Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения стратегических коммуникаций 9
1.1. Стратегия и стратегические коммуникации: понятия, основные подходы,
функции 9
1.2. Стратегическое планирование и маркетинговое управление в
гостиничном бизнесе 18
Глава 2. Мировая индустрия гостеприимства как субъект коммуникаций 34
2.1. Ключевые тенденции развития мировой индустрии гостеприимства 34
2.2. Коммуникации в отрасли: ключевые игроки, каналы и технологии
продвижения 49
Глава 3. Стратегические коммуникации международной сети отелей
Marriott International 72
3.1. Международная сеть отелей Marriott International: история, портфель
брендов, тенденции развития 72
3.2. Коммуникации отеля W St. Petersburg 78
Заключение 99
Список литературы и источников 101
Приложение 1 113
Приложение 2 115
Приложение 3 116
Приложение 4 121
Индустрия гостеприимства - это бизнес, направленный на обеспечение путешественников жильем и питанием, а также на организацию их досуга. Индустрия объединяет в себе все родственные отрасли экономики, занимающиеся обслуживанием туристов через специализированные предприятия: отели, рестораны, туристические агентства, национальные парки, парки культуры и отдыха и т.д.
Ситуацию гостиничного бизнеса сложно отделять от ситуации туризма не только вследствие того, что это две принципиальные основополагающие прогрессивной экономики, но и потому, что исторически они формировались как взаимосвязанные социальные сферы.
Становление туризма, возникновение новейших его видов, расширение географии странствий содействовали повышению численности гостиниц, их модернизации и квалификации. Так же как эффективное становление гостиничного хозяйства, транспортной инфраструктуры и увеличение значения сервиса содействовали развитию туристического бизнеса.
На сегодняшний день рост технологий и распространение интернета сильно повлияли на каждую индустрию, гостиничная - не исключение. Новые технологии привнесли колоссальные изменения в многолетний опыт туристического бизнеса, подарив уникальные возможности, но вместе с тем и сложности.
Актуальность исследования обусловлена высокими темпами роста индустрии - это связано с появлением новых бизнес-моделей (peer-to-peer), развитием технологий геолокации, мобильных приложений, big data, а также и с популяризацией путешествий в целом. Уже в 2012 году международный туристический поток превысил один миллиард человек.
Общий мировой поток туристов растет с каждым днем, более того, значительно растут и траты путешественников - UNWTO отмечает, что за последние годы сильнее всех «прибавили» Китай и Россия - рост трат на 42 и 31% соответственно. Кроме того, заметен и рост числа путешественников по цели поездки - отдых и развлечения превысили отметку в 50% от общего числа, оставив бизнес-поездки на втором месте.
По данным статистического портала Statista, общая стоимость мировой гостиничной индустрии на сегодняшний день составляет около 500 миллиардов долларов, средняя стоимость (average daily rate) номера в Европе - 118$, количество номеров международной сети Marriott в мире - более одного миллиона. Это позволяет сделать вывод о том, что гостиничная сфера - одна из крупнейших в мире по уровню инвестиций и капиталовложений, гостиничный бизнес представляет собой отрасль максимально «международного» характера, а ее рост (в том числе и территориальный) продолжается с каждым годом.
В данной работе мы рассмотрим основные изменения, произошедшие и все еще происходящие в индустрии в последние годы, проанализируем влияние таких изменений на маркетинговую деятельность компаний и индустрию туризма в целом. Необходимо еще раз отметить, что туризм и гостиничный бизнес тесно связаны и существуют как единое целое, поэтому мы будем рассматривать оба эти направления, делая акцент на втором. В исследовании будет совершена попытка систематизировать информацию о стратегических коммуникациях непосредственно в сфере гостиничного бизнеса.
Объектом исследования выступают стратегические коммуникации в гостиничном бизнесе, предмет - стратегические коммуникации международной сети отелей (на примере отеля W St. Petersburg сети Marriott International).
Цель работы: на основании систематизации и анализа теоретического материала и проведения эмпирического исследования, выявить особенности стратегических коммуникаций в международном гостиничном бизнесе.
Задачи исследования:
1) изучить теоретические направления стратегических коммуникаций: понятия стратегии, понятия стратегических коммуникаций и их функций;
2) описать, структурировать и выявить особенности мировой гостиничной индустрии и ее акторов;
3) проанализировать гостиничную сферу как субъект коммуникации: выявить заинтересованные стороны и каналы коммуникации;
4) описать текущее состояние и выявить тренды развития мировой индустрии гостеприимства;
5) выявить специфику стратегических коммуникаций международной сети отелей Marriott International.
Методологическая база работы. Для решения поставленных задач магистерской диссертации используются две группы методов: 1) теоретические (анализ, синтез, классификация, сравнение, сопоставление); 2) эмпирические (анализ статистических данных, открытое включенное неструктурированное наблюдение, экспертные интервью, SWOT-анализ базисного субъекта, контент-анализ, case-study).
На подготовительном этапе работы нами была изучена базовая литература по исследуемой отрасли - гостиничный бизнес и коммуникации туристического сектора в целом обширно изучены в работах профессора инноваций и стратегического менеджмента Кэти Энз и американского бизнес-аналитика и маркетолога Джэффри Харрисона, а также исследователя Дэвида Боянича, чья книга представляет собой изложение всех аспектов маркетинг-менеджмента в индустрии гостеприимства. Наиболее системно и комплексно гостиничный бизнес и маркетинг в этой сфере представлены в работе профессора, основателя современной теории маркетинга - Филипа Котлера.
Изучением стратегического менеджмента и стратегических коммуникаций занимались следующие авторы: один из главных теоретиков менеджмента Питер Друкер, исследователь стратегического управления Уильям Глюк; Генри Минцберг с коллегами рассматривают различные подходы к пониманию стратегии, американский экономист Артур Томпсон и профессор в области стратегического маркетинга Артур Стрикленд в своем труде описывают теоретические аспекты и практические вопросы стратегического управления.
Помимо этого в работе использованы проблемные статьи зарубежных исследователей. В большой степени основой теоретической базы послужили работы зарубежных авторов, что связано с желанием предоставления самой актуальной информации по исследуемой проблеме.
Работа во многом базируется на последних статьях профессиональной периодики и отчетах профильных организаций - таких, как Всемирный совет по туризму и путешествиям (WTTC) и Всемирная туристская организация (UNWTO). Это обусловлено тем, что вопрос требует изучения самых последних данных.
Эмпирическую базу исследования составили:
- официальные документы в туристическом секторе (Федеральные
законы, официальные документы и статистические данные), в том числе аналитико-статистические материалы авторитетного исследовательского бюро CGA;
- данные из разных источников СМИ: отраслевые, деловые, интернет- ресурсы, отобранные в соответствии с временным периодом исследования и рейтингом информационно-аналитической системы «Медиалогия»;
- внутренние документы базисного субъекта - отеля W St. Petersburg (бренд-бук, пресс-релизы, информация официального сайта и аккаунтов в социальных сетях Facebook, Instagram, VK);
- материалы качественных исследований, проведенных автором.
Хронологические рамки исследования охватывают период с июля по декабрь 2017 года. Данный период позволяет в достаточной мере изучить деятельность отдела маркетинга отеля и оценить эффективность и результативность этих действий.
Научная новизна определяется как постановкой задач, так и полученными результатами исследования, она заключается в уточнении коммуникативной интерпретации таких терминов, как «стратегия» и «стратегические коммуникации», а также в разработке комплексного подхода к анализу стратегических коммуникаций непосредственно в гостиничном бизнесе.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем:
1) представлена актуальная отраслевая информация по стратегическим коммуникациям: выявлены актуальные тренды в гостиничном бизнесе, выделены ключевые стейкхолдеры и каналы коммуникации с ними;
2) описана специфика стратегических коммуникаций в международном гостиничном бизнесе.
Практическая значимость работы проявляется в систематизации обработанных данных и выведении собственных классификаций и рекомендаций, полученные результаты исследования могут представлять интерес для специалистов отделов маркетинга гостиничных сетей и независимых отелей.
Структура работы определяется целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, содержащих 6 параграфов, заключения, списка литературы и источников, приложений.
Цель настоящего исследования заключалась в выявлении особенностей стратегических коммуникаций в международном гостиничном бизнесе. Для достижения данной цели автор исследования изучил теоретические направления стратегических коммуникаций, а также проанализировал гостиничную сферу как субъект коммуникации, выделив основные группы общественности и каналы взаимодействия с ними.
Во время решения задач автором было исследовано дискурсивное поле зарубежной профессиональной периодики, ресурсов и конференций. В данной работе автор описал, структурировал и выявил особенности мировой гостиничной индустрии и ее акторов, определив их влияние на деятельность международных гостиничных сетей и построения их коммуникационных стратегий.
В данной работе нами было описано текущее состояние мировой индустрии гостеприимства, а также выявлены тренды ее развития. Эмпирическая часть исследования позволила выявить специфику стратегических коммуникаций международной сети отелей Marriott International.
Для решения поставленных задач магистерской диссертации использовались две группы методов: 1) теоретические (анализ, синтез, классификация, сравнение, сопоставление); 2) эмпирические (анализ статистических данных, открытое включенное неструктурированное наблюдение, экспертные интервью, SWOT-анализ базисного субъекта, контент-анализ, case-study).
Автором были выявлены специфические особенности построения стратегических коммуникаций в гостиничном бизнесе, проведен анализ коммуникационной деятельности отеля W St. Petersburg и выявлены ее характерные черты и недостатки. Нами также было изучено медийное поле базисного субъекта, что позволило оценить его информационную активность и проводимые ивенты.
Мы пришли к следующим выводам: гостиничный бизнес на сегодняшний момент является одной из крупнейших отраслей экономики, как составляющая часть туристического сектора, растущего с каждым годом. Лидирующие позиции остаются за крупными международными сетями отелей, и они продолжают развиваться и значительно расширять свое присутствие на новых территориях - в том числе заметен сильный рост азиатского региона. В связи с этим выделяется и еще одна важная тенденция - это объединение глобального и локального в так называемый glocal (global+local), что означает индивидуальный подход к строительству гостиниц в каждой отдельно взятой стране и городе.
Сегодня все субъекты гостиничной индустрии используют несколько каналов продвижения одновременно, однако первые позиции занимает продвижение в интернете во всех его проявлениях - это и работа с сайтом и собственной системой бронирования, и работа с социальными сетями, и построение онлайн-репутации на различных сервисах-отзовиках.
Принципиально важно отметить, что стратегические коммуникации в гостиничном бизнесе подразумевают разработку единой стратегии развития в головном офисе гостиничной сети, затем создаются региональные стратегии, из которых вытекают глобальные стратегии маркетинга, и так далее до конца цепочки и одной конкретной гостиницы и конкретного отдела маркетинга.
Мы видим перспективы развития данного исследования в более подробном изучении российского гостиничного рынка, а также в развитии актуальной темы стратегических коммуникаций при выходе глобальных брендов на локальные рынки.
1. Ансофф И. Стратегический менеджмент. Классическое издание. - СПб., 2009.
2. Гавра Д. П. Основы теории коммуникации. СПб., 2011. - 288 с.
3. Гавра Д.П. Категория стратегической коммуникации: современное состояние и базовые характеристики // Век информации. 2015. № 3 (4).
4. Друкер, Питер, Ф., Макьярелло, Джозеф А. Менеджмент.: Пер. с англ. — М .: ООО “И.Д. Вильямс", 2010. — 704 с.
5. Кальник С. Россия на мировом рынке туризма // Экономика и жизнь. Региональный выпуск. - 1995. - № 14. - С. 8.
6. Корнеевец В. С., Семенова Л. В., Драгилева И. И. Маркетинг и продажи в гостиничном бизнесе: практикум 2-е издание // Балтийский федеральный университет им. И. Канта, учебное пособие, Калининград, 2011 - 74 с.
7. Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство и туризм: Учебник для вузов/Пер. с англ. под ред. Р.Б. Ноздревой. — М.: ЮНИТИ, 1998. - 787 с.
8. Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий. - СПб., 2002.
9. Никифоров В.И. Сфера туризма: рыночный механизм и система управления / В.И. Никифоров. СПБ.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000.
10. Старых Н. В. Стратегические коммуникации: базовые принципы проектирования // Вестник Московского Университета. Сер. 10: Журналистика. 2013, №2
11. Сыркина А. Н. Понятие коммуникации в социально-философской мысли // Научное мнение: научный журнал / Санкт-Петербургский университетский консорциум. №12. - СПб., 2013
12. Тихомирова Е. И. Коммуникация и стратегические коммуникации Петербургская школа PR: от теории к практике / Сборник статей, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, СПб., 2015.
13. Томпсон А. А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа. - 12-е изд.; Пер. с англ. - М., 2007.
14. Чалова А. А., Тарасова Е. Е. Стратегический подход к управлению маркетинговыми коммуникациями // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права, Белгород, 2012, с. 112¬120
15. Яковлев И. П. Стратегические коммуникации. - СПб., 2006
16. Aspray, William; Ceruzzi, Paul. The Internet and American business. - Cambridge, Mass.: The MIT Press, 2008
17. Burges, C., Hampton,A., Price,L., Roper,A. International hotel groups: what makes them successful? International Journal of Contemporary Hospitality Management, 7(2/3), 74-80, 1995
18. Danny Meyer. Setting the Table: The Transforming Power of Hospitality in Business. Paperback - January 29, 2008
19. David Bojanic. 11 Apr 2008, Hospitality marketing mix and service marketing principles from: Handbook of Hospitality Marketing Management Routledge
20. Gee, Ch. International hotels: development and management. The Educational Institute of the American Hotel & Motel Association, 1994
21. Glueck W. F. Business Policy and Strategic Management. - New York, McGraw-Hill, 1980
22. Grunig J. E., Hunt, T. Managing public relations. - Holt, Rinehart & Winston: New York, 1984
23. Harrison, J. and Enz, C. Hospitality Strategic Management, New Jersey: John Wiley & sons, Inc., 2005
24. Hart, C. W. L. (1986). Product development: How Marriott created Courtyard. The Cornell Hotel and Restaurant Administration Quarterly, 27(3), 68-69.
25. Harvey, B. International hotels, London: Journal of Retail & Leisure Property. Vol. 6, Iss. 3; 2007
26. Johnson, C. and Vanetti, M. Locational strategies of international hotel chains. Annals of Tourism Research, 32(4), 2005
27. Littlejohn. D., Roper, A. and Altinay, L. Territories still to find - the business of hotel internationalisation, International Journal of Service Industry Management Vol. 18 No. 2, 2007
28. McCarthy, J. (1975). Basic marketing: A managerial approach. Homewood, IL: Richard D. Irwin.
29. Mintzberg H., McHugh A. Strategy formulation in adhocracy. - Administrative Science Quarterly, 30, 1985
30. Nagle, T. T. and Holden, R. K. (2002). The strategy and tactics of pricing: A guide to profitable decision making (3rd ed., pp. 227-252). Upper Saddle, NJ: Prentice-Hall.
31. Oh, H., Pizam, A. Handbook of Hospitality Marketing Management. - Elsevier, Oxford, 2008. - 548 p.
32. Pavlenko I. G. Communication Policy of Enterprises of Hospitality Industry // European Journal of Economic Studies, 2012, Vol.(2), № 2
33. Robert D. Reid, David C. Bojanic. Hospitality Marketing Management 5th Edition. - Wiley; 5 edition, 2009, 672 p.
34. Servantes, Dan. Game Changing Data // Music Business Journal - Boston (Berklee College of Music), 2015. - Volume 10, Issue 5
35. Steiner G.A., Miner J.B. Management Policy and Strategy: Text, Readings and Cases. - New York, McMillan, 1977
36. Wind, J., Green, P.E., Shifflet, D., and Scarbrough, M. (1992). Courtyard by Marriott: Designing a hotel facility with consumer-based marketing models. In C. H. Lovelock (Ed.). Managing services: Marketing, operations, and human resources (2nd ed., pp. 118-137). Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall.
37. Zheng Xiang, Qianzhou Du, Yufeng Ma, Weiguo Fan, A comparative analysis of major online review platforms: Implications for social media analytics in hospitality and tourism, In Tourism Management, Volume 58, 2017, Pages 51-65
Источники:
38. Аэрофлот Inflight Magazine, Декабрь 2016
39. Богданов С. В. Стратегические коммуникации: концептуальные
подходы и модели для государственного управления // Государственное управление. Электронный вестник. Выпуск № 61. Апрель 2017 [электронный ресурс]. - URL:
https://istina.msu.ru/download/59455644/1dIV2r:bdpXEqlXDOyIR16EdL_t YKdolgk/
40. Бренд-бук W Hotels Worldwide | Holy Marketing Bible.
41. DIGITAL TRENDS HOTEL INDUSTRY // NET AFFINITY TRENDS REPORT [электронный ресурс]. - URL: http://blog.netaffinity.com/wp- content/uploads/2016/12/The-Net-Affinity-Digital-Trends-Report.pdf
42. Global Travel and Tourism Economic Impact Update August 2016 // Отчет World Travel & Tourism Council [электронный ресурс]. URL: http://www.wttc.org/-/media/files/reports/economic-impact-research/wttc- global-travel--tourism-economic-impact-update_july-2016_encrypted.pdf
43. Ivanova, M. Stakeholder model of hotel chains: a conceptual framework // SSRN Electronic Journal September 2011 [электронный ресурс]. - URL: http://ssrn.com/abstractM933240
44. Marriott International Inc / MD / FORM 10-K (Annual Report 2016)
[электронный ресурс]. - URL: http://files.shareholder.com/downloads/MAR/5836137288x0xS1628280-17- 1506/1048286/filing.pdf
45. The Ultimate Guide to Hotel Revenue Strategy // DuettoResearch.com
[электронный ресурс]. - URL:
http://www.duettoresearch.com/resources/ultimateguide.pdf
46. Tourism and Culture Synergies [электронный ресурс]. - URL: https://www.e-unwto.org/doi/pdf/10.18111/9789284418978
47. Travel Brands: A Social Media Journey // Media Mosaic [электронный
ресурс]. URL: http://www.media-mosaic.com/blog/wp-
content/uploads/2013/03/travel-brands.png
48. UNWTO Tourism Highlights 2016 Edition [Электронный ресурс]. - URL: http://www.e-unwto.org/doi/pdf/10.18111/9789284418145
49. W Hotels 2017 & Beyond
50. W Hotels Worldwide Marketing Manager Toolkit
Интернет-ресурсы:
51. Аккаунт Сергея Минаева в Facebook [электронный ресурс]. - URL:
https://www.facebook.com/minaevsergei/posts/1423425744352616 (Дата
обращения: 21.11.2016)
52. Бутик-отели как альтернатива // Коммерсант [электронный ресурс]. -
URL: https://www.kommersant.ru/doc/3440299 (Дата обращения:
18.04.2018)
53. Бэкон и Декарт / Русская историческая библиотека [Электронный ресурс]. - URL: http://rushist.com/index.php/philosophical-articles/2516- filosofiya-frensisa-bekona(Дата обращения: 08.01.2015)
54. Информационно-аналитическая система «Медиалогия» [электронный ресурс]. - URL: https://www.mlg.ru(Дата обращения: 18.04.2018)
55. Исследовательская компания Omnico [электронный ресурс]. - URL: http://www.omnicogroup.com/(Дата обращения: 05.12.2016)
56. Источник: http://blog.funsherpa.com/2012/10/travel-experience-trends/
(Дата обращения: 09.12.2016)
57. Источник: http://www.starwoodhotels.com/[электронный ресурс]. -
URL: http://www.starwoodhotels.com/element/support/faq/index.html#faq_conten t.xml-N100C1 (Дата обращения: 09.12.2016)
58. Компания «Marriott International» меняет рынок гостиничных услуг сегмента люкс [электронный ресурс]. - URL: http://prohotel.ru/news- 220011/0/ (Дата обращения: 05.01.2018)
59. Официальный аккаунт отеля Golden Apple в Facebook [Электронный
ресурс]. - URL: https://www.facebook.com/goldenappleboutiquehotel/
(Дата обращения: 21.11.2016)
60. Официальный аккаунт отеля W St. Petersburg [электронный ресурс]. -
URL: https://www.facebook.com/wstpetersburg/(Дата обращения:
18.12.2017)
61. Официальный сайт W Hotels [электронный ресурс]. - URL:
http://www.starwoodhotels.com/whotels/connect/mobile.html (Дата
обращения: 18.12.2017)
62. Официальный сайт гостиничной сети Marriott International, Inc.
[электронный ресурс]. - URL: http://www.marriott.com/(Дата
обращения: 26.12.2017)
63. Официальный сайт гостиничной сети Marriott International, Inc.
[электронный ресурс]. - URL:
http://www.marriott.com/marriott/aboutmarriott.mi(Дата обращения:
26.12.2017)
64. Официальный сайт гостиничной сети Marriott International, Inc.
[электронный ресурс]. - URL: http://www.marriott.com/marriott-
brands.mi (Дата обращения: 03.01.2018)
65. Официальный сайт отеля W St. Petersburg [электронный ресурс]. -
URL: http://deals.whotels. com/W - St-Petersburg-Hotel-3270/special-
offers?language=ru_RU&localeCode=ru_RU (Дата обращения:
18.12.2017)
66. Официальный сайт отеля W St. Petersburg [электронный ресурс]. -
URL: http://www.wstpetersburg.ru/whateverwhenever_ru (Дата
обращения: 18.12.2017)
67. Поколения X, Y, Z // Zillion - Образовательный ресурс [электронный ресурс]. - URL: http://zillion.net/ru/blog/316/pokolieniia-x-y-z-kak-v-nikh- razobrat-sia(Дата обращения: 05.03.2016)
68. Таиланд признан лучшим направлением года премии TTG Travel
Awards // Туристическое Управление Таиланда (ТАТ) [электронный ресурс]. - URL: http://tourismthailand.ru/tailand-priznan-luchshim-
napravleniem-goda-premii-ttg-travel-awards/ (Дата обращения:
16.12.2016)
69. [WEBINAR] 3 Hotel Technology Trends to Capitalize on in 2017 // Site
Minder [электронный ресурс]. - URL:
http ://www. siteminder.com/ event/hotel-technology-trends-webinar/ (Дата
обращения: 6.12.2016)
70. 2012 Trends Shaping the Travel Industry [электронный ресурс]. - URL:
http://blog.funsherpa.com/2012/10/travel-experience-trends/ (Дата
обращения: 09.12.2016)
71. A Review of Travel Chatbots // Medium [электронный ресурс]. - URL: https://medium.com/@Conversate/a-review-of-travel-chatbots- 17ce937e446b#.80m63uaeb(Дата обращения: 26.12.2016)
72. Armani Hotel Burj Khalifa, Dubai, United Arab Emirates // Hotel management [электронный ресурс]. - URL: http://www.hotelmanagement- network.com/projects/Armani(Дата обращения: 9.12.2016)
73. Bennett, Shea. 15 Hotel Marketing Trends for 2015 // AdWeek
[электронный ресурс]. - URL: http://www.adweek.com/socialtimes/hotel- marketing-trends-2015/612585(Дата обращения: 21.11.2016)
74. Brand equity ranking of luxury hotel brands in the U.S. 2012 (EquiTrend
score) [электронный ресурс]. - URL:
https://www.statista.com/statistics/236278/brand-equity-ranking-of-luxury- hotels-in-the-us/(Дата обращения: 05.01.2018)
75. CGA PEACH Research & Insight for the Out-Of-Home market
[электронный ресурс]. - URL: http://www.cgapeach.co.uk(Дата
обращения: 18.12.2016)
76. Daniells, K. Infographic: The Social Travel Revolution [электронный ресурс]. - URL: http://www.digitalbuzzblog.com/infographic-the-social- travel-revolution/(Дата обращения: 15.11.2016)
77. DeChellis, J. 2017 Technology Trends That Will Change Hotels // Duetto [электронный ресурс]. - URL: http://duettoresearch.com/2017-technology- trends-will-change-hotels/(Дата обращения: 25.12.2016)
78. Destination Thailand - новое мобильное приложение для туристов //
Туристическое Управление Таиланда (ТАТ) [электронный ресурс]. - URL: http://tourismthailand.ru/destination-thailand-novoe-mobil-noe-
prilozhenie-dlya-turistov/ (Дата обращения: 28.11.2016)
79. Direct and total contribution of travel and tourism to the global economy
from 2006 to 2015 (in trillion U.S. dollars) // Statista [электронный ресурс]. URL: https://www.statista.com/statistics/233223/travel-and-
tourism--total-economic-contribution-worldwide/ (Дата обращения:
2.12.2016)
80. Four Seasons Chat новый сервис от Four Seasons [электронный ресурс].
- URL: https://hoteliernews.ru/four-seasons-chat-novyy-servis-ot-four-
seasons/ (Дата обращения: 28.12.2017)
81. Freitag, Jan. Freitag’s 2017 forecast: Slower growth, more hurdles // Hotel
News Now [Электронный ресурс]. - URL:
http ://hotelnewsnow.com/Articles/92155/Freitags-2017-forecast-Slower- growth-more-hurdles(Дата обращения: 21.12.2016)
82. Global hotel industry retail value from 2010 to 2018 (in billion U.S. dollars)
// Statista [электронный ресурс]. - URL:
https://www.statista.com/statistics/247264/total-revenue-of-the-global-hotel- industry/(Дата обращения: 19.12.2016)
83. Global Passport Power Rank 2016 // Passport Index [электронный ресурс].
- URL: https://www.passportindex.org/byRank.php(Дата обращения:
16.12.2016)
84. Holmner, Cathrine. Moving Forward: New business models for the hotels of the future // Amadeus [электронный ресурс]. - URL: http://www.amadeus.com/hotels/newsrepository/articles/moving-forward- new-business-models-hotels-future/(Дата обращения: 19.12.2016)
85. Hotel Management Vol. 232, No. 12 | September 2017 [электронный
ресурс]. - URL:
http://www.hotelmanagementdigital.com/publication/?i=435860&p=1#"{"(Дата обращения: 18.12.2017)
86. Hotel Marketing Services [электронный ресурс]. - URL: http://www.netaffinity.com Hotel Booking Engine Provider. Marketing & Design for Hotels. (Дата обращения: 20.12.2016)
87. Hotel Industry Overview [электронный ресурс]. - URL:
https://www.statista.com/topics/1102/hotels/(Дата обращения: 09.02.2018)
88. How technology has transformed the travel industry // The Guardian [электронный ресурс]. - URL: https://www.theguardian.com/media- network/2016/feb/29/technology-internet-transformed-travel-industry-airbnb(Дата обращения: 27.12.2016)
89. Individual Passport Power Rank 2016 // Passport Index [электронный ресурс]. - URL: https://www.passportindex.org/byIndividualRank.php(Дата обращения: 16.12.2016)
90. Leading hotel companies worldwide as of June 2017, by number of
properties [электронный ресурс]. - URL: https ://www. statista.com/statistics/197869/us-hotel-companies-by-number- of-properties-worldwide/(Дата обращения: 18.12.2017)
91. Lutz, Didi. Why Public Relations Should be Part of the Hotel's Executive
Team [электронный ресурс]. - URL:
http://hotelexecutive.com/business_review/358/why-public-relations-should- be-part-of-the-hotels-executive-team(Дата обращения: 11.12.2016)
92. Marriott 2015 Annual Report [электронный ресурс]. - URL:
http://investor.shareholder.com/mar/marriottAR15/index.html (Дата
обращения: 29.12.2017)
93. Marriott International Development [электронный ресурс]. - URL: https://hotel-development.marriott.com/(Дата обращения: 26.12.2017)
94. May, K. British Airways lets you discover trips using emojis // TNooz [электронный ресурс]. - URL: https://www.tnooz.com/article/british- airways-lets-you-discover-trip-using-emojis/(Дата обращения: 27.12.2016)
95. Millennials actually more interested in luxury hotel services than Boomers
[электронный ресурс]. - URL: https://www.tnooz.com/article/millennials- actually-interested-luxury-hotel-services-boomers-infographic/ (Дата
обращения: 30.11.2016)
96. Number of Marriott International hotels worldwide from 2009 to 2016
[электронный ресурс]. - URL:
https://www.statista.com/statistics/247285/number-of-marriott-international- hotels-worldwide/(Дата обращения: 26.12.2017)
97. Number of Starwood Hotels & Resorts properties worldwide from 2013 to 2015, by geographical region [электронный ресурс]. - URL: https://www.statista.com/statistics/257059/starwood-hotels-und-resorts- number-of-properties-by-region-worldwide/(Дата обращения: 30.12.2017)
98. Number of Starwood Hotels & Resorts properties worldwide in 2015, by
brand [электронный ресурс]. - URL:
https ://www. statista.com/statistics/257066/starwood-hotels-und-resorts- number-of-properties-by-brand/(Дата обращения: 30.12.2017)
99. Occupancy rate of Marriott International hotels worldwide from 2010 to
2016, by region [электронный ресурс]. - URL:
https ://www. statista.com/statistics/271096/occupancy-rate-of-marriott- international-inc-hotels-worldwide/(Дата обращения: 29.12.2017)
100. Pathak, M. How important is Online Reputation Management for Hotels? // Hotel Ogix [электронный ресурс]. - URL: http://www.hotelogix.com/blog/2014/08/12/how-important-is-online- reputation-management-for-hotels(Дата обращения: 26.12.2016)
101. Population Pyramids of the World [электронный ресурс]. - URL:
https://populationpyramid.net/united-states-of-america/2016/ (Дата
обращения: 05.03.2016)
102. Press Release «Technology in hospitality is an underused driver for
sales» [электронный ресурс] - URL:
http://www.realwire.com/releases/Technology-in-hospitality-is-an- underused-driver-for-sales(Дата обращения: 16.12.2016)
103. Smariga, T. Travel Bots Are On the Rise In 2017 // Net Affinity [электронный ресурс]. - URL: http://blog.netaffinity.com/travel-bots/(Дата обращения: 26.12.2016)
104. StayNTouch | Hotel Software [электронный ресурс]. - URL: http://www.stayntouch.com(Дата обращения: 16.12.2016)
105. The Future for Online Travel Startups is Growth Oriented
#Infographic [электронный ресурс]. - URL:
http://www.visualistan.com/2016/10/the-future-for-online-travel-startups-is- growth-oriented.html(Дата обращения: 19.12.2016)
106. The Global Hotel Industry and Trends for 2016 // Hospitality Net
[электронный ресурс]. - URL:
http://www.hospitalitynet.org/news/4073336.html(Дата обращения:
19.12.2016)
107. The Hotel Of The Future: A Modern, Customized Experience [Infographic] // Forbes [электронный ресурс]. - URL: http://www.forbes.com/sites/samsungbusiness/2015/09/21/the-hotel-of-the- future-a-modern-customized-experience-infographic/#367c328a8c01(Дата обращения: 24.12.2016)
108. Ting, D. More Hotels Are Planning to Use Location-Based Services to Interact With Guests // Skift [электронный ресурс]. - URL: https://skift.com/2016/12/14/more-hotels-are-planning-to-use-location- based-services-to-interact-with-guests/(Дата обращения: 26.12.2016)
109. Top five hotel technology trends [электронный ресурс]. - URL:
https://www.tnooz.com/article/hotel-technology-trends-erevmax (Дата
обращения: 05.12.2016)
110. W Hotels Store [электронный ресурс]. - URL: http://europe.whotelsthestore.com/en/(Дата обращения: 18.12.2017)
111. Welcoming Countries Rank 2016 // Passport Index [электронный ресурс]. - URL: https://www.passportindex.org/byWelcomingRank.php(Дата обращения: 16.12.2016)
112. What’s the Difference Between Gen Y and Gen Z? // AdWeek
[электронный ресурс]. - URL: http://www.adweek.com/socialtimes/whats- the-difference-between-gen-y-and-gen-z-infographic/631085 (Дата
обращения: 06.03.2016)
113. When Ernest Hemingway took back the Ritz bar // The Local [электронный ресурс]. - URL: http://www.thelocal.fr/20140822/when- hemingway-took-back-the-ritz-bar(Дата обращения: 09.11.2016)