Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Понятие, сущность и виды административных наказаний

Работа №107028

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

административное право

Объем работы72
Год сдачи2020
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
131
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Понятие административной ответственности 7
1.1 История законодательства об административной ответственности 7
1.2 Определение административной ответственности 16
1.3 Принципы и функции административной ответственности 21
Глава 2 Система административных наказаний 28
2.1 Понятие административного наказания 28
2.2 Виды административных наказаний 34
Глава 3 Проблема применения обстоятельств, смягчающих административную ответственность 46
3.1 Понятие и значение обстоятельств, смягчающих
административную ответственность 46
3.2 Обстоятельства, смягчающие административную
ответственность, не указанные в законе 52
3.3 Проблемы учета исключительных обстоятельств для назначения
более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное правонарушение 56
Заключение 62
Список используемой литературы и используемых источников 67

Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что на сегодняшний день административная ответственность занимает в системе правового регулирования особенное место. Несмотря на многовековую историю данного института, ежегодно правоприменительная практика выявляет все новые проблемы, связанные с применением административных наказаний, что свидетельствует о наличии в действующем законодательстве об административной ответственности системных проблем.
Актуальность рассматриваемой темы проистекает и из того, что 30 января 2020 года Министерством юстиции РФ был опубликован проект нового КоАП РФ, который должен прийти на смену действующему Кодексу с 1 января 2021 г. Это связано с тем, что действующий КоАП РФ с момента своего принятия претерпел многочисленные изменения. В итоге внутренняя структура этого документа определенным образом стала нарушена, он стал бессистемным, а потому у правоприменителей стали возникать трудности с подбором нормы, необходимой для квалификации конкретного правонарушения.
Проект нового КоАП РФ предусматривает отдельную главу, посвященную несовершеннолетним правонарушителям, административное приостановление деятельности организаций сменится административным запретом. Появятся положения об амнистии по административным правонарушениям. В проекте нового КоАП РФ будет закреплено положение о презумпции невиновности граждан, о замене штрафа за первое административное правонарушение на предупреждение.
Наряду с новым Кодексом РФ об административных правонарушениях будет принят и процессуальный КоАП РФ. В результате таких изменений процессуальные нормы уберут из КоАП РФ, систематизируют и дополнят. По мнению авторов проекта процессуального КоАП РФ, это необходимо для буквального следования Конституции РФ. В ней указано, что суды
осуществляют административное судопроизводство, а не какие-то иные формы работы при рассмотрении дел об административных правонарушениях.
Говоря о существующих проблемах, которые возникают при применении административного наказания, стоит отметить, что в санкциях статей КоАП РФ на данный момент не всегда указан тот перечень наказаний, который может быть применен к определенным категориям граждан, например, к беременным не может быть применен административный арест. Поэтому иногда правонарушители уходит от ответственности.
Объектом работы являются общественные отношения, возникающие в связи с применением норм об административной ответственности.
Предметом исследования являются нормативные правовые акты, регулирующие административную ответственность.
Цель выпускной квалификационной работы: изучение понятия, сущности и видов административной ответственности.
Задачами выпускной квалификационной работы являются:
- рассмотрение истории законодательства об административной ответственности, определения, принципов и функций административной ответственности;
- изучение понятия и видов административного наказания;
- исследование обстоятельств, которые смягчают административную ответственность;
- анализ действующих проблем учета исключительных обстоятельств для назначения более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное правонарушение.
При проведении исследования использовались общенаучные и частные методы познания, а именно: сравнительно-правовой, формально-логический и технико-юридический. Теоретическая значимость исследования заключается в анализе и классификации проблем реализации административной ответственности. Практическая значимость исследования заключается в выявлении пробелов в законодательном регулировании правоприменительной деятельности, для чего необходимо разработать соответствующие предложения, связанные с изменениями и дополнениями существующего нормативного материала.
Базой исследования являются нормативно-правовые акты, к которым относится: Конституция РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ, Закон Самарской области от 01.11.2007 № 115-ГД «Об административных правонарушениях на территории Самарской области» и материалы судебной практики, к которым в частности были отнесены такие акты, как: Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 июня 2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях», а также статьи современных авторов, таких как: Д.Ф. Абдулин, А.Б. Агапов, Т.Ю. Коурова, О.А. Лакаев, Д.А Липинский., Е.А. Супонина, А.А. Фатьянов, А.Ю. Якимов и другие.
Работа состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов, заключения и списка используемой литературы и используемых источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Исследуя историю законодательства об административной ответственности можно выделить два основных этапа становления административной ответственности:
- до принятия Основ законодательства СССР и союзных республик об административных правонарушениях 1980 г.;
- после принятия Основ, с последующим принятием Кодексов об административных правонарушениях.
Рассматривая вопрос об определении понятия «административной ответственности» стоит отметить, что сегодня одним из недостатков понятийного аппарата российского законодательства об административной ответственности является отсутствие определения вышеуказанного понятия. Изучив определения, представленные различными авторами в юридической литературе, можно прийти к выводу, что под административной ответственностью следует понимать такой вид юридической ответственности, наступление которого связано с совершением нарушителем незаконных действий (бездействия), относящихся к сфере регулирования административного права, за которые данные лицо или лица подвергаются мерам административного принуждения.
Проблемой института административной ответственности является отсутствие закрепление в КоАП РФ законченного перечня принципов ответственности - данные принципы выделяются в работах ученых, изучающих проблемы реализации института административной ответственности.
В науке разработано и исследовано большое количество принципов института административной ответственности, но законодательно закреплено лишь два.
Для решения данной проблемы законодателями было предложено в проекте нового КоАП РФ закрепить такие принципы как: принцип законности, вины, недопустимости повторного наказания за одно и то же деяние, принцип справедливости и соразмерности, гуманизма и т.д.
К функциям административной ответственности принято относить предупредительную, правозащитную, ограничительную, альтернативную.
Исследуя понятие административного наказания стоит обратить внимание на то, что под ним понимают установленную государством меру ответственности за совершение административного правонарушения, используемую в целях предупреждения совершения новых правонарушений как правонарушителем, так и прочими лицами. Административному наказанию посвящена глава 3 КоАП РФ.
Признаками любого административного наказания являются то, что основанием выступает правонарушение, наказание применяется только уполномоченными органами, с помощью определенных законом мер. Реализация института административной ответственности всегда вызывает ограничения в правах граждан и юридических лиц.
В ст. 3.2 КоАП РФ регламентирован перечень административных наказаний, к которым следует относить: предупреждение, административный штраф, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишение специального права, административный арест, административное выдворение за пределы России иностранного гражданина или лица без гражданства, дисквалификация, административное приостановление деятельности, обязательные работы, административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.
В проекте нового КоАП РФ дается уточнение административному наказанию: конфискации имущества, ей посвящены две статьи, где одна из них регламентирует правила конфискации.
Административное приостановление деятельности законодатели предлагают исключить из перечня видов наказаний, включив его в перечень мер обеспечения производства по делам о правонарушениях. Кроме того, планируется существенно сократить предельный срок применения такой обеспечительной меры, которая при этом может быть введена только судом.
В целях сокращения числа привлекаемых к ответственности граждан планируется выносить им предупреждение за впервые совершенные без отягчающих обстоятельств правонарушения, не являющиеся грубыми. Данный подход предлагается также распространить на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Сегодня остается открытым вопрос о целесообразности назначения административного штрафа ниже низшего предела с учетом имущественного и финансового положения правонарушителя. При предотвращении вышеуказанным лицом вредных последствий правонарушения либо добровольном устранении или возмещении вреда штраф должен назначаться в минимальном размере или заменяться на предупреждение.
Обстоятельства, смягчающие административную ответственность регламентированы в ст. 4.2 КоАП РФ. Данная норма не раскрывает понятие таких обстоятельств, она лишь регламентирует их перечень.
Анализируя юридическую литературу по данному вопросу, под обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, следует понимать существенные обстоятельства, характеризующие объектные и субъектные признаки правонарушения и обусловливающие возможность применения к лицу, менее строгих мер административного наказания в пределах санкции соответствующей статьи.
К смягчающим обстоятельствам относится: раскаяние, добровольное прекращение противоправных действий или сообщение о незаконном деянии, оказание содействия при расследовании дела, предотвращение вредных последствий действий, добровольная компенсация или устранение причиненного ущерба, добровольное исполнение предписания об устранении допущенного нарушения, нахождение в состоянии аффекта или в тяжелой жизненной ситуации, несовершеннолетие, беременность, уход за малолетним ребенком.
Применение на практике такого смягчающего обстоятельства, как «совершение деяния женщиной, имеющей малолетнего ребенка» сегодня вызывает проблемы, поскольку закон не уточняет, должен ли находиться ребенок при матери или он может воспитываться другими людьми. Поэтому на законодательном уровне слово «имеющей» нами предлагается заменить на «воспитывающей».
Еще одной проблемой применения на практике данного смягчающего обстоятельства в настоящее время, является то, что нормы закона не учитывают социально-демографических изменений, происходящих в обществе.
В течение последних десятилетий прослеживается значительный рост распада семей, который сопровождается увеличением фактов оставления детей с отцами или иными родственниками. В связи с чем, в законе целесообразно заменить слово «женщиной» наиболее емким понятием - «лицом».
Рассмотрение теории и практики реализации обстоятельств, смягчающих административную ответственность, позволяет сделать вывод о том, что КоАП РФ с учетом опыта, который имеется в некоторых государствах - участниках СНГ, целесообразно дополнить рядом новых предписаний, касающихся института смягчающих административную ответственность обстоятельств.
Считаем, что качестве смягчающих обстоятельств было бы вполне оправданно закрепить совершение правонарушения лицом, которое достигло общего пенсионного возраста, а также совершение административного правонарушения по неосторожности.
Рассматривая проблемы учета исключительных обстоятельств для назначения более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное правонарушение, стоит отметить, что в 2016 г. в КоАП РФ была введена статья о замене штрафа предупреждением в отношении представителей малого и среднего бизнеса. Такая статья применяется в исключительных случаях, а именно, если деяние было совершено впервые, отсутствует имущественный ущерб и угроза причинения вреда жизни и здоровью людей и безопасности государства. Но на практике данная норма применяется довольно редко, поскольку судьи практически в любом деле усматривают угрозу здоровью граждан. Но при этом не указывают на то, каким образом правонарушение создает такую угрозу, как правило, судьи только констатируют факт.
Получается, что либо законодатели переусердствовали и зря ввели условие об угрозе, либо судебная система не готова к воплощению новой нормы в жизнь, и вместо нее у судей присутствует репрессивная направленность в организации деятельности, в соответствии с которой в приоритете задачи выступает наказание бизнеса и наполнение бюджета за счет взыскания с виновных компаний немалых штрафов.



1. Абдулин Д.Ф. Административные наказания как мера административного принуждения // Символ науки. 2018. №9. С. 26 - 28.
2. Агапов А.Б. Административная ответственность: учебник для магистров.5-е изд., пер. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2015. С. 494.
3. Агеев А.А. Определение понятия «Административная ответственность» в доктрине административного права // Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. 2015. №4. С. 9 - 13.
4. Асланов М.Х. Особенности административных наказаний, применяемых к юридическим лицам // Научные известия. 2017. №7. С. 98 - 102.
5. Бец И.Р. История развития института административной ответственности // Актуальные проблемы развития национальной и региональной экономики : сб. науч. тр. V междунар. науч.-практ. конф. - Белгород, 2014. С . 274-277.
6. Гостев А.С. Некоторые теоретико-правовые аспекты назначения административных наказаний // Мировой судья. - М.: Юрист, 2015, № 10. - С. 7-10.
7. Елагин Р.И. Административное право России / Р.И. Елагин. - М.: Книжный мир, 2017. - 384 с.
8. Ефименко Е.А. Административное выдворение: законодательные нормы и реалии правоприменения (на основе практики Конституционного Суда Российской Федерации и судов общей юрисдикции) // Журнал конституционного правосудия. - М.: Юрист, 2015, № 4 (46). - С. 14-21.
9. Закон Самарской области от 01.11.2007 № 115-ГД (ред. от
14.02.2020) «Об административных правонарушениях на территории Самарской области» (принят Самарской Губернской Думой 23.10.2007) // Волжская коммуна", № 207(26005), 07.11.2007.
10. Закон Самарской области от 27.12.2018 № 115-ГД «О внесении изменений в Закон Самарской области «Об административных правонарушениях на территории Самарской области» (принят Самарской Губернской Думой 25.12.2018) // Волжская коммуна, № 2(30585), 11.01.2019.
11. Закопырин В.Н,, Дазмарова Т.Н., Зверев А.В. Административная ответственность государственных служащих // Государственная служба и кадры. 2019. №1. С. 164-166.
12. Керамова С. Н. Проблемы разграничения административной и уголовной ответственности // Закон и право. 2019. №1. С. 166-169.
13. Клокова Е.А., Воронов Д.Н. Особенности назначения административной ответственности // E-Scio. 2020. №1 (40). С. 413-420.
14. Кобзарь-Фролова М.Н., Лебедева Е.А. К дискуссии о цели и
назначении административной ответственности в контексте
административной реформы // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. 2018. №1 (41). С. 117-120.
15. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях (утв. ВС РСФСР 20.06.1984) (ред. от 20.03.2001) // Ведомости ВС РСФСР. - 1984. - № 27. - Ст. 909.
16. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 27.12.2019) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1.
17. Кожевников О.А. К вопросу о понятии, признаках административной ответственности // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2018. №1. - С. 16 - 18.
18. Кононов К.А. Развитие законодательства об административной ответственности в России // Lex Russica. 2016. №1 (110). - С. 34 - 37.
19. Конституция РФ от 12.12.1993. // РГ. - 1993. № 237. - 25 дек. 1993
20. Коурова Т.Ю. Административная ответственность как один из видов юридической ответственности // Современные научные исследования и инновации. - 2014. - № 9-2 (41). - С. 24.
21. Кузьмичева Г.А., Молчанов П.В. Принцип равенства перед законом и административная ответственность // Административное право и процесс. - М.: Юрист, 2014, № 9. - С. 61-63.
22. Липинский Д.А. Функции административной ответственности // №B: Административное право и практика администрирования. - 2015. - № 3.-С. 63 - 93.
23. Маркина Э.В., Сосновская Ю.Н. Актуальные вопросы административной ответственности как института административного права и ее отличия от других видов юридической ответственности // Вестник Московского университета МВД России. 2018. №6. С. 235-237.
24. Нелинова Н.А. Понятие административной ответственности по мнению ученых-правоведов // Наука и образование сегодня. 2018. №12 (35). - С. 89 -90.
25. Определение Верховного Суда РФ от 28 декабря 2016 г. // Архив Верховного Суда РФ за 2016 г. Дело 310-АД16-17589.
26. Официальный сайт Правительства РФ - http://static.gover№me№t.ru (дата обращения: 01.12.2019 г.)
27. Пинчук А.П., Решетников Г.Е. Понятие состава административного правонарушения // Отечественная юриспруденция. 2019. №7 (39). - С. 68 - 70.
28. Пономарев О.В., Рой Н.А., Мишина Е.С. Проблемы административной ответственности несовершеннолетних // ВЭПС. 2017. №2.- С. 101 - 105.
29. Постановление Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 № 4-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 7.3, 9.1, 14.43, 15.19, 15.23.1 и 19.7.3 КоАП...» // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 10. - Ст. 1087.
30. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Российская газета. 2005 г. - № 80.
31. Постановление судебного участка № 109 Комсомольского
судебного района г. Тольятти Самарской области от 06 июля 2017 г. // Архив судебного участка № 109 Комсомольского судебного района г. Тольятти Самарской области за 2017 г. Дело № 5-336/2017.
32. Потапенкова И.В. Актуальные вопросы производства по делам об административных правонарушениях, субъектами которых являются иностранные граждане и лица без гражданства // Миграционное право. - М.: Юрист, 2016, № 2. - С. 19-21.
33. Прокофьев К.Г. Принципы административной ответственности за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании // Юридический вестник Самарского университета. 2016. №4. - C. 9 - 13.
34. Рассмотрение в судах общей юрисдикции дел об административных правонарушениях / Под ред. заслуж. юриста РФ, к.ю.н., доцента О.А. Егоровой. - М.: Статут, 2014. - 440 с.
35. Ремизов П.В. Современное состояние превентивной функции административной ответственности // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2017. №4 (40). - С. 322 - 323.
36. Репьев А.Г., Васильков К.А. Проблемы реализации отдельных видов административного наказания на современном этапе // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2017. №4. - С. 12 - 16.
37. Решение Арбитражного суда Архангельской области от 10 мая 2017 г. // Архив Арбитражного суда Архангельской области за 2017 г. Дело № А05-2828/2017.
38. Сафарянов И.Ф. Штраф как вид административного наказания // Евразийская адвокатура. 2016. №4 (23). - С. 98 - 100.
39. Севрюгин В.Е. О Концепции нового Кодекса РФ об административной ответственности: краткий комментарий законопроекта // Сибирское юридическое обозрение. 2019. №4. - С. 488 - 492.
40. Селезнев В.А. Исполнение отдельных видов административных наказаний // Журнал российского права. - М.: Норма, 2016, № 2. - С. 93-104.
41. Скрипченко Н.Ю. Анализ правоприменительной практики признания судами обстоятельств, смягчающих наказание, не указанных в законе // Российская юстиция. - М.: Юрист, 2016, № 4. - С. 27-29.
42. Смирнов А.С. Назначение наказания за преступление ниже низшего предела // Отечественная юриспруденция. 2017. №3 (17). - С. 65 - 66.
43. Справка-обобщение судебной практики по прекращению мировыми судьями и судьями городских, районных судов Самарской области производства, а также отмены постановлений по делам об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил безопасности дорожного движения, за первое полугодие 2019 года (подготовлена Самарским областным судом 28.11.2019) // СПС Консультант Плюс
44. Старилов Ю.Н. Модернизация законодательства об
административных правонарушениях: предпосылки, возможности и
перспективы // Правопорядок: история, теория, практика. 2015. №1 (4). - С. 20 -28.
45. Супонина Е.А. Несколько слов в защиту административного ареста // Academy. 2016. №3 (6). - С. 30 - 31.
46. Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: Полный курс / Ю.А. Тихомиров. - М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2016. - 698 с.
47. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 27.12.2019) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.
48. Федеральный закон от 31.12.2014 № 515-ФЗ «О внесении
изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Собрание законодательства РФ, 05.01.2015, № 1 (часть I), ст. 68.
49. Хайруллина Р.Г. Назначение наказания с учетом смягчающих обстоятельств: Монография/ Р.Г. Хайруллина. - Воронеж: Издательство «Научная книга», 2015. - 140 с.
50. Черняев С.Г. К вопросу о целях административных наказаний // Вестник экономической безопасности. 2016. №3. - С. 149 - 152.
51. Четвериков В.С. Административное право. Учебное пособие 7-е изд., - М.: Инфра. - М, 2014 г. - 282 с.
52. Шишкина О.Е. Трансформация института административной ответственности в годы перестройки и первое постсоветское десятилетие // Россия и АТР. 2015. №4 (90). - C. 98 - 109.
53. Шкредова Э.Г. Учет личности виновного и обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание, как один из критериев справедливого наказания // Журнал российского права. 2016. №6 (234). - С. 134-142.
54. Якимов А.Ю. Установление и применение административного наказания в виде лишения специального права (разновидности данного наказания и их особенности) // Административное право и процесс. - М.: Юрист, 2015, № 6. - С. 32-40.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ