РФ. 2002. N 1 (Ч.1). Ст.2.
3. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. "Об общественных объединениях" // СЗ РФ. 1995. N 21. Ст.1930.
4. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности" // СЗ РФ. 2001. N 33 (Ч.1). Ст.3430.
5. Федеральный закон от 17 декабря 1992 г. "Об административной ответственности предприятий, учреждений и организаций за правонарушения в области строительства" // ВВС РФ. 1993. N 2. Ст.58.
6. Федеральный закон от 6 декабря 1999 г. "Об административной ответственности юридических лиц за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах" // СЗ РФ. 1999. N 49. Ст.5906.
7. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" с изм. и доп. // СЗ РФ. 1999. N 14. Ст.1650; 2002. N 1 (Ч.1). Ст.2.
8. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" // СЗ РФ. 1999. N 2. Ст.5005.
9. Федеральный закон от 20 марта 2001 г. "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод" // СЗ РФ. 2001. N 13. Ст.1140.
10. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" // СЗ РФ. 1999. N 26. Ст.3176.
11. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" с изм. и доп. // СЗ РФ. 1996. N 34. Ст.4029; 1998. N 30. Ст.3606; 1999. N 26. Ст.3175.
12. Федеральный закон от 23 июня 1999 г. "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" // СЗ РФ. 1999. N 26. Ст.3174.
13. Федеральный закон от 25 августа 1995 г. "О федеральном железнодорожном транспорте" // СЗ РФ. 1995. N 35. Ст.3505.
14. Федеральный закон от 2 января 2000 г. "О качестве и безопасности пищевых продуктов" // СЗ РФ. 2000. N 2. Ст.150.
15. Федеральный закон от 12 мая 2000 г. "Об административной ответственности организаций за нарушение законодательства в области использования атомной энергии" // СЗ РФ. 2000. N 20. Ст.2103.
16. Федеральный закон от 8 июля 1999 г. "Об административной ответственности юридических лиц (организаций) и индивидуальных предпринимателей за правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" // СЗ РФ. 1999. N 28. Ст.3476.
17. Указ Президента РФ от 6 июня 1996 г. "О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы" // СЗ РФ. 1996. N 24. Ст. 2868.
18. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" с изм. и доп. // СЗ РФ. 1999. N 26. Ст.3177; 2001. N 3. Ст.216.
19. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. "О воинской обязанности и военной службе" с изм. и доп. // СЗ РФ. 1998. N 13. Ст.1475; N 30. Ст. 6313.
20. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. "О службе в таможенных органах Российской Федерации" // СЗ РФ. 1997. N 30. Ст.3586.
21. КоАП Хабаровского края // "Приамурские ведомости". – 2004. - 18 июня. - N 108(3231).
22. Агапов А. Б. Административная ответственность: Учебник. - М.: Статут, 2000. – 456 С.
23. Александров В. В. Некоторые проблемы совершенствования законодательства об административных правонарушениях // Актуальные проблемы административного права России. Омск, 1999. С.55-56.
24. Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. М.: Зерцало, 2004. – 864 с.
25. Алехин А. КоАП РФ: что нового? // Вестник НГУ. – 2003. - №1. – С. 16-17
26. Административное право. Академический курс: Учебник под ред. Старилова Ю.Н. – М.: Юрайт, 2004. – 1563 с.
27. Административное право: Учебник Под ред. Попова Л.Л. – М.: Юристъ, 2002. – 697 с.
28. Бахрах Д. Н. Административное право России. М.: Норма, 2004. – 789 С.
29. Бахрах Д. Н. Принуждение и ответственность по административному праву. Екатеринбург: УГЮА, 1999. – 243 С.
30. Бобрышев А.Н. Административная ответственность в различных общественно-политических сферах. – Ярославль, 2000. – 202 с.
31. Богданов А.В., Богородицкий И.Б., Россинский Б.В. Административное право: Учебник. – М.: НОРМА, 2003. – 338 с.
32. Богородицкий И.Б. Производство по делам об административных правонарушениях по новому КоАП РФ. – Самара., 2003. – 98 с.
33. Галлиган Д., Полянский В.В., Старилов Ю.Н. Административное право: история развития и основные современные концепции. – М.: Юристъ, 2001. – 407 с.
34. Демидова Н. Право-обязанность государственных органов // "эж-ЮРИСТ". – 2004.- № 21
35. Дугенец А.С. Административная юрисдикция: Рабочий учебник. - М., 2001. – 267 с.
36. Дроздов С.А. Вопросы законодательства об административных правонарушениях по новому Кодексу. – Саратов, 2004. – 223 с.
37. Кикоть В. Административная деятельность органов внутренних дел. – М.: Щит, 2003. – 301 с.
38. Комментарий к КоАП РФ /Под ред. Козлова Ю.М. – М.: ЮР-ПИТ, 2004. – 797 с.
39. Комментарий к КоАП РФ /Под ред. Овсянко Д.М. – М.: Юристъ, 2003. – 600 с.
40. Комментарий к КоАП РФ /Под ред. Богданова А.В. – М.: НОРМА, 2003. – 587 с.
41. Комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях/Под ред. Веремеенко И.И., Салищевой Н.Г. и Студеникиной М.С. - М., 2003. – 678 с.
42. Коренев А.П. Нормы административного права и их применение. - М., 1978. – 107 с.
43. Коренев А.П. Нормы административного права и их применение. - М., 2002. – 167 с.
44. Коренев А.П. Административная деятельность органов внутренних дел. – М.: Щит, 2002. – 286 с.
45. Кононов П.И., Машаров И.М. К вопросу о правовых формах административной деятельности // "Журнал российского права". – 2004. - № 5
46. Колесниченко Ю.Ю. Некоторые аспекты вины юридических лиц, привлекаемых к административной ответственности // "Журнал российского права". – 2003. - № 1
47. Кислухин В.А. К вопросу о понятии и видах юридической ответственности // Труды Кировского филиала Московской государственной юридической академии. № 2. – Киров, 2002. С.80-84.